Научная статья на тему 'СЕРТИФИКАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРИМЕРЫ'

СЕРТИФИКАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРИМЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
540
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРТИФИКАЦИЯ / СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СТАНДАРТЫ / ПРОИЗВОДСТВО / УСЛУГИ / CERTIFICATION / CERTIFICATION CENTER / STANDARDIZATION / STANDARDS / PRODUCTION / SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айдынов Рафаэль Эльданизович, Грошева Надежда Борисовна

Сертификационная деятельность имеет важное значение для любой отрасли. Обусловлено это тем, что сертификация обеспечивает соответствие параметров итогового продукта критериям, которые определены в соответствии с отраслевыми стандартами или требования государства, на котором продукт будет реализовываться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTIFICATION ACTIVITIES: RELEVANCE AND EXAMPLES

Certification activities are essential for any industry. This is due to the fact that certification ensures that the parameters of the final product meet the criteria that are determined in accordance with industry standards or the requirements of the state in which the product will be sold.

Текст научной работы на тему «СЕРТИФИКАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРИМЕРЫ»

УДК 658.5

СЕРТИФИКАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРИМЕРЫ

© Айдынов Р. Э., Грошева Н. Б., 2020

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Сертификационная деятельность имеет важное значение для любой отрасли. Обусловлено это тем, что сертификация обеспечивает соответствие параметров итогового продукта критериям, которые определены в соответствии с отраслевыми стандартами или требования государства, на котором продукт будет реализовываться.

Ключевые слова: сертификация, сертификационный центр, стандартизация, стандарты, производство, услуги

Системы сертификации и стандартизации являются неотъемлемой составляющей становления любого государства. Это относится к разным сферам общественной жизни: образование, производство, услуги и прочее. Данные системы оказывают влияние не только на положение дел в узкой отрасли внутри страны, но и на состояние экономики государства и отношение к ее внутреннему продукту на международном рынке потребления, так как кропотливое отношение к качеству на локальном уровне может перетранслироваться на продукт, производимый на экспорт.

Правовые основы, методы и формы работ по установлению стандартов и принципов сертификации обеспечивают в первую очередь качество продукции и ее безопасность для здоровья и жизни людей, благополучия окружающей среды, безопасности объектов народного хозяйства с расчетом риска возникновения техногенных и природных катастроф либо же прочих чрезвычайных ситуаций, экономию энергетических, материальных и трудовых ресурсов.

Сертификация и стандартизация, обеспеченные способами и методами измерений соответствия, являются крайне важной частью механизма обеспечения качества продукции и управления ее номенклатурой.

Качество услуг и продукции любой организации является показателем ее успешности, поскольку обеспечение качества является трудоемким и затратным процессом [1]. Требования к качеству потребителей постоянно растут, что на конкурентном рынке является неоспоримым фактором развития все отрасли. Изначально любое производство инициировалось с целью удовлетворения потребительского спроса или же своих потребностей. Требования потребителей как правило включены в технические условия производства. Однако наличие технических условий не является гарантом того, что потребность конечного потребителя будет удовлетворена. Причиной тому является вероятность того, что в организационной системе или же в самих технических условиях на любом из этапов от проектирования до реализации появятся несоответствия. Это является одной из причин создания и развития руководящих документов и

стандартов на системы менеджмента качества, которые дополняют уже существующие требования к услуге или товару, обозначенные в технических условиях.

Образование является важным подспорьем, обеспечивающим предприятия из любой отрасли компетентными кадрами, способными производить высококачественный продукт и оказывать услуги в соответствии с установленными стандартами. Наличие стандартов и сертификации в образовательной сфере имеет особое влияние на развитие общества, поскольку именно человеческий капитал имеет ключевую роль в долгосрочном развитии государств и отраслей.

Целью данной работы является обосновать актуальность проекта открытия сертификационного центра на базе регионального учебного центра. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

• рассмотреть теоретические основы понятий сертификация, стандартизация услуг и товаров;

• рассмотреть наиболее актуальные сертификации для учебного центра, имеющие наибольший потенциал на локальном рынке;

• изучить требования к сертификации выбранных зарубежных организаций;

• определить перечень действий к исполнению требований;

• провести расчеты необходимых затрат на получение аккредитаций.

В эпоху глобализации для многих организаций становится особенно актуальной совместная деятельность, когда организации из разных регионов одной страны или же разных стран работают сообща, координируя свои действия через глобальную сеть Интернет. Одним из наиболее ярких примеров отраслей, которые практикуют подобную модель кооперации, являются учебные центры. Существует ряд международных организаций, которые, имея головной офис в одной стране, открывают свои представительства по всему миру. Осуществляется это при помощи локальных образовательных организаций, которым крупные компании позволяют осуществлять свою деятельность от их имени. В ряде сфер деятельности имеется необходимость осуществлять

периодическое обучение для работников, например, для обслуживающих нефтяные месторождения,

водителей грузовиков, преподавателей и руководителей любых направлений.

