Научная статья на тему 'Сетевые аспекты когнитивных технологий и их социоантропологические проекции [4'

Сетевые аспекты когнитивных технологий и их социоантропологические проекции [4 Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
353
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
НБИКС-ТЕХНОЛОГИИ / КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гримов Олег Александрович

В статье раскрывается содержание и основные характеристики когнитивных технологий. Автором предложено различение когнитивных технологий как проектов по улучшению человеческой функциональности и основанных на когнитивных технологиях сетевых проектов. На основе концептуальной модели социо-антропологических проекций конвергирующих НБИКС-технологий В.Г. Буданова анализируются последствия развития и внедрения когнитивных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевые аспекты когнитивных технологий и их социоантропологические проекции [4»

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_______________

УДК 316.77

Гримов Олег Александрович

преподаватель ЮЗГУ, г. Курск, РФ E-mail: grimoleg@vandex.ru

СЕТЕВЫЕ АСПЕКТЫ КОГНИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ СОЦИОАНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ1

Аннотация

В статье раскрывается содержание и основные характеристики когнитивных технологий. Автором предложено различение когнитивных технологий как проектов по улучшению человеческой функциональности и основанных на когнитивных технологиях сетевых проектов. На основе концептуальной модели социо-антропологических проекций конвергирующих НБИКС-технологий В.Г. Буданова анализируются последствия развития и внедрения когнитивных технологий.

Ключевые слова

НБИКС-технологии, когнитивные технологии, сетевые проекты.

Современное состояние развития науки, техники и образования, определяющих в совокупности цивилизационные контуры, остро ставит вопрос о переосмыслении взаимных соотношений таких значимых феноменов, как коммуникация, технология, знание. Одним из актуальнейших явлений в данной сфере становится конвергенция различных научных сфер, что говорит о сближении их предметных областей, формировании единого проблемного поля и необходимости выработки единой, комплексной методологии. На современном этапе это отражается в феномене НБИКС-технологий, изучение которых требует синергетического [1] и системного подходов [2].

Одним из наиболее значимых аспектов НБИКС-технологий являются когнитивные технологии. Данное понятие является достаточно многогранным. Рассмотрим далее основные характеристики когнитивных технологий.

Так, В.И. Кудашов пишет: «Когнитивные технологии - это система методов, алгоритмов и программ, моделирующих и усиливающих познавательные способности людей для решения практических задач -распознавания образов и речи, выявления и идентификации закономерностей в массивах данных, проектирования сложных систем, принятия решений в условиях недостаточности информации и т.д.» [4, с. 43]. При этом, как он отмечает: «когнитивные технологии основаны на изучении сознания, познания, различных особенностей мыслительного процесса и когнитивного поведения живых и мыслящих существ как с нейрофизиологической и молекулярно-биологической позиции, так и с помощью гуманитарных подходов» [4, с. 43].

Похожее определение даёт Г.Г. Малинецкий: «Когнитивные технологии - способы и алгоритмы

достижения целей субъектов, опирающиеся на данные о процессах познания, обучения, коммуникации, обработки информации человеком и животными, на представление нейронауки, на теорию самоорганизации, компьютерные информационные технологии, математическое моделирование элементов сознания, ряд других научных направлений, ещё недавно относившихся к сфере фундаментальной науки» [5].

На основе анализа данных определений можно заключить, что когнитивные технологии невозможно рассматривать в отрыве от информационных (в частности, сетевых) технологий, их конвергентное развитие является следствием общецивилизационной эволюции и на конкретном этапе исторического развития формирует особую матрицу возможностей и потребностей человека. Междисциплинарный статус когнитивной науки определяется тем, что она представляет собой синтез естественнонаучного и гуманитарного знания и опирается на достижения философии, лингвистики, нейрофизиологии, психологии, информатики, кибернетики.

1 Работа выполнена при поддержке гранта РНФ, проект №15-18-10013 «Социо-антропологические измерения конвергентных технологий».

56

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х________

В рамках настоящего исследования можно выделить два вида когнитивных технологий:

1) когнитивные технологии как проекты по улучшению человеческой функциональности. К ним можно отнести технологии и проекты, связанные с нейропрограммированием, компьютерным моделированием элементов сознания, созданием искусственного интеллекта, улучшением работы мозга на нейроуровне. К подобным проектам можно отнести проект «Когном» Р. Хорна, который направлен на нивелирование биологических, информационных и когнитивных онтологических границ человеческой природы и предполагает построение конвергентной коммуникационной картины мира на основе создания нейрокомпьютерных интерфейсов в русле улучшения человеческой функциональности [6];

2) основанные на когнитивных технологиях сетевые проекты, предназначенные для решения конкретных прикладных задач. При этом под сетевым проектом мы понимаем совместную учебную, познавательную, научно-исследовательскую, творческую или игровую деятельность определённого количества участников, организованную с применением средств Интернет-коммуникации и иных информационно-сетевых технологий, общих достижений когнитивной науки, имеющую общую проблему и ориентированную на достижение совместного результата.

Актуальным является вопрос анализа последствий развития и внедрения когнитивных и информационных технологий. В данном случае речь идёт о разработке сценариев и стратегий цивилизационного развития, рассматриваемого уже на уровне НБИКС-технологий в целом. В этой связи важную концептуальную модель социо-антропологических проекций конвергирующих НБИКС-технологий предложил В.Г. Буданов. Он пишет: «NBICS-технологии являются адекватным отражением взаимосвязанных процессов, происходящих в природе, обществе, человеке. Они способны не только помогать человеку изменять мир, но и создавать новые саморазвивающиеся миры: Природа — 2.0 (техномиры) и Природа — 3.0 (нейромиры), с которыми человек может сотрудничать, или полностью раствориться в них. Не исчез и тысячелетний проект обожения человеческого существа — мы преобразуем не природу и материю, но себя через духовные практики, восходя к человеку совершенному, соединяясь с Ноосферой» [3, c. 32].

