Научная статья на тему 'SESAME CREDIT В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КИТАЯ В 2010-Е ГГ'

SESAME CREDIT В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КИТАЯ В 2010-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
209
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТА / SESAME CREDIT / CHINA / SOCIAL MANAGEMENT / SOCIAL CREDIT SYSTEM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попов Д. И.

Показывается, что принадлежащая китайской компании Ant Financial кредитно-рейтинговая система Sesame Credit, выходя за рамки традиционного механизма кредитного скоринга, развивает систему социального кредита. Sesame Credit стремится формировать «цивилизованное поведение» граждан, являясь инструментом социального управления и контроля. В конце 2010-х гг. некоторые технологии и информационные ресурсы Sesame Credit были интегрированы в широкомасштабную, ещё находящуюся на этапе становления, государственную систему социального кредита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SESAME CREDIT IN CHINA’S SOCIAL MANAGEMENT SYSTEM IN THE 2010S

The article shows that the Chinese company Ant Financial is developing a social credit system named Sesame Credit going beyond the traditional credit scoring mechanism on this way. Sesame Credit aims to form “civilized behavior” of citizens as an instrument of social management and control. In the late of the 2010s some of Sesame Credit's technologies and information resources have been integrated into a large-scale state system of social credit which is still in its infancy.

Текст научной работы на тему «SESAME CREDIT В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КИТАЯ В 2010-Е ГГ»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 3 (27). С. 79-86. УДК 323.2

DOI 10.24147/2312-1300.2020.7(3).79-86

Д. И. Попов

SESAME CREDIT В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КИТАЯ В 2010-е гг.

Показывается, что принадлежащая китайской компании Ant Financial кредитно-рейтинговая система Sesame Credit, выходя за рамки традиционного механизма кредитного скоринга, развивает систему социального кредита. Sesame Credit стремится формировать «цивилизованное поведение» граждан, являясь инструментом социального управления и контроля. В конце 2010-х гг. некоторые технологии и информационные ресурсы Sesame Credit были интегрированы в широкомасштабную, ещё находящуюся на этапе становления, государственную систему социального кредита.

Ключевые слова: Китай; социальное управление; система социального кредита; Sesame credit.

D. I. Popov

SESAME CREDIT IN CHINA'S SOCIAL MANAGEMENT SYSTEM IN THE 2010s

The article shows that the Chinese company Ant Financial is developing a social credit system named Sesame Credit going beyond the traditional credit scoring mechanism on this way. Sesame Credit aims to form "civilized behavior" of citizens as an instrument of social management and control. In the late of the 2010s some of Sesame Credit's technologies and information resources have been integrated into a large-scale state system of social credit which is still in its infancy.

Keywords: China; social management; social credit system; Sesame credit.

В начале XXI в. общественно-политическая стабильность в Китае оказалась под угрозой вследствие заметно усилившегося потенциала социальной напряжённости. Сравнительно низкая результативность борьбы с преступностью, коррупция, устойчивый рост имущественного неравенства и социального отчуждения, известное исчерпание потенциала доверия общества к рыночным реформам, недостаточное финансирование сферы образования и здравоохранения, а также комплекс нерешённых экологических проблем стали основными факторами усиления социального и политического протеста в китайском обществе [1; 2]. Традиционные практики охранительно-силового реагирования на неконвенциональные формы протеста в целом исчерпали себя, поскольку существенно повышали репутационные издержки и подрывали легитимность политического режима в условиях сравнительно низкого эффекта от использования силового ресурса. В целях обновления модели социального

управления в Китае политическое руководство во главе с Председателем КНР Си Цзиньпином обратилось к такому инструменту «поощрения законопослушных и добросовестных граждан и наказания тех, кто нарушает закон и утратил доверие», как система социального кредита.

Одновременно посредством этой системы предполагалось решить комплекс задач в области социально-экономического развития Китая. Среди факторов, затруднявших процесс рыночной трансформации китайского общества, следует отметить сравнительно быстрое разрушение традиционного уклада жизни китайцев, массовые миграционные потоки, перемещавшие по территории страны население, жившее в тех или иных местностях сотни лет, знавшее друг друга физически и выработавшее эффективно работавшие механизмы доверия. В условиях урбани-зационных процессов и втягивания больших масс населения в среду рыночных отношений эти механизмы быстро разрушались. Со-

гласно проведённому в 2013 г. социологическому исследованию, более двух третей опрошенных жителей Китая относились к незнакомцам с подозрением, при этом меньше половины китайцев считали, что большинству людей можно доверять [3]. Эти опасения возникали не на пустом месте. В КНР быстрыми темпами росла преступность, среди которой выделялись различные формы мошенничества. В 2017 г. согласно данным Национального бюро статистики, мошенничество в коммерческой сфере стало вторым среди наиболее распространённых видов преступлений в Китае [4, р. 87].

