Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие как механизм развития кадрового потенциала образовательных организаций'

Сетевое взаимодействие как механизм развития кадрового потенциала образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ / NET PROJECT / СЕТЕВАЯ ПРОГРАММА / СЕТЕВОЕ СОБЫТИЕ / NET EVENT / БАЗОВАЯ КАФЕДРА / BASE DEPARTMENT / КООПЕРАЦИЯ РЕСУРСОВ / COOPERATION OF RESOURCES / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS VOCATIONAL EDUCATION / ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ / CHOICE OF LEARNING ROUTES / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / DUAL EDUCATION / NET COOPERATION / NET PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тубер И.И.

В статье раскрыты направления, содержание и результаты сетевого взаимодействия профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования с целью повышения качества, результативности и престижа профессионального образования за счет объединения материально-технических, кадровых, информационно-методических ресурсов каждой из взаимодействующих сторон. Описан опыт сетевого взаимодействия в рамках эффективного решения шести актуальных задач, обеспечивающих развитие образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тубер И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NET COOPERATION AS A MECHANISM OF EDUCATIONAL PERSONNEL POTENTIAL DEVELOPMENT

The paper reveals the directions, content and outcomes of the net cooperation between the vocational educational institution and higher educational institution aimed at quality, effectivity and prestige enhancement by pooling the material, technical, personnel, information and methodical resources of the interacting parts. The article describes the net cooperation experience of effective solving the six topical problems for educational institutions development.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие как механизм развития кадрового потенциала образовательных организаций»

В заключение отметим, что Государственнное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский государственный технический колледж», занимающее первую позицию в рейтинге профессиональных обра-

зовательных организаций по результативности участия в региональных чемпионатах WorldSkills Россия — Южный Урал, стало победителем областного конкурса «Лучшая профессиональная образовательная организация» в 2016 г

Библиографический список

1. О развитии движения WorldSkills на территории Челябинской области [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 03.06.2014

№ 01/1847]. — Режим доступа: http://www.minobr74.ru/Storage/File/Storage/spo/2014-06-03_

prikaz_o_razvitii_dvigenija_worldskills_russia.pdf.

УДК 377/378 И. И. Тубер, директор Южно-Уральского

государственного технического колледжа (ЮУрГТК), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: tuber@sustec.ru

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В статье раскрыты направления, содержание и результаты сетевого взаимодействия профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования с целью повышения качества, результативности и престижа профессионального образования за счет объединения материально-технических, кадровых, информационно-методических ресурсов каждой из взаимодействующих сторон. Описан опыт сетевого взаимодействия в рамках эффективного решения шести актуальных задач, обеспечивающих развитие образовательных организаций.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, сетевой проект, сетевая программа, сетевое событие, базовая кафедра, кооперация ресурсов, непрерывное профессиональное образование, выбор образовательных альтернатив, дуальное обучение.

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает в том числе и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования. Под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных информационно-коммуникационных технологий [1].

На сегодняшний день существует несколько подходов к пониманию содержания и механизмов сетевого взаимодействия. Разделяем подход А. И. Адамского, который отмечает, что сетевое взаимодействие может осуществляться посред-

ством организации сетевых проектов, сетевых программ и сетевых событий. Сетевой проект разрабатывается под конкретные задачи и проблемы, которые определяют необходимость организации совместной деятельности с распределением труда для достижения конкретных результатов. Сетевая программа реализуется на основе образовательного заказа, содержательно и организационно обеспечивает реализацию индивидуального (группового) образовательного маршрута. Сетевые образовательные события представлены в практике разного рода конференциями, семинарами, брифингами. Это концентрированная образовательная форма, ко -торая предполагает проведение мероприятия усилиями организации или ряда организаций и позволяет адекватно рассмотреть и обсудить пути решения целого комплекса актуальных для системы образования задач [2].

