Научная статья на тему 'Сетевой образовательный проект "Инженерия": опыт реализации'

Сетевой образовательный проект "Инженерия": опыт реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC
134
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ТЕХНИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ИНЖЕНЕРИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щемелева Юлия Борисовна

Рассматриваются исторические предпосылки обучения детей по дополнительным образовательным программам технической направленности, показывается их популярность и актуальность с точки зрения экономического развития Российской Федерации. Описывается опыт реализации сетевого образовательного проекта «Инженерия», реализуемого Центром дополнительного образования «Эрудит» и филиалом Южного федерального университета в городе-курорте Геленджик Краснодарского края. Система дополнительного образования детей рассматривается как особый кластер образовательной системы, способный связать воедино профориентационную работу и послешкольное профессиональное образование. Обосновывается основа успешной реализации указанного проекта, как триединый фактор, сочетающий педагогический опыт профессорско-преподавательского состава вуза, опыт работы с одаренными детьми педагогов дополнительного образования, инновационные подходы студенческой молодежи, выступающей в роли наставников. Показывается соотношение перечня дополнительных образовательных программ технической направленности, реализуемых в рамках сетевого образовательного проекта "Инженерия", с приоритетными направлениями развития науки, техники и технологий в РФ. Указывается, что результатом реализации данного проекта является абитуриент вуза, не только ориентированный на технические направления, но и имеющий начальную довузовскую подготовку по актуальным техническим направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щемелева Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевой образовательный проект "Инженерия": опыт реализации»

Сетевой образовательный проект «Инженерия»: опыт реализации

Щемелева Юлия Борисовна

кандидат технических наук

доцент кафедры Естественных и гуманитарных наук Филиала Южного федерального университета в

г.Геленджике

353460, Россия, Краснодарский Край край, г. Геленджик, ул. Заставная, 10а

И da-yula@yandex.ru

Статья из рубрики "Современные стратегии и модели образования"

Аннотация.

Рассматриваются исторические предпосылки обучения детей по дополнительным образовательным программам технической направленности, показывается их популярность и актуальность с точки зрения экономического развития Российской Федерации. Описывается опыт реализации сетевого образовательного проекта «Инженерия», реализуемого Центром дополнительного образования «Эрудит» и филиалом Южного федерального университета в городе-курорте Геленджик Краснодарского края. Система дополнительного образования детей рассматривается как особый кластер образовательной системы, способный связать воедино профориентационную работу и послешкольное профессиональное образование. Обосновывается основа успешной реализации указанного проекта, как триединый фактор, сочетающий педагогический опыт профессорско-преподавательского состава вуза, опыт работы с одаренными детьми педагогов дополнительного образования, инновационные подходы студенческой молодежи, выступающей в роли наставников. Показывается соотношение перечня дополнительных образовательных программ технической направленности, реализуемых в рамках сетевого образовательного проекта "Инженерия", с приоритетными направлениями развития науки, техники и технологий в РФ. Указывается, что результатом реализации данного проекта является абитуриент вуза, не только ориентированный на технические направления, но и имеющий начальную довузовскую подготовку по актуальным техническим направлениям.

Ключевые слова: Сетевой образовательный проект, техническое направление, техническое образование, дополнительное образование детей, инженерия,

про фе с с иона льно е о бра з о в а ние , ра з в итие с ис те мы обр а з о в а ния , фо рмиров а ние технического мышления, техника и технологии, инженерное образование

DOI:

10.7256/2454-0676.2018.4.27734

Дата направления в редакцию:

22-10-2018

Дата рецензирования:

10.7256/2454-0676.2018.4.27734 23-10-2018

Сетевой образовательный проект «Инженерия»: опыт реализации

Развитие техники и технологий - признак эволюции человечества. Труд создал человека в его современном облике. Человек же создал и продолжает создавать технические приспособления, чтобы облегчить свой труд. Принято считать, что 700-600 тыс. лет до н. э. - это примерный период начала развития техники, связанный с возникновением, развитием и распространением простых орудий труда в условиях первобытнообщинного способа производства. {1, 2} Очевидно, что ни тот, ни более поздние этапы развития техники не создали предпосылок для возникновения институтов обучения техническим наукам. Хотя уже в 4-5 веках до н.э. существовали достаточно сложные орудия труда, приводимые в действие силами природы и человека, но основы управления ими, способы их изготовления передавались, что называется, «из уст в уста».

