Научная статья на тему 'Сетевое исследовательское сообщество как среда для развития универсальных учебных действий учащихся в системе взаимодействия «Школа – вуз»'

Сетевое исследовательское сообщество как среда для развития универсальных учебных действий учащихся в системе взаимодействия «Школа – вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безрукова Наталья Петровна, Тимиргалиева Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевое исследовательское сообщество как среда для развития универсальных учебных действий учащихся в системе взаимодействия «Школа – вуз»»

СЕТЕВОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО КАК СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ШКОЛА - ВУЗ»

Н. П. Безрукова Т. К. Тимиргалиева

Общеизвестно, что каждое высшее учебное заведение имеет собственную систему довузовской подготовки, при этом наряду с лекционными и семинарскими занятиями формами работы со школьниками как потенциальными абитуриентами являются: научно-практические конференции школьников и слушателей довузовской подготовки; профильные интенсивные школы для старшеклассников; очные предметные погружения по подготовке к ЕГЭ. Следует отметить, что работодатели в лице ряда крупных компаний, стремясь решить проблему подготовки специалистов, начали вкладывать средства в повышение качества подготовки учащихся старших классов. Так, в г. Красноярске и Красноярском крае на базе отдельных общеобразовательных школ организованы классы «Росатома», «Норилникеля», в которых предусмотрено углубленное изучение ряда предметов.

С 2010 г. при кафедре информационных технологий обучения и математики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева функционирует сетевое исследовательское сообщество «Школа юного исследователя», которое объединяет преподавателей, аспирантов, магистрантов университета, учащихся и учителей ряда общеобразовательных школ Красноярского края. Деятельность сообщества направлена на развитие творческого мышления, исследовательской компетенции учащихся посредством выполнения совместных научных исследований по таким направлениям, как «Природа и экология Красноярского края» (химико-экологические и биолого-экологические исследования), «Фольклор восточнославянских народов, проживающих в Красноярском крае», «Русский язык в Красноярском крае» и др. На данном этапе разработана информационно-деятельностная концепция и модель развития исследовательских умений участников сообщества [5], определены организационно-педагогические условия его функционирования [2], разработаны дидактические материалы, которые представлены на сайте сообщества http://setiss.kspu.ru, исследуются схемы взаимодействия участников сообщества

Анализ результатов работы сообщества позволяет заключить, что исследовательская деятельность учащихся в рамках сообщества наряду с развитием экологической, межкультурной, языковой и других компетенций (в зависимости от выбранного конкретным учащимся направления исследований) способствует развитию универсальных учебных действий (далее УУД) учащихся, которые согласно ФГОС среднего (полного) общего образования включены в состав основных образовательных результатов наряду с предметными и личностными достижениями учащихся [4]. УУД определяются как

14

совокупность способов усвоения новых знаний и умений, приемов самоорганизации этого процесса. Обладание субъектом универсальными учебными действиями означает его способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта [1], и эта способность является основой эффективного формирования профессиональных компетенций уже в рамках высшей школы. Анализ метапредметных УУД, зафиксированных в ФГОС, позволяет говорить о возможности формирования элементов всех групп УУД у учащихся, работающих в сетевом исследовательском сообществе. Так, первая группа метапредметных результатов отражает необходимость формирования и развития умений целеполагания, составления плана деятельности, его контроля и корректировки. В ходе выполнения исследования учащиеся вместе учителем и преподавателем-консультантом определяют цель исследования, формулируют задачи, контролируют и при необходимости вносят коррективы в исследовательский процесс.

Так например, группы УУД, связанные с умением продуктивно общаться, взаимодействовать и учитывать позиции других участников деятельности, с владением языковыми средствами (умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства), развиваются в рамках вебинаров, интернет-конференций сообщества, на которых учащиеся представляют промежуточные результаты своих исследований, а также завершенные работы, отвечают на вопросы участников сообщества из других школ. Группы УУД - владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности - непосредственно развиваются в процессе исследовательской деятельности участников сетевого исследовательского сообщества. Группа УУД, связанная с развитием навыков рефлексии, оценкой границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения формируется на стадии выявления причинноследственных связей на основе полученных экспериментальных результатов, на стадии оформления и представления результатов исследования на различных уровнях.

В заключение следует отметить, что в свете вышесказанного, становится актуальной проблема оценивания уровня сформированности УУД. По нашему мнению, здесь могут быть полезными исследования В. П. Беспалько [3], в которых вводится понятие «мастерство владения информацией», проявляющееся в способности применять усвоенную информацию при решении различного рода задач, при этом данная способность характеризуется и измеряется уровнем усвоения деятельности. На основе анализа работ группы авторов под руководством А. Г. Асмолова [1], а также работ В. П. Беспалько нами на данном этапе разрабатывается критериально-диагностическая карта для оценки уровня сформированности УУД различных групп.

15

Список литературы

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. - 2011. -№ 1. - С. 104-110.

2. Безрукова Н. П., Тимиргалиева Т. К., Безруков А. А. Организационно-педагогические условия развития исследовательской компетенции учащихся в рамках сетевого исследовательского сообщества // Фундаментальные исслед. - 2012. - № 11. - Вып. 4. - С. 866869.

3. Беспалько В. П. Параметры и критерии диагностичной цели // Школьные технологии. -2006. - № 1. - С. 118-128.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования http://минобрнауки.рф/документы/2365/файл/736/ 12.05.17-Приказ_413.pdf

5. Bezrukova N., Bezrukov A. Methodological basis of development of research competence of secondary school students in the network research community//CBU International Conference Proceedings 2013 (Integration and Innovation in Science and Education) / ed. Hajek Petr. -Prague: Central Bohemia University, 2013. - P. 152-158. 978-80-905536-0-6.

Исследования выполняются при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда: проект № 13-16-24020 «Сетевое исследовательское сообщество как среда развития творческого мышления, исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных школ», Региональный конкурс «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» 2013 - Красноярский край.

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.