Научная статья на тему 'Сетевая литература'

Сетевая литература Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1467
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЛИТЕРАТУРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевая литература»

НАШ СЛОВАРЬ

Ю. Л. Проект

СЕТЕВАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕТЕВАЯ ЛИТЕРАТУРА (СЕТЕРАТУРА) — один из видов сетевого искусства, основанный на использовании письменности и имеющий в качестве конечного продукта художественное произведение, размещенное в сети Интернет. Такие произведения доступны одновременно многим пользователям (читателям), которые в некоторых случаях могут участвовать в редактировании текста, в развитии сюжета, включать новые персонажи и т. д. Следует различать сетевую литературу и перенесенные в сеть печатные издания. Произведения сетевой литературы чаще всего созданы и функционируют в сети таким образом, что при переносе на бумажные носители существенно теряют ценность и привлекательность для читателей.

Выделяют основные свойства сетевой литературы: включенность произведения в общий дискурс сетевого взаимодействия в конкретном виртуальном сообществе в конкретный исторический момент времени; гипертекстовость, порождающая интерактивность художественного текста; возможность коллективного сотворчества (авторства); автоматическая обработка текста и возможность динамично изменять его содержание. Существенным признаком сетевой литературы становится открытость процесса создания и функционирования художественного текста для читателя, в распоряжении которого имеется широкий спектр коммуникативных средств, например, описание автором замысла произведения и цели художественной коммуникации, отзывы и обсуждения художественного текста читателями, возможность внесения предложений по содержанию текста и корректировки его. Характерный для традиционной литературы скрытый, неявный смысл того или иного художественного произведения становится прозрачным и доступным как в процессе синхронного восприятия самого текста, так и по отношению к его окружению, времени и месту его размещения.

Художественные проекты, предполагающие размещение произведений сетевой литературы, обычно характеризуются высокой демократичностью и отсутствием требований к качеству художественного текста, в соответствии с которыми происходит отбор произведений традиционной литературы для публикации. Любой пользователь сети может зарегистрироваться на сайте как автор и публиковать свои тексты. Обычно такие проекты не содержат ограничений по жанру и объему произведения, по количеству стилистических и грамматических ошибок и т. д. Интерактивность произведения сетевой литературы в рамках подобных проектов достигается широкой практикой рецензий и откликов читателей, регулярным проведением рейтингов и созданием топ-листов (по посещаемости, по количеству рецензий, по дате размещения, по экспертной оценке качества художественного произведения и т. д.). Проведение литературных конкурсов стимулирует активизацию дискуссий и обсуждений критериев оценки участвующих в них художественных текстов. Реализация рекреационной и игровой функций сетевого литературного сообщества осуществляется в ходе частных литературных проектов, организуемых определенной группой авторов или инициируемых одним автором. Такие проекты осуществляются в форме литературных игр (буриме, «сад расходящихся хокку» и др.), экспериментов по написанию произведений совместного авторства, создания автором виртуальных субличностей с самостоятельными никнеймами и циклами произведений.

Наш словарь

Библиографический список

1. Гурулев И. В. Типология и художественные стратегии сетевого искусства: 1994— 2004: Автореф. дис. ... канд. иск. М., 2005.

2. Долгополое А. Художественная литература в Рунете. Формы хранения и способы функционирования. — http://articles.excelion.ru/science/literatura/other/03463333.html

3. Караковский А. История и практика сетевой литературы (2004). — http://www.net-slova.ru/karakovski/rulinet.html

4. Кузнецов С. Рождение Игры, смерть Автора и виртуальное письмо (1999). — http:// www.netslova.ru/teoriya/kuznet.html

5. Adrian, Robert Net. art on nettime (Posting vom 11. Mai 1997). — ljudmila.org/nettime/ zkp4/37.htm

Ю. Л. Проект

СЕТЕВОЕ ИСКУССТВО

СЕТЕВОЕ ИСКУССТВО (NET ART) — новый способ создания и функционирования произведений искусства, в основе которого лежит использование сетевых технологий. Подобные произведения характеризуются двумя специфическими характеристиками: интерактивное взаимодействие с аудиторией и невозможность их существования вне сети. Произведения сетевого искусства характеризуются высокой динамичностью и пластичностью. Процесс их функционирования может приводить к существенному изменению содержания самого произведения. Это вызвано быстрым ростом технологических и медиальных возможностей их создания и влиянием аудитории сетевого искусства, практически моментально откликающейся на его содержание.

Существование сетевого искусства порождает проблемы критериев искусства, когда традиционные эстетические критерии отходят на второй план. Сетевое сообщество стихийно определяет собственные ценностные критерии его содержания, среди которых ведущей ценностью становится потенциальная возможность произведения вызывать эмоциональный отклик у виртуальной группы и способствовать развитию виртуальной коммуникации, связанной с общим обсуждением актуальных жизненных проблем. Важным свойством сетевого искусства является возможность творческого проявления любого пользователя сети, который может выступить как соавтор и соучастник творческого процесса, который, в свою очередь, также открыт для наблюдений, обсуждений и совместных действий в сетевом сообществе. Сетевое искусство становится авангардом развития новой, открытой и демократичной сетевой культуры. В то же время указанные обстоятельства определяют большую зависимость форм, способов и содержания сетевого искусства от социально-психологических особенностей сетевого сообщества, выраженную конформизмом и стремлением завоевать аудиторию за счет шокирующих и сенсационных элементов форм и содержания выставляемых в сети арт-продуктов.

Немаловажным обстоятельством трансформации критериев сетевого искусства становится динамичное развитие компьютерных технологий, используемых в ходе создания интернет-произведений. Необходимость постоянного освоения более совершенных технологических форм и адаптация к быстро изменяющимся условиям среды Интернет все больше препятствует сосредоточению на художественных целях и средствах создания произведений искусства. В этом плане сетевое искусство рассматривают как частную форму электронного искусства, а в более широком контексте — технологического искус-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.