Научная статья на тему 'Сервис логистических услуг и их классификация'

Сервис логистических услуг и их классификация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / СЕРВИС УСЛУГ / SERVICES / КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухаров Раухат

Рассмотрение теоретических подходов к формированию концепции логистики в сфере услуг и рекомендаций по функционированию логистической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of theoretical approaches (methods) to establishment of logistic concepts and recommendations on (proper) functioning of logistic system

Текст научной работы на тему «Сервис логистических услуг и их классификация»

Таким образом, проведенный анализ представил позитивные изменения основных индикаторов рынка труда после кризиса 2009 года. Тем не менее, анализ динамики численности, занятых по основным видам экономической деятельности показал снижение занятых в таких

стратегически важных сферах экономической деятельности, как сельское хозяйство, обрабатывающее производство, образование. Необходимо привлечь особое внимание государства к проблемам занятости в данных видах экономической деятельности.

Таблица 1

Динамика численности занятых (в %) по видам экономической деятельности на основной работе

Вид экономической деятельности 2005 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год

Торговля 15,2 15,6 15,2 15,2 15,6 15,9 16,1

Обрабатывающее производство 18,2 17,4 16,5 15,3 15,2 15 15

Образование 9,2 9,1 9,1 9,4 9,4 9,2 9,2

Транспорт, связь 9,2 9,4 9,3 9,4 9,3 9,4 9,4

Здравоохранение 6,9 7,4 7,4 7,9 7,9 7,9 8

Сельское хозяйство 9,9 8,6 8,3 8,1 7,6 7,5 7,2

Строительство 6,7 7 7,6 7,1 7,2 7,2 7,4

Предоставление коммунальных и социальных услуг 3,3 3,5 3,7 3,9 3,9 4 3,9

Производство, распределение электроэнергии, воды, газа 2,9 2,9 3 3,2 3,3 3,2 3,3

Гостиницы рестораны 1,9 1,9 2,1 2,1 2 2,1 2,1

Добыча полезных ископаемых 1,8 1,9 2 2 2 2 2

Финансовая деятельность 1,4 1,8 1,9 1,8 1,9 2 2

Рыболовство рыбоводство 0,25 0,28 0,19 0,17 0,17 0,18 0,17

Список литературы

1. Доклад Генерального директора: На пути к столетней годовщине МОТ: реалии, модернизация и приверженность трехсторонних участников. / Международная конференция труда. 102-я сессия 2013 г. Женева, Швейцария.

2. Организация Объединенных Наций, Департамент по экономическим и социальным вопросам, отдел народонаселения: World Population Prospects: The 2010 révision, Highlights and advance tables, рабочий документ № ESA/P/WP.220 (Нью-Йорк, 2011 г.).

3. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года

(утв. Председателем Правительства РФ 31 января 2013 г.). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.URL: http://www.gks.ru (дата обращения 15.03.2015).

5. Электронный статистический сборник «Труд и занятость в России. 2013».URL:http://www.gks.ru /wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/pu blications/catalog/doc_1139916801766 (дата обращения 16.03.2015).

СЕРВИС ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Мухаров Раухат

Магистристрант «Учет и аудит» НЭУ им.Т.Рыскулова гАлматы, РК

АННОТАЦИЯ

Рассмотрение теоретических подходов к формированию концепции логистики в сфере услуг и рекомендаций по функционированию логистической системы. ABSTRACT

Review of theoretical approaches (methods) to establishment of logistic concepts and recommendations on (proper) functioning of logistic system

Ключевые слова: логистика, сервис услуг, классификация. Keywords: logistics, services, classification

Логистическая концепция как система мнений, приемов и методов роста эффективности функционирования логистических систем организаций и способствует достижению единства и согласованности усилий всех работников. Методы ведения бизнеса на базе концепции логистики дают возможность снижения расходов, также дает возможность повышения качества сервиса клиентов.