Ещё одним фактором, затруднявшим процесс рыночных преобразований в Китае, стали риски кредитных организаций в условиях дефицита скоринговой информации. Значительную часть граждан, обращавшихся в банки за кредитами, составляли не располагавшие какой-либо кредитной историей недавние выходцы из сельской местности, рабочие с низкими доходами, студенты. Отсюда вполне объяснимы те сложности работы с потенциальными заёмщиками, которые испытывали банки и другие финансово-кредитные учреждения Китая. Согласно данным Министерства торговли, ежегодный экономический ущерб, вызванный отсутствием кредитной информации, составляет более 600 млрд юаней [5].

В 1990-2000-х гг. Национальным банком Китая было зарегистрировано более 500 000 организаций, указавших кредитование в качестве одного из направлений своей деятельности [6, р. 17]. Треть из них выражала заинтересованность в услугах кредитного скоринга физических лиц, а другие - в корпоративной кредитной отчётности. В рамках усилий, предпринимаемых китайским правительством по созданию необходимой рыночной, институциональной и технологической инфраструктуры, в 2000-х гг. рынку корпоративных и потребительских скоринговых агентств, предоставлявших кредитную отчётность и рейтинги для банковского и финансового сектора, оказывалась специальная государственная поддержка. В 2013 г. Государственный совет Китая принял Положение об отрасли кредитной информации, определявшее порядок лицензирования, регистрации и принципы деятельности кредитных

агентств, а также Свод правил управления кредитными агентствами [6, p. 16].

В начале XXI в. на рынке кредитных скоринговых услуг конкурировали несколько сотен агентств. Сектор кредитной оценки в целях контроля рисков стали развивать и крупнейшие китайские компании, занимавшиеся не только кредитованием населения, но и сервисами мобильных платежей, интернет-коммерцией и другими услугами населению. Среди них особое место занимает Ant Financial, специализирующаяся на реализации страховых продуктов, предоставлении кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса, осуществлении массового потребительского кредитования. Ant Financial является оператором одного из крупнейших в Китае сервисов мобильных платежей -Alipay, а также совладельцем Weibo - крупнейшего сервиса микроблогов c 340 млн пользователей [7]. С Ant Financial аффилирована корпорация Alibaba Group - национальный лидер в области электронной коммерции. Услугами её платформы интернет-торговли пользуются 448 млн китайцев [8].

В 2015 г. Ant Financial запустила систему оценки кредитоспособности потребителей - Sesame Credit, сочетающую в себе элементы традиционной системы кредитного скоринга с компонентами схемы лояльности. Кредитный рейтинг Sesame Credit оценивается в баллах (диапазон от 350 до 950 баллов), причём потребители, набравшие более 600 баллов, считаются кредитоспособными [9; 10, p. 361].

Ant Financial не разглашает сложный алгоритм, который использует для вычисления баллов, но раскрывает пять факторов, которые принимаются во внимание: кредитную историю; «способность пользователя выполнять свои договорные обязательства»; подтверждённую информацию, представленную заёмщиком о себе; межличностные отношения; социальное поведение и предпочтения [4, p. 93; 5; 11, p. 15]. Последние два фактора включают законопослушность, покупательские привычки, участие в благотворительных акциях, присутствие в социальных сетях, в том числе кредитный рейтинг друзей, имевших в них аккаунты, уровень дружелюбия при онлайн-общении и т. д. Важным источником данных для рейтинга Sesame Credit

является платёжная система Alipay, которая используется не только для осуществления покупок в онлайн-магазинах, но и для оплаты образовательных и медицинских услуг, счетов в ресторанах, такси, билетов на различные зрелищные мероприятия, а также для взаимного перевода денег между клиентами. Кроме того, руководство Ant Financial неоднократно выражало заинтересованность в получении доступа к принадлежащим государству базам данных, таким, например, как список студентов вузов, мошенничавших во время экзаменов [5]. Журнал Wired (США) сравнил источники и объёмы информации о потребителях, которой располагает Sesame Credit, с совокупной клиентской базой данных таких американских компаний, как Amazon, eBay, Apple News, Groupon, American Express, Citibank и YouTube [12]. Важно отметить, что информация, которая относится к сфере частной жизни гражданина и не может быть использована в западных скоринговых системах, является неотъемлемым элементом оценки кредитоспособности в Китае.

