Научная статья на тему 'Сетевая философия и трансформация идентичности личности'

Сетевая философия и трансформация идентичности личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
232
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ФИЛОСОФИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / NETWORK PHILOSOPHY / POLITICAL SPACE / IDENTITY / INTERNET

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Акопов Сергей Владимирович

Задачей данной статьи является взгляд на «политическое» сквозь призму такого относительно нового и быстро развивающегося направления мысли, как сетевая философия. Автор анализирует то, какие свойства приобретают границы политической идентичности под воздействием такого фактора, как Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network Philosophy and Transformation of Identity of the Personality

The objective of this article is to look at the “political” in the light of such relatively new and rapidly developing field of thought as “the network philosophy”. The author examines what characteristics are obtained by the boundaries of new political identity under the influence of Internet space.

Текст научной работы на тему «Сетевая философия и трансформация идентичности личности»

< >

о о

С. В. Акопов S. V. Akopov

Сетевая философия и трансформация идентичности

личности

Network Philosophy and Transformation of Identity of the Personality

Акопов Сергей Владимирович Akopov Sergey Vladimirovich

Северо-Западный институт управления — North-West Institute of Management — branch

филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) of the Russian Presidential Academy of National

Кафедра политологии Economy and Public Administration (Saint-Petersburg)

Кандидат политических наук, доцент Chair of Political Science

sergakopov@gmail.com PhD on Political Science, Associate Professor

sergakopov@gmail .com

РЕФЕРАТ

Задачей данной статьи является взгляд на «политическое» сквозь призму такого относительно нового и быстро развивающегося направления мысли, как сетевая философия. Автор анализирует то, какие свойства приобретают границы политической идентичности под воздействием такого фактора, как Интернет.

ABSTRACT

The objective of this article is to look at the "political" in the light of such relatively new and rapidly developing field of thought as "the network philosophy". The author examines what characteristics are obtained by the boundaries of new political identity under the influence of Internet space.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

сетевая философия, политическое пространство, идентичность, Интернет

KEY WORDS

network philosophy, political space, identity, Internet

Задачей данной статьи является взгляд на «политическое» сквозь призму такого относительно нового и быстро развивающегося направления мысли, как сетевая философия, чтобы посмотреть и проанализировать, какие свойства приобретает новый способ воображения границ политической идентичности под воздействием Интернета.

Рождение сетевой философии принято соотносить с 1960-ми гг. Как отмечают петербургские исследователи Л. В. Балахонская и И. А. Быков, в связи с ярким индивидуализмом сетевой философии трудно говорить о каком-то общем философском фундаменте, тем не менее, как пишут исследователи, «„дух" сетевой философии оказывает не-

посредственное влияние на социальные коммуникации» [2, с. 23]. Современная сетевая философия включает несколько течений:хакерство, киберанархизм,сетевое либертарианство. Последнее направление раскрыто в работе «Декларация независимости киберпространства» (1996) классика сетевого либертарианства Дж. Барлоу. Декларация выдвигает в чем-то близкие Кирчеву положения: индивидуализм, представление о человеке как о нематериальном объекте или как минимум гражданине мира; свобода слова; сетевое самоуправление на основе не правовых, а этических норм.

В статье «Киберпространство как фактор развития политических идеологий» И. А. Быков приводит мнение авторов

доклада «Киберпространство и Американская мечта», о том, что современное государство должно быть компактным и «умным», перераспределить полномочия на региональный и локальный уровни, в конце концов, оно должно за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий сократиться на 50% [3, с. 93]. Другим важным направлением практической реализации философии сетевого либертарианства сегодня можно считать так называемую концепцию копилефта, созданную нью-йоркским основателем Лиги за свободу программирования Р. Столлманом [Там же, с. 94-95]. Концепция копилефта есть результат игры слов и противопоставления копирайту, который не должен ограничивать свободу дальнейшего распространения любого текста или компьютерной программы (при этом обязательно сохраняя упоминание об их авторе). Идея так называемых открытых исходников Столлмана стала основой для таких явлений, как бесплатная операционная компьютерная система Linux и «Википедия».

За возникновением и возрастающей популярностью сетевой философии (начиная с 2008 г. в частности Р. Стол-лмана уже несколько раз приглашали выступать в России перед студентами МГУ, МФТИ и МЭИ) должны стоять объективные процессы эволюции коммуникации. Как отмечает О. Ю. Ма-линова, к рубежу второго десятилетия XXI в. в России обозначились изменения практик публичной коммуникации, которые будут постепенно размывать «ядро» публичной сферы [6, с. 283]. Эта тенденция проявляется в сокращении телеаудитории, особенно среди молодежи, активно осваивающей пространство Интернета. Молодые люди от 15 до 35 лет, особенно молодые мужчины, не только проводят меньше времени перед телевизором, чем перед компьютером (или ноутбуком), но и можно говорить об изменении их вкусовых медийных предпочтений. По мнению исследовательницы, «наблюдаемый в последние 3-4 года скачок в интернетизации на-

селения в среднесрочной перспективе о может привести к изменению соотноше- н ния между „ядром" и „периферией"» [6, ^ с. 284]. Представляется, что вышеуказан- ^ ные обстоятельства могут создать значи- ^ тельные препятствия для реализации концепции создания российского общества о по модели сакральной вертикали с ядром о цивилизации в виде «Острова-России» < В. Цымбурского — модель, которую мы ^ разбирали на страницах «Управленческого х консультирования» чуть ранее [1].

