УДК 316.772.5
Куликов Сергей Владимирович
кандидат философских наук, доцент филологического факультета Российского университета дружбы народов kurbashy@list.ru
Курбатов Владимир Иванович
доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Донского казачьего государственного Института пищевых технологий и бизнеса (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени КГ. Разумовского» kurbashy@list.ru
Sergey V. Kulikov
candidate of philosophical sciences, associate professor of philological faculty Russian Peoples' Friendship University kurbashy@list.ru
Vladimir I. Kurbatov
Doctor of Philosophy, professor departments of humanitarian disciplines of Donskoy Cossack state institute food technologies and business FGBOU'S (branch) IN «Moscow state university of technologies and managements of name K.G. Razumovsky» kurbashy@list.ru
Сетевая субкультура компьютерного
андеграунда
Networking subculture of
the computing underground
Аннотация. В статье отмечается, что компьютерный андеграунд представлен как индивидуальными авторами информационного сетевого взаимодействия, так и различными сетевыми сообществами. Глобальная информационная сеть стала зоной социальных, культурных, инно-вационное-информационных, информационно-технологических, сервисно-сетевых социальных практик, которые представляют альтернативные традиционным социокультурные представления, креативные действия и ориентации и неформальные ценностные позиции, выражающие устремления утвердить право личности на индивидуальную свободу и творческое самовыражение.
Ключевые слова: компьютерный андеграунд, сетевые сообщества, глобальная информационная сеть, социальные, культурные, инновационно-информационные, информационно-технологические, сервисно-сетевые социальные практики, субкультура, альтернатива традиционным социокультурными представлениям, протест, право личности, индивидуальная свобода, творческое самовыражение.
Annotation. The computing underground is represented by individual authors, as well as different Net-communities. The global information Net has become the zone of social, cultural, innovating and information-technological space that competes with traditional sociocultural practices. This subculture helps people to state their alternative values, individual freedoms and creative self-expression.
Keywords: the computer underground, Netcommunities, subculture, innovation-information, information-technological and service practices, alternative to traditional sociocultural practices, rights of persons, individual freedom, creative self-expression.
Исследовательской целью настоящей статьи является анализ специфики, социального смысла и особенностей субкультуры компьютерного андеграунда, а именно, системы креатив, , -
ционно-коммуникационных практик, которые
сформировались в глобальной информационной
.
связано с тем, что интенсивное развитие ин-
,
дпя информатизации всей общественной жизни и являющееся основой создания информацион-
,
отношения и формирует принципиально новые социальные образования в виде сетевых сообществ, сетевых комьюнити и объединений, имеющих свою собственную сетевую организацию, - -
нально-демографическую структуру, сетевую культуру, правила, мораль и этикет. Данные сетевые образования по сути претендуют на то, чтобы называться не только сетевыми организациями
акторов и пользователей глобальной информаци-, , -
альными организациями, более того, информационным социумом, социумом нового типа.
Эти вопросы являются предметом исследовательского интереса многих отечественных и зарубежных авторов, таких как, ДБ. Богданов, . . , . , . . , . . , . . , . . , Р. Хойслинг и др. [1]. Исследователи указывают на появление новых объектов социально-философского и социологического анализа, такие как
виртуальная реальность с ее информационно, , -
но-цифровые фантомы, которые характеризуются специфической природой, принципами и пра-
,
структурой, а также присущей им сетевой суб.
Среди таких феноменов информационного мира выделяется так называемый компьютерный андеграунд. Если говорить о компьютерном андеграунде с точки зрения социального смысла этого нового явления в информационном мире, то , -
онная Сеть стала зоной социальных, культурных, инновационно-информационных, информационно-технологических, сервисно-гетевых со, -
тернативные традиционным социокультурные представления, креативные действия и ориентации и неформальные ценностные позиции, выражающие устремления утвердить право личности на индивидуальную свободу и творческое .
своей природе противопоставляет себя массо-, -
.
