Научная статья на тему 'Сеть как инновационная форма предоставления услуг в образовательном пространстве'

Сеть как инновационная форма предоставления услуг в образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Александр Николаевич, Кисаева Виолетта Владиславовна, Хорева Любовь Викторовна

В статье рассматривается особенности сетевого взаимодействия образовательных учреждений, возможные напевания развития сетевой формы организации образовательного пространства и новые формы предоставления образовательных услуг, предлагаются три организационные модели распределенного университета в контексте сетевого взаимодействия вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Александр Николаевич, Кисаева Виолетта Владиславовна, Хорева Любовь Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сеть как инновационная форма предоставления услуг в образовательном пространстве»

Сеть как инновационная форма предоставления услуг в образовательном

пространстве

Network as Innovative Way to Render Services in Education

Александр Николаевич Петров,

доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

Alexander Nikolaevich Petrov Doctor of Economics, Professor Saint-Petersburg State University of Economics

pan@finec.ru Виолетта Владиславовна Кисаева, кандидат экономических наук, Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

Violetta Vladislavovna Kisaeva, Candidate of Economic Sciences, Saint-Petersburg State University of Economics

vkisaeva. finec@mail. ru Любовь Викторовна Хорева, доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

Luibov Viktorovna Khoreva, Doctor of Economics, Professor, Saint-Petersburg State University of Economics

luhor@inbox.ru

Аннотация. В статье рассматривается особенности сетевого взаимодействия образовательных учреждений, возможные напевания развития сетевой формы организации образовательного пространства и

новые формы предоставления образовательных услуг, предлагаются три организационные модели распределенного университета в контексте сетевого взаимодействия вузов.

Annotation. The article discusses the characteristics of network interaction of educational institutions, the possible directions of development of network educational organizations and new forms of educational services. It is offered three organizational distributed university models based on college networking.

Ключевые слова. Образовательная услуга, сетевое взаимодействие, распределенный университет, инновации в образовании.

Keywords. Educational service, networking, distributed university, innovations in education

Введение

Изменения на рынке труда в сторону превалирования рабочей силы с высоким уровнем интеллектуальных функций является проявлением не только глобализационных процессов, но и индикатором знаниевой экономики, информационного общества, сетевых отношений в социуме и бизнес-среде, базирующихся на новых принципах, катализатором которых выступают коммуникационные технологии. Здесь следует выделить несколько аспектов, требующих более развернутого освещения в контексте изучения возможности информационных и сетевых форм предоставления услуг в современной системе высшего образования.

Информационную экономику можно считать «глобальной» в той степени, что различные субъекты участвуют в сети вне зависимости от физических ограничений. Сегодня физическое расстояние не рассматривается как препятствие для удовлетворения образовательных потребностей, поскольку сетевые взаимодействия посредствам прямого

обмена информацией и знаниями в режиме реального времени нивелируют это расстояние [1]. Такое взаимодействие как раз и является основной формирования сетей, не скрепленных иерархической системой координат, а функционирующих как «равноправные центры» сотрудничества и ответственности за предоставляемые услуги.

По мнению М. Кастельса, считающегося основоположником исследовательского направления, анализирующего процессы распространения сетевых структур в обществе [2], сеть - это совокупность взаимосвязанных узлов (союзов), сеть была задумана как центр власти в современном обществе. Эти союзы связывают как формальным, так и неформальным образом такие структуры как социальные институты, компании, рынки, организации, СМИ и др. участники различных социально-экономических, культурных и прочих отношения. Сетевое общество, по мнению М. Кастельса, можно охарактеризовать как динамичную открытую систему, допускающую новации без утраты баланса, «... сети являются орудиями, подходящими для капиталистической экономики, основанной на обновлении, глобализации и децентрализованной концентрации» [3, p. 470]. То есть сеть дает возможность равноправным участникам максимально использовать преимущества вхождения в сеть, оставаясь независимым субъектом экономической и/или социальной активности.

