Научная статья на тему 'Сертификация систем качества на предприятиях пищевой промышленности'

Сертификация систем качества на предприятиях пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
740
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Е. В.

Рассмотрены существующие системы управления качеством и безопасностью пищевых предприятий, признанные наиболее эффективными в мировой практике. В условиях вступления в ВТО значимость внедрения подобных систем управления повышается. Прежде всего, это необходимо для повышения конкурентоспособности продукции отечественных производителей пищевой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексеева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certification of quality systems at the enterprises of food processing industry

Existing control systems of quality and safety of the food enterprises are considered, which are recognized as the most effective in a world practice. In conditions of the introduction into WTO the importance of similar management systems introduction raises. First of all, it is necessary for increase of production competitiveness of domestic manufacturers of food processing industry.

Текст научной работы на тему «Сертификация систем качества на предприятиях пищевой промышленности»

Сертификация систем качества

на предприятиях пищевой промышленности

Е.В. Алексеева

Международная академия оценки и консалтинга

Как свидетельствуют результаты исследований международных экономических институтов, в XXI веке приоритетным фактором в обеспечении конкурентоспособности пищевой продукции будет оставаться не только безопасность, гарантируемая сегодня государством в соответствии с новой концепцией технического регулирования, но и конкурентоспособное качество.

Для того чтобы вступление в ВТО принесло России положительный результат, необходима серьезная подготовка как в общегосударственном и региональном масштабе, так и на уровне предприятий производственных, перерабатывающих, оптовых или розничных. Каждое предприятие должно иметь подробный план повышения качества продукции - решающего условия конкурентоспособности, выработать ясную и обоснованную программу управления качеством [1].

В России особое значение приобретают вопросы управления качеством и безопасностью для предприятий продуктов питания - целой отрасли, объединяющей предприятия по первичной переработке сельскохозяйственного сырья, производство продуктов питания, организации оптовой и розничной торговли продуктами, предприятия общественного питания. Существующая в РФ в настоящее время система управления безопасностью и качеством продовольствия базируется на обязательной сертификации всей номенклатуры поступающих на потребительский рынок продовольственных продуктов [2]. К сертификации допускается продукция, пригодная для использования по назначению и имеющая необходимую маркировку и техническую документацию, содержащую информацию о продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако эффективность подобной системы явно недостаточна. По материалам периодических проверок Рос-потребнадзора за 2004 г., из объемов проверенной продукции не соответствуют обязательным требованиям: мясо птицы 20,3 %; растительное масло 20,8 %; сыры всех видов 36,5 %;

рыба и рыбопродукты 20,6 % и т. д. Обязательная сертификация продукции призвана гарантировать в первую очередь безопасность, т. е. сертификат может быть выдан на безопасную, но недостаточно качественную, неконкурентоспособную продукцию на рынке. Проблема же обеспечения качества и, как следствие, конкурентоспособности отечественной продовольственной продукции остается, а с вступлением России в ВТО еще и обостряется [2].

В новой концепции технического регулирования значительное место отведено усилению роли добровольной сертификации. Добровольная сертификация рассматривается как основной инструмент рыночного регулирования качества и конкурентоспособности продукции, услуг, работ, системы управления качеством, системы управления безопасностью продукции и других объектов. Расширение сферы добровольной сертификации основано не только на использовании зарубежного опыта (добровольная сертификация в международном сообществе рассматривается как основная форма применения подтверждения соответствия третьей стороной), но и на отечественном опыте деятельности систем добровольной сертификации.

Перечень объектов добровольной сертификации подтверждения соответствия достаточно широк и включает не только продукцию и услуги, процессы производства, хранения, реализации, утилизации, а также «иные объекты». Таким образом, установленный ФЗ «О техническом регулировании» перечень объектов, применительно к которым можно создать системы добровольной сертификации, является практически неограниченным.

В качестве нормативной базы подтверждения соответствия могут использоваться национальные стандарты, стандарты организаций, а также требования, установленные в документах систем добровольной сертификации, и условия договоров. Таким образом, не только перечень объектов, но и перечень для добровольного подтверждения соответствия требований в но-

вом законодательстве значительно расширен. Это позволяет более широко использовать добровольную сертификацию как действенный инструмент повышения конкурентоспособности и достижения преимущества на рынке [3].

