Научная статья на тему 'Сет как Сет-Ра и его солнечная ипостась'

Сет как Сет-Ра и его солнечная ипостась Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
993
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТ / SETH / СЕТ-РА / SETH-RA / СЕРЕХ / ПЕРИБСЕН / PERIBSEN / ТИТУЛАТУРА / TITLES / ИЗОБРАЖЕНИЕ / IMAGE / СОЛНЕЧНЫЙ / SOLAR / SEREH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карлова Ксения Федоровна

Статья посвящена рассмотрению образа древнеегипетского бога Сета как Сета-Ра и выявлению его солнечной ипостаси. Анализируются источники, которые позволяют выявить солнечный компонент образа Сета и его значение в контексте древнеегипетской истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Seth as Seth-Ra and his Solar hypostasis

The article is devoted to the image of the ancient Egyptian god Seth as Seth-Ra and the identification of its solar incarnation. It analyses the sources that can detect solar component of the image of Seth and its importance in the context of ancient Egyptian history.

Текст научной работы на тему «Сет как Сет-Ра и его солнечная ипостась»

К.Ф. Карлова

СЕТ КАК СЕТ-РА И ЕГО СОЛНЕЧНАЯ ИПОСТАСЬ

Статья посвящена рассмотрению образа древнеегипетского бога Сета как Сета-Ра и выявлению его солнечной ипостаси. Анализируются источники, которые позволяют выявить солнечный компонент образа Сета и его значение в контексте древнеегипетской истории.

Ключевые слова: Сет, Сет-Ра, серех, Перибсен, титулатура, изображение, солнечный.

Один из исследователей эпохи ранней египтологии В. Плейт в своей работе, посвященной культу бога Сета, называет его солнечным божеством Верхнего Египта, подразумевая прежде всего его статус главного бога, чтимого в городе Омбос, и тесную связь с богом Ра как его помощника1. Это утверждение основывается на представлении об истоках противостояния Хора и Сета, которое явилось основой мифа о борьбе двух богов за землю Египта. Сет является одним из древнейших богов Египта, и истоки формирования его культа связаны с его восприятием как бога, имеющего тесную связь с политической историей Древнего Египта. Первое известное изображение Сета, характеризующее его как одного из номовых богов и представляющее его культ как реальную политическую и религиозную силу, присутствует на навершии булавы царя Скорпиона, где оно чередуется с другими номовыми штандартами2. Сет был исконным богом Нагады, которая сыграла ключевую роль в ходе политогенеза как Верхнего Египта, так и всей территории страны3. Культ Сета на раннем этапе египетской религии мог занимать господствующее положение на территории всего Верхнего Египта, где концентрировался вокруг Омбоса4.

© Карлова К.Ф., 2014

Для раннединастического этапа египетской истории особенно важным являются усиление образа Сета в «Сетевом» имени царя II династии - Перибсена и обоснование его власти в связи с культом Сета. С додинастического времени важнейшим компонентом царской титулатуры было так называемое «Хорово» имя - самое древнее имя царя, которое писалось в серехе, прямоугольнике, на котором восседает сокол, являющийся символом бога Хора. Новаторство Перибсена заключалось в смене привычного изображения над серехом сокола, являвшегося традиционным для всех преды -дущих правителей, на изображение животного бога Сета, ранее над серехами не помещавшегося5. Эта замена явилась событием во многом исключительным, но не идущим вопреки религиозной традиции, сложившейся в египетском обществе на раннединасти-ческом этапе. Такая переориентация должна была быть связана с восприятием Сета как чрезвычайно важного и сильного бога, парного богу-соколу.

От времени правления Перибсена дошли надпись на каменном сосуде6 и оттиск цилиндрической печати7, на которых серех с написанием царского имени увенчан изображением Сета с солнечным диском над ним. С одной стороны, появление в этой композиции солнечного диска утверждает, по-видимому, что Сет тождествен солнцу по своей природе. С другой стороны, по аналогии с «Хоровым» именем8 помещение этой композиции над серехом утверждает присутствие обозначенного ею солнечного божества в царе, что чрезвычайно важно непосредственно для фигуры самого Перибсена.