Под сертификационными центрами принято понимать различного рода организации, чья деятельность заключается в оказании услуг посреднического характера в оформлении документов разрешительных на ведение различных видов деятельности при условии, что заинтересованная в получении соответствующего разрешения сторона соответствует установленным критериям [6]. Иными словами, сертификационные центры — это посредники между работниками, чья работа требует соответствующих разрешений, и органами сертификации, будь то Ростехнадзор, Минпромторг или зарубежные органы сертификации и обучения IADC, IWCF, NEBOSH, RoSPA, ITLS и тому подобное. Для ведения деятельности от лица данных органов сертификации сертификационные центры должны иметь соответствующую аккредитацию, полученную посредством исполнения всех требований органа сертификации и предоставления на то соответствующих доказательств. Конечно, органы сертификации могут работать с заказчиком и напрямую, без вовлечения посредников, однако посредническая деятельность решает множество проблем, включая: помощь в сборе и оформлении соответствующих документов, проведении испытаний в оборудованных лабораториях, отсутствие необходимости ехать на территорию головного офиса, когда услуга предоставляется локально, а также обслуживать клиентов из разных стран.

Преимуществами сертификационных центров является то, что они имеют право сотрудничать с неограниченным количеством органов

сертификации, каждый из которых имеют узкую специализацию и наделен правом выдавать лицензию/сертификат на ведение деятельности в конкретной области. Это дает право сертификационным центрам охватывать широкий спектр услуг в области лицензирования и сертификации. Таким образом сертификационные центры могут выдавать лицензии, сертификаты и декларации к продукции, включая документы соответствия Техническим регламентам, ГОСТ, экспертные заключения, гигиенические

сертификаты, сертификаты пожарной безопасности, разрешительные документы на работу.

Необходимость периодического обучения является одной из причин, почему локальные учебные центры заинтересованы в получении аккредитации международных организаций на право преподавания от их имени ими же разработанных и (или) одобренных учебных программ [7]. Законодательством установлено требование, чтобы ряд работников любых организаций проходил периодическое обучение по охране труда, пожарно-техническому минимуму, приемам оказания первой помощи, а также электробезопасности, экологической безопасности,

промышленной безопасности — специфика обязательных к освоению учебных программ зависит в первую очередь от должности работника, специфики его работы и необходимой для работы группы допуска.

Учебный центр, имея лицензию на ведение образовательной деятельности, может разработать свою учебную программу самостоятельно, зарегистрировать ее в службе по контролю и надзору в сфере образования в своем регионе и предлагать ее рынку на коммерческой основе. Если же программа соответствует государственным требованиям обучения для последующей аттестации работника в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора или же во внутренней аттестационной комиссии предприятия, образовательное учреждение может после обучения и сдачи внутреннего экзамена выдать слушателю соответствующее удостоверение и протокол о сдаче экзамена, после чего тот может подать заявку на аттестацию в соответствующую комиссию.

В кооперации с иностранной организацией учебный центр может также разработать учебную программу, но в данном случае она должна будет соответствовать требованиям законодательства страны, в которой будет проходить обучение, и требованиям законодательства страны, в которой расположен головной офис организации, дающей локальным учебным центрам вести образовательную деятельность при прохождении ими аудита. В данном случае образовательная программа уже будет считаться котирующейся на международном рынке, что значительно увеличит ее ценность как для местного потребителя, так и для зарубежного, готового пройти обучение на территории образовательной организации.

Подобная схема работы дает ряд преимуществ организации, сумевшей пройти аудит и получить соответствующую аккредитацию. Главное преимущество — это гарантия качества образовательных услуг, потому что обязательным требованием для прохождения аудита является не только наличие соответствующей учебной программы, но и применение системы менеджмента качества во всех процессах. Другим немаловажным преимуществом является открытие новых рынков — крупные добывающие организации имеют обыкновение инвестировать немалые суммы денег в обучение своих специалистов и требуют от подрядных организаций наличия определенной аккредитации. Это может касаться обучения водителей бензовозов, руководителей службы охраны труда компании, бурильщиков — те должности, чьи ошибки в работе могут нанести компании серьезный репутационный и финансовый урон. [4] Заинтересованность тех же крупных добывающих компаний в наличии международных аккредитаций у подрядных организаций может быть подтверждена закупочной документацией. В технических заданиях к обучению водителей регулярно фигурирует упоминание Британской

организации RoSPA — Королевское общество по предотвращению несчастных случаев, которое выдает свою аккредитацию организациям, осуществляющим обучение по курсам защитного вождения. Для обучения бурильщиков, помощников бурильщиков, супервайзеров на месторождениях в технических заданиях к подрядчикам зачастую можно увидеть упоминание Британской организации International Well Control Forum — Международный Форум по Контролю Скважины, выдающий аккредитацию образовательным организациям по всему миру на обучение ряду курсов, связанных с работами на нефтяных месторождениях, например, контроль давления в скважине и ликвидация газонефтеводопроявления (ГНВП). Важно понимать, что наличие аккредитации не ограничивает учебный центр в ведении образовательной деятельности по ряду не смежных программ, однако даже простое наличие данной аккредитации придает организации немалое преимуществе на рынке — положение в глазах потребителей. Необходимость периодического обучения ряда работников организаций стало причиной того, что на рынке регулярно появляются компании-однодневки, осуществляющие

образовательную деятельность «для галочки» и выдающие удостоверения, за которыми не стоит учебного процесса как такового, чтобы предоставить работникам просто право на аттестацию в Ростехнадзоре, и качество услуг в подобных организациях оставляет желать лучшего. Наличие аккредитации значительно улучшает репутацию учебного центра и увеличивает вероятность того, что он недобросовестным подрядчиком не является.

