Бобыло А.М.
к.полит.н., советник ректора по международной деятельности, Морской государственный университет, г. Владивосток [email protected] Сегеда Т.А.
к.ф.-м.н., декан Школы технологий атомной и традиционной энергетики, Восточно-Казахстанский технический
университет, г. Усть-Каменогорск
СЕТЕВОЕ ПАРТНЕРСТВО УНИВЕРСИТЕТОВ КАК НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Ключевые слова: экспорт образования, сетевое партнерство, высшая школа, Россия, Казахстан, COVID-19, университет.
Keywords: education export, network partnership, higher school, Russia, Kazakhstan, COVID-19, university.
Одной из важнейших современных форм участия университетов в международных отношениях становится формирование межвузовских сетевых объединений на национальном, региональном и глобальном уровне. Наиболее ярким воплощением сетевой модели взаимодействия университетов является европейское образовательное пространство. Другими примерами являются сообщества и организации университетов, такие как: Сетевой университет СНГ, Университет ШОС, Университет БРИКС, тематические и отраслевые ассоциации вузов.
В настоящее время вузы стремятся продвигать не только свой университетский бренд, но также и бренд своих образовательных программ. Передовые образовательные программы - важнейший инструмент подготовки наиболее востребованных на мировом рынке специалистов. Позиционируя в конкурентном образовательном пространстве свои образовательные программы, университеты все больше начинают использовать технологии брендинга1.
Не остались в стороне от этого процесса Россия и Республика Казахстан. Являясь стратегическими партнерами по ряду направлений и располагая богатым ресурсным, образовательным и научно-техническим потенциалом, обе страны в последние годы демонстрируют активный курс на интеграционное сближение в сфере образования и науки. Сегодня на национальном уровне обеих стран разработана нормативная документация, определяющая сетевое взаимодействие университетов.
Россия. Идея сетевого взаимодействия и создания отраслевых и территориальных консорциумов с ведущими, образовательными, научными организациями, промышленными предприятиями и региональными органами власти является одной из ключевых в объявленной в 2021 году Министерством науки и высшего образования РФ программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»2.
Важнейшим приоритетом для российской высшей школы в рамках Федерального проекта «Экспорт образования» Национального проекта «Образование» были и остаются задачи по продвижению национальных университетов в мировое образовательное пространство, выявление и устранение барьеров в развитии интернационализации образования, создание условий для экспорта отечественного образования за рубеж, способствующих оптимальному развитию. По прогнозам специалистов, реализация проекта позволит уже к 2024 г. практически вдвое увеличить численность иностранных обучающихся в вузах РФ: с 225 тыс. чел. в 2020 г. до 425 тыс. чел. в 2024 г. При этом количество квот на обучение иностранных граждан в вузах РФ за счет средств федерального бюджета планируется планомерно увеличивать с 18 тыс. чел. в 2021 г. до 23 тыс. чел. в 2022 г. и до 30 тыс. чел. с 2023 г.3 Помимо обеспечения «притока умов» в страну из-за рубежа перед РФ стоит задача по увеличению объема доходов от обучения иностранных граждан. Президент РФ В.В. Путин поставил задачу по увеличению объема ежегодного совокупного дохода от экспорта услуг (образование, медицина, туризм, транспорт) до уровня 100 млрд. долл. США4.
Вместе с тем, повышению качества и росту количества иностранных студентов в России мешает неоптимальная структура иностранных студентов, отсутствие гибких финансовых инструментов и стимулов для талантливых ино-
1 Столетов О.В. Чихарев И.А. Университеты как субъекты публичной дипломатии // Alma mater (Вестник высшей школы ). 2014. - № 12. - С. 10-18.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030"». - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105210040? index= 0&rangeSize=1
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 г. № 2150 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ». - http://government.ru/docs/all/131611/
4 Послание Президента Федеральному Собранию РФ на 2018 год. - http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 56957
странных магистрантов и аспирантов. Серьезным препятствием является нехватка комфортных условий проживания и учебы даже в ведущих университетах России.