В литературе, касающейся данного вопроса, нет однозначной трактовки этого изображения. Б. Грдзелофф, исследуя эти памятники, прямо именует Сета в данном случае Сетом-Ра9. Х. Мюллер полагает, что появление солнечного диска над Сетом в имени Пе-рибсена является только механическим переносом знака солнца по образцу более ранних титулатур, поскольку впервые солнечный компонент фиксируется в титулатуре первого царя II династии -Ранеба10. Й. Каль в своей работе, посвященной исследованию солнечного бога на ранних этапах египетской истории, отмечает важность появления солнечного компонента в титулатуре Перибсена как знака отождествления царя с солнцем11. Связь Сета с Ра, по его мнению, надо рассматривать в контексте защиты Сетом царя, что подтверждается и более поздними источниками12. Л. Моренц, наоборот, не связывает это изображение с солнечной природой Сета. По его мнению, такая комбинация двух знаков означает связь Сета с его культовым центром - Омбосом13. Древнеегипетское обозначение Омбоса - иЪт1 («золотой»)14, и в связи с этим одним

из устойчивых эпитетов Сета является иЪт1у («принадлежащий Золотому (городу)»)15. Моренц полагает, что таким образом Пе-рибсен подчеркивает связь Сета с Омбосом16, поскольку иероглиф, обозначающий Омбос, мог изображаться вместе со знаком солнца.

Связь символики золота с солнцем в египетской религиозной традиции действительно наблюдается. Так, золотом заполняются контуры картушей царских имен, которые сами по себе представляют чертеж маршрута солнца по небу, и именно золото считается материалом, из которого сотворено тело царя как сына солнца17. Но в данном случае необходимо понять следующее: насколько качества Сета как «золотого», властителя Омбоса, могли иметь свои параллели с солярными представлениями о нем? Если рассматривать эпитет Сета иЪт1у по аналогии с более поздними «золотыми именами» египетских царей, указывающими, что их плоть сотворена из золота, то такая параллель определенно возможна и может служить доказательством наличия солнечной природы в Сете.

Другой цилиндр, где животное Сета изображено с солнечным диском18, П. Каплони определяет как подделку19. На этом цилиндре три изображения Сета помещены над тремя пустыми серехами, а над изображениями фигур Сета - три солнечных диска. Данная композиция перекликается с другими памятниками Перибсена, где Сет изображен над серехом (помимо упоминавшихся ранее также и с памятниками, где Сет трижды изображен над тремя серехами, но без солнечного диска над ним)20. То, что на рассматриваемом памятнике серехи изображены пустыми, является, по мнению Ка-плони, главным доказательством в пользу того, что цилиндр является подделкой. Но независимо от того, подделка это или нет, этот памятник показывает высокую в представлениях его создателей связь между солнечным диском и Сетом над серехом.

Появление знака солнечного диска в соположении с изображением животного Сета, в котором проявляется их стойкая ассоциация, относится уже к Среднему царству. На заупокойной стеле из частной гробницы Себек-анха, находящейся в Абидосе, изображен мужчина, держащий два кувшина. Рядом с ним указано его личное имя - Уу 8№-гг («пивовар Сет-Ра»)21. Это единственный известный случай изображения Сета с солнечным диском на протяжении всего Среднего царства. Однако примечательно, что оно встречается в личном имени, что может говорить о традиции изображения Сета с солнечным диском в титулатуре, установившейся еще на раннеди-настическом этапе египетской истории.

Уже в Новом царстве связь Сета с Ра получает довольно широкое развитие. На стеле фараона Аменхотепа II, найденной в

