УДК 338
НВ. Михайлова СЕТЕВАЯ МЕЖФИРМЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ
НА ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКАХ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА)
Аннотация. На основе анализа различных теорий рассмотрены основы сетевого взаимодействия на локальных и глобальных рынках. В статье рассмотрены отличительные признаки сетевой межфирменной кооперации на локальных и глобальных рынках. С учетом анализа тождества и различий данных особенностей автором предложена классификация признаков сетевой межфирменной кооперации на локальных и глобальных рынках.
Ключевые слова: глобальный рынок, локальный рынок, воспроизводство, сетевая межфирменная кооперация, признаки сетевой межфирменной кооперации.
NaMm MikhaUova INTER-FIRM COOPERATION ON THE LOCAL
MARKETS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION (INCLUDING IMPACT ON REGIONAL REPRODUCTION)
Annotation. Basing upon the analysis of different theories the author describes fundamentals of inter-firm cooperation on the local and global consumer market. The article discusses features of inter-firm cooperation of the local and global markets. Taking into account the analysis of identity and differences of characteristic the authors proposed their classification offeatures of inter-firm cooperation on the local and global markets.
Keywords: global market, local market, re-production, inter-firm cooperation, features of interfirm cooperation.
В настоящее время огромное значение приобрели рыночные экономические отношения, что обусловлено возрастающим влиянием локальных рынков в социально-экономическом воспроизводстве, отличающимся остротой проблем реализации продукции и услуг. Таким образом, возникает необходимость в изучении теоретических проблем организации рынков на локальном уровне, что требует глубокого анализа различных явлений и процессов, проходящих в экономике регионов и закономерностей рынков. В центре внимания исследований современных отечественных исследователей - совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, которые обеспечивают эффективное развитие региональной экономики.
В целом, анализируя ряд теорий различных авторов, можно сделать некоторые выводы. Безусловно, существуют общие признаки сетевого взаимодействия бизнес-структур в разрезе как локальных, так и глобальных рынков. Но в то же время некоторые исследователи смогли увидеть различия между глобальным и локальным сетевым межфирменным взаимодействием. Тем не менее, данный вклад требует некоторого анализа и систематизации. В частности, в определении тенденций и приоритетов развития сетевых межфирменных коопераций, применительно к уровням различного масштаба, требуется определенная методика, определяющая специфику развития межфирменных сетевых коопераций как на глобальном, так и на локальном рынках. Для этого важно систематизировать особенности взаимодействия между фирмами, выделяя характерные черты сетей для конкретного уровня. Другими словами, необходимы не отдельные отличительные категории, а система признаков этих важнейших составляющих региональной экономики.
Очевидно, что между данными уровнями в значительной степени будут различаться такие показатели, как объем закупок, доля прибыли, количество регионов, в которых сеть занимается распространением продукции и др. В частности, Н.Н. Семенова [1] отмечает различие между рассматривае-
© Михайлова Н.В., 2014
мыми уровнями по такому признаку как зона функционирования. Е.Б. Дворядкина [2] в своем исследовании делает акцент на том, что товары и услуги на локальном рынке предназначены для личного потребления. В то же время, неоспоримым моментом является то, что товары и услуги глобального рынка предназначены еще и для экспорта на международные рынки.
Территориальный признак сетевого взаимодействия фирм раскрыт современными учеными в следующих аспектах: границы взаимодействия глобального рынка (в данном случае мы имеем в виду совокупный национальный рынок) ограничены рамками государственных границ [3]; для локального рынка характерны определенные границы, но эти границы подвижны [2; 3]. В частности, Л.Я. Баранова, А.И. Левин отмечают, что «локальные рынки в отличие от совокупного национального не имеют строго очерченных границ, тесно связаны между собой. Эта связь проявляется, например, в том, что продукция, производимая в одном территориальном подразделении (области, крае, республике), может быть реализована и за его пределами (т.е. в других областях, краях, республиках), так же как население одного региона или местности может приобретать товары в других республиках, областях, городах, местностях» [3, с. 224-225].
