КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Сфере услуг страны требуется модернизация. Актуальности этой очевидной истине добавляет приближение нескольких мировых форумов, которые пройдут в России в ближайшие четыре года [1].
Сервис и модернизация бытового обслуживания населения
Модернизация - это, в общем и буквальном смысле слова, сознательное создание новых общественных институтов, форм хозяйства, введение новых способов производства, коренным образом меняющих лицо экономики и всего общества в целом.
Модернизация бытового обслуживания населения в РФ означает полное организационное и техническое перевооружение данного сектора экономики, которое связано с приходом в данную сферу деятельности как крупных компаний в основном коллективных форм организации, так и частных предприятий индивидуальных форм организации. При этом в практику бытового обслуживания внедряются как новые технологии и техника их реализующая лучших мировых производителей, так и организационные формы обслуживания - сервис, создаваемый также по моделям, импортируемым зарубежными фирмами, непосредственно или через дилеров, реализующими бизнес на территории РФ.
Бытовое обслуживание - одна из важнейших социально значимых отраслей хозяйства современного российского общества, предоставляющая населению муниципальных образований более 700 различных видов услуг.
В настоящее время российский рынок услуг по праву считается одним из самых перспективных направлений бизнеса. Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Салоны красоты, химчистки и прачечные, мастерские по ремонту обуви и одежды, салоны по ремонту и обслуживанию связи, радиоэлектронной и сложной бытовой техники, автотранспортных средств и
многие другие направления бытовых услуг открываются повсеместно.
Интенсивному развитию организаций бытового обслуживания способствует все возрастающий спрос на бытовые услуги, как со стороны корпоративных клиентов - промышленных предприятий, банков, офисных и торговых центров, так и со стороны частных лиц. По мнению экспертов маркетингового агентства Bauman Innovation [5], спрос на бытовые услуги в последние годы увеличивается на 25 -30% ежегодно и обусловлен, стремлением состоятельных людей, улучшить качество своей жизни и сэкономить время на повседневных делах.
Основными проблемами, сдерживающими еще большие темпы развития бизнеса в области бытового обслуживания, в большинстве случаев являются:
• отсутствие производственных площадей соответствующих санитарным нормам и правилам для размещения предприятий бытового обслуживания;
• трудности в получении кредитных ресурсов и привлечении инвестиций;
• нехватка квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий (портные, закройщики, сапожники, специалисты по ремонту сложной техники);
• несовершенство правового регулирования отрасли на федеральном и региональном уровнях;
• необходимость повышения уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг;
• ценовые барьеры в получении бытовых услуг гражданами со средним и низким достатком.
Специфика российского рынка бытового обслуживания, обусловленная коллективными кооперативными формами хозяйствования (а не частными и семей-
ными, как это в Европе) приводит к невысокой рентабельности большинства предприятий бытового обслуживания (не выше 10%). Это приводит к диверсификации такого бизнеса и его экспансии в регионы. Так, например, недавно образовавшиеся на российском рынке клининговые компании помимо основных услуг по уборке помещений предлагают клиентам и новые специальные услуги: кейтеринг, ланд-
шафтный дизайн, поставку питьевой воды и другие.
Одним из основных факторов невысокой рентабельности предприятий бытовых услуг выступают длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов. Например, техническое перевооружение фабрики-прачечной обходится в 3 миллиона долларов, а сроки возврата вложенных средств находятся в пределах 70-ти лет.
Многообразие форм бытового обслуживания населения и их невысокая рентабельность в российских условиях делают невозможным развитие отрасли без широкого взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере бытовых услуг, а также обуславливает необходимость разработки и реализации единой системы мероприятий на территории отдельных муниципальных образований, городов, областей и др.
Правительства РФ, Москвы[2 - 5], Санкт-Петербурга [6], Ленинградской области других Федеральных округов РФ [7], администрации крупных муниципальных образований др. субъекты общественной и хозяйственной деятельности постоянно поддерживают отрасль, используя различные формы и методы.