Мит-Рахине, недалеко от Мемфиса, Сетово животное изображено с солнечным диском: ist hki nsny ml bik ntr... («Воистину, владыка бури подобен соколу божественному.»)22. Появление знака солнца в слове nsny, детерминативом которого является Сетово животное, очень необычно и, по-видимому, не имеет аналогий. Б. Грдзелофф полагает, что подобное написание Сета со знаком солнца связано непосредственно с распространением культа Сета в Гелиополе, которое могло начаться еще при Перибсене23. В этом случае интересно будет рассмотреть памятник гелиополитанского происхождения, относящийся ко времени правления Мернептаха, фараона XIX династии. Антропоморфное изображение Сета с солнечным диском на голове помещено на колонне, относящейся к храму, который располагается на севере Гелиополя24. Фараон подносит Сету две вазы - nw. Сет держит в руках хопеш и скипетр - wAb, его эпитет - владыка WAbw -XIX нома. Э. эль-Банна полагает, что распространение культа Сета в северо-восточной Дельте стало возможным после экспансии гик-сосов, среди которых Сет пользовался особым почитанием25. В то же время он отмечает и другие гелиопольские памятники, в которых упоминается Сет. Два из них относятся ко времени правления Джо-сера, царя III династии, один - к Среднему царству, XII династии26. Однако представляется вполне очевидным, что культ Сета как Сета-Ра необязательно должен был быть связан с Гелиополем, так как территория распространения памятников весьма многочисленна, а сами памятники имеют совершенно различный характер.

В папирусе Харрис I в связи с фараоном Сетнахтом, основателем XX династии, особенно почитавшим Сета, есть упоминание о Хепри-Сете: iw.f m Hpr-Sth hft nsty.tw.f («Он, в качестве Хепри-Сета, когда в ярости он»). Бог Хепри в образе скарабея является одной из ипостасей солнечного бога и связывается с актом творения. А исконные качества Сета, сила и ярость, необходимы фараону для поддержания порядка и легитимности власти.

Изображение Сета с солнечным диском дважды встречается в надписях храма в Танисе (колонны 8 и 10)28. Сет был почитаемым богом во время правления Рамсеса II, строителя храма29. Однако, вероятно, уже в Позднее время, при Осорконе II, Сета стремились заменить Амоном-Ра в облике барана, что могло быть вызвано демонизацией Сета в Поздний период. В текстах надписей говорится о боге Амоне-Ра, но не вызывает сомнения тот факт, что первоначально на колоннах храма Таниса был изображен Сет: на колонне 8 Сетово животное сидит с поднятым вверх хвостом, а на колонне 10 - лежит с вытянутыми лапами. В обоих случаях над головой Сета помещен солнечный диск.

Этот случай замены Сета на Амона-Ра не является единичным. На голову медной статуи Сета из Новой Карлсбергской глипоте-ки Копенгагена помещены бараньи рога. Сама статуя датируется концом Нового царства, однако, как показал анализ, проведенный Д. Шорш и М. Виписки, бараньи рога были добавлены позднее30. В обоих случаях попытка заменить Сета Амоном в образе барана или придать ему черты его образа связана с негативным восприятием Сета как бога чужестранцев в Позднее время. Возвышение Сета в течение II Переходного периода и Нового царства сменилось его негативизацией на протяжении III Переходного периода и Позднего времени.

В географическом листе Мединет-Абу из погребального храма Рамсеса III в списке богов также присутствует Сет-Ра31. Изображение самого Сета частично повреждено и представлено только до пояса. Тем не менее с большой долей уверенности можно говорить о том, что это Сет, поскольку эпитет, который следует далее - Ч рНТу («великий силой»), характерен именно для Сета.

Отдельно следует упомянуть о другом памятнике Нового царства. На стеле 400 г., созданной при Рамсесе II и рассказывающей о праздновании четырехсотлетнего юбилея Сета в Танисе, Сет изображен в виде семитского бога Баала с человеческой головой, которую венчает конусообразная тиара32. На тиаре размещены рога и солнечный диск. Надпись на стеле сообщает, что Рамсес II возвел эту стелу в честь своего отца, Сети I, который, вероятнее всего, происходил из Нижнего Египта, из окрестностей Авариса, бывшей столицы гиксосов, где Сет был особенно почитаем. Сети I рассматривал Сета как своего предка и бога-покровителя. Эта же традиция была усвоена и его сыном, Рамсесом II. Стела сообщает о 400 годе, четвертом месяце сезона ¡тм, четвертом дне царя Сета, великого силой, сына Ра, того, кто из Омбоса, относящегося к Ра-Хорахти, кто существует вечно33. Г. те Вельде считает, что здесь Сети I отмечает не столько установление правления Сета в период владычества гиксосов, сколько традицию почитания Сета еще до прихода гиксосов34.