Однако, получение данных преимуществ возможно исключительно при исполнении организацией соответствующих обязательств. Обучая учебным программам от имени международной организации, локальный учебный центр должен всегда обновлять ее вслед за организацией, выдавшей аккредитацию, а самостоятельное изменение программы может быть осуществлено исключительно при одобрении головного офиса. Стоимость обучения подобным программ значительно выше стоимости обучения программам, для которых было достаточно исключительно регистрации в местном органе по контролю и надзору в сфере образования. В себестоимость получения аккредитации закладывается не только оплата перелета и проживания аудиторов и объем работы, который был проделан для разработки учебной программы, систематизации внутренних процессов, рекламу. За каждого обучившегося в большинстве случаев делается соответствующий взнос, перечисляемый на счет головного офиса аккредитующей организации — подобное практикуется тогда, когда локальный учебный центр пропускает данные учащегося через интерфейс головного офиса, который после проверки и выдает сертификат об

обучении своего образца. Учебный центр так же может получить аккредитацию на самого себя и для своих учебных программ, в таком случае организация считается прошедшей аудит и получившей аккредитацию, но данные об обучившихся через интерфейс аккредитующей организации не пропускаются, и взносы за обучившегося каждого, соответственно, не платятся. Реализация данных процессов зависит от условий аккредитации конкретной организации.

Возможность пройти обучение в учебном центре, получившем аккредитацию

международного уровня, больше всего пользы приносит непосредственно обучающимся. С одной стороны, они могут получить допуск к работе, если необходимость обучения и получение международного сертификата указано в техническом задании компании, в которой они работают. С другой стороны, пройдя обучение по международной программе в локальном учебном центре, учащийся имеет возможность получить работу за пределами своего региона и даже своей страны, потому что программы и приобретаемые в процессе обучения компетенции котируются по всему миру.

Большинство организаций, чья аккредитация особо котируется на территории Российской Федерации, расположены в Великобритании, например, головной офис RoSPA расположен в Бирмингеме, головной офис IWCF расположен в городе Монтроз, NEBOSH — город Лейстер. Наличие системы менеджмента качества по стандарту ISO не является обязательным требованием к кандидатам, подающим заявку на получение аккредитации. Однако те же RoSPA, IWCF, NEBOSH сами имеют систему менеджмента качества по стандарту ISO, оттого и возникает требование ко всем партнерским организациям к наличию системы менеджмента качества как таковой. Чтобы быть аккредитованным, учебный центр должен также соответствовать своей инфраструктурой, преподавательско-

инструкторским составом. Создание системы, вписывающейся в требования международной организации, и последующее поддержание этой системы требует кропотливой работы. Большинство требований относится к систематическому подходу в организации учебного процесса и заботы о клиентах. Однако некоторые международные организации предоставляют кандидатам на аккредитацию право выбора, например, организация NEBOSH — Национальный экзаменационный совет по охране труда Великобритании. Аудитор, оценивая соответствие учебного центра их требованиям, для предоставления им аккредитации золотого (приоритетного) уровня, руководствуется чек-листом на 78 пунктов. Данный чек-лист охватывает процессы, связанные с: вступительной информацией для обучающегося, условиями и положениями, поддержкой учащегося, оплатой за обучение, объяснением деталей обучения,

организацией учебного процесса (мотивирование к учебе), дистанционным обучением и тому подобное. Исполнение всех 78 требований гарантирует учебному центру получение золотого уровня аккредитации. Однако, по определенной причине некоторые учебные центры не имеют возможности соблюсти их все — это может быть неумение организовывать учебный процесс, нежелание этого делать или же просто невнимательность перед аудитом. На такой случай есть аккредитация на серебряный и бронзовый уровень. То есть, если организация не исполняет всех 78 требований, но близка к этому, то ей присуждается серебряный уровень с правом получения золотого, если соответствующие пункты будут проработаны к моменту следующего аудита. Если же учебному центру достаточно бронзового уровня аккредитации, достаточно исполнить минимум требований и пройти аудит.

Важно, чтобы соответствовали требованиям помещения, техническая оснащенность, и профессорско-преподавательский состав. Не допускается набирать большие группы для единовременного обучения. К примеру, обучение курсам IWCF может быть осуществлено только в группе до 15 человек. При сдаче экзамена тот же IWCF допускает наличие только шести парт в помещении, расстояние между каждым из них должно быть не менее одного метра. Помещение, в котором проводятся экзамены, должны быть оборудованы камерами, выводящими черно-белую картинку. Данные требования сделаны с целью минимизации вероятности, что экзамен будет кем-то списан или что занятия будут проводиться в подсобных помещениях, не предназначенных для этого. Требования к профессорско-преподавательскому составу зависят

непосредственно от специфики учебной программы. Для получения аккредитации организации RoSPA в учебном центре должно быть минимум три инструктора, которые аккредитованы данной организацией на право ведения практических и теоретических занятий на территории учебного центра и тренировочного полигона и на транспортном средстве, используемом для обучения — аренда допускается. Для получения аккредитации организации IWCF, в распоряжении учебного центра должны быть как минимум один инструктор-преподаватель и один асессор (оценщик), которые в свою очередь аккредитованы форумом на преподавание их программ и работы на аккредитованных им же тренажерах, имитирующих различные ситуации на месторождениях. Чтобы получить аккредитацию организации NEBOSH, не нужно закупать оборудование и проводить занятия на полигоне, однако у данной организации одни из самых жестких требований к организации системы менеджмента качества, а также все обучившиеся обязаны пройти практику на своих предприятиях; если такой возможности нет, учебный провайдер должен учащемуся место для практики

предоставить. Высокий уровень требований к инфраструктуре в дополнительный раз исключает вероятность того, на аккредитацию будут подаваться недобросовестные подрядчики.