- -
турное движение нашло свое выражение в неформальных сетевых комьюнити, которые характеризуются специфической структурой, правилами ор-
,
.
Субкультура современного компьютерного андеграунда достаточно широко обсуждается в современной исследовательской литературе. В этом отношении достаточно указать на работы И. В. Куприянова, связанные со становлением информационного общества и места в нем компьютерного
андеграунда [2], А. Прохорова, дающего статисти-
,
параметры Рунета [3], ТЕ. Савицкой, в которых характеризуется история становления компьютерного андеграунда [4], С. Дрейфуса, работу которого «Компьютерный андеграунд: Истории о хакинге, безумии и одержимости», можно назвать основополагающей в данной области [5], Т.К. Мэя, обсуждающего крипто-аналитические манифесты [6], Дж. Мейера и Р. Гордона, рассматривающих компьютерный андеграунд, как социально-информационную организацию [7] и других авторов.
Поскольку компьютерный андеграунд представляет собой совокупность различных сетевых
,
социокультурные, демографические, тендерные
и профессиональные группы, которые различаются по формам и способам самовыражения,
самооценки и самоидентификации в глобальной
,
солидарны в своем отрицательном отношении к
сложившейся культуре и утвержденному миро,
ка к теоретический, так и социально практический .
Говоря о субкультуре современного компьютер, -
турой мы понимаем сложившееся в глобальной информационной сети взаимодействие различных культур на стыке времен, поколений и обществ (в данном случае сетевых сообществ), выражающемся в сложившихся в виртуальной
реальности систем ценностных представлений,
, ,
,
некоторых пользователей Интернета, представляющих собой различные социальные, демографические, тендерные, конфессиональные, , -
мационное взаимодействие которых реализуется в различных видах информационной деятельности, которые выражаются в самодеятель- .
Особенностью субкультуры современного компьютерного андеграунда является использование современных информационно-коммуникационных технологий для выражения протеста и противодействия официальным корпоративным системам, формальным организациям и госу-
.
следующий социальный смысл: представители компьютерного андеграунда консолидируются против использования современных компьютерных информационных технологий для вторжения в личную частную жизнь, против тотального контроля со стороны корпораций и государства за
человеком, против подчинения индивида коллек-, -
, .
В ценностной основе субкультуры современного
компьютерного андеграунда лежит система мо-
установок. В основе этой системы - убеждение о ненарушимой ценности свободного доступа к любой информации и протест против любого ограничения такого доступа. Закрытие, утаивание или ограничение доступа к информации для
,
,
ограничение свободы личности, нарушение базового принципа современной цивилизации.
К таким же безусловным морально-этическим п аа нципам относится право личности на свободный и ничем не ограниченный обмен информа-.
свободное информационное взаимодействие и есть тот социум, который представляет собой гражданское общество информационной цивилизации. Всякие корпоративные и государственные ограничения свободного обмена информацией и информационного взаимодействия рас-
сматриваются представителями компьютерного андеграунда как ограничение со стороны государства и корпораций гражданского общества и как посягательство на информационную демократию.
Ценность человеческой жизни в информацион-, -
, -
,
взаимопомощи, в ценности владения информацией и свободном доступе к ней. Данная ценность, прежде всего, связана с частной жизнью
,
информационных потребностей в получении интересующей его или нужной для информационного творчества информации и в общении в сети, в самодеятельных организациях по интересу, в индивидуально-личностном творчестве и -
глобальной информационной сети. Это и есть реальная жизнь личности - информационно-коммуникационное самовыражение; все остальные формы деятельности и самовыражения в сложившейся традиционной реальности есть лишь имитация данной реальности.
Представленные выше характеристики субкультуры современного компьютерного андеграунда - -
ционными принципами. Мы вполне согласны с Д.Д. Щиповой в том, что культура современного компьютерного андеграунда является мозаичной и часто выражается в различных культурных девиациях, распадаясь на субкультуры, различающиеся в связи с этническими, конфессиональными, демографическими, региональными ценностными особенностями [8].
