Научная статья на тему 'Сетевой аспект конкурентных преимуществ региона'

Сетевой аспект конкурентных преимуществ региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА / СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернов Сергей Александрович, Дайкер Анна Оттовна

Обосновывается важность сетевых конкурентных преимуществ для экономики региона. Выделяется ряд аксиом и закономерностей, посвященных конкурентным преимуществам региона. Рассматриваются такие аспекты, как: экосистема как основной элемент внешней среды, сетевая связность производителя и потребителя, конкурентные преимущества индустриального региона, конкурентные преимущества региональных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевой аспект конкурентных преимуществ региона»

Сетевой аспект конкурентных преимуществ региона Network aspects of competitive advantages of region

Чернов Сергей Александрович,

к.э.н., доцент, [email protected],

Chernov S. A.

Дайкер Анна Оттовна преподаватель, [email protected],

Daiker A. O.

Южный федеральный университет

Аннотация. Обосновывается важность сетевых конкурентных преимуществ для экономики региона. Выделяется ряд аксиом и закономерностей, посвященных конкурентным преимуществам региона. Рассматриваются такие аспекты, как: экосистема как основной элемент внешней среды, сетевая связность производителя и потребителя, конкурентные преимущества индустриального региона, конкурентные преимущества региональных сетей.

Abstract. Substantiates the importance of the network of competitive advantages for the region. It provided a number of axioms and laws dealing with the competitive advantages of the region. Consider aspects such as: the ecosystem as a basic element of the environment, the network connectivity of the producer and consumer, the competitive advantages of the industrial region, the competitive advantages of regional networks.

Ключевые слова: сетевая экономика, сетевая организация, конкурентные преимущества, регион.

Keywords: network economy, network organization, competitive advantages, region.

Для современного региона характерны сетевые конкурентные преимущества (КП). Это означает, что фундаментальные, стратегические компетенции и стоящие за ними стратегические процессы социально-экономического регионального развития конструируются в двух параллельных плоскостях: конкуренции и самоорганизации разнообразных экосистем, вершиной которых является кластер.

Сетевые конкурентные преимущества (СКП) экономического объекта любого масштаба многокомпонентны. Главным их элементом являются НИОКР, инновации. Конкурентные преимущества различных по масштабу систем взаимодействуют.

Аксиома. КП экономики органических организаций формируются в межотраслевых экосистемах, обладающих свойствами диссипативной системы. Позиционирование компании связано с выбором экосистем и определением в ней своего места. Качество партнерских отношений в экосистеме влияет на конкурентоспособность компаний. Выстраивание партнерских отношений - важнейший элемент стратегии повышения конкурентоспособности.

КП страны создаются в её регионах. В то же время, нобелевский лауреат Пол Кругман считает, что конкурентоспособность макроэкономики -это миф. С его точки зрения, реален здесь микроуровень. Майкл Портер рассматривает кластер, регион, то есть мезосистему как основу конкурентоспособности. На наш взгляд, конкурентные преимущества отдельных компаний являются дискретной частью конкурентных преимуществ экосистем мезомасштаба (например, кластеров), бизнес-сетей нового поколения. Можно говорить о связности конкурентных преимуществ ряда компаний. Сегодня центр силы отдельной компании может уходить далеко за ее пределы в сферы новых знаний и компенций, носителями которых являются независимые акторы. С. А. Кузнецова и В. Д. Маркова выделяют такой тренд развития внешней среды, как «...формирование

стратегических бизнес-сетей независимых акторов как важнейшего механизма роста конкурентоспособности компаний» [1].

Экосистема как основной элемент внешней среды. Аксиома. Конкурентные преимущества страны / макрорегионов создаются в региональных /межрегиональных экосистемах (не в регионах).

Конкурентоспособность отдельной компании выходит за ее пределы в определенную экосистему. Это требует от компании разработки соответствующей стратегии поведения в рамках данной экосистемы, стратегического плана и программ развития. Данный процесс имеет глобальный контекст. Качество продукта - относительное понятие, сориентированное на международные эталоны операционной деятельности, мировые стандарты, дорожные карты мировых компаний. Их нужно использовать в данной экосистеме. Последняя в большинстве случаев имеет международный характер, поэтому целесообразно проведение систематического мониторинга правил ведения бизнеса.

