Научная статья на тему 'Сервисный центр по обслуживанию газобаллонной техники оао "КамАЗ"'

Сервисный центр по обслуживанию газобаллонной техники оао "КамАЗ" Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
55
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПРИМИРОВАННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ (КПГ) / COMPRESSED NATURAL GAS (CNG) / ГАЗОБАЛЛОННЫЙ АВТОМОБИЛЬ (ГБА) / THE GAS AUTOMOBILE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Батыршин Рафаэль Римович, Шпорт Юрий Александрович, Гатиятов Альфред Абузарович

В статье изложена методика организации сервиса газобаллонной техники. Разработанный стандарт сервисного центра по обслуживанию газобаллонного оборудования автомобильной техники, работающей на компримированном природном газе, дает возможность на базе существующих сервисных предприятий создавать направление по оказанию гарантийных и сервисных услуг по газобаллонным автомобилям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OJSC "KAMAZ" Gas Cylinder Equipment Maintenance Centre

Gas cylinder equipment maintenance organization technique is presented in this article. The developed standard of the gas cylinder equipment maintenance centre gives opportunity to create the tendency on gas cylinder vehicles warranty and maintenance services on the basis of existing maintenance companies.

Текст научной работы на тему «Сервисный центр по обслуживанию газобаллонной техники оао "КамАЗ"»

Голубые коридоры

pa

проведены опытно-конструкторские работы по созданию газовых двигателей уровня «Евро-4» мощностью 176-221 кВт (240-300 л.с.). Конструкция двигателей предусматривает применение гидромеханических коробок передач фирм У01ТН и ZF, а также механических коробок передач КАМАЗ и ZF. При этом двигатель обеспечивает высокие тягово-динамические и экономические показатели автомобиля (рис. 2).

Переход на частоту вращения 1900 мин-1 и расширение мощност-ного диапазона газовых двигателей позволяют унифицировать семейство газобаллонных автомобилей с семейством дизельных автомобилей

КАМАЗ. В 2008 г. был определен модельный ряд транспортных газовых двигателей уровня «Евро-4» типа У8, диаметром цилиндра 120 мм, ходом поршня 130 мм рабочим объемом 11,76 л (таблица).

Изменение крутящего момента за счёт снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя позволило расширить не только тягово-динамический диапазон, но и технико-экономические показатели АТС. Это также дало возможность увеличения ресурса двигателя и в целом (рис. 3).

На ближайшие десятилетия природный газ является самым перспективным видом моторного

Сервисный центр по обслуживанию газобаллонной техники ОАО «КАМАЗ»

Р.Р. Батыршин,

генеральный директор ООО «РариТЭК»,

Ю.А. Шпорт,

генеральный директор ООО «РМЗ «РариТЭК»,

А.А. Гатиятов,

начальник отдела реализации газобаллонного оборудования

ООО «РариТЭК»

В статье изложена методика организации сервиса газобаллонной техники. Разработанный стандарт сервисного центра по обслуживанию газобаллонного оборудования автомобильной техники, работающей на компримированном природном газе, дает возможность на базе существующих сервисных предприятий создавать направление по оказанию гарантийных и сервисных услуг по газобаллонным автомобилям.

Ключевые слова: компримированный природный газ (КПГ), газобаллонный автомобиль (ГБА).

OJSC «KAMAZ» Gas Cylinder Equipment Maintenance Centre

R.R. Batyrshyn, Y.A. Shport, A.A.Gatijatov

Gas cylinder equipment maintenance organization technique is presented in this article. The developed standard of the gas cylinder equipment maintenance centre gives opportunity to create the tendency on gas cylinder vehicles warranty and maintenance services on the basis of existing maintenance companies.

Keywords: compressed natural gas (CNG), the gas automobile.

топлива для массового применения на АТС как самый безопасный по выбросам частиц с отработавшими газами. ОАО «КАМАЗ» имеет в своей линейке четыре модификации транспортных газовых двигателей, соответствующие экологическому классу «Евро-4», и две в составе стационарных силовых установок.

При активном участии руководителей регионов и администраций городов Российской Федерации в решении проблем экологии ОАО «КАМАЗ» готов расширить гамму газобаллонной автомобильной техники и улучшить ее экологические параметры до уровня «Евро-5».

В последние 10 лет передовые страны ищут замену традиционному топливу. Наиболее перспективным автомобильным топливом в XXI в. многие ученые и экологи называют природный газ - метан, один из самых дешевых моторных топлив в мире, запасы которого весьма значительны.

