Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие граждан и институтов власти в предвыборной конкуренции'

Сетевое взаимодействие граждан и институтов власти в предвыборной конкуренции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
261
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАН ВЛАСТИ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ДИАЛОГ / ФУНКЦИЯ / AUTHORITIES / ELECTION CAMPAIGN / INFORMATION / DIALOGUE / FUNCTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Евдокимов Владимир Анатольевич

Автор анализирует взаимодействие граждан и институтов власти, возможности использования сетевых технологий, интерактивных видов общения в избирательной кампании. В статье исследуются функции сообщений, распространяемых в Интернете в ходе предвыборной конкуренции. Публикация может представлять интерес для широкого круга читателей, осмысляющих взаимоотношения личности и государства, процессы коммуникации в сфере политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Networking interaction between citizens and governing institutions for election campaign

The author does research into the interaction between citizens and governing institutions, the opportunities of networking technologies, interactive communication for election campaign. Functions of information propagation in the Internet in the course of election rivalry are defined in the article. This one may be of interest to broad sections of the public comprehending interaction between a personality and a state, communication process and the use of networking technologies in politics.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие граждан и институтов власти в предвыборной конкуренции»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

%

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 172.1:324 в. А. ЕВДОКИМОВ

Омская гуманитарная академия

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН И ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ В ПРЕДВЫБОРНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Автор анализирует взаимодействие граждан и институтов власти, возможности использования сетевых технологий, интерактивных видов общения в избирательной кампании. В статье исследуются функции сообщений, распространяемых в Интернете в ходе предвыборной конкуренции. Публикация может представлять интерес для широкого круга читателей, осмысляющих взаимоотношения личности и государства, процессы коммуникации в сфере политики.

Ключевые слова: орган власти, избирательная кампания, информация, диалог, функция.

Благодаря интернет-технологиям ускоряется распространение разнообразной политической информации и обмен ею. Действенность их использования отчетливо проявляется в ходе избирательных кампаний, когда достоянием публики становятся сообщения о динамических изменениях, происходящих в поведении и отношениях субъектов, деятельности институтов, об участниках соперничества, необходимые гражданам для принятия решений.

Избирательная конкуренция скоротечна, участие в предвыборной кампании требует от политиков концентрации сил и воли ради установления контакта с наибольшим числом людей и оказания влияния на их взгляды. Такую возможность предоставляют сетевые технологии. Применение их позволяет отказаться от дорогостоящей рекламы и телевизионных

сюжетов, насыщенных цитатами, которые доминировали в предвыборной борьбе в 90-е годы минувшего века, и перейти к необременительным интерактивным видам общения. В глобальной сети размещаются программы партий и претендентов на властные полномочия, материалы избирательных комиссий (сведения об избирательных участках, результатах голосования, сообщения о нарушениях, допущенных в ходе предвыборной кампании, и т. д.). Лидеры и партии не только обнародуют в виртуальном пространстве собственные концепции, но и получают представление о предпочтениях людей на основе анализа их реакции на явления политической жизни.

Сетевые источники информации очень привлекательны и для традиционных масс-медиа. Журналисты телевидения и радио, газетчики часто черпают сооб-

щения с интернет-сайтов, которые быстро откликаются на актуальные события.

Применяя сетевые технологии, политические партии не только снижают издержки на передачу информации, но и создают благоприятные условия для рядовых участников внутрипартийной жизни. Их возможности участвовать в формировании программы избирательного объединения существенно расширяются [1]. Интернет позволяет политическим органам полнее удовлетворять информационные потребности граждан. Глобальная сеть также используется как средство диалога с журналистами; в период избирательных кампаний расширяются границы социологических исследований, идет поиск добровольцев, ведется сбор пожертвований [2, с. 69].