Такие исследователи, как Д. Гражданов, Р. Руе-нов, Т. Кушман, Дж.Р. Вильяме и Р.Т. Вуд различают разнообразные идейные особенности субкультуры компьютерного андеграунда, такие как
культурное подполье, протестная культура, аль, ,
,
точки зрения идейной и ментальной мобильно,
практик и своеобразных жизненных культурных проектов, основанных на инновационной культуре, народной, национальной культуре или молодежной культуре [9].
Вокруг указанных социально-^льтурных практик сформировался компьютерный андеграунд как
обширное информационное сообщество со своей - , - , -
культурой и интернет-^пертуаром. Люди, которые
идентифицируются как авторы «компьютерного
»,
мир или свое положение в нем посредством инновационных информационных технологий в тех или
иных личных или социальных целях.
, -
,
структурой, объединенной субкультурными информационными ценностями и представлен следующими социальными группами, которые
обозначаются с помощью специального компью-, -
маркерами, присущими данной группе:
- так называемые юзеры (от англ. «изв!-» -пользователь). Это наиболее обширный и размытый слой сетевых комьюнити;
-
операторы (администраторы); - ,
деятельностью «сисадмин»; - , -
ляется так называемый «чистый взлом» информационных баз банков данных; «чистота таких действий обусловлена тем, что информационные базы данных взламываются без повреждения, а часто даже с предварительным оповеще-, -
опасность данной системы (мотивацией их действий является демонстрация своего «хакерско-го мастерства», критерием которого является умение обнаружить слабые места в защите любой информационной системы;
- хакеры-вандалы, проникающие в чужую информационную систему с осознанной целью нанесения ей ущерба и вреда (мотивацией их
действий часто служат различные идейные или -
корпоративных и государственных секретов, сокрытия информации от широких «гаерских» масс, чем, по их мнению, нарушается принцип свободы доступа к любой информации;
- так называемые крэкеры или «темные хаке-»,
под действием коммерческого интереса занимаются взломом различных закрытых информационных систем (мотивацией их действий является чаще всего именно коммерческий интерес, который реализуется в подобной бизнес- );
- -
пиратов, которые проникают в закрытые информационные системы с целью выложить полученные данные в открытом доступе (они действуют,
ориентируясь на право человека в доступе к лю-
, ,
в открытый доступ часто становится компрометирующими материалами, информацией, пред);
- так называемые пираты, специализация которых состоит в том, что они осуществляют коммерческие взломы информационных систем с
целью копирования и дальнейшей реализации
;
- так называемые кибер-террористы, которые зачастую связаны с криминальными или действительно террористическими организациями; они используют свои кибер-атаки на информационные системы с целью нанесения максимального вреда противнику, будь то государство, государственная корпорация, бизнес-структура или частное лицо;
- так называемые кибер-етнитары - определенная часть компьютерного сообщества, которая взяла на себя функции защиты сетевых информационных ресурсов и очистку информационных сетей от сетевого вандализма; моральные
-
на борьбу с недоброкачественной рекламой в
,
недоброкачественных товаров и услуг, на борьбу
против рекламы проституции, в том числе дет, -
,
и т.п.;
- так называемые вирмейкеры (от англ. «virus» -вирус, и «to make» - делать, создавать), - это та
часть компьютерного сообщества, которая по сво-
,
компьютерных фирм специализируется на создании программ компьютерных вирусов (мотивацией вирмейкеров является либо удовлетворение от результатов своего собственного мастерства в
разработке подобных программ, либо выполнение , -
данием подобной деятельности является убеждении в праве любого человека осуществлять любые
манипуляции с информацией и любыми информа-
;
- так называемые вексеры (от англ. «virus exchange» - обмен вирусами), распространители компьютерных вирусов (мотивация их действий примерно такая же, как и у вирмейкеров;
- так называемые кардеры (от англ. «card» -
кредитная карта) - криминальная составляющая
; -
ютерного комьюнити занимаются махинациями с различными кредитными картами: подделка карт, их нелегальное копирование, взламывание банкоматов и других устройств (о противозаконном характере деятельности этой группы не при, ,
деятельности является исключительно - неза-
);
В данной криминальной группе принято выде-:
- ,
коллекционеров компьютерных вирусов, с помощью которых взламываются банкоматы или банковские счета (мотивом их действий может быть
, -
,
« » , ,
либо коллекционирование вирусов является
просто средством обмена; - -
, -
ства любопытства (гак действует данная программа) и чувства тщеславия (гордости автор);
являются распространителями вирусов;
- так называемых кодеров, которые специализируются в создании нестандартных информа-
;
- так называемых фрикеров, специализацией которых является незаконное подключение к различным информационным каналам (к телефонным сетям, к сотовым сетям, к компьютер, , -
ным сетям) с широким спектрам целей от обычного озорства и хулиганства до коммерческой
эксплуатации данных сетей.