Участие в рейтинговой системе Sesame Credit добровольное, к середине 2017 г. на ней зарегистрировались уже 260 млн пользователей [13, p. 4]. Причина - в тех привилегиях, которые предоставляются пользователям с высоким рейтингом. Среди них - аренда автомобиля или бронирование гостиничного номера без внесения депозита и со значительными скидками, потребительское и ипотечное кредитование, а также страхование по более низким процентным ставкам, возможность заказа онлайн-покупок без предоплаты, беззалоговый прокат велосипедов, бытовой техники, электронной аппаратуры, ускоренный процесс выдачи виз в некоторые зарубежные страны (например, шен-генской визы), льготные условия оплаты услуг и «особая забота» при обращении в целый ряд частных медицинских клиник и т. д. [4, p. 94; 11, p. 15; 14-16]. Благодаря аффилированным с Ant Financial интернет-сервисам, таким, например, как службы знакомств Baihe и Didi Chuxing, пользователь с высоким кредитным рейтингом может повысить свои шансы на свидание или даже вступление в брак [16; 17]. Его профиль занимает верхние позиции на сайтах служб знакомств,

а указанный в профиле балл Sesame Credit, по словам одного из вице-президентов компании, говорит о благосостоянии партнёра и «гарантирует комфортную жизнь с ним» [18].

Таким образом, осуществляемая Sesame Credit социально-кредитная оценка физических лиц не ограничена исключительно решением задач в сфере кредитования (оценкой кредитных рисков, формированием предложений заёмщикам, поддержанием их потребительской лояльности). Sesame Credit не только исследует поведение потребителей, но и формирует его, вторгаясь в область морально-этических норм как социальных регуляторов. Ant Financial развивает так называемую систему социального кредита. Термин «кредит» (ff) в его китайском понимании ассоциируется с множеством высоких моральных достоинств, таких как доверие, надёжность, выполнение обещаний, законопослушность, честность и вежливость. Определение «социальный» подчёркивает, что «кредит» касается не только финансово-коммерческих транзакций, но и всех других аспектов общественных отношений.

В 2015 г. в интервью медиа-группе Caixin Media технический директор Sesame Credit Ли Юньгунь раскрыл некоторые особенности формирования кредитного рейтинга, отметив, что зарегистрированный пользователь, играющий в видеоигры по десять часов в день, будет считаться праздным человеком и не может рассчитывать на высокий балл, а часто покупающий подгузники, скорее, всего будет считаться родителем с большим чувством ответственности [16; 19]. В свою очередь исполнительный директор Ant Financial Люси Пэн, раскрывая долгосрочные задачи системы социального кредита, отметила, что Sesame Credit «сделает так, чтобы плохим людям в обществе не было места, в то время как хорошие люди могли двигаться свободно и без препятствий» [12]. В настоящее время политика Sesame Credit ориентирована преимущественно на поощрение «цивилизованного поведения», однако её возможности вполне позволяют осуществлять санкции в отношении потребителей. Главный менеджер Sesame Credit Ху Тао предупредил, что система разработана таким образом, чтобы

«ненадёжные люди не могли арендовать автомобиль, не могли занимать деньги или даже не могли найти работу» [5].

В 2010-х гг. Sesame Credit развернул широкомасштабную рекламу, транслируя представление о том, что его система социальной оценки служит общественным интересам и нацелена на восстановление доверия и честности в китайском обществе. В частности, сюжет одного из видеороликов строился вокруг бизнесмена, одержимого страхом стать жертвой мошенников. Изучая незнакомцев во время поездки в пекинском метро, он отчаивается: «Все похожи на мошенников». Сотрудники его офиса, пытаясь защититься от недобросовестных клиентов, покрывают стены конференц-зала фотографиями преступников. Но на помощь приходит система Sesame Credit, и все их проблемы решаются. Бизнесмен и его сотрудники счастливы, срывая фотографии со стены [12].

