Научная статья на тему 'СЕРИЯ ПЛАСТИНОК «НА КОНЦЕРТАХ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО» КАК ТЕКСТ ЗНАКОМСТВА РУССКОГО СЛУШАТЕЛЯ С ТВОРЧЕСКИМ НАСЛЕДИЕМ ПОЭТА'

СЕРИЯ ПЛАСТИНОК «НА КОНЦЕРТАХ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО» КАК ТЕКСТ ЗНАКОМСТВА РУССКОГО СЛУШАТЕЛЯ С ТВОРЧЕСКИМ НАСЛЕДИЕМ ПОЭТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

593
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ / ВИНИЛОВЫЕ ПЛАСТИНКИ / СЕРИЯ ПЛАСТИНОК «НА КОНЦЕРТАХ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО» / БИОГРАФИЧЕСКИЙ МИФ / СЕМА «ПОЭТ» / VLADIMIR VYSOTSKY / VINYL RECORDS / A SERIES OF RECORDS “AT THE CONCERTS OF VLADIMIR VYSOTSKY” / BIOGRAPHICAL MYTH / SEME OF THE “POETˮ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Афанасьев А. С.

Данная статья посвящена описанию и анализу знаменитой серии пластинок «На концертах Владимира Высоцкого». Автор полагает, что выходившая в течение 5 лет (1987-1992) серия пластинок внесла свой вклад в формирование биографического мифа Владимира Высоцкого. Метод статистического описания позволил дать количественные показатели и сделать предварительные выводы о том, как официальная музыкальная индустрия СССР создавала образ Владимира Высоцкого. Метод описания биографического мифа (Ю. В. Доманский, О. Э. Никитина) позволил на основе анализа имеющихся на оборотной стороне каждой пластинки «предисловия» или «вступительной статьи» обнаружить основные семы биографического мифа В. С. Высоцкого. В статье делается вывод, что рассмотренная серия пластинок имела принципиальное значение в процессе мифологизации образа поэта и исполнителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SERIES OF RECORDS “AT THE CONCERTS OF VLADIMIR VYSOTSKY” AS A TEXT OF DATING A RUSSIAN LISTENER WITH THE CREATION OF THE POET

This article is devoted to the description and analysis of the famous series of discs “At the concerts of Vladimir Vysotsky”. The main goal within the framework of the presented study was to confirm or refute the author's hypothesis, according to which a series of records published over 5 years (1987-1992) contributed to the formation of the biographical myth of Vladimir Vysotsky. The implementation of this goal was facilitated by the use of two main methods. The first method is the method of statistical description, which made it possible to give quantitative indicators and draw preliminary conclusions about how the official music industry of the USSR created the image of Vladimir Vysotsky. The second central method was the method of describing the biographical myth (Yury Domansky, Olga Nikitina), which made it possible, based on the analysis of the “prefaces” or “introductory articles” on the reverse side of each disc, to discover the main semes of the biographical myth of Vysotsky, created including the marked series of records. As a result of the research done, the author came to the conclusion that the considered series of records was of fundamental importance in the process of mythologizing the poet and the performer. The 21 discs allowed not only to expand the range of Vladimir Vysotsky, but at the expense of "prefaces" / "introductory articles" written by close friends, colleagues and scientists, to present Vladimir Vysotsky as a national Poet and loyal friend.

Текст научной работы на тему «СЕРИЯ ПЛАСТИНОК «НА КОНЦЕРТАХ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО» КАК ТЕКСТ ЗНАКОМСТВА РУССКОГО СЛУШАТЕЛЯ С ТВОРЧЕСКИМ НАСЛЕДИЕМ ПОЭТА»

ВЕЧНО ВЫСОЦКИЙ

УДК 78(091)

СЕРИЯ ПЛАСТИНОК «НА КОНЦЕРТАХ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО» КАК ТЕКСТ ЗНАКОМСТВА РУССКОГО СЛУШАТЕЛЯ С ТВОРЧЕСКИМ НАСЛЕДИЕМ ПОЭТА

А. С. Афанасьев

Казанский (Привожский) федеральный университет, Казань, Россия; [email protected]

Данная статья посвящена описанию и анализу знаменитой серии пластинок «На концертах Владимира Высоцкого». Автор полагает, что выходившая в течение 5 лет (1987—1992) серия пластинок внесла свой вклад в формирование биографического мифа Владимира Высоцкого. Метод статистического описания позволил дать количественные показатели и сделать предварительные выводы о том, как официальная музыкальная индустрия СССР создавала образ Владимира Высоцкого. Метод описания биографического мифа (Ю. В. Доманский, О. Э. Никитина) позволил на основе анализа имеющихся на оборотной стороне каждой пластинки «предисловия» или «вступительной статьи» обнаружить основные семы биографического мифа В. С. Высоцкого. В статье делается вывод, что рассмотренная серия пластинок имела принципиальное значение в процессе мифологизации образа поэта и исполнителя.

