Научная статья на тему 'Сетевая структура и ризоморфность локальных интернет-сообществ крупных российских городов'

Сетевая структура и ризоморфность локальных интернет-сообществ крупных российских городов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
784
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА / РИЗОМА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Скуратов Алексей Борисович

В статье дается определение понятию «локальное интернет-сообщество». Характер формирования и функционирования локальных интернет-сообществ крупных российских городов описывается с использованием теории сетевой струк-туры М. Кастельса и концепции «ризомы», предложенной современными постмо-дернистами Ж. Делёзом и Ф. Гваттари. Положения статьи возможно использо-вать для осуществления социологического и социально-философского анализа явле-ний, порожденных глобальной сетью Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевая структура и ризоморфность локальных интернет-сообществ крупных российских городов»

(3

ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

А. Б. Скуратов

СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА И РИЗОМОРФНОСТЬ ЛОКАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ КРУПНЫХ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ

В статье дается определение понятию «локальное интернет-сообщество». Характер формирования и функционирования локальных интернет-сообществ крупных российских городов описывается с использованием теории сетевой структуры М. Кастельса и концепции «ризомы», предложенной современными постмодернистами Ж. Делёзом и Ф. Гваттари. Положения статьи возможно использовать для осуществления социологического и социально-философского анализа явлений, порожденных глобальной сетью Интернет.

Ключевые слова: интернет-сообщество, сетевая структура, ризома, информационное общество, социальная структура.

В условиях стремительного развития Интернета и его разностороннего влияния на современный социум внимание социологов все более привлекает бурное развитие локальных интернет-сообществ, формирующихся и функционирующих в пределах крупных российских городов. Необходимо при этом указать на некоторые принципиальные моменты. Во-первых, мы наблюдаем поразительное явление: в сети Интернет протекают встречные процессы. С одной стороны, Интернет становится все более и более глобальной, безмерной сетью, но, с другой стороны, в этой «безмерности» начинают все активнее формироваться локальные образования, к коим мы, несомненно, относим локальные интернет-сообщества. Пользователи сети по всему миру все чаще становятся членами сообществ (форумов, интернет-конференций, чатов), локализованных в пределах конкретных территориальных образований. Таким образом, цифровой разрыв (digital divide) во всем мире не сокращается, а расширяется; вопреки представлениям о распространении «вширь» Интернет и интернет-сообществ, мы фиксируем, что они скорее распространяются «вглубь» - поскольку в связи с глобальной урбанизацией обеспечение интернет-контента во все большей степени становится явлением мегаполисов и особенно - деловых центров внутри мегаполисов. Представляется, что в связи с прогрессом технологий доступа (например, ADSL вместо обычного dial-up) разрыв будет расширяться внутри самих городов, создавая новые городские инфраструктуры, к которым, несомненно, относятся локальные интернет-сообщества.

Во-вторых, территориальная самобытность и рост ее общемировой активности ведет к возвращению на историческую сцену «города-государства» как характерной черты века глобализации. Локальные интернет-сообщества в этой связи имеют по-

тенциал для формирования самобытности, устремленной в будущее. «Именно этот децентрализованный, неуловимый характер сетевых структур социальных изменений, столь затрудняет восприятие и идентификацию новой самобытности, устремленной в будущее, которая складывается сегодня»1.

Мы стали свидетелями того, как за несколько лет появилась новая социальная реальность, которая, бесспорно, имеет свои характерные черты, закономерности существования и развития. Социология фиксирует появление крупных интернет-сообществ, которые вплетаются в социальную ткань функционирования крупных городов. Примерами таковых в крупных российских городах являются:

• сообщества автолюбителей, которые подразделяются по маркам автомобилей, обсуждению проблем с ГИБДД и др., организующие периодические акции и встречи в «реальности». Эти сообщества функционируют на сервере е1.гц (Екатеринбург);

• сообщество призывников или тех, кому предстоит служба в рядах российской армии. Сообщество функционирует на сервере forum.omsk.com (Омск);

• сообщество молодых мам, обсуждающих вопросы, связанные с беременностью и родами, взаимоотношениями с мужьями и др. Функционирует на сервере ekamama.ru (Екатеринбург);

• сообщество пользователей челябинских провайдеров, функционирующее на сервере fomm.chelport.ru (Челябинск) и др.

