Научная статья на тему 'Сетевая модель ДПО на базе ведущих вузов'

Сетевая модель ДПО на базе ведущих вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБОРОННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / DEFENSE INDUSTRY PERSONNEL / DISTRIBUTED NETWORK MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сигов Александр Сергеевич, Гавриленко Татьяна Юрьевна, Куренков Валерий Вячеславович, Панков Владимир Львович

В статье освещаются вопросы реализации сетевой модели подготовки и переподготовки специалистов для ОПК, включающей распределенную сеть научно-методических центров на базе ведущих вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network model of additional professional education

The network model of additional professional education for defense industry personnel is described. The model includes the distributed network of research and educational centers created on the basis of leading universities and institutions.

Текст научной работы на тему «Сетевая модель ДПО на базе ведущих вузов»

A.С. СИГОВ, член-корр. РАН, ректор

Т.Ю. ГАВРИЛЕНКО, доцент

B.В. КУРЕНКОВ, доцент В.Л. ПАНКОВ, доцент Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (ТУ)

Сетевая модель ДПО на базе ведущих вузов

В статье освещаются вопросы реализации сетевой модели подготовки и переподготовки специалистов для ОПК, включающей распределенную сеть научно-методических центров на базе ведущих вузов.

Ключевые слова: непрерывная профессиональная подготовка, оборонный комплекс, сетевая модель дополнительного образования.

В итоговой декларации конферен ции «Кадры высшей школы инноваци

онной России: вызовы и решения» 1 сформулированы рекомендации Рособразованию по совершенствованию структуры и объемов подготовки кадров высшей квалификации, в частности для высокотехнологичных отраслей, путем установления более тесного взаимодействия высших учебных заведений с организациями обороннопромышленного комплекса. В данной работе мы рассматриваем вопросы создания и функционирования сетевой модели подготовки и переподготовки специалистов для ОПК на базе ведущих вузов.

В 2006 г. Правительство РФ определило мероприятия по повышению эффективности использования научно-образовательного потенциала высшей школы в интересах оборонно-промышленного комплекса страны. Постановлением Правительства от 30.12.2006 г. № 854 вузам было установлено задание на 2006-2010 гг. подготовить 57 тыс. специалистов для организаций оборонных отраслей промышленности.

Необходимо подчеркнуть, что практические меры по обеспечению ОПК

1 См.: www.mirea.ru; Высшее образование в России. 2010. № 1. С.157-160.

молодыми специалистами предусматривают не только подготовку, но и, прежде всего, закрепление молодых кадров на предприятиях. Решение данной задачи возможно только при тесном взаимодействии предприятий с учебными заведениями, т.е. путем выработки и претворения в жизнь кадровой политики, согласованной между каждым конкретным предприятием и вузом. Анализ прошлого и накопленного в последние годы опыта сотрудничества отечественной высшей школы и промышленности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров приводит к выводу, что основой эффективной системы целевой подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса может быть только разносторонняя интеграция образования, науки и производства.

В качестве одного из перспективных направлений совершенствования профессионального образования в интересах оборонного комплекса сегодня рассматривается концепция непрерывной интегрированной целевой подготовки (непрерывного профессионального образования). Принцип непрерывности профессионального обучения обеспечивается этапностью и преемственностью отдельных ступеней образования (от низших, началь-

ных, к высшим) на основе последовательного усвоения знаний, умений и навыков каждым рабочим и специалистом. Для этого процесс обучения строится по восходящей линии таким образом, чтобы каждая последующая ступень являлась логическим продолжением предыдущих и представляла собой законченный цикл обучения. Если рассматривать профессиональное образование как систему, то в ней необходимо выделять два этапа. Первый - собственно профессиональная подготовка. Второй - последующие программы, реализуемые для углубления, расширения и дополнения ранее приобретенной квалификации.

При этом вне зависимости от поставленных целей полученная ранее квалификация должна быть сохранена, актуализирована в соответствии с изменившейся обстановкой и использована для профессионального роста работника. Исходя из периодов смены видов продукции (один раз в 5-8 лет), каждый работник раз в 4-7 лет должен обновлять свои знания. Поэтому значимость повышения профессиональной квалификации сегодня постоянно возрастает. Отрезки времени с преобладанием учебы сменяются отрезками времени с преобладанием практического применения, и наоборот. Работа и учеба становятся все более неотделимы друг от друга.

Эффективная реализация новой модели дополнительного образования в областях высоких технологий зависит от наполнения обучения актуальным содержанием, применения в учебном процессе современных образовательных технологий, использования разнообразных форм обучения. Современная система ДПО должна не только вооружать обучающегося знаниями, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний, особенно в сфере высоких технологий, фор-

мировать умения и навыки самообразования, т.е. самостоятельного и творческого подхода к знаниям в течение всей активной жизни человека. Ужесточающиеся требования рынка трудовых ресурсов диктуют развитие новых форм и методов обучения, позволяющих человеку быстро и эффективно переквалифицироваться, приобретая необходимые профессиональные компетенции и личностные качества, востребованные на быстроизменяющем-ся рынке труда. В силу этого в промышленно развитых странах мира образование отнесено к приоритетным областям в инновационной политике государств. Система профессиональной подготовки должна постоянно демонстрировать свою способность к инновациям и гибкому реагированию на запросы рынка.