Согласно мнению Э. Гидденса, в со- н-временном глобализованном мире ини- ^ циативу у радио и телевидения перехва- ° тывает Интернет. В США понадобилось 40 лет, чтобы количество радиослушателей достигло 50 млн. «Когда же появился Интернет, число американцев, регулярно выходящих в Сеть, выросло до 50 млн всего за каких-то 4 года» [6, с. 29]. В результате онлайн-исследования «Культура, идентичность и Интернет» польский исследователь Н. Журавски приходит к выводу, что Интернет создает новые сообщества, которые отчасти заменят существующие и будут формироваться по принципу виртуальной этничности. Согласно исследователю, «виртуализу-ется» фактически и территория как один из признаков государства, так как в Интернете нет пространственных границ и иностранцев1.

На теоретическом уровне эту эволюцию современной политической картины мира прослеживает Г. Л. Тульчин-ский, отмечающий, что «в настоящее время, в силу ряда общецивилизаци-онных факторов, активно формируется новая персонология, в которой личность во все большей степени предстает как проект или даже как серия проектов» [7, с. 254]. По его мнению, проектно-брендовой идентификации/ идентичности личности способствуют условия информационного общества,

1 Zurawski N. Virtual Ethnicity: Studies on Identity, Cultural and the Internet: [Электронный ресурс]. URL: http://www.uni-muenster.de/ PeaCon/zurawski/veengl.html (дата обращения: 3.02.2013).

о массовой культуры и рыночной эконо-

^ мики. В то же время этническая, ста-

^ тусная, ролевая идентичности могут

^ выступать как средства реализации

g проекта — как в случае с такими политическими проектами, как Р. Рейган

ш

о или Б. Обама. «Но могут и выступать

со

о характеристиками, на преодоление ко-< торых автопроект может быть направ-с лен, как это было в случае с Майклом х Джексоном — яркий автопроект, вы-2 строенный на преодолении расовых, н- гендерных, возрастных, а в чем-то уже ^ и просто человеческих характеристик d идентификации. И в искусстве, и в политике очевидно мы имеем дело с нарастанием личностных автопроектов» [Там же, с. 257].

В чем-то близким сетевой философии является такое направление, как трансгуманизм. Российское трансгуманистическое движение (РТД) определяет трансгуманизм (от лат. trans — сквозь, через, за; лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) как рациональное, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, мировоззрение, которое признает возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть, а также значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека1.

Впервые слово transhumane использовал в своей «Божественной комедии» Данте в начале XIV в. К предтечам современного трансгуманизма принято относить английского биолога-эволюциониста и гуманиста Д. Хаксли, его соотечественника генетика Дж. Холдейна, русских кос-мистов В. И. Вернадского и Н. Ф. Федорова. В 1966 г. футуролог Ф. М. Эсфен-диари назвал трансгуманистами людей, имевших особое мировоззрение и стиль жизни, направленный на самосовершен-

ствование. Это те люди, которые используют современные достижения науки и техники для перехода к «постчеловеку» — существу, обладающему принципиально новыми способностями [9]. В 1998 г. философы Н. Бостром и Д. Пирс основали Всемирную ассоциацию трансгуманистов, где Н. Бостром выступает с идеей о необходимости «путешествия, которое каждый человек начинает, чтобы преодолеть свои естественные границы и пределы» [8, с. 1]. Эсфендиари и Бо-строма с представителями сетевой философии объединяет уверенность в том, что человек будущего способен преодолеть расовый и национальный детерминизм. Также трансгуманизм и философов сетевого социума объединяет критика религиозного фундаментализма, традиционализма и прочих форм идеологий антимодернизма и антипрогрессизма2.

В работе «Концепции сетевой философии в современной научной картине мира» Н. Н. Кожевников и В. С. Данилова определяют такое понятие, как «нообио-геосферная личность». Последняя начинается, по их мнению, с формирования нообиогеосферного человека, ощутившего ритмы ноосферы и нообиогео-сферы. Нообиогеосферная личность находится в динамическом равновесии с инвариантными каркасами окружающей среды и мира в целом благодаря своей активности, мобильности, умению выявлять эти инварианты. На взгляд авторов, формирование такой личности ускорит процессы биологической эволюции человека. «Однако прежде всего, — отмечают ученые, — это коснется изменений в духовной сфере» [5, с. 79].

Согласно Кожевникову и Даниловой, дальнейшее развитие человечества будут направлять общепланетарные сети культуры, которые сформируются в результате выявления их идентификационного и системно-целостного пределов. Все отдельные культуры отдадут этим сетям

1 Российское трансгуманистическое движение: Официальный сайт: [Электронный ресурс]. Ш_: http://transhuman.ru/transgumanizm-bessmertie (дата обращения: 8.09.2013).

