Научная статья на тему 'СЕТЕВОЙ ДИСКУРС В ОТНОШЕНИИ БРИТАНСКОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА БОРИСА ДЖОНСОНА: ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ VS ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ В TWITTER'

СЕТЕВОЙ ДИСКУРС В ОТНОШЕНИИ БРИТАНСКОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА БОРИСА ДЖОНСОНА: ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ VS ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ В TWITTER Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
90
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЙ ДИСКУРС / СЕТЕВАЯ ЛИНГВИСТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ TWITTER / БОРИС ДЖОНСОН / СЕТЕВОЙ АНАЛИЗ / ЛИНГВОДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ / BIG DATA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Катермина Вероника Викторовна, Гнедаш Анна Александровна

В статье решена задача выявления маркеров положительной или отрицательной тональности в сетевом дискурсе, формирующемся в социальных сетях в отношении конкретного политика. Теоретико-методологическими основами исследования стали положения сетевой лингвистики, сетевой подход, Big Data. Для проведения эмпирического исследования методом сплошной выборки по ключевому слову «Boris Johnson» были выгружены данные социальной сети Twitter в период с 15 мая по 15 июля 2021 г. через API-сервис Twitter. Полученный датасет составил 1 млн 900 тыс. сообщений, которые были разделены на датасет сообщений с положительной тональностью и датасет сообщений с отрицательной тональностью. В каждом датасете определены и подвергнуты лингводискурсивному анализу часто употребляемые фрагменты. В результате их анализа установлены маркеры положительной и отрицательной тональности сетевого дискурса, складывающегося в интернет-пространстве в отношении британского премьер-министра Бориса Джонсона. Они отражают общественное мнение, уровень доверия политику, полюс оценки его деятельности. Учет таких маркеров при разработке стратегий работы с общественным мнением позволит изменять имиджевый и репутационный потенциал публичных персон и организаций как в онлайн-, так и в офлайн-пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Катермина Вероника Викторовна, Гнедаш Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK DISCOURSE ON BRITISH PRIME MINISTER BORIS JOHNSON: POSITIVE VS NEGATIVE SENTIMENTS ON TWITTER

The article solves the problem of identifying markers of positive or negative sentiment in the network discourse that is formed in social networks in relation to a particular politician. The theoretical and methodological foundations of the study were the basics of network linguistics, the network approach, Big Data. To conduct an empirical study using the method of continuous sampling for the keyword “Boris Johnson”, data from the social network Twitter was uploaded from May 15 to July 15, 2021 through the Twitter API service. The received dataset amounted to 1 million 900 thousand messages which were divided into a dataset of messages with a positive sentiment and a dataset of messages with a negative sentiment. In each dataset, frequently used fragments are identified and subjected to linguistic discursive analysis. As a result of their analysis, markers of the positive and negative sentiment of the online discourse that is emerging in the Internet space in relation to British Prime Minister Boris Johnson have been identified. They reflect public opinion, the level of trust in a politician, the pole of evaluation of his activities. Considering such markers when developing strategies for working with public opinion will allow changes in the image and reputational potential of public figures and organizations both online and offline.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВОЙ ДИСКУРС В ОТНОШЕНИИ БРИТАНСКОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА БОРИСА ДЖОНСОНА: ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ VS ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ В TWITTER»

www.volsu.ru

DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu2.2022.4.4

UDC 811.111'42:316.472.4 Submitted: 09.08.2021

LBC 81.432.1-51 Accepted: 21.03.2022

NETWORK DISCOURSE ON BRITISH PRIME MINISTER BORIS JOHNSON: POSITIVE VS NEGATIVE SENTIMENTS ON TWITTER1

Veronika V. Katermina

Kuban State University, Krasnodar, Russia

Anna A. Gnedash

Kuban State University, Krasnodar, Russia

Abstract. The article solves the problem of identifying markers of positive or negative sentiment in the network discourse that is formed in social networks in relation to a particular politician. The theoretical and methodological foundations of the study were the basics of network linguistics, the network approach, Big Data. To conduct an empirical study using the method of continuous sampling for the keyword "Boris Johnson", data from the social network Twitter was uploaded from May 15 to July 15, 2021 through the Twitter API service. The received dataset amounted to 1 million 900 thousand messages which were divided into a dataset of messages with a positive sentiment and a dataset of messages with a negative sentiment. In each dataset, frequently used fragments are identified and subjected to linguistic discursive analysis. As a result of their analysis, markers of the positive and negative sentiment of the online discourse that is emerging in the Internet space in relation to British Prime Minister Boris Johnson have been identified. They reflect public opinion, the level of trust in a politician, the pole of evaluation of his activities. Considering such markers when developing strategies for working with public opinion will allow changes in the image and reputational potential of public figures and organizations both online and offline.

Key words: network discourse, network linguistics, social network Twitter, Boris Johnson, network analysis, linguistic discursive analysis, Big Data.

Citation. Katermina V.V., Gnedash A.A. Network Discourse on British Prime Minister Boris Johnson: Positive vs Negative Sentiments on Twitter. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2. Yazykoznanie [Science Journal of Volgograd State University. Linguistics], 2022, vol. 21, no. 4, pp. 59-71. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2022.4.4

УДК 811.11142:316.472.4 Дата поступления статьи: 09.08.2021

ББК 81.432.1-51 Дата принятия статьи: 21.03.2022

СЕТЕВОЙ ДИСКУРС В ОТНОШЕНИИ БРИТАНСКОГО ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА БОРИСА ДЖОНСОНА: ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ VS ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ В TWITTER1

^ Вероника Викторовна Катермина

Ц Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

4

(D

1_ Анна Александровна Гнедаш

Ю Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

И

л

5 Аннот ация. В статье решена задача выявления маркеров положительной или отрицательной тональности ^ в сетевом дискурсе, формирующемся в социальных сетях в отношении конкретного политика. Теоретико-Й методологическими основами исследования стали положения сетевой лингвистики, сетевой подход, Big Data. Й Для проведения эмпирического исследования методом сплошной выборки по ключевому слову «Boris

<N <N О <N

Johnson» были выгружены данные социальной сети Twitter в период с 15 мая по 15 июля 2021 г. через API-сервис Twitter. Полученный датасет составил 1 млн 900 тыс. сообщений, которые были разделены на датасет сообщений с положительной тональностью и датасет сообщений с отрицательной тональностью. В каждом датасете определены и подвергнуты лингводискурсивному анализу часто употребляемые фрагменты. В результате их анализа установлены маркеры положительной и отрицательной тональности сетевого дискурса, складывающегося в интернет-пространстве в отношении британского премьер-министра Бориса Джонсона. Они отражают общественное мнение, уровень доверия политику, полюс оценки его деятельности. Учет таких маркеров при разработке стратегий работы с общественным мнением позволит изменять имиджевый и репутационный потенциал публичных персон и организаций как в онлайн-, так и в офлайн-пространстве.