Ключевые слова: Владимир Высоцкий, виниловые пластинки, серия пластинок «На концертах Владимира Высоцкого», биографический миф, сема «Поэт».

A SERIES OF RECORDS "AT THE CONCERTS OF VLADIMIR VYSOTSKY" AS A TEXT OF DATING A RUSSIAN LISTENER WITH THE CREATION OF THE POET

Anton S. Afanasev

Kazan Federal University, Kazan, Russia, [email protected]

This article is devoted to the description and analysis of the famous series of discs "At the concerts of Vladimir Vysotsky". The main goal within the framework of the presented study was to confirm or refute the author's hypothesis, according to which a series of records published over 5 years (1987—1992) contributed to the formation of the biographical myth of Vladimir Vysotsky. The implementation of this goal was facilitated by the use of two main methods. The first method is the method of statistical description, which made it possible to give quantitative indicators and draw preliminary conclusions about how the official music industry of the USSR

© Афанасьев А. С., 2020

Ссылка для цитирования: Афанасьев А. С. Серия пластинок «На концертах Владимира Высоцкого» как текст знакомства русского слушателя с творческим наследием поэта // Labyrinth. Теории и практики культуры. 2020. № 3. С. 35—41.

Citation Link: Afanasev, A. S. (2020) Seriia plastinok «Na kontsertakh Vladimira Vysotskogo» kak tekst znakomstva russkogo slushchatelia s tvorcheskim naslediem poeta [A series of records "At the concerts of Vladimir Vysotsky" as a text of dating a Russian listener with the creation of the poet], Labyrinth. Teorii i praktiki kul 'tury [Labyrinth. Theories and practices of culture], no. 3, pp. 38—41.

created the image of Vladimir Vysotsky. The second central method was the method of describing the biographical myth (Yury Domansky, Olga Nikitina), which made it possible, based on the analysis of the "prefaces" or "introductory articles" on the reverse side of each disc, to discover the main semes of the biographical myth of Vysotsky, created including the marked series of records. As a result of the research done, the author came to the conclusion that the considered series of records was of fundamental importance in the process of mythologizing the poet and the performer. The 21 discs allowed not only to expand the range of Vladimir Vysotsky, but at the expense of "prefaces" / "introductory articles" written by close friends, colleagues and scientists, to present Vladimir Vysotsky as a national Poet and loyal friend.

Key words: Vladimir Vysotsky, vinyl records, a series of records "At the concerts of Vladimir Vysotsky", biographical myth, seme of the "Poet".

Всем, кто так или иначе интересуется жизнью и творчеством Владимира Семёновича Высоцкого, хорошо известна его печальная судьба как поэта: при жизни В. С. Высоцкого не было издано ни одного поэтического сборника, а к единичным публикациям некоторых отдельных стихотворений и песен автор не имел никакого отношения. Судьба Высоцкого-исполнителя, на первый взгляд, отличается от участи Высоцкого-поэта: тысячи концертов, километры магнитофонной плёнки (вспомним В. Гафта: «И плёнки столько по стране, что если разложить, / То ею можно обернуть планету» [Гафт]). Действительно, если мы остановимся исключительно на любительском магнитиздате, то соперников у В. С. Высоцкого, пожалуй, не найдётся. Но ведь была ещё и официальная музыкальная продукция — виниловые пластинки, издаваемые Всесоюзной студией грамзаписи «Мелодия». При жизни Владимира Семёновича в СССР «Мелодией» было выпущено1:

1) 7 миньонов, изданных в период с 1968 по 1976 г. (общее количество песен, исключая дублирующиеся «Кони привередливые», «Скалолазка», «Москва — Одесса» — 24);

2) музыкальная сказка «Алиса в стране чудес», в которой В. С. Высоцкий выступил в качестве автора слов, мелодии и исполнителя трёх песен;

3) 6 сборников песен, в которые включались песни В. С. Высоцкого (общее количество песен, исключая повторяющуюся в двух сборниках «Балладу об уходе в рай» — 7);

4) диск-гигант «Владимир Высоцкий поёт свои песни» 1978 года (экспортное название) / «Владимир Высоцкий. Баллады и песни (название для СССР), который был выпущен «Мелодией» совместно с болгарской компанией «Балкантон» и включал в себя 12 песен. Правда, этот диск в СССР не продавался.

