Научная статья на тему 'Сетевой маркетинг на современных рынках: плюсы и минусы'

Сетевой маркетинг на современных рынках: плюсы и минусы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
828
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / MARKET / СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ / NETWORK MARKETING / ФИРМА / COMPANY / БИЗНЕС / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбатова Е. В., Громышова О. С.

Усиление конкуренции на рынках приводит фирмы к необходимости использовать сетевой маркетинг. У него много плюсов для участников: свобода выбора, неограниченность дохода, свободный график участия в бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network marketing in today''s market: advantages and disadvantages

Increased competition in the markets leads firms to use network marketing to the need. He has a lot of advantages for the participants: freedom of choice, unlimited income, free schedule of participation in the business.

Текст научной работы на тему «Сетевой маркетинг на современных рынках: плюсы и минусы»

New university

Economics & Law 2016. № 11-1 (69)

ISSN 2221-7347

УДК 334.02

Е.В. Курбатова, О.С. Громышова СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ НА СОВРЕМЕННЫХ РЫНКАХ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Усиление конкуренции на рынках приводит фирмы к необходимости использовать сетевой маркетинг. У него много плюсов для участников: свобода выбора, неограниченность дохода, свободный график участия в бизнесе.

Ключевые слова: рынок, сетевой маркетинг, фирма, бизнес.

В современном мире, на рынках, очень много похожих товаров, очень сложно найти покупателя. Поэтому предприниматели прибегают к поиску новых технологий сбыта и разного рода уловкам в своей стратегии [1, 2]. К одному из таких способов относится сетевой маркетинг. Что это такое и в чем заключается его суть?

Сетевой или многоуровневый маркетинг (сокращенно МЛМ) - это новое направление в современном мире бизнеса, которое основано на двустороннем равноправном партнерстве [3]. В нем принимают участие две стороны: компания - производитель той или иной продукции, и сам человек, заключивший с этой компанией контракт. В обязанности компании входит доставка продукта, так же ведение бухгалтерии, учета структурной деятельности каждого своего партнера, а также она несет ответственность за производство. Человек (дистрибьютор) несет ответственность за построение своей системы сбыта предоставленного продукта. Дистрибуция может быть организована по-разному [4, 5]. Иначе говоря, сетевой маркетинг - просто система сбыта, в которой каждый распространитель имеет равные права в отношении компании и друг друга.

История сетевого маркетинга началась относительно давно. Он появился более 60-ти лет назад в США и за последующих пятьдесят лет практически никак не изменялся [6]. Сегодня ни один из видов бизнеса не претерпел такие сильные изменения, как сетевой маркетинг. Эти изменения затронули не только основные функции дистрибьютора, такие как продвижение продукта на тот или иной рынок, но и методы, способы их осуществления. Одну из главных ролей в изменении работы сетевого маркетинга сыграло развитие ГГ - технологии. На данный момент распространение товара по большей части ведется с помощью использования современных средств коммуникации [7]. Современный дистрибьютор обязан прекрасно ориентироваться в интернет пространстве, иметь свой собственный интернет ресурс и постоянно совершенствовать и находит новые способы привлечения как можно большего количество потребителей. Именно этот фактор по большей части обуславливает высокие темпы роста сетевых компаний.

У сетевого маркетинга, как и у любого вида бизнеса, есть как плюсы, так и минусы [7].

К одному из главных минусов относится то, что получение реальных денежных результатов придется ждать длительный срок. Также этот вид бизнеса требует много времени, организованности, дисциплины и целеустремленности. Так же многим не дается такой бизнес в связи с тем, что они не могут работать без начальника. Именно по этой причине люди чаще всего прекращают данный род деятельности.

© Курбатова Е.В., Громышова О.С., 2016.

Б01: 10.15350/2221-7347.2016.11-1

*Курбатова Елена Васильевна - студент, Волгоградский государственный технический университет, Россия.

**Громышова Ольга Сергеевна - студент, Волгоградский государственный технический университет, Россия.

Научный руководитель: Бельских Игорь Евгеньевич - доктор экономических, профессор, Волгоградский государственный технический университет, Россия.