В.В. Нагаев [4] обращает внимание на такие показатели, как ресурсы и обеспечение кредитов. Он указывает на то, что в условиях нестабильности экономики происходит вытеснение небольших кредитных организаций крупными банками, в первую очередь - банками с государственным участием. Помимо всего прочего, возрастающая конкуренция при снижении ликвидности и капитализации банковского сектора значительно уменьшает эффективность деятельности локальных банков, заставляет их работать с минимальной рентабельностью. Ресурсы и обеспечение кредитов в локальной экономической системе определяются возможностями локальной банковской системы, которая, преимущественно, состоит из местных банков и филиалов крупных банков. Наличие финансовых институтов различного размера на локальном рынке предполагает использование различных стандартов обслуживания, а также различные возможности по продвижению банковских продуктов. В.В. Нагаев отмечает, что у мелких банков осуществляется более мягкая кредитная политика, в основе которой лежит репутация клиента, наличие поручителей и положительной кредитной истории.
Одной из причин изучения процессов формирования и развития сетевых взаимодействий является показатель результативности межфирменной кооперации. Очевидно, что межфирменные сети на глобальном уровне укрепляют горизонтальные связи между различными отраслями страны. В.Н. Ходыревская, В.С. Кривошлыков [5] определяют совокупность естественных, экономических, социально-бытовых, национально-культурных и других относительно устойчивых связей необходимыми для жизнеобеспечения населения, экономики регионов, страны в целом. В то же время некоторые отмечают, что рынки любого масштаба и уровня оказывают значительное влияние на процесс социально-экономического развития страны. Но данный показатель интересен нам в первую очередь, тем, что определяет не окончательное действие, а промежуточные процессы, от которых зависит последующее развитие определенного региона. Исходя из этого, многие ученые [2; 5] акцентируют внимание на том, что сетевая межфирменная кооперация на локальных рынках участвует в обеспечении эффективного развития и функционирования воспроизводственного процесса в регионе. Для любой территории, будь то муниципальное образование, регион или даже страна в целом, воспроизводство является основой стабильного социально-экономического положения. Очевидно, что сетевая межфирменная кооперация, как на локальном, так и на глобальном рынке, оказывает непосредственное влияние на этот процесс. Различие здесь можно проследить лишь по степени охвата территории.
Очевидно, что объектом рынка любого уровня является выносимый на него продукт, предназначенный для потребления в виде товаров и платных услуг. Однако, в зависимости от масштаба рынка, исследователи выделяют некоторые различия в определении субъектов на рынках рассматриваемых уровней. В частности, Е.Б. Дворядкина в качестве таковых рассматривает следующие [2]:
субъекты локального потребительского рынка - носители спроса - это потребители или постоянное и приезжее население данной территории; субъекты локального потребительского рынка со стороны предложения - это товаропроизводители и производители услуг (предприятия, организации, учреждения и частные лица). Субъектами инфраструктуры локального потребительского рынка в первую очередь выступают предприятия и индивидуальные предприниматели сферы розничной, в меньшей степени - предприятия оптовой торговли. Если рассматривать глобальный рынок, то, по мнению М.И. Беляева [6], к субъектам следует отнести государства, транснациональные корпорации, международные экономические организации и интеграционные объединения национальных экономик.
Значительный вклад в определение отличительных признаков сетевой межфирменной кооперации на разных уровнях внесла Ю.Ю. Фомина [7]. В рассматриваемом контексте особое внимание заслуживают такие особенности сетевого взаимодействия как товар, его продвижение, трансфертная цена и выбор основных рынков.
Вместе с тем часть факторов может быть присуща только локальным рынкам для более полной их характеристики и точной идентификации. По мнению Э.Н. Кузьбожева, И.А. Козьевой, М.Г. Световцевой, к таким факторам можно отнести хозяйственную специализацию региона, геополитическое положение региона, емкость регионального рынка, традиции производства и потребления, наличие межрегиональных связей, социально-экономические предпосылки, экономические риски (товарная диверсификация рынка) [8].
С учетом анализа научных трудов различных исследователей в области формирования сетей, а также подходов к оценке их развития, считаем необходимым предложить классификацию признаков сетевой межфирменной кооперации на локальном и глобальном рынках. На наш взгляд, это позволит обеспечить комплексность исследования локального рынка, которую, в частности, необходимо дополнить анализом признаков идентификации сетевых связей. Только в этом случае может быть получена наиболее полная информация о возможных направлениях формирования и развития локального рынка.
Основные характеристики и отличия процесса функционирования и развития сетевой межфирменной кооперации на локальных рынках и в условиях глобализации экономики представлены в таблице.