Цель логистики сервиса услуг состоит в оптимизации потоков по трем критериям - максимизации прибыли,

уровню и качеству обслуживания и снижению совокупных затрат [1, с.97].

Логистика рассматривает как единое целое весь цикл экономической деятельности, от выбора целесообразных производственных задач, определения эффективных методов их решения, управления применением этих методов до организации и управления процессами сбыта и реализации продукции [2,с.].

Из этого следует, основная идея логистики состоит в рассмотрении всех этапов воспроизводства — снабжения, производства, сбыта - как единого и непрерывного процесса трансформации.

Объект и предмет исследования в логистике - классификация логистических потоков, из которой следует,

что основные логистические потоки: материальные и сервисные, сопутствующие потоки (информационные, финансовые, сервисные) помимо этого для основного сервисного потока сопутствующими являются информационные, материальные и финансовые потоки рассмотрены на рисунке 1 [3].

Рисунок 1 - Объект и предмет исследования в логистике

Согласно классификации рассмотренная выше следует: рассматриваются только два вида ресурсов - материальные и нематериальные потоки так же нечетко рассмотрена двойственность сервисных потоков.

Научное представление и эволюционный, характер логистики в сфере услуг как концепции интегральной логистики решают задачи формирования эффективных процессов предоставления (цепочек поставок) услуг, обеспечивающих интеграцию и кооперацию всех участников системы обслуживания потребителей.

Проводя сравнения логистических подходов в сфере услуг с аналогичными в производственной сфере, в настоящем исследовании доказано, что для эффективного управления сервисными предприятиями' необходимо учитывать специфику функциональных циклов обслуживания. Исходной точкой в их понимании служат отличительные особенности услуги как продукта, обусловленные:

1) неосязаемостью его природы;

2) одновременностью его производства предоставления и. потребления;

3) активным участием потребителя в обслуживании. Из этого определения следует, что циркуляция- различных потоков в логистической системе предприятия сферы услуг в отличие от аналогичных систем производственных предприятий поставлена в более жесткую зависимость от восприятия потенциальным потребителем, нематериального характера его непосредственного взаимодействия с поставщиком услуги.

Менеджерами отдела снабжения в исполнительных информационных системах осуществляется оперативное управление материальными потоками. В экономико -математическом словаре Л.И. Лопатникова приводится определение потока: «Поток (flow) - экономическая величина, которая измеряется а движении, с учетом того периода времени, для которого делается расчет» [4]. Там же указывается и размерность потока: «Объем, деленный на время». Поток, как и любая управляемая система, может бьпъ охарактеризован при помощи различных параметров: скорости, траектории движения, времени, протяженности, начальной и конечной точек, интенсивности и т.д.

Как уже отмечалось, «объектами совершения логистических операций являются разнообразные виды потоков - в первую очередь материальные и соответствующие им информационные потоки, также потоки финансовых ресурсов. При этом в операциях производственно -заготовительной и сбытовой логистики основным объектом являются материальные потоки».

Логистические операции как совокупность действий направлены на преобразование материального и информационного финансового потоков.

Управление этими потоками получение своевременной информации требует формирования нетрадиционного управленческого учета, причем по каждому виду потока в отдельности:

- материального;

- грузового;

- информационного;

- финансового.

Более того, каждый поток нуждается в своей детализации. Поток в целом не обеспечит прозрачности информации. В условиях формирования рынка нужны детализация и оперативность в получении информации по каждому потоку, оперативность в согласованности действий по управлению материальными потоками.

Основная проблема здесь состоит в том, что в целом управление по материальным потокам не совсем приемлемо. Управление движением материалопотоков, организация учета затрат, а также связанных с ними информационных и финансовых потоков, обусловлены логистическими операциями. Логистические операции будут проведены на основе информации, полученной по данным оперативного учета. Поэтому в первую очередь необходимо организовать нетрадиционный управленческий учет движения материалопотоков и грузопотоков, информационных потоков, финансовых потоков, далее на основе управленческого оперативного учета этими потоками, получив информацию можно проводить управление ими и принимать управленческие решения.