Новый университет

Экономика и право 2016. № 11-1 (69)

ISSN 2221-7347

Также очень часто принято считать, что сетевой маркетинг - это финансовая пирамида или простое мошенничество [8]. Такое мнение как правило возникает в результате того, что люди не могут быстро получить заработок и считают, что их обманули.

Еще этот бизнес отнимает очень много времени, в том числе и личного, а это важный экономический ресурс [9]. А также требует финансовых затрат. Ведь для начала бизнеса необходимы покупка домена и хостинга, оплата рекламных компаний, ежемесячная покупка продукции и многое другое.

Что же касается продукции, то тут может быть такая проблема, как не востребованность товара или же несоответствие заявленного качества действительному. К счастью, с такой проблемой редко приходится иметь дело [10].

Так же логичным будет отметить и плюсы многоуровневого маркетинга. Их количество больше тех минусов, которые мы привели в своём исследовании.

Личная свобода. Самый удачный выбор для тех, кто не хочет полностью «погрязнуть» в работе, и желает совестить её, например, с хобби, это стало действительно возможным.

Неограниченность дохода. В этом бизнесе главным является Ваши способности и ум. Личностный рост, постоянно растущие доходы, всё это является следствием серьёзного отношения к работе.

Возможность совмещения с основной работой. То обстоятельство, которое делает Вас свободным в выборе времени работы и отдыха, даёт Вам возможность совмещать свой бизнес с основной работой.

Бизнес для всех. Здесь нет ограничений, любой может начать в этом бизнесе и не известно, кто добьется лучшего результата.

Обучение. Для тех работников, которые недавно вошли в бизнес организуется бесплатное обучение. Тот человек, который вас пригласил, первое время помогает Вам освоиться, он лично заинтересован в ваших успехах.

Общение. Это является огромным плюсом. Возможность постоянно налаживать новые связи и знакомства, является основным в ведении бизнеса.

Независимость бизнеса от места жительства. Возможность построения бизнеса в любом городе точке, любой точке мира.

Из перечисленных плюсов можно сказать, что работа в сетевом бизнесе может стать самой желаемой и популярной. Становясь сетевиком, Вы приобретаете новейшую специальность, которая в настоящее время признана на законодательном уровне и внесена в перечень профессий и должностей. Это профессия позволяет проявить в человеке лучшие качествам и таланты, о которых он порой и не подозревает. Ну а вообще эта профессия является очень разносторонней и включает в себя умение одновременно быть торговым агентом и психологом, бизнесменом и маркетологом, экономистом и политиком, журналистом и учителем, актером и дипломатом [11].

Территория МЛМ растёт с каждым днем, количество новых фирм увеличивается. Следовательно, растут и впечатления о том, что МЛМ является «волной будущего» - то есть видом бизнеса, который растёт в своем развитии и динамике. Но, следует отметить, что все обещания МЛМ, все их уверения, что этот вид торговли будет занимать ведущие роли в будущем, содержат ровно столько экономической истины, сколько её в существовании НЛО. Ну а так, в финансовом смысле, заработать на мультилевел-маркетинге приблизительно равен шансу стать победителем в рулетку.

На данный момент на территории России дейтсвет огромное количество МЛМ-фирм. Самые популярные из них: Avon, Oriflame, Mary Kay, Multi People, AMWAY, KIRBY.

Исследования в области МЛМ-компаний говорят нам о том, что основная бизнес-идея, каковой и пользуются сетевые фирмы всего лишь торговый фокус. МЛМ-фирмы нацелены на «вербовка» новых торговцев, лишь малая доля продукции достигает именно конечного потребителя, который не является членом этой структурной организации.

Сама система многоуровневого маркетинга, подразумевающая безграничный рост числа сотрудников, является по своему существу нестабильной. "Розничная" сфера деятельности МЛМ служит своего рода прикрытием основной деятельности - привлечение новых инвесто-

New university

Economics & Law 2016. № 11-1 (69)

ISSN 2221-7347

ров в пирамиду. Прибыль торговцев на вершине пирамиды напрямую зависит от непрерывного притока новых инвесторов к основанию пирамиды. Структура является работающей до тех пор, пока не разрушится сама или её деятельность не будет остановлена законом.