Лишь в XIV-XV веках возникли предпосылки для создания машинной техники, примерно с XV века началось интенсивное развитие техники. Технические приспособления стали усложняться, как и процесс управления ими. Производство от кустарного стало переходить к массовому, поточному. Передача технологий «от отца к сыну» стала невозможной: технические изделия усложнились настолько, что возникла необходимость специальных знаний и умений, чтобы создавать такую технику, эксплуатировать и совершенствовать ее. Все это явилось предпосылкой для начала становления технических наук.

Начало XVIII века стало переломной точкой развития технической цивилизации. Техника и технологии развились до уровня, требующего специальных знаний, что породило необходимость появления учебных заведений, дающих такие знания. Появились машины, обеспечивающие промышленное производство экономически необходимых видов продукции. И появились предприятия, производящие и обсуживающие эти машины. Техническая эволюция породила необходимость технического образования. Образование вышло за рамки гуманитарного, философского, направленного на естественнонаучные аспекты, ориентированного лишь на познание человека и окружающей его природы. Классические университеты (высшие учебные заведения), появление которых относят к XII веку, когда была основана Константинопольская или Магнаврская школа, перестали быть лишь гуманитарно ориентированными. В них начали преподавать технические науки.

Начало истории развития технического образования в России связано с периодом правления Петра I. Именно тогда началось строительство фабрик, заводов, городов, развитие промышленности, внешней и внутренней торговли. Все это требовало большого количества специально обученных людей - узкопрофильных профессионалов: офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, государственных служащих, учителей. Назрела необходимость проведения реформы просвещения. {3} Государство стало организовывать светские государственные учебные заведения - навигацкие, математические, медицинские, горные и другие училища. Тогда были открыты Школа математических и навигацких наук (1701), Артиллерийско-инженерная (Пушкарская) школа, медицинская школа (1707), Морская академия (1715), инженерная школа (1719). Именно период правления Петра I явился отправной точкой развития современной системы технического образования в России. И это поступательное развитие продолжается и по сей день.

Государство на всех этапах развития общества уделяет немалое внимание вопросам развития системы образования. Не является исключением и современная Россия. Так Президент России Владимир Путин на заседании президиума Госсовета в Ростове-на-Дону (февраль 2018г.) призвал власти регионов активнее содействовать промышленному росту. По словам главы государства, есть несколько важных направлений, в которых надо сосредоточить усилия. «С этого года в регионах стартует программа повышения производительности труда. Я призываю руководителей субъектов Федерации активно включиться в эту работу, оказывать всё необходимое содействие и работодателям, и сотрудникам», — заявил Путин. В качестве примера эффективного производства президент назвал предприятия «Ростсельмаша», где 41 процент работников имеют высшее образование. {4} Это высказывание можно трактовать как прямой призыв к повышению востребованности в российском сегменте промышленности специалистов с высшим образованием, в том числе техническим.

Вопросы конкретно технического образования не раз поднимались и продолжают подниматься Президентом России. Так на заседании Совета при Президенте по науке и образованию (23.06.2014г.) Владимир Путин заявил, что необходимо предпринимать «конкретные шаги по модернизации отечественной системы инженерного образования. Знаете, где ни бываю в последнее время, постоянно так или иначе, в том или ином контексте этот вопрос поднимается: для России, для нашей экономики, для промышленности, для АПК - вопрос определяющий». {5}

Обозначив актуальность технического образования (как в мировом масштабе, так и на уровне России), определим возможные ступени его получения. Система образования в России структурирована и включает ряд звеньев {6}:

- система дошкольного воспитания и образования;

- общеобразовательная школа;

- профессионально-техническое образование;

- среднее профессиональное образование;

- высшее образование;

- послевузовское образование;

- система переподготовки специалистов.