Джеймс Мур («Смерть конкуренции: лидерство и стратегия в век деловых систем») рассматривает компанию как дискретную часть сетевых экосистем. Поскольку конкурентные преимущества организаций в данной экосистеме глубоко интегрированы, конкуренция как целостный процесс осуществляется между экосистемами. Позиционирование компании связано, прежде всего, с выбором экосистемы и определением в ней своего места.

Современные экосистемы - ахиллесова пята российской экономики. Экосистема формирует нацеленные на конкретные межотраслевые взаимодействия рынки поставщиков и потребителей, цепочки добавленной стоимости, создающие единый производственный цикл, соответствующую инфраструктуру, информационные, инвестиционные и инновационные институты, системы логистики, рынок труда с соответствующими компетенциями и опытом. Производитель, вошедший в экосистему, находит там оборудование, сырье и материалы, персонал. Экосистема - это уже сформированные разнообразные модели связности и инфраструктура

связности, профессиональные, проектные, финансовые истории (что повышает доверие, снижает риски). Трансакционные издержки здесь ниже, чем в хаотической среде. Институциональные процессы и стоящие за ними нормы, правила позволяют воспользоваться схемами аутсорсинга. Российская экономика, лишенная всего этого, обречена на неконкурентоспособность, сырьевую ориентацию. Так, российские производители обуви, создавая свои мощности в Китае, отмечают отсутствие технологического обеспечения, обученного персонала, практически всех составляющих производственного цикла. Даже при более дорогой китайской рабочей силе они не имеют возможности конкурентоспособного возвращения в Россию. Те регионы, которые увидят в этом стратегические процессы и сформируют соответствующие стратегии и системы их реализации, окажутся точками роста федерального уровня.

Аксиома. Позиционирование в экосистеме предполагает выявление лидеров и выстраивание с ними особых отношений.

Примером успешного сетевого лидерства является Apple, ведущая мировая компания по капитализации (2015-2016 годы). Работающая как сетевая организация, Apple создало сетевое ядро глобальной экосистемы, поместив в него такие взаимосвязанные продукты, как компьютеры, планшеты, смартфоны, услуги, аксессуары.

Чуткость к местным рынкам и высокая скорость реагирования отдельных компаний на действия местных конкурентов и проблемы местных потребителей предполагают их децентрализацию, выстраивание сетевых организационных процессов в рамках региональных экосистем. Наличие множества иерархических уровней затрудняет данную реактивность, и компания утрачивает конкурентные позиции на региональных рынках. Процессы регионализации организационных структур и стратегических бизнес-процессов развиваются непрерывно, сопровождаются использование разнообразных организационных инноваций.

Аксиома. Конкурентоспособность компании зависит от умения ее встраиваться в региональную экосистему, создавать в ней сетевые связи.

Экосистема включает в себя контур цепочек добавленной стоимости и соответствующих информационных и инновационных потоков и коммуникаций, выстроенный покупателями, поставщиками, партнерами, конкурентами и дистрибьюторами, которые извлекают взаимные выгоды, поддерживающие и усиливающие их конкурентные преимущества.

В современной экосистеме выстраиваются отношения многомерной динамичной связности в потоках создания ценностей цепочек добавленной стоимости (ДС) или их узлов. Динамическая сущность экосистемы выражена высокой скоростью проектных действий. Экосистема является матрицей проектов, в частности стратегических, открывающих окна возможностей. Стратегический менеджмент в экосистеме предполагает тесную связность лидеров проектов, выстраивание стратегических коммуникаций между ними. Связность здесь имеет технологическую, стратегическую, инвестиционную, информационную, сервисную составляющие.

Аксиома. Если компании федерального или мирового уровня не выстраивают с региональными экосистемами сетевые отношения, особенно инновационные, это может оказывать на региональную экономику разрушительное воздействие, подавлять точки роста, отрицательно влиять на проектную деятельность местных бизнес-элит. Это создает условия для местного экономического сепаратизма.

Дж. Конингс, исследуя рынки Болгарии, Румынии и Польши, и построив модель зависимости объемов отраслевого производства от доли участия иностранного капитала в исследуемой отрасли, зафиксировал наличие статистически значимой обратной связи [2].

