&
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
СЕРВИС И ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
Решением 119-ой сессии Международного олимпийского комитета Россия объявлена страной, принимающей Олимпийские игры 2014. Столицей XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 г признан город Сочи. Городской округ Сочи является известным курортом РФ. Он расположен вдоль побережья Черного моря от западной границы - реки Шепси и посёлка Магри до государственной границы России по реке Псоу на востоке. Общая площадь округа - 3 502 км2, а местное население составляет около 411 тыс. человек. Непосредственно сам город Сочи занимает площадь 250 км2, а его население составляет около 340 тыс. человек.
На развитие инфраструктуры региона проведения Олимпийских игр выделены значительные бюджетные средства в рамках Федеральных целевых программ (ФЦП) и множественные частные инвестиции.
В частности, на строительство и модернизацию телекоммуникационной инфраструктуры региона, обеспечивающей связь и трансляцию Олимпийских игр - $580 млн, на строительство и модернизацию четырёх электростанций и четырёх каскадных ГЭС общей мощностью 1129 МВт - $3,2 млрд, на организацию транспортного сообщения -$4,1 млрд. Помимо этого средства пойдут на возведение 15 современных спортивных объектов и нескольких гос-
Олимпийское движение относится к числу социальных явлений, оказывающих существенное влияние на жизнь людей, цель которых - поставить спорт на службу гармоничному развитию человека. Наивысшей задачей сервиса является создание наилучших условий становления человеческой свободной личности, обеспечивающих гармоничное развитие человека.
тиниц на 10,3 тыс. мест, на создание в морском порту выносного терминала, для приема круизных судов большой вместимости, на искусственных островов и размещения на них гостиниц, на строительство очистных сооружений, на изменение структуры городского хозяйства и др.
Строительство такой инфраструктуры связано с привлечением как российских, так и зарубежных компаний широкого спектра отраслей экономики. Чем ближе сроки завершения строительства того или иного объекта сочинской инфраструктуры - тем более остро встает проблема подготовки кадров, готовых и способных обеспечивать его функционирование. Особое внимание при этом должно уделяться персоналу среднего профессионального звена, непосредственно занятому на этапах технологического процесса обслуживания объектов инфраструктуры, причем как на момент проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 г, так и после с целью обеспечения деятельности курорта Сочи. По отношению к гостиничным и туристическим комплексам наиболее остро встает вопрос подготовки: горничных, официантов,
швейцаров, специалистов по бытовому обслуживанию, например, для: прачечных, химчисток банных комплексов; специалистов - техников и инженеров по обслуживанию инженерных комму-
никаций гостиничных комплексов, в том числе: лифтового хозяйства, систем водообеспечения и водоотведения, энергетиков, связистов, пожарников и др. , причем, владеющих знаниями и навыками работы с самыми современными машинами и агрегатами, обеспечивающими жизнедеятельность комфортность и безопасность функционирования всех систем инфраструктуры гостиничных и туристических комплексов.
Те же требования по структуре и качеству подготовки предъявляются к обслуживающему персоналу других объектов строящейся в Сочи инфраструктуры: автомобильных дорог, объектов придорожного сервиса, автотранспортных парков по обслуживанию пассажирского автомобильного транспорта, предназначенного для перевозки участников и гостей Олимпиады, железнодорожных вокзалов, объектов питания и бытового обслуживания, объектов инфраструктуры медицинского обслуживания.
Ожидается, что в Сочи приедут представители более 80 стран-участниц, около 5 тысяч спортсменов, более 9 тысяч представителей СМИ, около 2,5 тысяч организаторов, для обслуживания комфортного проживания которых на базе олимпийской гостиничной инфраструктуры необходимо примерно 140 -170 чел. В то время, как по оценкам РСТ, на данный момент трудовой потенциал Сочи составляет 120 тыс. чел. В регионе Сочи сложились особые демографические условия, которые обусловлены тем, что местные жители не хотят работать на линейных должностях, т. е. в качестве обслуги гостиниц, ресторанов, транспортной инфраструктуры, на предприятиях бытового обслуживания и др.. При этом уже на сегодняшний день существует проблема обеспечения кадрами предприятий этой сферы, острота которой увеличивается в связи с возрастающим контингентом приезжающих строителей олимпийских объектов. Ожидается, что численность приезжих
может вырасти до 50 - 70 тысяч человек в пиковые моменты строительства, что сравнимо с количеством участников и гостей Олимпиады.
