Научная статья на тему 'Сервисы Интернет телевидения'

Сервисы Интернет телевидения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сервисы Интернет телевидения»

4 декабря 2011 г. 1:04

Сервисы интернет-телевидения

Наталья Яшвнкова,

менеджер по маркетингу компании "Нетрис"

Значимость Интернета как информацюн-ной, коммуникационной и развлекательной площадки увеличивается год от года. В марте 2009 г. проникновение услуг Интернет по России было зафиксировано на уровне 44% (ФОМ). При этом установлено, что нсиболее востребовснными ресурсами Интернета, к которым богъимнству горожан приходится обращаться хотя бы раз в меся^ являются новостные сервисы — их используют 63% опрошенных На втором месте поисковики (48%), на третьем

— медиаресурсы, предлагающие загрузку или просмотр аудио и видео (47 и 42% соответственно). В ФОМ отмечают большой потенц иал электронной торговли: только 16% покупали товары в интернет магазинах, а 18% респондентов отметили, что ранее не пользовались, но хотели бы офобоватъ такой сервис

Отмечается также растущая потребность пользователей в нестандартных средствах доступа в Интернет Примерно 36% опрошенных отметили необходимость доступа к ресурсам глобальной сети вне стационарного комльюте-

ра Из них 62% наиболее часто используют для этих целей КПК или мобильные телефон.

В глобальном плане для рунетчиков всемирная Сеть является одним из самых значимых источников информац^, становясь в ряд с телевидением. Среди суточной ауд итории Интернета большая часть предпочитает в качестве историка информации именно Интернет (79%), скажем, телевидению (76%). Среде всех горожан Интернет пока но четвертом месте (28%), первые три — эа ТВ, прессой и информацией, получаемой от родственников и друзей

Что касается перспектив дальнейшего гро-никновения Интернета, то здесь можно рассмотреть не только количественное, но и качественное развитие: замена dial ир-технологж подключения на широкополоеньй доступ с без лимитными тарифами. В настоящий момент массовое распространение безлимитжхо Интернета является скорее привилегией больших городов: Москвы и Санкт-Петербурга. В регионах цены на подобные тарифные планы пока достаточно высоки — стоимость безлимипкхо пакета (I Мбит/с) составляет 23-25% от месячных расходов на душу населения (Comnews Research). Но если дальнейшее развитие будет развиваться по классическому сцвнарюо в ближайшее время, под давлением конкуренции,

операторы будут снижать цены для того, чтобы нароститъ абонентскую базу.

Подобная "гомса вооружений*, когда провайдеры услуг постоянно снижают цены и уве-личивзот скорость, приводит к падению ДОХОДНОСТИ операторского бизнеса При этом развитие интернет-технологж позволяет другим игрокам находить свои ниши для получения дохода онлайн: открываются интернет-магазины, размешается реклама, осуществляется продажа контента. На базе успешного опыта электронной коммерции операторы обращаются к новым бизнес-моделям, позволяющим сочетать преимущества операторского бизнеса и достоинства новейших разработок в об пости достав ки зашифрованного контета через Интернет.

Видеосервисы через Интернет

На Западе получила широкое распространение новая концепция предоставления видеоуслуг через Интернет (СХ'ег |Ье Тор, ОТТ). Термин ОТТ означает доставку видеосигнила на приставку (компьютер, мобильный телефон) пользователя по неуправляемой сети Интернет в отливе от услуг 1РТУ, которые предоставляются через управляемую сеть с гс$хэнтмрованным ОоБ (ОоЕ).

Среде основных особенностей данной технологии можно на зватк

• предоставление шифрованных каналов с возможностью легальной записи отдельных передач на абонентские устройства пользователей, в том числе по подписке;

• транскодироеаюю контента (каналов и фильмов) в различные форматы для просмотра на компьютере, телевизоре и мобильном телефоне;

• предоставление контента по запросу с возможностью просмотра онлайн и загрузки на абонентское устройство для дальнейиего просмотра.

Такая концепдо позволяет более эффективно использовать контент, привлекать новых абонентов и увеличивать доходность бизнеса эа счет дифферен1#юции услуг и введения онлайн-продаж.

Особенностью внедрения услуг ОТТ является возможность предоставить сервис любому пользователю Интернета.

Источники дохода оператора

Продажа контента через Интернет. Предоставление видеосервисов может осуществлял»-

45

ся по двум базовым технологиям: вешание фильмов или архивных телепередач по запросу и потоковое вешание каналов. В первом случае пользователь может управлять просмотром, а во втором нет. Для различного контента требуются различные стратегии продаж. Основная задача на первом этапе развития проекта по прод аже контента - заставить посетителя совершать первую покупку. На втором этапе — оформить месячную подписку.

Окпэаюю услуг через Интернет. В данном можно предложить такие сервисы как запись телепередач по под писке, пауза тв, повтор те и другие услуги нелинейного телевидения, а также информационные сервисы (погсдо, пробки, курсы), хостинг.

