6.13. СЕТЬ ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНИЯ РАЗВРАТНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Алиева Елизавета Андреевна. Должность: Главный эксперт. Место работы: Московский Исследовательский Центр. Подразделение: отдел лингвистических исследований. E-mail: [email protected]
Аннотация: Информационно-телекоммуникационные сети (в том числе сеть Интернет) используются злоумышленниками как средство совершения ряда преступных деяний, в том числе бесконтактных развратных действий в отношении несовершеннолетних лиц. Автором данной статьи поставлены и достигнуты задачи:
1) проиллюстрировать механизм совершения развратных действий с помощью сети Интернет;
2) перечислить основные приемы психологического воздействия злоумышленника на несовершеннолетнее лицо;
3) выявить проблемные вопросы квалификации развратных действий;
4) отметить возможные пути их решения.
Автор пришел к следующим выводам: совершение
рассматриваемых противоправных деяний с использованием сети Интернет характеризуется повышенной общественной опасностью и нуждается в отдельном законодательном закреплении в виде квалифицирующего признака. Отмечается недопустимость уравнивания ненасильственных бесконтактных посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних, не достигших двенадцатилетнего возраста, и изнасилования или насильственных действий сексуального характера путем применения примечания к статье 131 УК РФ.
Данная статья будет полезна для лиц, изучающих дисциплины «Уголовное право», «Основы квалификации преступлений», «Криминология».
Ключевые слова: развратные действия, несовершеннолетние, секстинг, кибергруминг, редакция статьи 135 УК РФ.
INTERNET AS A MEANS OF PERFORMANCE SEXUAL ABUSE
Alieva Elizaveta Andreevna. Position: Chief expert. Place of employment: Moscow Research Center. Department: Linguistic Studies department. E-mail: [email protected]
Annotation: Information and telecommunication networks (including the Internet) are used by intruders as a means of committing a number of criminal acts, including contact-less depraved actions against minors. The author of this article has set and achieved the following objectives:
1) to illustrate the mechanism of committing depraved actions with the help of the Internet;
2) list the main methods of psychological attack of an intruder on a minor;
3) identify problematic issues in the qualification of debauchery;
4) to note possible ways of their solution.
The author came to the following conclusions: the commission of the unlawful acts in question using the Internet is characterized by an increased public danger and requires a separate legislative fixation in the form of a qualifying feature. It is noted that it is inadmissible to equalize non-violent contactless attacks on the sexual inviolability
of minors under the age of twelve and rape or violent acts of a sexual nature by applying a note to Article 131 of the Criminal Code.
This article will be useful for persons who study the disciplines "Criminal Law", "Fundamentals of Criminal Qualification", "Criminology".
Keywords: sexual abuse, minors, sexting, cybergaming, editorial of article 135 of the Criminal Code.
Сегодня сеть Интернет является не только результатом развития науки и техники, но и уникальным инструментом в руках злоумышленника, позволяющим ему не только осуществить подготовку к совершению преступления, выбрав потенциальную жертву и собрав необходимую информацию о ней, но и выполнить объективную сторону ряда преступных деяний.
Особенно уязвимыми являются дети и подростки -несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет. Как правило, они проявляют неосмотрительное вик-тимное поведение, охотно вступая в контакт с незнакомцами, раскрепощенно обсуждая интимные темы и пересылая свои откровенные фото- и видеоизображения собеседнику.
Это явление, именуемое также «секстинг», получило распространение в России в ужасающих масштабах. Каждый третий несовершеннолетний в возрасте от 11 до 16 лет когда-либо получал сообщения сексуального характера, каждому шестому приходят подобные письма как минимум раз в месяц. Сообщения, получаемые каждым двадцатым несовершеннолетним, содержали открытые предложения поговорить о половом акте [7, с. 9].
Уголовное законодательство Российской Федерации не предусматривает ответственности несовершеннолетних за ведение переписки интимного характера, создание и передачу сексуально откровенных фотографий. Чего не скажешь о США, где, начиная с 2008 года, многим несовершеннолетним были предъявлены обвинения за получение и передачу откровенных изображений сексуального характера, поскольку их действующие федеральные законы не разграничивают порнографические материалы, созданные несовершеннолетними друг для друга, и сугубо эксплуататорские материалы, созданные в ходе фактического изнасилования и растления детей [8, с. 264].
На сегодняшний день злоумышленники чаще всего используют для бесконтактного развращения подростков такие каналы передачи электронной информации как: социальные сети, электронная почта, мобильные приложения типа WhatsApp или Viber, Skype, сайты знакомств, форумы и чаты.