, , -
щества компьютерного андеграунда, осуществляющие взломы чужих информационных систем, делятся на так называемых «блэк-хатов» (Black
hat) - многочисленная группа компьютерного
,
,
добыча корпоративной информации с целью
,
площадку для последующих взломов и вайт-
хатов (white hat) - группа, противоположная
,
в чужие информационные системы не являются нанесение вреда и приобретение незаконной наживы; более того, обычно вайт-хаты преду-прежждают о своей кибер-атаке и даже подробно описывают процедуру вторжения, давая рекомендации, как систему нужно защищать.
Другими представителями сетевых сообществ компьютерного андеграунда являются так называемые альтернативщики - это одиночки и или целые группы пользователей, которые порою
имеют некоторое отношение к вышеперечислен,
. -
вание различных малораспространенных опера, -
возможности в качестве способа творческого ( - ),
различные эксперименты с компьютерными ком,
нестандартное применение инновационных ком.
- -
ном андеграунде характеризуется множественностью культурных символов и многозначностью
. -
,
может быть как коммерческой, так и некоммерческой социокультурной сферой. Он может иметь легальные и нелегальные формы информационного действия и взаимодействия. Проявления же андеграунда - необычайно разнооб-,
себе не поддаются однозначному какому-либо .
С одной стороны - это выражение в основном молодежной информационной субкультуры, особенностью которого является личностный и со,
контркультура, противопоставляющая себя офи-( ) , -
туре. Кроме нонконформизма, компьютерный - ,
, -
торства, в виде эксперимента над собой, своим сознанием, своим мировоззрением и одновре-
менно эксперимент над существующим окружа-.
компьютерного андеграунда выражается в его смысловой многозначности и функциональной специфике.
Для субкультуры компьютерного андеграунда характерно достаточно широкое идейное содержание и специфические формы самовыражения в глобальной информационной Сети, но главной чертой различных страт «андеграундщиков» характерно прежде всего желание обособиться в информационном пространстве и быть «не та».
Исследование современного состояния субкультуры компьютерного андеграунда показывает, что для подавляющего большинства представителей этого сетевого комьюнити объединяющей « » « »,
которые понимаются как свобода в получении и использовании любой информации и свобода действий с любыми информационными продук-.
,
основную ценность субкультуры компьютерного
,
свободного доступа к закрытым информацион-. -ставителей субкультуры компьютерного андеграунда кроме свободы, на одном из первых мест находится возможность индивидуально-личностного и креативного самовыражения.
