Научная статья на тему 'Сергей Абдулхаликович лугуев (к 70-летию со дня рождения)'

Сергей Абдулхаликович лугуев (к 70-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
138
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сергей Абдулхаликович лугуев (к 70-летию со дня рождения)»

Вестник института ИАЭ. 2010. № 1. С. 111-115.

М.-Р. Ибрагимов

СЕРГЕЙ АБДУЛХАЛИКОВИЧ ЛУГУЕВ (к 70-летию со дня рождения)

Сергей Абдулхаликович Лугуев родился 28 января 1940 г. в г. Ахтырка Сумской области Украины в семье лакского отходника-эмигранта, вынужденного в поисках лучшей доли покинуть отчий дом в Дагестане и вместе с семьей скитаться по чужбине.

Отец Сергея - Абдулхалик, сын Алила, уроженец лакского селения Вильтащи Казикумухского округа Дагестанской области, был замечательным мастером своего дела - искусным медником, оружейником, лудильщиком. Мать его Ажа, дочь Давуда, занималась ведением домашнего хозяйства, воспитывала четверых детей, младшим из них был Абуталиб, которому вскоре дали русское имя Сергей в честь близкого друга отца. В возрасте четырех лет Сергей остался без отца, и всю тяжесть обеспечения семьи взяла на себя его мать, которая продолжила дело своего

мужа, хотя лужение, пайка считались чисто мужским занятием. Юношеские взгляды формировались под мощным влиянием украинской и русской культуры и ценностей. Именно отсюда у него прекрасные познания в украинской и русской поэзии, знание большого числа стихов, поэм и прозы, включая Т. Шевченко, В. Винниченко, П. Тычину, И. Коцюбинского, Л. Украинку и др., не говоря уже о А. Пушкине, М. Лермонтове, Н. Некрасове, А. Блоке, В. Луговском, И. Сельвинском, цитаты из произведений которых легко и к месту декламирует.

Вскоре вся семья Лугуевых переехала в родные края, в г. Буйнакск, представлявший собой в 1950-е гг. один из красивых городов Дагестана. Здесь впервые он вплотную познакомился с жизнью и бытом дагестанцев, в частности кумыков, здесь он обрел верных и надежных товарищей, дружбу с которыми поддерживает и которой дорожит до сих пор.

В 1959 г. окончил первое Дагестанское педагогическое училище, расположенное в Буйнакске. После призыва в армию Сергей, обладая хорошими физическими данными, оказался в десантных войсках, затем в войсках связи. Служба в армии существенно расширила кругозор и жизненный опыт, еще более укрепили здоровье и воинский дух в молодом человеке; он с большим удовлетворением вспоминает армейские годы.

В 1963 г. он поступает на исторический факультет Дагестанского государственного университета, а в 1967 г. успешно его заканчивает. Деканом в те годы был доктор исторических наук, профессор Х.Х. Рамазанов, а его учителями были профессора Р.М. Магомедов, С.С. Агаширинова, С.С. Швачко, доценты В.П. Дза-гурова, М.И. Абакаров, Н.-П. А. Сотавов, Ш.Б. Арчилаев, Ф.З. Феодаева и др.

Работал в Центральном государственном архиве ДАССР старшим научным сотрудником. Систематизация и учет огромного количества разнохарактерных исторических документов очень пригодились ему в дальнейшем, когда он стал профессионально заниматься научными историко-этнографическими исследованиями. Работа в архиве научила его бережно и серьезно относиться к документам, позволила быстро ориентироваться в их огромной массе, находить их и определять истинную историческую ценность того или иного документа.

В 1972-1976 гг. он проходил аспирантскую подготовку при Институте истории, языка и литературы по специальности «Этнография». Его научным руководителем была известный ученый, основатель отдела этнографии Института истории, археологии и этнологии проф. С.Ш.Гаджиева. Годы аспирантской подготовки Сергей Абдулхаликович вспоминает с неизменной благодарностью к выдающемуся кавказоведу за большую помощь в освоении специальности, навыков исследовательской и полевой этнографической работы в экспедициях по сбору и обработке этнографической информации. Большое значение имел для него опыт организаторской работы, который позднее ему очень пригодился, когда он сам на протяжении многих лет возглавлял этнографические экспедиции. Можно сказать, что настоящим, в полном смысле этого слова, этнографом Сергей Абдулхалико-вич стал благодаря вышеупомянутой С.Ш.Гаджиевой, а также старшим коллегам - сотрудникам отдела М.-З.О. Османову, А.И. Исламмагомедову, М. А. Агларову.

