Литература
1. Ан Б. О пережитках родовой религии шапсугов // Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. - М., 1940. -296 с.
2. Аутлев П. А. Новые материалы по религии адыгов // Уч. зап. АНИИ. - Краснодар, 1965. - Т. IV. - 198 с.
3. Гутова Л. А. Обряд вызывания дождя в фольклоре и этнографии адыгов. // Вестн. Ин-та гуманитар. исслед. Кабардино-Балкар. науч. центра РАН. - Нальчик: Издат. отд. КБИГИ РАН, 2013. - Вып. 1 (20). - C. 79-87.
4. Кантария М. В. Полеводство в Кабарде (по этногр. мат-лам): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Тбилиси, 1965. - 28 с.
5. Лавров Л. И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев // Тр. ин-та этнографии. Новая сер. - М., 1959. - Т. 51. - 217 с.
6. Мафедзев С. Х. Полевые записи. Архив КБИГИ. - Нальчик. - Ф. 12. - Оп. 1. - Д. 32. - Л. 208, 209; 1972.
7. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. - М.: Политиздат, 1984. - 528 с.
References
1. An B. O perezhitkakh rodovoy religii shapsugov [About remnants of ancestral religion Shapsugs]. Religioznye perezhitki u cherkesov-shapsugov [Religious vestiges of the Circassians-Shapsugs]. Moscow, 1940, pp. 23-37. 296 p. (In Russ.).
2. Autlev P.A. Novye materialy po religii adygov [New materials on religion Circassians]. Uchenye zapiski ANII [ScientistsAANIInote]. Krasnodar, 1965, vol. IV. 198 p. (In Russ.).
3. Gutova L.A. Obryad vyzyvaniya dozhdya v fol'klore i etnografii adygov. [Rainmaking rite in folklore and ethnography of the Circassians]. Vestnik Instituta gumanitarnykh issledovaniy Kabardino-Balkarskogo nauchnogo tsentra RAN [Bulletin of the Institute of Humanitarian Studies of the Kabardino-Balkar Scientific Centre of Russian Academy of Sciences]. Nal'chik, KBIGI RAN Publ., 2013, iss. 1 (20), pp. 79-87. (In Russ.).
4. Kantariya M.V. Polevodstvo v Kabarde (po etnograficheskim materialam). Avtoref. diss. kand. ist. nauk [Field cultivation in Kabarda (ethnographic materials). Author's abstract of PhD in history]. Tbilisi, 1965. 28 p. (In Russ.).
5. Lavrov L.I. Doislamskie verovaniya adygeytsev i kabardintsev [Pre-Islamic beliefs Adygeys and Kabardians]. Trudy instituta etnografii. Novaya seriya [Proceedings of the Institute of Ethnography. New episode]. Moscow, 1959, vol. 51. 217 p. (In Russ.).
6. Mafedzev S.Kh. Polevye zapisi. Arkhiv KBIGI [Field recordings. Archive of the Kabardino-Balkarian Institute of Humanitarian Studies]. Nalchik, F. 12, Op. 1, D. 32, L. 208, 209; 1972. (In Russ.).
7. Frezer Dzh. Zolotaya vetv' [The Golden Bough]. Moscow, Politizdat Publ., 1984. 528 p. (In Russ.).
УДК 72.03 (571.5)
СЭРГЭ КАК ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВА
НАРОДА САХА
Дьяконова Саргылана Антоновна, старший преподаватель кафедры архитектуры и городского строительства, Северо-восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (г. Якутск, РФ). E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности такого элемента культуры, архитектурного комплекса, как сэргэ (коновязный столб), возникновение которого восходит к временам переселения народа Саха на территорию Восточной Сибири. Актуальность данной статьи заключается в том, что системной классификации анализа сэргэ во времени ранее не делилось. Опираясь на национальные традиции народа Саха, после натурных исследований автора статьи были выявлены два типа сэргэ (хозяйственные и сакральные), подразделенные на две группы по функциональным и визуальным характеристикам.
В первой группе представлены типы хозяйственных сэргэ, являющихся надворными сооружениями внутри локального деревянного комплекса якутов. Внешне хозяйственные сэргэ были весьма лаконичны, имели брутальные формы и не оформлялись орнаментальными мотивами.
Во второй группе рассмотрены типы сакральных сэргэ, которые в отличие от первого типа, украшались орнаментальными мотивами с магико-охранным значением. Сакральные сэргэ размещали в священных местах, где проходило празднование ежегодного национального события «Ысыах».
В декоративно-прикладном искусстве народа Саха сэргэ занимает большое место, создавая сэргэ, якутские мастера основывались на глубоких национальных традициях, народном художестве. В настоящее время сэргэ является неким символом национального искусства, применяемым как в области декоративно-прикладного искусства, так и в архитектуре.
Ключевые слова: якуты, хозяйственные и сакратные виды коновязи сэргэ, архитектурный памятник, орнамент, декоративно-прикладное искусство.
