т
ШШт
Федотова Елена Дмитриевна
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, г. Москва, Российская Федерация
Fedotova, Elena Dmitrievna
Research Institute of Theory and History of Fine Arts
of the Russian Academy of Arts, Moscow, Russian Federation
THE SERIES OF WATER-COLOURS «CAMPI PHLEGRAEI» OF ENGLISH PATRON AND ITALIAN PAINTER OF THE AGE OF ENLIGHTENMENT
СЕРИЯ АКВАРЕЛЕЙ «CAMPI PHLEGRAEI» АНГЛИЙСКОГО МЕЦЕНАТА И ИТАЛЬЯНСКОГО ХУДОЖНИКА ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ
оо ^
о ^
о ^
о сч
00 <
ОС
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена серии акварелей «Сатр РЫедгаеК исполненной итальянским художником Пьетро Де Фабрисом (годы жизни не известны) во время научной экспедиции лорда Уильяма Гамильтона (1730-1803), посланника Великобритании, к кратеру Везувия. Оба они — художник и У. Гамильтон, меценат и коллекционер, увлеченно занимавшийся вулканологией, были яркими фигурами истории и культуры века Просвещения. Их сотрудничество является подтверждением научных и художественных достижений культуры Италии в век «просвещенного абсолютизма», когда в Королевстве обеих Сицилий правила династия испанских Бурбонов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
Искусство Италии XVIII века; итальянские рисунки XVIII века; искусство века Просвещения; лорд У. Гамильтон; Королевство обеих Сицилий; П. Де Фабрис.
ABSTRACT
The article is devoted to the series of water-colours «Campi Phlegraei» of Italian painter Pietro de Fabris at the time of scientific expedition of lord William Hamilton (1730-1803), the British minister in South Italy, to the crater of Vesuvius. Both of them — the painter and the Hamilton, patron, collector, which had occupied with passion of volcanic problems — were prominent figures in the history and culture of the Age of Enlightenment. Their collaboration is an example of scientific and artistic achievements of the Italian culture of the age of «enlightened form of government» during period of dynasty of Spanish Bourbons.
KEYWORDS:
Art of Italy of the 18th century; Italian drawings of the 18th century; Art of the Age of Enlightenment; lord W. Hamilton; Kingdom of the Two Sicilies; P. de Fabris.
№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767
Введение
Знаток искусства Италии, человек, влюбленный в историю и культуру этой страны, П.П. Муратов писал: «За что можно любить XVIII век? Вот вопрос, который часто приходит в голову теперь, когда проходит особое увлечение этой эпохой. .. .Искусство XVIII века мы видим как-то вместе с жизнью, с бестелесными призраками ее, придающими всякой вещи того времени аромат живых воспоминаний» [2, с. 19]. Серия акварельных рисунков «Campi Phlegraei», исполненная итальянским художником Королевства обеих Сицилий, инициатором создания которой был лорд У. Гамильтон,— яркий пример единства научной и художественной мысли века Просвещения в Италии. Не только великолепные акварели, но и фигуры Де Фабриса и Гамильтона способны вызвать тот самый «аромат живых воспоминаний» о веке Illuminismo.
Обсуждение
Рисунки серии «Campi Phlegraei» были выполнены в ходе экспедиции 1776 года к кратеру вулкана Везувий. Королевство обеих Сицилий (оно объединяло территорию острова Сицилия и Южной Италии, называвшейся тоже Сицилия), где последовательно правили два просвещенных монарха — Карлос III и Фердинанд IV из династии Бурбонов, в XVIII веке было центром притяжения иностранных туристов, совершавших «Grand Tour» по стране [4; 5; 7; 8]. С ростом интереса к античному наследию во второй половине столетия популярностью стали пользоваться виды античных раскопок в Помпеях и в Геркулануме, а также видов Везувия как неотъемлемой части неаполитанских живописных видов. «Достижения научного знания, познавательная ценность явлений стали цениться не в меньшей степени, чем поэзия всего простого, "естественного", значительную роль приобрел видовой рисунок. Он был той самой "иллюзией натурального", сохраняющей очарование "реально существующего"» [3 с. 179], что с ностальгией вспоминали у себя на родине туристы (forestieri), посетившие Италию.