Возникает проблема обслуживания XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014, решение которой актуально уже сегодня и связано с подготовкой и переподготовкой большого количества специалистов среднего профессионального и высшего профессионального уровня, причем в основном по техническим направлениям подготовки и ориентированных на реализацию своей деятельности в сфере обслуживания. Кадровая проблема возникала в период подготовки олимпийских игр в г. Москва в 1980 г. и решалась, в основном, за счет использования добровольного труда, то есть труда волонтеров. Подобное решение данной проблемы предлагается организаторами Олимпиады 2014 года. Они планируют организовать работу обслуживающего персонала на время проведения Игр вахтовым методом, в том числе привлекая к этому студентов - волонтеров со всей России.
Так для обслуживания иностранцев, которые на короткий срок приедут в Россию, планируется привлечь около 70 тысяч персонала. Примерно 25 тысяч из них - волонтеры, прошедшие подготовку в специализированных центрах, создаваемых на базе российских вузов. Однако эта мера способны решить проблему лишь на момент проведения Олимпийских игр, поскольку самая большая кадровая проблема возникнет после окончания Олимпийских игр, когда сочинский курорт покинут 85% волонтеров. При этом острейший дефицит в кадрах почувствуют построенные к Олимпиаде гостиницы на 8 тысяч мест категории четыре-пять звезд в Имеретинской низменности, три отеля категории пять звезд и один отель четыре звезды в центре Сочи и несколько новых отелей "четыре звезды" в Красной Поляне. Проблему можно решить расширением Сочи как города, обеспечивающего не только гостей ту-
4
НИИТТС
Сервис и Олимпийские игры
риндустрии, но и обеспечивающего жильем и социальной инфраструктурой ее жителей - работников туриндустрии. Для обслуживающего персонала, который будет работать на Олимпийских играх, на сегодняшний день уже разрабатывается льготная программа ипотеки с целью закрепления их на постоянном месте жительства.
Правительством РФ предприняты первоочередные шаги по решению задач, связанных с кадровым обеспечением проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 г и последующего функционирования обновленного сочинского курорта. Министерству образования и науки поручено создать систему подготовки и переподготовки кадров для решения поставленных задач. В декабре 2010 года подведены итоги конкурса учебных заведений Российской Федерации на право стать центром подготовки волонтеров для участия в организации и проведении XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. Победителями конкурса стали 26 учебных заведений Росии (25 вузов и 1 колледж) по 11 направлениям: «Транспорт», «Медицина», «Допинг-контроль», «Обслуживание делегаций и команд, протокол, лингвистические услуги», «Технологии», «Церемонии», «Коммуникации и пресса», «Административная деятельность и аккредитация», «Сервис», «Обслуживание мероприятий и работа со зрителями», «Паралимпийская символика». Помимо вузов, расположенных на юге России: кубанских, сочинского, новороссийского, в список вошли московские, питерский, омский новгородский и другие вузы. По номинации «Сервис» такое право получили несколько вузов России, входящих в национальный научнообразовательный инновационно-
технологический консорциум вузов сервиса, возглавляемый Санкт-
Петербургским государственным университетом сервиса и экономики. Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики стал единст-
венным вузом Санкт-Петербурга, удостоенным этого почетного звания (заявки на участие в конкурсе подали 8 вузов нашего города и 60 - России). В задачах Волонтерских центров помимо обучения хорошим манерам, иностранным языкам, правовым международным отношениям и др. (тренинги на знание объектов в городе Сочи, специальный курс английского языка спортивной и олимпийской лексики) ставится задача освоения профессиональных компетенций в сфере обслуживания участников и гостей олимпиады.
Для обеспечения деятельности Волонтерских центров необходим специальный подбор и повышение квалификации научно-педагогических кадров высших и средних специальных учебных заведений, способных готовить персонал для обслуживания Олимпиады. Такой Центр по поручению правительства РФ создан на базе национального научно-образовательнного инновационно-
технологического консорциума вузов сервиса и уже функционирует на базе Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики. В программе подготовки будущих преподавателей освоение компетенций, предназначенных для проектирования и организации основных видов учебной деятельности Региональных, в том числе и Волонтерских центров, направленных на мотивацию обучающихся на их спортивно-коммуникативное олимпийское поведение при обслуживании зрителей, туристов и участников спортивных состязаний Олимпиады «Сочи-2014». Полученные здесь навыки необходимы для организации активных и интерактивных форм проведения занятий с элементами коммуникативных взаимодействий с целью развития навыков международной спортивной и туристической коммуникации, мотивации на ведение напряженного творческого труда на примерах выдающихся олимпийцев с учетом богатейшей истории отечественного и всего мирового спорта.