Таблица
Отличительные признаки сетевой межфирменной кооперации на глобальном и локальном рынках (авторский подход)
№ Показатели сетевого контекста Глобальный рынок Локальный рынок
1 Масштабность (степень охвата рыночного пространства) Измеряется масштабами региона и даже страны Измеряется масштабами отдельного муниципального образования
2 Ресурсы и обеспечение кредитов Преимущественно крупные банки с государственным участием Местные банки и филиалы крупных банков
3 Границы взаимодействия Ограниченность рамками государственных границ Не имеют строго очерченных границ, тесно связаны между собой
4 Результативность Оказывают влияние на процесс социально-экономического развития страны в целом Оказывают влияние на процесс развития региональной экономики
№ Показатели сетевого контекста Глобальный рынок Локальный рынок
5 Укрепление связей Укрепление связей между различными отраслями Укрепление связей между муниципальными образованиями
6 Товарообмен В рамках страны В рамках конкретного региона, муниципального образования
7 Воспроизводственный процесс Обеспечение эффективного развития и функционирования воспроизводственного процесса на уровне страны Обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса
8 Конечный потребитель Товары и услуги предназначены для личного потребления, а также для экспорта на международные рынки Товары и услуги предназначены для личного потребления
9 Субъекты Государства, транснациональные корпорации, международные экономические организации и интеграционные объединения национальных экономик Потребители или постоянное и приезжее население данной территории; товаропроизводители и производители услуг(предприятия, организации, учреждения и частные лица); предприятия и индивидуальные предприниматели сферы розничной, в меньшей степени - предприятия оптовой торговли
10 Выбор основных рынков Выбор на основе портфеля решений бизнес-единицы и глобальной конкурентоспособности компании Выбор рынков с учетом местной конкурентной среды
11 Нужды и потребности Сосредоточение усилий на определении универсальных нужд и потребностей, которые могут быть удовлетворены с помощью стандартизированных товаров Основная задача - определение и удовлетворение местных нужд и потребностей
12 Товар Централизованное управление разработкой товара и принятие решений о продуктовой линии исходя из опыта и экономии масштаба Децентрализованное управление разработкой товара и принятие решений о продуктовой линии. Экономия масштаба более важна, чем накопленный опыт
13 Бренд Разработка глобальных брендов и торговых марок Использование локальных брендов и торговых марок
14 Позиционирование товара Глобальное позиционирование товара Позиционирование товара на локальном рынке
15 Трансфертная цена товара Централизованная координация трансфертного ценообразования Региональная координация трансфертного ценообразования
16 Продвижение товара Основная задача - обеспечение узнаваемости глобальных брендов Обеспечение узнаваемости местного бренда
В данном исследовании нами были систематизированы признаки, определяющие особенности
развития межфирменных сетевых коопераций не только на глобальных, но и на локальных рынках. В частности, важным результатом проделанной работы было углубление понимания природы и перспектив сетевых структур. Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что вопросы сетевых межфирменных структур в настоящее время являются весьма актуальными для российской экономики, и понимание этого должно пробудить в отечественных ученых активный интерес к ним.
Представленный выше анализ отнюдь не проясняет ситуацию с тем, каковы по своей сути причины и следствия объединения отдельных предпринимательских структур на рынках различных уровней в сети. Вместе с тем, по мнению автора, сетевая межфирменная кооперация является весьма перспективной, ее изучение на локальном уровне поможет определить новые подходы и направления при разработке стратегии социально-экономического развития региона и страны в целом.
Библиографический список
1. Семенова Н.Н. Глобализация и открытые инновации // Наука, инновации, образование. - 2008. - № 6.
2. Дворядкина Е.Б. Локальный потребительский рынок товаров и услуг: теоретические аспекты исследования // Известия УрГЭУ. - 2011. - № 6 (38). - С. 98-104.
3. Баранова Л.Я. Потребности, доходы, потребление: экон. слов.-справ / Л.Я. Баранова, А.И. Левин. - М., 1988.
4. Нагаев В.В. Особенности предпринимательской деятельности в локальных экономических системах / В.В. Нагаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
5. Ходыревская В.Н., Кривошлыков В.С. О роли и месте локальных рынков в экономике региона // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2009. - № 5. - С. 29-33.
6. Беляев М.И. Мировая экономика / М.И. Беляев. - М., 2007.
7. Фомина Ю.Ю. Особенности глобальной стратегии сегментации и позиционирования товаров. Экономические науки // Вестник ВолГУ. - 2005. - Серия 9. - Вып. 4. - Ч. 2.
8. Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил) / Э.Н. Кузьбожев [и др.]. - М.: Высшее образование, 2007. - 540 с.