14 июня 2014 г. Государственный совет КНР утвердил директивный документ «Уведомление о планировании строительства системы социального кредита (2014-2020 гг.)» [20]. В нём объявлялось о широкомасштабной реформе социального управления, основанной на принципиально новом инструменте - «социальном кредите», охватывающем как юридических лиц - субъектов рыночных отношений, так и физических лиц - граждан Китая. Система социального кредита, согласно представлению китайской политической элиты, должна стать ключевым инструментом решения таких проблем общественного развития современного Китая, как низкий уровень социального доверия в самых разных сферах жизнедеятельности общества, усиление социально-политического протеста, принимающего самые разные формы: от критики правительства в социальных сетях до имеющих сравнительно массовый характер уличных выступлений, рост и усложнение коррупционных практик, эрозия внутрипартийной дисциплины в Коммунистической партии Китая и т. д. [1; 2; 21, p. 86, 92].

В поисках оптимальной модели социального кредита государство обратилось к опыту тех китайских компаний, которые уже экспериментировали в этой сфере. Alibaba Group (с аффилированной компанией Ant Financial) оказалась одной из восьми компа-

ний, получивших в 2015 г. специальную лицензию Центрального банка Китая на разработку собственных кредитных скоринговых платформ [4, p. 93]. Остальные игроки на рынке скоринговых услуг лицензии не получили, что свидетельствует о сдвиге государственной политики в сторону централизованного, более жёсткого регулирования и контроля кредитных данных и онлайн-операций. С другой стороны, предполагалось использовать опыт таких компаний, как Ant Financial, при разработке общекитайской государственной системы социального кредита. Со своей стороны в 2015 г. Ant Financial распространила пресс-релиз, в котором сообщалось об обязательствах компании «помочь построить систему социальной честности» [12]. Некоторые китайские эксперты поспешили с выводами о том, что Sesame Credit станет пилотным проектом, который будет внедрен по всему Китаю в качестве государственной системы социального кредита [22]. В рамках сотрудничества с Верховным народным судом Sesame Credit интегрировала в свою базу данных «чёрный список», состоявший из более чем 6 млн чел., уклонявшихся от исполнения судебных решений. Им не только снизили кредитный рейтинг, но и запретили совершать покупки предметов роскоши на интернет-площадках, принадлежащих Alibaba Group [12; 14; 16].

В 2016 г. председатель правления Alibaba Group Джек Ма, обращаясь к членам Политико-юридической комиссии ЦК КПК, отметил, что «будущая система права и безопасности не может быть отделена от Интернета и больших данных». Опираясь на огромный массив сведений о транзакциях потребителей, которым располагают интернет-компании и операторы платёжных систем, правоохранительные органы могли бы существенно повысить как профилактическую работу, так и раскрываемость преступлений. «Это нормально, когда человек по отдельности покупает скороварку, таймер и даже стальные подшипники или порох, но ненормально, если он покупает всё это одновременно», - заявил Джек Ма [18]. Несмотря на то, что Ant Financial неоднократно отрицала факты передачи собственных баз данных государственным органам, подобные заявления её владельца китайскими и зарубежными

экспертами расценивались в качестве готовности к такому сотрудничеству.

В 2017 г. истёк срок действия всех восьми лицензий, дававших частным компаниям разрешение на разработку собственных кредитных скоринговых платформ. Центральный банк Китая отказался продлять лицензии, объяснив, что ни одна из восьми пилотных программ не оправдала ожиданий в отношении справедливости рейтинга, институциональной независимости, конфиденциальности и безопасности данных. Согласно сообщениям китайском прессы, главная претензия к кредитно-рейтинговым платформам заключалась в том, что кредитоспособность пользователей в большой степени интерпретировалась как лояльность к услугам частных компаний - владельцев этих платформ. Результат оценки базовой кредитоспособности одних и тех же лиц в этих системах мог существенно различаться, возник конфликт интересов между компаниями-разработчиками и государством [4, p. 94; 6, p. 17; 11, p. 15; 21]. Кроме того, отвечавшая за создание государственной системы социального кредита Национальная комиссия по развитию и реформам КНР была заинтересована в прямых, а потому более эффективных инструментах регулирования и контроля кредитно-рейтин-говых платформ, чем механизм лицензирования.