Работая с этими замечательными этнографами, он приобрел огромный опыт полевой экспедиционной работы, объездил и в буквальном смысле исходил пешком, на лошадях, на ослах и автомашинах весь наш равнинный и горный Дагестан. Можно сказать, в нашем краю не осталось ни одного этнографического уголка, где бы не побывал он в поисках полевого материала. Собранный за мно-

гие годы экспедиций оригинальный полевой материал - главное богатство этнографа - до сих пор помогает ему в исследовательской работе.

Начиная с 1971 г. он работает в Институте истории, языка и литературы (ныне Институт истории, археологии и этнографии ДНИ, РАН) младшим научным сотрудником, научным сотрудником, старшим научным сотрудником отдела этнографии, ведущим научным сотрудником.

Много лет он является руководителем проблемной группы, изучающей духовную культуру народов Дагестана.

В 2006 г. Сергей Абдулхаликович единогласно был избран заведующим отделом этнографии вышеуказанного института. Иначе говоря, он прошел все ступени роста от аспиранта до руководителя отдела этнографии академического института. С этого времени он становится одним из организаторов этнографических исследований в институте. На ряде крупных конгрессов и конференций он выступает с докладами по различным актуальным проблемам дагестанской и кавказской этнографии, на многих конгрессах российских этнографов и антропологов руководит секциями «Духовная культура народов Кавказа» и др.

В 1982 г. в Ленинградском отделении Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР защитил кандидатскую диссертацию на тему «Общественный быт лакцев во второй половине XIX - начале XX века»; в 2001 г. в Институте истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН - докторскую диссертацию на тему «Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана. XIX - начало XX в.».

За годы работы в отделе этнографии Института истории, археологии и этнографии ДНИ РАН Профессор С.А. Лугуев прошел длительный путь становления ученого и университетского профессора. Начав научную карьеру относительно поздно, он не форсировал события, а поднимался и рос как ученый, не «толкаясь локтями», не злоупотребляя друзьями и известностью в научном мире, а вполне естественно и заслуженно. Такое поведение объясняется объективными причинами: он, без сомнения, умен, трудолюбив и наделен сильной волей. При этом наиболее яркой чертой его характера является благородность. Сергей Абдулхалико-вич благороден во всем, даже в мелочах. Другое его качество - высокая требовательность и, особенно требователен он прежде всего к себе самому. Его девизом можно считать следующие слова: «Прощай другим, но не прощай себе». Искренность - еще одно драгоценное качество моего друга Сергея Абдулхаликовича. Завершая этот краткий сюжет о его характере, скажу, что он обладает еще и такими качествами, как отзывчивость, скромность и порядочность. Видимо, поэтому он, как говорят японцы, считает, что этикет надо соблюдать даже в дружбе.

По совместительству он уже много лет работает в Дагестанском государственном университете (профессор кафедры археологии и этнологии Дагестана). Его лекции пользуются успехом, его комментарии и пояснения по самым различным историко-этнографическим проблемам Кавказа слушают с удовольствием. Щедро он делится накопленным опытом в науке и этнографической практике с друзьями, коллегами и своими учениками. Профессор С. А. Лугуев подготовил более 10 аспирантов и соискателей, большая часть которых под его руководством успешно защитила кандидатские диссертации. Он является также консультантом нескольких докторских диссертаций.

Заслуги профессора С. А. Лугуева отмечены почетными званиями и наградами. Он награжден почетной грамотой президиума РАН и профсоюза работников науки, является заслуженным работником науки РД.

Основных направлений научно-исследовательской работы профессора С.А. Лугуева несколько: историко-этнографическое исследование малых по численности народов Дагестана; традиционная духовная культура народов Дагестана; культура общения, этикет.