В настоящее время российские университеты так же как и вузы во всем мире сталкиваются с вызовами, связанными с противодействием распространению коронавирусной инфекции СОУГО-19. Особую актуальность приобретает задача по сохранению контингента иностранных студентов в российских вузах, созданию необходимых условий по предотвращению их массового оттока из страны (гибкая миграционная политика, финансовая поддержка, содействие трудоустройству иностранных студентов и выпускников) при сохранении высокого качества образования, в том числе с применением новых форматов обучения (онлайн-технологии, гибридные формы образования).
Республика Казахстан является одним из лидеров в экономическом развитии и материальном благосостоянии населения среди стран постсоветского пространства. Образовательные процессы здесь имеют положительную динамику и ориентированы на интернационализацию и развитие партнерских связей с зарубежными вузами. Имеется большое количество как государственных, так и частных высших учебных заведений. В настоящее время на территории Казахстана действует свыше 100 вузов. Относительно качественного преподавательского состава необходимо отметить, что Казахстан является безусловным лидером региона по этому показателю.
В соответствии с задачами Правительства страны в сфере интернационализации национальной системы высшего образования Казахстан стремится стать образовательным хабом Центральной Азии. Такая установка представлена в стратегическом плане развития Республики до 2025 года. Стратегический план утвержден экс-президентом страны Нурсултаном Назарбаевым 15 февраля 2018 г. Согласно этому плану, в Казахстане будет проводиться работа по привлечению иностранных студентов в казахстанские вузы (до 50 тыс. чел.). Предполагается широкое сотрудничество с зарубежными партнерами: внедрение совместных образовательных программ, привлечение зарубежных преподавателей, топ-менеджеров и студентов, реализация научных проектов, участие партнеров в управлении университетом, открытие кампусов мировых университетов. Кроме того, продолжится практика проведения форумов, выставок и дней казахстанского образования за рубежом (в странах с наибольшим потенциалом привлечения абитуриентов). В соответствии с планом развития страны должно увеличиться количество образовательных программ на английском языке, грантов на подготовку англоговорящих специалистов, повыситься квалификация профессорско-преподавательского состава для преподавания на английском языке, будут разработаны учебники и учебно-методические комплексы1.
При этом несмотря на имеющиеся факты функционирования вузов в сетевой форме и примеры разработанной для этого нормативной документации, все еще остается большое количество вопросов, связанных с конкретными стратегическими задачами развития и повышения конкурентоспособности университетов.
Следует отметить, что после распада СССР при переходе к рыночной экономике перед Республикой Казахстан возникли вызовы, связанные с переориентацией научно-образовательного комплекса под конкретные запросы реального сектора экономики, промышленности и бизнеса. Если раньше ключевая роль в подготовке кадров и проведении научных исследований в определенных отраслях отводилась ведущим российским отраслевым вузам, зачастую находящихся на значительном удалении от промышленных предприятий Казахстана (МИФИ, МГТУ, СПбГТИ для Уль-бинского металлургического завода, МИСиС - для свинцово-цинкового (ныне Казцинк), Томскому политехническому институту), то с получением независимости, это стало задачей национальных университетов. Осознавая, что кадры для предприятий необходимы, университетам Казахстана приходилось трансформироваться в те самые «узлы», которые должны были обеспечить качественную подготовку специалистов для предприятий, с которыми они оказались в одном регионе. В этой связи, интересным представляется опыт развития сетевого взаимодействия одного из ведущих университетов Республики Казахстан - Восточно-Казахстанского технического университета им. Д. Серикбаева (ВКТУ) с Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) и рядом других ведущих российских вузов (ТПУ, МЭИ и т.д.).
Создание совместных образовательных программ ВКТУ им. Д. Серикбаева и российских университетов по заказу промышленности в рамках модели образовательного хаба
Созданный на базе строительно-дорожного института сегодня ВКТУ им. Д. Серикбаева превратился в один из ведущих технических вузов Казахстана, который готовит специалистов для металлургии, машиностроения, энергетики, архитектуры и строительства, транспорта, информационных систем, а также профессиональных экономистов. Наряду с развитой цифровой, научно-исследовательской, практико-ориентированной инфраструктурой и имея партнерские связи с предприятиями и университетами мирового уровня, ВКТУ им. Д. Серикбаева сегодня может позиционировать себя как Евро-Азиатский хаб, и эффективно выстраивать сетевое взаимодействие с партнёрами в научной и образовательной сфере2.