Рост и развитие многоуровневого маркетинга можно объяснить хитрой игрой организаторов и менеджеров на социальных и личных потребностях, но никак не способностью обеспечить любую потребность клиентов.

В рамках работы нами было проведено исследование с целью определения, на сколько современная молодежь знакома с сетевым маркетингом. Нами был проведён опрос среди студентов второго курса факультета «экономики и управления» Волгоградского государственного технического университета. Средний возраст опрашиваемых - 19 лет. Количество опрошенных - 30 человек.

Из проведённого опроса около 85% анкетируемых либо не знают, что такое сетевой маркетинг, либо дали неправильное определение, перепутав его с интернет-маркетингом. В связи с этим ответы на последующие вопросы были неточными или не по теме работы.

Из анкетируемых, которые дали точное определение сетевого маркетинга, все указали на косметические фирмы, такие как Avon, Oriflame. Также 92% отмечали качество и дешевизну продукции данных компаний. Но у 8% был неудачный опыт, связанный с деятельностью сетевых компаний (качество товара не соответствовало цене).

Как считают опрашиваемые, что сетевой маркетинг оказывает положительное влияние на развитие экономики, так как вносит свой вклад в борьбу с безработицей. Как они пишут: «Так как благодаря ему больше людей принимают участие в развитии бизнеса и советуют другим».

Таким образом можно сделать вывод, что большинство людей каждый день сталкиваются с сетевыми компаниями, но в силу своего невежества не знают, что это такое. И, к сожалению, у многих складывается ошибочное мнение о влиянии сетевых компаний на развитие экономики. Ведь как считают экономисты, что важно оценивать не преимущества, получаемые отдельными лицами в MLM-сети, а общее влияние на экономику страны и благосостояние всех участников пирамиды. И это общее влияние безусловно негативное. Иначе говоря, сетевые компании перекачивают деньги граждан в карманы владельцев и организаторов этих фирм.

Библиографический список

[1] Бельских И.Е. Инновации и альтернативы в современной экономике // Экономика: теория и практика. 2015. № 1 (37). С. 39-43.

[2] Евстратов А.В. Стратегический маркетинг. Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2010. 84 с.

[3] Шмидт Н. Сетевой маркетинг: его плюсы и минусы // Учебно-издательский центр «SINAMATI». 2010.

[4] Бельских И.Е., Ю.Е. Головина О некоторых особенностях реализации экономических интересов участников дистрибутивных процессов в сфере FMCG в условиях современного кризиса // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2016. № 1 (180). С. 37-39.

[5] Мартынюк О.В., Евстратов А.В. Особенности развития дистрибьюции на фармацевтическом рынке Российской Федерации // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 52 (24). С. 32-35.

[6] Ивлева Л. Бум сетевого маркетинга в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.b sunet. ru/newspaper/bum-setevogo -marketinga-v-rossii

[7] Бельских И.Е. Институциональные основы рекламы и паблик рилейшнз фирмы в современной экономике // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 36. С. 16-24.

[8] Гусева Т. МЛМ - это секта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pitanov.livejournal.com/230562.html

[9] Бельских И.Е. Время как экономическая категория (к вопросу формирования экономики времени) // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 23. С. 19-24.

[10] Молчанов М. 10 видов лжи в сетевом маркетинге (MLM) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mywebonline.ru/10-vidov-lzhi-v-setevom-marketinge-mlm/

[11] Сетевой маркетинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn—8sbjhpkehbbp6a2a.xn--p1ai/

Новый университет

Экономика и право 2016. № 11-1 (69)

ISSN 2221-7347

UDC 334.02

E. V. Kurbtova, O.S. Gromyshova

NETWORK MARKETING IN TODAY'S MARKET: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES

Increased competition in the markets leads firms to use network marketing to the need. He has a lot of advantages for the participants: freedom of choice, unlimited income, free schedule of participation in the business.

Keywords: market, network marketing, company, business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.