В феврале 2018 г. Национальный банк Китая предоставил право разработки кредит-но-рейтинговой системы единственной компании - Baihang Credit Scoring. Крупнейшим её акционером, владевшим 36 % акций, стала созданная государством Национальная ассоциация интернет-финансов КНР. Каждая из восьми компаний, обладавших ранее лицензиями Центрального банка, также стала акционером Baihang Credit Scoring, контролируя по 8 % акций [6, p. 18; 9]. Задачи, стоящие перед Baihang Credit Scoring, весьма амбициозные - опираясь на совокупную кредитную информацию, которой располагают восемь крупнейших компаний, создать на единой платформе профиль для каждого кредитного субъекта и дать оценку его кредитоспособности. В свою очередь эта система кредитной информации должна стать неотъемлемой частью государственной системы социального кредита, с одной стороны, явля-

ясь источником данных для неё, а с другой, -инструментом «поощрения и наказания» как частных, так и юридических лиц. Взамен компании-акционеры должны получить «хорошую кредитную среду и лучшие условия для работы».

Формально не имея лицензии и находясь в правовой «серой зоне», Sesame Credit не только продолжила свою деятельность, но и существенно расширила её направления и объёмы. В частности, Ant Financial заключила партнёрские соглашения с властями некоторых административно-территориальных единиц Китая. Согласно уже упомянутому директивному документу китайского правительства, разрабатываемая во второй половине 2010-х гг. единая государственная система социального кредита должна основываться на опыте функционирования местных систем. С этой целью органы власти регионального, уездного и волостного уровней приступили к разработке и практическому использованию собственных систем социального кредита. Некоторые из них оказались результатом прямого заимствования общей схемы и отдельных компонентов системы оценки благонадёжности физических лиц Sesame Credit. В частности, системы социального кредита городского уезда Жунчэн провинции Шаньдун, городского округа Су-цянь провинции Цзянсу, уезда Суйнин провинции Цзянсу, уездного города Цинчжэнь провинции Гуйчжоу и др. строятся на балль-но-рейтинговой основе [6, p. 37; 9; 11, p. 14; 23-25]. Каждый из жителей этих населённых пунктов получает стартовый балл, который изменяется (увеличиваясь или уменьшаясь) в зависимости от законопослушности гражданина и соблюдения им морально-нравственных устоев общества. Местные Каталоги сбора информации о социальных кредитах, регламентирующие порядок сбора и агрегирования кредитной информации, как правило, охватывают несколько сотен видов экономической и социальной деятельности граждан. Эти данные обрабатываются в специальных информационных центрах с помощью технологии Big Data.

Рейтинг субъектов социального кредита напрямую влияет на их повседневную жизнь. Практика наказания лиц с низким социальным рейтингом разнообразна в китайских

провинциях: для них может действовать запрет покидать страну или пользоваться отдельными видами транспорта, жить в социальном жилье, получать те или иные социальные льготы, у них отзываются лицензии, дающие право вести предпринимательскую деятельность, возникают проблемы с трудоустройством, ставки ипотечных, потребительских кредитов (при условии, что они выдаются, что не всегда так), а также страховых платежей существенно выше средних и т. п. [11, p. 14; 18; 26] Фотографии правонарушителей, а также лиц, которым «отказано в доверии», демонстрируют на местных телеканалах, уличных экранах и в кинотеатрах перед началом сеансов, звонящие им абоненты перед началом разговора получают уведомление: «Человек, которому вы звоните, находится в кредитном чёрном списке» [6, p. 26;

27]. Например, в сетку вещания местного телеканала г. Жунчэн (провинция Шаньдун) включена ежедневная телепрограмма, транслирующая видеокадры нарушений местными жителями правовых и морально-этических норм. Среди прочего аудитории демонстрируют нижнее бельё, развешанное на балконах жилого комплекса, выброшенную прямо на тротуар старую мебель, автомобили, не останавливающиеся на пешеходных переходах, пешеходов, переходящих улицы на красный свет светофора, и т. п. При этом особое внимание аудитории данной телепередачи заостряется на лицах нарушителей и их именах [23].

Перечень поощрений для лиц с высокими социально-кредитными баллами также весьма обширен [24]. Немалую роль в этом играет Sesame Credit. Например, в 2017 г. администрация 381 города КНР на основании рейтинга Sesame Credit предоставляла местным жителям и туристам целый ряд льгот, в том числе при найме городского социального жилья, оплате коммунальных услуг, аренде автомобилей, велосипедов и т. п. [9;

28]. В городе Ханчжоу провинции Чжэцзян Sesame Credit совместно с местными властями приняла участие в строительстве «территории доверия». Одной из ключевых основ системы социального кредита Ханчжоу является принцип: «Хороший кредитный рейтинг Sesame Credit означает хорошего гражданина», - при этом местный информационный

центр получает сведения о гражданах из баз данных Sesame Credit [23]. В 2017 г. Ant Financial заключила соглашение о стратегическом партнёрстве с администрацией города центрального подчинения Чунцин. В соответствии с соглашением Sesame Credit должна оказать местным властям помощь в создании платформы для обработки данных о социально-кредитном статусе горожан [6, p. 30].