Таким образом, даже если мы возьмём в расчёт не продававшийся в стране диск-гигант, но исключим повторяющиеся произведения, обнаружим, что при жизни В.С. Высоцкого было официально издано на виниле 30 песен: «Аисты»2, «Баллада об уходе в рай», «Братские могилы», «В темноте», «Вершина», «Военная песня», «Дом хрустальный», «Ещё не вечер», «Жираф», «Кони привередливые», «Корабли», «Лирическая», «Манекен», «Марш антиподов (из «Алисы в стране чудес»), «Москва-Одесса», «Мы вращаем Землю», «Ноль семь», «Он не вернулся из боя», «Она была в Париже», «Песня о друге», «Песня о земле», «Песня о новом времени», «Песня о переселении душ», «Песня Орлёнка Эда» (из «Алисы в стране чудес»), «Песня Попугая-пирата» (из «Алисы в стране чудес»), «Прощание с горами», «Скалолазка», «Сыновья уходят в бой», «Утренняя гимнастика», «Холода», «Чёрное золото». При этом стоит отметить, что 15 песен из вышедших на виниле (частично или полностью) советский зритель мог слышать в художественных

1 При анализе прижизненных изданий В. С. Высоцкого мы использовали информацию интернет-портала http://vagant96.narod.ru/Katalog.htm (дата обращения: 22.10.2019).

2 Здесь и далее название всех песен приводится с конверта пластинки.

фильмах с участием В. С. Высоцкого («Братские могилы», «Холода» прозвучали в фильме «Я родом из детства» (1966); «Прощание с горами», «Песня о друге», «Вершина», «Военная песня», «Скалолазка» — в «Вертикали» (1967); «Дом хрустальный» — в «Хозяине тайги» (1968), «Аисты», «Он не вернулся из боя», «Песня о земле», «Песня о новом времени», «Сыновья уходят в бой» — в кинодилогии «Война под крышами. Сыновья уходят в бой» (1971), «Манекен», «Баллада об уходе в рай» — в «Бегстве мистера Мак-Кинли» (1975)). Большая часть песен, оказавшихся у советских меломанов, — песни на военную и любовную тематику; чуть затронута философская лирика поэта. Совсем не представленными отечественному слушателю остались произведения последних пяти лет творчества поэта.

За рубежом В. С. Высоцкого издавали «чаще и прилежней». Только во Франции в 1977 году вышло 3 диска-гиганта (без названия, "Le nouveau chansonnier international U.R.S.S." («Новый всемирно известный бард из СССР»; условное название — надпись в левом верхнем углу конверта) и "La corde raide" («Натянутый канат»)), в США — тоже 3 ("Underground Soviet Ballads" («Песни советского андеграунда») 1972 года, так называемый «Андреевский альбом» 1974 года, «Нью-Йоркский концерт Владимира Высоцкого» 1978 года — двойная пластинка). В 1979 году по 1 диск-гиганту были выпущены в Финляндии и Болгарии, но это был уже упоминавшийся диск «Владимир Высоцкий поёт свои песни» (во всех трёх случаях, включая диск для советских слушателей, состав песен одинаков), поэтому наибольший интерес для исследователя-летописца представляют американские и французские винилы с записями В. С. Высоцкого.

Американский слушатель познакомился с 54 композициями в исполнении В. С. Высоцкого (на трёх пластинках ни одна песня не была повторена дважды!); 3 песни из 51 были несобственного сочинения (народная «Тюрьма на Таганке», «Товарищ Сталин» Ю. Алешковского и «Облака плывут» А. Галича3). Здесь мы не будем приводить весь список композиций — отметим только некоторые наблюдения и сравним со статистикой, приведённой при описании советских изданий певца:

1) на американских пластинках самая ранняя из написанных В. С. Высоцким песен («За меня невеста отрыдает») датируется 1963 годом, самая поздняя («Бермудский треугольник») — 1977 годом. Диапазон творчества на советских пластинках — 1963—1973 гг.;