Он автор более 200 публикаций, в том числе монографий: «Бежтинцы: историко-этнографическое исследование. XIX - начало XX в.» (Махачкала, 1994) - в соавторстве с Д.М. Магомедовым; «Дидойцы (цезы): историко-этнографическое исследование. XIX - начало XX в.» (Махачкала, 1995) - в соавторстве с Д.М. Магомедовым; «Годоберинцы: историко-этнографическое исследование. XIX - начало XX в.» (Махачкала, 1997) - в соавторстве с Б.М. Алимовой; «Духовная культура народов Дагестана XVIII - нач. XX в.» (Махачкала, 1999) - в соавторстве с Б.Б. Булатовым; «Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана. XIX - начало XX в.» (Махачкала, 2001); «Культура поведения и этикет народов Дагестана. XIX - начало XX в.» (Махачкала, 2006); «Традиционные нормы межличностного и группового общения народов Дагестана в XIX - начале XX в.» (Махачкала, 2007); «Балкарцы: XIX - начало XX в. Историко-этнографическое исследование» (Махачкала, 2008); «Ахвахцы: XIX - начало XX в. Историкоэтнографическое исследование» (Махачкала, 2008); «Каралал (каратинцы): историко-этнографическое исследование. XIX - начало XX в.» (Махачкала, 2009) - в соавторстве с Д.М. Магомедовым.

Профессор С.А. Лугуев неоднократно выступал с докладами на сессиях и конференциях, в том числе на таких, как «Этнографические проблемы питания» (Великобритания, Оксфорд, 1985), «Система питания: традиции и современность» (Лондон, 1987), на ^-'УШ международных конгрессах этнологов и антропологов России.

Широта исследований, глубокое проникновение в этнографию Дагестана дали возможность профессору С. А. Лугуеву написать серию историкоэтнографических исследований, посвященных малым по численности народам Дагестана: бежтинцам, дидойцам (цезам), годоберинцам, ахвахцам, каратинцам. О каждом из этих народов им самим (или в соавторстве) написаны солидные монографии, а в целом же эти работы можно рассматривать как составные части одного крупного исследования, цель которого - изучение этнокультурного многообразия Дагестана на примере малочисленных народов края.

Научные исследования Сергея Абдулхаликовича построены на комплексном анализе разнообразных источников - прежде всего полевых этнографических (собранных им во время экспедиций), а также письменных, фольклорных, лингвистических. Использование оригинального полевого материала как основного источника, объективная его оценка и адекватная интерпретация позволили ему выявить специфику динамики этнографических особенностей малых по численности народов Дагестана.

В последнее время С.А. Лугуев большое внимание уделяет традиционной духовной культуре народов Дагестана. Его монография «Духовная культура народов Дагестана XVIII - нач. XX в. (аварцы, даргинцы, лакцы)» выдержала два издания, на очереди еще одна работа, посвященная традиционной духовной культуре кумыков.

Особое место в его исследовательской работе занимают проблемы культуры общения, этикет и другие компоненты этой области этнической культуры Дагестана. Можно утверждать, что С. А. Лугуеву первому из исследователей Дагестана удалось создать основательные труды по культуре общения, этикету народов республики.

Его монографии на эту тему «Культура поведения и этикет народов Дагестана. XIX - начало XX в.» и «Традиционные нормы межличностного и группового общения народов Дагестана в XIX - начале XX в.» являются первыми опытами изучения этих проблем и пользуются заслуженным успехом потому, что востребованы современным дагестанским обществом.

В своих исследованиях в этой области этнографии он впервые высокопрофессионально изучил традиционную культуру поведения и этикет народов Дагестана : систему общения, этикетную атрибутику, речевые формулы, способы поддержания беседы, запретные темы и лексику, половозрастную и социальную градацию в речевом общении, повседневно-бытовую и трудовую культуру поведения, праздничный этикет и нормы поведения в застолье, нормы воинского поведения, религиозные (шариатские) установления и др.

Исследование культуры поведения и этикета народов Дагестана, рассматриваемых в этнографическом аспекте, дали возможность профессору С.А. Лугуеву глубже проникнуть в специфику традиционной культуры дагестанцев, понять морально-этические устои общества, ценностные ориентации, отчетливей представить внутреннюю структуру общества (социальную, экономическую, политическую, культурную), систему взаимоотношений различных групп общества, включая межсемейные, межтухумные, межджамаатские и другие отношения, а также взаимоотношения таких категорий, как старшие - младшие, мужчины - женщины, взрослые - дети и др.

Работы профессора С. А. Лугуева занимают достойное место в ряду фундаментальных дагестановедческих и кавказаведческих исследований.

Все коллеги, друзья, товарищи поздравляют Сергея Абдулхаликовича с юбилеем, желают ему здоровья, жизненного и творческого долголетия и всегда оставаться таким, каким мы его знаем - добрым, искренним, отзывчивым, готовым в любое время суток разделить горе и радость, не терять оптимизм и искрометный юмор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.