Одним из наиболее важных этапов в получении аккредитации является прохождение кандидатом аудита. Это заключительный этап в получении аккредитации, которому предшествовала работа по согласованию учебных программ, внедрению системы менеджмента качества (если такового прежде не имелось), обучению и аккредитации преподавателей, сбора и согласования документов. Физический аудит важен потому, что аудитор имеет возможность на месте оценить, насколько указанная в документах кандидата информация соответствует действительности по чек-листу. Всегда есть риск, что организация аудит не пройдет, потому что в конкретный момент времени работа системы даст сбой и будет допущена ошибка, не позволяющая аудитору дать положительное заключение относительно прохождения кандидатом аудита. В данном случае предоставляется обратная связь относительно тех аспектов, над которыми кандидату нужно поработать на случай, если тот будет заинтересован в повторном прохождении аудита.

Требования законодательства относительно обеспечения безопасной рабочей среды закреплены в соответствующих нормативных актах Российской Федерации, которые определяют критерии, процедуры, правила и нормативы, которые направлены на сохранение здоровья и жизни работников всех организаций и особенно обслуживающих опасные производственные объекты. Данные требования государства обязательны к исполнению всеми организациями, ведущими любой вид деятельности, независимо от того, физическое это лицо или юридическое. Особенно в нормативных актах подчеркивается жесткое соблюдение данных требований при строительстве, проектировании, эксплуатации опасных производственных объектов,

конструировании различных механизмов, обслуживании данных объектов и механизмов. Правительство Российской Федерации

устанавливает порядок разработки и утверждения актов, регулирующих требования к обеспечению безопасной рабочей среды, при этом Правительство руководствуется мнением трехсторонней комиссии по регулированию социальных и трудовых отношений.

Обязательность периодического обучения определенной группы работников возлагают обязательства не только на самих сотрудников, но и на их работодателей. Несмотря на то, что обучение ряду направлений, включая охрану труда, является обязательным требованием государства, предъявляемым к должностным лицам, руководители зачастую задаются вопросом, а действительно ли необходимо проходить обучение данному направлению, не говоря уже о том, что некоторых людей удивляет сочетание слов «труд» и

«охрана». Тем не менее закон гласит, что если в течение трех лет с момента последнего обучения охране труда должностное лицо не прошло обучение повторно, то оно может быть оштрафовано или же дисквалифицировано.

В случае, если на опасном производственном или любом другом объекте произойдет чрезвычайное происшествие, в котором пострадают люди или сами сотрудники и если будет выявлено, что причиной чрезвычайного происшествия стала халатность или неподготовленность или недостаточная подготовленность работника, то ответственность будет нести в первую очередь сам работодатель, как допустивший некомпетентного человека к исполнению трудовых обязанностей. Это и определяет еще одну причину актуальности сертификационного центра, в котором результатом обучения станет сертификация сотрудника как имеющего необходимые компетенции. И если в случае с охраной труда, пожарно-техническим минимумом и правилами оказания первой помощи обучения является обязательным для всех руководителей, в случаях с обучением ремонтно-оперативного персонала и инженерно-технических работников на месторождениях дополнительным дорогостоящим программам является скорее инициативой самого работодателя, однако, есть тенденция, что в скором времени дополнительное обучение данной группы работников станет обязательной по крайней мере в соответствии с требованиями групп компаний, обслуживающих опасный-производственный объект, это может относиться к Газпрому, Роснефти, Лукойлу и прочим.

К работодателю выдвигается ряд требований по подготовке работника перед допуском к рабочему месту: обеспечение режима труда и отдыха, выдача приобретенной работодателем для работника средств индивидуальной защиты (противогазы, защитные костюмы, тросы, смывающие обеззараживающие средства), обучение правильному и безопасному исполнению трудовых обязанностей. Допуск к работе сотрудника, не прошедшего обязательное обучение и подготовку, является нарушением законодательства и карается штрафными санкциями, потому что иное может расцениваться как недостаточное принятие мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций на производственных объектах и сохранению здоровья и жизни работников.