Лидер РФ по бытовому обслуживанию - Москва, которая имеет наилучшие показатели по количеству и доступности бытовых услуг. Это обусловлено в первую очередь, последовательной политикой московских властей, направленной на поддержку сферы бытовых услуг. Так одной из приоритетных задач Городской целевой программы развития потребительского рынка и услуг города сегодня правительством Москвы обозначена зада-
ча «опережающего развития сети предприятий бытового обслуживания». И задача эта успешно выполняется. Открываются новые предприятия, оснащенные современным технологическим оборудованием, которое позволяет использовать эффективные высокотехнологичные процессы и материалы при выполнении заказов на бытовые услуги. Такие предприятия используют высококвалифицированные кадры, способствуют созданию в Москве комфортных условий для проживания москвичей и гостей столицы. Принятыми правительством г. Москвы документами определены приоритетные задачи дальнейшего развития сферы бытовых услуг города, среди которых: достижение расчетных показателей обеспеченности сетью предприятий бытового обслуживания; ускоренное развитие предприятий бытового обслуживания, в том числе комплексных предприятий типа "мультисервис"; открытие предприятий бытового обслуживания в торговых центрах, магазинах; создание условий для комплексного приобретения товаров и предоставления услуг населению по месту жительства в каждом микрорайоне города и др.
В Санкт-Петербурге малый бизнес в бытовой сфере в течение последних лет также демонстрирует стабильный рост объемов реализации услуг.
По данным КЭРППиТ [8] на потребительском рынке города работает около восьми тысяч предприятий бытового обслуживания. Сегодня каждое второе предприятие малого бизнеса осуществляет свою деятельность в сфере торговли, общественного питания или бытового обслуживания.
Рынок бытовых услуг действительно расширяется, но рост сети и рабочих мест идет в основном за счет интенсивного развития парикмахерских услуг и услуг автосервиса, доля которых, в общем, количестве объектов, составляет по парикмахерским услугам - 29 %, по автосервису - 13%. Развитие услуг химической чистки и стирки идет за счет организации приемных пунктов. Отсутствие производственных площадей соответствующих санитарным нормам и правилам для размещения химчисток и прачечных сдерживает развитие этих услуг. А эти ус-
луги востребованы населением, особенно в тех районах города, где сохраняются коммунальные квартиры и отсутствуют ванные и централизованное горячее водоснабжение (Петроградский, Василеост-ровский, Центральный, Адмиралтейский).
Бытовое обслуживание в городе, в основном, представлено организациями малого бизнеса, удельный вес которых составляет более 90 %, причем на долю физических лиц приходится 29 % всего объема бытовых услуг. Всего предоставляется 600 различных видов услуг бытового характера.
В целом показатели обеспеченности бытовыми услугами, в соответствии с нормативами, указывают на стабильный рост сети, однако если рассматривать обеспеченность по видам услуг и обеспеченность этими видами по каждому району, то можно констатировать, что не все так успешно, как представляется на первый взгляд.
Анализируя развитие бытовых услуг, имеющих социальную направленность, или услуги повседневного спроса (ремонт обуви, ремонт и пошив одежды, ремонт металлоизделий, ремонт бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, услуги химчисток и прачечных, ремонт часов), необходимо отметить, что их развитие не обеспечивает потребности населения, и не способствует развитию конкурентной среды. В связи с чем, цены на указанные услуги высоки и затрудняют возможность их получения населением со средним и ниже среднего уровнем доходов, а для малообеспеченных граждан они практически недоступны. Кроме того, завышенные цены стимулируют работу предприятий в секторе теневой экономики, что особенно свойственно таким видам услуг, как парикмахерские, ремонт и техническое обслуживание бытовых машин и приборов, пошив и ремонт швейных изделий, ремонт мебели. Это явление снижает качество оказания услуг, не дает потребителям никаких гарантий, а иногда создает непосредственную угрозу причинения вреда здоровью и имуществу граждан.
Особенные условия складываются в области ремонта бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, где наблю-
дается жесткая экспансия европейских производителей в эту сферу, связанная с использованием производственной и интеллектуальной базы российского пространства с целью получения наибольшей прибыли в результате использования высококвалифицированного кадрового потенциала постсоветского пространства и свободного рынка современной техники.
Анализ отдельных видов бытовых услуг позволяет разделить их на три основные группы:
- услуги, где наблюдается устойчивое развитие и существует высокий спрос населения (услуги парикмахерских, фото -услуги, автосервиса и др.);
- услуги, где существуют перспективы для экономического роста при создании соответствующих благоприятных условий (ремонт бытовой техники, услуги прачечных, услуги химчисток и др.).