Одной из современных форм дополнительного профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров для ОПК становится распределённая сеть научно-методических центров на базе ведущих вузов страны. Данная модель была предложена как пилотный проект в 2005 г. и апробирована на кластере вузов, подведомственных Рособразованию. Речь идет о целевом финансировании за счёт дополнительных средств федерального бюджета опережающего повышения квалификации преподавателей по приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ с использованием механизма командирования ППС вузов в базовые вузы. Предполагается, что последние имеют столь высокий потенциал и авторитет, что в состоянии создать мотивацию у ведущих преподавателей остальных вузов для прохождения повышения квалификации по краткосрочным программам с отрывом от производства. По результатам эксперимента рабочей группой координатора проекта была разработа-

на модель эффективной системы повышения квалификации ППС с прямым финансированием вузов для повышения качества обучения путём использования потенциала передовых вузов. При этом она обеспечивает оптимальный контроль за расходованием бюджетных средств.

Сетевая модель организации повышения квалификации рассчитана в первую очередь на модернизацию действующей структуры дополнительного образования, на превращение её в эффективную систему, включая формирование следующих системообразующих факторов: выделение подразделений в вузах, реализующих программы повышения квалификации преподавателей; разработка механизма обеспечения комплементарности направлений повышения квалификации; ориентация повышения квалификации на решение отраслевых проблем; введение новых форм отчетности, обеспечивающих раскрытие потенциала образовательного учреждения в области дополнительного образования и т.п.

Критериями отбора вузов, организующих повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, являются их известные достижения в области дополнительного образования и активность в реализации Национального проекта в области образования.

К достоинствам системы опережающего повышения квалификации преподавателей по приоритетным направлениям можно отнести следующие:

• наличие региональной структуры и обеспечение избирательной мобильности преподавательских кадров путём выделения ведущих вузов, организующих повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;

• ориентация на решение опера-

тивных потребностей образовательной отрасли;

• существенный рост эффективности процесса за счёт обеспечения непрерывного организационного и методического сопровождения деятельности вузов по повышению квалификации, мониторинга самого хода повышения квалификации и подготовки содержательной итоговой отчетности.

Предложенная схема повышения квалификации убедительно доказала возможность решения многих сложных проблем. В частности, достигнуты следующие результаты:

■ реализован и опробован практический механизм сосредоточения дополнительных ресурсов на направлениях, важных для развития российского образования;

■ заметно возросла ответственность вузов за конечный результат работы по повышению квалификации;

■ повысилась мобильность ППС региональных вузов и активизировались межвузовские обмены;

■ ускорилось распространение передового опыта ведущих вузов России;

■ впервые за последние годы был реализован на практике принцип «академической мобильности», обеспечивающий преподавателям возможность широкого выбора программ, форм и методов обучения;

■ появилась возможность быстрого распространения новых программ курсов и учебно-методических материалов, разработанных в лучших (базовых) вузах, на всю систему ДПО.

Помимо указанных неоспоримых преимуществ сетевого подхода к организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации, следует отметить и такие его важные достоинства, как формирование единой системы мониторинга и использование информационных технологий, обеспечи-

вающих статистическое наблюдение за процессом повышения квалификации.

Оперативное взаимодействие с организациями, организующими обучение, и исполнителями осуществляется центром мониторинга, созданным на базе одного из вузов. На сегодняшний день таковым является МИРЭА. Основной целью деятельности центра является мониторинг работы вузов и участие в контроле за реализацией государственной политики в области дополнительного образования, а также обеспечение единства требований к организации и проведению повышения квалификации.

Проводимые в настоящее время научные (экономические, социологические и т.п.) исследования призваны определить эффективность использования накопленного нашим университетом опыта в сфере функционирования распределённой сети научно-методических центров на базе ведущих вузов с целью организации аналогичной модели подготовки и переподготовки специалистов для ОПК.

Стратегические интересы нашей страны состоят в решении двух взаимосвязанных задач. Первая - создание современной экономики инновационного типа, вторая - обеспечение национального суверенитета и национальной безопасности. При этом среди других стран мирового сообщества Россию выделяют три главных ресурсных фактора: природные ресурсы, оборонно-промышленный комплекс, образование и наука. Во всем мире известен сильный мультипликативный эффект развития оборонно-промыш-

ленного комплекса, который зачастую становится «локомотивом» в развитии сектора высоких технологий. Динамика развития ОПК существенно зависит от его кадрового обеспечения, что не раз отмечалась в выступлениях Президента РФ, в которых предлагались меры, обеспечивающие сохранение, подготовку и закрепление квалифицированных кадров. Одной из таких мер и должна стать передовая система непрерывного дополнительного образования для специалистов ОПК, т.е. функционирование распределённой сети научно-методических центров на базе ведущих вузов. Предпосылками ее создания будет детальное изучение возможностей такой системы, определение и описание её составляющих и подсистем, принципов организации сетевой модели научно-методических центров, принципов формирования учебных программ, требований к построению и использованию информационной системы. Все это должно обеспечивать устойчивое функционирование распределённой сети научнометодических центров на базе ведущих вузов в целях развития ОПК.

Не менее важной и насущной проблемой является определение конкретных потребностей ОПК в непрерывном дополнительном образовании для своих специалистов. Разработка методики мониторинга потребностей в дополнительном образовании специалистов ОПК представляется в этом плане серьезной научной и практической задачей. Ее решение является важной составляющей проводимого в МИРЭА исследования.

SIGOVA, GAVRILENKO T., KURENKOVV., PANKOVV. NETWORK MODEL OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The network model of additional professional education for defense industry personnel is described. The model includes the distributed network of research and educational centers created on the basis of leading universities and institutions.

Keywords: additional professional education, defense industry personnel, distributed network model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.