Агентства, выдающие аккредитации различным организациям на ведение деятельности от их имени, появились в большинстве своем в двадцатом веке в западных странах. Международный форум по контролю скважины (IWCF) является некоммерческой организацией, которая была основана в 1992 году [10]. Ключевая цель организации — развивать и продвигать программы обучения контролю скважины, а также осуществлять оценку и сертификацию работников нефтегазового сектора. Форум работает тесно с

британскими регуляторами нефтедобычи и ключевыми игроками международного рынка нефти, включая международную ассоциацию производителей нефти и газа — International Association of Oil and Gas Producers (IOGP). Актуальность учебных программ форума обеспечивается и тем, что при разработке и обновлении используются рекомендации не только нефтяных компаний, министерства образование, но и той же международной ассоциации производителей нефти и газа. Программы форума охватывают разные спектры ролей, которые могут на себя принять работники не месторождении — как бурильщики и их помощники, так и супервайзеры. Программы разделены на пять уровней, чтобы предоставить каждому работнику тот спектр знаний, который необходим для занимаемой им в данный момент роли. Таким образом, предоставление сертифицированного тренинга через сеть аккредитованных учебных центров является одним из способов предотвращения инцидентов на месторождениях. Курсы предоставляются через сеть аккредитованных партнеров, а экзаменационный процесс осуществляется форумом в закрытых помещениях с вовлечением независимых наблюдателей во избежание нечестной сдачи экзаменов.

Предпосылки к появлению организации IWCF появились еще в 1982 году, когда руководство Европейского союза совместно с Национальными министерствами энергетики, Торговыми ассоциациями и Торговыми объединениями объявило о необходимости создания единых стандартов при обучении и сертификации в области контроля скважины в Европе. Их рекомендации заключались в том, чтобы стандартная учебный план сопровождался сертификационной программой для бурового персонала с целью обеспечения безопасности и благополучия. В 1992 году в Гаагской торговой палате в Нидерландах был создан Европейский форум по контролю скважины (European Well Control Forum — EWCF), который занимался развитием программ оценки и сертификации. Однако, в 1994 году ввиду своего роста организация была переименована в Международный форум по контролю скважины (International Well Control Forum — IWCF), что отображало подлинную географию деятельности организации. В 1998 организацией была внедрена учебная программа по контролю давления в скважине (Well Intervention Pressure Control — WIPC), что стало хорошим стратегическим шагом для организации. В 2000 году IWCF получила сертификат менеджмента качества ISO:9001, что стало очередным фактором, демонстрирующим качество организационных процессов и учебных программ. В 2001 году структура организации изменилась, были включены участники за пределами Европы, а право голоса было предоставлено председателю с каждой из семи стран-основательниц и председателю каждого

регионального отделения, добавленного в структуру форума в дальнейшем. К 2003 году IWCF разработал и поддерживал сертификационные программы в более чем 54 странах по всему миру, несмотря на нестабильное экономическое положение отрасли в течение последних десяти лет. Наибольший рост числа сертифицированных по программам IWCF специалистов был в 2008 году, когда цены на нефть были на своем пике в течение продолжительного времени — с тех пор число обученных каждый год превышает 13 000 человек против нескольких сотен в первые несколько лет работы форума. В 2009 году форум назначил своего первого исполнительного директора, что стало началом процесса перестройки принципов управления организацией, включая соответствие требованиям отрасли и, что не менее важно, адаптация к культурологическим особенностям глобальной организации.

Как и любой проект, создание сертификационного центра имеет свои риски. При создании сертификационного центра в любой из стран, если есть намерение работать по стандартам, выстроенным на опыте работы в других странах, следует учитывать риск того, что специфика ведения деятельности в конкретном государстве будет иметь свою специфику или же ограничения. Происходить подобное может ввиду того что нет возможности повсеместного снабжения рабочих бригад на буровых объектах или прочих опасных производственных объектах оборудованием наивысшего класса. Привести это может к тому, что сертификационный центр сформирует учебный процесс, включая структуру программы, беря за основу структуру учебной программы, разработанной и одобренной в головном офисе сертифицирующего органа. Однако разработанная программа нацелена на то, чтобы обучить людей вести определенный вид деятельности, имея в доступе необходимую инфраструктуру и комплекс оборудования. Реальное оснащение опасного производственного объекта может принципиально отличаться от того, что рекомендовано международными стандартами. Как результат, слушатели, обученные передовой программе, не будут иметь возможности применить свои знания в достаточной мере на практике, что ставит под вопрос общую полезность подобного вида обучения и, следовательно, дальнейшего обучения специалистов в сертификационном центре. Чрезмерная адаптация структуры программы под реалии объектов конкретного корпоративного заказчика может привести лишь к тому, что будут нарушены требования к организации учебного процесса, соблюдение которых позволяет вести деятельность от имени международного сертификационного центра. Особенно данный риск актуален для России, где деятельность по добыче нефти ведется на территории всей страны, большая протяженность которой лишь усложняет стандартизацию работ на каждой из скважин. Конечно, государственные стандарты обязательны

для соблюдения всеми добывающими компаниями, однако они составляют необходимый минимум внутри одной конкретной страны, чего может быть недостаточно, когда речь идет об организации процессов по международным стандартам.