Ключевые слова: сетевой дискурс, сетевая лингвистика, социальная сеть Twitter, Борис Джонсон, сетевой анализ, лингводискурсивный анализ, Big Data.

Цитирование. Катермина В. В., Гнедаш А. А. Сетевой дискурс в отношении британского премьер-министра Бориса Джонсона: положительная vs отрицательная тональность в Twitter // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. - 2022. - Т. 21, N° 4. - С. 59-71. - DOI: https://doi.org/ 10.15688/jvolsu2.2022.4.4

Введение

Усиление влияния социальных сетей на публичную сферу обусловлено несколькими факторами. Во-первых, цифровизация и популяризация цифровых технологий изменили способ создания и потребления новостей: социальные сети все больше монополизируют время человека и становятся для граждан основным каналом новостей (вместо традиционных СМИ) [Luo et al., 2019, p. 150-172; Ernst et al., 2017, p. 1347-1364]. Во-вторых, именно социальные сети стали пространством распространения массовых кампаний микротаргетинга: с 2010-х гг. как бизнес-стратегий, а начиная с президентской кампании Д. Трампа в 2016 г. - как политических стратегий распространения популизма и основного способа работы с электоратом [Катермина и др., 2020; Рябченко, Малышева, Гнедаш, 2019; Lacatus, 2020; Tracey, 2017]. В-третьих, начиная с «Арабской весны» в 2011 г. социальные сети стали играть фундаментальную роль в мобилизации населения на конструктивные и деструктивные социально-политические протесты [Ряб-ченко и др., 2018, с. 139-162; Рябченко, 2011; Cardoso, Lapa, Fátima, 2016; Moussa, 2013; Shaw, 2016]. В-четвертых, спонтанность и массовость коммуникации граждан в социальных сетях сменились сложностью, системностью и целенаправленной работой «эхо-камер» и «пузыря фильтров», то есть способами и инструмента-

ми, формирующими как определенное (прогнозируемое и заданное) восприятие пользователями новостей и событий, так и нужное (конструктивное и/или деструктивное) поведение пользователя в онлайн- и офлайн-пространствах [Рябченко, Малышева, 2020; Hart, 2020; Ladner, Ramineni, George, 2019; Ryabchenko, Katermina, Malysheva, 2019]. В-пятых, в 2020 г. роль и значение онлайн-пространства из-за всемирного локдауна по причине пандемии COVID-19 увеличились в разы [Рябченко, Малышева, 2020; Rosenblatt, 2020; Social Media & COVID-19..., 2021; Social Media Use During..., 2021; Abbas et al., 2021, р. 1917-1932].

Результатом действия данных факторов стали: 1) внимание пользователей социальных сетей к политикам, информацию о которых можно получить не только из их персональных аккаун-тов на платформах Facebook *, Twitter, Instagram ** и т. д., но и через друзей или инфлю-енсеров, фоловерами / подписчиками которых являются граждане; 2) развитие (с 2018 г.) сетевого популизма - феномена, когда политики стали активно использовать социальные сети как основной канал распространения своих идей, как способ «удержания» электората, как инструмент получения голосов части «чужого» электората. Причем важным для победы кандидата на главный пост государства становится не партийная принадлежность (левые, центристы, правые) и не программа масштабных обещаний / изменений,

* Деятельность социальной сети Facebook признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.

* * Деятельность социальной сети Instagram признана экстремистской и запрещена на территории Рос-

сийской Федерации.

а сосредоточенность кандидата на одном конкретном / макросегментированном «популистском обещании». Примером такого политика можно считать Бориса Джонсона, в 2019 г. занявшего пост премьер-министра Великобритании.

Как считают эксперты, Борис Джонсон смог выиграть пост премьер-министра в связи с двумя обстоятельствами. Первое обстоятельство - политическое: оппонент, лидер лейборист-кой партии Джереми Корбин, провел несфокусированную избирательную кампанию, отдельные инициативы которой пользовались популярностью, но в целом не смогли кристаллизоваться в единую политическую предвыборную повестку дня [Cooper L., Cooper Ch., 2019; UK Election Analysis..., 2019]. Второе обстоятельство - популистское лингвопрагматическое: акцент консерваторов на одном обещании - завершить Брек-сит. Они использовали накопившуюся у населения усталость от затяжного и непонятного для всех процесса (аналогов в прошлых и современных социально-политических дезинтеграционных процессах пока нет) [Boris Johnson's Conservatives..., 2019; Boris Johnson's First..., 2020].

В современных условиях цифровизации, распространенности социальных сетей как поля социально-политических практик и огромного количества креолизованного контента особое значение приобретают исследования, результаты которых позволяют ответить на вопросы о том, какой сетевой дискурс формируется и продвигается в отношении конкретного политика; какие ключевые маркеры (позитивные и негативные) можно выделить в данном сетевом дискурсе.

Материал и методы

В теоретико-методологическом аспекте наше исследование опирается:

- на положения сетевой лингвистики, для которой основными современными трендами являются исследование социальных сетей и анализ лингвопрагматического потенциала связки «пост в социальной сети - обратная связь» (комментарий онлайн / действие офлайн);

- сетевой подход, позволяющий получить научные данные о комплексных сетях (социальных, экономических, политических, компьютерных, коммуникационных, технологических, биологических, семантических, когнитив-

ных и т. д.), представленных узлами (участники и элементы процесса) и связями / ребрами между узлами (офлайн и онлайн взаимодействиями). Применение данного подхода дает возможность изучить и визуализировать всех пользователей, использовавших точку входа (ключевое слово) в сетевой (глобальный / локальный) дискурс, и оценить / взвесить вклад данного пользователя (узла) в анализируемый социальный граф;

- Big Data - методики сбора и анализа структурированных и неструктурированных данных, которые эффективно собираются и обрабатываются только горизонтально масштабируемыми программными инструментами.

Сетевая лингвистика образует все больше связей с другими науками, в частности, с социологией и психологией, а также уделяет особое внимание прагматическим аспектам речи, следствием чего стало появление междисциплинарных исследований. Так, в языкознании принципы и процедуры прагматического анализа начали применяться с 60-70-х гг. ХХ в. [Ма-тусевич, 2016, с. 24-25]. Прагматический поворот означал, что теперь в центре внимания оказался живой язык в действии, во всем многообразии его функций и социально-функциональных вариантов. По мнению И.П. Сусова, абстрактный, идеальный говорящий уступил свое место конкретному, реальному говорящему, осуществляющему общение каждый раз в новой обстановке, в новом коммуникативно-прагматическом пространстве [Сусов, 2006]. В условиях лингвистической прагматики ученые стали акцентировать внимание на позиции говорящего, его коммуникативных намерениях, способах их языкового выражения, стратегиях и тактиках коммуникантов для достижения ими определенной цели (см., например: [Винокур, 1993, с. 20]). Следовательно, в центре лингвистической прагматики, как показано Н.И. Форманов-ской, находятся не только адресант, но и адресат общения, а также понятия «смысл говорящего» и «смысл адресата», которые включают в себя целеустановки, интенции, иллокутивные силы, явные и скрытые намерения говорящего, возможности и способы интерпретации явных и скрытых намерений адресатом [Фор-мановская, 1987, с. 33].