Рассмотрим существующие системы менеджмента качества и безопасности в разрезе пищевых производств. Первоначально необходимо определить, для чего продовольственным организациям нужно внедрять систему менеджмента по какой-либо модели: для целей сертификации; для повышения эффективности (качества и безопасности пищевой продукции, услуг, процессов, персонала и т. д.).

Существующие модели менеджмента качества можно условно разделить на следующие:

• модель системы менеджмента качества пищевой продукции;

• модель системы менеджмента охраны окружающей среды;

• модель системы менеджмента безопасности пищевой продукции;

• интегрированная модель системы менеджмента качества и безопасности пищевой продукции.

Разработка и внедрение той или иной системы определяется спецификой деятельности организации, объемом осуществляемых работ, масштабом самой организации, является ли организация производственным предприятием или розничным, какое количество наименований продукции предприятие производит или реализует и многими другими факторами.

Основные элементы управления качеством и безопасностью в современной пищевой промышленности: система менеджмента качества (СМК) на предприятии, соответствующая международным стандартам ИСО 9000; система безопасности продуктов питания согласно принципам ХАССП; системы гигиены и санитарии в производстве ^МР); система экологического менеджмента по ИСО 14000. С 1 сентября 2005 г. введен стандарт ИСО 22000, устанавливающий требования к системе менеджмента безопасности пищевых продуктов по всей цепочке поставки [4].

В России приняты и действуют следующие стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента качества:

• ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»,

• ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования»,

• ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»,

• ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП».

Система менеджмента качества продукции необходима любому предприятию для осуществления таких целей как:

• применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем понимания и выполнения их требований;

• демонстрация своей способности поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;

• необходимость рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;

• достижение результатов выполнения процессов и их результативности;

• постоянное улучшение процессов, основанное на объективном измерении, повышении удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы.

Система менеджмента безопасности пищевой продукции необходима предприятию для выполнения следующих целей:

• управление безопасностью пищевой продукции на всех этапах производственного процесса и в отношении всех критически важных элементов и факторов безопасности;

• удовлетворение требований партнеров, клиентов и контролирующих органов;

• оптимизация системы управления предприятия в целом благодаря формализации и упорядочиванию бизнес-процессов, распределения полномочий и ответственности, управления документацией.

Кроме того, если предприятие сертифицировало внедренную систему менеджмента качества, то можно выделить следующие преимущества:

• гарантии качества подтверждены на международном уровне;

• экономичность: затраты на разработку, внедрение, совершенствование Системы с лихвой окупятся увеличившейся прибылью от реализации бездефектной продукции [5];

• мотивация персонала: улучшение взаимодействия и развитие духа партнерства у персонала;

• повышение доверия со стороны организаций, проводящих внешние аудиты и, как следствие, уменьшение их числа;

• реализация механизма постоянного улучшения: поиск и устранение про-

блем, нововведения в технологии и управлении;

• системный подход к управлению: осуществляется целевое управление организацией; перед каждым подразделением предприятия ставятся цели, цели согласуются между собой и с целями организации в целом;

• повышение удовлетворенности потребителей: понимание их потребности, удовлетворение их запросов сейчас и в будущем.

В США, странах ЕС частью системы менеджмента качества, позволяющей свести к минимуму риск производственных ошибок в области гигиены и санитарии, являются правила GMP.

GMP (Good Manufacturing Practice) -это не система менеджмента качества, она не подлежит сертификации. Система GMP - это Надлежащая Производственная Практика, установленная в Директиве ЕС 93/43, она служит необходимым условием для получения разрешения на начало работы и вообще существования организации в пищевом бизнесе. В Российской Федерации аналогом являются гигиенические требования к безопасности пищевых продуктов, организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемичес-ких (профилактических) мероприятий; санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, которые устанавливаются санитарно-гигиеническими правилами и нормами согласно постановлению Главного санитарного врача Российской Федерации на основании Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Конкурентоспособность пищевого продукта на рынке определяется его ценой и качеством. Обеспечению стабильного качества продуктов питания во многом способствует внедрение на предприятии Системы менеджмента качества согласно требованиям стандартов серии ИСО 9000, разработанных Международной организацией по стандартизации и принятых в России как государственные. Основным стандартом этой серии в последней версии 2000 г. является МС 9001-2000 или аналогичный ему, принятый в России ГОСТ Р ИСО 9001-2001, устанавливающий требования к СМК и определяющий системный подход к менеджменту качества, пути и методы его внедрения, соответствующие целям и методам организации. Согласно этому стандарту предприятие должно создать, документально оформить, осуществ-

лять и поддерживать СМК и постоянно улучшать ее эффективность.