Размещеше рекламы. Один из основных историков на начальном этапе развития проекта. В качестве рекламодателей привлекать представителей товаров FMCG.

I Партнерство с

различными сайтами (например, Ozon.ru) позволяет претендовать на комиссионные отделения.

При разработке стратегии нужно у**гты-вать долю каждого из источников в общем объеме прибьли. Основная задача максимально увеличить даход от оказания услуг.

Схемы оплаты услуг

В данном секторе платного телевидения возможно использование схемы Рау per View

— оплата за отдегъньй просмотр и абонентская плата эа пакет сервисов. Фильмы и телеканалы предоставляются на условиях разовой оплаты или месячной подписки.

Если услуга продается в пакете с IPTV кос возможность смотреть любимые телеканалы с любого комгъютера, на котором есть подключение к ШПД возможно обьедение лишых кабинетов в еяи»*>ій счет. В этом случае, абонент прекрасно осведомлен о способах оплаты

Дря пользователя, не являющегося абонентом оператора, можно предложить следующие фор*ы оплаты:

• sms;

• платежные системы (терминалы);

• электронные деньги типа Яндекс Деньги;

• банковская карта;

• банковский перевод

Самьй простой способ оплаты — sms. Он уже хорошо эфекомендовал себя, и пользователь охотно им пользуется для оплаты контента, например, для мобильного телефона. Но в случае абонентской подгмеки — а это и есть конечная цель второго этапа проекта, лучше подхо-

дит банковская карта Если оператор крупный и известиьй, то можно рассчшьеать на то, что определенная доля пользователей охотно воспользуется банковской каргой для оплаты сервисов.

Зарубежный рынок

IrJorma Telecoms&Media, ведущая аналитическая компанія в области телекоммуникаций и медийных рьмков, в одеом из своих прогнозов, сделанных на 201 Or., указала на возросший интерес операторов IPTV к ОТТ. Эго утверждение также справедливо для поставідеков контента, получивших уникальную возможность предавать свой контент нагрямую зрителю.

В последнем отчете фугой аналилнеской компании, Muhnedia Research Group (MRG), сказано, что объем продаж в сфере ОТТ составит свь*ш 11 Алшлиардовдолларовв2012г.

Таким образом, большинство аналитжов предсказывают значительны* рост этого сектора платного телевидения в ближайшие 1 -3 года. Уже сейчас сервисы ОТТ предоставляют такие компании как Amazon.com, Inc., Apple Inc, Blockbuster Inc, Comcast (Fancast), Disney, BBC (1-Player) (пока топко на PC), Goo^e/YouTube, Huiu, Microsoft Corporation, Netfix, Inc. (Online Video Service), Sonic Solutions (CinemaNow), Sony (OTT Service), TiVo Inc, VUDU Inc. (ISTB + Service), Yahoo! Inc. (Video Service).

На рынке существуют разлитые пути организации бизнеса. Часть игроков предлагает контент бесплатно (HuJu), делая основной акцент на размещена рекламы, часть операторов ориентируется на PC, кто-то на і STB. Есть совсем необычные меде ли, когда обмен диско-ми DVD сочетается с online-nроемотром (Neflix). Обычно такие сервисы работают по подписке.

Создатели Skype разработали свой вариант интернет-телеведения - JoosL По аналогии с телефонией, на комгъютер пользователя устанавливался клиент, который позволял просматривать ролики, телепередачи, фильмы, информация о которых загружалась в режиме реального времени Проект характеризовался интересной реали заі*іей, но широкого рас-фостранения не полу^лп, возможно, из-за отсутствия поддержки со стороны контентовло-делъцвв.

Одним из нсыболее успешным игроком на этом рьмке считается Apple и его интернет-магазин Арр Store. По мнению Крестиана Зибре-ra (Christian Zibreg) доход производителя Phone от продажи приложений составляет 300000

доплсров в день — 110 млн. в год В своем проекте Apple использует наиболее популярный подход к продаже контента и программ — сочетание пленных и бесплатных сервисов

Подводя итог исследования западных игроков можно отметить, что наиболее перспективной моделью организации бизнеса является предоставление как платных, так и бесплатных сервисов на различные абонентские устройства.

Развертывание услуг интернет-телевидения

Компания "Нетрис* предлагает платформу IPSoft WebView, которая позволяет более эффективно использовать контент, привлекать новых абонентов и увеличивать доходность бизнеса за счет д ифференц иал*! услуг и введения онлайн-продаж.

Основными составляющими платформы явгаюгся следуюи*» подсистемы:

1. Подсистема управления услугами IPSoft WebView Middleware — для предоставления пользовательского интерфейса, интерфейса управле**1Я услугами системы и интеграции с биллинговыми системами, CAS, DRM и другими внесшими подсистемами.

2. Подсистема распределения контента IPSoft DMA — для хранения и выдачи контента подсистеме IPSoft iStream.

3. Подсистема >ро*ения и выдачи контента IPSoft iStrcam.

4. Подсистема защиты контента CAS/DRM.

