Научная статья на тему 'СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА'

СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕЦЕНТРИЗМ / СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИЯ / СЕТЕЦЕНТРИЧНОСТЬ / ГРУППОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышев А.В., Солдатов А.А., Ершов Н.Ю.

В данной статье рассматривается роль и применение сетецентрического управления в организациях. Раскрывается суть понятий «сетецентризм» и «сетецентрическое управление», проводится анализ возможностей управления целостной информационной среды и включения в процесс ее непрерывной актуализации как можно большего числа источников первичной информации с использованием сетецентрических технологий. Статья раскрывает основы, принципы, свойства сетецентрических систем. Цель данного исследования состоит в глубоком понимании сетецентрического управления, а также определения необходимости его применения . Методологическую основу работы составляют современные общенаучные методы и приемы познания, научные теории и разработки. Основными методами исследования являются: структурно-системный, логического анализа и синтеза. Работа построена на анализе научных взглядов, опубликованных в научных изданиях. Глобальная компьютерная среда обладает практически неограниченным функциональным, вычислительным и когнитивным потенциалом, что открывает принципиально новые возможности для формирования универсально программируемой среды сетецентрического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малышев А.В., Солдатов А.А., Ершов Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK-CENTRIC MANAGEMENT AS A FACTOR OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY LEADERSHIP

This article discusses the role and application of network-centric management in the armed forces. The essence of the concepts of "network centrism" and "network-centric warfare" is revealed, the analysis of the possibilities of conducting combat operations by a likely enemy using network-centric technologies is carried out. The article reveals the basics, principles, and properties of network-centric systems in the field of military management. The purpose of this study is to gain a deep understanding of network-centric management, as well as to determine the need for its application. The methodological basis of the work consists of modern general scientific methods and techniques of cognition, scientific theories and developments. The main research methods are: structural-system, logical analysis and synthesis. The work is based on the analysis of scientific views published in scientific publications. The global computer environment has virtually unlimited functional, computational and cognitive potential, which opens up fundamentally new opportunities for the formation of a universally programmable network-centric management environment.

Текст научной работы на тему «СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА»

- проведения корпоративный занятий по иностранным языкам (разговорный клуб), который позволяет сотрудникам бесплатно изучать и совершенствовать свои коммуникативные навыки;

- создание кадрового резерва для руководителей среднего и высшего звена (например, по результатам аттестации) и проведение регулярных тренингов, мастер - классов и компетентностных командных состязаний;

- внедрение системы мотивации по освоению перспективных компетенций (развития и профессионального роста);

- возможность участия сотрудников в других направлениях развития компании, не связанных с основными направлениями деятельности.

Источники:

1. Асалиева А.М. Экономика труда: учебник/ под ред. проф. А.М. Асалиева. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 336 с.

2. Каретина К.Р. Сущность, виды и современная классификация кадровых стратегий организаций АПУ / К.Р. Каретина // Вклад молодых ученых в аграрную науку: сборник научных трудов. - Кинель: РИО Самарского ГАУ, 2020. - C. 297-300.

3. Коргова, М. А. Кадровый менеджмент: учебное пособие для вузов / М. А. Коргова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 216 с.

4. Серкина Я.И. Кадровый аудит: учебное пособие / Я. И. Серкпна. -Белгород: Белгород НИУ «БелГУ», 2018. - 91 с.

5. Юсупова И.Г. К вопросу разработки кадровой стратегии в организации / И.Г. Юсупова //Экономика и предпринимательство. -2020. - № 5. - С. 917-920.

EDN: PSMHSF

А.В. Малышев - к.т.н, доцент, Юго-Западный государственный университет, Курск, lesha15-92@yandex.ru, A.V. Malyshev - candidate of technical sciences, associate professor, Southwest state university, Kursk; А.А. Солдатов - аспирант кафедры программной инженерии, Юго-Западный государственный университет, Курск, A1ex5ol@yandex.ru,

A.A. Soldatov - post-graduate student of the department of software engineering, Southwest state university, Kursk; Н.Ю. Ершов - студент кафедры финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, Курск, kolia.04071@yandex.ru,

N.Yu. Ershov - student of the department of finance and credit, Southwest state university, Kursk.

СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА NETWORK-CENTRIC MANAGEMENT AS A FACTOR OF INFORMATION AND COMMUNICATION

TECHNOLOGY LEADERSHIP

Аннотация. В данной статье рассматривается роль и применение сетецентрического управления в организациях. Раскрывается суть понятий «сетецентризм» и «сетецентрическое управление», проводится анализ возможностей управления целостной информационной среды и включения в процесс ее непрерывной актуализации как можно большего числа источников первичной информации с использованием сетецентрических технологий. Статья раскрывает основы, принципы, свойства сетецентрических систем. Цель данного исследования состоит в глубоком понимании сетецентрического управления, а также определения необходимости его применения. Методологическую основу работы составляют современные общенаучные методы и приемы познания, научные теории и разработки. Основными методами исследования являются: структурно-системный, логического анализа и синтеза. Работа построена на анализе научных взглядов, опубликованных в научных изданиях. Глобальная компьютерная среда обладает практически неограниченным функциональным, вычислительным и когнитивным потенциалом, что открывает принципиально новые возможности для формирования универсально программируемой среды сетецентрического управления.

Abstract. This article discusses the role and application of network-centric management in the armed forces. The essence of the concepts of "network centrism" and "network-centric warfare" is revealed, the analysis of the possibilities of conducting combat operations by a likely enemy using network-centric technologies is carried out. The article reveals the basics, principles, and properties of network-centric systems in the field of military management. The purpose of this study is to gain a deep understanding of network-centric management, as well as to determine the need for its application. The methodological basis of the work consists of modern general scientific methods and techniques of cognition, scientific theories and developments. The main research methods are: structural-system, logical analysis and synthesis. The work is based on the analysis of scientific views published in scientific publications. The global computer environment has virtually unlimited functional, computational and cognitive potential, which opens up fundamentally new opportunities for the formation of a universally programmable network-centric management environment.

Ключевые слова: сетецентризм, сетецентрическая система управления, информационно--коммуникационные технологии, информационная система, информация, сетецентричность, групповое управление, модель организации.

Keywords: network centrism, network-centric management system, information and communication technologies, information system, information, network centrality, group management, organization model.

Оетецентризм в управлении социально-экономической организацией берет начало с зарождения армии. Так или иначе, он является «инструментом передачи информации в определенном количестве определенным способом, определенным потребителям. Таким связующим звеном в военном управлении изначально был военнослужащий-посыльный. С развитием цивилизации посыльного заменил первый телефон. После, в конце XIX века, наступило время изобретения Александра Попова - известного русского ученого, популярность имело радио. На сегодняшний день можно уверенно утверждать, что через оптико-волоконные и космические системы, цифровую радиосвязь распространяется сетецентризм. Посредством данных систем до получателя доносится та или иная информация, предназначенная использоваться для решения задач не только в военной сфере, но и в повседневной работе» [9].

Все более широкое «применение информационных методов и компьютерных сетей в организационных си-

стемах управления, совершенствование вооружения и технических средств породили в конце прошлого века в армии США новую концепцию управления. Она получила название сетецентрической, т.е. основанной на сети» [10].

Сетецентризм изначально применялся в сфере военного управления, получив известность благодаря работам А. Себровски и Дж. Гарстка, которые сформировали модель сетецентрического управления, построив его на базе трех составляющих: информационной, боевой и сенсорной. Информационная управляющая система составляла основу всей модели, пронизывая ее и обеспечивая целостность, единство и целенаправленность функционирования. То есть речь идет о новой организации информационного обеспечения управленческой деятельности и развития общества как результата управленческого воздействия. В настоящее время отличительной чертой большинства управленческих систем в части поступления, передачи и распределения информации является строгая иерархия, которая предполагает наличие активных вертикальных информационных потоков и очень слабых и незначительных горизонтальных потоков. Эта особенность приводит к снижению эффективности управления, тогда как наличие вертикальных, горизонтальных и диагональных информационных потоков обеспечивает рост его эффективности.

Сетецентричность представляет собой такое свойство системы, при котором информация, используемая совместно всеми ее компонентами, предоставляется своевременно и «бесшовно». Сетецентричность «позволяет установить режим ситуационной осведомленности благодаря формированию единой для всех ярусов управления целостной информационной среды и включения в процесс ее непрерывной актуализации как можно большего числа источников первичной информации» [9]. Исходя из этих определений, можно выделить принципы организации сетецентрических управленческих систем:

- концентрация усилий на выполнении поставленной задачи;

- максимизация использования всех возможных информационных потоков и источников информации при выработке решений на основе их анализа.