Общеобразовательная школа, как правило, не дает четкой профессиональной ориентации: ее задачей является закладывание общей базы образования, осознания человека как члена общества. При этом к моменту окончания общеобразовательной школы молодой человек должен определить вектор своего дальнейшего образования, своей будущей профессиональной деятельности. Далее все просто. Профессиональные образовательные программы разных уровней образования с переходом на обновленные ФГОС становятся все более интегрированы друг с другом: дисциплины более высокого уровня образования базируются на дисциплинах более низкого уровня, развивая полученные на предыдущем уровне компетенции.

Возникает вопрос: на основании чего молодому человеку следует определяться с вектором своего дальнейшего развития? Кто подскажет, какие существуют, в принципе, возможности, учебные заведения, профессии. И, раз уже мы ведем речь о техническом

образовании, в какую отрасль техники и технологий обратить свой взгляд?

Нам видится, что в этой ситуации следует обратиться к еще одному типу образовательных организаций, составляющему отдельный кластер. Речь идет о системе дополнительного образования детей и взрослых. Ее уникальность состоит в том, что эта образовательная система не имеет строгой возрастной привязки или требований наличия какого-либо уровня образования.

В целях реализации указа Президента от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» {8}, распоряжением Правительства от 4 сентября 2014 года №1726- р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей {9}, предусматривающая государственную поддержку. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года №729- р утвержден план мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции дополнительного образования детей {10}.

Система дополнительного образование детей в России с успехом отметила вековой рубеж и продолжает развиваться несбавляемыми темпами. Это обусловлено повышением общего культурного уровня жизни населения страны и, как следствием, озабоченностью родителей всесторонним развитием своих чад. Как правило, в системе дополнительного образования большой популярностью пользуются программы развития творческого потенциала, программы изучения иностранных языков, программы целевой подготовки. {11}

В последнее десятилетие все больше родителей осознают необходимость обучения детей по программам дополнительного образования технической направленности. Этот интерес обуславливается пристальным вниманием к развитию технического сектора экономики со стороны правительства. В послании Федеральному собранию в марте 2018 года Президент Владимир Путин заявил, что «стране необходимо поймать волну технологической революции, так как отставание в этой сфере угрожает потерей суверенитета в масштабах мировой экономической конкуренции». {12}

Дополнительные образовательные программы технической направленности ориентированы на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности. Обучение по программам технической направленности способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. {11}

Нам видится, что система дополнительного образования (в частности, детей) должна стать той платформой, которая возложит на себя роль профориентационной направляющей, даст возможность ребенку, молодому человеку не только реферативно познакомиться с существующими техническими специальностями, но и попробовать реализовать себя в них (пусть и на учебно-ознакомительном, но все же практикоориентированном уровне).

Именно на основе этих постулатов в городе-курорте Геленджик в 2016 году начата реализация сетевого проекта «Инженерия». Инициаторами проекта выступили МАОУ ДО «Центр дополнительного образования «Эрудит» и филиал Южного федерального университета в г.Геленджике, между которыми был заключен договор о сетевом взаимодействии. Совместными усилиями педагогов этих образовательных учреждений,

на общих научных и учебных площадках началась комплексная подготовка детей по программам сетевого проекта «Инженерия».

Основой реализации проекта явилось то, что Центр «Эрудит» реализуется целый спектр программ, направленных на техническую подготовку детей. Обучение в рамках проекта осуществляется по следующим программам:

- Lego-робототехника;

- Авиа моделирование;

- Юный архитектор;

- Инженерная экология;

- 3d-прототипирование;

- Программирование;

- Мой компьютер (офисные пакеты);

- Основы инженерного конструирования;

- Черчение;

- Морс ка я инж е не рия (в пр о е кте );

- Малая академия наук «Эрудит» (изобретательская деятельность);

- Малая академия наук «Эрудит» (инновационная деятельность).