2) намного шире тематический охват песен на пластинках, изданных в США. Здесь и «блатные» песни («Распоряжусь своей судьбой», «Четыре масти», «За меня невеста отрыдает»), и военные («Братские могилы», «Штрафные батальоны», «Жил я с батей», «Капитан», «Горное эхо», «Кто сказал»), и спортивные («Бегун», «Песня о боксёре», «Марафон», «Прыгун в длину», «Конькобежец на короткую дистанцию»), и юмористические («Тау Кита»4, «Что-то неприличное», «Диалог у телевизора», «Лукоморья больше нет», «Дух», «Мои похорона», «Инструкция перед поездкой»), и философские («Кони привередливые», «Чужая колея», «Иноходец», «Охота на волков», «Купола»);

3) 8 песен оказались и на советских, и на американских пластинках («Братские могилы», «Кони привередливые», «Кто сказал» («Песня о земле»), «Москва —

3 Если записи песен «Тюрьма на Таганке» и «Товарищ Сталин» в исполнении В. С. Высоцкого можно легко обнаружить на просторах интернета (и даже тот вариант, который был представлен на пластинке «Vladimir Visotski. Underground Soviet Ballads» (США, 1972) (оцифрованный вариант — см. https://yadi.Sk/d/6VB9J067EpVJgg (дата обращения: 24.10.2019)), то песня «Облака плывут», исполненная В. С. Высоцким, автором статьи в оцифрованном варианте обнаружена не была (трек отсутствует). Не имея возможности познакомиться с данным винилом, ставшим коллекционной редкостью, смеем предположить, что среди 15 треков этот трек в «таммагнитиздате» оказался по ошибке (к слову сказать, опечаток на конверте очень много!).

4 На конверте опечатка — «Там Кита».

Одесса», «О новом времени» («Песня о новом времени»), «Песня о друге», «Русские солдаты» («Мы вращаем Землю»), «Утренняя гимнастика»).

Французскому почитателю творчества В. С. Высоцкого повезло чуть меньше. На трёх пластинках собрано 36 композиций, при этом ни одна из них не повторяется дважды (если не считать «Мою цыганскую» и «Прерванный полёт», на безымянной пластинке исполненных на русском языке, а на «Натянутом канате» — на французском). Здесь можно сделать интересное наблюдение: основу диска "Le nouveau chansonnier international U.R.S.S." составляют песни, выходившие и на советских пластинках, но записанные во Франции, на двух других дисках присутствует материал, не издававшийся в СССР.

Настоящее знакомство советского слушателя с творчеством барда начинается только в 1987 году (сразу после присвоения В. С. Высоцкому (спустя семь (!!!) лет после его смерти) Государственной премии СССР), когда выходят два первых выпуска серии пластинок «На концертах Владимира Высоцкого» (всего серия содержала 21 пластинку5: в 1988 году было выпущено 4 пластинки, в 1989 году — 4, в 1990 году — 6, в 1991 году — 4, в 1992 году — 1). Общее время звучания — 16 часов 02 минут 47 секунд, количество треков — 303. Из них:

1) 2 произведения из спектаклей театра на Таганке в исполнении В. С. Высоцкого: «Монолог Хлопуши» («Пугачёв, автор слов — С. Есенин) «День Святого никогда» («Добрый человек из Сезуана», музыка А. Васильева и Б. Хмельницкого, слова Б. Брехта (перевод Б. Слуцкого));

2) 2 стихотворения В. Высоцкого в авторском исполнении: «Мой Гамлет» и «Памятник»;

3) 1 стихотворение не собственного сочинения, прочитанное В. Высоцким («Давайте после драки» Б. Слуцкого);

4) 4 песни на слова или музыку других авторов (на конверте авторство атрибутировано): «Бабье лето» (слова И. Кохановского), «На Тихорецкую» (музыка М. Таривердиева, слова М. Львовского), «Песня акына» (слова А. Вознесенского), «Песня о старом доме» (музыка М. Таривердиева);

5) 2 интервью («корреспонденту телевидения ФРГ» (корреспондент — Фриц Пляйтген) и «телевидению г. Пятигорска 14.09.79» (корреспондент — Валерий Перевозчиков);

6) 292 песни В. Высоцкого. Если из этой цифры вычесть повторяющиеся песни, то получим 258 композиций (то есть примерно треть всего творчества поэта), написанных с 1962 по 1980 г.