Поскольку эмпирической базой нашего исследования стала социальная сеть Twitter,

охарактеризуем ключевые понятия, отражающие специфику этого феномена. Социальные сети - наиболее динамично развивающийся сегмент Интернета, который будучи особым информационным пространством дает представителю массовой аудитории право участвовать в обсуждении любого резонансного события. Возможность оставлять комментарии под публикациями определяет один из основополагающих принципов интернет-общения - его диа-логичность (подробно об этом см.: [Фаломки-на, 2020, с. 101]). Интернет-комментарий - это особый коммуникативный жанр персонального интернет-дискурса, выполняющий, по мнению В.А. Митягиной, следующие функции: фа-тическую (удовлетворение потребности в общении и реализация этой потребности в свободной от обязательств форме) и презентационную (самовыражение языковой личности и реализация этой потребности в свободной, не зависящей от правил ритуальной коммуникации, форме) [Митягина, 2012, с. 192].

Анализ интернет-комментария предполагает изучение прагматических параметров (описание участников общения, цели и сферы коммуникации), медийных параметров (описание интерфейса, признака гипертекстуальности, мультимедийное™, синхронности / асинхронно-сти, а также количество и эксплицированность коммуникантов), структурно-семантических параметров (темы обсуждения, структура текстового поля, текстовые единицы), а также лин-гвостилистических параметров (какие языковые средства обеспечивают выполнение коммуникативных действий автора), обусловленных главным образом аффективными коммуникативными действиями личности (подробно о параметрах см.: [Сидорова, 2014, с. 162]).

Комментарий как жанр интернет-коммуникации представляет собой речевую реакцию на некий текст и на событие, отраженное в этом тексте. Т.И. Стексова полагает, что это делает интернет-комментарий жанром оценочным или императивным, а не информативным, в отличие от научного комментария, комментария-примечания [Стексова, 2014, с. 84]. Характерным признаком интернет-комментария является отрицательная оценочность, транслируемая как имплицитно, так и эксплицитно. При этом исследователи отмечают «тонкую социальную "чувствительность"»

комментария: «любое политическое событие вызывает мгновенную (и множественную) реакцию» [Кирилина, Терентий, 2016, с. 131]. Новость или сообщение в соцсетях служат поводом для обсуждения остросоциальных вопросов, в том числе тех, которые не имеют прямого отношения к основной теме сообщения. Комментарий становится одной из форм проявления общественного мнения. При этом даже позитивные новости могут вызвать речевую агрессию комментатора, что, по мнению А.В. Кириллиной и Л.М. Терентия, определяется отсутствием в интернет-коммуникации целого ряда коммуникативных правил и ограничений, присущих реальному общению, и может свидетельствовать о социальной напряженности [Кирилина, Терентий, 2016, с. 133]. Для проведения эмпирического исследования методом сплошной выборки по ключевому слову Boris Johnson были выгружены данные социальной сети Twitter в период с 15 мая по 15 июля 2021 г. через API-сервис Twitter. Полученная выборка (датасет) составила 1 млн 900 тыс. сообщений. Объем выборки определяет эмпирические данные как Big Data. Данные таких масштабов не подлежат обработке «вручную» и требуют разработки новых методов анализа.

Сообщения в полученном датасете были подвергнуты анализу тональности c использованием модели Vader (Valence Aware Dictionary for Sentiment Reasoning), входящей в Python-библиотеку NLTK (Natural Language Toolkit). Применение модели Vader позволило определить тональность текста с чувствительностью к полярности (положительная / отрицательная) и к силе интенсивности (силе) эмоций. В результате были сформированы два эмпирических блока: датасет сообщений с положительной тональностью (compound > 0, 52 % от общей выборки) и датасет сообщений с отрицательной тональностью (compound < 0, 48 % от общей выборки), где compound - это сложный балл, нормализованный показатель тональности между -1 (наиболее экстремально негативно) и +1 (наиболее экстремально позитивно).

В каждом датасете были выявлены и подвергнуты лингводискурсивному анализу часто употребляемые фрагменты (встречаются более чем 100 раз). Анализ таких фрагментов позволил выделить и описать позитивные и

негативные маркеры сетевого дискурса, складывающегося в интернет-пространстве в отношении того или иного политика, в нашем исследовании - британского премьер-министра Бориса Джонсона. Данный сетевой дискурс одновременно и формирует отношение пользователей / граждан к политику, и отражает уже сформированное мнение / эмоции о данном политическом субъекте. Маркеры сетевого дискурса - это «единицы, которые... самым непосредственным образом отражают процесс взаимодействия говорящего и слушающего, позицию говорящего: то, как говорящий интерпретирует факты, о которых он сообщает слушающему, как он их оценивает с точки зрения степени важности, правдоподобности» [Баранов, Плунгян, Рахилина, 1993, с. 7].

Результаты анализа часто употребляемых единиц дают возможность в дальнейшем корректировать / координировать / трансформировать сетевой политический дискурс в соответствии с заданными целями или, например, формировать позитивный имидж (так и негативный имидж оппонентов) в ходе предвыборных кампаний.

Результаты и обсуждение

На первом этапе лингводискурсивного анализа полученных датасетов нами выбраны и проанализированы часто употребляемые единицы, совпадающие в группах комментариев с положительной и отрицательной тональностью.

Такие единицы, как Boris Johnson, Downing street, Matt Hancock, Lord Heseltine, Ollie Robinson, July 19th, his Brexit deal, his (own) government, his party, G? summit, New tory nhs act, Australian trade deal, Delta variant, зафиксированы в выборке как с отрицательной, так и положительной тональностью; они по сути являются нейтральными, объединяя по некоторому признаку значимые для интерпретации текста слова в смысловые блоки.

Например, антропоним Boris Johnson в выборке с положительной тональностью остается нейтральным, в то время как в группе с отрицательной тональностью этот антропоним получает дополнительные коннотации, например: known liar boris Johnson / worst

prime minister / worst speaker / boris johnson S incompetent handling / boris johnson's conservatives / boris johnson's plans / most corrupt prime minister / useless speaker / boris johnson's shameful and terrible leadership / boris johnson's handling. Имя министра здравоохранения Мэттью Джона Дэвида Хэнкока вызвало следующие реакции: (health secretary) Matt Hancock / matt hancock affair / matt hancock disaster. Приведем примеры комментариев:

(1) @SlXTIMES Lord Sumption (historian and former senior judge) described Boris Johnson and Matt Hancock's coronavirus restrictions as the "most significant interference with personal freedom in the history of our country". These two men are totalitarian buffoons who should never be forgiven;

(2) @bonnie54_uk Direct quote from Lord Sumption (historian and former senior judge) on the dystopian coronavirus restrictions: "Sometimes the most public spirited thing that you can do with despotic laws like these is to ignore them". Boris Johnson and Matt Hancock are tyrants.