Международный стандарт ИСО 14001 устанавливает требования к системам экологического управления, выполнение которых обеспечит уверенность в отсутствии недопустимых экологических рисков на пищевом предприятии. Экологическое управление, базируется на следующих принципах:

• определение экологической политики и формирование программы ее реализации;

• разработка механизма выполнения целей и задач экологической политики и организация эффективного мониторинга, контроля и проверки характеристик окружающей среды;

• обеспечение постоянного анализа состояния и улучшения характеристик систем экологического управления.

В разных странах разработаны национальные стандарты, содержащие требования к системе управления безопасностью и качеством пищевой продукции. Наиболее интересными национальными стандартами, с точки зрения автора, являются: российский стандарт ГОСТ Р 5 1 705.1-2001 «Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования»; существующий и действующий международный стандарт ИСО 15161; стандарт Британского Розничного Консорциума «Технический стандарт и протоколы для компаний, поставляющих розничные продукты торговых марок» ^С) как страны, являющейся членом ВТО и ЕС.

Отсутствие единых международных требований к системе управления качеством и безопасностью продукции на пищевых предприятиях вызвало необходимость разработки ИСО 22000 «Система менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования ко всей цепочке поставки» и введения его в действие в сентябре 2005 г.

Наличие у предприятий пищевой промышленности системы ХАССП стало обязательным при выходе на европейский и американский рынки. Очень важно, что в странах Европейского союза, США и Канаде внедрение и применение метода ХАССП в пищевой промышленности и сертификация систем ХАССП являются обязательными. Подготовка России к вступлению в ВТО потребовали от наших предприятий внедрения современных подходов к обеспечению безопасности продукции при их производстве и реализации.

Соответствие системы ХАССП установленным требованиям может подтверждаться путем сертификации независимым органом; одобрения государственным контролирующим орга-

ном; аудита второй стороной (заказчиком).

В России подтверждение соответствия систем ХАССП выполняется путем их сертификации. Система ХАССП распространяется на всю пищевую продукцию и продовольственное сырье, а объектами оценки могут быть процессы их изготовления, транспортировки, хранения и реализации. Как известно, в нашей стране модель системы управления, основанная на принципах ХАССП, установлена стандартом ГОСТ Р 51705.1-2001. Если сравнить документацию, регламентирующую модели ХАССП и ИСО 9001-2000, то можно увидеть, что пересекаются только несколько их элементов, например, корректирующие действия и записи результатов. Затраты на внедрение этой модели значительно ниже, чем затраты на внедрение ИСО 9001-2001. А поскольку модель ХАССП более аудито-пригодна, то и затраты на сертификацию здесь тоже ниже. Однако это не означает, что ХАССП лучше. Каждая модель преследует свои цели и поэтому не может заменить другую.

Стандарт ИСО 9001-2000 является хорошей базой для выполнения многих требований системы ХАССП. Использование обеих методик должно было привести к созданию эффективной системы, которая представляла собой нечто большее, чем сумма отдельных частей.

В качестве наглядного примера в рамках системы ХАССП можно привести выявление контрольных точек. После их выявления принципы стандартов ИСО 9001-2000 могут быть использованы для управления и наблюдения за этими точками. Процедуры проведения исследований по системе ХАССП можно легко задокументировать в рамках системы качества.

Применение принципов ХАССП в рамках системы менеджмента качества ИСО 9001 положительно сказывается на системе безопасности пищевых продуктов, гораздо результативнее, чем применение этих моделей порознь. Передовые предприятия это понимают: не менее половины, которые сертифицировали систему ХАССП, или уже имеют СМК по ИСО 9001, или занимаются ее разработкой. Подобная практика признана международной организацией ИСО, с ноября 2001 г. введен в действие стандарт ИСО 15161-2001 «Руководящие указания по применению ИСО 9001-2000 в пищевой промышленности, включая производство продукции», который к тому же устанавливает взаимосвязь с требованиями директив GMP [6].