В этой связи логистика выступает как теория и практика управления материальными, и связанными с ними информационными потоками. Отдельные ученые

считают, что в настоящее время имеются теория и практика по деятельности бюджетирования, планирования, организации, функционального контроля процессов движения совокупности материальных, финансовых, трудовых

и информационных потоков в системе рыночной экономики. Сторонники указанной концепции убеждены, что предметом логистики является только организация материальных потоков в производственно-коммерческой сфере.

виды логистических потоков

материальные потоки грузовые потоки информационные потоки финансовые потоки

Учет транспор тно-заготови тельных затрат управление и учет расходов содержания запасов управлен ие и учет операци и по отправке грузов управлен ие и учет операций по прибытию грузов внешняя информа ция внутренняя информа -ция учетная и неучетная информа ция количественная информа ция денежна я информа ция учет расчетов с покупате лями внутри РК учет расчетов с покупателями за предела ми РК

Схема совершенствования логистических потоков представлена на рисунке 2. Рисунок 2 - Логические потоки

Но вместе с тем другая концепция проявляется в желании отождествить понятие «логистическая деятельность» с профессиональными действиями специалистов, занимающихся организацией производства, его планированием, т.е. с функциями хозяйственников-управленцев, именуемых сегодня логистическим менеджментом. Такая концепция обосновывается связью указанных функций с потоковыми процессами материалов, сырья, готовой продукции. Существуют и другие, близкие по содержанию концепции. В отличие от них универсальная концепция не базируется на словесной подмене известной деятельности. Ее функциональная особенность состоит в комплексном анализе, синтезе и оптимизации уже действующих, организованных или предложенных снабженцами, плановиками, финансистами, менеджерами, сбытовиками материальных и связанных с ними потоков.

Именно такая универсальная концепция должна получить свою особую нишу в системах научной практической логистической деятельности. Существует мнение, что логистика направлена на улучшение системы закупок, снижение издержек снабжения и производства. Более объ-

ективным является то, что логистика в хозяйственной деятельности организации представляет собой одно из средств снижения затрет материальных потоков в сфере снабжения, производства и информационного обеспечения в целях повышения конкурентной борьбы и конкурентоспособности.

Список литературы

1. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика: основные понятия и положения: Учебно-метод. и справ, пособие.- 6-е изд.- М.: Техполиграфцентр, 2001.

2. Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике/М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 1997.772 с.

3. http://www.dissercat.com/content/metodologicheskie-osnovy-upravleniya-logisticheskoi-sistemoi-turistskogo-obsluzhivaniya

4. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.

О ЗАДАЧАХ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ

ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Егоров Юрий Николаевич

Д.э.н., профессор кафедры «Маркетинг и коммерция» МГУПИ, г. Москва

Надточий Юлия Борисовна

Канд.пед.наук, доцент кафедры «Маркетинг и коммерция» МГУПИ, г. Москва

Влияние фактора культуры на характер экономических отношений получило признание со времени формирования исторической школы в середине XIX века, к которой принадлежало большинство российских ученых-экономистов того времени. В современных условиях культурный фактор положен в основание институциональной школы теоретической экономии, а в менеджменте его влияние на управление отстаивает в своей теории Ъ Уильям Оучи.

На рубеже XIX - начала ХХ вв. А.И.Чупров, анализируя государственную экономическую политику, отме-

чал, что на ее развитие оказывают влияние как формализованные юридические акты, так и характер сложившихся в обществе отношений, т.е. существующие культурные традиции. Можно принять замечательные законы, но они не будут действовать в условиях отсутствия их признания со стороны общественности. Или, наоборот, можно принять драконовские законы, но общество их будет игнорировать, и будет продолжать жить по своему разумению. К тому же далеко не все общественные отношения можно рассматривать с позиции правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.