- услуги, темпы, развития которых невысоки, несмотря на существующий спрос населения (ремонт мебели, ремонт часов, ремонт обуви, ремонт и пошив одежды, ремонт ювелирных изделий и др.).
Сегодня, в условиях сложной экономической ситуации, сложившейся в результате мирового экономического кризиса, перед многими предприятиями бытового обслуживания стоит серьезная проблема поиска и привлечения долгосрочных инвестиций для развития производства, приобретения современного оборудования, внедрения новых технологий.
Государственные структуры РФ не всегда заинтересованы в оказании помощи таким предприятиям, которые работают, в основном, в интересах извлечения прибыли для зарубежных компаний, производящих технику для распространения на российском рынке бытовых услуг. Тем не менее, задача предоставления услуг необходимого уровня качества - государственная, поскольку от ее решения зависит благосостояние каждого гражданина РФ.
Об этом говорил на «круглом столе»: Спрос есть - возможностей нет. Малый бизнес в сфере бытовых услуг» Юрий Филатов, президент ассоциации предприятий бытового обслуживания «Петробыт», член Общественного Совета по малому
предпринимательству при губернаторе города. Он подчеркнул, что оказание бытовых услуг населению - это востребованный, но малорентабельный малый бизнес. И именно поэтому ему требуется поддержка. На сегодня реализация такой поддержки - в плане развития Санкт-Петербурга.
Город оказывает предприятиям малого бизнеса, работающим в сфере потребительских услуг. Так для бизнеса очень важно упрощение доступа к нежилым помещениям. С апреля 2008 года все помещения, которые город выставляет на аренду, проходят экспресс-анализ в КЭР-ППиТ, где специалисты, исходя из местных условий, дают рекомендации - нужно ли в данном микрорайоне предприятие сферы быта и какое.
Развитие всех отраслей экономики тормозит отсутствие квалифицированных кадров. Сфера услуг не является исключением. Как уже говорилось, сеть предприятий бытового обслуживания постоянно растет. А значит, растет и дефицит квалифицированных кадров.
В Петербурге, на базе Государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ) прошло заседание совета Национального научно-образовательного технологического консорциума в сфере сервиса. Участники - руководители семи крупнейших вузов страны, готовящих кадры для сферы услуг. Главный пункт повестки дня - создание всероссийской экспериментальной площадки для внедрения инноваций в процесс подготовки кадров для сервисных организаций страны.
Задачи перед образовательными учреждениями, готовящими кадры в сфере услуг, стоят огромные, -отмечает ректор СПбГУСЭ Александр Викторов. - Поэтому в июне 2009-го ведущие вузы России объединились в Национальный научно-образовательный технологический консорциум. Цель - координация деятельности по подготовке кадров для сфе-
ры услуг в разных регионах страны. Сегодня совет Консорциума решает задачу организации экспериментальной площадки по отработке модели сетевого учебнонаучного университетского комплекса. Будем разрабатывать инновационные методы подготовки кадров. Решаются и вполне практические задачи: значительно повышается мобильность преподавателей и студентов на всем пространстве страны, появляется больше возможностей для использования дистанционных методов обучения, реализации электронных образовательных ресурсов.
Реализовывать программы консорциума будут нынешние студенты вузов. Выпускников с дипломом специалиста в области сервиса ожидает отличная карьера, сегодня здесь требуются профессионалы, способные реализовывать поставленные правительством РФ задачи модернизации отрасли, непосредственно связанной с жизнедеятельностью населения страны.
Литература
1. 22 марта 2010 г. Газета "Известия", № 48 (28063)
2. Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 г. N 1025).
3. Федеральный закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".
4. Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.2008 г. № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
5. Малый бизнес в сфере бытовых услуг. http://www.bishelp.ru/svoe_delo/otrasl/bituslugi/ 1410_ш1^грЬр
7. Постановление Правительства Москвы от 13.12.94 N 1129 "О состоянии и мерах по поддержке предприятий бытового и коммунального обслуживания населения г.Москвы"
8. Постановление N 25-1III "О совершенствовании комплексного обслуживания населения в сфере потребительского рынка и услуг в городе Москве", январь 2009 года.