Авторами-составителями серии стали актёр, близкий друг В. Высоцкого Всеволод Абдулов и кинодраматург Игорь Шевцов (начиная с 18 выпуска добавилась третья фамилия — будущий высоцковед, автор-составитель многотомных изданий поэта Сергей Жильцов), а фонограммы выступлений предоставили М. Кры-жановский, В. Граков, М. Листовых, К. Мустафиди, А. Сивцов, Г. Симаков,

A. Степанян, И. Шишкин. Записи 20 выпуска были взяты из архивов ГКЦМ

B. С. Высоцкого.

Концепция всей серии пластинок была кратко обозначена В. Абдуловым и И. Шевцовым на обратной стороне конверта первой пластинки «Сентиментальный боксёр»: «именно записи на публике передают своеобразие личности певца-поэта, непосредственную реакцию аудитории, живое дыхание ещё близкого нам, но уже

5 По словам М. Крыжановского, по первоначальному замыслу планировался выпуск 22 пластинок [Смирнова, 1988: 15], однако после 1992 года производство виниловых пластинок постепенно сходит на нет (в связи с их заменой компакт-кассетами и CD). Поэтому 21-я пластинка оказалась завершающей серию, её финальным аккордом: на обратной стороне конверта помещены фотографии обратных сторон конвертов предыдущих 20 пластинок. Таким образом, российский меломан не досчитался одной пластинки с записями песен В. С. Высоцкого.

уходящего времени» [Абдулов, Шевцов, 1987]. В этом высказывании присутствует определённая доля романтизации как самого поэта, так и уходящей эпохи, желание запечатлеть (законсервировать) дух общения автора и его слушателей. Вместе с тем как данность нужно принять, что большую часть фонограмм В. С. Высоцкого составляют именно концертные записи. Студийных записей песен в СССР практически не существовало (об этом мы уже писали), а сделанные за границей ещё не были обнародованы (например, «семитомное» собрание «Владимир Высоцкий в записях Михаила Шемякина» будет выпущено на CD только в 1996 году).

При этом следует чётко понимать, что имели в виду авторы-составители под словом «концерт». Речь идёт не только о записях, сделанных в различных ДК, клубах и школах, то есть в относительно больших залах с относительно большим количеством людей. Сюда же относятся и записи «домашних» концертов, сыгранных для небольшого количества человек. Однако разницы в отдаче, энергетике, экспрессии между концертом для большой и маленькой аудитории мы не заметим: Владимир Семёнович на всех выступлениях выкладывался максимально.

Стоит уделить внимание принципу отбора песен и композиции пластинок. Основной метод отбора, который практически всегда выдерживается, — хронологический (как и в «печатных» собраниях сочинений большинства авторов). Записи на первых двух пластинках серии датируются 1967 годом, на последней — 20-й — присутствует «Грусть моя, тоска моя» с точной датировкой записи — 14 июля 1980 г. Исключением является выпуск 21-й, который должен был оказаться предпоследним в серии, но по факту оказавшийся больше похожим на бонусный, — на нём присутствуют фонограммы 1966 года. Внутри каждой пластинки авторы-составители пытаются использовать тематический принцип группировки песен, опираясь на их «серийность», о которых часто говорил сам В. С. Высоцкий. В этом отношении показателен выпуск 1, где песни чётко распределяются по нескольким тематическим блокам: военные («На братских могилах», «Песня о госпитале», «Звёзды»), «студенческие» («Марш физиков», «Песня студентов-археологов»), спортивные («Песня конькобежца», «Песня сентиментального боксёра»), песни из кинофильма «Вертикаль» («Песня о друге», «Вершина», «Скалолазка», «Прощание с горами»). Также легко обнаруживаются и «сказочно-мифологические» циклы («Про несчастных лесных жителей», «Песенка про джинна», «Песня о вещем Олеге», «Песня о вещей Кассандре» — выпуск 2), целые выпуски «блатных» песен (7, 8, 21) и т. д. В заглавие пластинки, как правило, вынесена одна из композиций, но и здесь есть исключения (например, «В поисках жанра» (заглавие обусловлено представленными там разножанровыми композициями, а не одноимёнными названиями повести В. Аксёнова и спектакля театра на Таганке) или «Лекция» (возможно, потому, что автором «предисловия» оказался Ю. Карякин).