Особенное место среди рисков, с которыми может столкнуться сертификационный центр, занимает риск санкций. Особенно это актуально для России, в отношении которой страны Евросоюза и США регулярно вводят ограничения на ведение деятельности в различных отраслях. Проявиться данный риск может в том, что учебному центру не будет предоставлено право обучать и сертифицировать специалистов от имени международной организации даже после того, как им будет проделана работа по соблюдению всех требований и оплачены все расходы, включая аудит и закупку оборудования. Подобный случай произошел в 2015 году, когда наиболее популярная и востребованная международная организация по обучению и сертификации бурения нефтегазовых скважин — Международный форум по контролю скважины IWCF — вынужденно в конце 2014 года приостановила у всех сертифицированных ею российских организаций сертификацию из-за санкций Евросоюза [3]. Всем аккредитованным российским центрам было разослано уведомление об том. Для того, чтобы возобновить деятельность в России, организация была вынуждена подать в орган, ответственный за соблюдение организациями Британии санкций — Организацию экспортного контроля Великобритании — запрос на получение лицензии по осуществлению работ и предоставлению услуг в российской нефтегазовой отрасли. Таким образом, деятельность на территории России форумом была полностью прекращена до получения соответствующей лицензии. Санкции распространялись на разные группы работников, ассоциированных с нефтегазовым сектором России: представители российских компании; работающие в российских подразделениях компаний, ведущих деятельность за рубежом; жители России. Подготовка специалистов нефтегазового сектора по программа международного форума по контролю скважины крайне важна отрасли, поскольку работники буровых установок благодаря данным программам приобретают навыки предотвращения наиболее опасного и разрушительного события при разработке скважин — фонтанного выброса нефти и газа. Сертификация российских организаций была приостановлена несмотря на выплату ими регулярных платежей, состоящих из плата за аккредитацию, вознаграждение форуму за каждого обученного и ежегодный членский взнос.

Несмотря на то, что подготовка персонала по международным программам для крупных нефтегазовых компаний является важным аспектов в обеспечении их функционирования, наличие спроса на услуги регионального учебного центра, который начал свою деятельность позже

действующих игроков рынка, всегда остается вопросом открытым. Только в 2014 году в России, к примеру, действовало только 7 авторизованных центров IWCF. В 2020 году в России зарегистрировано более 22 двух учебных центров IWCF. Стоимость проекта по открытию учебного центра IWCF складывается из: внутренней работы по регламентированию процессов и созданию системы менеджмента качества; закупки тренажеров, имитирующих буровую установку, и комплект видеокамер для оснащения учебных аудиторий, если таковых не имелось; членского взноса, поскольку заявку на аккредитацию могут подавать только действующие члены организации; услуги аудитора. Стоимость услуг аудитора составляет порядка 10 тысяч фунтов стерлингов, что в рублевом эквиваленте превышает 1 миллион, стоимость тренажеров в различной спецификации начинается от 800 тысяч рублей. В стоимость проекта необходимо также стоимость разработки учебных программ, если данная функция будет отдана на аутсорсинг. Что касается окупаемости данного проекта, складываться она будет из единиц проданных образовательных услуг. В 2014 году стоимость обучения одного человека по программе IWCF в РГУ имени Губкина составляла 106 тысяч рублей, а в Тюменском университете нефти и газа — 60 тысяч рублей. В стоимость образовательной услуги были заложены: 100 фунтов стерлингов вознаграждения за выданный сертификат, стоимость всех мероприятий по внедрению разработке и запуску программы обучения и сертификации IWCF, налог на прибыль. Таким образом, региональный учебный центр вынужден будет предложить рынку стоимость ниже 60 тысяч рублей на одного обучившегося.

Обучение по программе IWCF запрашивается иностранными компаниями для своих сотрудников, работающих на территории России. В данном случае программа или наличие сертификата об обучении свидетельствует о том, что человек компетентен в исполнении своих обязанностей при работе на буровых установках. В подобных условиях услуги учебных становятся важным элементов в процессе подбора и развития персонала.

Новая коронавирусная инфекция ОДУТО-^ стала причиной закрытия и перевода на удаленную работу очень многих организаций по всему миру, и учебные заведения исключением не стали. Учреждения, предоставляющие курсы IWCF, также были закрыты. Как вынужденная мера, обладателям сертификатов, не имеющим возможности продлить их, увеличили срок их действия. Однако, как такового обучения и сертификации не проводилось вплоть до снятия ограничений на ведение деятельности, то есть на организацию очных занятий. Данная ситуация показала, насколько рисковым может быть любой проект, требующий личного взаимодействия людей между собой. Данный риск актуален для открытия сертификационного центра тоже, поскольку в

настоящий момент занятия и сертификация слушателей осуществляется только в очном режиме в учебных центрах по всему миру. Пандемия и повсеместная тенденция на переход к дистанционному режиму показали, что удаленное взаимодействие все больше интегрируется в жизнь общества. Болезненно это сказывается на проекте открытия сертификационного центра тем, что для получения аккредитации обязательным условием является наличие сертифицированного тренажера и инфраструктуры для проведения занятий, включая помещения для тестирования, проведения теоретических занятий и занятий на тренажере. Окупят ли себя расходы по данным статьям, остается открытым вопросом. Есть вероятность, что принцип работы сертификационных центров по всему миру принципиально изменится, что обесценит аудиты, проведенные прежде.