Первым сетевым образованием, в которое вошел ВКТУ, стал Университет Шанхайской организации сотрудничества (УШОС). В рамках УШОС появились совместные образовательные программы с возможностью выдачи дипломов вузов-партнеров. Другим примером развития сетевого взаимодействия вузов является Сетевой университет СНГ. В рамках данных сетевых объединений на территории Республики Казахстан стало возможным предоставление ресурсов университету и ведущим ученым с мировым именем для деятельности в образовательной и научной сфере.
1 Развитие образовательного хаба в Центральной Азии и модернизация науки / МОН РК. - https://www.vku.edu.kz/ sites/default/files/files/education/metod_matirial_edvaizer/Koncepciya_razvitie_haba.pdf
2
Программа стратегического развития Восточно-Казахстанского технического университета им. Д. Серикбаева на период 2020-2025 гг. - https://www.do.ektu.kz/laws/strat_doc/programma_strategicheskogo_razvitiya_2021-2025.pdf
Это достигалось двумя основными подходами - полным обеспечением приглашенного ученого с предоставлением ему всех необходимых ресурсов в специально созданной инфраструктуры города/страны, либо предоставлением ведущим зарубежным вузам возможности для открытия филиалов на своей территории. Разница заключалась в размерах государственной поддержки, т.к. не все государства способны полностью обеспечивать такую деятельность за счет государственного бюджета.
Еще одна форма реализации концепции образовательного хаба - это грантовая поддержка, направленная на привлечение международного контингента на площадку университета. Здесь все зависит от соответствия определенного вуза запросам грантополучателя, либо же от соответствия грантополучателя запросам вуза. Но фонды, которые выделяют гранты на международную коллаборацию, как правило, не имеют цели сделать какой-то один вуз таким хабом, т. е. во многом привлечение международного контингента на площадку конкретного вуза зависит от готовности вуза к приему такого контингента. В Казахстане некоторое время предоставлялась финансовая поддержка со стороны государства для привлечения ведущих зарубежных ученых, которая способствовала развитию и укреплению связей вузов Казахстана с зарубежными учеными и вузами. В дальнейшем вузы перешли на практику привлечения зарубежных ученых на самостоятельной основе, поддержка со стороны государства стала ориентироваться на привлечение в топ-менеджмент казахстанских университетов зарубежных ученых с успешным опытом менеджмента в образовании и науке.
Наконец, нельзя забывать и о другой стороне медали - признание престижа/значимости университетов через систему рейтингов всех уровней: от национальных до международных, в том числе предметных. Практически во всех международных рейтингах одним из самых весомых критериев является значительная доля международного контингента ППС и обучающихся, а остальные критерии, так или иначе, связаны с элементом глобализации - репутация в академическом/международном сообществе, среди работодателей, где определенный вес занимают транснациональные компании, а также критерии публикационной активности ученых университета, оцениваемые на основе международных баз данных. Для продвижения университетов в международном образовательном и научном пространстве могут создаваться также государственные программы (в качестве примера можно привести программу «5 - 100» в Российской Федерации).
Впервые вопрос о подготовке кадров под конкретные требования предприятия встал перед университетом в период выполнения программы научных исследований по программно-целевому финансированию, выполняемому университетом в течение 2017-2019 гг. Одним из партнеров программы научных исследований являлось предприятие -флагман высокотехнологичного производства АО «НАК Казатомпром» - АО «Ульбинский металлургический завод» (АО «УМЗ»). Данное предприятие является одним из мировых лидеров по производству топлива для атомных электростанций, а также по производству широкого спектра продукции из редких металлов, таких как бериллий, тантал, ниобий. Со времени основания АО «УМЗ» в 1947 году подготовка кадров для этого предприятия осуществлялась такими учебными заведениями, как МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ (ныне НИЯУ МИФИ), ТПИ (ныне НИ ТПУ), ЛХТИ (ныне СПбГТИ(ТУ)), МИСиС (ныне НИТУ МИСиС), а все научные прорывные исследования проводились и курировались «девяткой», НИИ-9, ныне - АО «Высокотехнологический научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара» (ВНИИНМ), один из ведущих научно-исследовательских институтов и головная организация Росатома по проблемам материаловедения и технологий ядерного топливного цикла для всех видов реакторов.