В стандарте ИСО 15161 не рекомендуется применять ИСО 9000 и систему

ХАССП отдельно, поскольку стандарты ИСО 9000 и система ХАССП являются основополагающими для пищевой промышленности. Эти методики работают лучше при совместном использовании. Основной недостаток стандарта ИСО 15161 заключается в том, что, учитывая особенности пищевой отрасли, он, однако, фокусирует свое внимание на адаптированном применении ИСО 9001 на предприятии, а принципы системы ХАССП, основанные на выявлении факторов, влияющих на безопасность продукции, органично вписываются в систему менеджмента качества, но не являются основой повышения эффективности производства в целом.

Модель GMP содержит набор требований к системам качества, выработанных наиболее эффективными предприятиями отрасли. Такие требования формулируются в специальных отраслевых документах, таких, как «Руководство по надлежащей производственной деятельности для лекарственных средств ЕС» (Guide to Good Manufacturing practice for medical products - GMP EC), «Пищевые продукты и напитки - правильная производственная деятельность. Руководство по управлению» (Food and Drink-Good Manufacturing practice. A guide to its responsible management), «Руководство по производству рыбных консервов в России. Правильная производственная деятельность» (Guide for fish canning in Russia). Требования по внедрению систем управления, основанных на принципах GMP, содержатся в ряде директив ЕС.

Анализ документов, относящихся к GMP, показал, что, как правило, их требования формируются таким образом, чтобы обеспечить совместимость с требованиями стандарта ИСО 9001 и положениями ХАССП. Например, в «Руководстве по производству рыбных консервов в России. Правильная производственная деятельность» отмечается, что для обеспечения безопасности продуктов питания и их стабильного качества целесообразно использовать системы управления, сочетающие элементы ИСО 9000 и ХАССП. Такой подход следует из самого определения GMP - надлежащая производственная деятельность, при которой изготовляется продукция безопасная, заданного качества и наиболее экономичным способом.

Таким образом, если модель обеспечения качества строится по стандарту ИСО 9001 (для стадии производства), а модель обеспечения безопасности по принципам ХАССП, то формально можно утверждать, что состав требований GMP формируется из определенного

набора требований ХАССП и ИСО 9001.

С точки зрения результатов системы управления производством построенные на принципах ХАССП или GMP могут оказаться более эффективными, чем СМК ИСО 9001. И прежде всего потому, что СМК по ИСО 9001 затрагивает в первую очередь управленческие и информационные процессы и лишь во вторую - материальные, связанные с производством продукции. И если на предприятии основные проблемы качества обусловлены недостатками в организации технологических и производственных процессов, то улучшение управленческих процессов, реализуемое при внедрении СМК по ИСО 9001, вряд ли окажет положительное влияние на его деятельность в целом. И наоборот, система управления, специально предназначенная для совершенствования производственных процессов, создаст базу для постоянного улучшения в сфере качества. Фактически системы управления ХАССП и GMP позволяют реализовать в полном объеме процессный подход, ориентированный на производство. В этом и состоит достоинство этих систем. В.Г. Версан предлагает сочетать эти два подхода при создании систем менеджмента качества: модели ИСО 9000 обеспечивают превосходство в бизнесе, а ХАССП и GMP обеспечивают конкретные требования безопасности [7].

ЛИТЕРАТУРА

1. Фатхутдинов Р. Россия и ВТО// Стандарты и качество. 2005. № 4. С. 56.

2. Сизенко Е.И., Панфилов В.А., Андреев С.П. Концепция системы обеспечения безопасности и качества продовольствия в РФ//Пищевая промышленность. 2003. № 1.

3. Аронов И.З., Рыбакова А.М., Не-менюк И.Ю. Основные тенденции деятельности систем добровольной сертификации/партнеры и конкуренты.

2004. № 2.

4. Кантере В.М., Матисон В.А., Крюкова Е.В. Развитие пищевых предприятий в современных условиях//Пище-вая промышленность. 2003. № 4. С. 6.

5. Егоров В.С. Особенности функционирования и совершенствования СМК. - М.: НПП ПИРС - Консалтинг,

2005.

6. Аршакуни В.Л., Устинов В.В. Система ХАССП: российской версии 2 года//Сертификация. 2003. № 1.

7. Версан В.Г. Как повысить эффективность систем менеджмента, базирующихся на ИСО 9000?//Сертифика-ция. 2003. № 1. С. 10-12.

Продолжение следует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.