Научная статья на тему 'Сетевая студенческая конференция как инновационная форма деятельности кафедры педагогики ИвГУ'

Сетевая студенческая конференция как инновационная форма деятельности кафедры педагогики ИвГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / ЛОКАЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО УНИВЕРСИТЕТСКОЙ КАФЕДРЫ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / СЕТЕВОЙ ДИСКУРС / СЕТЕВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нилова С. В., Анненков В. В.

В статье рассмотрена практика и теория организации сетевой научной студенческой конференции кафедре педагогики Ивановского государственного университета. Эта форма является новым видом научной деятельности студентов и преподавателей. Интернет-конференция решает научно-исследовательские, воспитательные, учебные и методические задачи. На конкретных примерах сетевого дискурса автор обобщает опыт и особенности ее организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевая студенческая конференция как инновационная форма деятельности кафедры педагогики ИвГУ»

Educational Technology & Society 7(2) 2004 ISSN 1436-4522

Сетевая студенческая конференция как инновационная форма деятельности кафедры педагогики ИвГУ

С.В. Нилова1, В.В. Анненков2 'Ивановский государственный университет, г. Иваново, Россия nilova@ivanovo .ac.ru

2Институт географии РАН, Институт информатизации образования РАО, г. Москва

vann1936@mtu-net.ru

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена практика и теория организации сетевой научной студенческой конференции кафедре педагогики Ивановского государственного университета. Эта форма является новым видом научной деятельности студентов и преподавателей. Интернет-конференция решает научноисследовательские, воспитательные, учебные и методические задачи. На конкретных примерах сетевого дискурса автор обобщает опыт и особенности ее организации.

Ключевые слова

образовательное сетевое сообщество, локальное сетевое сообщество университетской кафедры, информатизация образования высшей школы, сетевой дискурс, сетевая конференция кафедры педагогики как инновационная форма деятельности, интернет-конференция кафедры педагогики.

Введение

В современной системе образования появился новые методы, которые связаны с компьютеризаций учебного процесса. Их появление сравнивают с «четвертой революцией» образовательных методов (К. Керр). Первая произошла, когда учителя-«родители» уступили место профессиональным учителям. Устное слово заменило письменное, состоялась вторая «революция». Третья «революция» началась, когда в обучение было введено печатное слово [Айсмонтас Б.Б., 2002, с. 91].

Как любая «революционная ситуация» требует своего осмысления и самоопределения в ней, так и любой инновационный метод привлекает большее внимание, чем давно устоявшийся. Уже не вызывает сомнений, что Интернет создает условия для активного взаимодействия отдельных преподавателей, ученых и коллективов с целью проведения совместных научных исследований, реализации проектов. Подобная практика стала нормой организации исследований уже состоявшихся ученых. В образовательном процессе университета перспективно использование возможностей Интернета при осуществлении научноисследовательской деятельности студентов и развития студенческого научноисследовательского потенциала. Но как найти современную форму деятельности, которая бы в своей сути могла объединить учебную, методическую, воспитательную и научно-исследовательскую работу отдельной кафедры? Проанализировав опыт двух студенческих сетевых конференций (2003 г. и 2004 г.), мы надеемся, что такая форма появилась в Ивановской государственном университете (ИвГУ).

1. Из опыта организации студенческой научно-практической конференции ИвГУ

Впервые в университете в апреле 2003 г. студенческая конференция кафедры педагогики Ивановского государственного университета проходила дистанционно как телеконференция. Инициирование этой формы стало логикой саморазвития

преподавателей кафедры, разделяющих идею «от личного творчества к

дистанционному сотворчеству» [Нилова С.В., 2003].

Перед организаторами конференции стояли следующие стратегические задачи.

1. Создать сетевое сообщество кафедры педагогики, а в будущем,

возможно, систему дистанционных курсов по актуальным вопросом образования.

2. Представить форму сетевой конференции университету и провести

сетевое обсуждение проблем качества образования со всеми

структурными отделами ИвГУ.

3. Начать работу по созданию сетевого сообщества образовательных

учреждений Ивановской области.

И в настоящем эти задачи не потеряли своей актуальности. Так, среди задач ближайшего действия (конференция 2003 г.) были заявлены следующие.

1. Познакомиться с формой сетевого взаимодействия.

2. Попробовать построить обсуждение студенческих работ через сетевую конференцию.

3. Создать условия для развития технических умений всех участников конференции.

Перед конференцией 2004 г. уже стояли более общие задачи.

1. Обсудить студенческие доклады, используя возможности локального образовательного сообщества.

