Крутов Н.М.1, Деревягина М.В.2
Студент 4 курса, преподаватель, кафедра социально-экономической
географии и регионоведения Воронежский государственный университет СЕТЬ МАГАЗИНОВ ZARA В РОССИИ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ
РАЗВИТИЯ
Аннотация
Показана роль транснациональной корпорации для развития торгово-оптовой продажи брендовой одежды в Российской Федерации на примере сети магазинов компании Zara.
Ключевые слова: транснациональная корпорация, сеть магазинов,
коммерческая деятельность
За последние десятилетия наметилась тенденция к активному росту и развитию транснациональных корпораций. После распада Советского Союза Россия постепенно переходит к рыночной модели экономики, в связи с этим намечается активная тенденция к проникновению на российский рынок иностранного капитала. Зарубежные компании рассматривают нашу страну как эффективный рынок сбыта своей продукции. Формирование потребительского рынка происходит с учетом растущего спроса на продукцию зарубежных производителей, особенно по той группе товаров, которые не выпускаются в России. Иностранные компании активно расширяют свое присутствие на отечественном рынке одежды. Всего на рынке присутствуют около 120 «недорогих» западных сетей, оборот каждой, по оценке участников рынка, составляет около 80-100 млн $ в год. За последнее время продажи этого сегмента растут на 10-15 % в год, а оборот лидеров рынка - на 30-40 %. Эксперты рынка сходятся на том, что до насыщения еще далеко. Поэтому производители, стремясь захватить рынок, активно используют франчайзинговые схемы. Участники рынка
констатируют, что в Москве большинство горожан уже однозначно определились в пользу импорта. Причины заключаются в высоком качестве товаров, в широком ассортименте продукции, в следовании модным тенденциям, в известности и «раскрученности» торговых марок. Ежегодно рыночная доля зарубежных производителей на российском рынке увеличивается на 4-5 % [4].
Причинами активного интереса зарубежных производителей одежды к российскому рынку являются, прежде всего, увеличение покупательской способности населения, высокие показатели розничной активности, подготовка России к вступлению в ВТО [2]. Около 85% одежды среднего и верхнего ценовых сегментов поставляется в Россию из стран Евросоюза: Италии, Великобритании, Германии, Франции. В нижнем ценовом сегменте по-прежнему наиболее крупными импортерами являются Китай, Турция и Польша (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Распределение импортируемой и российской одежды, ориентируемой на средний и верхний ценовые сегменты
Сейчас в России уже работает большинство известных международных сетей, позиционирующих себя в демократическом сегменте, таких как TopShop, Zara, Mexx, Benetton Group, «Стокманн». «Ипотечный кризис в США, а также общая нестабильная ситуация на финансовых рынках, спровоцировавшая заметное снижение потребительской активности в западных странах, может способствовать активизации выхода других крупных зарубежных компаний на российский рынок», - предполагает
■ импортируемая одежда
■ эоссийская одежда
эксперт «Финам Менеджмента», отмечая, что времени на завоевание здесь серьезных позиций с каждым годом остается все меньше. При этом российские операторы Sela, «Твое», «Вещь!», Gloria Jeans & Gee Jay и другие динамично развиваются. По данным поисковых запросов, основным тенденциям в моде, опросам в группах в социальных сетях на начало 2015 г. самым популярным брендом одежды в России является Savage, затем - Zara, Insity, Lacoste, Sela, River Island, Mango, Nike, H&M, Adidas.
Компания Zara является дочерним предприятием транснациональной корпорации Inditex, которая активно развивается и открывает свои магазины в России с февраля 2003 г. за 12 лет присутствия компании в России были открыты сотни магазинов, тысячи рабочих мест, построен центральный склад в пос. Черная грязь Московской области и налажены поставки товаров практически во все регионы страны.
Бренд Zara принадлежит испанскому магнату Амансио Ортега, который занимает четвертое место в рейтинге богатейших людей планеты по версии Forbes с состоянием $68,1 млрд. Его группа Inditex управляет 6460 магазинами во всем мире под брендами Zara, Oysho, Massimo Dutti, Bershka, Pull&Bear, ZaraHome, Stradivarius, Uterque и др. Чистая прибыль группы Inditex в 2014 г. составила €2,5 млрд., выручка — €18,1 млрд.
Развитие сети магазинов Zara именно в РФ обусловлено рядом факторов: - расширение и увеличение числа магазинов за счет «ухода» в регионы; - увеличение числа платежеспособного населения за счет формирования среднего класса; - рост спроса на эксклюзивные товары, предоставляемые компанией; - популяризация иностранных брендов модной одежды в России; - активное развитие модной индустрии в мегаполисах; -европеизация индустрии моды в России; - лояльное ценообразование; -относительно свободное рыночное пространство для развития.
