Научная статья на тему 'СЕРВИСНЫЕ МЕТАЛЛОЦЕНТРЫ: РЕЙТИНГ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛОВ'

СЕРВИСНЫЕ МЕТАЛЛОЦЕНТРЫ: РЕЙТИНГ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАЛЛЫ / ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАБОТКЕ / СЕРВИСНЫЕ МЕТАЛЛОЦЕНТРЫ / SERVICE CENTERS / КЛИЕНТ / METAL / CUTTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришина Елена

Аналитический обзор по сервисным металлоцентрам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metal Service Canters: Rating of Metal Processing Requirements

The analytical review on service steel centers.

Текст научной работы на тему «СЕРВИСНЫЕ МЕТАЛЛОЦЕНТРЫ: РЕЙТИНГ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛОВ»

ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

УДК 621.923.1

СЕРВИСНЫЕ МЕТАЛЛОЦЕНТРЫ: РЕЙТИНГ ТРЕБОВАНИЙ

К ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛОВ

Е. ГРИШИНА, пресс-служба компании Ruukki, г Москва Аналитический обзор по сервисным металлоцентрам.

The analytical review on service steel centers.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МЕТАЛЛЫ, ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАБОТКЕ, СЕРВИСНЫЕ МЕТАЛЛОЦЕНТРЫ, КЛИЕНТ.

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ

Появление сервисных металлоцентров (СМЦ) в России стало еще одним признаком того, что главная фигура на современном рынке - клиент. Последнему, к счастью, все реже приходится стоять в очередях и всё чаще из десятка предложений выбирать самое интересное.

И, возможно, слишком «пафосным» покажется утверждение, что СМЦ произвели революцию на рынке торговли металлопродукцией; но то, что они сделали его более удобным для потребителей данной продукции, сомнений не вызывает. Уже довольно большой опыт работы таких центров показал, что сегодня сформировался своеобразный «рейтинг» требований клиентов, который может стать руководством к действию для предпринимателей, желающих выйти на этот рынок.

В очередь за клиентами

СМЦ не только продает металл, но и оказывает весь спектр услуг, связанных с этим весьма специфичным и сложным товаром. По словам Олега Волкова, менеджера по маркетингу и коммуникациям российского подразделения ЯиикИ (европейский поставщик решений из металла для строительства и машиностроения): «Стратегия компании предполагает предоставление потребителям не просто металла, а целого комплекса решений и услуг. Металл должен доставляться как... пицца - в нужном объеме и точно в срок».

В Санкт-Петербурге компанией был создан один из первых СМЦ в России, построенный по европейскому типу. От привычных металлотрейдерских складов центр отличает наличие собственного высокотехнологичного производства, складского комплекса класса «А» с современным оборудованием, логистических и транспортных услуг.

На складе всегда необходимо поддерживать широкий ассортимент продукции - металлы разных марок, толщины и т.д.

Клиенту нужно предоставить не просто большой выбор (он есть и на обычном складе), но и разнообразные услуги по обработке металла, т.е. то, без чего нельзя представить современный СМЦ.

Это могут быть как самые простые услуги, например очистка металла от коррозии, ржавчины и окалины дробеструйным и пескоструйным способом, так и более сложный сервис: услуги по резке, первичной обработке металла и прочие виды деятельности.

Магазин готовых решений

Перспектива развития СМЦ в нашей стране связана с тем, что, как и во всем мире, они будут переходить от работы с металлом как с сырьем, к поставкам более сложных изделий из него. В частности, это диктуется развитием отечественной автомобильной промышленности.

«Большинство предприятий машиностроительной отрасли, которые были построены еще в советские времена, имеют в своем составе мощные заготовительные производства. В принципе они для себя могут сделать любые заготовки, - говорит Александр Романов, президент Российского союза поставщиков металлопродукции. - Однако большинство машиностроительных компаний имеют крайне устаревший парк оборудования, что соответственно не позволяет им даже для себя делать качественную продукцию и они вынуждены идти по пути аутсорсинга»1.

Как отмечает эксперт: «Во всем мире машиностроение, автомобилестроение, судостроение и другие отрасли устроены на принципе аутсорсинга, когда сервисные компании поставляют компоненты, заготовки и т.д., а основная задача машиностроителей - разработка новой продукции, ее сборка и поставка конечному потребителю».2

Многие российские производители металлопродукции уже заявили о своем интересе к этой теме. «Известны зарубежные примеры, когда сервисные центры не только поставляют заготовку или штамповку, но и делают предварительную сборку узлов и агрегатов машин, - это могут быть детали кузова, шасси, подвески. И таким образом можно последовательно и успешно двигаться по пути создания прибавочной стоимости, вплоть до полусборки машин», - считает

1 http://www.metalinfo.ru/ru/news/27499

2 http://www.metalinfo.ru/ru/news/27499

№ 2 (43) 2009 39

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ

член совета директоров ОАО «Северсталь» Анатолий Кручинин3.