5. Абонентские устройства — приставка (STB) с жестким диском (или другим хранилищем) поддерживающие загрузку на него контента, PC, мобильные телефоны.

Особенностью внедрения услуг ОТТ является возможность предоставил, сервис любому пользователю сети Интернет. Контент доставлю втся по неуправляемой сети, поэтому компания "Нетрис” в своем решении использует технологии, позволяющие динамически адаптировал» качество видео.

Возможности системы:

• Предоставление контента, адаптирован кого под разные скорости потока — контент с большим разрешением для скоростного безли-митного соединения и специально подготовленный контент для каналов с небольшой скоростью и ограничениями по трафику. Разные форматы позволяют просматривать видео на различных устройствах, в том числе и на мобильных телефонах

46

T-Comm #3-2010

IPSoft Web View Middleware

I

■ .О. Я

PC CHem Mobile

STB Client Client

• Разлитые способы доставки контента — видео можно смотреть в режиме реального времени (телевизионные каналы и фильмы по эафосу) или зсжрузитъ на жесткий диск абонентского устройства.

• Д ва подхода к защите контента — контент премиум-класса и платные каналы запущены встроенной системой условного доступа, бес платный контент может предоставляться без ограничений.

Сфера применения данного решения широка — это может быть интернет-магазин для (фодажи контента или площадка для дистрибу ции каналов и фильмов через Интернет. Так "КОМКОГ (торговая марка “АКАДО Телеком") и компания "Нетрис" на "Сввзь-Экспо-комм 2010" представили систему Телевизионного Интернет-вещания, позволяющую вещательным компаниям, производителям телевизионных каналов и медиа-контента, контент-агрегаторам организовал. ТВ-вещание в Интернет.

Ключевыми особенностями Системы Телевизионного Интернет-вещсхия (СТИВ) является отсутствие географжеских ограничений для расгростра нения сигнала, качество изображения, не уступающее "картинке" обьнного теле-

видения, а также возможность трансляции в сеть интернет каналов HDTV

Данное решение позволяет компаниям, производящим телевизионный контент, расширить зрительскую аудитора и увеличь зону ее охвата эа счет использования ресурсов сети интернет. Предложение адресовано вещательным компаніям, организаторам спортивных и зрелищных мероприятий, СМИ и любым другим предприятиям, которые создают телевизионный продукт.

СТИВ реализована на базе решения IPSoft WebView, размещенного в ЦОД "АКАДО Телеком". При заказе услуги не требуется приобретение дополнительного оборудования — процесс трансжкуи полностью реализован на инфраструктуре оператора

"АКАДО Телеком" обеспечивает доставку сигнала от производителя контента до платформы СТИВ, где происходет его кодирование в согласованный с заказчиком формат для вещания в сети жтернет. Реализовала возможность передав исходных смалоговых и цифро вых телевизионных сигналов, включая си талы HDTV Для создания интерфейса просмотра программ на вебсайте заказчику предоставля-

ется соответствующий программньй код

СТИВ позволяет проводить авторизацию, учет абонентов и предоставляемых услуг при реализации модегы платного телевизионного интернет-вещания. Система оснащена инструментами сбора и обраболси статистических данных о предпочтенкых зрителей, что позволяет заказчикам формировать целевой телевизионный контент. Учитывается распределение зрительской аудитории по странам, городам, дням, времени суток, а также длительность просмотра каждой конкретной ТВ-передр^.

Пользователи широкополосного доступа в интернет могут просматривать на экране персонального компьютера телевизионные программы с высоким качеством изображения и звука, при этом достаточю, чтобы соединение с сетью обеспечивалось на скорости от 512 кбит/с. Возможности платформы позволяют вьбрать разрешение видео потока и объем передаваемых данных в зависимости от скорости канала пользователя. Вещание может осуществляться в форматах Windows Media (VC-1), Adobe Flash и MPEG^4 AVC/H.264, загрузка специального программного обеспечения не требуется.

Прямые стыки сети "АКДЦО Телеком" с крупнейшие международными и российскими операторами, а также присутствие на всех крупнейших европейских точках обмена тро-фиком обеспенвают высокую связность сети и гарантируют высокоскоростной доступ к транслируемому контенту практически из любой точки земного шара.

Помимо ТВ-трансляций с использованием СТИВ реализуются проекты предоставления наиболее востребованных мулыимейдо<ых сервисов; интерактивного просмотра эфирных и актуальных телеканалов, видео по запросу, записи и отложенного просмотра телепередач а также других специализированных сервисов.

Интернет-вещание становится неотъемлемой частью нового "цифрового" мира. По мере снижения цен на безлимитный Интернет будет увеличиваться потребление мультимедийных услуг. А значит, количество сервисов будет постоянно расти. Концепция "длинного хвоста" (long tail) рекомендует не фокусироваться только на самом популярном контенте — в совокупности нишевые передачи могут набрать знан*-тельную аудиторию. И решения компании "Нетрис" были созданы для того, чтобы предоставил» возможность производителям контента найти своего зрителя

T-Comm #3-2010

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.