На западе перевод автомобилей на природный газ рассматривают как одно из приоритетных направлений в экологической и энергетической политике. Популярность комприми-рованного природного газа, на котором в мире работают уже более 7 млн автомобилей, растет постоянно. К концу 2010 г. парк немецких автомобилей, к примеру, планируется довести до 1 млн, а к 2020 г. - до 6,5 млн ед. По приблизительным оценкам через 10-12 лет на КПГ будет работать не менее 30 % всех автомобилей в мире.

Как показывает статистика, Россия занимает девятое место среди 27 стран. Программы по переводу своих автомобилей на КПГ имеет большинство российских автопроизводителей.

ОАО «КАМАЗ» производит технику, работающую на КПГ, активно участвует в развитии газомоторной стратегии и внедрении альтернативных моторных топлив на рынке РФ.

Рис. 1. Типовая схема производственного процесса по техническому обслуживанию и текущему ремонту газобаллонных автомобилей на КПГ: А - автомобили с дизельными двигателями; ГБА - автомобили с газобаллонным оборудованием

В планах КАМАЗа в 2014-м олимпийском году обеспечить все грузовые перевозки в районе г. Сочи, используя автотранспорт на метане.

ООО «РариТЭК», партнер ОАО «КАМАЗ», устанавливает газобаллонное оборудование на серийно выпускаемые грузовые автомобили и автобусы с газовыми двигателями КАМАЗ, соответствующие экологическим стандартам «Евро-4».

В связи с этим сразу встает вопрос сервисного обслуживания новой автотехники в регионах эксплуатации. Существующей сервисной сети КАМАЗ необходимо подготовиться к приему нового ряда автотехники КАМАЗ с газовыми двигателями. Для этого специалисты ООО «РариТЭК» разработали стандарт сервисного центра по обслуживанию газобаллонного оборудования автомобильной техники, работающей на комприми-рованном природном газе, где указаны все нормативные ссылки, цели, технические требования, требования безопасности, методики контроля и испытаний при техническом обслуживании (ТО) и техническом ремонте (ТР) газобаллонных автомобилей.

Предприятия по сервисному обслуживанию газобаллонной ав-

тотехники могут создаваться как в помещениях новой постройки, так и на существующих производственных площадях действующего предприятия. Производственная база предприятий по техническому сопровождению эксплуатации газобаллонных автомобилей на КПГ должна отвечать требованиям соответствующих нормативных документов, регламентирующих существующие нормативы безопасности к зданиям, сооружениям, помещениям

и оборудованию. К таким документам относятся:

■ государственные стандарты;

■ строительные нормы и правила;

■ правила и нормы пожарной безопасности;

■ правила и нормы по эксплуатации оборудования;

■ различные ведомственные руководящие документы.

Для полноценного функционирования сервисного центра ГБА необходимо привлечение к работе

Голубые коридоры

1&

обученного персонала. Инженерно-технические работники и руководители, рабочие, производящие ремонт, обслуживающий персонал, связанные с эксплуатацией ГБА, их сервисным обслуживанием и переосвидетельствованием баллонов, проходят обучение согласно Правилам по охране труда на автомобильном транспорте, Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, Правилам устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов, Правилам безопасности в газовом хозяйстве, и получают соответствующее удостоверение (свидетельство) на право организации и проведения таких работ.

Технологические процессы технического обслуживания и текущего ремонта газобаллонных автомобилей на КПГ имеют ряд специфических особенностей (рис. 1). На территории сервисного центра следует предусматривать две функциональные зоны - эксплуатационную и производственную. Первая предназначена для организации приема, выпуска и хранения подвижного состава. Вторая - для

размещения зданий и сооружений для проведения ТО-1, ТО-2 и ТР подвижного состава. Функциональные зоны на схеме разделены по характеру их назначения. Красным цветом обозначены функциональные зоны стандартного сервисного центра, синим - функциональные зоны обслуживания ГБА.

Выбор схемы организации ТО (ТР) ГБА зависит от объема используемых баллонов, структуры и количественного состава парка ГБА, имеющихся

производственных помещений и их геометрических размеров, принятой технологии технического обслуживания ГБА и их хранения, располагаемого объема капитальных вложений в строительство производственной базы предприятия.

Возможность использования имеющихся на предприятии постов (боксов) для ТО, ТР и других работ для ГБА или необходимость их создания определяются на стадии разработки рабочего проекта строительства производственной базы предприятия в соответствии с исходными данными на проектирование.