Что же мы понимаем под локальным интернет-сообществом? «Локальное интернет-сообщество» - это единица локальной социальной организации сети Интернет, имеющая стратификационную систему, устоявшиеся социальные нормы, роли и статусы участников, включающая в свой состав не менее трех акторов, разделяющих общий интерес и ценности и осуществляющих посредством использования соответствующих аппаратных и программных средств на регулярной основе социальные взаимодействия, а также имеющих доступ к контенту и иным общим ресурсам. В дальнейшем мы будем вести речь о локальных интернет-сообществах крупных российских городов. Конечно, Интернет не имеет географических ограничений, сетью можно пользоваться практически в любом месте земного шара и в пределах земной орбиты. Однако формирование и функционирование локальных интернет-сообществ в нашем случае обладает двумя характерными признаками: 1) абсолютное большинство участников сообщества проживает в городской черте одного и того же крупного российского города; 2) предметом, целью коммуникаций участников сообщества становятся объекты или процессы так или иначе локализованные в пределах этого города.

Не фокусируя внимания на отдельных аспектах функционирования локальных интернет-сообществ, автору представляется важным указать на соответствия социальной структуры локальных интернет-сообществ концепции сетевой структуры и базовым характеристикам «ризомы», понятию предложенному современными постмодернистами.

В современных условиях локальные интернет-сообщества, не отделяются от традиционных культур, они их абсорбируют. При этом наблюдается широкая социальная и культурная дифференциация, ведущая к формированию специфических локальных интернет-сообществ. Члены данных сообществ могут быть разъединены в физическом пространстве, однако в пространстве виртуальном они могут быть также традиционны, как общины небольших городов.

Культура локальных интернет-сообществ оказалась в значительной мере захваченной электронным гипертекстом, который комбинирует, артикулирует и выражает смыслы в виде аудиовизуальной мозаики, способной к расширению или сжатию,

обобщению или спецификации в зависимости от аудитории. Электронная среда более не сводится к посланию сообщений. Сообщение есть раскодировка среды, поскольку медиасистема настолько гибка, что адаптирована для послания любого сообщения любой аудитории.

Пространство и время в этой связи также трансформировались. Преодоление расстояния с помощью телекоммуникаций позволяет организациям (они тоже участвуют в деятельности локальных интернет-сообществ) и индивидам проводить время совместно без пространственного сближения, что делает возможным их включение в гибкие межтерриториальные структуры, эволюционирующие в функциональные сети взаимодействия. Пространство потоков, в которых представлено большинство стратегически важных видов деятельности, постепенно устанавливает господство над пространством мест, в котором по сей день люди обустраивают жизнь, накапливают опыт, приобретают чувство идентичности и вырабатывают политическую ориентацию. Подводя итог, можно сказать, что сетевое сообщество - это не столько модель успеха в нынешней городской современности, скорее, это крайне общая характеристика реальности возникающих социальных структур.

Существующие в реальности сетевые формы организации локальных интернет-сообществ обеспечивают существенную гибкость фирм и индивидов. Постоянная адаптация к вихреподобной смене конъюнктуры в области капитала, спроса и технологий - вот суть этой игры. Единственным правилом является полное отсутствие правил. Если они еще и существуют, то обходятся посредством использования множества сетей.

В этой связи существенную помощь в объяснении сути происходящих явлений нам дают теория сетевой структуры М. Кастельса и концепция «ризомы», предложенная Ж. Делёзом и Ф. Гваттари.

В основе первой из них лежит утверждение о сетевой логике базовой структуры общества. М. Кастельс подчеркивает глобализацию современных технологий, экономики и культуры, растущую взаимозависимость всех обществ и всех их элементов друг от друга, но четко не определяет ни одно из используемых им фундаментальных понятий. Лишь отмечает, что «впервые в истории структурной единицей хозяйственной организации становится не отдельный субъект, индивидуальный или коллективный, а сеть, представленная многими личностями и организациями»2. В продолжение темы Кастельс дает такое «размытое» определение сетевой структуры: «Сетевая структура представляет собой комплекс взаимосвязанных узлов <...>. Конкретное содержание каждого узла зависит от характера той конкретной сетевой структуры, о которой идет речь»3. Выводя сетевые принципы организации на первый план, Кастельс утверждает, что в современном мире «власть структуры оказывается сильнее структуры власти»3. Происходит эрозия всех традиционных систем социальной иерархии, на которых был основан прежний социальный порядок. «По своей конфигурации находящееся в стадии становления общество сетевых структур - это, несомненно, либо многослойное общество, либо еще более сложное целое, основанное на причудливом взаимопроникновении этих структур и их самых немыслимых конфигурациях»4. Одной из ключевых черт «информационального» общества по Кастельсу является сетевая логика его базовой структуры. К тому же информа-циональное общество развивается на фоне ускоряющихся и противоречивых процессов глобализации, процессов, затрагивающих все точки земного шара, вовлекающих в общий социальный, символический и экономический обмен.