На финише предвыборных кампаний уместно применение сетевых технологий для распространения информации, выгодно отличающейся от привычных средств агитации. Тексты выступлений объединяют с видеоизображениями, чтобы заинтересовать молодых избирателей. Горизонты для налаживания диалога открываются и после дебатов, в которых участвуют претенденты на властные полномочия. Избиратели направляют им по социальным сетям вопросы, затрагивающие актуальные темы.

Возможности использования сетевых технологий при организации выборов как одного из значимых институтов политической системы привлекают внимание не только политических партий, но и органов власти. Успешно прошли эксперименты, связанные с переносом участков для голосования в Интернет, а с конца 90-х годов прошлого века глобальная информационная сеть стала использоваться при организации избирательной кампании в США в качестве интерактивного медиа.

На сайтах размещаются программы партий... Создаются благоприятные условия для рядовых участников внутрипартийной жизни. Достаточно ли этого, чтобы общение в виртуальной сфере могло бы оказать влияние на волеизъявление граждан? Организаторы кампаний утверждают, что в ходе общения легко выявить энтузиазм сторонников той или иной партии или кандидата, но сложнее определить, как взаимодействие в социальных сетях трансформируется в ожидаемое количество голосов избирателей, отданных конкретной партии [3]. Тем не менее, диалог, ведущийся в ходе избирательной кампании, способствует объединению людей, имеющих сходные интересы и взгляды на явления политической сферы: чаще всего члены добровольного интернет-сообщества поддерживают кого-либо из участников предстоящих выборов или, наоборот, настроены против него. Для них привлекательно то, что в отличие от традиционных масс-медиа, которые могут находиться под контролем крупных предпринимателей или органов государственной власти и отражать их позицию, глобальная информационная сеть представляет пространство, в котором происходит свободный обмен мнениями, в связи с этим выполнение задачи субъекта предвыборной конкуренции, желающего навязать кому-либо свое мнение, усложняется.

Российские политики не столь активно, как американские, взаимодействуют с избирателями в виртуальной сфере, но постепенно осознают значимость такого партнерства. По данным Всемирной газетной ассоциации (ШАИ-1РЯА) количество интернет-пользователей в России значительно увеличилось. Ежемесячно сайт газеты «Комсомольской правды» посещают более 12 миллионов человек, тогда как аудитория одного номера этой газеты в четыре раза меньше [4].

В целом согласно данным фонда «Общественное мнение» аудитория Интернета увеличилась в России с 9,9 миллиона в 2003 году до 46,5 миллиона пользователей в месяц осенью 2010 года [5]. И хотя их количество значительно меньше числа тех жителей высокоразвитых стран, которые регулярно участвуют в обмене информацией в виртуальной сфере (в Великобритании таковых 82,5 процента, в Австралии — 80 процентов, в России — только 42,8 процента), использование интернет-ресурсов способствует и переосмыслению технологий соперничества, и формированию культуры политиков как участников предвыборной кампании [6]. Постепенно разрушаются их стереотипные представления об общении с избирателями как об улице с односторонним движением, о гражданах как о безликой, послушной, легкоуправляемой массе, которую можно без затруднений ввести в заблуждение.

Субъекты политической сферы не могут не учитывать, что спрос на информацию, распространяемую в глобальной информационной сети, растет, однако большинство их относится к использованию ее возможностей как к второстепенному фактору. По всей видимости, российский менталитет еще не приучен к фундаментально-системному, диалогичному мышлению [7, с. 37]. Недооценивается важность отражения на сайтах поиска претендентом на властные полномочия путей решения проблем, возникающих при выполнении им электоральных и других задач. Большинство политических серверов отечественного производства непривлекательно для пользователя: обновление их содержания происходит нерегулярно, размещаемая на них информация не отражает оперативную реакцию лидеров на события и явления политической жизни. Кроме того, упрощен дизайн серверов, усложнена их структура, а часть сайтов и вовсе создается только на период избирательных кампаний.