В этом случае следует ожидать усиления «формальных» требований со стороны автозаводов и иных предприятий, которые становятся потребителями продукции СМЦ.

Каждая такая организация обычно формирует систему оценки поставщиков, где рассматривается уровень качества поставок, их организация, иные параметры.

Практически неизбежным в этом случае становится требование о наличии сертификатов, соответствующих стандартам ИСО.

Металл в нарезке

Производство более сложных деталей также ставит вопрос и о техническом перевооружении СМЦ, от которых требуется теперь выполнение более высокого уровня.

Так, в ряде СМЦ ОАО «Инпром» недавно появились линии плазменно-кислородного раскроя листового проката. Высокотемпературная дуга быстро и точно режет заготовки любых геометрических форм, в том числе с отверстиями, причем этот процесс эффективен при работе с листами разной толщины, металл не деформируется и не закаливается.

Получаемый разрез практически не имеет окалины, поэтому вторичной обработки, например очистки, не требуется, а это значительно экономит время и трудозатраты.

Услуга плазменной резки металлов активно востребована предприятиями стройиндустрии, судостроительной отрасли, вагоно- и автомобилестроения, сельхозмашиностроения и многими другими.

Следует отметить, что «плазма» имеет явные преимущества при резке материалов толщиной от 5 до 30 мм. Однако при жестких требованиях к отклонениям от перпендикулярности и вертикальности пропила более предпочтительна лазерная резка. Она оптимальна в процессах, требующих повышенной точности. Особенно важно это в автомобилестроении, где требования к исполнению деталей очень велики. Лазер подходит для разрезания тонких листов толщиной до 6 мм, когда к тому же необходимо особо высокое качество пропила. Точность обработки достигает 0.1 мм при повторяемости ± 0,05 мм, причем качество реза стабильно высокое, поскольку зависит только от постоянства скорости перемещения лазерного луча, параметры которого остаются неизменными.

К особенностям лазерной резки следует отнести высокую требовательность к качеству поверхности (плоскостности) обрабатываемых листов. Как правило, в этом случае речь идет о специальных сортах проката - «лазерных сталях», таких как Laser 420 MC.

Благодаря подобным услугам потребители получают стальные полуфабрикаты и детали высокого качества точно в срок, готовые к запуску в основное производ-

ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ство, в результате чего ускоряется производственный цикл и снижается себестоимость продукции.

Чем больше, тем лучше

Как известно, современные покупатели предпочитают посещать большие магазины, чтобы найти там сразу все. Это правило действует и в отношении металла: поэтому СМЦ должны уделить внимание не только качеству своих услуг, но и росту предложения.

Например, в настоящее время под Екатеринбургом ведется строительство логистического металлоцентра «Урал», специализирующегося на черном и цветном металлопрокате (общая площадь 46 тыс. м2).

Примечательно, что возводится он не под нужды конкретного предприятия, а для сдачи в аренду. Предполагается, что арендатор, он же поставщик металлопродукции, отгружает товар в адрес метал-лоцентра. Все остальное логистический центр обеспечит по аутсорсингу: разгрузку, складирование, комплектацию заказов, упаковку, маркировку и доставку металлопродукции конечному потребителю.

Для иногородних организаций, которые не планируют содержать в Екатеринбурге собственный склад и нанимать персонал (но при этом хотели бы продавать металл в регионе от своего имени), будет предоставлена по аутсорсингу еще одна услуга: продажа металлопродукции от имени компании.

Таким образом, на одной территории в будущем будет представлена продукция разных предприятий.

Кадры решают все

И качество обработки металла, и широта предложения связаны с «ориентацией» на сам продукт; но не менее важно обеспечить и направленность на клиента, которая проявляется в том числе и в привлечении в СМЦ только высокопрофессиональных кадров.

Благодаря профессиональным кадрам компания способна оказывать и дополнительные услуги: технические консультации, экспертиза документации, инжиниринг.

Координацией работы с клиентами в целом могут заниматься специальные подразделения. «Для работы с клиентами в нашей компании был создан отдел customer service, занимающийся отслеживанием работы с заявками, отгрузкой и иными вопросами», - рассказывает менеджер компании Ruukki Сергей Ахантьев. Это позволяет существенно сблизить потребителя и поставщика и дает возможность максимально быстро и эффективно решать неизбежно возникающие проблемы.

Сервисный металлоцентр - признак зрелого рынка, на котором усилившаяся конкуренция заставляет производителей и продавцов металлопродукции находить новые варианты ее продвижения.

Но вместе с тем СМЦ - не просто новый способ продаж, это и новый этап развития, благодаря которому появляется еще больше качественной продукции, а каждому клиенту уделяется максимум внимания.

http://www.expert.ru/printissues/northwest/2008/17/interview_stal/

40 № 2 (43) 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.