С именем английского игрока в крикет Олли Робинсона связаны такие реакции, как suspending bowler ollie robinson, Ollie robinson / ollie robinson case, отмеченные в обоих датасетах:

(3) If you think Ollie Robinson's tweets are racist and sexist... wait til you read some of the things Boris Johnson has said;

(4) 'Trial by woke!' Cricketer Ollie Robinson should NOT be suspended for old tweets - poll;

(5) Boris Johnson slams decision to suspend Ollie Robinson over old racist and sexist tweets.

На втором этапе мы анализировали часто употребляемые единицы как маркеры сетевого дискурса в датасете с положительной тональностью (compound > 0,52 % от общей выборки) и в датасете с отрицательной тональностью (compound < 0,48 % от общей выборки). В результате анализа были выделены следующие группы: 1. Антропонимы, топонимы и этнонимы. 2. Даты и события, важные для Великобритании. 3. Названия партий. 4. Брексит. 5. COVID-19. 6. Сочетания с притяжательным местоимением, отражающие дихотомию «свои - чужие». 7. Расовый дискурс. 8. Фразы на испанском языке.

1. Антропонимы, топонимы и этнонимы. Антропонимы (Jennifer Arcuri, Lindsay Hole, Peter Stefanovic, Prime minister Imran Khan, Johnson's former race advisor, Different Boris Johnson, Michael Gove, Nigel Farage, Nick Watt, David Cameron, Stephen Lawrence or Jo Cox tragedy, Peter Cruddas, Samuel Casumi, Ivan Duque, Scott Morrison, News chief Dorothy Byrne, Andrew Neil, Rachel Johnson, Matt Hancock, Ian Blackford, Prime minister Boris Johnson, Michael Heseltine, Karl Kraus, Kim Leadbeater, Ollie Robinson, Priti Patel, Lord Heseltine, Lord Sumption, Jo Cox, Labour MP Jess Philipps, Jack Grealish, Keir Starmer, Chris Witty).

Большую часть антропонимов составляют имена политиков, бизнесменов, спортсменов, политических активистов, а также знаменитых людей шоу-бизнеса2. Эти имена фиксируются в датасетах с отрицательной и положительной тональностью и отражают разное отношение, выраженное в комментариях пользователями социальных сетей:

(6) Boris Johnson's Government risks another Jo Cox or Stephen Lawrence tragedy by stoking culture war says man who quit as PM's most senior black adviser very true if his gushing Biden speech more cancel culture more binary more BLM nonsense bowing the knee is about floyd's criminal;

(7) @GBNEWS so... on your scrolling banner it's 'Sturgeon' for the lady but 'Prime Minister Boris Johnson' and 'Cabinet Office Minister Michael Gove' for the gents. Any special reason? Boorish.

Топонимы (Northern Ireland, Great Britain, Corrupt Britain, Northern Ireland protocol, Cool Britannia, Downing street, UK farming, One Britain one nation, UK's electoral processes, England's knockout match, GB news, UK annual overseas aid budget, Edinburgh students, UK population).

Этнонимы (Scottish independence, British TV, British politics, British history, Russian state, Russian interference).

Результаты анализа датасетов показали, что положительную тональность создают названия государств, призывы к единению (One Britain one nation, four nations):

(8) With businesses today calling for an end to trade frictions between Northern Ireland &amp; the rest of the UK why are news shows not playing this

clip of Boris Johnson selling his Brexit deal on the PROMISE OF NO CHECKS on goods going from Great Britain to Northern Ireland on a loop?

Отрицательную тональность формирует фраза, содержащая этноним Russian (Russian interference):

(9) In an 'extraordinary decision' a judge has rejected an attempt by a group of MPs and peers to compel Boris Johnson to investigate Russian interference in UK elections.

2. Даты и события, важные для Великобритании (1st July, 21st June opening, 2019 tory manifesto, 55 million people's private medical history, over 20 million views, 5th anniversary, July 19th, G7 summit, new UK-Australia trade deal, Australian trade deal, Brexit trade deals).

В комментариях с положительной тональностью упоминаются события, которые произошли: 19 июля - официальный Лондон снял практически все ранее введенные в стране карантинные ограничения; 1 июля - Уильям и Гарри открыли памятник принцессе Диане; Июль 2021 г. - Великобритания празднует 5-летнюю годовщину решения о Brexit; 15 июня 2021 г. - премьер-министры Великобритании и Австралии Борис Джонсон и Скотт Моррисон утвердили торговую сделку между двумя странами на встрече в Лондоне.

В комментариях с отрицательной тональностью отражена реакция пользователей на событие 21 июня - предварительной дате отмены в Великобритании всех ограничений, связанных с пандемией COVID-19:

(10) Can't believe Boris Johnson may postpone the 21st June opening because of the new variant. He must be furious with the man who refused to put India on the red list for weeks because he needs a trade deal, Boris Johnson.

Трехдневный саммит G7 в английском графстве Корнуолл с 12 по 14 июня 2021 г. комментируется как с положительной, так и отрицательной тональностью:

(11) The Guardian - #BorisJohnson facing humiliation ahead of #G7 summit;

(12) Boris Johnson has the chance to show Britain can still lead by example at the G7 summit / Editorial.

3. Названия партий (Conservative party (business), Tory elite, White working class, Ethnic minorities, Tory friends, only conservative MPs).

Только одна единица из данной категории зафиксирована в комментариях с отрицательной тональностью - Tory elite.

4. Брексит (his Brexit deal, very divisive anti-immigrant Brexit campaign, Brexit spirit, Brexit trade deals, EU exit, EU referendum).

В данной группе ключевым маркером является единица his Brexit deal - явно указывающая на сделку по Брекситу Бориса Джонсона. Данная единица встречается в обоих да-тасетах. Все остальные единицы встречаются в датасете с отрицательной тональностью:

(13) British politics is still drunk on Brexit spirit, and Boris Johnson won't call time;

(14) Boris Johnson's Brexit trade deals are a disaster for British farming;

(15) Six parliamentarians claim Boris Johnson unlawfully failed to act following a report they say found "credible evidence" of attempts to "interfere with the UK's electoral processes from at least the time of the EU referendum in 2016.

5. COVID-19 (Boris Johnson variant, new variant, Delta variant, Delta farce, Covid packing, over 10 000 cases, emergency covid contracts, Alpha variant extended lockdown, lockdown era, conspiracy theory, focus group testing, Covid restrictions, Covid emergency public funds, emergency covid funding, avoidable deaths, anti-vax conspiracy theories, recent data, our vaxx's success).

Несмотря на злободневность ситуации, связанной с пандемией COVID-19, количество единиц-маркеров, репрезентирующих ее, невелико.