2. Создать условия для получения нового знания и личного опыта, который можно использовать в своей педагогической деятельности.

В первой конференции предлагался такой план работы:

- 10-13 апреля. 2003 г. Организационный период. Знакомство в Сети участников и гостей конференции; представление тезисов по электронной почте всем участникам; подготовка вне Сети вопросов по содержанию тезисов, а также комментариев; отправка вопросов и комментариев по электронной почте.

- 14-20 апреля 2003 г. Основная часть конференции. Каждый участник самостоятельно определял свою стратегию, но ежедневно старался смотреть почту и отвечать на адресованные ему послания.

- 21-22 апреля 2003 г. Заключительный период. Подведение итогов (индивидуальная и коллективная рефлексия конференции).

В первое письмо модератора был включен «Компьютерный ликбез» -рекомендации, как адресовать письма, как готовить их вне Сети и затем отсылать во время сеанса связи (через почтовую программу или веб-интерфейс), как хранить письма в заранее заведенных папках, как проверять вложения на вирусы.

На этапе «знакомство» также уточнялись личные интересы вступивших в сетевое взаимодействие, цели и приемы эффективного взаимодействия. Обращалось внимание на различие целей у студентов, преподавателей и гостей конференции и их согласование в ходе сетевых взаимодействий.

В целом первый опыт проведения телеконференции кафедрой педагогики ИвГУ оценен как положительный. В большинстве тезисов, представленных на обсуждение, и во многих письмах участников ставились проблемы модернизации и информатизации образования. Среди проблем конференции 2003 г. назовем такие как самообразование (И. Хренова и И. А. Дельцова), развитие образовательной среды (Е. Мельникова), использование Интернет (Ю. Тренина; Т. Никитина; Д. Карманова), толерантность (И. И. Корягина), единый государственный экзамен (О. Изволова), готовность к проектированию образовательной деятельности (М. А. Артамонов), учение в семье (А. Низова, А. Ф. Балакирев), дети в детском доме (К. В. Кулаков).. На конференции 2004 г были предложены к обсуждению доклады: локальные образовательные сетевые сообщества (Д.В. Куликов);.использование учебных компакт-дисков на уроках истории (А.В Зобнин.);.дистанционные олимпиады: теория и практика (В.П Травкина); применение информационных технологий на уроках математики (Е.А. Конопелько); готовность учащихся к дистанционному обучению как фактор повышения качества образования и учебные проблемы глазами студентов ИвГУ (А. А. Корникова); международные исследования о качестве образования в России (Ю.Г. Соколова); мотивационная готовность первокурсников к обучению (Л. М Смирнова); влияние компьютерных игр на развитие детей (С. Е. Фаттяхутдинова).

Интенсивность второй конференции, которая завершится в ИвГУ 20 апреля, оказалась значительно выше. Только за пять дней работы конференции в рассылку ушло 103 письма.

Рассмотрим некоторые методические стороны организации конференции.

На студенческой конференции сетевой дискурс может развиваться как последовательно, так и параллельно, а также концентрически (спирально, обеспечивая восхождение к более общим проблемам) и системообразующе как восхождение к системному построению общего исследовательского пространства всех участников конференции. Неоценимым вкладом в развитие сетевого дискурса могут стать практико-проектировочные идеи, поэтому состав участников конференции может подбираться целенаправленно.

Рассмотрим некоторые ситуации сетевого дискурса.

Ситуация 1. Возможная готовность участников и тезисов к конференции.

* Молодой сотрудник управления органами образования, хорошо владеющий технологиями дистанционной работы, написал в конференции 2003 г.: «общаться, так как мы сейчас, нас в студенческие годы никто не учил». Речь идет о социальных технологиях взаимодействия в Сети.

* В образовательном процессе университета перспективно использование возможностей Интернета при осуществлении научно-исследовательской деятельности студентов и развитии студенческого научно-исследовательского потенциала. Так, активный участник конференции 2003 г. Кармановова Д.А. (по объективным причинам не принимающая участие в конференции 2004 г.) в своей квалификационной работе «Возможности Интернета при осуществлении научноисследовательской деятельности студентов» пишет: «... многие студенты даже не подозревают о существовании подобной формы осуществления научноисследовательской деятельности, используя лишь пассивные способы получения необходимой информации, направленные на обеспечение одностороннего контакта, исключающие принцип обратной связи. Поэтому мы приходим к выводу о необходимости обучения студентов технологии и технике осуществления научноисследовательской деятельности через сеть Интернет»

2. Готовность тезисов студентов как результат предварительной работы научного руководителя и студентов

Одна из проблем конференции 2004 г. Частное мнение участника конференции: “Заключить в несколько фраз содержание достаточно большого доклада оказалось сложной задачей».