Другие свидетельства о связи Сета с солнцем относятся уже к римскому периоду. Однако, рассматривая эти примеры, необходимо учитывать специфику развития образа Сета на данном этапе древнеегипетской истории. Местом почитания Сета в это время являются оазисы. Продолжая линию развития Позднего времени, Сет приобретает черты, присущие Хору. Теперь все чаще Сет изображается не в образе своего животного, а с головой сокола, носящего двойную корону, иногда с солнечным диском или пером. В храме Дейр-эль-

Хагар, расположенном в оазисе Дахла, есть два изображения, где сокологоловый Сет изображен с двойной короной, установленной на бараньих рогах и увенчанной солнечным диском35. В текстах надписей, сопровождающих изображения, Сет носит следующие эпитеты: Swth [...] whit shr грр («Сет, [великий силой, владыка] оазисов, убивающий Апопа») и Swth Чphty ntr ri nb whit («Сет, великий силой, владыка оазисов»). Представляется вполне очевидным, что в римское время его иконографический образ все больше подвергается воздействию религиозного синкретизма, что, однако, не идет вразрез с древнеегипетской традицией ввиду связи Сета с Хором. Интересно, что Нефтида, сопровождающая Сета, изображена c рогами и солнечным диском - атрибутами Исиды.

В маммиси храма бога Туту, в Исмант-эль-Караб (античный Келлис), в южной части свода, Сет предстает в одной из своих главных ипостасей - в качестве защитника Ра, пронзающего копьем заклятого врага бога солнца Апопа36. Здесь Сет также изображается с соколиной головой, двойной короной и солнечным диском, помещенным на ней. Однако теперь к его облику добавляются еще два крыла. Необходимо отметить, что традиция изображения крылатого Сета, убивающего Апопа, восходит еще к Новому царству37, но остается актуальной вплоть до IV в. н. э. В месте Эйн-Курба, располагающемся неподалеку от храма Хибиса, на одном из рельефов изображены три фигуры всадника с копьем: первый - с головой человека, второй - с головой Сета, третий - с головой сокола, а под этими фигурами помещено изображение Апопа38. Е. Круз-Уриб полагает, что все три фигуры могут являться воплощением Сета39. Это довольно спорный вопрос, но примечательно, что из трех фигур только центральная, с головой Сета, увенчана солнечным диском.

Итак, на основе рассмотренных выше памятников можно сделать вывод, что солнечная ипостась Сета является важнейшей составляющей его образа. По-видимому, Сет как очень древнее и могущественное божество с самого раннего этапа развития своего культа обладал солярными чертами, о чем древнеегипетская традиция никогда не забывала. Ипостась Сета как Сета-Ра обладала особым значением в связи с утверждением царской власти и особыми качествами царя, которые он приобретал благодаря связи с Сетом, как это было в случае с Перибсеном. Реминисценции этой ассоциации встречаются уже позднее, в частной титулатуре Среднего царства и в памятниках фараонов Нового царства.

К памятникам другого порядка относятся изображения соко-логолового Сета позднего этапа древнеегипетской истории. Здесь связь Сета с солнцем определяется спецификой развития его иконо-

графического образа и отчасти синкретическим характером культов древнеегипетских богов на данном этапе. Тем не менее связь Сета как защитника Ра, убивающего Апопа, с представлениями о нем как о боге, имеющем солярные черты, кажется очень устойчивой.

Примечания

1 Pleyte W. La religion des Pré-israélites; recherches sur le dieu Seth. Leiden, 1865. P. 56.

2 См.: Эмери У. Архаический Египет. СПб., 2001. С. 42; Wilkinson T. Early Dynastic Egypt. L.; N. Y., 1999. P. 169.

3 Wilkinson T. Op. cit. P. 32.

4 Эмери У. Указ. соч. С. 135.

5 Там же. С. 116.

6 Kaplony P. Die Inschriften der ägyptischen Frühzeit // Ägyptologische Abhandlungen 8-9. Bd. 3. Wiesbaden, 1963-1964. Pl. 80.