С точки зрения экономической теории сеть понимается как одна из форм взаимодействия самостоятельных хозяйствующих субъектов, позволяющая экономить на масштабе производства, трансакционных издержках, получении информации, планировании, осуществлении контроля и реализации других управленческих функций. В интерпретации Ф. Котлера сетевая организация представляет собой систему экономических единиц, реализующих собственные цели, не включенные в

систему иерархического контроля, однако имеющие многочисленные горизонтальные связи, что формирует их определенную взаимозависимость [4].

Новая форма предоставления услуг в образовательном пространстве. Мы в рамках нашей статьи особое внимание хотели бы уделить такому феномену современной экономики как рассмотрение системы образования с точки зрения сетевой парадигмы. Ряд авторов считает, что сети сегодня являются эпицентром глобальной экономики, а информация и знания (концентрированные в университетах и предоставляемые потребителям в виде образовательных услуг) приобрели большую экономическую значимость по сравнению с простым производством традиционных товаров. Именно поэтому функции образовательных и научно-исследовательских сетей становятся решающими в глобальной экономике [1]. А трансляция через сети знаний из различных университетов имеет основополагающее значение для позитивного и инновационного развития общества.

Использование сетевого подхода в начале XXI в., как указывают различные исследователи, стало доминирующим направлением в деятельности ведущих западных университетов [5]. Связано это со многими причинами, в том числе, с ростом изменений на рынке труда, в социальных системах, необходимостью быстрой адаптации к меняющимся условиям для сохранения позиций образовательных учреждений на рынке образовательных услуг, усилением международной мобильности в системе образования (и прежде всего профессионального), расширением территориальных границ потребителей услуг университетов, усилением международной конкуренции в сфере образования, потребностью специализации образовательных услуг, предоставляемых различным категориям потребителей, а также развитием

информационно-коммуникационных технологий, выступающих технологической основой сетевого взаимодействия.

Следует указать, что в российской практике сегодня все настойчивее звучат призывы к развитию и расширению взаимодействия образовательных учреждений в рамках сетевой модели, которая на данном этапе может быть оценена как инновационная [6]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [7] ст. 15 посвящена сетевым формам реализации образовательных программ. В этой статье указывается, что целью подобной формы взаимодействия образовательных учреждений является обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций, располагающих соответствующими кадрами для подготовки новых специалистов. Можно говорить, что сетевая форма реализации образовательных программ позволяет максимально полно и эффективно формировать основные компетенции выпускников учреждений образования за счет использования наиболее квалифицированных преподавательских кадров в той или иной предметной области вне зависимости от их территориальной дислокации. Использование современных информационных и дистанционных технологий дает реальную возможность сформировать адекватную нынешним реалиям образовательную инфраструктуру, объединяя интеллектуальные ресурсы отдельных учреждений в единый кластер компетенций [8].

Исходя из устоявшегося понимания сети, в системе образования сетевое взаимодействие следует трактовать, прежде всего, как процесс горизонтального взаимодействия образовательных учреждений, которое предусматривает решение общих задач и совместное использование ресурсов в рамках достижения заявленных целей. В самом общем виде образовательную сеть можно трактовать как «объединение образовательных учреждений, групп и

индивидов, действующих скоординировано на продолжительной основе по достижению согласованных целей» [9, с. 8].

Именно сетевое взаимодействие делает возможным совместное использование знаниевых, кадровых, материальных, информационных, методических и иных ресурсов, создает условия для распространения инновационных образовательных технологий среди участников сети, формирует единые подходы к обеспечению качества образования, создает кластер уникальных компетенций в образовательном пространстве [8]. В сетевом взаимодействии превалируют горизонтальные контакты и используются принципы саморегутрования и самоконтроля.

Сегодня существует деление сетей по разным критериям, в частности укажем на два подхода, использующих схожие принципы классификации. Первый подход предполагает выделение двух типов сетей в образовании, а именно: одноранговые сети и распределенные сети. Функционирование «одноранговых» сетей предполагает, что их «узлы» (отдельные образовательные структуры) имеют схожие или даже пересекающиеся функции и однотипное содержательное наполнение. В то время как «распределенные» сети характеризуются разнообразием функций и неоднородностью содержания включенных в сеть субъектов образовательной активности и обучающих программ; функции не дублируются, не повторяются, а скорее дополняют друг друга в сетевом взаимодействии. Таким образом, каждый узел сети (отдельный участник) несёт в себе вполне определенный функционал и уникальное содержание [9], что обеспечивает возможность расширить образовательный потенциал каждого из участников сети за счет уникальных компетенций и ресурсов других участников.