Сетевой проект запущен, успешно функционирует и уже дает свои результаты. По нашему мнению, этому способствуют несколько факторов.

Во-первых, основой реализации проекта являются две давно зарекомендовавшие себя в городе организации: МАОУ ДО «Центр дополнительного образования «Эрудит» и филиал Южного федерального университета в г.Геленджике.

Вторым немаловажным фактором является кадровый состав, обеспечивающий реализацию проекта.

Здесь можно выделить три составляющие:

1) педагогический состав системы дополнительного образования, имеющий опыт работы с одаренными детьми. Кроме того, на этих же специалистов накладывается функция выявления одаренных детей, а также взаимодействие с общеобразовательными организациями и управлением образования города;

2 ) научно педагогические работники вуза - Южного федерального университета, которые обладают специальными фундаментальными знаниями и умениями и обеспечивают научный и проектный подход к решению поставленных задач;

3) студенты Южного федерального университета, которые во многих проектах выступают не только как соавторы, но и как руководители. Именно они способны обеспечить школьникам психологический комфорт. Кроме того, студенты способны рассматривать фундаментальные научные проблемы с точки зрения развития современных технологий, привнося креативность.

Нам представляется, что именно такое сетевое взаимодействие позволяет реализовать на местах Указ Президента России от 07 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации". {13} Этот документ признает приоритетными следующие направления развития:

1) безопасность и противодействие терроризму;

2) индустрия наносистем;

3) информационно-телекоммуникационные системы;

4) науки о жизни;

5) перспективные виды вооружения, военной и специальной техники;

6) рациональное природопользование;

7) транспортные и космические системы;

8) энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Большинство из этих направлений реализуются в сетевом взаимодействии Центра «Эрудит» и Южного федерального университета. Школьники, обучающиеся по указанным выше программам дополнительного образования, успешно выступают на научно-практических мероприятиях различного уровня, занимая призовые места. Спектр охвата дополнительными образовательными программами в рамках проекта «Инженерия» приоритетных направлений развития науки, техники и технологий показан в таблице 1. И именно на эти направления и следует в дальнейшем ориентироваться школьникам при определении пути своего профессионального развития.

Таблица 1 - Соответствие дополнительных образовательных программ в рамках проекта «Инженерия» приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий

Приоритетные направления развития науки, техники и технологий Дополнительные образовательные программы в рамках проекта «Инженерия»

безопасность и противодействие терроризму - Юный архитектор - Малая академия наук «Эрудит» (изобретательская деятельность) - Малая академия наук «Эрудит» (инновационная деятельность)

индустрия наносистем - Малая академия наук «Эрудит» (изобретательская деятельность)

информационно- телекоммуникационные системы - Программирование - Мой компьютер (офисные пакеты) - 3d-прототипирование

науки о жизни - Малая академия наук «Эрудит» (инновационная деятельность)

перспективные виды вооружения, военной и - Lego-робототехника - Авиа моделирование

специальной техники; - Основы инженерного конструирования

- Черчение

- Малая академия наук «Э руд ит»

(изобретательская деятельность)

рациональное - Инженерная экология

природопользование - Мо рс ка я инж е не рия (в прое кте )

транспортные и космические - Lego-робототехника

системы - Авиа моделирование - Морская инженерия (в проекте)

- Малая академия наук «Э руд ит»

(изобретательская деятельность)

энергоэффективность, - Мо рс ка я инж е не рия (в прое кте )

энергосбережение, ядерная энергетика - Малая академия наук (изобретательская деятельность) «Эрудит»

Но, окончив школу и получив профориентацию по научно-техническому направлению, воспитанники Центра дополнительного образования «Эрудит»как и все их сверстники, ставят перед собой классический вопрос: «Куда пойти учиться?».