На примере другого студенческого доклада (Д.В. Куликов «Сетевые образовательные сообщества») эксперт предлагает конкретные требования, которые мы частично дополним.

Четкое изложение информации на одной\странице текста может включать:

1. поле своей работы, объект исследования, основная цель (информатизация школы);

2. проектная идея, предмет исследования, гипотеза (создание локального сетевого образовательного сообщества);

3. результаты предпроектного исследования, (описание около полусотни сетевых сообществ, выделение признаков, их классификация);

4. основные результаты исследования, проект "Дискуссионный клуб:

Проблемы модернизации образования в г. Иваново" (Уместно

представить ссылку на страницу этого проекта -http ://www.ivanovo .ac.ru/distant/club/).

Комментарий. Четкость представления результатов выгодно может отличать представленный доклад. Практически сетевому организационному периоду конференции предшествовал период сотворчества преподавателя (научного руководителя) и студента в процессе подготовки тезисов и презентации идеи самой конференции, которая требует готовности, в первую очередь, преподавателей включиться в ее работу. Так, в конференции 2004 г. из 29 человек, приготовивших тезисы в печатный сборник ИВГУ «Молодая наука», лишь 9 человек решили принять участие в сетевой конференции. Конечно, причины неучастия в сетевой конференции

у каждого человека свои. Однако, этот факт может быть дополнительным источником размышления в будущем.

Выводы организаторов первой студенческой конференции: «По сравнению с теоретическими знаниями состояние умений более пестрое. Речь о владении не только информационно-коммуникационными технологиями, но и социальными технологиями взаимодействия в Сети. Если первым учат, то вторые пока познаются личным опытом, методом проб и ошибок».

Ситуация 2. Традиции сетевой конференции как возможные «точки роста» сотворчества

Возможное утверждение традиций конференции. Эмоциональное начало.

Предложение открыть конференцию гимном сетевого взаимодействия (В.В. Анненков):

Я не знаю, где встретимся в Интернете с тобой...

Виртуальный мир вертится, словно шар голубой,

И мелькают вихрем веб страницы,

Регионов всех поправ границы.

Так давайте же ловить мгновенья,

Чтобы развивать в сети общение.

Консультант из Петербурга профессор Н. А. Каморджанова напомнила участникам переписки конференции 2003 г., что Комиссия ЮНЕСКО, работавшая под руководством Е. Фора, в 1972 году так определила четыре «столпа образования»:

1. учить учиться и пользоваться знаниями, т.е. получать образование в течение всей жизни, углубленно работать в своей узкой области при достаточно широких общих знаниях;

2. учиться делать дело, не только пользуясь стандартными навыками, но шире, научиться в рамках как формального, так и неформального социального опыта справляться с разными ситуациями и работать в команде;

3. учиться жить вместе, развивая и понимая других людей и их стремление к независимости (выполняя совместные проекты и учась улаживать конфликты), укрепляя плюрализм, взаимопонимание и мир;

4. учиться быть, т. е. в большей степени развивать свои личностные

качества и способность действовать с большей независимостью, руководствуясь собственными суждениями и личной ответственностью. Образование не должно игнорировать ни одного аспекта человеческого потенциала: памяти, разума, чувства прекрасного, физических

возможностей и навыков общения. Разве, хотя прошло 30 лет, эти выводы комиссии потеряли свою остроту?

Комментарий. Очевидно, что традиционным элементом сетевой конференции должно быть яркое самопредставление преподавателей, экспертов, дающее простор для интеллектуального сотворчества участников конференции, а не просто представление «для галочки». В выборе информации важно почувствовать какую реакцию вызовет информация у участников конференции.

Ситуация 3. Развитие сетевого дискурса

Конференция 2003 г.

Участник 1: "Скорее сомнения не в том, что компьютерные и

информационные технологии способствуют развитию чего бы то ни было, а в том, ЧТО ОНИ ВООБЩЕ СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ...»

Участник 2: Даже принимая во внимание боль, что ребята растрачивают время в компьютерных играх, в хаотичном плавании в Интернет «без руля и без ветрил», нельзя информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как СРЕДСТВО отрывать от причины - особенностей нашей действительности, в т. ч. явно недостаточного участия взрослых в информатизации образования детей.