Аксиома. Динамика основных параметров развития организации во многом определяется характером развития экосистемы, в которую она входит, отношениями компании с «точками роста» экосистемы.

КП сетевой организации динамичны и являются результатом вхождения в окна возможностей. Последнее предполагает поддержку лидеров трансформации и их инициатив, направленных на перемены. Питер Сенге дает ряд советов, как устранить факторы, блокирующие рост: «.если в отношениях с другими людьми все время возникают проблемы, проводи с ними больше времени и будь бережнее к этим отношениям; если сотрудники чувствуют себя неудовлетворенными, продолжай выдвигать молодых, чтобы они были довольны; если в освоении новой продукции возникают сбои, запускай в работу больше проектов, чтобы компенсировать неудачу с застрявшими; энергичнее отстаивай инициативы, направленные на перемены» [3].

Аксиома. Для инновационной компании экосистема создает определенную стабильность во внешней сложной и динамической среде, снижая стоимость инновационных трансакционных издержек. Динамическая среда глобальной экономики требует от экосистемы и ее участников непрерывного развития органической структуры, многообразия самоорганизующихся проектных групп, инициатив и обновляющегося лидерства. Сложность внешней среды, уникальность бизнес-процессов, нестереотипность управленческих решений требуют децентрализации и дебюрократизации, фокусирование управленческих функций на проектных проблемах.

Джордж Сток, Филипп Эванс и Лоренс Шулман отмечают перестройку конкурентных процессов. «Конкуренция становится менее похожей на шахматы и больше на интерактивную видеоигру» [4]. Конкуренция - это борьба технологий, инициатив, организационных инноваций. Прежде всего -это борьба за потребителя.

Сетевая связность производителя и потребителя. Конкурентоспособность компании требует особых контактов с потребителем. Они выходят за рамки узких отношений «продукт / услуга -потребитель» и приобретают объемность. В результате усложнения бизнес-

процессов функции менеджмента начинает выполнять рынок, вошедший в организационные процессы компании. Менеджмент, ориентированный на рынок, постоянно развивается. Дальнейшим шагом в этом направлении является усиление связности с партнерами внешней среды, выстраивание такого стратегического процесса как менеджмент отношений с потребителями (CRM). Ему подчиняются все элементы структуры, в частности функциональные подразделения. Это вызывает фундаментальную реорганизацию организационных отношений, по-новому выстраивает внутренние и внешние горизонтальные отношения.

Аксиома. CRM является одной из форм менеджмента, ориентированного на рынок.

Управление отношениями с покупателями сориентировано на рост показателей привлечения и удержания определенного/ных сегмента/тов ценных для компании покупателей. В центре внимания CRM -формирование и развитие отношений с ценным покупателем. Маркетинг отношений исследует ценности данной группы покупателей для преодоления разрыва в том, что компания считает потребительскими интересами и что действительно хотят покупатели. Маркетинг отношений выходит за рамки изучения потребительских предпочтений ценных покупателей, включая в объект анализа другие группы влияния. «Стартовой точкой является идентификация целевого сегмента возможных покупателей (suspect), т. е. тех потенциальных покупателей, которые могли бы проявить глубокий интерес к товару или услуге; вероятных покупателей (prospects) - потенциальных покупателей, интересующихся товаром и способных заплатить за него, и дисквалифицированных вероятных покупателей, отвергнутых компанией из-за неплатежеспособности или из-за того, что их обслуживание было бы неприбыльным для фирмы» [5].

Аксиома. Формирование взаимоотношений с потребителем -стратегическая функция современного менеджмента. Данные взаимоотношения становятся все более разнообразными, многосторонними,

формируя основу для сети. Сеть как среда насыщенная разнообразными отношениями, создает благоприятные условия для более гибкого и мобильного поведения игроков, открывает новые возможности успешного движения.

Выстраивание объемной цепочки «поставщик - производитель -потребитель» в ложной динамичной экосистеме активизирует как прямые, так и обратные связи. Поставщик воздействует на операционные бизнес -процессы производителя, участвуя в разработке продукции уже на ранних стадиях жизненного цикла товара, и вносит свой замысел в создание конечного продукта. Расширяется круг участников договора поставки, усложняются и приобретают гибкость условия договора и обязательства сторон. Договора поставки теперь находятся в пакете договоров на выполнение НИОКР, технологических работ, совместной деятельности.