Исследовательский интерес в данном конкретном случае не может остановиться только на количестве произведений и их расположении. Обратная сторона 19-ти из 21-й пластинки серии содержит своего рода «вступительную статью» или «предисловие» к этому музыкальному «собранию сочинений». Вот имена авторов (даются в порядке выхода пластинок с их «предисловием»): Б. Окуджава, Ю. Ким, Р. Рождественский, А. Градский, Н. Эйдельман, М. Рощин, Д. Кастрель, Ю. Трифонов, А. Межиров, В. Смехов, В. Аксёнов, Ю. Карякин, Д. Самойлов, Ан. Тарковский, Б. Ахмадуллина (на конверте помещено её стихотворение-посвящение Владимиру Высоцкому «Дом на Беговой улице»), Н. Герасимов, В. Туманов, П. Тодоровский6. Можно смело сказать, что именно здесь мы наблюдаем одновременно становление и легитимацию основных сем биографического мифа Владимира Высоцкого: среди

6 На обратной стороне конверта выпуска 20 помещен текст последней исполненной В. С. Высоцким песни «Грусть моя, тоска моя», а на обратной стороне выпуска 21 (как мы уже писали) — фотографии предыдущих 20 обратных сторон пластинок серии.

авторов «предисловий» и коллеги по поэтическому цеху, и люди, хорошо знавшие В. С. Высоцкого, и учёные-литературоведы. Всё это позволяет создать объёмный, многогранный образ Владимира Семёновича. Здесь мы остановимся на двух ключевых семах.

Несмотря на то что авторы пишут свои «предисловия» к музыкальному наследию В. Высоцкого, главной семой выстраиваемого биографического мифа является сема «Поэт». Можно выделить следующие составляющие данной семы:

а) поэт-«новатор». Уже на конверте выпуска 1 В. Абдулов и И. Шевцов фиксируют: «Владимир Высоцкий осуществился как явление поэзии в звучащем слове (курсив наш. — А. А.) — едва ли не впервые в отечественной литературе» [Абдулов, Шевцов, 1987]. И хотя будут упоминаться такие черты новаторства художественного мира и поэтики В. Высоцкого как возвращение к сюжетности, живой язык (М. Рощин), жанровое своеобразие, тип героя (Д. Кастрель), для большинства людей самым главным его завоеванием стало именно возрождение живого звучащего поэтического слова (Ю. Карякин), гармоничного единства вербального и музыкального субтекстов (Ан. Тарковский);

б) поэт-продолжатель традиций русской классической поэзии. Так, Д. Самойлову в поэзии В. Высоцкого «слышны некрасовская и есенинская традиции, отголоски Северянина, гражданский накал Маяковского» [Самойлов, 1990], по мнению В. Аксёнова, «в сатире своей он шёл прямо за Зощенко, в лирике — за Есениным» [Аксёнов, 1990], Н. Эйдельман среди предшественников видит Дениса Давыдова, А. Григорьева «с гитарой, с гусарской или цыганской песней» [Эйдельман, 1988], А. Пушкина и даже духовно близкого декабриста Лунина;

в) национальный поэт. Многими авторами отмечается, с одной стороны, точное попадание В. Высоцкого в эпоху (поэт «нашего времени», «я не знаю другого художника, который так (курсив автора. — А. А.) сказал бы о своём времени» [Тарковский, 1990]), с другой, — отменное знание и понимание русской (в том числе советской) жизни в целом («слишком много ему удалось сказать о нашей жизни, о хороших и плохих её сторонах» [Тодоровский, 1991], «Высоцкий затронул очень важные или <.. .> очень больные моменты нашей истории» [Трифонов, 1990]);

г) поэт-«правдоруб». Р. Рождественский отмечает, что «говорил он и пел он то, о чём жаждали <...> сказать и петь самые обыкновенные люди», «пел-то он <...> правду» [Рождественский, 1988]. «"Ни единою буквой не лгу." — сказано и сделано с полнейшей искренностью», — вторит В. Смехов [Смехов, 1990]. Песни его были «полностью искренние и полностью правдивые» [Рощин, 1989].

Среди авторов «предисловий» были настоящие друзья поэта, люди, хорошо знавшие его в разные периоды жизни, поэтому перед нами предстаёт не только Высоцкий-поэт, но и Высоцкий-человек. Так, друг юности Андрей Тарковский вспоминает, что В. С. Высоцкий «был замечательным другом, прекрасным человеком» [Тарковский, 1990]. В. Туманов, друг «зрелого» Высоцкого, отмечает, что он «был человеком трагического мироощущения» (про это пишет и Юлий Ким, чувствуя в его песнях «ноту трагическую» [Ким, 1988]), а «доброту, честность, искренность и открытость Володя ценил в людях превыше всего» [Туманов, 1991]. Эту доброту и любовь на протяжении всей своей жизни старался дарить людям и сам поэт [Смехов, 1990].