Идентифицируя себя как свободных людей, не принимая во внимание возможные социальные ограничения действий с информационными продуктами, как показывают исследования в этой области, члены подобных сетевых сообществ осо-
Литература:
1. Богданов Д.В. Социальные функции Интернета // Вестник Нижегородского университета. Сер. Социальные науки. 2011. № 1. С. 67-74.; Градосельская Г В. Анализ социальных сетей. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. ксоциол. н.: М. : 2001. 23 е.; Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург., 2004. 328 е.; Курбатов
B. И. Сетевые сообщества Интернета: виртуаль-
,
// , -
ально-экономические и общественные науки. 2012. № 5. С. 13-19.; Курбатов В.И. Сетевые сообщества Интернета как социальные кон// . -образовательный журнал. 2012. № 4. С. 94-103.; Назарчук А.В. Сетевое общество и его осмысление // Вопросы философии, 2008. № 7. С. 113120.; Обухов К.Н. Сеть как социальная структура: модель сетевой коммуникации в теории М. Ка// . 2008. № 1. С. 78-85.; Силаева В.Л. Интернет как // . 2008. 11.
C. 45-52.; Хойслинг Р. Контекст и перспективы
//
игр М. : Логос-^ьтера. 2003. 192 с.
знают нелегальность, а порой и незаконность некоторых своих действий, в частности, создание, использование и распространение различных вредоносных программ. В соответствии с этим они ццен-тафицируют себя с кибер-подпольем.
В своей основной части члены компьютерного сообщества, исповедующие идеологию субкультуры компьютерного андеграунда, молодые лю-
,
современных информационных и цифровых тех.
андеграунда можно квалифицировать как часть
, -
ляются наиболее продвинутые в IT-технологиях и разделяющие протестую идеологию свободы, независимости, идеологии альтернативной культуры, обособленности и индивидуального самовыражения в информационно-коммуникационном взаимодействии [10].
Формирование сетевых сообществ, основанных
ценностях субкультуры компьютерного андегра-
,
пределы действующего в данной стране законо-
,
рамках самоорганизации и креативной самодеятельности с целью индивидуального самовыра-
,
формировании информационного общества и его подструктур в виде тех или иных форм самоорганизации. Во всяком случае, многие черты самоорганизации субкультуры компьютерного
андеграунда, в частности, такие, как отсутствие
, -
ция, демократизм, отсутствие вертикальной иерархии, самоуправление и подобные им, являются чертами гражданского общества новой
.
Literature:
1. Bogdanov D. V. the Social function of the Internet // Bulletin of Nizhny Novgorod University. Ser. Social Sciences, 2011, № 1. P. 67-74.; Gradoselskaya Analysis of social networks. Abstract. Diss. on competition of a scientific degree. K. academic article sociology. b.: M. : 2001. 23 p. Castells M. the Internet Galaxy: Reflections on Internet, business and society / TRANS. from English. Matveev edited by V. Kharitonov. Ekaterinburg: 2004. 328 p.; Kurbatov, V.I. Network community of the Internet: virtual phantoms, new types of sociality or social constructs // Humanitarian, socioeconomic and social Sciences. 2012, № 5. P. 13-19.; Kurbatov V. I. community Network the Internet as social constructs // Humanities of the South of Russia. Scientific-educational journal. 2012, № 4. P. 94-103.; Nazarchuk A.V. the Network society and its understanding // Questions of philosophy, 2008, № 7. P. 113-120.; Obukhov, K.N. Network as a social structure: a model of the network communication in the theory of M. Castells // Bulletin of Udmurt University. 2008, № 1. P. 78-85.; Silaeva V.L. the Internet as a social phenomenon // Sotsis. 2008, № 11. P. 45-52.; Housing R. the Context and prospects for network theory // Social network games. Moscow : Logos-altera, 2003. 192 c.
2. Куприянов ИВ. Компьютерный андеграунд в контексте становления культуры информационного общества. Автореф. ... дисс. к. филос. н.: Ростов-на-Дону., 2003. 24 с.
3. Прохоров. А. Интернет в цифрах и фактах. [Элеетронный ресурс]. URL: http:// www. compress. ru/ Archive/ CP/2006/2/1/ (дата обращения: 10.03.2011).
4. Савицкая ТЕ. Из истории компьютерного андеграунда: эпоха BBS и Фидонета. Часть 1 // Культура в современном мире. 2010, № 4. [Электронный ресурс]. URL: http:// activerain.com/ blogsview/ 1978111/ how-to-prevent-cyber-crime-plug-the-cyber-leaks-^датэ обращения: 21.02.2012).