Таким образом, управляемая компанией Ant Financial система социального кредита Sesame Credit стала одной из первых успешных негосударственных инициатив в области социальной инженерии в Китае. Являясь эффективным средством социального управления и контроля, эта система ориентирована на поощрение «цивилизованного поведения» граждан. Она не просто распространяется на правовую и экономическую сферы жизни китайского общества, но вторгается в область морально-этических норм как социальных регуляторов. По сути, речь идёт о социальном воспитании людей с помощью дисконтов, бонусов, штрафов, а также жёстких ограничений доступа к «рыночным благам». Опыт проводимой Sesame Credit социально-кредитной оценки физических лиц оказался востребован китайскими властями как центрального, так и местного уровней. В конце 2010-х гг. технологии и информационные ресурсы Sesame Credit были в значительной степени интегрированы в более амбициозную и широкомасштабную, ещё находящуюся на этапе становления государственную систему социального кредита - систему, призванную сохранить партийно-государственный контроль над китайским обществом, обеспечить социальным отношениям гармонию и бесконфликтность и, в конечном счёте, придать модернизационным процессам в Китае устойчивый и долговременный характер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корсун В. А. Социальный протест с «китайской спецификой»: смена вектора // Вестник МГИМО-Университета. - 2015. - № 4 (43). -С. 229-241.

2. Мотайло А. С. Экологический фактор социально-политической напряженности в Китае // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. -2011. - Т.7, № 4. - С. 143-149.

3. Гордеев А. Цифровая диктатура: как в Китае вводят систему социального рейтинга // РБК. -

2016. - 11 дек. - URL: https://www.rbc.ru/ business/11/12/2016/584953bb9a79477c8a7c08a7 (дата обращения: 23.09.2019).

4. Blomberg M. von. The Social Credit System and china's rule of law // Mapping China Journal. -2018. - № 2. - P. 77-112.

5. Botsman R. Big data meets Big Brother as China moves to rate its citizens // Wired. - 21 Oct.

2017. - URL: https://www.wired.co.uk/article/ chinese-government-social-credit-score-privacy-invasion (дата обращения: 25.09.2019).

6. Dai Xin. Toward a Reputation State: The Social Credit System Project of China. - June 10,

2018. - 63 p. - URL: https://ssrn.com/abstract= 3193577 (дата обращения: 17.09.2019).

7. Ковачич Л. Большой брат 2.0. Как Китай строит цифровую диктатуру // Московский центр Карнеги. - 18.07.2017. - URL: https://carnegie.ru/commentary/71546 (дата обращения: 23.09.2019).

8. Катасонов В. Китайская система социального кредита - что это такое. О некоторых особенностях цифрового общества в Китае // Фонд стратегической культуры. - 29.11.2018. - URL https://www.fondsk.ru/news/2018/12/29/kitajs kaja-sistema-socialnogo-kredita-chto-eto-takoe-47371.html (дата обращения: 15.09.2019).

9. Creemers R. China's Social Credit System: An Evolving Practice of Control. - May 9, 2018. -32 p. - URL: https://ssrn.com/abstract= 3175792 (дата обращения: 12.09.2019).

10. Chen Yongxi, Cheung Anne S.Y. The Transparent Self Under Big Data Profiling: Privacy and Chinese Legislation on the Social Credit System // The Journal of Comparative Law. - 2017. -Vol. 12. - № 2. - P. 356-378.

11. Mac Sithigh Daithi, Siems M. The Chinese Social Credit System: A Model for Other Countries? : EUI Department of Law Reseach Paper No. 2019/01. - Jan. 11, 2019. - 39 p. - URL: https://ssrn.com/abstract=3310085 (дата обращения: 15.09.2019).

12. Hvistendahl M. Inside China's Vast New Experiment in Social Ranking // Wired. - 12.14.2017. -URL: https://www.wired.com/story/age-of-social-credit (дата обращения: 23.09.2019).