Аксиома. В условиях нарастающей сложности и многомерности связности поставщика, производителя и потребителя степень доверия сторон определяет границу между формальными и неформальными договоренностями. Поскольку многие контакты приобретают гибкость и часто перестраиваются, возрастает роль устных сделок, основанных на доверии, длительности сетевых отношений, общности целей и традиций.

Закономерность. В условиях высокой неопределенности и наличия множественных траекторий движения связность производителей с потребителями становится многомерной, объемной. Чтобы сохранить лояльность потребителя, необходимо предусмотреть новые возможности его движения по новым траекториям и не только участвовать в этом процессе, но и влиять на него. Сохранение статус-кво невозможно без учета ценностей покупателя, видения их динамики и интеграции системы ценностей.

Острая конкуренция стимулирует компании расширять спектр связей с потребителем. Эффект разнообразия таких контактов приобретает сетевую форму. Сетевой пакет сопровождающих поставку основного продукта услуг

включает дополнительные услуги, гарантии, помощь в использовании, техническую поддержку, интеграцию баз данных, совместные инновационные действия, формирование единого информационного пространства, совместные маркетинговые исследования, совместную внешнеэкономическую деятельность, хеджерные схемы. Сетевое взаимодействие предполагает связность конкурентных преимуществ производителя и потребителя. Это проецируется на совместное развитие интерспецифических ресурсов, тайм-менеджмента, технологических компетенций.

Обратная связь приобретает многомерность в процессе разнообразных реакций на продукты, процессы, проекты компании не только широкого круга реальных потребителей, но и потенциальных, а также всех проявляющих к ним интерес. Технологии краудсорсинга вовлекают в обсуждение конкретных проблем и путей их решения представители внешней среды. То, что раньше было внутренним бизнес-процессом вышло за пределы компании на аутсорсинг и приобрело качественно новые формы, превратилось в качественно новый бизнес-процесс. Такая сетевая диффузия обратной связи обрастает новыми функциями (скрытая реклама, поиск кадров, информационный обмен). По мнению Э. Хиппеля, краудсорсинг -это инновация с расчетом на пользователя [6]. Краудсорсинг имеет специфику и степень открытости в разных областях деятельности (сетевое финансирование, проектирование, принятие решений, развитие концепции, политических процессов). В зависимости от того, решение проблемы предполагает наличие универсальных или особых знаний и опыта круг участников может приобретать тот или иной масштаб. Креативный краудсорсинг позволяет привнести сетевые эффекты в формирование видения, сделать видение непрерывным сетевым процессом. Коллективный разум, обобщая частности, может в разнообразных инициативах и действиях увидеть аттракторы экосистемы и проецировать их экспансию на деятельность конкретных организаций и стратегических бизнес-единиц.

Повышая масштаб интеллектуального воображения, креативный краудсорсинг помогает переосмыслить перспективы развития стратегических процессов, найти типажи им соответствующие во внутренней или внешней среде организации.

Аксиома. В основе современных КП находятся ценности, составляющие основу сетевой связности. Данные ценности являются важнейшим фактором капитализации активов сетевых компаний. Сетевая связность в представлении потребителя проецируется на бренд продукта / услуги.

Закономерность. Предтечей формирования бренда является появление многочисленного слоя «золотых» потребителей, для которых дополнительную ценность приобретают долговременность связей с производителем, позволяющая усилить ценность продукта, с учетом специфики процесса его потребления и новых бизнес-процессов потребителя и его стратегии.

Аксиома. Усиление ценностного аспекта конкурентоспособности, многомерности, многосторонности связности предполагает децентрализацию организационных структур как производителя, так и потребителя.

Работа с ценностями потребителя предполагает использование особых технологий проникновения в мир мотивов интересов потребителей. Не менее важно для встраивания в общий бизнес-процесс видение интерпретации клиентом тех или иных событий, процессов, в частности связанных с определенными управленческими решениями данной компании.