Внедрение сетецентрического принципа в управление, в том числе государственное, позволяет обеспечить:

- структуризацию целей и задач, направленных на решение проблем;

- определение перечня мероприятий и разработку алгоритма их реализации;

- выбор показателей, характеризующих работу системы и результат достижения целей и задач;

- установление связей между мероприятиями, показателями, целями и задачами.

Высокие темпы развития сетецентрических технологий в организационном управлении достигнуты в Китае, который достаточно агрессивно предпринимает шаги в данном направлении и применяет «Систему боевого управления, связи, вычислительной техники, разведки и огневого поражения (Command, Control, Communications, Computers, Intelligence, Surveillance, Recognizance & Kill)» [1].

Отечественная практика использования сетецентрических принципов в военном управлении берет начало в разработках маршала Н. В. Огаркова, который во времена СССР провел одно из крупнейших оперативно-стратегических учений «Запад-81» с применением автоматизированных систем управления.

Современный характер вооруженной борьбы «потребовал новых методов управления силами и средствами. Прежде всего, это связано с тем, что изменения, происходящие сегодня в военном деле, тесно связаны с появлением новых информационных технологий, что отражается как на вооружении и военной технике, так и принципах управления войсками и оружием» [8].

Одним из методов, позволяющих «разрешить возникшее противоречие между существующей организацией управления и филиальной сетью, является метод сетецентрического управления (СЦУ), который позволяет более эффективно взаимодействовать между структурными подразделениями за счет увеличения оперативности, повышения устойчивости управления и достижения качественно нового уровня взаимоотношений организаций. В основе метода СЦУ лежит сетецентрическая модель обработки информации. В соответствии с ней обмен информацией осуществляется посредством компьютеров, объединенных в единую сеть, способных обращаться к удаленной центральной базе, которая обеспечивает потребителей требуемой информацией» [8].

Используемые методы взаимодействия «смещаются в сторону широкого применения политических, экономических, информационных, гуманитарных и других мер. Все это дополняется мерами скрытого характера, в том числе реализацией мероприятий информационного характера» [2].

Сетецентрическая концепция управления «полностью использует принцип, объединяя все логистические, информационные, дипломатические, социальные и другие средства в объединенную структуру, включающую в себя все уровни и направления управления» [8]. Единый «скоординированный подход к внедрению сетецентрических технологий, принципов и методов в деятельности организаций позволил говорить об этом явлении как о целостной концепции «сетецентрического управления». В этом целостном подходе и заключается сущность рассматриваемой концепции» [10].

Сетецентрическая технология управления организацией - это «идея интеграции всех сил и средств в единое информационное пространство (ЕИП), которая позволяет увеличить эффективность их применения. Внедрение сетевых технологий в социально-экономическую сферу стало действием, направленным на повышение возможностей различных организаций, но уже не только за счет повышения маневренных и других характеристик индивидуальных платформ сети, а в первую очередь за счет сокращения цикла управления - т.е. уменьшения времени на принятие решения» [11].

Сетецентризм означает информатизацию организационно-экономических отношений, предусматривающую целенаправленный процесс интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных

технологий в организациях для более эффективного планирования, организации, управления и контроля управленческих действий» [7].

За годы, «прошедшие с момента рождения концепции «сетецентрическоого управления», она не только завоевала своих многочисленных сторонников, но и легла в основу действующих программ развития и совершенствования вооруженных сил США, Китая и ряда других стран» [10].

«Сетецентрическое информационное управление, в представлении американских экспертов, предполагает создание разветвленной сети хорошо информированных, но географически рассеянных организаций. В практическом смысле «сетецентрическое информационное управление» позволяет перейти от разрозненных управленческих действий к более скоротечной и более эффективной форме, для которой характерны две основных характеристики: быстрота управления и принцип самосинхронизации» [4].

Большое внимание уделяется вопросам развития идеологии «сетецентрического управления». Практическая «реализация этой идеологии основана на интеграции всех сил и средств в рамках единого информационного пространства, что позволяет многократно увеличить эффективность их применения за счет информационного объединения. Основные пути достижения информационного превосходства изложены в концепции «Ведение боевых действий в едином информационном пространстве» (NCW - Network-Centric Warfare). Эта концепция более известна под наименованием «сетецентрическое управление» [5].