Участник 3: Отдельный вопрос - о соотношении ИКТ и «развития». Всякие технологии есть основа эффективного функционирования. Применяя ИКТ, избавляемся от массы рутинных действий, освобождая тем самым время для творчества, сотворчества и т.п. Однако человек сам выбирает, будет он сторониться компьютера, или использовать его для развлечения, или облегчать с его помощью рутинные операции, или, наконец, через компьютер вступать во взаимодействия с интересными людьми (и не столько в соседней комнате, сколько в других городах и

странах) и развиваться в сотрудничестве. Задача взрослых - помочь детям сделать сознательный выбор.

Одновременное развитие параллельного дискурса.

К. В. Кулаков (заместителя директора детского дома): 1. «Полагаю, что студенчество может сыграть роль «просветителей» среди детей и подростков в обучении пользованием системой Интернет». 2. «Стремлюсь использовать

проводимую конференцию в целях повышения собственного образования в области современных информационных технологий, а так же для приобретения новых знаний, которые будут полезны в работе с детьми.».

Мнение консультанта: «Детям вне обычной семьи особенно не хватает повседневного общения с разными поколениями, а телеконференции, подобные организованной кафедрой педагогики ИвГУ, могут отчасти восполнить этот пробел. Конечно, при условии правильного подбора участников организаторами и личной активности участников разных поколений.

Комментарий. Информация параллельных сетевых дискурсов может при умелых действиях экспертов и модераторов выйти на обобщающий уровень и позволить получить новое знание, став «точкой роста» возможного сотворчества. Из мнений участников видна важная функция телеконференции - самообразование ее участников. Проектировочный характер суждений может обозначить новое поле исследований и практики. Так, предложение эксперта можно использовать как «рабочую гипотезу», которую можно было проверить в серии телеконференций. Но нужно, прежде всего, чтобы детские дома получили компьютеры и подключение к Интернет, а их педагоги освоили информационно-коммуникационные технологии и социальные технологии дистанционного взаимодействия.

Опираясь на опыт двух студенческих конференций кафедры педагогики ИвГУ можно представить возможные функции конференции:

1. очно-дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса;

2. педагогическая и профессиональная коммуникация в электронной среде;

3. представление личных научных интересов сетевому сообществу;

4. самообразование, знакомство с формой сетевого взаимодействия;

5. формирование потребностей участия в сетевых сообществах и возможного решения проблем через сетевое сообщество;

6. совместное познание меняющегося мира;

7. общение и понимание точек зрения разных поколений;

8. согласование интересов и проектирование будущего взаимодействия;

9. проектирование содержания деятельности органов студенческого самоуправления;

10. создание условий для преемственности организации студенческих исследований.

Сетевая конференция не просто дополняет аудиторные формы образования возможностями широкой коммуникации (от локального до планетарного масштаба, от профессиональных до трансдисциплинарных) в удобное каждому участнику время, но и создает место проблемного диалога и формирования сообществ, нацеленных на совместную разработку выделенных сообща проблем.

3. Заключение. Особенности работы на студенческой конференции

1. Технические аспекты конференции: Если вы организуете сетевую конференцию на основе е-шаЛ, то необходимо учитывать, что некоторые почтовые сервера не пропускают письма с указанием более 15 адресатов, рассматривая их как спам, а настройки почтовых программ могут не соответствовать возможностям работы через рассылку. Если Вы хотели бы организовать подобную конференцию на своей кафедре, то уточните, готов ли отдел информатизации или Вы лично создать рассылку конференции (открытую или закрытую) и оптимизировать техническую сторону конференции. Если ваша работа идет через закрытую форму рассылки, то не следует привлекать в ее работу «посторонних», так как без предварительной регистрации у модератора они не смогут получить и отправить информацию. В организации конференции необходимо учесть, есть ли возможность у участников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конференции работать дома и получать переписку на домашний компьютер или для участия в конференции кто-то должен воспользоваться компьютерами в университете и необходимо предоставить такую возможность. При регистрации участников конференции необходимо получить информацию о возможных условиях работы и сетевом опыте коммуникаций будущих участников.

2. Участники конференции имеют различные роли. В сетевом ДИАЛОГЕ нет "учителей" и "учеников", а есть участники с разными компетенциями и разным жизненным опытом. Первокурсник может быть компетентнее в вопросах информатики, чем убеленный сединами профессор, в школьные годы которого не было компьютеров и всемирной паутины. Профессор может многому научить и студентов, и преподавателей в своем предмете и на основе богатого жизненного опыта. Практики районного отдела образования или сотрудники областного центра информатизации образования могут оценить практическую значимость работ и предложить возможную деятельность. Эксперты помогут активизировать сообщество и создать пространство для интеллектуального сотворчества. и совершить возможные шаги к конструктивному диалогу разных специалистов и разных поколений в образовательном сообществе. Заинтересованность в совместной работе может создать прекрасное пространство для личного и коллективного интеллектуального развития.