13. Chorzempa M. China Needs Better Credit Data to Help Consumers : Peterson Institute for International Economics Policy Brief 18-1. - Jan. 2018. - 9 p. - URL: https://www.piie.com/ system/files/documents/pb18-1.pdf (дата обращения: 30.09.2019).

14. Creemers R. Disrupting the Chinese State: New Actors and New Factors. - May 24, 2016. -25 p. - URL: https://ssrn.com/abstract= 2978880 (дата обращения: 23.09.2019).

15. Mistreanu S. Life Inside China's Social Credit Laboratory // Foreign Policy. - Apr. 3, 2018. -URL: https://foreignpolicy.com/2018/04/03/life-inside-chinas-social-credit-laboratory (дата обращения: 19.09.2019).

16. Rollet Ch. The odd reality of life under China's social rating system // Wired. - 5 June 2018. -URL: https://www.wired.co.uk/article/china-blacklist (дата обращения: 30.09.2019).

17. Clover Ch. China: When big data meets big brother // Financial Times. - Jan. 20, 2016. -URL: https://www.ft.com/content/b5b13a5e-b847-11e5-b151-8e15c9a029fb (дата обращения: 23.09.2019).

18. Гордеев А. Цифровая диктатура: как в Китае вводят систему социального рейтинга // РБК. -2016. - 11 дек. - URL: https://www.rbc.ru/ business/11/12/2016/584953bb9a79477c8a7c08a7 ( дата обращения : 30.09.2019).

19. Shazeda A. Cashless Society, Cached Data Security Considerations for a Chinese Social Credit System // The Citizen Lab. - Jan. 24, 2017. -URL: https://citizenlab.ca/2017/01/cashless-society-cached-data-security-considerations-chinese-social-credit-system (дата обращения: 12.08.2019).

20. ШМ^(Ж4-2020^)ЙЯЙ. - URL: http://www.gov.cn/ zhengce/content/2014-06/27/content_8913.htm ( дата обращения : 23.09.2019).

21. Creemers R. Cyber China: Upgrading Propaganda, Public Opinion Work and Social Management for the Twenty-First Century // Journal of Contemporary China. - 2017. - № 26. - P. 85-100.

22. Kobie N. The complicated truth about China's social credit system // Wired. - 7 Jun. 2019. -URL: https://www.wired.co.uk/article/china-social-credit-system-explained (дата обращения: 14.08.2019).

23. Raphael R., Ling Xi. Discipline and Punish: The Birth of China's Social-Credit System // The Nation. - Jan. 23, 2019. - URL: https:// www.thenation.com/article/china-social-credit-system (дата обращения: 22.08.2019).

24. : ШШШШЙ ААШ . -URL: https://www.creditchina.gov.cn/ chengxinwenhua/chengshichengxinwenhua/

201802/t20180 205_108168.html (дата обращения: 20.09.2019).

25. : s&rn. -

URL: http://credit.xinhua08.com/a/20180209/ 1748612.shtml (дата обращения: 20.09.2019).

26. ШШШЙЛ-ФАШвЖ. - URL: http://news. hexun.com/2016-07-26/185154311.html (дата обращения: 04.10.2019).

27. Suqian Jiangsu. China's "social credit" scheme involves cajolery and sanctions // The Economist. - Mar 28, 2019. - URL: https:// www.economist.com/china/2019/03/28/chinas-social-credit-scheme-involves-cajolery-and-sanctions (дата обращения: 23.08.2019).

28. гкштяйя^ажтшж®

- URL: https://www. antfin.com/newsDetail.html?id = 590aa809e2dac 846a0361260 (дата обращения: 16.10.2019).

Информация о статье

Дата поступления 17 октября 2019 г.

Дата принятия в печать 10 июля 2020 г.

Сведения об авторе

Попов Дмитрий Иванович - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории и теории международных отношений Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: 55popov@mail.ru

Article info

Received

October 17, 2019

Accepted July 10, 2020

About the author

Dmitry I. Popov - Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of History and Theory of International Relations of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: 55popov@mail.ru

Для цитирования

Попов Д. И. Sesame Credit в системе социального управления Китая в 2010-е гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 3 (27). С. 79-86. DOI: 10.24147/2312-1300.2020.7(3).79-86.

For citations

Popov D.I. Sesame Credit in China's Social Management System in the 2010s. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2020, vol. 7, no. 3 (27), pp. 79-86. DOI: 10.24147/2312-1300.2020.7(3).79-86 (in

Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.