Концепция СЦУ определяет «архитектуру системы проведения операций в виде взаимоувязанных в единую сеть трех видов сетевых структур: диагностики и наблюдения, информационноуправляющей, организационной. При этом ведущую роль играет информационно-управляющая структура, обеспечивающая взаимосвязанное функционирование элементов всего хозяйствующего субъекта в едином информационном пространстве (ЕИП)» [11].

По замыслу зарубежных специалистов, «объединение средств диагностики и организации посредством ЕИП обеспечит:

- значительное сокращение цикла управления «мониторинг - оценка - принятие решения - разработка мероприятий» при одновременном повышении качества принимаемого решения;

- повышение эффективности использования факторов производства, в том числе человеческих ресурсов;

- интегрированное оперативное управление в организации» [5].

Сетецентризм в практике управления способен повысить его эффективность, что в целом будет способствовать обеспечению национальной безопасности и укреплению обороноспособности страны на мировой арене в условиях крайне неблагоприятной и нестабильной геополитической ситуации, сложившейся в мире.

В связи с этим ученые и практики отмечают активизацию исследований, направленных на развитие теоретических и прикладных основ сетецентрического управления, определяя его в качестве основной парадигмы, которая способна обеспечить устойчивость развития социальноэкономических систем различного уровня. Так называемый сетевой принцип, заложенный в основу любой сетецентрической системы, направлен на обеспечение максимально возможного и достоверного потока информации о состоянии как внутренней, так и внешней по отношению к этой системе среды.

Смена парадигмы реализации управления с применением сетецентрических принципов произошла по нескольким причинам:

- недостоверность и неполнота информации;

- необходимость незамедлительного принятия решений для реализации целей и задач в максимально сжатые сроки при минимальных затратах;

- большой массив входной информации, поступающей из различных источников и распределяемых по многочисленным уровням управления;

- необходимость обеспечения одновременной централизации управления и предоставления инициативы руководителям на местах;

- определение приоритетных и второстепенных целей и задач и методов их достижения.

Анализируя конфликты конца XX-начала XXI века, убеждаешься в том, что «существенно увеличивается объем информации, необходимой для принятия решения, уменьшается период ее устаревания. Вместе с этим динамика различных действий требует принятия решения в возможно короткие сроки, практически в реальном масштабе времени. Возникает ситуация, в которой лицо, принимающее решение (ЛИР), вынуждено принимать решения в условиях недостаточной информированности об обстановке. По оценке специалистов, руководитель объединения в существующей системе управления принимает решения на основе 30 % обработанной его штабом и службами информации» [8].

Использование сетецентрической концепции предполагает «объединение всех уровней и направлений управления производственными, финансовыми, логистическими, информационными и другими средствами. В конечном итоге развитие системы материального обеспечения организации с использованием сетецентрической концепции представляет собой непрерывный многоплановый процесс» [7]. В условиях повышенных требований к обеспечению национальной безопасности, санкционной политики, реализации политики импортозамещения реализация сетецентрической концепции открывает новые возможности в экономии издержек. Однако при ее разработке необходимо учитывать множество факторов, специфичных для организационных структур (необходимый уровень защиты информации, ограниченное бюджетное финансирование, превалирование конечного экономического результата, достижение поставленной цели над степенью эффективности ее реализации). Данные факторы

определяют большое количество условий, выполнение которых позволит создать сетецентрическую концепцию, отвечающую всем современным стандартам и эффективно справляющуюся с поставленными перед ней задачами.

Источники:

1. Зырянов, А.А. Принципы и подходы сетецентрического военного управления: опыт внедрения В России / А.А. Зырянов // Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты; Материалы XVI Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - 2018. - С. 42-46.

2. Козин, М.Н. К вопросу о применении сетецентрических информационно-управляющих систем в материальном обеспечении военной организации / М.Н. Козин, Е.Е. Поляков // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: Военно-научный журнал. - 2018. - № 1 (45). - С. 235-240.

3. Легков, К.Е. Управление ресурсами информационных систем специального назначения при построении сетецентрической системы управления на основе радиосетей нового поколения / К.Е. Легков // T-COMM: Тлекоммуникации и транспорт. - 2012. - N° 10.

- С. 60-63.

4. Макаренко, С.И. Перспективы использования сетецентрических технологий управления боевыми действиями и проблемы их внедрения в вооруженных силах Российской Федерации / С.И. Макаренко, А.Н. Бережнов // Вестник Академии военных наук. -2011. - № 4 (37). - С. 64-68.