В постсоветское время связи между производством и сектором подготовки кадров и научными исследованиями в СНГ были утеряны, что стало сказываться в виде недостатка квалифицированных кадров на предприятии, т.к. пополнения новых специалистов с требуемыми знаниями и компетенциями не поступало. АО «УМЗ» осуществляло подготовку кадров за счет собственных средств, направляя на учебу сотрудников в те же вузы Российской Федерации, но это уже стало для завода затруднительным в финансовом плане. При выполнении научных исследований по программе целевого финансирования в партнерстве с ВКТУ им. Д. Серикбаева завод вышел на взаимодействие с этим университетом и по направлению целевой подготовки кадров с учетом потребности основных производств АО «УМЗ». В этой связи были созданы рабочие группы, совместные рабочие учебные планы по направлениям магистерской подготовки «Инновационные методы получения урановой продукции» и «Материалы для ядерной энергетики».
Одним из главных условий реализации данных магистерских программ для АО «Ульбинский металлургический завод» было привлечение ведущих преподавателей из вузов, куда ранее направлялись на обучение сотрудники предприятия, - МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИЯУ МИФИ, НИ ТПУ, СПбГТИ(ТУ), НИТУ МИСиС.
В 2017 году университет инициировал подписание договоров о сотрудничестве с тремя вузами (НИЯУ МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и СПбГТИ(ТУ)) в соответствии с которыми стало возможным привлечь ведущих преподавателей данных вузов для проведения занятий по учебным дисциплинам разработанных учебных планов совместно с АО «УМЗ». Проект договора с АО «Высокотехнологический научно-исследовательский институт неорганических материалов им. академика А.А. Бочвара» (ВНИИНМ) в настоящее время находится на стадии рассмотрения и согласования.
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» является флагманом российского ядерного образования, головным базовым вузом ГК «Росатом» и имеет богатый опыт в подготовке специалистов для атомной отрасли зарубежных стран. НИЯУ МИФИ активно развивает сотрудничество со странами СНГ, в том числе и с Республикой Казахстан.
НИЯУ МИФИ в статусе Базовой организации государств-участников СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в области использования атомной энергии в мирных целях, а также ответственного исполнителя пункта 4.1. «Разработка предложений по механизмам подготовки кадров высокой
квалификации для национальных программ развития мирных ядерных технологий государств-участников СНГ» Раздела 4 «Подготовка кадров для мирной атомной энергетики государств-участников СНГ» Плана первоочередных мероприятий Рамочной программы «СОТРУДНИЧЕСТВО «АТОМ-СНГ» разрабатывает и решает задачи организационного и учебно-методического совершенствования подготовки кадров высокой квалификации для национальных программ развития мирных ядерных технологий государств-участников СНГ. В настоящее время ключевые партнеры университета в Республике Казахстан: Восточно-Казахстанский технический университет им. Д. Серикбаева (ВКТУ), Алматинский университет энергетики и связи, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Евразийский национальный университет им. Гумилева.
Сотрудничество ВКТУ им. Д. Серикбаева с НИЯУ МИФИ оказалось самым результативным именно в направлении двудипломных образовательных программ. Полученный опыт разработки совместных образовательных программ для АО «УМЗ» был успешно применен для такой же работы по направлениям медицинского инжиниринга, радиотехники. Заказчиками кадров по данным направлениям выступили структуры здравоохранения Восточно-Казахстанской области, акиматом ВКО была разработана и поэтапно реализуется программа развития здравоохранения, одним из главных элементов которой является применение высокотехнологичного медицинского оборудования, требующего специализированной подготовки кадров для технического сопровождения эксплуатации, обслуживания и ремонта. В направлении радиотехники и телекоммуникаций заказчиком выступила национальная компания АО «Ка-захтелеком». Вузом-партнером в данных направлениях стал СПбГЭТУ «ЛЭТИ», с которым ВКТУ также впервые был заключен договор о сотрудничестве, и в дальнейшем разработаны проекты совместных/двудипломных образовательных программ, в том числе с привлечением механизмов реализации в рамках УШОС.