Положительную тональность в комментариях пользователей выражают сочетания:

Boris Johnson variant, Covid packing, over 10 000 cases, Alpha variant lockdown era, focus group testing, avoidable deaths, recent data, а отрицательную тональность - new variant, Delta farce, emergency covid contracts, extended lockdown, Covid restrictions, conspiracy theory, anti-vax conspiracy theories, our vaxx's success.

Сочетание Delta variant зафиксировано в обоих датасетах:

(16) If the Delta variant is ruining the UK's path out of lockdown, the blame for that lies at the Prime Minister's door;

(17) Delta variant could have R number as high as 7 without mitigating measures in place, MPs told.

6. Сочетания с притяжательным местоимением, отражающие дихотомию «свои - чужие» (his Brexit deal, his past use, his new trade yacht, his most senior black adviser, her position, his wedding, our country, their donors, his (own) government, his team, my answer, my profile, my body, his efforts, his career, his country, their courage, your government, his rampant lying, its knees, his friend, our entire justice system, our democracy, his watch, your expense, our national security, his base, our democracy, his party, his English nationalism, our court case, their beds, his plans, his last election, his failure, his part, our democratic system, his wife, our boastful PM, his corrupt cabal benefit, its failure, his audience, his own country, his mistress, his teeth, their house renovation, his claim, my first death threat, their mates, your job, our vaxx's success, his failed team, your job).

Отметим, что положительную тональность имеют комментарии, в которых оцениваются усилия Бориса Джонсона (his efforts), его сделка по Брекситу (his Brexit deal), его страна (his country), его друг (hi sfriend), его выборы (his election), его жена (his wife):

(18) #BorisJohnson is leading his country through the most radical reshaping of its economy, electoral map, and international role since #WorldWarII. And he's using controlled #chaos to his political advantage. #Brexit #WWII #BrexitReality n#BrexitBritain.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отрицательную тональность выражают следующие сочетания: his past use, his most senior black adviser, his wedding, their donors, my answer, my body, his efforts, his career, your government, its knees, his friend, our entire justice system, his watch, our national security, our democracy, our court case, his plans, his failure, our democratic system, our boastful PM, its failure, his own country, his teeth, his claim, their mates, our vaxx's success, your job. Например:

(19) People in Chesham and Amersham have a real opportunity to punish Boris Johnson for his failure to deliver on his roadmap. Just imagine if he loses a SAFE Tory seat on Thursday.

Если в датасете с положительной тональностью наблюдается большое количество маркеров, связанных с политикой, то в дата-сете с отрицательной тональностью доминируют единицы, обозначающие социальные, экономические и личные проблемы (my body, his teeth, my first death threat, your job, our vaxx's success):

(20) Yesterday I received my first death threat;

(21) How f. ..cked up is Parliament? Ian Blackford speaks the truth and is chastised. Boris Johnson repeatedly lies through his teeth and not a word is said. Is The Speaker dumb in more ways than one?

7. Расовый дискурс (anti-racist gesture, racist language, race report, sexual abuse / sexual violence / child sexual abuse, shamefully low rape prosecutors, criminal justice system, violent crime, reported rapes, narrow, xenophobic, backward-looking thing).

Данная немногочисленная категория маркеров представлена только в датасете с отрицательной тональностью и характеризует комментарии пользователей, озабоченных проблемами расизма в стране:

(22) @EliModnar Of course Boris Johnson has written countless racist articles and used racist language and he is definitely well grown;

(23) There is a risk that leaving the EU will be globally interpreted as a narrow, xenophobic, backward-looking thing to do.

8. Фразы на испанском языке

(reagaona o poderia ser diferente - реакция не могла быть иной, 4 semanas - 4 недели, por manifestantes - для манифестантов, por dizer que - чтобы сказать, что, pesso asesta o protestandona frente da sede - люди протестуют перед штаб-квартирой, ontem o boris johnson anunciou - вчера Борис Джонсон объявил, las cien mil - сто тысяч, primeiro-ministro da inglaterra - премьер-министр Великобритании, bem diferente de outro sujeito que - хорошо отличается от другого парня, se diz conservador - если говорит консервативное, y el presidente - и президент, ele a trata com respeito - он относится с уважением).

Данные маркеры отражают политическую реакцию испаноговорящих жителей:

(24) Jornalista da BBC é questionado por manifestantes, por dizer que o Lockdown era legal;

(25) Boris Johnson, primeiro-ministro da Inglaterra, também é cobrado diariamente pela imprensa. Ele a trata com respeito: oferecea téxicara de cha;

(26) Ontem o Boris Johnson anunciou que vaiadiar o fim das restriçô esem 4 semanas. A reaçâonâ o poderia ser diferente e as pesso asestâ o protestandona frente da sededo governo.

Заключение

Методология сетевой лингвистики в совокупности с методами Big Data позволила осуществить сбор масштабных эмпирических данных и провести исследование сетевого дискурса, формирующегося в отношении социально-политических акторов в социальных сетях. Разработанная и апробированная нами методика анализа сетевого дискурса предполагает изучение прагматических параметров, медийных параметров, структурно-семантических параметров, а также лингвостилисти-ческих параметров. Сетевой дискурс можно характеризовать как одну из форм проявления общественного мнения, которая запускает волну прагмалингвистических актов как в онлайн-, так и офлайн-пространстве.

На примере сетевого дискурса в социальной сети Twitter мы выявили положительную и отрицательную тональность комментариев, в которых выражены мнения пользователей о британском премьер-министре Борисе Джонсоне в 2021 г., и выделили маркеры (как совокупности тональностей) сетевого дискурса, структурированные по следующим категориям: антропонимы, топонимы и этнонимы; даты и события, важные для Великобритании; названия партий; Брексит; COVID-19; сочетания с притяжательным местоимением, отражающие дихотомию «свои - чужие»; расовый дискурс; фразы на испанском языке.

Результаты исследований, выполненных с применением представленной методики, могут применяться в ходе предвыборных кампаний для анализа и разработки стратегий работы с общественным мнением, усиления поддержки электората и трансформации мнений и оценок электората соперников и оппонентов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (Отделение гуманитарных и общественных наук) в рамках научного проекта № 20-012-00033 «Лингвистические модели социально-политической коммуникации в online-про-странстве: дискурсивные поля, паттерны и гибридная методология анализа сетевых данных» (2020-2022 гг., руководитель В.В. Катермина).

The study is given a financial support by The Russian Foundation for Basic Research (Department of Humanitarian and Social Science), the research project no. 20-012-00033 entitled "Linguistic models of sociopolitical communication in the online space: discursive fields, patterns and hybrid methodology of network data analysis" (2020-2022, chair VV Katermina).

2 Jennifer Arcuri - Дженнифер Аркьюри -предпринимательница из Калифорнии, переехавшая в Великобританию в 2012 г., якобы получала правительственные гранты благодаря Джонсону, которого она называла близким другом. Американка, принимавшая участие в избирательной кампании мэра в 2012 г., предположительно получила несколько крупных сумм денег благодаря Борису Джонсону.