3. Вся переписка проходит через адрес рассылки. Все отправленные письмо на этот адрес одновременно получат все участники конференции, которые подписаны на рассылку. Будьте внимательны в заполнении адресной строки. Обязательно заполнение темы письма. Если участники конференции ведут активную переписку, то сортировщик писем помогает экономить время и автоматически раскладывает письма по папкам. Возможно, настроить сортировщик писем (например, на символ distant, являющийся частью адреса рассылки) и создать папку "ИвГУ". В теме можно писать "ИвГУ. а далее фамилию участника конференции кому адресован вопрос или комментарий" Например, ИвГУ_Куликову. Если Вы адресуете свое письмо всем участникам, то можно записать: ИвГУ участникам конференции. В теле письма (body) еще раз необходимо подписать, кому адресовано письмо и не забывайте полностью указывать свои ФИО.

4. Желательно, чтобы каждый автор доклада собирал все отклики на его сообщение и свои ответы в единый файл, который послужит основой для авторской рефлексии обсуждения и вместе с авторским заключением будет послан в рассылку на заключительном этапе конференции. Сопоставление таких файлов модератором позволит выявить наиболее активных участников дискуссии и наиболее интересные темы для сообщества. Например, в сообществе СТОИК, применяется индексация суждений: ФИО + дата в формате "последняя цифра года - месяц - число". Для индексации суждений в апрельских диалогах достаточно указывать последнюю цифру месяца и число

5. Создание доброжелательной творческой атмосферы и соблюдение сетевого этикета. Предпочтительнее в теле письма не копировать все письмо, а брать лишь те суждения, на которые вы готовы представить свой комментарий.

6. О соотношении писем в рассылку и индивидуальных обращений друг к другу. Персональная переписка возможна, но лучше, если конференция пройдет в максимальной открытости для всех. Рассылка служит включению всех участников в дискуссии по всем затронутым на конференции вопросам. Вместе с тем могут появиться ситуации, когда предпочтительнее ответить индивидуально на персональный почтовый ящик. В выборе между письмом в рассылку и индивидуальным обращением проявятся взаимное уважение, такт и другие человеческие качества, почитаемые в общении. Одно из главных требований - не загружать общую дискуссию в рассылке частными сюжетами, ответами "для галочки"; экономить время собеседников.

7. О позиции преподавателя, активного эксперта. Сценарий конференции может следовать стереотипам очных конференций: представление докладов, вопросы и комментарии по докладу, подведение итогов. Это полезно для активизации студентов Желательно в первые дни конференции не вводить новых условий коммуникации, а попытаться обеспечить активность ее участников по знакомым правилам и подключить к работе всех участников. Студенты-докладчики надеются на получение быстрой обратной связи по заявленным проблемам. Способствует

успеху конференции быстрая реакция преподавателей и экспертов на работы студентов (комментарии, вопросы, обобщения и т.д.) Интенсивность развития параллельного сетевого дискурса может вызвать дополнительные затруднения, особенно у участников, не имеющих достаточного опыта сетевой коммуникации. Но такая процедура «вопрос-ответ» - только первый шаг к сотрудничеству, "разминка", как говорят на КВН. От разминки предстоит перейти к выделению проблем, значимых для всех участников конференции. Если участники выскажутся по докладам, акцентируя внимание на близких им проблемам, то можно будет провести рейтинг проблем, спроектировать будущее взаимодействие уже выходящее за рамки сетевой конференции. При таком сценарии конференция, наряду с традиционной задачей "себя показать и на других посмотреть", развивает инновационную форму дистанционного сотворчества в решении общественно значимых проблем.

Информатизация (включая освоение Интернет) открывает простор формированию сетевых сообществ (по учебным курсам, по проблемам, по жизненным интересам и пр.). Участники телеконференций призваны ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ в сетевых сообществах, в сотворчестве рождать новое знание, активно осваивать новые умения. Иными словами, распространение Интернет ставит на повестку дня вопросы педагогики социализации через сетевые взаимодействия.

Литература

[Айсмонтас Б.Б., 2002] Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. М., 2002 [Нилова С.В., 2003] Нилова С.В. От личного творчества к дистанционному сотворчеству // Интернет в профессиональной деятельности. Научно-методический сборник. М.:ИОСО РАО, 2003, С.63-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.