С учетом особенностей использования сетевых технологий в предвыборной конкуренции можно выделить следующие функции интернет-сообщений. Во-первых, собственно информационную. Тексты, фото-, видео- и аудиоматериалы, рассказывающие о сборе подписей, выступлениях кандидатов перед избирателями, теледебатах и других событиях, распространяют пресс-службы органов власти, политических партий, а также масс-медиа, группы интересов, граждане. Эти данные могут быть достоверными или неточными. Среди них люди отбирают те, которые им интересны и понятны.

Во-вторых, информация, распространяемая в Интернете, выполняет коммуникативную функцию. Привычен обмен мнениями в ходе встреч, в которых участвуют представители избирательных объединений и работники предприятий и организаций, жители микрорайонов. Дискуссии же, проходящие в Интернете, охватывают неизмеримо большее количество людей. Сетевые технологии позволяют организаторам избирательных кампаний учитывать интересы представителей различных сегментов интернет-аудитории, готовность людей проявить гражданскую зрелость в совместных действиях. При помощи так называемых чатов в глобальной сети осуществляются массовые информационные акции, налаживается общение с известными политиками. Партии, кандидаты и их штабы, пользователи вовлекают других граждан в дискуссии, обмен разнообразной информацией, мнениями: уточняются детали программ, обновляются сведения об участниках соперничества, корректируются позиции, опровергаются неточные

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

сведения. Чем активнее идет обмен сообщениями о деятельности и потребностях сторон между представителями органов власти и гражданами, тем больше имеется оснований для возникновения доверия в их отношениях.

В качестве примера организации эффективных акций можно воспринимать избирательную кампанию, проведенную кандидатом в президенты США Бараком Обамой в 2008 году. Видеосюжеты, размещенные во всемирной информационной сети, оказались эффективнее, чем агитационные телевизионные материалы. Избиратели могли в виртуальном пространстве повторно выслушать кандидатов в президенты, которые ответили на критические замечания, прозвучавшие из уст конкурентов. Так, 37-минутную речь Обамы, транслировавшуюся в Интернете, наблюдали более 6,5 миллиона человек [8]. Очевидно, граждане анализировали доводы, изложенные кандидатами, чтобы отсеять зерна конструктивных предложений от плевел риторики.

В-третьих, как показала вышеназванная предвыборная кампания, на сообщения, распространяемые в Интернете, субъектами политики возлагается организаторская функция. Происходит мобилизация добровольцев, которые объединяются в группы, регулярно поддерживают связь друг с другом, например по телефону, и получают задания от предвыборного штаба. При сборе пожертвований в избирательный фонд эффективно не только сотрудничество с популярными социальными сетями, но и создание собственных сайтов (умелое использование возможностей Интернета позволило предвыборному штабу Обамы координировать действия единомышленников, для чего в прошлом потребовалась бы армия добровольцев).

Агитационно-идеологическую функцию выполняют материалы, нацеленные на то, чтобы побудить людей выразить положительное отношение к конкретному субъекту предвыборной деятельности, создать условия для того, чтобы избиратели разделили предлагаемые им концепции. Более того, влияние идей по расчетам политиков должно быть таким устойчивым, чтобы и по окончании выборов граждане оказывали поддержку им. Стремление добиться этого результата отражено и на серверах партий, и в блогах, т. е. на личных сайтах политиков, доступных общественному просмотру и состоящих из регулярно обновляемых записей, изображений и мультимедиа. Благодаря быстрой реакции субъектов на актуальные события политической жизни некоторые блоги стали не менее популярными, чем сетевые масс-медиа. Материалы, размещенные на личных сайтах политиков, тем интереснее, чем полнее их авторы стараются учесть уровень образования, профессиональную принадлежность, возраст читателей.