Реализация сетевого взаимодействия возможна через доступ к ресурсам всех структур сети, через реализацию многосторонних связей между всеми участниками, которые, в свою очередь, готовы к использованию своего ресурса для достижения общих целей и реализации собственных задач. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский государственный технический колледж» (далее — Колледж) и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (далее — Университет) связывают давние, крепкие и постоянно развивающиеся связи, плодотворное сотрудничество. Колледж и Университет на протяжении долгих лет достаточно эффективно взаимодействуют по вопросам научно-исследовательской деятельности студентов и работников, развития кадрового потенциала, кадрового обеспечения реализации образовательных программ.

С 2014 г. данное взаимодействие перешло в новую фазу: было подписано соглашение о сетевом взаимодействии Колледжа и Университета в области реализации образовательных программ, в том числе программ прикладного бакалавриата, организации образовательного процесса в сфере профессионального образования и обучения.

Основной целью сетевого взаимодействия обозначено повышение качества, результативности и престижа профессионального образования за счет объединения ресурсов, в том числе материально-технических, кадровых, информационно-методических, направленного на оптимизацию и максимальную эффективность их использования при подготовке специалистов и прикладных бакалавров по наиболее востребованным рынком труда образовательным программам, специальностям и направлениям подготовки.

Для реализации данного соглашения на базе Колледжа с целью совершенствования подготовки квалифицированных специалистов и прикладных бакалавров путем налаживания партнерских отношений сотрудничества и взаимной поддержки в области обмена знаниями, достижениями в научной и образовательной деятельности была создана базовая кафедра Университета. Данная кафедра сегодня осуществляет свою деятельность в политехническом комплексе Колледжа, где реализуются направления подготовки «Информационные технологии» и «Транспорт».

Сетевое взаимодействие Университета и Колледжа осуществляется в рамках решения шести основных задач:

- обеспечение выбора образовательных альтернатив;

- реализация непрерывного профессионального образования;

- кооперация ресурсов: материально-технических, интеллектуальных, учебно-методических;

- реализация модели дуального обучения при подготовке педагогов СПО;

- внедрение инноваций, развитие интеллектуального потенциала всех участников взаимодействия;

- обеспечение требований профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Проанализировав итоги данного взаимодействия, мы можем сделать вывод о положительных результатах, полученных в рамках совместного решения каждой из обозначенных задач.

Сетевое взаимодействие в рамках реализации концепции непрерывного профессионального образования рассматривается как процесс постоянного формирования новых профессиональных знаний, умений, освоения новых способов действий по ступенчатому принципу организации профессионального образования в целом. Вариантов получения образования множество, каждый из них выбирается с учетом конкретной ситуации и возможностей обучающегося.

Например, выпускник основной общей школы поступает в колледж для получения среднего профессионального образования по специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», а будучи студентом выпускных курсов, имеет возможность пройти в колледже обучение по программам профессионального обучения (например, «Слесарь-сборщик ДВС»), дополнительным общеобразовательным общеразвива-ющим и дополнительным профессиональным программам (например, «Диагностика ДВС легковых автомобилей иностранного производства»), расширив таким образом перечень освоенных общих и профессиональных ком -петенций. Далее у выпускника есть выбор: продолжить получение профессионального образования по программе бакалавриата по направлению «профессиональное обучение. Транспорт» в Университете по очной форме

обучения, устроиться на работу по полученной специальности и также продолжить обучение, но в заочной форме, либо просто пойти работать по специальности.

Основное требование к персоналу сегодня — постоянное повышение квалификации. Работа в сфере обслуживания и ремонта автомобильного транспорта связана с постоянным внедрением новых технологий, совершенствованием конструкций, материалов, т. е. предполагает непрерывный процесс повышения квалификации, расширения сфер профессиональной деятельности. Здесь выпускнику также предлагаются различные варианты: получение второй профессии, повышение квалификации в Колледже, повышение квалификации или переподготовка по дополнительным профессиональным программам в Колледже или в Университете. Аналогичный вариант доступен для выпускника по программе бакалавриата, но кроме повышения квалификации и переподготовки у него есть прекрасная возможность освоить программу магистратуры по достаточно перспективным на сегодняшний день направлениям, связанным с управлением или продвижением товаров и услуг. Таким образом, сетевое взаимодействие упрощает процесс построения индивидуальной образовательной траектории, матрица возможностей предполагает наличие различных вариантов образовательного маршрута, многовариантность повышения квалификации и совершенствование мастерства на протяжении всей трудовой деятельности

