СЕРИЯ УЧЕБНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ - КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДЫ,
ХОЗЯЙСТВА И НАСЕЛЕНИЯ
Леонид Александрович Пластинин
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, директор Центра космических технологий и услуг, профессор кафедры маркшейдерского дела и геодезии, тел. (395-2)40-51-03, e-mail: [email protected]
Надежда Валентиновна Котельникова
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, доцент кафедры маркшейдерского дела и геодезии, тел. (395-2) 40-51-02, e-mail: [email protected]
Борис Николаевич Олзоев
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, заместитель директора Центра космических технологий и услуг, доцент кафедры маркшейдерского дела и геодезии, тел. (395-2) 40-59-00 (доб. 111-35), e-mail: [email protected]
Сформулирован методологический принцип создания серии электронных учебных экологических карт для Республики Бурятия. Охарактеризовано общегеографическое и тематическое содержание серии учебных экологических карт региона. Показаны возможности использования карт в учебно-образовательном процессе.
Ключевые слова: электронные рекреационно-туристские карты, карты в учебнообразовательном процессе, ландшафтная основа.
ELECTRONIC LEARNING SERIES ENVIRONMENTAL MAPS REPUBLIC OF BURYATIA - COMPREHENSIVE EVALUATION OF NATURE AND POPULATION
Leonid A. Plastinin
National research Irkutsk state technical university, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia, director of the Center of space technologies and services, professor of department of mine surveying and geodesy, tel. (395-2) 40-51-03, e-mail: [email protected]
Nadegda V. Kotelnikova
National research Irkutsk state technical university, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia, associate professor of department of mine surveying and geodesy, ph. (395-2) 40-51-02, e-mail: [email protected]
Boris N. Olzoev
National research Irkutsk state technical university, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia, deputy director of the Center of space technologies and services, associate professor of department of mine surveying and geodesy, tel. (395-2) 40-59-00 (add. 111-35), e-mail: [email protected]
Methodological principle formulated a series of e-learning environment maps for the Republic of Buryatia. Characterized by general and thematic content of a series of training of environmental maps of the region. The possibilities of the use of maps in the teaching-learning process.
Key words: electronic recreation and tourist maps, maps in the teaching-learning process, the landscape basis.
Финансирование
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.B37.21.1150 «Исследование рекреационно-туристического потенциала особо охраняемых природных территорий Байкальского региона на основе космических технологий».
Появление и бурное развитие новых видов телекоммуникаций, разработка инфраструктуры пространственных данных разного уровня внесли коррективы в систему образования и обучения. ГИС, Интернет, новые технологии мультимедиа, компьютерной анимации, виртуального картографирования и др., значительно расширили сферу использования пространственной географической информации для учебно-образовательного процесса, появились возможности совмещения различных видов информации при обучении. По-новому сформировались вопросы картографического обеспечения учебно-образовательного и воспитательного процесса - создание и использование компьютерных цифровых (электронных) карт, атласов и других картографических произведений. Учебные экологические карты в геоинформационной среде - это источник пространственной информации для экологического образования и обучения, что является одним из важнейших условий обеспечения устойчивого развития территорий.
Для этих целей по заказу Министерства образования и науки Республики Бурятии в Национальном исследовательском Иркутском государственном техническом университете (ИрГТУ) был осуществлен проект по созданию серии электронных учебных экологических карт Республики Бурятия. В ходе выполнения работы был собран, обобщен и проанализирован большой объем пространственной информации по природно-ресурсному, демографическому, туристско-рекреационному потенциалу региона.
При создании серии карт авторы придерживались следующего методологического принципа: отображение на картах системной зависимости состояния и изменения окружающей среды от ее природных особенностей, характера и интенсивности хозяйственной деятельности, непосредственного влияния антропогенных нагрузок и состояние здоровья населения. Отсюда возникла необходимость отражения на картах системы объектов и характеристик, которая бы достаточно разностороннее освещала эколого-географическую обстановку территории и являлась базой для ее оценки и прогноза. Территориальными единицами, составляющими основу картографирования явились современные ландшафты в широком спектре - от близких к природным до измененных хозяйственной деятельностью человека.
Данная серия состоит из 3 карт: ландшафтно-экологической, природопользования и рекреационно-туристской, и выполнена в масштабе 1:1000 000, в кар-
тографической проекции Гаусса-Крюгера. Общегеографическими элементами содержания являются:
- населенные пункты, которые классифицируются по административному значению и типу поселений. По административному значению - столица Бурятии, центры субъектов РФ, центры муниципальных районов. По типу поселений подразделяются на города, поселки городского типа, населенные пункты сельского типа.
- гидрография, грунты и рельеф, включающие в себя гидрографическую сеть, порты и пристани, болота; рельеф показан горизонталями, проведенными через 100 м и отметками высот над уровнем моря.
- границы: государственные, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов.
Тематическое содержание ландшафтно-экологической карты:
- природные комплексы выделены по принципу высотных ландшафтных поясов: высокогорные (гольцовые и подгольцовые), среднегорные (горно-таежные, таежные плоскогорий и межгорных понижений, подтаежные и степные), подгорные и горно-котловинные (впадин байкальского и забайкальского типа), азональные (долинные).