Для проведения ТО и ТР ГБА на территории предприятия должны быть организованы следующие специализированные участки:

■ пост проверки герметичности газобаллонного оборудования, а также выпуска (аккумулирования) газа и дегазации баллонов (рис. 2);

■ участок технического обслуживания и текущего ремонта газобаллонных автомобилей (рис. 3);

■ участок регулировки и ремонта автомобильной газотопливной системы (рис. 4);

■ участок хранения компонентов топливной системы;

■ компрессорная с аккумуляторами сжатого воздуха на 20 и 0,6 МПа (рис. 5);

■ линия по освидетельствованию баллонов (рис. 6).

Техническое обслуживание и ремонт всех узлов и агрегатов газобаллонных автомобилей, за исключением газовой системы питания, проводятся в производственном корпусе совместно с автомобилями, работающими на жидком топливе. Проведение ТО и ТР автотранспортных средств с ГБО может производиться исполнителем, имеющим аттестованный для выполнения этой работы инженерно-технический и рабочий персонал, соответствующую производственную базу и технологическое оборудование.

В перечень необходимого оборудования входят: тестер-программатор «Аскан-10»; оборудование для диагностики электронных систем (ноутбук, интерфейсный кабель, ключ доступа, ПО); течеиска-тель-сигнализатор горючих газов; стенд для проверки и регулировки газовой аппаратуры; стенд для проверки, регулировки и очистки форсунок; четырехкомпонентный газоанализатор «Инфракар»; комплект приборов для очистки и проверки свечей зажигания; технологическая кассета.

Для газобаллонных автомобилей установлены следующие виды технического обслуживания:

■ ежедневное техническое (ЕО);

■ первое техническое (ТО-1);

■ второе техническое (ТО-2);

■ сезонное (СО);

■ техническое освидетельствование газовых баллонов.

ЕО ГБА выполняется перед выездом автомобиля на линию и после возвращения на автотранспортное предприятие (АТП). В рамках ЕО необходимо проверить состояние газовой аппаратуры и герметичность соединений газовой системы питания, легкость пуска двигателя на газовом топливе на холостом ходу и при различных частотах вращения коленчатого вала.

После возвращения автомобиля на АТП необходимо закрыть магистральный вентиль и выработать газ из системы питания.

ТО-1 включает в себя такие работы как проверка состояния и крепления газовых баллонов и кронштейнов, наполнительной и расходной арматуры, проверка герметичности газовой системы питания.

ТО-2 ГБА подразумевает следующие виды работ: проверка состояния и крепления газовых баллонов к кронштейнам, кронштейнов к кузову или платформе, а для некоторых моделей автомобилей крепление секций баллонов к раме автомобиля; проверка состояния и крепления наполнительного и расходного вентилей и газопроводов; проверка и при необходимости регулировка редуктора высокого

давления на рабочее давление, а также герметичности газовой системы питания; проведение диагностических работ системы управления двигателем.

Сезонное обслуживание ГБА выполняется два раза в год и совмещается с очередным ТО-2. При проведении СО необходимо: подтянуть крепление газовых баллонов к кронштейнам и кронштейнов к платформе, а также крепление секций баллонов к раме автомобиля; проверить герметичность газовой системы питания и манометр высокого давления, опломбировать и поставить клеймо со сроком следующей проверки.

Баллоны, состоящие из металлического лейнера и оболочки из композиционного материала на всей поверхности лейнера, должны подвергаться периодическому освидетельствованию не реже одного раза в три года. Освидетельствование баллонов включает:

■ осмотр внешней поверхности;

■ гидравлическое испытание давлением 1,5 р;

■ проверку массы и вместимости баллонов типа 1 и баллонов типов 2 и 3 со стальными лейнерами;

■ пневматическое испытание баллонов рабочим давлением.

Линию по освидетельствованию баллонов также можно организовать на базе сервисного центра ГБА (см. рис. 6).

Высокий уровень организации производства и качества автомобилей КАМАЗ с газовыми двигателями подтверждается постоянным вниманием к этой технике со стороны ОАО «Газпром» в виде приглашений на выставки и мероприятия для демонстрации автомобилей с газовыми двигателями.

Перевод только муниципального транспорта на газомоторное топливо позволит в несколько раз сократить выбросы в атмосферу сажи, токсичных веществ, а значит сделать наши города чище.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.