Выпускникам школ нужно учитывать не только собственные предпочтения, но и тенденции на рынке труда в России. Рейтинговые агентства и исследовательские центры ежегодно публикуют статистические данные. Они содержат информацию о том, какие специальности востребованы и позволяют получать высокий доход.

Согласно статистическим данным Министерства Труда, больше всего в России в 2018 году не хватает:

- строителей;

- водителей;

- врачей различных направлений;

- учителей;

- инженеров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- квалифицированных слесарей и механиков.

Из инженерных направлений, согласно исследованиям сайта Vuzopedia.ru, наиболее перспективными являются:

- авиаконструктор;

- инж е не р-ис с ле до в а те ль;

- программист;

- инже не р-эне рге тик;

- физик-атомщик (физик-ядерщик);

- web-программист;

- гидролог;

- биоинженер.

Именно эти направления подготовки востребованы сейчас и будут востребованы в дальнейшем. Таким образом, результатом реализации данного сетевого образовательного проекта является абитуриент, не только ориентированный на технические направления, но и имеющий начальную довузовскую подготовку по данным направлениям. А в целом закладывается основа для реализации приоритетных направлений развития науки и техники в Российской Федерации.

Библиография

1. Корнилов И.К. История и основы инженерного дела. Учеб. пособие. — М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2016. — 228 с. ISBN 978-5-892-1327-5 http://storage.elib.mgup.rU/8/Kornilov_uch_pos_16.pdf

2. Корнилов И.К. Основы инженерного искусства : монография / И.К. Корнилов; Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова. — М. : МГУП имени Ивана Федорова, 2014. — 372 с. ISBN 978-5-892-974-2 http://storage.elib.mgup.ru/10/Kornilov_mon_2014.pdf

3. Веселов А.Н. Низшее профессионально-техническое образование в России: очерк по истории профессионально-технического образования в дореволюционной России. - М.: ПТИ, 1955. - 325 с.

4. Сайт lenta.ru. Экономика. Электронный ресурс: https://lenta.ru/news/2018/02/01/uslovia/ (дата обращения 08.07.2018г.)

5. Сайт Президент России. Электронный ресурс http://www.kremlin.ru/events/presi dent/news/45962 (дата обращения 08.07.2018г.)

6. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.- 512 с.: ил.

7. О проблеме интеграции школьного и высшего образования на примере взаимодействия системы дополнительного образования детей и вуза. И.В. Хрипунов, О.И. Марков, Ю.В. Хрипунов. Ученые записки Орловского государственного университета. №6 (69), 2015г. https://cyberleninka.ru/article/v/o-probleme-integratsii-shkolnogo-i-vysshego-obrazovaniya-na-primere-vzaimodeystviya-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-i-vuza

8. Указ Президента от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

9. Распоряжение Правительства от 4 сентября 2014 года №1726-р об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года №729-р об утверждении плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции дополнительного образования детей

11. Многоступенчатость подготовки детей по дополнительным образовательным программам технической направленности. Ю.Б. Щемелева. В сборнике Международной научно-практической конференции «Филологические и социокультурные вопросы науки и образования» (г.Краснодар, 2018)

12. Послание Федеральному собранию. В. Путин. 01.03.2018г. Электронный ресурс https ://russian.rt.com/business/article/487875-putin-poslanie-ekonomika (дата обращения 17.09.2018)

13- Указ Президента России от 07 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" 14. Реализация сетевого проекта «Инженерия»: обучение школьников робототехнике. Ю.Б. Щемелева, С.Д. Омелаев. Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время» «Science and education: new time» № 4, 2018 г. https ://articulus-info.ru/stati-nauchno-metodicheskogo-zhurnala-nauka-i-obrazovanie-novoe-vremya-4-2018-16/ References (transliterated)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.