Широта возможных последствий развития NBICS-технологий в целом относима также и конкретно к когнитивным технологиям. Рассмотрим вероятность реализации трёх указанных В.Г. Будановым сценариев и раскроем их потенциальное содержание применительно к когнитивным технологиям:

1) создание Природы 2.0. (техномиры). Развитие и применение связанных с когнитивными технологиями сетевых проектов, будучи основано, в том числе, на современных средствах коммуникации и связи - то есть, на последних достижениях информационных технологий, - всё же не предполагает создание техномира как подавляющей онтологической модальности своей основной целью. Широкие перспективы технизации открываются при обращении к более общему пониманию когнитивных технологий, охватывающих, в том числе, проблемы создания новых нейрокомпьютерных интерфейсов в режиме диалога «компьютер-мозг», нейропрограммирования, компьютерного моделирования элементов сознания, направленных на решение важнейшей задачи когнитивных технологий - создание искусственного интеллекта, создающих принципиально новые технические артефакты и расширяющих функциональность старых форм техники. В этом аспекте особенно отчётливо наблюдается создание гибридных социотехнических систем, наделённых субъектностью, что свойственно модели техномира (Природы 2.0.);

2) создание Природы 3.0. (нейромиры). Данный сценарий следует считать одним из наиболее реальных. Уход человека в виртуальную реальность нейромира, в его информационную матрицу представляется очень актуальным уже в настоящее время в условиях множественной массовой киберкоммуникации (включающей диалоговые формы взаимодействия между индивидами, индивидом и техникой, частично - между техникой и техникой) - на основе создания различных форм искусственного интеллекта. Репрезентантом зарождающегося нейромира можно назвать распределённые когнитивные системы, наблюдаемые при реализации сетевых проектов, основанные на едином когнитивном пространстве, соединении эмоциональной энергии, когнитивной активности пользователей в их синергетическом взаимодействии, опосредованном компьютерной коммуникацией. Дальнейшее развитие и усложнение сетевых проектов и когнитивных технологий может пойти по пути внедрения соответствующих интерфейсов

57

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_________________________

не только в утилитарные, но и в обыденные практики индивида, что в итоге приведёт к поглощению его бытия различными информационно-коммуникативными сверх-структурами;

3) «обожение человеческого существа». Данный ноосферный проект может быть реализован посредством развития внутренних техник и естественных способностей человека. К обожению человеческого существа по определению нельзя отнести различные техники и практики, изменяющие его природу как биологического вида, затрагивающие фундаментальные основания онтологии человека, поскольку речь идёт о развитии внутренней природы и духовной сущности человека и формировании сверхчеловека в метафизическом, но не техническом измерении. Несомненно, возможности человека при его разнообразных трансгуманистических модификациях существенно расширяются, он приобретает определённые возможности творца, но представляет собой по сути уже антропотехнический гибрид.

Преобразование внутренней природы человека возможно при его когнитивной и познавательной активности, задействованной в сетевых проектах. Основой же совершенствования сущности человека по движению к метафизическим проектам сверхчеловека является удовлетворение потребности в творчестве и самоактуализации. В условиях сетевых проектов благодаря свободному характеру коммуникации, сетевой природе взаимодействия, открытости, добровольному характеру вхождения в группу наблюдаются широкие возможности для индивидуального и коллективного творчества как по развитию уже имеющегося, так и по созданию принципиально нового знания. Именно свободная многопользовательская среда социально-сетевых ресурсов определяет их потенциал для творчества человека, развивающего и гармонизирующего его природу. Список использованной литературы:

1. Аршинов В.И. Проблема управления NBIC-конвергенцией: синергетический аспект // XII Всероссийское совещание по проблемам управления ВСПУ-2014. Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. - 2014. - С. 7704-7708.

2. Асеева И.А., Пащенко Е.Н., Кравченко О.А. Гуманитарные аспекты NBICS-технологий: системный подход // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. - №6(51). - Ч. 1. - С. 78-80.

3. Буданов В.Г. Концептуальная модель социо-антропологических проекций конвергирующих NBICS-технологий // Социо-антропологические ресурсы трансдисциплинарных исследований в контексте инновационной цивилизации [Текст]: Сборник научных статей / Отв. ред. И.А. Асеева. - Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, ЗАО «Университетская книга». - 2015. - С. 24-34.

4. Кудашов В.И. Когнитивные и социальные технологии в обществе знания // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития. - Одесса, Купренко. - 2012. - С. 42-45.

5. Малинецкий Г.Г., Маненков С.К., Митин Н.А., Шишов В.В. Когнитивный вызов и информационные технологии // Препринты ИПМ им. М.В.Келдыша. - 2010. - №46. - 28 с. Электронный ресурс: http://librarv.keldvsh.ru/preprint.asp?id=2010-46

6. Электронный ресурс: http://web.stanford.edU/~rhorn/a/topic/cognom/tocCncptlzHumnCognome.html

© О.А. Гримов, 2015

УДК 17.021

Зимбули Андрей Евгеньевич

Доктор филос. наук, профессор РГПУ, Санкт-Петербург, РФ E-mail: zimbuli@yandex.ru

СПЛЕТНЯ И ДОНОС: ЭТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация

В статье рассматривается такое нравственно значимое явление культуры, которое обозначается понятиями «сплетня» и «донос». Их роднит то, что и там, и там третьим лицам передаётся негативная

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.