«В возникновении интереса к экспедициям на вулкан в кругах дилетантов сыграл громадную роль труд философа и поэта, ученого-картезианца Томмазо Кампайла (1668-1740) "Об извержениях Везувия". Известный деятель итальянского Просвещения Л.А. Муратори назвал автора "новым Лукрецием". Как и в литературе века, где получил развитие жанр "путешествий", так и в видовом рисунке стремление к фактологической точности соединялось с лирическими отступлениями, фиксация деталей, отражающая интерес к научному знанию,— с воспроизведением красот пейзажа — склонов холма Позилиппо, расположенного между Неаполем и Поццуолли; островов Искья и Капри,
очертания которых при определенном освещении проступают на фоне Тирренского моря; теплых минеральных источников в Поццуолли; горных склонов с селениями Амальфи и Равелло, хранящих остатки арабской и византийской цивилизаций; вулканических форм Мизенского мыса; утопающего в олеандрах и магнолиях острова Сицилия, наконец, самого Неаполя с его виа Толедо, Чер-тоза ди Сан Мартино, Ривьерой ди Кьяйя, тянущейся вдоль моря» [3, с. 180]. Особенно ценились виды извергающего лаву Везувия, и восхождение к его кратеру входило в программу «Grand Tour». Подобные пейзажи писали П.Ж. Волер, А. Рос-лин, Дж. Райт из Дерби, итальянцы — Ф. Номе и Д. Гарджуло (Мико Спадаро), привносившие в виды жанровый элемент.
Серия акварелей «Campi Phlegraei» явилась свидетельством того, как светский дух века Illuminismo приобретал все большую силу на протяжении столетия. Лорд Уильям Гамильтон (17301803) был меценатом и коллекционером. Образ этой интересной исторической личности донесли до нашего времени портреты работы Дж. Рей-нолдса (1777. Национальная портретная галерея, Лондон) и П. Батони (1778. Прадо, Мадрид). Посланник Великобритании в Южной Италии, он обожал эти края. «Я долго живу в этой стране,— писал он,— и моя любовь к этой стране, к античности, естественной истории сделала меня чичероне Неаполя и его окрестностей, это делает мне честь и доставляет немало хлопот» [6, с. 19]. К его услугам нередко прибегали иностранные путешественники, желавшие получше познакомиться с красотами Южной Италии. Лорд пользовался авторитетом при дворе Бурбонов. Известно, что он даже ловил рыбу с Фердинандом IV в заливе Кастелламаре. Английский посланник был известен не только как страстный коллекционер произведений античности, но и как ученый, увлекавшийся вулканологией. Являлся членом Лондонского Королевского общества, с 1767 по 1795 год публиковал статьи в «Philosophical Transactions of the Royal Society». Его перу принадлежало сочинение «Observations upon Mount Vesuvius, Mount Etna», изданное в Лондоне в 1772 году. Коллекция минералов лорда хранилась в его дворце (палаццо Сесса), где кабинет он украсил кораллами, образцами лавы и туфа, извлеченными из кратера Везувия, который Стра-бон назвал «Vorum Vulcanum».
Помимо королевских собраний античных памятников, сконцентрированных при Карлосе III в музее в Портичи (У. Гамильтон делал большие пожертвования этому музею) и при Фердинанде IV в его дворце в Каподимонте, в Европе славилась коллекция греческих (так называемых этрусских) ваз лорда. Она была сформирована из двух приобретенных им в Италии собраний (Мастрилли
1. П. Батони. Портрет Уильяма Гамильтона.
1778. Прадо, Мадрид
2. Дж. Рейнолдс. Портрет членов Общества дилетантов.