В заключение хотелось бы указать и ещё на одну мысль, которая красной нитью проходит через все «предисловия». Эта мысль о гениальности поэта, которая по достоинству не может быть оценена современниками. «Может быть, мы даже не представляем (я даже в этом уверен), всех масштабов того явления, которое пронеслось перед нами — и, по-моему, всё впереди.» [Карякин, 1990] — этими словами закончил своё «предисловие» Юрий Карякин. Вот уже прошло 40 лет после смерти поэта, и, как кажется, мы чуть-чуть приблизились к осознанию того, какое место в нашей культуре занимает Владимир Семёнович Высоцкий.

Библиографический список

Абдулов В., Шевцов И. Комментарий на обратной стороне конверта пластинки «На концертах Владимира Высоцкого. Сентиментальный боксёр». М.: Мелодия, 1987. Вып. 1.

Аксёнов В. Комментарий на обратной стороне конверта пластинки «На концертах Владимира Высоцкого. Затяжной прыжок». М.: ВТПО «ФИРМА МЕЛОДИЯ», 1990. Вып. 12.

Гафт В. Владимиру Высоцкому // Высоцкий-лит: сайт. URL: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/ stihi-posvyaschennye-vysockomu/stih-2.htm (дата обращения: 25.11.2019).

Карякин Ю. Комментарий на обратной стороне конверта пластинки «На концертах Владимира Высоцкого. Лекция». М.: ВТПО «ФИРМА МЕЛОДИЯ», 1990. Вып. 13.

Ким Ю. Комментарий на обратной стороне конверта пластинки «На концертах Владимира Высоцкого. Москва — Одесса». М.: Мелодия, 1988. Вып. 3.

Рождественский Р. Комментарий на обратной стороне конверта пластинки «На концертах Владимира Высоцкого. Песня о друге». М.: Мелодия, 1988. Вып. 4.

Рощин М. Комментарий на обратной стороне конверта пластинки «На концертах Владимира Высоцкого. Большой Каретный». М.: Мелодия, 1989. Вып. 7.

Самойлов Д. Комментарий на обратной стороне конверта пластинки «На концертах Владимира Высоцкого. Баллада о детстве». М.: ВТПО «ФИРМА МЕЛОДИЯ», 1990. Вып. 14.

Смехов В. Комментарий на обратной стороне конверта пластинки «На концертах Владимира Высоцкого. В поисках жанра». М.: ВТПО «ФИРМА МЕЛОДИЯ», 1990. Вып. 11.

Смирнова С. Уникальная фонотека // Радио. 1988. № 9. С. 14—15.

Тарковский Ан. Комментарий на обратной стороне конверта пластинки «На концертах Владимира Высоцкого. Маскарад». М.: ВТПО «ФИРМА МЕЛОДИЯ», 1990. Вып. 15.

Тодоровский П. Комментарий на обратной стороне конверта пластинки «На концертах Владимира Высоцкого. Купола российские». М.: ВТПО «ФИРМА МЕЛОДИЯ», 1991. Вып. 19.

Туманов В. Комментарий на обратной стороне конверта пластинки «На концертах Владимира Высоцкого. Побег на рывок». М.: ВТПО «ФИРМА МЕЛОДИЯ», 1991. Вып. 18.

Трифонов Ю. Комментарий на обратной стороне конверта пластинки «На концертах Владимира Высоцкого. Бег иноходца». М.: ВТПО «ФИРМА МЕЛОДИЯ», 1990. Вып. 9.

Эйдельман Н. Комментарий на обратной стороне конверта пластинки «На концертах Владимира Высоцкого. Чужая колея». М.: Мелодия, 1988. Вып. 6.

References

Gaft, V. (2019) Vladimiru Vysotskomu [Vladimir Vysotsky], available from http://vysotskiy-

lit.ru/vysotskiy/stihi-posvyaschennye-vysockomu/stih-2.htm (accessed: 25.11.2019). Smirnova, S. (1990) Unikal'naia fonoteka [Unique record library], Radio, no. 9, pp. 14—15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.