Важно понимать, что в каждом вузе есть требования к формированию как рабочих учебных планов, так и к формированию образовательных программ, которые базируются на выполнении норм и требований каждой из национальных образовательных систем. Поэтому разработка совместного учебного плана, согласованного и подписанного с двух сторон вузами-партнерами в реалиях настоящего нормативно-правового поля разных стран, хоть и близких по менталитету, например, стран СНГ, представляет собой фактически невыполнимую задачу с точки зрения соответствия всех критериев сразу двум образовательным системам. Приходится исходить из того, что каждая из сторон имеет свой вариант учебного плана, соответствующий нормам и требованиям своей национальной образовательной системы.
Анализ взаимодействия с вузами-партнерами приводит к выводу о том, что вузы РФ статуса «национальные исследовательские» проявляют большую гибкость при зачислении в число своих студентов обучающихся из вузов-партнеров на основе норм о сетевом обучении через письмо о зачислении из вуза-партнера (ВКТУ) о переводе, нежели вузы регионального значения (т.н. опорные). Это связано с тем, что в региональные вузы РФ, особенно приграничные с РК, идет интенсивное поступление иностранных абитуриентов на общих основаниях, в связи с чем есть и инструментарий отбора качественных иностранных поступающих в достаточно большом количестве, и при этом есть возможность у иностранных поступающих быть зачисленными на бюджетное обучение. Примеры поступающих из регионов РФ в вузы РК очень малочисленны. При этом опыта привлечения рекрутинговых компаний у казахстанских вузов в этом направлении недостаточно, в виду финансовых ограничений, хотя возможности поступления в вузы РК очень привлекательны - иностранным абитуриентам достаточно пройти собеседование, чтобы стать студентами вузов РК. Важным является в данном случае финансовый аспект для иностранных обучающихся, а также языковая среда обучения, тренды по востребованным направлениям подготовки кадров в тех странах, откуда планируется привлечение контингента иностранных студентов.
Система обеспечения эффективности совместной подготовки кадров и научно-исследовательской
деятельности ВКТУ и российских университетов
В настоящее время становится распространенным международное взаимодействие при выполнении различного рода научных и прикладных исследований. Основополагающим фактором является финансовая сторона проведения подобных НИР. Популярность набирают создание и взаимодействие вузов в составе сетей и консорциумов, которые по сути своей не связывают вузы финансовыми обязательствами, но позволяют обмениваться технологиями, предоставлять определенные преференции и скидки по программам повышения квалификации и т.п. Успешными и результативными, например, являются международные исследовательские группы (МИГ), состоящие из ученых из нескольких университетов, работающих на площадке ВКТУ по выполнению прикладных научных исследований
Большую популярность получает мобильность ученых для вовлечения в финансируемые проекты на площадке конкретного вуза, где могут быть предоставлены возможности для проведения исследований.
Прототипом международного научно-методического центра в Центральной Азии на базе ВКТУ можно признать проект, реализуемый НИЯУ МИФИ, предметом которого является функционирование сети международных научно-методических центров для распространения лучших международных практик подготовки, переподготовки и стажировки продвинутых кадров цифровой экономики в областях математики, информатики, технологий. Данный проект выполняется НИЯУ МИФИ при участии ВКТУ в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой' экономики» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации. Эту программу можно взять за основу для реализации на площадке ВКТУ сетевого взаимодействия в Центральной Азии.
Еще одним немаловажным фактором при подготовке специалистов для атомной отрасли Республики Казахстан является эффективное взаимодействие университета с вузами-партнерами Российской Федерации в рамках организации научных стажировок, летних школ на базе таких университетов как Санкт-Петербургский государственный тех-
нологический институт (Технический университет), Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».
ВКТУ постоянно изыскивает новые конструктивные способы совершенствования своей образовательной деятельности. За последние три-четыре года значительное преобразилась материально-техническая составляющая учебного процесса, образовательные программы перестроились в сторону потребностей работодателей, вуз держит курс на развитие в качестве опорного для региона. Данный регион, прежде всего - это крупные промышленные предприятия с высокотехнологичным производством. Кроме того, в Восточно-Казахстанской области расположены базовые объекты атомной отрасли Казахстана, такие как: АО «Ульбинский-металлургический завод», Банк низкообогащенного урана, Национальный ядерный центр, АО «Парк ядерных технологий», Семипалатинский ядерный полигон и др., с которыми ВКТУ имеет устоявшиеся тесные связи.