Peter Stefanovic - Питер Стефанович - австралийский журналист, репортер и телеведущий. Стефанович в настоящее время является соведу-щим First Edition на Sky News Australia.

Prime minister Imran Khan - Имран Хан - пакистанский государственный деятель, бывший профессиональный игрок в крикет. Является лидером партии «Движение за справедливость».

Michael Gove - Майкл Эндрю Гоув - британский политик и писатель, занимающий пост канцлера герцогства Ланкастер с 2019 г. и министра кабинета министров с 2020 года.

Nigel Farage - Найджел Пол Фараж - британский политик, с 22 марта 2019 г. - лидер Партии Brexit. В 2006-2016 гг. (с перерывами) был председателем Партии независимости Соединенного Королевства.

Nick Watt - Николас Ватт - британский журналист. В 2016 г. стал политическим редактором Newsnight Би-би-си.

Peter Cruddas - Питер Эндрю Круддас - английский банкир, бизнесмен и филантроп. Он является основателем компании онлайн-трейдинга CMC Markets. В списке богатых людей Sunday Times за 2007 г. он был назван самым богатым человеком в лондонском Сити, состояние которого оценивается в 860 миллионов фунтов стерлингов.

Ivan Duque - Иван Дуке Маркес - колумбийский политический и государственный деятель, Пре-

зидент Колумбии с августа 2018 г., ранее сенатор (2014-2018).

Michael Heseltine - достопочтенный Майкл Рэй Дибдин Хезелтайн, барон Хезелтайн - британский политик и бизнесмен, член Палаты общин (1966-2001), министр обороны Великобритании (1983-1986).

Ollie Robinson - Оливер Джордж Робинсон -известный как Олли Робинсон, является профессиональным игроком в крикет, который играет за Kent County Cricket Club.

Jo Cox - Хелен Джоанн «Джо» Кокс - политик Лейбористской партии Великобритании, член парламента от избирательного округа Батли и Спен. Активный сторонник защиты жертв гражданской войны в Сирии. Выступала против присоединения Великобритании к западной коалиции в Сирии. Была убита ультранационалистом за неделю до референдума о членстве Британии в ЕС. Кокс была активной участницей кампании за сохранение членства.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Баранов А. Н., Плунгян В. А., Рахилина Е. В., 1993. Путеводитель по дискурсивным словам русского языка. М. : Помовский и партнеры. 207 c.

Винокур Т. Г., 1993. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. М. : Наука. 171 с.

Катермина В. В., Рябченко Н. А., Липириди С. Х., Гнедаш А. А., Малышева О. П., 2020. Исследование лингвистической модели политических коммуникаций в социальной сети Twitter в отношении президента США Д. Трампа в марте - июне 2020 г. // Политическая лингвистика. № 5 (83). С. 87-107. DOI: https://doi.org/ 10.26170/pl20-05-09

Кирилина А. В., Терентий Л. М., 2016. Опыт лингвистической диагностики межнациональной напряженности в интернет-дискурсе // Вопросы психолингвистики. № 27. С. 130-139.

Матусевич А. А., 2016. Общение в социальных сетях: прагматический, коммуникативный, лин-гвостилистический аспекты : дис. ... канд. фи-лол. наук. Киров. 190 с.

Митягина В. А., 2012. Интернет-комментарий как коммуникативное действие // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 10 / отв. ред. А. Г. Пастухов. Орел : ОГИИК : Горизонт. С. 188-197.

Рябченко Н. А., Катермина В. В., Гнедаш А. А., Малышева О. П., 2000. Модели и практики управления политическим контентом в online-

пространстве современных государств в эпоху посгправды : монография. М. : Флинта. 340 с. Рябченко Н. А., 2011. Online социальные сети в публичной политике: «семь мостов» Египта // Человек. Сообщество. Управление : науч.-информ. журн. № 4. С. 92-99. Рябченко Н. А., Катермина В. В., Гнедаш А. А., Малышева О. П., 2018. Политический контент социальных движений в online-пространстве современных государств: методология анализа и исследовательская практика // Южно-российский журнал социальных наук. № 3. С. 139-162. DOI: https://doi.org/10.31429/26190567-19-3-139-162 Рябченко Н. А., Малышева О. П., Гнедаш А. А., 2019. Управление политическим контентом в социальных сетях в период предвыборной кампании в эпоху постправды // Полис. Политические исследования. № 2. С. 92-106. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2019.02.07 Рябченко Н. А., Малышева О. П., 2020. Характеристики современной политической коммуникации в online-пространстве // Вопросы когнитивной лингвистики. № 2. С. 101-113. Сидорова И. Г., 2014. Коммуникативно-прагматические характеристики жанров персонального интернет-дискурса (сайт, блог, социальная сеть, комментарий) : дис. ... канд. филол. наук. Волгоград. 249 с. Стексова Т. И., 2014. Комментарий как речевой жанр и его вариативность // Жанры речи. № 1-2 (9-10). С. 81-88. Сусов И. П., 2006. Лингвистическая прагматика. URL: http://homepages.tversu. ru/~ips/PragmA. html Фаломкина И. П., 2020. Речевая агрессия в комментариях социальных сетей и мониторинг социальной напряженности (на материале комментариев в профиле @kuzbass_news) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Филология. Серия: Гуманитарные науки. № 8. С. 101-105. Формановская Н. И., 1987. Русский речевой этикет: лингвистический и методологический аспекты. М. : Рус. яз. 156 с. Abbas J., Wang D., Su Z., Ziapour A., 2021. The Role of Social Media in the Advent of COVID-19 Pandemic: Crisis Management, Mental Health Challenges and Implications // Risk Management and Healthcare Policy. Vol. 14. P. 1917-1932. DOI: 10.2147/rmhp.s284313 Boris Johnson's Conservatives Win Majority in UK Election - Experts React, 2019. URL: https:// dspace.stir.ac.uk/bitstream/1893/30965/1/ Kippin-Conversation-2019.pdf Boris Johnson's First Year, 2020. URL: https:// www. qmul. ac. uk/mei/media/mei/documents/ publications/Boris-Johnson%27s-First-Year.pdf

Cardoso G., Lapa T., Fátima D.B., 2016. People are the Message? Social Mobilization and Social Media in Brazil // International Journal of Communication. № 10. P. 3909-3930. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/302956928.pdf Cooper L., Cooper Ch., 2019. 'Get Brexit Done': The New Political Divides of England and Wales at the 2019 Election. URL: http://eprints.lse.ac.uk/ 106526/2/1467_923X.12918.pdf Ernst N., Engesser S., Büchel F., Blassnig S., Esser F., 2017. Extreme Parties and Populism: An Analysis of Facebook and Twitter Across Six Countries // Information, Communication & Society. №20(9). P. 1347-1364. Hart R., 2020. Trump and Us. What He Says and Why People Listen. Cambridge : Cambridge university press. 280 p.