В рамках второго подхода предлагается различать внутри- и межотраслевые варианты построения сетевых структур. Первая модель предусматривает объединение нескольких образовательных учреждений одного типа и вида деятельности (при сохранении их самостоятельности) вокруг одного из них, выступающего, например, в роли ресурсного инновационного

центра (фактически - это усеченная иерархическая модель с фиксацией в качестве головного учреждения, располагающего максимальными образовательными ресурсами). Вторая модель сетевой организации предполагает осуществление взаимодействия между учреждениями различных типов и видов деятельности. В этом случае происходит «вписывание» разрабатываемых модулей или их элементов, отношений, связей и механизмов в существующую социокультурную среду (социально-педагогический комплекс) во внешнее окружение сети [10, с. 16], то есть развитие горизонтальных связей не только в рамках образовательной сети, но и подключение иных возможных участников подготовки кадров.

Основной задачей сетевого взаимодействия является сотрудничество, интеграция сил, ресурсов, помощь и поддержка в создании комплексного образовательного продукта, согласование интересов участников и организация процесса, в котором каждая из сторон выигрывает и получает возможность предоставлять потребителям максимально соответствующие их интересам образовательные услуги. При этом, в качестве стейкхолдеров вступают не только сами обучающиеся, но и родители, работодатели, органы власти различных уровней, научных и исследовательские организации, и образовательные учреждения как включенные в эту сеть, так и функционирующие в «сопредельном» образовательном пространстве.

Сетевое взаимодействие позволяет добиться усиления результатов каждого из участников, добиться того, что невозможно реализовать в каждом университете в отдельности, избежать ненужной траты ресурсов, напротив объединение (в той или иной степени) административного, финансового, кадрового и другого потенциала на решение совместной задачи для его эффективного использования.

При этом сетевое взаимодействие не рассматривается как сугубо филиальная сеть головного университета, построенная по иерархическому принципу (хотя отдельные элементы такой модели могут быть использованы и в сети), а базовым условием является равноправность всех участников

(отдельных «узлов») в горизонтальном взаимодействии. Сеть дает возможность образовательным учреждениям привлечь недостающий ресурс для подготовки востребованных специалистов. При этом такое взаимодействие особенно важно с точки зрения гармонизации деятельности университетов регионального уровня, выпускающих специалистов на территориальный рынок труда. Сетевое взаимодействие может сформировать базу для максимизации эффектов от использования образовательных ресурсов за счет их концентрации на конкретном запросе от территориального рынка труда.

Таким образом, актуализируется вопрос о сетевом взаимодействии различных образовательных учреждений, объединении их ресурсов и образовательного потенциала. Вместе с тем, «сетевым» всё чаще в сфере образования называют любое взаимодействием образовательных учреждений (конференции, совместные мероприятия, интернет-связь и т.п.), что не соответствует сущности сетевого взаимодействия и во многом его имитируют [11].

С другой стороны, сетевое взаимодействие многими авторами понимается прежде всего как создание единого информационно-коммуникационного пространства, что безусловно является важной, но не единственной формой организации сетевых структур в образовании. Скорее информационно-телекоммуникационное технологии следует рассматривать как инфраструктуру, обеспечивающую на современном уровне взаимодействие учреждений, нивелирующую территориальную разъединенность обучающих и обучающихся, «прикрепленных» к различным образовательным структурам. Создание единого образовательного пространства предусматривает модернизацию организационной и управленческой культуры в сфере высшего (и не только) образования, кроме того, это позволит создать необходимую инфраструктуру горизонтальной интеграции вузов (или иных образовательных учреждений) на ресурсном уровне [12].

