Научная статья на тему 'СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ КАК ВЗАИМОВЫГОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МАЛЫХ ГОРОДОВ'

СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ КАК ВЗАИМОВЫГОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МАЛЫХ ГОРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ГОРОДА / СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ТРАНСПОРТНЫЙ КЛАСТЕРА / СЕТЕВАЯ ТОРГОВЛЯ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Беляев А.Г.

В данной статье рассматриваются возможности сетевого сотрудничества малых городов и районных центров на примере Псковской области. Выделены направления, которые могли бы стать приоритетными для сетевого развития экономических отношений между малыми городами региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Беляев А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ КАК ВЗАИМОВЫГОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МАЛЫХ ГОРОДОВ»

3 К О Н О М И

4 Е С К И Е

НАУКИ

А.Г. Беляев

СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ КАК ВЗАИМОВЫГОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МАЛЫХ ГОРОДОВ

В данной статье рассматриваются возможности сетевого сотрудничества малых городов и районных центров на примере Псковской области. Выделены направления, которые могли бы стать приоритетными для сетевого развития экономических отношений между малыми городами региона.

Ключевые слова: малые города, сетевое сотрудничество, сетевое взаимодействие, малый бизнес, транспортный кластера, сетевая торговля, туристско-рекреационнойая сфера.

Эффективное управление развитием малого города невозможно сегодня рассматривать без партнерства, построенного на широком сетевом взаимодействии, охватывающем малое поселение, районные муниципальные образования и региональный центр. В современных условиях свободных экономических платформ, сложных социально-экономических проблем, сетевое взаимодействие способно не только учитывать интересы всех сторон, но и позволяет кардинально улучшить условия жизни, как населения малого города, так и региона в целом. В данном контексте на наш взгляд, основу концепции сетевого взаимодействия трех основных составляющих должен формировать механизм взаимовыгодного сотрудничества, осуществляемый в условиях действия конкретной стратегии [3, с.100].

Прямым примером развития сетевого сотрудничества могут выступить малые города Псковской области. Так, например, для такого малого города Псковской области как город Остров с численностью населения в 20506 человек, сетевое взаимовыгодное сотрудничество может быть выражено на начальном этапе своего становления в следующих направлениях: транспортное, туристическое и торговое [1].

© Беляев А.Г., 2021.

Научный руководитель: Дубовик Майя Валериановна - доктор экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, ЧОУ ВО «Академия управления и производства», Россия.

Город Остров находится в 56 км. от города Пскова (на территории города находится более 30 исторических достопримечательностей), в 55 км. от малого поселения Пушкинские Горы (г. Пушкинские Горы - колыбель русской поэзии), в 79 км. от малого города Печоры (г. Печоры - древняя святыня: крепости, поместья, целебные источники и, конечно же, Псково-Печерский монастырь. Более 20 памятников истории) и расположен в юго-западной части Псковской области. От латвийской границы его отделяют всего 80 км [2].

Такое местоположение малых городов, каждый из которых сам по себе обладает большим туристским потенциалом, связанным с уникально историко-культурным и природным наследием, находится вблизи основных федеральных трасс, напрямую способствует созданию транспортного кластера, способного охватить и развить такие направления как: 1) туризм; 2) формирование эффективной транспортной инфраструктуры и многофункциональных складских комплексов; 3) стать импульсом для современного развития деятельности транспортных и дорожных организаций. В становлении направлений транспортного кластера выше перечисленных малых городов будет способствовать и тот факт, что Псковская область является приграничным регионом - она граничит с Эстонией, Латвией и Белоруссией.

Результатом реализации выделенных направлений станет сокращение ряда существенных проблем малых городов региона, среди которых низкая развитость логистической инфраструктуры, отсутствие эффективного спецмеханизма, ориентированного на взаимодействие нескольких видов транспорта.

Таким образом, грамотно выстроенная система взаимодействия малых городов Псковской области (г. Острова, г. Пушкинские Горы, г. Печоры), а также их муниципальных образований в рамках выгодного сотрудничества позволит на наш взгляд, опираясь на их экономические рычаги, добиться не только роста экспортных и транзитных перевозок, но и привлечь дополнительных перевозчиков. Кроме того, у малых городов региона, появится возможность сформировать действенные условия для развития комплексной туристической инфраструктуры и развития туристско-рекреационного продукта, в которых они так нуждаются при поддержке региональных органов власти.