1777.
Общество дилетантов, Лондон
%
и Портинари) и хранилась на его виллах в Пор-тичи, в Пиццафальконе и на вилле около холма Позилиппо (вилла «Эмма»). Особую известность собрание этрусских ваз приобрело «после его опубликования сначала д'Арканвилем (наст. имя — П.Ф. Гюго) в 1766-1767 годах, а затем — И.П Тиш-бейном в 1791-1795 годах. Оно стало источником вдохновения для мастеров «Etruria Holl», созданной Дж. Веджвудом, и мануфактур Южной Италии» [3, с. 158]1.
Увлекаться минералогией в век Просвещения «было столь же естественно, как и посещать лекции по теории светового разложения И. Ньютона. Образцы лавы Везувия, например, коллекционировал аббат Фердинандо Галлиани (1728-1787), переводчик Витрувия с латыни на итальянский, обладатель великолепной библиотеки, автор труда о памятниках» [3, с. 159] древней Гераклеи («Antichita d'Ercolano»), передавший свою коллекцию Ватиканским музеям.
Одно из инициированных лордом Гамильтоном «восхождений к кратеру вулкана было предпринято 24 июня 1775 года от его виллы "Анджелика" в Портичи. После сильного нового извержения в 1776 году была организована новая экспедиция. Для выполнения рисунков к задуманному будущему
изданию был приглашен неаполитанский живописец и рисовальщик Пьетро Де Фабрис» [3, с. 180]. Он был известен и в Англии своими небольшими картинами и рисунками с изображением пейзажей, сцен из неаполитанской народной жизни, сценок в интерьерах (они назывались «сцены собеседования» — «convesation pieces»), как, например, «Лорд Фортрозе в своем доме в Неаполе» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). Издание, осуществленное после экспедиции 1776 года, получившее название «Campi Phlegraei», состояло из четырех томов (1776-1779)2. Оно хранится в Британском музее. Рисунки Де Фабриса, выполненные в ходе восхождения к кратеру, дополнены описаниями местности, сделанными самим лордом Гамильтоном, который назвал их в своих мемуарах «вулканическими письмами».
Художник делал в ходе экспедиции зарисовки кусков лавы, различных кристаллических пород, но большую часть рисунков составляют пейзажи, передающие топографические особенности ландшафта в предгорьях Везувия. В 1779 году было опубликовано в одном томе дополнение к «Campi Phlegraei», тоже с иллюстрациями Де Фабриса3 [3, с. 180]. Издание хранится в Библиотеке Хантера при Университете Глазго.
№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767
3. Пьетро Де Фабрис. Вид на Неаполь
от Позилиппо.
Из серии «Сатр РЫедгаек 1776. Акварель
4. Пьетро Де Фабрис. Извержение Везувия в 1754 г.
Из серии «Сатр РЫедгаек 1776. Акварель
В широких панорамных видах «Сатр РЫедгаек 1776 года четко ощутимы динамика изменяющихся впечатлений художника, «космичность» в восприятии видов, стремление передать характерные особенности каждой местности. Все эти черты предвосхищают поиски пейзажистов-романтиков в XIX столетии. Единство света и цвета передано в акварелях в пленэрной манере, в которой будут работать мастера «Скуолы Позилиппо». Пятна акварели мягко фиксируют ритмику распределения
света, наблюдаемую на натуре. Акварельные прикосновения, расплываясь на листе бумаги, «рождают ощущение прозрачной дымки, окутывающей дали, серебристого воздуха, обволакивающего фигурки людей, объемы гор, домов, построек. Еще И.В. Гёте, бывавший в доме Гамильтона, писал в "Итальянском путешествии'4 об особой "смягченности красок тоном воздуха", об "отчетливости холодных и теплых тонов, рождающих нескончаемую шкалу оттенков", поразивших его в южноитальянском пейзаже» [3, с. 181].