Ядро трансформаций, которые переживают городские сообщества, связано с технологиями обработки информации и коммуникацией. М. Кастельс предлагает со-

циологическое описание и понимание основных моментов истории становления подобного рода технологий. Опираясь на работы ряда теоретиков, социолог очерчивает границы информационно-технологической парадигмы и выделяет в числе прочих то, что информационная технология инициирует сетевую логику изменений социальной системы. Зарождается новая культура, «культура реальной виртуальности». Реальная виртуальность - это система, в которой сама реальность (т. е. материальное / символическое существование людей) полностью схвачена и погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, где внешние отображения не просто находятся на экране, но сами становятся опытом. Для того чтобы лучше понять возможности и опасности, таящиеся в новой культуре, можно вспомнить содержание голливудского фильма «Wag the dog» («Хвост виляет собакой»), в котором наглядно продемонстрированы возможности создания с помощью электронных средств виртуальных образов войны, солдата-героя и манипуляции национальной идеей.

Признаками соответствия локальных интернет-сообществ новой архитектуре сетевого информационного общества являются, прежде всего, их сетевая, децентрализованная форма организации и самоорганизующиеся системы циркулирования информации внутри. Примером указанного положения выступает функционирование большинства локальных интернет-сообществ крупных российских городов5. К конфигурации этих сообществ уже оказывается не окончательно применимым принцип «вертикальной» статусной иерархии, который замещается «горизонтальной» иерархией и принципом коммуникации «всех со всеми».

В качестве второй концепции, дающей новый взгляд и возможности описания проблемы социальной структуры локальных интернет-сообществ, можно назвать введение в общественно-научный оборот термина «ризома». Это понятие достаточно адекватно может быть применено для описания социальных изменений, происходящих под воздействием новых информационных и компьютерных технологий, а также в качестве ключевой категории для социально-философского анализа явлений, порожденных глобальной сетью Интернет.

Понятие «ризома» было перенято французскими постмодернистами Ж. Делёзом и Ф. Гваттари из ботаники, где обозначало растение, состоящее практически из сложной разветвлённой корневой системы. Провозглашая в качестве фундаментального свойства мира децентрализованность и отсутствие иерархической системы ценностей, эти авторы сравнивают с ризомой человеческое бытие. Понятие «ризома» вводится ими с целью противопоставления замкнутым, жестким векторноориентированным, статичным линейным структурам абсолютно нелинейного стебля ризомы, который может развиваться куда угодно и принимать любые конфигурации. При этом Ж. Делёз и Ф. Гваттари выделяют несколько основных принципов, характеризующих ризоматическую систему: принцип связи и гетерогенности, принцип множественности, принцип неозначающего разрыва и принцип картографии и декалькомании.

Требование связи и гетерогенности в ризоморфных структурах было заложено в идею развития Интернета ещё в момент его создания - Интернет проектировался как децентрированная и антииерархическая среда. По словам Ж. Делёза и Ф. Гваттари «любое место ризомы может и должно быть присоединено к любому другому её месту»6. Так и в сети Интернет связь осуществляется напрямую между компьютерами и сетевыми сегментами, а не через какой-то центральный пункт, который бы контролировал информационные потоки.

Следующий принцип ризомы в интерпретации Ж. Делёза и Ф. Гваттари звучит так: «Принцип неозначающего разрыва: против всех слишком значимых разрезов,

которые разъединяют структуры или пересекают одну из них. Ризома может быть сломана, разбита в каком-либо месте, она возобновляется, следуя той или иной своей линии, а также следуя другим линиям»6. Этот принцип так же, как и принцип гетерогенности, был заложен разработчиками Интернета ещё в момент его формирования (тем самым он является актуальным и для локальных интернет-сообществ, функционирующих в рамках сети Интернет). Чтобы соответствовать тем военным целям, ради которых и создавался Интернет, он должен был продолжать работать даже несмотря на наличие возможных разрывов в сети в случае войны. Сейчас это свойство Интернета позволило локальным интернет-сообществам стать практически независимым от воли властей средством коммуникации.

С помощью принципов картографии и декалькомании Ж. Делёз и Ф. Гваттари заявляют, что ризома - это карта со множеством входов. При этом структура понимается философами как «калька», которая воспроизводит только саму себя, когда собирается воссоздать нечто иное. «Вся логика дерева - это логика кальки и репродукции»6. В противовес этому ризома сопоставляется с «картой». Карта открыта, она способна на связь во всех своих измерениях, демонтирована, обратима, она подвержена постоянным модификациям. Она может быть разорвана, перевернута, адаптирована к любым способам сборки, над ней могут работать индивид, группа или социальная формация. Не правда ли то, что мы здесь описываем, имеет много общего с функционированием локальных интернет-сообществ в социальной системе крупных российских городов? «Быть ризоморфным - значит продуцировать стебли [черенки, отростки] и волоски, которые кажутся корнями, или, еще лучше, связываются с ними, проникая в ствол, заставляя их служить новым странным образом»6. Так и локальное интернет-сообщество с его разветвленной, постоянно меняющейся, динамично развивающейся сетью маршрутов ежесекундно продуцирует новые «отростки», «темы», «форумы». Эти непрерывно происходящие процессы и изменения не позволяют сообществу стать хотя бы на время тождественному самому себе, что делает невозможным его калькирование.