Такой подход к сетевому взаимодействию нам кажется несколько зауженным, поскольку не выделяет наиболее важного и в наибольшей степени

формализованного вида сетевого взаимодействия - это распределенные университеты. Которые не просто используют дистанционные технологии, но создают общую среду и общее образовательное пространство, сохраняющее целостность университетской системы.

В сетевой структуре появляются более широкие возможности для использования сравнительных преимуществ географического и ресурсного характера [13, с. 89]. Наличие территориальной распределенности учреждений образования, как на уровне среднего, так среднего профессионального и высшего, зачастую создает (явно и неявно) трудности территориальной доступности образовательных услуг, в том числе, предполагающих использование инновационных форм и технологий их предоставления. В этой связи может нарушиться «целостность образовательной среды, сужаются ее границы, уменьшается «емкость», «качество», «ассортимент» предоставляемых услуг, усиливаются тенденции социальной поляризации» [10, с. 16]. Развитие образовательного пространства в направлении усиления сетевой составляющей, которая базируется на современных информационных технологиях, создает возможности использования эффективных форм взаимодействия образовательных учреждений, повышает разнообразие и качество предоставляемых услуг.

Мы согласны с исследователями, которые говорят, что сетевая образовательная среда наиболее полно отвечает требованиям современного компетентностного подхода, формирующего конкурентоспособного специалиста [10]. Однако здесь мы хотели бы все же указать на то, что компетентностный подход сегодня в основном рассматривается как ответ на требования работодателя к соответствию выпускника образовательного учреждения функциональному наполнению профессионального стандарта. Не отрицая важности такого подхода и значимости текущих вывозов рынка труда, мы хотели бы указать на то (и это мы уже не раз акцентируем в наших публикациях), что модель следования образования сугубо за профессиональными стандартами формирует «догоняющую» образовательную

стратеги. Подобная стратегия, когда на рынок труда выходят специалисты заведомо не готовые к внедрению прорывных решений, поскольку их подготовка была построена как ответ на сиюминутные запросы конкретных отраслей, не отвечает нацеленности экономики на инновационные задачи. Тем самым теряется одно из базовых преимуществ отечественной высшей школы -ее фундаментальность. Развитие креативного мышления в таких условиях, когда рынок формирует сугубо утилитарные вызовы, просто невозможно [14]. Когда приоритетным являются требования, далеко не всегда учитывающие появление новых технологических решений, инновационного развития, без которого невозможен экономический рост, становится проблематичным.

Отход от четкой траектории «профессиональный стандарт» -«образовательный стандарт» позволяет образовательным учреждениям предлагать широкий набор образовательных услуг на основе изучения перспектив развития экономики и общества, учитывать перспективы возникновения новых профессий и технологий. Такой подход позволяет готовить специалиста, умеющего не только адекватно действовать в нестандартных ситуациях, оценивать и использовать свои творческие способности и возможности для освоения и применения инновационных технологий, но и генерировать инновационные решения. При этом термин «образовательная услуга» не должен рассматриваться сугубо в контексте коммерческого варианта образовательной деятельности. Образовательная услуга нами рассматривается как процесс подготовки специалистов в образовательных учреждениях, поскольку это специфический вид деятельности, имеющий свои внутренние особенности.

Образовательная услуга, это в том числе и то, что «заказывает» государство образовательным учреждениям в ряду прочих государственных услуг, финансируемых за счет бюджетов разных уровней. В современной практике образовательные услуги реализуются либо на рынке (коммерческие формы обучения в вузах или иных образовательных учреждениях), либо на квази-рынке как часть социальной политики государства. Чем выше уровень

образования, тем государство должно нести «меньший груз ответственности» за финансирование, процесс организации и гармонизацию содержания образовательных услуг в стране, и соответственно, наоборот.

Организационные модели распределенного университета на рынке услуг в образовательном пространстве. В этой связи мы считаем возможным предложить подход к сетевому типу образовательной деятельности, акцентирующий внимание на использовании формализованного вида сетевого взаимодействия в образовании - это распределенные университеты. Подобные университеты не просто используют дистанционные технологии, но создают общую среду и новое образовательное пространство, сохраняющее целостность университетской системы.