7 Ibid. Ab. 302.

8 Большаков А.О. Древнеегипетская скульптура и «Хорово имя» // Вестник древней истории. 2000. № 2. С. 75-77.

9 Grdseloff B. Notes d'Epigraphie archaique // Annales du Service des Antiquités de l'Egypte. 1944. Vol. 44. P. 295.

10 Müller H. Die formale Entwicklung der Titulatur der ägyptischen Könige // Ägyptologische Forschungen. Ht. 7. Glückstadt, 1938. S. 26.

11 Kahl J. Ra is My Lord. Searching for the Rise of the Sun God at the Dawn of Egyptian History. Wiesbaden, 2007. S. 2.

12 Ibid. P. 42.

Morenz L.D. Synkretismus oder ideologiegetränktes Wort-und Schrifspiel? // Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Altertumskunde. 2007. Bd. 134. S. 154-155. Erman A., Grapow H. Wörterbuch der ägyptische Sprache. Bd. 2. Leipzig; Berlin, 1926-1953. S. 242: 4. Ibid. S. 242: 6. Morenz L.D. Op. cit. S. 155.

Берлев О.Д. «Золотое имя» египетского царя // Ж.-Ф. Шампольон и дешифровка египетских иероглифов. М., 1979. C. 41-59.

Kaplony P. Kleine Beiträge zu den Inschriften der ägyptischen Frühzeit // Ägyptologische Abhandlungen. Bd. 15. Wiesbaden, 1966. Taf. 13: 1121. Ibid. S. 84.

Kaplony P. Die Inschriften der ägyptischen Frühzeit. Ab. 283-286. Lange H.O., Schäfer H. Grab- und Denksteine des Mittleren Reiches im Museum von Kairo. T. 1. Text zu Nr. 20001-20780. Berlin, 1902. Ab. 20345; T. 4. Tafeln. Taf. XXVI, ab. 20345.

13

22 Badâwi A.M. Die neue historische Stele Amenophis II // Annales du Service des Antiquités de l'Egypte. 1943. Vol. 42. P. 17.

23 Grdseloff B. Op. cit. P. 298.

24 El-Banna E. À propos de quelques cultes peu connus à Héliopolis // Annales du Service des Antiquités de l'Egypte. 1993. Vol. 72. P. 84.

25 Ibid. P. 83-84.

26 Ibid.

27 Erichsen W. Papyrus Harris I: hieroglyphische Transkription // Bibliotheca aegyp-tiaca. Bd. 5. Brüssel, 1933. S. 91.

28 Coche-Zivie C. Les colonnes du "Temple d'Est" a Tanis. Epithetes royales et noms divins // Le Bulletin de l'Institut français d'archéologie orientale. 1974. Vol. 74. P. 110, 113-114.

29 Fabre D. Le dieu Seth. De la fin du Nouvel Empire à l'époque gréco-romaine. Entre mythe et histoire // La Revue Egypte Afrique et Orient. 2001. Vol. 22. P. 22.

30 Schorsch D., Wypyski M.T. Seth, figure of mystery // Journal of the American Research Center in Egypt. 2009. Vol. 45. P. 197.

31 Nims C.F. Another geographical list from Medinet Habu // The Journal of Egyptian Archaeology. 1952. Vol. 38. P. 44.

32 Mariette A. Stèle de l'An 400 // Revue Archéologique. 2e série. 1865. Vol. 11. P. 169, pl. IV.

33 Ibid.

34 Velde H. Te. Seth, god of confusion. Leiden, 1967. P. 126. OsingJ. Seth in Dachla und Charga // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts Abteilung Kairo. 1985. Bd. 41. Taf. 36-37.

Kaper O. Temples and gods in Roman Dakhleh, studies in the indigenous cults of an Egyptian oasis. Groningen, 1997. Fig. 33. Velde H. Te. Op. cit. P. 38.

Cruz-UribeE. Sth riphty "Seth, God of Power and Might" // Journal of the American Research Center in Egypt. 2009. Vol. 45. Ibid. P. 226.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.