5. Некоторые тенденции развития информационных технологий для систем сетецентрического управления / А.М. Белевцев [и др.] // Вооружение и экономика. - 2020. - 3 1 (51). - С. 21-26.

6. Перспективы создания военного (боевого) интернета в рамках нового облика ВС РФ / В.Н. Лукьянчик [и др.] // Военная мысль. -2011. - № 8. - С. 57-64.

7. Перспективы ведения боевых действий с использованием сетецентрических технологий / А.Е. Богданов [и др.] // Военная мысль.

- 2014. - № 3. - С. 3-12.

8. Раскин, А.В. Некоторые аспекты сетевого управления войсками в современной войне / А.В. Раскин, М.В. Сорокин // Стратегическая стабильность. - 2008. - № 3 (44). - С. 43-46.

9. Сетецентрическое управление: понятие и сущность / Р. С. Володин [и др.] // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. -2018. - No 2 (12). - С. 51-64.

10. Трахтенгерц, Э.А. Сетецентрическое управление в крупномасштабных сетях / Э.А. Трахтенгерц, Ф.Ф. Пащенко // Управление развитием крупномасштабных систем mlsd'2015; Материалы Восьмой международной конференции: в 2 томах. Институт проблем управления им. В.А.Трапезникова Российской академии наук. - 2015. - С. 168-175.

11. Дегтярев, С. В. Сетецентрическая концепция управления в цифровой экономике / С. В. Дегтярев, А. А. Солдатов, А. Ю. Ершов // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 49(2). - С. 96-102.

EDN: PMSVAK

М.А. Мирошниченко - кэ.н., доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, marina_kgu@mail.ru,

M.A. Miroshnichenko - candidate of economic sciences, associate professor of general, strategic, information management and business processes, Kuban state university, Krasnodar, Russia.

ИНСТРУМЕНТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМ ЕНЕНИЯМИ В ПЕРИОД ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ TOOLS AND RECOMMENDATIONS FOR MANAGING CHANGE DURING THE DIGITAL TRANSFORMATION

Аннотация. В статье аргументированы инструменты и даны рекомендации управления изменениями в период цифровой трансформации. Установлено, что организационная культура - основа повседневной работы организации и ее продуктивности в целом. Обоснованы основные причины возникновения страха изменений, и самый продуктивный вариант работы с ним - принять его, осознать, что это нормальная человеческая реакция на то, что привычное перестает быть таковым. В культуре изменений помогут работа с куратором, заинтересованными лицами и обучение. У каждого из этих инструментов своя важная роль, все они применяются в процессе внедрения изменений в организации. Стоит помнить и про индивидуальную работу с сотрудником на пути к принятию изменений. Сделать новое прозрачным и понятным, а диалог -открытым и однозначным помогут инструменты оценки результатов работы сотрудников: ключевые показатели эффективности и последующие обсуждения результатов работы с непосредственным руководителем.

Abstract. The article argues the tools and gives recommendations for managing changes during the period of digital transformation. It has been established that organizational culture is the basis of the daily work of the organization and its productivity in general. The main causes of the fear of change are substantiated, and the most productive way to work with it is to accept it, to realize that this is a normal human reaction to the fact that the familiar ceases to be so. Working with a facilitator, stakeholders and training will help in a culture of change. Each of these tools has an important role to play and all of them are used in the process of implementing changes in the organization. It is worth remembering about individual work with an employee on the way to accepting changes. To make the new transparent and understandable, and the dialogue open and unambiguous, tools for evaluating the results of employees' work will help: key performance indicators and subsequent discussions of the results of work with the immediate supervisor.

Ключевые слова: культура успеха, культура синтеза, культура изменений, организационная культура, стадии принятия изменений, цифровая трансформация.

Keywords: culture of success, culture of synthesis, culture of change, organizational culture, stages of acceptance of changes, digital transformation.

Введение

Инфраструктура и технологии, данные и модели принятия решений важные составляющие цифровой экономики, которые ставят в центр внимания клиента, и ориентируют оптимизировать процессы. Рассмотрим инструменты, которые делают изменения более управляемыми и комфортными для всех, кто в них задействован. Выясним, как правильно рассказать о грядущих переменах, чтобы их было проще понять и принять, и аргументируем методы, как комфортно справляться с изменениями самому. Говоря о процессе внедрения изменений при цифровой трансформации, необходимо выделить главное звено цепи - люди, которые и приводят весь механизм в действие, и без которых цифровая трансформация была бы невозможна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.