Совершению бесконтактных развратных действий почти всегда предшествует установление доверительного контакта с несовершеннолетним. Такие действия злоумышленника, являющиеся по сути приготовлением к совершению преступления, именуются в зарубежной литературе как «кибергруминг».
В целях установления доверительного контакта злоумышленник регистрируется в социальной сети или чате и, выбрав жертву, инициирует общение, при этом чаще всего представляется ровесником либо немного старше. Как правило, злоумышленник сначала пытается установить дружеские отношения с ребенком. Исключение составляют случаи, когда жертва была найдена в списке участников тематических сексуально ориентированных сообществ (яой, юри, сётакон, лоли-кон и подобных), в таких случаях общение изначально строится на обсуждении сексуальных тем.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА
Алиева Е.А.
Изучение текста переписки в социальной сети «В Контакте» между пользователем «Анастасия Заяц» (несовершеннолетней гр-кой Е., 20.04.2002 г.р.) и пользователем «Марина Стегнюк» (совершеннолетним гр-ном Ж., 11.08.1983 г.р., он ведет беседу от лица женского пола) [4] показало следующее.
Инициатором общения является пользователь «Марина Стегнюк», он выступает в активной роли, вводит, поддерживает и развивает основные темы беседы. В ходе переписки данный пользователь применяет различные приемы психологического воздействия на несовершеннолетнее лицо с целью формирования у него готовности присылать свои фото- и видеоизображения в обнаженном виде пользователю «Марина Стегнюк» (совершеннолетнему гр-ну Ж.), а также формирования у пользователя «Анастасия Заяц» готовности участвовать в поиске несовершеннолетних пользователей социальной сети «В Контакте» для позирования обнаженными перед вэб-камерой для пользователя «Марина Стегнюк»:
- прямые, директивные требования: «Предложи просмотр пройти, чтобы попасть в агентство. Заинтересуй, мол всё здорово. По своему опыту пиши и т.д., мол никто не увидит. Я одна только провожу его. Скажи, что ты все прошла и все ок»;
- убеждение несовершеннолетней в том, что обнажение перед веб-камерой, а также наличие обнаженных фотоизображений является правильным, приемлемым, необходимым для получения работы в модельном агентстве «Светская львица», представителем которого якобы является «Марина Стегнюк»: «Я предоставляю такую возможность, а ты ее просто упускаешь из-за мелочи абсолютнейшей»;
- убеждение несовершеннолетней в возможности прохождения бесплатного кастинга в модельном агентстве при согласии обнажиться перед веб-камерой: «Фейк не общается так. Для просто модельного может и не надо. У нас фотомодельное и у нас такие правила. И еще, ни в одном агентстве ты не пройдешь просмотр бесплатно и просто так. А у меня пройдешь»;
- апелляции к «взрослости» девочки;
- убеждение пользователя «Анастасия Заяц» в том, что пользователь «Марина Стегнюк» распространит видеозапись, на которой пользователь «Анастасия Заяц» запечатлена в обнаженном виде, в случае отказа последней присылать свои фото- и видеоизображения в обнаженном виде пользователю «Марина Стегнюк».
Согласно действующему российскому уголовному законодательству и разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации [2,3], ведение интимной переписки и обмен откровенными фото- и видеоизображениями между совершеннолетним лицом и подростком в возрасте от 12 до 16 лет в сети Интернет, направленные на удовлетворение сексуального влечения первого или призванные пробудить сексуальное возбуждение или интерес к сексуальным отношениям у несовершеннолетнего, признаются развратными действиями и должны быть квалифицированы по соответствующей части статьи 135 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Как правило, развратные действия направлены на удовлетворение сексуальных потребностей совершеннолетнего лица. Анализ следственной практики [5] показал, что нередко после знакомства в социальной сети злоумышленник склоняет девочку-подростка к обнажению, демонстрации половых органов и груди, акту мастурбации.
В ходе обыска у подозреваемого в совершении развратных действий могут быть изъяты фото- и видеоизображения обнаженных несовершеннолетних лиц, где половые органы и действия с ними представлены акцентированно (крупным планом), с фиксированием внимания на деталях и подробностях интимной физиологии подростка. Подобная демонстрация действий сексуального характера однозначно направлена на половое возбуждение и сексуальное удовлетворение совершеннолетнего правонарушителя.
Способ реализации развратных действий может быть различным - ведение переписки интимного характера, обмен откровенными фотографиями, осуществление видеозвонков. Последний способ пользуется особой популярностью, поскольку, как правило, злоумышленник стремится зафиксировать процесс преступного общения с несовершеннолетним, активно используя для этого современные компьютерные средства и программное обеспечение.