Т1пе АМ: of Eurasia
N0. 1 (20) 2021
5. Пьетро Де Фабрис. Извержение Везувия в 1760 г.
Из серии «Сатр РЫедгаек 1776. Акварель
6. Пьетро Де Фабрис. Извержение Везувия в 1767 г.
Из серии «Сатр РЫедгаек 1776. Акварель
Акварели имеют горизонтальную удлиненную форму, что позволяет достичь в пейзажах единства света и цвета, плавно сблизить планы. Средства тонального рисунка художник подчинил максимально правдивому изображению природы1, словно опровергая механизм философских воззрений на нее картезианцев.
Пьетро Де Фабрис воспроизвел по ходу восхождения виды местностей, сменяющиеся словно кадры кинофильма. Под видами «озер вулканического
происхождения — Аверно и Аньяно — подписи, сделанные лордом Гамильтоном. Под изображением первого, воспетого еще Боккаччо: "Эти озера были прославлены многими античными поэтами. Образы Геракла, Улисса, Энея приходят на ум у Аверно". Да-левой взгляд на озера, на кратер, на гроты Позилип-по, на теплые источники Сольфатара открывается от маленьких фигурок людей, рассматривающих их в бинокль, прогуливающихся, занятых беседой.
№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767
7. Пьетро Де Фабрис. Вид на Неаполь
с берега моря.
Из серии «Сатр РЫедгаек 1776. Акварель
8. Пьетро Де Фабрис. Ла Сольфатара.
Из серии «Сатр РЫедгаек 1776. Акварель
Этот прием будет использован впоследствии мастерами "Скуола Позилиппо". Живописно выглядят маленькие гавани и селения у скалистых берегов озера Искья, белые домики с плоскими крышами в видах Портичи, покрытые виноградниками склоны Позилиппо, едущие на осликах крестьяне на фоне гор Сант-Анджело или Сомма, расположенных рядом с Везувием, сами заснеженные склоны величественного вулкана, виды побережья Неаполя с холма Позилиппо. А на рисунках
с изображением извержения 1767 года запечатлены выбросы лавы над вулканом, напоминающие своей формой куполообразные кроны пиний и спускающиеся змеевидными огненными струями к морю» [3, с. 182].
Красота природы Южной Италии и быт ее жителей будут привлекать и мастеров начала XIX века. Свидетельством тому служат акварели мастеров «Скуола Позилиппо» и видовые рисунки, например, Луиджи Россини (брата композитора).
Т1пе АМ: of Eurasia
N0. 1 (20) 2021
9. Пьетро Де Фабрис. Гора Св. Ангела.
Из серии «Сатр РЫедгаек 1776. Акварель
10. Пьетро Де Фабрис. Озеро Аньяно.
Из серии «Сатр РЫедгаек 1776. Акварель
№1 (20) 2021 elSSN 2518-7767
11. Пьетро Де Фабрис. Озеро Искья.
Из серии «Campi Phlegraei». 1776. Акварель
В его серии «Viaggio pittoresco du Roma a Napoli» (1839) Неаполь и его окрестности уже обретут характер некой романтической ностальгической мечты.
Заключение
Рисунки П. Де Фабриса к «Campi Phlegraei» и само начинание английского мецената и коллекционера — пример новых эстетических воззрений XVIII столетия. Созданные в атмосфере эпохи «просвещенного абсолютизма» в Южной Италии, они отразили черты нового видения мира просветительской мыслью, жажду научного познания, поиск новых приемов в изучении и отображении природы.
Примечания
1. В 1772 году вазы были переданы в Англию и составили основную часть коллекции созданного Британского музея.
2. «Campi Phlegraei». Observations on the volcanoes of the Two Sicilies. 1776. Vol. 1-4. (Британский музей, Лондон).
3. Supplement to the «Campi Phlegraei»; Being an account of the Great Eruption of Mount Vesuvius of the month of August (1779). (Библиотека Хантера при Университете Глазго).