На основе соглашения о научно-техническом сотрудничестве между ВКТУ им. Д. Серикбаева и АО «НАК «Ка-затомпром» в университете ведется подготовка специалистов для атомной промышленности Республики Казахстан, в том числе по грантам местных исполнительных органов. Кроме того, по открытым программам бакалавриата и магистратуры для АО «УМЗ» осуществляется подготовка специалистов для уранового, танталового и бериллиевого производств.
В настоящее время более четверти работников как АО «УМЗ», так и других предприятий региона являются выпускниками ВКТУ им. Д. Серикбаева. С ведущими индустриальными предприятиями реализуются совместные научно-исследовательские проекты. Сегодня в Восточном Казахстане сформировался единый кластер для подготовки специалистов, проведения научных исследований и выпуска новой продукции высокотехнологичными производствами.
В университете разработаны и реализуются инновационные образовательные программы, вошедшие в Республиканский реестр, в том числе совместно с АО «Ульбинский металлургический завод», такие как:
- «Инновационные технологии получения урановой продукции» (бакалавриат и магистратура);
- «Материалы для ядерной энергетики» по направлениям «Тантал, ниобий», «Бериллий» (бакалавриат и магистратура).
На базе университета подготовка выпускников образовательных программ для атомной промышленности осуществляется совместно с профильными вузами Российской Федерации, являющимися базовыми вузами ГК «Роса-том», такими как:
- Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва, в т.ч. с входящим в его состав Институтом атомной энергетики в г. Обнинск,
- Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ),
- Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»,
- Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет), г. Санкт-Петербург,
- Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск, из которых в образовательных программах принимают участие более 10 ведущих ППС и ученых.
Для проведения занятий приглашаются из каждого вуза-партнера профессора по профилю преподаваемого предмета. Для проведения всех видов занятий, практик задействована материально-техническая база как АО «УМЗ», так и ВКТУ на базе Центра опережающего развития «Veritas».
В апреле 2019 года ВКТУ стал членом региональной сети «Образование и подготовка специалистов в области ядерных технологий (STAR-NET)» и вышел на мировой уровень подготовки специалистов в области ядерных технологий под эгидой МАГАТЭ. В сентябре 2019 года ВКГТУ стал участником Комиссии СНГ по мирному использованию атомной энергии «Атом-СНГ». Таким образом, в университете на системной основе создается база подготовки специалистов атомной промышленности и энергетики Республики Казахстан.
Заключение
Университеты сегодня приобретают характеристики и качества среды, способствующей налаживанию связей взаимодействия между участниками образовательной и научно-технической деятельности из разных сфер: ведущими специалистами предприятий, инженерами, учеными, преподавателями, обучающимися предприятий и университетов регионального, национального и мирового уровней.
В настоящее время невозможно представить развитие университетов без тесного взаимодействия в силу разных причин, но самая важная и определяющая - это выход образовательной и научной деятельности за рамки одного университета, за границы одного государства, обусловленный не только традиционным стремлением университетского сообщества к постоянному развитию и достижению новых результатов на более глобальных уровнях, но и созданными новыми технологиями коммуникации, сбора, обработки и хранения информации. Как показал опыт пандемии COVID-19, обучение и научные исследования могут быть реализованы с помощью дистанционных технологий.
В реалиях глобализации остается все меньше преград для разработки и реализации самых актуальных образовательных программ и траекторий, проведения совместных исследований. Практически все стратегические цели любого университета реализуются через партнерство, от регионального до глобального и на уровне предприятий, и на уровне университетов (от региональных до мировых лидеров). Представленные примеры сетевого взаимодействия ВКТУ им. Д. Серикбаева с ведущими российскими университетами дают основания полагать, что существующий у этого университета задел в сфере интернационализации образования и науки позволит в перспективе достичь стратегической цели - становление в качестве ведущего образовательного хаба в Центральной Азии.