Теория сетевой структуры М. Кастельса и ризоморфной структуры Ж. Делёза и Ф. Гваттари созвучны в отношении локальных интернет-сообществ. Так, основные принципы ризоморфной конструкции можно встретить и в словах М. Кастельса: «Сети представляют собой открытые структуры, которые могут неограниченно расширяться путем включения новых узлов, если те способны к коммуникации в рамках данной сети, то есть используют аналогичные коммуникационные коды (например, ценности или производственные задачи). Социальная структура, имеющая сетевую основу, характеризуется высокой динамичностью и открыта для инноваций, не рискуя при этом потерять свою сбалансированность»7. В качестве организующего средства сети обладают неоспоримыми преимуществами благодаря свойственным им гибкости и адаптируемости - качествам, необходимым для выживания и преуспевания в условиях быстро меняющегося окружения.

Как видно, две альтернативные парадигмы «постиндустриальная» и «постмодернистская» независимо друг от друга выдвинули в качестве ключевого понятия одно и тоже слово «сеть». Этот факт указывает на приобретение понятием «сеть» категориального статуса при описании современного общества. Все это можно с полным правом относится и к сетевой (или в терминах постмодернизма ризоморфной) логике локальных интернет-сообществ.

Очевидно и то, что социальная структура локальных интернет-сообществ не поддается исследованию в рамках какой-то одной методологической парадигмы. На наш взгляд, необходимо ориентироваться на указанные исследовательские направ-

ления не в качестве набора альтернатив, а как на палитру средств для теоретического воссоздания, анализа и обобщения элементов социальной структуры современного локального интернет-сообщества крупного российского города. Синтез этих двух подходов дает возможность получить более объёмное, многомерное представление о его социальной структуре.

Примечания

1 Кастельс, М. Могущество самобытности / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе : антология / под ред. В. Л. Иноземцева. - М. : Academia, 1999. -С.296-297.

2 Castells, M. The rise of the network society / M. Castells. - Malden, Mass. ; Oxford : Blackwell, 1996. - P. 198.

3 Кастельс, М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна... С. 494.

4 Зубков, К. И. О миропорядке информационной эпохи : взаимодействие сетевых и

пространственных структур [Электронный ресурс] / К. И. Зубков // Информационная эпоха : мир, Россия, Урал : интернет-конференция на портале auditorium.ru / Ин-т «Открытое общество» (Фонд Сороса), 2000-2002. - Режим доступа :

http://www.auditorium.ru/v/index.php?a=vconf&c=petForrn&r=thesisDesc& Counter The-sis=l&idthesis=2949&PHPSnSSID=415ae4la7ac4roe8bl9fe23b89flO3fa.

5 http://www.e1.ru/talk/forum/ index.php?f=49, http://www.ekamama.ru,

http://forum.omsk.com/viewforum.php? f=94 &gue=9bb15d530d5ea2ca749ba599acc098, http://forum.chelport.ru/forumdisplay. php? f=14.

6 Делёз, Ж. Ризома [Электронный ресурс] / Ж. Делёз, Ф. Гваттари // Томский философский клуб. - Режим доступа : http://www.filosoft.tsu.ru/rizoma.htm.

7 См.: Кастельс, М. Становление общества сетевых структур.

А. Ю. Кашкарев

ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФАКТОР МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В статье рассматривается особый статус олимпийских игр, которые выводят его из узких ведомственных рамок и вводят в более общий социальный контекст. В свете олимпийских игр спорт предстает как важнейшее социокультурное явление, которое проявляется каждый раз по-разному, подчас открыто и прямолинейно, иногда - противоречиво и даже парадоксально.

Ключевые слова: олимпизм, спорт предстает как важнейшее социокультурное явление, гуманность, культурная ценность большого спорта, международное олимпийское движение, олимпийские игры, международный олимпийский комитет.

В XX в. олимпийское движение превратилось в важный фактор общественной жизни и культуры, охватило все страны и континенты, вовлекло в свою орбиту сотни миллионов людей. С самого начала своего возникновения это явление рассматривалось, прежде всего, как адекватное восстановление главных принципов и ритуалов античного олимпизма, древнегреческих олимпийских игр. Определяющие принци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.