Просветительскую функцию выполняют распространяемые в Интернете законодательные акты, положения конституции, решения органов власти, избирательных комиссий, другие официальные документы, а также размышления известных экспертов, ученых об избирательной системе, избирательном праве. Эти данные способны опровергнуть недостоверные сведения и слухи, возникающие в электоральном процессе, а также повлиять на тех, кто скептически относится к участию в голосовании.

Значительная часть материалов, распространяемых в виртуальной сфере, выполняет функцию манипуляции. Во-первых, политики обещают осуществить многое в социально-экономической сфере, но ни партии, ни избиратели не знают наверняка,

какие замыслы реалистичны, а какие подобны воздушным замкам. Люди вынуждены верить на слово представителям предвыборных объединений. Во-вторых, ради компрометации конкурентов факты часто искажаются, используются различные формы воздействия на избирателей (приемы свидетельства, наклеивания ярлыков, сияющего обобщения, непривлекательного ракурса, «спираль умолчания»). Многие разоблачительные материалы не содержат доказательства и получают распространение только в Интернете, так как не могут быть обнародованными в традиционных масс-медиа. Часто авторами таких текстов допускается несанкционированное использование персональных данных, что ведет к нарушению гражданских свобод и прав людей.

Желая развенчать участников предвыборной кампании, интернет-пользователи способны едко высмеивать их. Этот подход бывает эффективнее, чем скрупулезный анализ программ их действий, так как у многих избирателей сформировалось устойчивое ироничное отношение к политикам. Критические материалы нередко размещаются на сайтах, названных именами дискредитируемых лидеров: повествуется и об их «интимных тайнах», и о продажности, и о возможных связях с уголовным миром.

В качестве средства манипулирования мнениями избирателей в первом десятилетии ХХ! века получил распространение так называемый линкбомбинг (от английского link bombing). Ему в одинаковой степени может быть свойствен как юмористический, так и провокационный характер, благодаря этому человек или организация могут быть представлены в невыгодном свете. Известна реакция поисковых систем на запросы «жалкий неудачник» и «капец стране»: в первом случае пользователь Интернетом был ознакомлен с биографией президента США Д. Буша-младшего, во втором — с официальным сайтом украинского политика Ю. Тимошенко.

Часть предвыборных материалов выполняет в виртуальной сфере важнейшую интерпретационноаналитическую функцию. По всей видимости, выигрышна та избирательная кампания, в которой распространяются аналитические материалы, стимулирующие получателей к размышлениям о расстановке сил в предвыборной конкуренции, сопоставлению программ партий и кандидатов; в которой граждане вовлечены в комментирование и анализ действий и поведения участников соперничества, а также слухов, распространяемых о них в Интернете. Тем самым совершенствуются навыки избирателей, позволяющие им отделять факты от мнений, пользоваться альтернативными источниками информации, отличать журналистские тексты от материалов, относящихся к связям с общественностью или политической рекламе. Так, организаторам предвыборной кампании Обамы удалось с помощью сторонников кандидата в президенты отразить информационные атаки, начатые соперниками, вовлечь избирателей в серьезную аналитическую работу. Штаб претендента предложил им сопоставить высказывания, сделанные конкурентами в публичных выступлениях до избирательной кампании и в ходе ее, с тем чтобы определить, какие неточности ими допущены [8].

Возможности, предоставляемые глобальной информационной сетью, широко используются и традиционными масс-медиа. Они уступают электронным изданиям в оперативности реагирования на события политической жизни, их сила — в обстоятельном, выверенном анализе явлений. Чтобы выглядеть

достойно в конкуренции с информационными сайтами, традиционные масс-медиа размещают в виртуальной сфере материалы, в которых детально рассматриваются программы партий, их действия в избирательной кампании.

Разнообразные функции, выполняемые предвыборной политической информацией в Интернете, быстрота ее распространения и установления обратной связи являются притягательными для политиков, побуждают их совершенствовать формы взаимодействия с избирателями. Правда, результат, на который рассчитывают субъекты электорального процесса, не всегда достижим. Сообщения, размещенные в глобальной информационной сети, способны как привлечь внимание людей к их программам, так и содействовать угасанию интереса к избирательной кампании, если пользователи убедятся, что ее организаторы нарушают законы.