В самом общем виде укажем, что может быть использовано две основные модели реализации распределенного университета (хотя такое деление весьма условно). Первая - распределенные университет - это образовательное учреждение, которое представляет услуги высшего образования, создавая филиалы в различных регионах и странах мира; целью является получение прибыли от торговли образовательными услугами (коммерческое присутствие на рынке зарубежных стран). То есть условно можно говорить, что речь идет о «территориально привязанной» сетевизации. Вторая - распределенный университет - это такое учебное заведение, которое использует современные информационно-телекоммуникационные технологии, позволяющие не перемещая потребителя предоставлять ему весь комплекс образовательных услуг. В этом случае условно можно говорить о «дистанционной сетевизации» образования. Укажем, что это лишь самый общей взгляд на проблему, считаем, что распределенный университет может быть создан в различных формах с использованием разнообразных

организационных моделей и различных моделей финансирования, актуальность же такой формы сетевого взаимодействия в условиях нарастания знаниевой экономики и постоянного расширения информационного поля считаем безусловной. В настоящее время активно обсуждается возможность использования потенциала распределенного университета как механизма включения российского высшего образования в систему сетевых форм предоставления образовательных услуг.

В качестве возможных моделей формирования новых организационных форм предоставления услуг в образовательном пространстве мы предлагаем следующие варианты[15, 16]:

• распределенный университет филиального (кампусного) типа, имеющей полноценные учебные организации в другом регионе или в другой стране, с полным ресурсным обеспечением деятельности филиала (кадровым, материальным, финансовым, информационным); для организации учебного процесса и управления могут быть использованы информационные технологии, однако в филиалах организован полноценный процесс предоставления образовательной услуги (встреча потребителя и производителя происходит на территории филиала, а не только в информационной сети);

• распределенный университет дистанционного (информационного) типа, не предполагающий географического распространения своих филиалов и представительств в другие регионы и страны и использующий исключительно информационно-телекоммуникационные технологии для предоставления образовательных услуг;

• распределенный университет «представительского» типа, имеющий на территории другого региона или другой страны только консультационные центры (представительства) и использующий информационные технологии для оказания образовательных услуг потребителям. Данные представительства выполняют управленческие и маркетинговые функции, однако полноценного образовательного процесса (в традиционном его понимании) не организуют.

Ниже в таблице приведена систематизация особенностей распределенных университетов различного типа.

Таблица - Систематизация особенностей различных типов распределенного университета

Критерии систематизации «Филиальный (кампусный)» «Представительский» «Дистанционный (информационный)»

Территориальное распространение Обязательное наличие полноценных филиалов в другой стране (регионе) Наличие консультационного представительства в другой стране (регионе) Отсутствуют какие-либо институциональные структуры в другой стране (регионе)

Основные виды деятельности Организация образовательного процесса в традиционных формах Консультационные образовательные услуги, административное сопровождение обучения Предоставление образовательных услуг с использованием информационных сетей (Интернет)

Дополнительные виды деятельности Организация взаимодействия с потребителями образовательных услуг, потенциальными работодателями, научными и образовательным и центрами Организация взаимодействие с потребителями образовательных услуг, изучение спроса на услуги, реклама образовательных услуг, установление связей с научными и образовательными центрами Продвижение образовательных услуг в других странах (регионах) посредствам использования информационных сетей

Образовательная технология Лицом к лицу Групповая Индивидуально-ориентированная

Использование информационных технологий в образовании Используется для организации учебного процесса параллельно с традиционными образовательным и технологиями Преимущественно используется для организации учебного процесса, с частичным использованием консультационных образовательных услуг Используются только информационные технологи для предоставления образовательных услуг

Необходимые ресурсы Материальные (недвижимость Материальные (недвижимость или ее Используются ресурсы головного

или ее аренда для организации полноценного учебного процесса, оборудование), кадровые (местные преподавательски е кадры или преподаватели головного вуза), финансовые, информационные аренда для организации работы консультативного центра, оборудование), кадровые (местные кадры или сотрудники головного вуза, организующие консультационную деятельность; преподаватель головного вуза), финансовые, информационные вуза, более расширенно используются информационные ресурсы