Lacatus C., 2020. Populism and President Trump's Approach to Foreign Policy: An Analysis of Tweets and Rally Speeches // Politics. Vol. 41, № 1. P. 31-47. DOI: 10.1177/0263395720935380 Ladner K., Ramineni R., George K.M., 2019. Activeness of Syrian Refugee Crisis: An Analysis of Tweets // Social Network Analysis and Mining. DOI: 10.1007/s13278-019-0606-6 Luo Y., Burley H., Moe A., Sui M., 2019. A Meta-Analysis of News Media's Public AgendaSetting Effects, 1972-2015 // Journalism & Mass Communication Quarterly. № 96 (1). P. 150-172. DOI: 10.1177/1077699018804500 Moussa M. B., 2013. Online Mobilization in Times of Conflict: A Framing-Analysis Perspective, Arab Media and Society (Issue 17, Winter 2013). URL: https://www.files.ethz.ch/isn/184967/ 20130221104809_Ben_Moussa_Mohamed.pdf Rosenblatt K., 2020. A Summer of Digital Protest: How 2020 Became the Summer of Activism Both Online and Offline. URL: https:// www. nbcnews. com/news/us-news/summer-digital-protest-how-2020-became-summer-activism-both-online-n1241001 Ryabchenko N. A., Katermina V. V., Malysheva O. P., 2019. Political Content Management: New Linguistic Units and Social Practices // Church, Communication and Culture: Scientific Journal. Vol. 4, № 3. P. 305-322. DOI: https://doi.org/ 10.1080/23753234.2019.1664916 Shaw A., 2016. Role of Social Media in Social Mobilization (With Special Reference to Shahbag and Hokkolorob Movements) // Global Media Journal - Indian Edition Summer. Vol. 7, № 1. URL: https://www.caluniv.ac.in/global-mdia-journal/COMMENT-2016-NOV/C-5-F.pdf Social Media & COVID-19: A Global Study of Digital Crisis Interaction Among Gen Z and Millennials, 2021. URL: https://www.who.int/news-room/

feature-stories/detail/social-media-covid-19-a-global-study-of-digital-crisis-interaction-among-gen-z-and-millennials Social Media Use During COVID-19 Worldwide -Statistics & Facts. May 19, 2021. URL: https:// www.statista.com/topics/7863/social-media-use-during-coronavirus-covid-19-worldwide Tracey S., 2017. Trust, Trump, and the Turnout: A Marketers Point of View // American Behavioral Scientist. Vol. 61, №° 5. P. 526-532. DOI: 10.1177/0002764217701218 UK Election Analysis 2019: Media, Voters and the Campaign Early Reflections from Leading Academics, 2019. URL: http:// eprints.bournemouth.ac.uk/3 3 165/13/ UKElectionAnalysis2019_Jackson-Thorsen-Lilleker-and-Weidhase_v1.pdf

REFERENCES

Baranov A.N., Plungyan V.A., Rahilina E.V., 1993. Putevoditel po diskursivnym slovam russkogo yazyka [A Guidebook on Discourse Words of the Russian Language]. Moscow, Pomovskiy i partner Publ. 207 p. Vinokur T.G., 1993. Govoryashchiy i slushayushchiy: variant rechevogo povedeniya [Speaking and Listening. Variants of Speech Behavior]. Moscow, Nauka Publ. 171 p. Katermina V.V., Ryabchenko N.A., Lipiridi S.Kh., Gnedash A.A., Malysheva O.P., 2020. Issledovanie lingvisticheskoy modeli politicheskikh kommunikatsiy v socialnoy seti Twitter v otnoshenii prezidenta SShA D. Trampa v marte - iyune 2020 g. [The Study of Linguistic Model of Political Communications on Twitter About US President D. Trump in March-June 2020]. Politicheskaya lingvistika [Political Linguistics], no. 5 (83), pp. 87-107. DOI: https:// doi.org/10.26170/pl20-05-09 Kirilina A.V, Terenty L.M., 2016. Opyt lingvisticheskoy diagnostiki mezhnatsionalnoy napryazhennosti v internet-diskurse [Experience of Linguistic Diagnostics of Interethnic Tension in Internet Discourse]. Voprosypsikholingvistiki [Questions of Psycholinguistics], no. 27, pp. 130-139. Matusevich A.A., 2016. Obshchenie v socialnkyh setyakh: pragmaticheskiy, kommunikativnyy, lingvostilisticheskiy aspekty: dis. ... kand. filol. nauk [Communication in Social Networks: Pragmatic, Communicative, Linguo-Stylistic Aspects. Cand. philol. sci. dis.]. Kirov. 190 p. Mityagina V.A., 2012. Internet-kommentariy kak kommunikativnoe deystvie [Internet Commentary as a Communicative Action].

Zhanry i tipy teksta v nauchnom i mediynom disburse: mezhvuz. sb. nauch. tr. [Genres and Types of Text in Scientific and Media Discourse. Interuniversity Collection of Scientific Papers]. Orel, OGIIK, Gorizont Publ., iss. 10, pp. 188-197.

Ryabchenko N.A., Katermina V.V., Gnedash A.A., Malysheva O.P., 2000. Modeli i praktiki upravleniyapoliticheskim kontentom v online-prostranstve sovremennykh gosudarstv v epokhu postpravdy: monografiya [The Models and Practices of Political Content Management in Modern States' Online Space in the "The Post-Truth" Era. Monograph]. Moscow, Flinta Publ. 340 p.

Ryabchenko N.A., 2011. Online sotsialnye seti v publichnoy politike: «sem' mostov» Egipta [Online Social Networks in Public Policy: "Seven Bridges" of Egypt]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie: nauch.-inform. zhurn. [Human. Community. Management. Scientific and Informational Journal], no. 4, pp. 92-99.

Ryabchenko N.A., Katermina V.V., Gnedash A.A., Malysheva O.P., 2018. Politicheskiy content sotsialnykh dvizheniy v online-prostranstve sovremennykh gosudarstv: metodologiya analiza i issledovatelskaya praktika [Political Content of Social Movements in the Online Space of Modern States: Analytical Methodology and Research Practice]. Yuzhno-rossiyskiy zhurnal sotsialnykh nauk [South-Russian Journal of Social Sciences], no. 3, pp. 139-162. DOI: https://doi.org/10.31429/ 26190567-19-3-139-162

Ryabchenko N.A., Malysheva O.P., Gnedash A.A., 2019. Upravlenie politicheskim kontentom v sotsialnykh setyakh v period predvybornoy kampanii v epokhu postpravdy [Presidential Campaign in Post-Truth Era: Innovative Digital Technologies of Political Content Management in Social Networks Politics]. Polis. Politicheskie issledovaniya. [Polis. Political Studies], no. 2, pp. 92-106. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/ 2019.02.07

Ryabchenko N.A., Malysheva O.P., 2020. Harakteristiki sovremennoy politicheskoy kommunikatsii v online-prostranstve [Characteristics of Modern Political Communication in the Online Space]. Voprosy kognitivnoy lingvistiki [Issues of Cognitive Linguistics], no. 2, pp. 101-113.