Транснациональные корпорации стремятся создавать именно сети магазинов. Сеть является удобной структурой, позволяющей
концентрировать аппарат управления в едином центре, централизовать коммерческую деятельность по закупкам товаров, сократить коммерческие функции в магазинах (передав их менеджерам центра), внедрить количественно-стоимостный учет в торговой сети, внедрить информационную систему, которая соответствовала бы задачам выбранной модели управления. Магазины, объединенные в сеть, отличает высокое качество обслуживания, эффективная логистика, управление и как следствие, снижение затрат компании (таблица 1).
Таблица 1 - Ретейлеры с самой широкой географией в России [3]
Юридическое лицо Бренд Количество регионов присутствия
«Корпорация Г лория Джинс», ЗАО Gloria Jeans&Gee Jay 78
«Остин», ООО O’STIN 78
«Фактор», ООО Zolla, YNG 72
«Август», ООО oodji 59
«СК Трейд», ООО «Снежная королева» 43
«ЗАРА СНГ», ЗАО и др. Zara, Bershka, Massimo, Pull&Bear, Stradivarius, Oysho, Zara Home, Uterque, Lefties 35
«Эйч энд эм Хеннес энд Мауриц», ООО H&M, Monki 23
«Магазины Боско», ООО и др. BOSCOFAMILY, BOSCO Sport, «Остатки сладки» и др 21
«Монкэкс Трейдинг», ООО Mathercare, The Body Shop, next, M A C, Payless, la SENZA, Victoria’s Secret, American Eagle Outfitters, Jo Malone, Bath&Body Works 21
«Стокманн», ЗАО Стокманн, Lindex, Seppala 10
Система дистрибуции компании Zara основана на централизованном принципе: все логистические цепочки завязаны на Испании. Это позволяет организовывать доставку товара в каждую торговую точку как минимум дважды в неделю. Компания старается избегать основных затрат, связанных с международной экспансией, у нее нет центров дистрибуции в разных странах, не проводятся рекламные кампании при выходе на новый рынок.
Основными сырьевыми базами являются следующие страны: Китай, Марокко, Индонезия, Бангладеш, Мадагаскар, Египет, Вьетнам, Португалия, Испания. В странах с дешевой рабочей силой (Китай, Вьетнам, Марокко, Бангладеш, Индонезия) отшиваются вещи массового потребления, базовые модели. Цены на такие вещи ниже, сравнительно эксклюзивных модных моделей из Португалии и Испании. Лояльное ценообразование на товары компании возможно благодаря массовости производства, низким затратам на оплату труда в странах третьего мира, обеспеченность швейных фабрик собственным сырьем, а так же тщательно продуманные перевозки по всему миру.
Производство продукции компании Zara размещено по всему миру, что требует эффективной логистической организации для оперативной и качественной доставки товара по магазинам.
Компания Zara имеет значительный потенциал и конкурентное преимущество, что дает ей возможность активно развиваться даже в современных кризисных условиях рынка. В отличие от своих основных конкурентов магазины Zara в 2015 г. не закрываются, а наоборот увеличивают объемы продаж, в среднем за первое полугодие 2015 г. на 2,5%. Открытие новых магазинов в России на данный момент откладывается в связи с нестабильной ситуацией в мировой экономике и принятых санкционных мер в отношении России со стороны Западных государств.
Однако уже имеющиеся магазины Zara в России не снижают темпы продаж и постепенно увеличивают прибыли. Это возможно благодаря эффективному подходу к ведению бизнеса, интересной философии компании, личной заинтересованностью в увеличении продаж всех сотрудников компании, удобными и регулярными поставками новых коллекций, разработанных с учетом пожеланий клиентов.
Таким образом, Компания Zara представляет собой сложную, тщательно выверенную и организованную систему по производству,
поставке и продаже текстильных товаров. Ориентация на потребителя, максимально эффективное удовлетворение запросов клиентов, комплексный подход к созданию модных образов, исследование рынка в реальном времени и приемлемые цены для большинства людей делают компанию Zara лидирующей на рынке товаров в своем сегменте. Компания ставит своей целью сделать модную одежду и аксессуары доступными для как можно большего числа людей из разных социальных групп, разных возрастов. Литература
1. Иностранцы спешат одеть Россию //[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gazeta.ru/business/2008/08/15/2812634.shtml].
2. Морева А.Л. Современные тенденции развития российского рынка одежды / А. Л. Морева // Рынок легкой промышленности. — 2007. — № 49.
3. Рынок модной женской одежды в РФ. Тенденции 2013 года. Прогноз до 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://infoline.spb.ru.
4. Электронный Легпром: бизнес-портал легкой, текстильной и модной индустрии, отраслевая справочно-поисковая система [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.elegprom.ru.