Учебные центры по всему миру заинтересованы в получении аккредитации IWCF по причине того, что данные курсы крайне востребованы среди крупных нефтяных компаний. Спрос обусловлен тем, что это решает ряд проблем при подборе персонала, когда отпадает необходимость проводить ряд мероприятий по оценке имеющихся навыков у специалистов [5]. Этот факт стал одной из причин того, что при подборе подрядчиков для подготовки имеющихся кадров в конкурсной документации заказчик указывает требование к наличию аккредитации, что в какой-то мере решает вопрос о наличии спроса на образовательные услуги. Изменения в кадровой политике у потенциального заказчика крайне нежелательно сказаться на продажах образовательных услуг у аккредитованных учебных центров, а проявиться это может в том, что в конкурсной документации более не будут появляться запросы от поставщиков международных образовательных программ [9]. Причины могут быть самые разные: урезанное финансирование на развитие кадрового потенциала организации, переориентировка на российские учебные программы, лоббирование программ других поставщиков и тому подобное [8]. В любом случае данный проект нацелен на обслуживание крупного нефтедобывающего заказчика, зависимость от чьей кадровой политики в определенной мере определяет потенциал проекта получения аккредитации для регионального учебного центра.

Как правило, крупный корпоративный клиент в сфере добычи обработки нефти и газа в России имеет государственное участие, что вынуждает проводить подбор подрядчиков через установленные государством электронные торговые площадки. Делается это с целью того, чтобы все потенциальные подрядчики имели одинаковое право на участие в конкурсах по предоставлению разного рода услуг и поставке товаров. Проблема заключается в том, что если компания заинтересована в поиске наилучшего ценового предложения из всех предложенных, то люди,

модерирующие процесс государственно-частного партнерства, имеют возможность злоупотребления своим положением. Таким образом, даже если учебный центр будет соответствовать всем критериям, выставляемым заказчиком к подрядчикам, и предлагать наиболее низкую цену в сравнении с конкурентами, это не дает гарантии, что заказ будет отдан ему. Коррупционная составляющая создает риски для любых участников государственно-частного партнерства.

Наличие сертификата обучения стандарту IWCF требует присутствия в учебном процессе сертифицированного тренажера. Данное сложное оборудование производится исключительно за рубежом, а в России зачастую транспортируется на удаленные объекты, чтобы обучать и тестировать людей без отрыва от производства. Риск поломки тренажера ставит под угрозу не только окупаемость инвестиций. Обслуживание данного оборудования в случае, если оно сломается, требует сертифицированного центра, а возврат по условиям гарантии будет длиться крайне долго с момента подачи запроса, экспертизы, отправки оборудования и до получения денежных средств обратно на расчетный счет. То, что процесс сертификации будет приостановлен, это одна проблема, которая может возникнуть. Если же оборудование сломается в течение обучения, которое уже было оплачено заказчиком, здесь могут возникнуть серьезные угрозы для репутации учебной организации [2]. Нефтяная отрасль саккумулировала в себе крупные денежные средства, однако цены на нефть крайне нестабильны в последнее десятилетие, что может сказаться на платежеспособности. Спрос на образовательные услуги может снизиться по этой причине, поскольку если работа прибыли не генерирует, инвестиции в развитие персонала не будет приоритетным направлением. ■

1. Гвоздева С. М. Сертификация как инструмент повышения качества продукции // Научная электронная библиотека «Киберленинка» : свободный портал -Электрон. дан. [Б.м.] - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sertifikatsiya-kak-instrument-povysheniya-kachestva-produktsii/viewer (Дата обращения: 15.09.2020)

2. Ланцман Е. Н. Проектные риски: анализ, способы преодоления [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка» : свободный портал - Электрон. дан. [Б.м.] - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/proektnye-riski-analiz-sposoby-preodoleniya (Дата обращения: 15.09.2020)

3. Нечаев В. Западные санкции расширены до обучения российских нефтяников [Электронный ресурс] // Электронная газета «Известия»: свободный портал -Электрон. дан. [Б.м] - URL: https://iz.ru/news/582027 (Дата обращения: 15.09.2020)

4. Ньюстром Д. В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте / Д. В. Ньюстром, К. Дэвис; пер. с англ. Е. Бугаевой, - СПб.: Питер, 2000. -448 с.

5. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом: Учеб. пособие/ В.А.Спивак.-СПб.:Питер, 2001.- 416с.: ил.

6. Шихирев П. Н. Введение в российскую деловую культуру / П. Н. Шихирев - М.: Типография Новости, 2000. - 203 с.

7. ГОСТ 12.0.004-90. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 N 2797). Дата введения 1991-06-30. - URL: https://internet-law.ru/gosts/gost/19357/ (Дата обращения: 15.09.2020)

8. Классификация проектных рисков [Электронный ресурс] // Joomla: свободный портал - Электрон. дан. [Б.м.] - URL: http://bussin-proj.ru/lektsii-po-vvedeniyu-v-proektnyj-analiz/118-klassifikaciya-proektnyx-riskov.html (Дата обращения: 15.09.2020)

9. Риски инвестиционного проекта [Электронный ресурс] // finswin.com: свободный портал - Электрон. дан. [Б.м.] - URL: https://fmswin.com/projects/osnovnye/riski-proekta.html (Дата обращения: 15.09.2020)

10. About us [Электронный ресурс] // iwcf.org - URL: https://www.iwcf.org/about-us-2/ (Дата обращения: 15.09.2020)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

About us [Электронный ресурс] // iwcf.org - URL: https://www.iwcf.org/about-us-2/ (Дата обращения: 15.09.2020)

Гвоздева С. М. Сертификация как инструмент повышения качества продукции // Научная электронная библиотека «Киберленинка» : свободный портал - Электрон. дан. [Б.м.] - URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/sertifikatsiya-kak-instrument-povysheniya-kachestva-produktsii/viewer (Дата обращения: 15.09.2020)