Этнографические методы анализа внешней среды позволяют более объемно определить стратегические процессы и проблемы потребителя (изнутри), увидеть соответствующие конкретные ситуации, а также пролонгировать их на сценарии дальнейшего развития событий. Их использование позволяет ответить на вопрос, насколько новые высокотехнологичные продукты вписываются в мир различных

потребительских групп (молодежь, пожилые люди, жители различных регионов и т. д.).

Аксиома. Многомерность реакций потребителя создает необходимость сценарных форм организации, менеджмента, планирования, проектирования.

Аксиома. Процесс децентрализации сопровождается ростом КП как микро-, так и макросистем. И наоборот, усиление централизации разрушает КП.

Конкурентные преимущества современной компании формируются в среде информационных нематериальных активов.

Аксиома. Современные информационные нематериальные активы отдельного предприятия не имеют четких границ и постепенно переходят во внешнюю среду, в межфирменные и межорганизационные отношения. Сетевые формы такого перехода усиливают конкурентные позиции отдельных компаний. Такая сетевая связность реальна, если компании обладают идентичным информационным потенциалом.

Аксиома. Та часть информационных нематериальных активов, которая относится к интерспецифическим ресурсам компании, способна их воспроизводить только находясь в технологическом мейнстриме. Для этого необходима особая обучающая система.

Аксиома. В обучающей организации использование способностей связано с их усложнением, что делает их более трудными для копирования конкурентами.

Аксиома. Чтобы интерспецифический ресурс наиболее полно использовался, необходимо стремиться преодолеть разрывы компетенций. Для этого необходимы особые живые коммуникации между лидерами -носителями особого знания и другими сотрудниками.

Одним из примеров таких коммуникаций является система «обратного наставничества», применяемая в ряде компаний, например, Ameritrade. Данная система позволяет многомерно использовать новые информационные

технологии, передавать знания молодых специалистов сотрудникам с большим стажем, обучать соответствующим навыкам всех сотрудников компании. В сетевой системе функции такого обучения могут передаваться на сетевой аутсорсинг.

Аксиома. Выстраивание отношений связности в процессе передачи нового знания молодыми специалистами и опыта зрелыми сотрудниками предполагает идентичность стилей общения.

Конкурентные преимущества индустриального региона. Аксиома. Конкурентоспособность индустриального региона определяется наличием компетенций создания современного основного капитала, качеством основного капитала.

Аксиома. В условиях реиндустриализации, ставящей целью преодоление индустриальной отсталости, дефицита основного капитала, проводится политика, стимулирующая импорт зарубежных индустриальных технологий. Политика дешевого рубля для сырьевого региона / страны создает непреодолимые барьеры на пути импорта основного капитала, обрекает его на низкие цепочки ДС.

Решение проблемы конкурентоспособности российских регионов предполагает реализацию двух задач, во-первых, развитие сетевых институтов региональной и местной самоорганизации, во-вторых, создания регионального сетевого пространства знаний (без решения первой задачи -бесполезна). Процесс формирования КП индустриальных регионов может развивать в условиях развития их стратегических процессов, но не в условиях сырьевой деградации, деиндустриализации. Последнее вызывает формирование ретроспективных бюрократических структур и карательной машины, подавляющей «очаги сопротивления».

Закономерность. Процесс формирование индустриальных конкурентных преимуществ регионов возможен только в процессе поступательного скоординированного движения вперед всех региональных

институтов: предпринимательских, правовых, административных, политических.

Закономерность. Формирование индустриальных конкурентных преимуществ предполагает создание институтов техноструктуры во всех сферах региона: предпринимательской, правовой, административной, политической. Это позволит переместить капиталы из сырьевого пояса в индустриальный, преодолев барьеры их движения, создаваемые естественными монополиями, а также сопротивление сырьевых олигархических структур, ведомое спецслужбами (в РФ).

Закономерность. В индустриальной экономике базовым процессом развития организации является формирование дивизионов - структур с вертикальной децентрализацией и рыночным кодом развития. Формирование индустриальных конкурентных преимуществ региона предполагает понимание глубинной сущности этого процесса.