5. Дрейфус С. Компьютерный андеграунд: Истории о хакинге, безумии и одержимости. М. : У-Фактория. 2005. 488 с.
6. May T.C. The Crypto Anarchist Manifesto. [Электронный ресурс]. URL: http:// www. austinlinks. com/ Crypto/crypto-anarchist.html (дата обращения: 03.01.2007).
7. Meyer G. The Social Organization of the Computer Underground. A Thesis Submitted to the Graduate School in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree Masters of Arts / G. Meyer, R. Gordon. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.etext.org/CuD/ (дата обращения: 20.03.2010).
8. . .
культура российских регионов. Авторев. ... дисс. на соиск. уч. ст. к. культурол. Спб., 2016. 23 с.
9. Grozdanov D. Sofia Underground 1997-2000 / D. Grozdanov, R. Ruenov. Sofia : Sofia Underground, 2001. 44 p.; Cushman, T. Notes from underground, rock music counterculture in Russia // Slavic Review. 1996. Vol. 55. P. 941-942.; J.P. Williams, Authentic identities. Straightedge subculture, music, and the Internet // Journal of contemporary ethnography. Vol. 35. Issue 2. 2006. Pp. 173-200.; Wood R.T. The straighedge youth sub-culture: Observation of the cobplexity of subcultural identy // Jornal of Youth Studies. 2003. 6(1). P. 33-52.
10. Современное состояние компьютерного андеграунда // [Элеетронный ресурс]. URL: https:// bugtraq.ru/library/underground/research.html( обращения: 06.06. 2004).
2. Kupriyanov I.V. Computer underground in the context of the formation of the culture of the information society. Abstract. ... diss. on competition of a scientific degree. academic degree candidate of philosophical Sciences. BC: Rostov-na-Donu, 2003. 24 p
3. ProkhorovA. Internet in figures and facts. [Electronic resource]. URL: http:// www.compress.ru/ Archive/CP/2006/2/1/ (date of access: 10.03.2011).
4. Savitskaya T.E. From the history of the computer underground: the era of the BBS and FidoNet. Part 1 // Culture in the modern world. 2010, № 4. [Electronic resource]. URL: http:// activerain.com/ blogsview/1978111/how-to-prevent-cyber-crime-plug-the-cyber-leaks- (date: 21.02.2012).
5. Dreyfus S. Computer underground: the history of hacking, madness and obsession. M. : U-Faktoriya, 2005. 488 p
6. May T.C., The Crypto Anarchist Manifesto. [Electronic resource]. http:// www.austinlinks.com/ Crypto/crypto-anarchist.html (date of access: 03.01.2007).
7. Meyer G. The Social Organization of the Computer Underground. A Thesis Submitted to the Graduate School in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree Masters of Arts / G. Meyer, R. Gordon. [Electronic resource]. URL: http:// www.etext.org/CuD/ (date of access: 20.03.2010).
8. Shipova D.D. Contemporary underground culture of Russian regions. Autorev. ... diss. on competition of a scientific degree. academic article K. cultural. SPb., 2016. 23 p
9. Grozdanov D. Sofia Underground 1997-2000 / D. Grozdanov, R. Ruenov. Sofia : Sofia Underground, 2001. 44 p.; Cushman, T. Notes from underground, rock music counterculture in Russia // Slavic Review. 1996. Vol. 55. P. 941-942.; J.P. Williams, Authentic identities. Straightedge subculture, music, and the Internet // Journal of contemporary ethnography. Vol. 35. Issue 2. 2006. P. 173-200.; Wood R.T. The straighedge youth sub-culture: Observation of the cobplexity of subcultural identy // Jornal of Youth Studies. 2003. 6(1). . 33-52.
10. Modern state of computer underground // [Electronic resource]. URL: https://bugtraq.ru/library/ un-derground/research.html (accessed 06.06. 2004).