Развитие туристско-рекреационной сферы малых городов и районных центров региона на взаимовыгодных условиях позволит:

1) в рамках сетевого взаимодействия обеспечить рост доходности малых городов, за счет увеличения потоков туристов на их территории и как сопутствующий фактор, будет способствовать развитию и экономической стабилизации смежных с ним отраслей;

2) улучшить социально-экономические показатели не только малых городов, но и региона в целом, повысив качество жизни его населения;

3) дать толчок развитию инвестиционных площадок.

По-другому говоря, соблюдая принципы взаимовыгодного сотрудничества, малые города региона смогут перенаправить свою демографическую ситуацию в сторону улучшения, увеличить свой экономический вектор развития и его потенциал, упрочить свою значимость. При этом опорной точкой эффективного взаимодействия должна стать региональная многоступенчатая стратегия, объединяющая в себе многоплановый комплекс инициатив и программ малых городов региона.

В рамках вопроса развития сетевого взаимовыгодного сотрудничества между малыми городами Псковской области, их районными центрами, региональными органами власти актуальность приобретает и вопрос сетевой торговли. Сетевая торговля обладает очень большой значимостью для малых городов, так как обеспечивает потребность и доступность в разнообразных товарах различного уровня, способствует оказанию населению товарных конкурентоспособных услуг [4, с. 216]. Как показывают проведенные исследования, торговые сети малых городов, в т.ч. и Псковской области представлены преимущественно в виде продуктовых супермаркетов. При этом, действующая практика работы магазинов районных потребительских обществ в малых городах региона себя изживает, оставаясь актуальной для отдаленных сельских поселений. Отсутствие комплексных программ экономического развития и эффективных направлений взаимовыгодного союза РАЙПО и местных органов власти привело к тому, что данная форма утратила свою эффективность, выгодность и не способна сегодня приносить ожидаемый доход. Самым главным минусом магазинов РАЙПО сегодня является их неспособность конкурировать. Как правило, потери конкурентности приводят к ликвидации торговых точек, сокращению персонала, снижению доходности местного бюджета и прочим последствиям.

На наш взгляд, дальнейшее развитие сетевой торговли по различным направлениям, на уровне малых городов региона, в перспективе должно строиться на основе следующих приоритетных задач эффективного управления:

формирование сетевой торговли, опираясь на местный малый бизнес малых поселений, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность в сфере торговли, производства и оказания услуг;

усиление взаимодействия сетевой торговли с предприятиями общественного питания малых поселений, производителями сельскохозяйственной продукции, фермерами на условиях взаимовыгодного сотрудничества и распределения доходов;

развитие около торговой инфраструктуры; привлечение инвестиций крупных российских сетей. Решение данных задач:

-даст толчок росту общеэкономического потенциала не только малых поселений, но и районных территорий и, как следствие, будет способствовать росту занятости населения, пополнению бюджета;

-приведет к увеличению продаж сельскохозяйственной продукции, а значит, окажет положительное влияние на развитие сельскохозяйственных отраслей, малого бизнеса;

-позволит развивать сопутствующие отрасли, такие как логистика и транспорт; -будет способствовать привлечению новых производителей;

-позволит сосредоточить в одной точке информационные, трудовые и технические ресурсы; В совокупности региональный и местные бюджеты смогут добиться роста налоговых доходов, торговая отрасль малых городов и региона способна будет обеспечить себя возможностью получения активных финансовых вложений.

Таким образом, сетевое взаимовыгодное сотрудничество способно помочь решить достаточно знаковые и очень актуальные вопросы в сфере социально-экономических показателей развития малых поселений, районов и региона в целом.

Библиографический список

1.Оценка численности постоянного населения по муниципальным образованиям Псковской области на 1 января 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pskovstat.gks.ru/storage/mediabank/nas200325 1 .htm

2.Официальный сайт Островского района [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ostrov.reg60.ru/ora-jone/ekonomika/investicionnyj-potencial

3.Оборин М.С., Пахалов А.М., Шерешева М.Ю. Эффективность стратегического планирования развития малых городов на основе сетевого механизма координации // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. - 2017. - № 4. - С. 100-117.

4.Майорова Е.А. Анализ развития сетевой торговли в регионах России // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - Т. 8. № 1(26). - С. 216-218

5.Шерешева М.Ю., Оборин М.С., Дунаева С.О. Анализ производственно-транспортной инфраструктуры регионов в целях формирования логистических сетей // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения.- 2017. - № 3 (35). - С. 63-79.

БЕЛЯЕВ АНДРЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ - магистрант, ЧОУ ВО «Академия управления и производства», Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.