Закономерность. Переходный процесс от сырьевого региона к индустриальному связан со сменой элит, приходом лидеров нового поколения, умеющих решать индустриальные задачи и открытых для международного индустриального сотрудничества. Формирование индустриальных конкурентных преимуществ осуществляется, прежде всего, ими.

Закономерность. Трансформация конкурентных преимуществ регионов при переходе от сырьевой ориентации к индустриальной предполагает переход к новому типу региональной организации. Во-первых, речь идет о переходе от олигархического лидерства к техноструктурному, во-вторых, от краткосрочных, тактических моделей поведения к долгосрочным, стратегическим. Соответственно происходит трансформация ценностей и информационного пространства региона, пространства знаний.

Аксиома. Крупные индустриальные предприятия, чтобы находиться в потоке технологического мейнстрима, должны развивать внутренние

сетевые процессы, сориентированные на эталоны данного потока. В рамках линейных отношений вертикали эти эталоны становятся недоступными даже для копирования.

Аксиома. Сетевые отношения тесно связаны с процессами перемен. Организация, поставившая целью законсервировать себя в стереотипах прошлого, будет непрерывно разрушать сетевые конструкции и искоренять сетевое лидерство.

Аксиома. Формирование современных региональных индустриальных комплексов предполагает наличие специализированных технопарков и индустриальных парков, соответствующих их профилю. Инновационные звенья технопарков врастают в структуры индустриальных компаний, во-первых, как ее элементы, обладающие высокой степенью свободы, во-вторых, имеющие непосредственное влияние на их стратегический апекс.

Аксиома. В инновационной экономике конкурентные преимущества формируются в глобальных инновационных сетях, представленных как крупными частными технологическими компаниями, так и мелкими и средними по масштабу инновационными чемпионами. Признаком отсутствия конкурентных преимуществ здесь является отсутствие игроков, представленных в таких сетях. Для страны, - это крупные частные НТ-компании, региона - средние и крупные НТ-компании - НТ стратегические бизнес-единицы, венчурные маркетинговые организации.

Аксиома. Формирование конкурентных преимуществ нового уровня предполагает наличие трехуровневой системы выращивания инновационных технологических чемпионов (страны, региона, компании). Каждый уровень имеет свою специфику и технологию. Страна должна уметь выращивать глобальную технологическую компанию.

Наша страна не имеет ни одной технологической компании глобального уровня. Ни одна из российских технологий не сформировала мировую отрасль. Это стратегическая проблема РФ и нужно ее анализировать.

В условиях высокой централизации российской экономики экономические ресурсы перераспределяются в пользу федеральных игроков. В результате крупнейшие компании федерального / национального уровня располагают основными финансовыми средствами и административным ресурсом. Региональные компании, испытывая острый дефицит ликвидности и административное давление не в состоянии набрать критическую массу для самоорганизации кластеров. Следствием этого является утрата конкурентных преимущества. Федеральные проекты не в состоянии инициировать точки роста, ареалы самоорганизации и инновационного действия. Как показывает олимпиада, наоборот, многие региональные игроки, задействованные в создании олимпийских объектов, оказались банкротами.

Обесточивание регионов осуществляется с помощью сверхцентрализации налогово-бюджетной системы и ручного управления ею «избранными». Москва, где зарегистрированы головные офисы большинства крупнейших корпораций страны, перераспределяет в свою пользу огромное количество региональных финансовых ресурсов. Это лишает возможности региональным элитам инициировать инвестиционные проекты, создающие конкурентный потенциал регионов. Москва же, по мнению экспертов, ничего не производит, являясь центром трансферта финансовых ресурсов страны в зарубежные фонды.

Аксиома. КП региона формируются в процессе реализации стратегических проектов, выстраивания стратегических процессов. Это происходит в процессе самоорганизации, налаживания горизонтальных контрактов стратегических действующих лиц.

Аксиома. Стратегические проекты успешно реализуются в пространстве особой экосистемы. Если оно получает особый статус, благоприятствующий стратегическим горизонтальным связям, конкурентные преимущества формируются на более качественно высоком уровне.