Другой задачей, которая успешно решается в рамках сетевого взаимодействия, является обеспечение возможности выбора образовательных альтернатив с учетом интересов нескольких сторон. Например, выпускник Колледжа, успешно освоивший программу подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», принимает решение начать работу в Колледже с одновременным обучением по программам высшего образования. Прием в Университет на целевое обучение значительно увеличивает шансы поступить, при этом и Колледж, и Университет дают возможность качественно подготовиться к поступлению через обучение по дополнительным общеразвивающим программам подготовки к ЕГЭ. Далее с учетом интересов выпускника и, самое главное, с учетом потребностей Колледжа возможно получение образования в рамках как минимум трех профилей («информатика и вычислительная техника», «эко-

номика и управление», «менеджмент»), что также способствует развитию кадрового обеспечения образовательных программ. Например, если нужен преподаватель экономики для специальностей УГС 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника», то имеет смысл сориентировать выпускника специальности «программирование в компьютерных системах» и направить его обучаться по программе направления подготовки «профессиональное обучение», профиль «экономка и управление». Такая многовариантность образовательных альтернатив максимально выгодна Колледжу и позволяет эффективно решать задачи развития кадрового обеспечения образовательных программ.

Сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого из образовательных учреждений за счет ресурсов других образовательных учреждений-партнеров. На протяжении нескольких лет благодаря кооперации ресурсов Университета и Колледжа поддерживается высокий уровень учебно-методического, кадрового и материального обеспечения реализации образовательных программ среднего профессионального и высшего образования. Для организации и проведения занятий по профилю подготовки «транспорт» преподавателями Университета широко используются лаборатории и учебно-производственные мастерские Колледжа, в том числе оснащенные новым и современным учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием. Студенты, магистранты и преподаватели Университета имеют возможность пользоваться учебно-методической базой Колледжа, а преподаватели и студенты Колледжа имеют доступ к богатой учебно-методической базе Университета. Профессорско-преподавательский состав Университета ежегодно активно участвует в реализации образовательных программ Кол -леджа по специальностям 23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение» и 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», в свою очередь, преподаватели ^-направления Колледжа задействованы в реализации программ бакалавриата и магистратуры Университета по профилю подготовки «информатика и вычислительная техника» и «информационная безопасность». Преподаватели Университета ежегодно являются руководителями или рецензентами дипломных проектов студентов Колледжа, а преподаватели Колледжа выступают в роли руководителей или рецензентов курсовых и дипломных работ

студентов Университета. По заявкам Университета обучающиеся ЮУрГТК ежегодно разрабатывают различные программные продукты, которые далее используются в образовательном процессе Университета и для автоматизации работы отдельных его служб и подразделений.

Другое эффективное направление взаимодействия — проведение сетевых мероприятий с целью развития интеллектуального потенциала участников взаимодействия. Такими мероприятиями традиционно являются научно-практические студенческие и педагогические конференции. Ежегодно студенты отделения информационных технологий и сервиса Колледжа принимают активное участие в осенней и весенней сессиях научного общества учащихся и студентов «Академия успеха», которые проходят в рамках Всероссийского фестиваля науки. Колледж обычно представляет площадку и создает необходимые условия для работы секций НОУ В свою очередь, студенты Университета — активные участники ежегодных региональных студенческих научно-технических и научно-практических конференций, проводимых на базе Колледжа под эгидой Ассоциации ОУ СПО Челябинской области, преподаватели Университета — члены жюри на секциях конференций. По итогам конференций ежегодно издаются сборники материалов, в которых публикуют свои статьи студенты и преподаватели Университета и Колледжа.