Тем не менее по мере развития информационных технологий основные проявления электорального соперничества могут во все большей степени перемещаться в пространство Интернета. Во многих предвыборных материалах, имеющих хождение в глобальной сети, представлены разнообразные позиции, обновление содержания популярных сайтов происходит регулярно. В виртуальной сфере распространены дискуссии, создаются предпосылки для формирования культуры политиков и избирателей, их доверительных отношений.

Библиографический список

1. Грачев, М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М. Н. Грачев. —

М. : Прометей, 2004. — 328 с.

2. Соленикова, Н. В. Политический Интернет в российских избирательных кампаниях / Н. В. Соленикова // Общественные науки и современность. — 2007. — № 5. — С. 69 — 74.

3. Сопе, E. Election 2008: The Internet campaign / Е. Сопе [Электронный ресурс]. — Режим доступа : htth://www.cioinsi-ght.com/c/a/Trends/Election-2008-The-Internet-Campaign/ (дата обращения: 20.05.2012).

4. Белавин, П. Вчера в газете — сегодня в Интернете / П. Белавин, Т. Джоджуа // Коммерсант. — 2010. — № 142.

5. Интернет в России [Электронный ресурс] // Сайт Фонда «Общественное мнение». — URL: http://bd.fom.ru/pdf (дата обращения: 20.05.2012).

6. Internet World Stats. Usage and Population Statistics [Электронный ресурс]. —Режим доступа : www.internetworldstats.com (дата обращения: 20.05.2012).

7. Бороноев, А. О. Социогуманитарное наследие и социальная культура общества / А. О. Бороноев // История философии, культура и мировоззрение. — СПб. : Санкт-Петерб. филос. общ-во, 2000. — С. 37 — 39.

8. Miller, C.C. How Obama's Internet Campaign Changed Politics / С.С. Miller // New York Times. — 2008. — November 7.

ЕВДОКИМОВ Владимир Анатольевич, доктор политических наук, доцент (Россия), профессор, заведующий кафедрой филологии, журналистики и массовых коммуникаций.

Адрес для переписки: 644105, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а.

Статья поступила в редакцию 01.06.2012 г.

© В. А. Евдокимов

УДК 1 В. В. НИКОЛИН

Омский государственный педагогический университет

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВА ВРЕМЕННОГО СИНТЕЗА

Проблема генезиса и развития сопряжена в истории с проблемой новации и ее передачи. Это актуально и для древнего общества, и для современной России. Для сохранения традиции целесообразнее оказывается генетическая линия эволюции, более характерная для телесности человека, а для новаций — параллельная, характерная для развития его духовности. Первая опирается на пространственную данность и наследование, а вторая — на временную. Во временной эволюции России сосуществуют четыре вектора или слоя развития культуры, которые должны быть синтезированы, и это главный культурный ресурс развития России в цивилизационной перспективе. Ключевые слова: генетическая эволюция и пространство телесности, параллельная эволюции и временной синтез. Центр и периферия. Язычество и жизнь в природе, православная культура и вера, просвещение и поиск истины. Постчеловеческая парадигма человека и культуры.

1. Модель соединения генетической и параллельной эволюции в истории раннего общества. Древние общества представляли собой некие конгломераты разного способа организации. Общая тенденция была такова, что в эпицентре были смешанные формы, а на периферии — чистые. Смешение в центре было синтетическим, но и показывало противоре-

чивость разных типов обществ. Некоторые формы возникали только на пересечении.

Чистые прототипы, отдаленные от центра на периферию (например, общинная форма сохранялась и возвращалась с севера), были своеобразными хранителями традиции и чистоты, ибо в центре получались нечистые и смешанные, а потому неустойчивые

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.