4. И.В. Гёте «Итальянское путешествие» [1, с. 192].
Литература
1. Гёте И.В. Итальянское путешествие // Гёте И.В. Собрание сочинений. В 10 т. Том 9. М.: Художественная литература, 1980.
2. Муратов П.П. Образы Италии. М.: ТЕРРА; Республика, 1999. 588 с.
3. Федотова Е.Д. Образы искусства Италии XVIII века: королевство неаполитанских Бурбонов — очаг «просвещенного абсолютизма» // Грани творчества: сб. науч. ст. Вып. 1 / отв. ред. Е.Д. Федотова. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 153-187.
4. Blunt A. Naples under the Bourbons (1734-1805) // The Burlington Magazine. 1979. April. No. 1913.
5. Chiosi E. Lo Spirito del secolo. Political religione a Napoli nell'eta dell'Illuminismo. Naples: Giannini, 1992.
6. Fothergill B. Sir William Hamilton. Envoy extraordinary. London: Faber, 1969.
7. Masandel J. The Golden Age of Naples. Art and Civilisation under the Bourbons 1734-1805. Exhibition. January 16 - March 14. 1982. The Art Institut of Chicago // Bulletin of the Art Institute of Chicago. 1982. Vol. 76. No. 1.
8. Parthenop's Splendor Art of the Golden Age in Naples. Papers in the History from the Pennsylvania State University. 1993. Vol. VII. Ed. by J. Ch. Porter, S. Scott. 326 p.
References
1. Goethe I.V. Ital'yanskoe puteshestvie [Voyage in Italy]. Goethe I.V. The Complete works. In 10 Vols. Volume 9. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1980. (In Russian).
2. Muratov P.P. Obrazy Italii [The Images of Italy]. Moscow, TERRA; Republic Publ., 1999. 588 p. (In Russian).
3. Fedotova E.D. Obrazy iskusstva Italii XVIII veka: korolevstvo neapolitanskikh Burbonov — ochag "prosveshchennogo absolyutizma" [Images of Italian art of the 18th century: the kingdom of the Neapolitan Bourbons — a hotbed of "enlightened absolutism"]. Fedotova E.D. (ed.). Grani tvorchestva [Edges of creativity. Collected works]. Issue 1. Moscow, Progress-Tradition Publ., 2003,
pp. 153-187. (In Russian).
4. Blunt A. Naples under the Bourbons (1734-1805). The Burlington Magazine, 1979, April, No. 1913.
5. Chiosi E. Lo Spirito del secolo. Political religione a Napoli nell'eta dell'Illuminismo. Naples, Giannini, 1992.
6. Fothergill B. Sir William Hamilton. Envoy extraordinary. London, Faber, 1969.
7. Masandel J. The Golden Age of Naples. Art and Civilisation under the Bourbons 1734-1805. Exhibition. January 16 - March 14. 1982. The Art Institut of Chicago. Bulletin of the Art Institute of Chicago, 1982, Vol. 76, No. 1.
8. Porter J. Ch., Scott S. (eds.). Parthenop's Splendor Art of the Golden Age in Naples. Papers in the History from the Pennsylvania State University, 1993. Vol. VII. 326 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Федотова Елена Дмитриевна — доктор искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств, заведующая отделом зарубежного искусства, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ABOUT AUTHOR: Fedotova, Elena Dmitrievna — D. Sc. (Art History), Corresponding member of the Russian Academy of Arts; Chief of the Department of Foreign Art, the Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Для цитирования
For citation:
Федотова Е.Д. Серия акварелей «Campi Phlegraei» английского мецената и итальянского художника века Просвещения // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 1 (20). С. 260-269. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.01.018 URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/188
Fedotova E. D. The series of water-colours «Campi Phlegraei» of English patron and Italian painter of the Age of Enlightenment. Iskusstvo Evrazii - The Art of Eurasia, 2021, No. 1 (20), pp. 260-269. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.01.018
Available at: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/188 (In Russian).