ЮУрГТК является базовой площадкой Университета для проведения производственной практики студентов, осваивающих программы высшего образования по направлению подготовки «профессиональное обучение». Колледж обеспечивает условия для реализации программ четырех видов учебной и производственной практики: квалификационной, технологической, педагогической и преддипломной. Практики организуются согласно учебным планам Университета и проводятся на площадках Колледжа в установленные сроки. Колледж способствует решению главной задачи организации практик Университета: создает условия для формирования, закрепления и апробации знаний и навыков студентов и их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. По итогам практики лучшие студенты получают от руководства Колледжа положительные отзывы и гарантийные письма о последующем трудоустройстве. Руководители и педагоги Колледжа являются научными руководителями выпускных квали-

фикационных работ выпускников ППИ. Также в рамках практик ежегодно для студентов выпускных курсов и преподавателей Университета преподаватели Колледжа проводят открытые уроки и мастер-классы, что немаловажно для подготовки будущих преподавателей.

Выстроенная таким образом система отношений «работодатель — выпускник» охватывает практически всю вертикаль профессионального становления личности будущего педагога профессионального обучения, в том числе:

- оптацию (формирование профессиональных намерений);

- профессиональную подготовку (формирование направленности и системы знаний, умений, компетенций);

- профессиональную адаптацию (формирование профессионально важных качеств, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, вхождение в профессию, освоение новой социальной роли);

- профессионализацию (формирование профессиональной позиции, квалификационное выполнение профессиональной деятельности) [3].

Первого января 2017 г. вступил в силу профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». В связи с этим перед Колледжем встала задача обеспечения соответствия педагогических кадров, прежде всего преподавателей, мастеров производственного обучения, методистов, требованиям вышеобозначенного профессионального стандарта [4].

Анализ педагогических кадров ЮжноУральского государственного технического кол -леджа на предмет соответствия требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и ДПО» позволил определить основные проблемы и наметить пути их разрешения. Так, 46 % преподавателей Колледжа имеют инженерно-техническое образование, соответствующее профилю реализуемых образовательных программ, однако не имеют «педагогической составляющей» [4].

В решении данной проблемы определено два пути. В первом случае в целях обеспечения требований профессионального стандарта к уровню образования и обучения выпускники и работники Колледжа получают высшее образование по программам бакалавриата и магистратуры по целевому договору в Университете. Другой путь — обучение преподавательского состава Колледжа по программам

профессиональной переподготовки. Сегодня Университет предлагает широкий набор программ переподготовки, учитывающий требования и содержание профессионального стандарта и потребности образовательных организаций региона.

Анализ характеристики обобщенных трудовых функций и результаты проведенного анкетирования преподавателей Колледжа на предмет готовности к реализации трудовых функций, определенных профессиональным стандартом, позволил выявить имеющиеся в знаниях и умениях преподавателей пробелы, которые препятствуют выполнению на должном уровне соответствующих трудовых действий и обобщенной трудовой функции в целом. Основной путь решения этой проблемы видится в повышении квалификации по дополнительным профессиональным программам, что, с одной стороны, обеспечит выполнение требований профессионального стандарта к об -

Библиографический список

разованию, обучению и опыту практической работы, а с другой стороны, вооружит преподавателя современными знаниями и умениями, которые обеспечат эффективное выполнение новых трудовых функций.

Таким образом, сетевое взаимодействие Университета и Колледжа выстраивается на потребности субъектов образования в добровольном объединении. Данная сеть развивается в русле общей проблематики и интересов каждой из сторон, а направления и содержание взаимодействия Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета и Южно-Уральского государственного технического колледжа обеспечивают доступное, непрерывное, качественное образование для всех субъектов образовательного пространства, способствуют развитию интеллектуального, личностного и профессионального потенциала каждой из образовательных организаций сети.

1. Сетевое взаимодействие в образовании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: udsu. ш^А! cial/networking_education.

2. Жданко, Т. А. Организация сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных систем на основе системно-деятельностного подхода [Текст] / Т. А. Жданко // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. — 2013. — № 3 (24).

3. Тубер, И. И. Компетентносто-ориентированный подход к управлению адаптацией будущих специалистов [Текст] / И. И. Тубер // Вестник ЧГПУ. — 2014. — № 3. — С. 173-183.

4. Тубер, И. И. Профессиональный стандарт педагога профобразования — основа для пересмотра системы повышения квалификации в профессиональной образовательной организации [Текст] / И. И. Тубер, Т. Ю. Крашакова, Е. В. Гнатышина // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. — 2016. — № 5. — С. 100-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.