Источники финансирования Диверсифицирова нные (в зависимости о формы собственности, могут быть, в том числе, бюджетные) Диверсифицированны е (в зависимости от формы собственности) Диверсифицированн ые (в зависимости о формы собственности)

Сравнительный уровень затрат (между тремя формами распределенного университета) Максимальный Средний Минимальный

Превалирующая система управления Дивизионная в рамках распределенного университета; линейно- функциональная в головном вузе и филиалах Дивизионная в рамках распределенного университета; линейно- функциональная в головном вузе и линейная в представительствах Линейно-функциональная в головном вузе

Потребность в развитии нормативной базы для выхода на международный рынок Принципиально существует, требует уточнения Требуется дополнительное развитие Существует, требуется уточнение и развития в части прав на интеллектуальную собственность

Заключение

Завершая краткий анализ возможностей сетивизации современного образовательного пространства еще раз укажем, что в рамках такой формы предполагается систематизированное и структурированное взаимодействие с использованием современных дистанционных и информационных возможностей коммуникации между участниками сети. Университеты не только должны заключать договоры о взаимодействии, но для организации и реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими университетами, должны совместно разрабатывать и утверждать образовательные программы и учебные планы. Все участники сетевой программы реализуют ее в раках единого подхода, а каждый участник отвечает за свою часть (дисциплину, модуль, практику и т.д.). Сетевая форма реализации образовательных программ позволяет получать кумулятивный эффект от использования уникальных компетенций, которыми обладают отдельные субъекты образовательного пространства. Библиографический список

1. Hurtado C.D., Correa Z.C., Cardona Y.A. The role of a public university in a global environment: Networks and externalities of the R&D of the Cauca University // Estudios Gerenciales. 2013. Vol. 29. Issue 129. P. 396-405. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S012359231400076X

2. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: антологии. М.: Академия, 1999. С. 492505.

3. Castells M. The Rise of the Network Society. Massachusetts, USA. Oxford, UK. 1996.

4. Котлер Ф., Ачрол Р. Маркетинг в условиях сетевой экономики // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. № 2. С. 28- 46.

5. Князев Е.А., Дрантусова Н.В. Сети в профессиональном образовании // Университетское управление. 2010. № 5. С. 24-31.

6. Якунин В.Н. Современные направления инновационного развития вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 78-83.

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (редакция 2016 г.).

8. Хорева Л.В., Латыпова Е.В. Кластеры компетенций в системе инновационного развития сферы услуг // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2014. № 2 (20). С. 59-65.

9. Рудаков В.А. Организация сетевого взаимодействия при реализации дополнительных образовательных программ: методические рекомендации. Ханты-Мансийск: АУ «Ин-т развития образования», 2015.

10. Федоров В.Н. Сетевое пространство как фактор инновационного развития образовательных систем // Инновации в науке. 2012. № 14-2. С. 112-118.

11. Лобок А.М. Сетевое взаимодействие: новый формат или модное название?» // Журнал руководителя управления образованием. 2014. № 7. URL: http://obr.direktor.ru/archive/2014/7/Setevoe_vzaimodeystvie_novyy_format_ili_mo dnoe

12. Савзиханова С.Э. Инновационные подходы к формированию единого интерактивного сетевого пространства сферы образовательных услуг // Креативная экономика. 2011. № 9. С. 58-62.

13. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С. 88-94.

14. Васина Е.В., Карпова Г.А., Хорева Л.В. Национальная рамка квалификаций как форма организации процесса образования и контроля качества подготовки кадров в туризме // Вестник Национальной академии туризма. 2010. № 1. С. 6166.

15. Кисаева В.В. Организационно-экономические модели сетевых форм профессионального образования: автореф. дис... канд.экон. наук 08.00.05 / Кисаева Виолетта Владиславовна. СПб, 2012.

16. Кисаева В.В. Распределенный университет в системе продвижения высшего учебного заведения на международный рынок образовательных услуг // Журнал правовых и экономических исследования. 2011. № 3. С.62-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.