Так, в ходе общения преступника и несовершеннолетнего посредством видеозвонков в программе «Skype» съемка несовершеннолетнего лица осуществляется при помощи веб-камеры и транслируется через Интернет, запись на техническом устройстве злоумышленника производится программно (т.е. без использования цифровых либо аналоговых записывающих устройств) с заданной им заранее области экрана монитора. В качестве записывающих приложений используются такие программные продукты захвата, записи и редактирования изображений экрана как «Camtasia studio», «Webcammax» и аналогичные.
Оценивая степень общественной опасности ненасильственных бесконтактных посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних, стоит обратить внимание на утверждение исследователя А.Д. Оберемченко [6, с. 69], что разговоры на интимные темы или обмен откровенными фото- и видеоизображениями характеризуются относительно невысоким уровнем общественной опасности.
С другой же стороны, необходимо учитывать специфику информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет), поскольку данное средство:
дает возможность злоумышленнику действовать анонимно, создав для несовершеннолетнего необходимый образ;
позволяет взаимодействовать сразу с большим количеством несовершеннолетних. Нередко подростки сами стремятся установить контакт, беспрекословно выполняя все требуемые от них действия, дабы получить те или иные блага (вступить в «модельное агентство», получить денежные средства на оплату услуг мобильной связи и т.д.). Данное обстоятельство обуславливает многоэпизодный характер преступных действий;
трансгранично (действие не имеет каких-либо территориальных ограничений, что значительно усложняет поиск потерпевших и проведение предварительного расследования данной категории дел);
обеспечивает высокую латентность совершаемых преступных деяний, поскольку потерпевшие нередко не осведомлены о совершении в отношении них преступных действий либо скрывают данный факт, опасаясь огласки.
Все вышеуказанные обстоятельства, безусловно, усложняют процесс выявления, пресечения и уголовного преследования лиц за совершение преступлений
против половой неприкосновенности несовершеннолетних с использованием сети Интернет.
В связи с этим вслед за законодателем ряда зарубежных стран (Франция, Исландия, Македония) следует признать, что совершение рассматриваемых противоправных деяний с использованием сети Интернет характеризуется повышенной общественной опасностью и нуждается в отдельном законодательном закреплении в виде квалифицирующего признака.
Обращаясь к вопросу уголовной ответственности за бесконтактные развратные действия, совершенные с использованием информационных технологий в отношении не достигшего двенадцати лет ребенка, необходимо обратить внимание на явное пренебрежение принципом справедливости уголовного закона, поскольку данные преступные действия, ненасильственные по своей природе, в соответствии с примечанием к статье 131 УК РФ квалифицируются по пункту «б» части 4 статьи 131 УК РФ как насильственные.
Очевидно, принятый государством вектор на ужесточение уголовной ответственности за сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних привел к принятию ряда поспешных решений, одним из которых является закрепление в примечании к статье 131 УК РФ уравнивания ненасильственных бесконтактных посягательств на половую неприкосновенность не достигших двенадцатилетнего возраста детей и изнасилования или насильственных действий сексуального характера.
Пока бесконтактные развратные действия никак не обособлены в уголовном законе, остается надеяться на правоприменительную корректировку санкции -возможность суда применить статьи 15 и 64 УК РФ. Однако необходимо помнить, что при вынесении решения по данной категории дел в ряде случаев (например, когда обвиняемым является родитель, педагог, медицинский или иной работник, который должен был осуществлять надзор за потерпевшим) суд не вправе будет изменить категорию дела на менее тяжкую, применив статью 15 УК РФ. Анализ судебной практики показал, что при назначении наказания за совершение развратных действий статья 64 УК РФ применяется довольно редко.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс».
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 07.06.2017) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.12.2014 № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности» // - Российская газета. - № 284. - 12.12.2014.
4. Материалы уголовного дела № 399862 от 12.10.2015.
5. Материалы уголовного дела № 11602450005000030 от 15.03.2016.
6. Оберемченко А. Д. Развратные действия: уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 : защищена 28.04.2014 : утв. 26.03.2015 / Оберемченко Александр Дмитриевич. - Краснодар, 2014. - 180 с.
7. Солдатова Г. Рассказова Е., Зотова Е., Лебешева М., Роггендорф П. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России [Электронный ресурс] / Г.Солдатова, Е. Рассказова, Е. Зотова, М. Лебешева, П. Роггендорф // URL: http://psypublic.com/assets/files/EU-Kids-Online-II-in-Russia.pdf (дата обращения - 08.07.2017).
8. Kaur P. Sexting or pedophilia? / P. Kaur // Revista Criminalidad. - 2014. - Vol. 56 (2). - P. 263-272.
Статья проверена системой «Антиплагиат».
Оригинальность текста составляет 93%.