- памятники природы представлены уникальными природными объектами и комплексами с подразделением на геологические, водные, ботанические, зоологические, ландшафтные и природно-исторические.
- загрязнения и антропогенные нарушения природной среды: промышленные загрязнители, загрязнения водных объектов, вырубленные леса, горелые леса, ветровые нарушения, водная эрозия сельскохозяйственных земель
- границы особо охраняемых природных территорий и природных комплексов: заповедников, национальных парков, заказников, особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань», участка всемирного природного наследия ЮНЕСКО - оз. Байкал.
На карте природопользования представлено следующее тематическое содержание:
- зонально-поясное природопользование представлено восемью группами природных комплексов, сходных по экологическому потенциалу - качеству среды обитания человека (альпинотипные горно-тундровые, темнохвойные, светлохвойные, горные лесостепные, подгорные светлохвойные, подгорные степные, горно-таежные, прибрежные). Для каждой группы природных комплексов характерен тип природопользования (высокогорный, горно-таежный, горный лесостепной, горный степной, подгорный лесной, котловинный лесной, долинный и аквальный). Тип природопользования включает в себя основные классы природопользования (промысловое, рекреационное, сельскохозяйственное, лесопромышленно-промысловое, природоохранное, водохозяйственное) и характеризуется интенсивностью природопользования (низкая, средняя, высокая). Представлены главные экологические проблемы (сели, сход снежных лавин, истощение охотничьих ресурсов, деградация лесов, эрозия почв, наводнения и др.) и даны рекомендации по рационализации природопользования.
- ареалы основных классов зонально-поясного природопользования: сельскохозяйственное (земледельческое, животноводческое), лесопромышленное (эксплуатируемые и резервные леса), природоохранное (заповедники, национальные парки, заказники, Байкальская природная территория)
- локализованное природопользование представлено пятью классами природопользования: селитебное, промышленное, транспортное, сельскохозяйственное, рекреационное. Каждый класс природопользования характеризуют вид и интенсивность природопользования, экологические проблемы и рекомендации по рационализации природопользования.
На рекреационно-туристской карте тематическое содержание представлено следующими слоями:
- природные комплексы выделены по принципу высотных ландшафтных поясов: высокогорные (гольцовые и подгольцовые), среднегорные (горно-таежные, таежные плоскогорий и межгорных понижений, подтаежные и степные), подгорные и горно-котловинные (впадин байкальского и забайкальского типа), азональные (долинные). Охарактеризованы рекреационные свойства (устойчивость к рекреационным нагрузкам, значимость для различных видов туризма, наличие уникальных природных объектов) и рекреационная специализация природных комплексов.
- лечебно-оздоровительный туризм включает рекреационные местности, санатории, бальнеологические грязе- и водолечебницы, пансионаты, курорты местного значения, дома отдыха и профилактории.
- экскурсионно-познавательный туризм представлен объектами культурного наследия: центрами культурно-исторического наследия, музеями и картинными галереями, буддийскими храмами и церквями, памятниками природы.
- туристические маршруты: автомобильные, водные, пешие.
- границы особо охраняемых природных территорий и природных комплексов: заповедников, национальных парков, заказников, особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань», участка всемирного природного наследия ЮНЕСКО - оз. Байкал.
Изданная серия учебных экологических карт Республики Бурятия является хорошим пособием при изучении географии, экологии, краеведения, природопользования и других дисциплин в учебных заведениях разного уровня Республики Бурятия. Она предназначена для решения следующих задач информационно-образовательного процесса:
1. Информация карт легко разделяется на содержательные слои: рельеф, гидрография, ландшафты, охраняемые территории, населенные пункты, границы и др., что позволяет проводить анализ общегеографической обстановки, познакомиться с закономерностями дифференциации природных и социальноэкономических условий картографируемой территории;
2. Приведенные в легендах карт параметры экологических условий (степень и факторы экологических условий жизнедеятельности населения, характер современного и возможного использования и др.), показывают разнообразие свойств природных комплексов. Эта информация полезна для анализа природно-экологической обстановки, условий труда и отдыха, а в образовательном
процессе - учит воспринимать комплекс разных факторов в их системной взаимосвязи;
3. Информация об источниках антропогенного воздействия и процесса изменения природной среды позволяет проводить анализ антропогенноэкологической обстановки. На картах приведена информация об источниках антропогенного воздействия на процессы изменения природной среды, что позволяет оценить ландшафты по степени их эксплуатации.
Использование карт в образовательном процессе развивает навыки самостоятельной исследовательской работы, способствует воспитанию уважения и любви к природе и культуре родного края, развивает стремление к изучению его духовных ценностей.
Серия карт имеет значение не только в учебно-образовательном процессе в вузах и школах Республики Бурятия. Она может стать основой создания инфраструктуры пространственных данных на региональном уровне, базой знаний и данных для разработки проектов развития региона, рекомендаций по рациональному природопользованию и для других территорий Байкальского региона и в целом для соседних территорий в России.
© Л.А. Пластинин, Н.В. Котельникова, Б.Н. Олзоев, 2013