Certification of quality management systems Filatov A. (Russian Federation)
Сертификация систем менеджмента качества Филатов А. В. (Российская Федерация)
Филатов Александр Владимирович /Filatov Aleksandr - магистрант, кафедра теплотехники и теплогазоснабжения, факультет теплогазоснабжения и вентиляции,
Московский государственный строительный университет, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются вопросы, касающиеся целесообразности внедрения систем менеджмента качества. Процессы системы менеджмента качества.
Abstract: the article analyzes the issues relating to the feasibility of implementing quality management systems. Quality management system processes.
Ключевые слова: менеджмент, стандарты, качество, организация, сертификация.
Keywords: management, standards, system, aspects, quality, organization, certification.
Сертификация систем менеджмента качества осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ГОСТ ISO 9001-2011. Кроме того, существует еще ряд нормативных документов, устанавливающих особые, специальные, рекомендательные требования к системе менеджмента качества.
Процесс сертификации систем менеджмента качества занимает достаточно продолжительный период времени и состоит из следующих этапов:
- в первую очередь осуществляется проверка документации СМК на предмет ее соответствия требованиям стандартов. В ходе проведения экспертизы могут быть выявлены несоответствия, подлежащие обязательной корректировке.
- после установления пригодности документации СМК, в обязательном порядке проводится проверка полноты внедрения системы менеджмента качества в рамках предприятия. На этом этапе особое внимание уделено наличию специальной подготовки персонала и высшего руководства предприятия по вопросам систем менеджмента качества, освоению документации СМК, и результативности ее внедрения. С целью успешного прохождения данного этапа, на предприятии должна быть скорректирована структура аппарата таким образом, чтобы четко прослеживались ответственность и полномочия каждого должностного лица в цепочках процессов [1].
Для успешной реализации конкурентоспособного продукта система менеджмента качества предприятия должна быть признана потребителями или поставщиками отечественного и зарубежного рынка. Процесс сертификации предприятий имеет большое значение. Сертификат является гарантией высокой стабильности и устойчивости выпускаемой продукции или предлагаемой услуги. Сертификат на систему качества позволяет предприятию подтвердить свои конкурентные преимущества на рынке товаров и услуг. Сертификат является доказательством культуры организации и качества по отношению к потребителю или заказчику и может являться собственным «именем» организации.
В отличие от процедур сертификации западных предприятий и организаций, которые могут находиться как в регулируемой, так и в нерегулируемой зонах экономики, процедура сертификации систем управления качеством российских предприятий, в основном, находится в нерегулируемой зоне и является добровольной процедурой.
«Часто конкурентоспособность предприятия - производителя зависит от весомости предоставленных им доказательств способности стабильно производить продукцию соответствующего качества. Этого можно достичь разными путями, но наиболее эффективный подход состоит во внедрении системы менеджмента качества (далее СМК) в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 с последующей ее сертификацией. Наличие сертификата соответствия, выданного независимым органом по сертификации, -наилучшее средство демонстрации возможностей предприятия стройиндустрии для завоевания доверия потребителей на любом цивилизованном рынке...».
Повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству всего персонала предприятия на всех иерархических уровнях, а системный и процессный подходы должны основываться на обеспечении качества на всех этапах жизненного цикла продукции, где качество определяется множеством факторов.
С целью поддержания и повышения уровня конкурентоспособности, предупреждения и исключения негативного влияния внешних и внутренних факторов, необходима система управления качеством, большим шагом на пути внедрения которой, является разработка и описание процессов деятельности предприятия, которые могут быть зафиксированы в Руководстве по качеству, а также отдельных документированных процедурах (стандартах организации). [2]
Литература
1. Смагина М. Н., Герасимов Б. И., Пархоменко Л. В. «Процессы системы менеджмента качества» - ТГТУ, 2006 г. 100 с.
2. Трескина Г. Е. Целесообразность внедрения и сертификации систем менеджмента качества на предприятиях стройиндустрии // Технологии бетонов, 2005 г., № 2.