ГОСТ 12.0.004-90. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 N 2797). Дата введения 1991-06-30. - URL: https://internet-law.ru/gosts/gost/19357/ (Дата

обращения: 15.09.2020)

Классификация проектных рисков

[Электронный ресурс] // Joomla: свободный портал -Электрон. дан. [Б.м.] - URL: http://bussin-proj.ru/lektsii-po-vvedeniyu-v-proektnyj-analiz/n8-klassifikaciya-proektnyx-riskov.html (Дата

обращения: 15.09.2020)

Ланцман Е. Н. Проектные риски: анализ, способы преодоления [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка» : свободный портал - Электрон. дан. [Б.м.] - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/proektnye-riski-analiz-sposoby-preodoleniya (Дата обращения: 15.09.2020)

Нечаев В. Западные санкции расширены до обучения российских нефтяников [Электронный ресурс] // Электронная газета «Известия»: свободный портал - Электрон. дан. [Б.м] - URL: https://iz.ru/news/582027 (Дата обращения: 15.09.2020)

Ньюстром Д. В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте / Д. В. Ньюстром, К. Дэвис; пер. с англ. Е. Бугаевой, -СПб.: Питер, 2000. - 448 с.

Риски инвестиционного проекта [Электронный ресурс] // finswin.com: свободный портал -Электрон. дан. [Б.м.] - URL: https://finswin.com/projects/osnovnye/riski-proekta.html (Дата обращения: 15.09.2020)

Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом: Учеб. пособие/ В.А.Спивак.- СПб.Литер, 2001.- 416с.: ил.

Шихирев П. Н. Введение в российскую деловую культуру / П. Н. Шихирев - М.: Типография Новости, 2000. - 203 с.

Certification activities: relevance and examples

© Ajdynov R., Grosheva N., 2020

Certification activities are essential for any industry. This is due to the fact that certification ensures that the parameters of the final product meet the criteria that are determined in accordance with industry standards or the requirements of the state in which the product will be sold.

Keywords: certification, certification center, standardization, standards, production, services

УДК 65.011.56

КАК СУПЕРАППЫ МЕНЯЮТ РЫНОК МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

© Балашов Н. А., 2020

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Мобильные приложения стали играть в нашей жизни значительную роль. С ними мы строим планы на выходные, планируем наши поездки, общаемся, совершаем покупки и даже ищем себе «спутника жизни». Но с каждым днем нам, обычным пользователям, становится мало привычных функций того или иного приложения, и сегодня компании, имеющие свои продукты на рынке приложений, начинают объединять в них бесчисленное количество функций, что делает из них «супераппы», то есть суперприложения. В этой статье будут рассматриваться преимущества супераппов, их возможные перспективы на рынке приложений и то, как они могут изменить этот рынок.

Ключевые слова: суперапп, суперприложение, объединение функций, приложения

Термин «суперапп» ввел в употребление в 2010 г. основатель BlackBerry Майк Лазаридис, определив его как «закрытую экосистему, состоящую из множества приложений, которые люди используют каждый день из-за полной интегрированности, цельности и удобства пользования». Но если Лазаридис называл супераппом единую платформу приложений, то сейчас речь идет о совмещении множества социальных, финансовых, сервисных и развлекательных функций в одном приложении [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс такого совмещения называется rebundling (пересвязывание): если раньше стартапы буквально «раздербанивали» сервисы

универсального банка по принципу «одно приложение — один сервис», то сейчас идет обратный процесс — Revolut, Starling Bank и многие другие собирают множество сервисов в одном приложении. Вопреки множеству ожиданий, такой тренд стал получил мировое распространение благодаря стартапам из Юго-Восточной Азии, в особенности из Китая (WeChat).

В России также есть технологические решения в данной области. Одним из первых на рынок супераппов вышел портал «Госуслуги», которым пользуются миллионы человек в нашей стране: от рядовых граждан, которым нужно поучить справку, до предпринимателей и бизнесменов. Также

интересен пример Тинькофф Банка, который сумел «впихнуть» в одно приложение целый банк, платёжную систему и сервис покупки билетов. Совсем недавно Яндекс объединил несколько своих транспортных сервисов (Яндекс Еда, Яндекс Такси, Яндекс Доставка, Яндекс Транспорт, Яндекс Драйв, Яндекс Лавка) в одном приложении Яндекс Go. Mail group благодаря внедрению мини-приложений в уже существующее приложение «VK» превратила отлично нам знакомую социальную сеть «Вконтакте» в кладезь всего, что только можно: прогноз погоды, заказ такси, доставка еды, инвестиции, курсы валют, поиск работы, расписание спортивных событий, площадка для блогеров, рандомайзер и многое другое [2].

С каждым годом появляются всё новые и новые супераппы. С чем это может быть связано? Существуют разные мнения на этот счет:

• главенство магазинов приложений крепчает и маркетинг приложений становится дороже;

• борьба за внимание пользователя;

• более легкий способ собирать данные о своих пользователях;

• сокращение производственных мощностей издателей [3].

Не смотря на вытекающие из сегодняшних IT-реалий преимущества суперприложений, многие аналитики предрекают, что в будущем сама

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.