2 Humanity+: Transhumanist declaration: [Электронный ресурс]. URL: http://humanityplus. org/philosophy/transhumanist-declaration/ (дата обращения: 8.09.2013).

свои сущность и параметры идентификации. Общепланетарные культурные сети будут обладать максимальной гибкостью, и именно в них будет происходить основная работа по координации всех остальных сетей гуманитарной сферы. При этом «люди, активно взаимодействующие с несколькими культурами, способствуют тем самым вовлечению фундаментальных граней этих культур в общепланетарную сеть... Должна появиться профессия смотритель культурной сети, поскольку эти сети, хотя и формируются в значительной степени стихийно, будут нуждаться в постоянных обновлении, развитии, текущем ремонте и т. п. "Человек сетевой" — Homo web — станет важнейшим этапом эволюции человека, и только такая перспектива спасет человечество от неминуемой деградации и гибели. На основе этих сетей возможны наиболее полная интеграция человечества, сохранение самобытности и разнообразия культур» [Там же, с. 82].

Представляется, что быстрый рост о

микронаций/виртуальных государств ^

в Интернете (Aeterna Lucina в Южном ^

Уэльсе, Bumbunga в Австралии, Conch ^

Republic в США, Kingdom of Elleore g

в Дании, Filettino в Италии, Ladonia в L

ш

Швеции и т. д.), возникновение и рас- о

со

ширение таких транснациональных по о

своему характеру групп, как «глобаль- <

ные кочевники», отражают тенденцию ^

уменьшения роли национальных го- х

сударств в условиях транснационали- 2

зации публичных отношений. Можно н-

считать, что рост виртуальных поли- ^

тических идентичностей и элементов ° публичной сферы, их «перетекание» на кибер-агору выразились в становлении таких направлений мысли, как трансгуманизм и сетевая философия. Последних между собой объединяет уверенность в том, что в будущем человечество способно преодолеть расовый и национальный детерминизм.

Литература

1. Акопов С. В. Цивилизация и империя как способ воображения культурно-политического сообщества в концепциях В. Л. Цымбурского и В. К. Кантора // Управленческое консультирование. 2013. № 8. С. 73-82.

2. Балахонская Л. В., Быков И. А. Сетевая философия: принципы создания и распространения интернет-текстов в рекламе и PR // Известия ПГПУ им В. Г. Белинского. Общественные науки. 2011. № 24. С. 23-29.

3. Быков И. А. Киберпространство как фактор развития политических идеологий // Политическая наука. 2008. № 2. С. 79-98.

4. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004.

5. Кожевников Н. Н., Данилова В. С. Концепции сетевой философии в современной научной картине мира // Век глобализации. 2010. Вып. 2 (6). С. 78-85.

6. Малинова О. Ю. Трансформация публичной сферы и динамика идейно-символического пространства в России (конец XX — начало XXI в.) // Идейно-символическое пространство постсоветской России: динамика, институциональная среда, акторы / Под. ред. О. Ю. Малиновой. М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. С. 259-283.

7. Тульчинский Г. Л. Личность как проект и бренд // Наука телевидение. М., 2011. Вып. 8. С. 250-265.

8. Bostrom N. A History of Transhumanist Thought. Oxford University // Journal of Evolution and Technology. Vol. 14. April 2005. P. 1-25.

9. Hughes J. Citizen Cyborg: Why Democratic Societies Must Respond to the Redesigned Human of the Future. Westview Press, 2004.

References

1. Akopov S. V. Civilization and empire as a way of imagination of cultural and political community in conceptions by V. L. Tsymbursky and V. K. Kantor // Administrative consultation. 2013. N 8. P. 73-82.

o 2. Balakhonskaya L. V., Bikov I. A. Network philosophy: the principles of creation and distribution of Internet-texts in advertizing and PR. Proceedings of the Penza's State Pedagogical V. G. Belinsky " University // Social sciences. 2011. N 24. P. 23-29.

^ 3. Bikov I. A. Cyberspace as a factor of development of political ideologies // Political science. > 2008. N 2. P. 79-98.

o 4. Giddens E. The escaping world. How globalization changes our life. M., 2004. ^ 5. Koshevnikov N. N., Danilova V. S. Conceptions of network philosophy in a modern scientific o picture of worlds // The age of globalization. 2010. Release N 2 (6). P. 78-85.

§ 6. Malinova O. Y. Transformation of the public sphere and dynamics of ideological and symbolical ™ space in Russia (the end of XX — the beginning of the XIX century) // Ideological and symbolical

^ space of post-Soviet Russia: dynamics, institutional environment, actors / Under the editorship of

x O.Y Malonova. M.: Russian political science Association (RPSA); Russian political encyclopedia

< (ROSSPEN), 2011. P. 259-283.

^ 7. Tulchinsky G. L. Personality as project and brand // Science television. M., 2011. Release 8. tz P. 250-265.

^ 8. Bostrom N. A History of Transhumanist Thought. Oxford University // Journal of Evolution and ° Technology. Vol. 14. April 2005. P. 1-25.

9. Hughes J. Citizen Cyborg: Why Democratic Societies Must Respond to the Redesigned Human of the Future. Westview Press, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.