МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
СЕРИАЛ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Самый дорогой и обсуждаемый телепроект 2005 г., поставивший абсолютный рекорд «смотрибельности», полагает «Комсомольская правда», - это десятисерийный фильм режиссера Владимира Бортко «Мастер и Маргарита»1. Впрочем, «провалом года» газета считает образ Кота Бегемота в нашумевшем сериале: «Увидев эту мохнатую куклу, поклонники Булгакова содрогнулись»2. Котов в фильме было три, пишет газета «Аргументы и факты»: «В некоторых сценах Бегемота играл дрессированный барсик из Театра кошек Юрия Куклачева, в других случаях на сцене появляется актер, одетый в специальный костюм, на крупных и средних планах задействовали электронную говорящую маску»3.
Корреспонденту «Литературной газеты» активно не понравился сеанс черной магии в этом сериале, который был снят «как заурядный концерт в провинциальном клубе», причем для нагнетания впечатления пустили голых страшных старух4.
«"Комсомольская правда" публикует под рубрикой "Мастер и Маргарита" - евангелие от сатаны» мнение диакона Андрея Кураева о романе Булгакова, о сериале Бортко и о фильме, снятом в 1994 г. Юрием Карой. Диакон Андрей Кураев - один из немногих, кто видел фильм «Мастер и Маргарита» Юрия Кары. Ведь на широкий экран фильм так и не вышел, поскольку продюсеры посчитали его неудачным. Сравнивая образы в фильме Кары с образами в сериале Бортко, диакон Андрей Кураев считает, что образ
1 Комсомольская правда,. - М., 2005. - 29 дек. - 2006. - 5 янв. 2006. - С. 21.
2 Там же.
3 Аргументы и факты. - М., 2005. - № 52 (1313). - С. 8.
4 Литературная газета. - М., 2005. - 28-31 дек.. - № 54 (6053). - С. 10.
188
Сериал «Мастер и Маргарита»
Понтия Пилата в фильме Кары (М.Ульянов) явно выигрывает по сравнению с Пилатом в сериале Бортко (К.Лавров). Николай Бурляев признавался, что играл в фильме Кары именно Иисуса Христа. Сергей же Безруков, по мнению Кураева, на Христа не похож, да и «на созданный им образ откладывают отпечаток предыдущие роли - Есенина и Саши Белого. Он не Иисус, а именно Иешуа»1. Во-ланд у Гафта в фильме Кары получился более живой и искрометный, чем монументальный и неповоротливый Воланд у Басилашвили в сериале Бортко, полагает Кураев.
«Бортко, к сожалению, не удалось передать ту легкость полета, которая присутствует у Булгакова. Сериал напоминает подстрочник, не более. Натужное и натруженное цитирование книги, не оставляющее места для импровизации. Исчезла искрометность, ситуативно точная реакция Воланда <...> Неприятна и излишняя политизация картины - похожесть энкавэдэшника, которого играет Гафт, на Берия, мягко говоря, вызывает недоумение <...> И - главное! Хоть Бортко и говорит, что старался не менять текст книги, он полностью убрал речь Воланда про "седьмое доказательство" <...> Это доказательство существования Бога от противного - через обнаружение дьявола <...> То есть если существует дьявол - есть и Бог. Сила более высокая, чем жалкий булгаковский Иешуа <. > Получается, что «"Мастер и Маргарита" - и есть седьмое доказательство», заключает диакон Андрей Кураев2.
Экранизацию романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» ждали давно. «Кто-то счел телеверсию Владимира Бортко удачной, кто-то нет. Бесспорно одно: сериал вызвал очередной всплеск повышенного интереса к творчеству Булгакова. В книжных лавках его романы раскупают, словно горячие пирожки, увеличилось число посетителей "нехорошей квартиры", да и просто любителей побродить по булгаковской Москве», говорится в редакционной врезке «Комсомольской правды»3.
И.Г.
1 «Мастер и Маргарита» - евангелие от сатаны // Комс. правда. - М., 2005. - 29 дек. - 2006. - 5 янв. - С. 58-59.
2 Там же. - С. 59.
3 Там же. - С. 18.