Аксиома. В секторе В2В переход от одних сложных технологических проектов к другим предполагает изменение организационной структуры. Наиболее быстро данный процесс происходит в сетевой экосистеме, где структурный контур формирования ценности выходит за пределы отдельной компании и имеет форму меняющейся матрицы связных ячеек сетевого пространства. Жесткие структуры сдерживают развитие данных экосистем и утрачивают конкурентные позиции. Организационный приоритет структуры уступает место процессу. Оптимизация пропорций элементов цепочки создания новых технологических продуктов осуществляется в процессе взаимного согласования, появления координационных сигналов, исходящих от технологических лидеров данной экосистемы.

Конкурентные преимущества региональных сетей. К ним

относятся: новые формы коммуникаций и сетевых механизмов координации организаций; снижение трансакционных издержек за счет устранения посреднических звеньев между контрагентами сети и установления многомерных живых связей; многообразие форм кооперации, партнерских отношений.

Конкурентные преимущества инновационных сетей имеют прямое отношение к конкурентным преимуществам региона. Переход в новое качественное состояние региона связано с укреплением его положения во внешней среде, новыми экспортными позициями, формированием новых цепочек добавленной стоимости на инновационной основе и более высокого уровня конкурентных преимуществ.

Ключевые компетенции современного региона - постоянно меняющиеся комбинации взаимодействующих технологий, навыков и опыта - являются результатом действия конкурентных рыночных сил. Они включают в себя схемы сетевого взаимодействия и инновационного сотрудничества. Ключевые компетенции в процессе их применения

(потребления) совершенствуются. И наоборот, их «простой» отрицательно сказывается на их ценности.

Закономерность, Качество конкурентных преимуществ региона и качество развития его конкурентных сил находятся в прямой зависимости. Развивая конкуренцию, регион саморазвивается. Любые барьеры конкурентных отношений создают атмосферу застоя и разрушают конкурентные преимущества.

Ключевые компетенции региона характеризуются: ценностью для потребителей; уникальностью навыков, обеспечивающих

конкурентоспособность предприятий региона; универсальностью; долговечностью, то есть степенью их защиты от конкурентов стратегических игроков региона; устойчивостью - степенью укоренения ключевых компетенций в корпоративной культуре региона [7].

Аксиома. Ключевые компетенции как компании, так и региона оцениваются внешней средой в ходе конкурентных отношений. Ограничение конкуренции приводит к искаженным оценкам ценности ключевых компетенций.

Аксиома. Формирование конкурентных преимуществ региона предопределено превентивным развитием региональных стратегических бизнес-процессов и стратегических способностей ассоциированного человеческого капитала региона.

Аксиома. Стратегические компетенции региона формируются в стратегических бизнес-единицах компаний, находящихся в региональных точках роста. Данный процесс можно ускорить, сформировав соответствующую инфраструктуру поддержки лидеров бизнеса, носителей компетенций нового поколения.

Конкурентоспособность региона имеет ряд общих аспектов с конкурентоспособностью стратегических действующих лиц, компаний. К ним относятся (по К. К. Прахаланду и Г. Хэмелу): стержневые компетенции, стержневая продукция и конечные товары [8].

Таким образом, в сетевой экономике технологии развития компетенций являются сетевыми. Чтобы компетенции развивались, необходимо создание площадок их интенсивного взаимодействия. Такими площадками могут быть кластеры, технологические платформы, предпринимательские ассоциации, стратегические альянсы и т. п.

Литература

1. Кузнецова С. А., Маркова В. Д. Новые тренды в развитии теории и методов стратегического менеджмента // Регион: экономика и социология. 2015. № 2 (86). С. 270.

2. Горбунова М. Л., Пчелинцев А. Д., Овчинников В. Н. О некоторых особенностях поведения иностранных партнеров при инвестировании в экономику регионов Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика 2016. № 3 (426). С. 29.

3. Сенге Питер М. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающей организации. М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2009. С. 95.

4. Корпоративная стратегия. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. С. 194.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ламбен Ж.-Ж, Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2012. С. 147.

6. Лобова С. В., Долженко Р. А. Направления использования краудсорсинга для решения государственных и общественных задач в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 2 (425). 136.

7. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Организационные компетенции как фактор повышения конкурентоспособности предприятий // Регион: экономика и социология. 2013. № 2 (78). С. 328-329.

8. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб: Питер, 2001. С. 120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.