Sidorova I.G., 2014. Kommunikativno-pragmaticheskie kharakteristiki zhanrov personalnogo internet-diskursa (sayt, blog, sotsialnaya set', kommentariy): dis. ... kand. filol. nauk [Communicative and Pragmatic Characteristics of Genres of Personal Internet Discourse (Website, Blog, Social Network, Commentary). Cand. philol. sci. diss.]. Volgograd. 249 p.

Steksova T. I., 2014. Kommentariy kak rechevoy zhanr i ego variativnost [Comment as a Speech Genre and Its Variability]. Zhanry rechi [Genres of Speech], no. 1-2 (9-10), pp. 81-88. Susov I.P., 2006. Lingvisticheskaya pragmatika [Linguistic Pragmatics]. URL: http:// homepages.tversu.ru/~ips/PragmA. html Falomkina I.P., 2020. Rechevaya agressiya v kommentariyakh sotsialnykh setey i monitoring sotsialnoy napryazhennosti (na materiale kommentariev v profile @kuzbass_news) [Speech Aggression in the Comments of Social Networks and Monitoring of Social Tension (Based on Comments in the @kuzbass_news Profile)]. Sovremennaya nauka: aktualnye problem teorii i praktiki. Filologiya. Seriya: Gumanitarnye nauki [Modern Science: Topical Problems of Theory and Practice. Philology. Series: Humanities], no. 8, pp. 101-105. Formanovskaya N.I., 1987. Russkiy rechevoy etiket: lingvisticheskiy i metodologicheskiy aspekty [Russian Speech Etiquette: Linguistic and Methodological Aspects]. Moscow, Russkiy yazyk Publ. 156 p. Abbas J., Wang D., Su Z., Ziapour A., 2021. The Role of Social Media in the Advent of COVID-19 Pandemic: Crisis Management, Mental Health Challenges and Implications. Risk Management and Healthcare Policy, vol. 14, pp. 1917-1932. DOI: 10.2147/rmhp.s284313 Boris Johnson's Conservatives Win Majority in UK Election - Experts React, 2019. URL: https:// dspace.stir.ac.uk/bitstream/1893/30965/1/ Kippin-Conversation-2019.pdf Boris Johnson's First Year, 2020. URL: https:// www. qmul. ac.uk/mei/media/mei/documents/ publications/Boris-Johnson%27s-First-Year.pdf Cardoso G., Lapa T., Fátima D.B., 2016. People are the Message? Social Mobilization and Social Media in Brazil. International Journal of Communication, no. 10, pp. 3909-3930. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/302956928.pdf Cooper L., Cooper Ch., 2019. 'GetBrexitDone': The New Political Divides of England and Wales at the 2019 Election. URL: http://eprints.lse.ac.uk/ 106526/2/1467_923X.12918.pdf Ernst N., Engesser S., Bbchel F., Blassnig S., Esser F., 2017. Extreme Parties and Populism: An Analysis of Facebook and Twitter Across Six Countries. Information, Communication & Society, no. 20 (9), pp. 1347-1364. Hart R., 2020. Trump and Us. What He Says and Why People Listen. Cambridge, Cambridge University Press. 280 p.

Lacatus C., 2020. Populism and President Trump's Approach to Foreign Policy: An Analysis of

Tweets and Rally Speeches. Politics, vol. 41, no. 1, pp. 31-47. DOI: 10.1177/0263395720935380 Ladner K., Ramineni R., George, K. M. Activeness of Syrian Refugee Crisis: An Analysis of Tweets. Social Network Analysis and Mining. DOI: 10.1007/s13278-019-0606-6 Luo Y., Burley H., Moe A., Sui M., 2019. A Meta-Analysis of News Media's Public AgendaSetting Effects, 1972-2015. Journalism & Mass Communication Quarterly, no. 96 (1), pp. 150172. DOI: 10.1177/1077699018804500 Moussa M.B., 2013. Online Mobilization in Times of Conflict: A Framing-Analysis Perspective, Arab Media and Society (Issue 17, Winter 2013). URL: https://www.files.ethz.ch/isn/ 184967/20130221104809_Ben_Moussa_ Mohamed.pdf Rosenblatt K., 2020. A Summer of Digital Protest: How 2020 Became the Summer of Activism Both Online and Offline. URL: https:// www.nbcnews. com/news/us-news/summer-digital-protest-how-2020-became-summer-activism-both-online-n1241001 Ryabchenko N.A., Katermina V.V., Malysheva O.P., 2019. Political Content Management: New Linguistic Units and Social Practices. Church, Communication and Culture: Scientific Journal, vol. 4, no. 3, pp. 305-322. DOI: 10.1080/ 23753234.2019.1664916 Shaw A., 2016. Role of Social Media in Social Mobilization (With Special Reference to Shahbag and Hokkolorob Movements). Global Media Journal - Indian Edition Summer, vol. 7, no. 1. URL: https:// www. caluniv. ac.in/global-mdia-journal/ COMMENT-2016-NOV/C-5-F.pdf Social Media & COVID-19: A Global Study of Digital Crisis Interaction Among Gen Z and Millennials, 2021. URL: https://www.who.int/ news-room/feature-stories/detail/social-media-covid-19-a-global-study-of-digital-crisis-interaction-among-gen-z-and-millennials Social Media Use During COVID-19 Worldwide -Statistics & Facts. May 19, 2021. URL: https:/ /www.statista.com/topics/7863/social-media-use-during-coronavirus-covid-19-worldwide Tracey S., 2017. Trust, Trump, and the Turnout: A Marketers Point of View. American Behavioral Scientist, vol. 61, no. 5, pp. 526532. DOI: 10.1177/0002764217701218 UK Election Analysis 2019: Media, Voters and the Campaign Early Reflections from Leading Academics, 2019. URL: http:// eprints.bournemouth.ac.uk/3 3165/13/ UKElectionAnalysis2019_Jackson-Thorsen-Lilleker-and-Weidhase_v1.pdf

Information About the Authors

Veronika V. Katermina, Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of English Philology, Kuban State University, Stavropolskaya St, 149, 350040 Krasnodar, Russia, katermina_v@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9141-9867

Anna A. Gnedash, Candidate of Sciences (Politics), Associate Professor, Department of Public Policy and Public Administration, Kuban State University, Stavropolskaya St, 149, 350040 Krasnodar, Russia, anna_gnedash@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-3516-107X

Информация об авторах

Вероника Викторовна Катермина, доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии, Кубанский государственный университет, ул. Ставропольская, 149, 350040 г. Краснодар, Россия, katermina_v@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9141-9867

Анна Александровна Гнедаш, кандидат политических наук, доцент кафедры государственной политики и государственного управления, Кубанский государственный университет, ул. Ставропольская, 149, 350040 г. Краснодар, Россия, anna_gnedash@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-3 516-107X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.