SERGE - THE HITCHING POST - AS A MONUMENT OF ARCHITECTURE AND ART OF THE SAKHA ETHNOS
Dyakonova Sargylana Antonovna, Sr. Instructor of Department of Architecture and Urban Development, M.K. Amosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article is devoted to specifics of ethnic elements of culture as the architectural complex as serge (a pillar to tying a horse), the emergence and development, which dates back to the days of the resettlement of the Sakha people in East Siberia. The relevance of this article lies in the fact that the system of classification analysis serge in time, had not previously been considered. It is based on the national traditions of the Sakha people, field investigations of the article's author have identified the two types of the serge (household and sacred), divided into two groups of functional and visual characteristics.
The first group shows the types of household serge being out of building structures within the local Yakut wooden complex where its location was in front of the Yakut traditional housing. Outwardly opposite serges were very laconic, brutal form and had been made without ornamental motifs. When creating serge, the master in the priority set ergonomics, simpler maintenance serge look.
In the second group, which considered the types of sacred serge, contrary to the first type, decorated with ornamental motifs with magic security value. Most often, the sacred serge at the top had totems general Yakut or totems with hidden sacred values. For example, an eagle is a symbol of sorts Kangalastsev, quadriceps horse meant the four cardinal points. Sacred serge is placed on sacred places or the national celebration of the annual event "Isyakh".
In the decorative applied art of the Sakha people, a serge column takes up more space inside which the Yakut masters invested archaic ethnic traditions, ornamental art, which is enriched over the centuries, etc. Currently serge is a symbol of national art, applicable throughout the field of decorative applied art (in jewelery, in the design of tableware, wooden souvenirs, etc.) and the architecture (in the design of interiors, facades of buildings, to create monumental monuments, etc.).
Keywords: Yakuts, economic and sacred types of hitching post serge, architectural monument, ornamental, decorative applied art.
В культурном процессе, жизнедеятельности, мировоззрении народа Саха большую роль играет сэргэ - коновязь, происхождение которой установлено по результатам исследования якутских учёных: Г. В. Ксенофонтова [3], А. И. Гоголева [1], В. В. Ушницкого [9] и других - и восходит к тем временам, когда якуты вели кочевой образ жизни и обитали на территории Юго-Восточной и Центральной Азии. В связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями они переселились в Восточную Сибирь.
Согласно исследованиям историка В. В. Уш-ницкого [9], якуты начали осваивать территорию Восточной Сибири в XIII веке, по наиболее бла-
гоприятным местам, вдоль высоких берегов рек: Лены, Алдана, Вилюя, Амги и их притокам, где природно-климатические условия были мягче, нежели в северной части Восточной Сибири. Так как якуты ранее являлись скотоводческим народом, свои традиции хозяйствования они продолжили и здесь.
Позже, после освоения Восточной Сибири, племена и роды якутов стали вести полукочевой образ жизни, что напрямую было связано с суровыми климатическими условиями, в которых якуты создали локальные очаги обитания - алаасы. Места обитания якутов дифференцировались на зимние и летние усадьбы, где они строили ха-
рактерные жилища для зимнего обитания (юрту-балаган) и летнего (урасу) [8]. Юрта-балаган, по гипотезе автора статьи, была воспринята у местных кочевых народов (тунгусов, юкагиров, долганов), в юрте-балагане отразились как южноазиатские традиции, так и воспринятые от местных аборигенов.
Объединяющим элементом внутри локальных сезонных комплексов был коновязный столб - сэргэ, который являлся неким спутником традиционных жилищ (юрты-балагана и урасы). Во время натурных исследований автора было выявлено, что в каждой якутской усадьбе возводили сэргэ (рис. 1) как символ гостеприимства и знатности хозяев (рис. 2), в их оформлении использовались элементы декоративно-прикладного искусства (рис. 3).
Сведения о якутских сэргэ появились в ХУШ столетии, когда первые исследователи Я. И. Лин-денау [4], Р. К. Маак [5], В. Л. Серошевский [7], описывая традиционное празднество Ысыах, отметили, что сэргэ является основным памятником в сакральном комплексе. Эти исследователи заметили, с какой заботой были изготовлены все коновязи, которые встречались на территории их обзора. Все коновязи заслуживали внимания как с художественной, так и с архитектурной точки зрения.
В своей монографии «Сэргэ (коновязь)» исследователь якутской культуры конца ХХ века В. Ф. Яковлев рассмотрел несколько версий происхождения коновязных столбов - сэргэ:
• первая версия была связана с прообразом мифологического мирового древа - Аар -Кудук - Чэрчи - Мас, символизирующего небесную благодать;
• вторая версия связывает сэргэ с прообразом человека [10, с. 8].
По гипотезе автора данной статьи, происхождение сэргэ связано с видом деятельности якутов (скотоводством). А именно с тем, что культ обожествления коня способствовал возникновению коновязных столбов - сэргэ, функционирующих как хозяйственные, так и ритуальные сооружения в культуре многих кочевых народов (монголов, казахов, алтайцев).
В местах обитания якутов на территории Восточной Сибири при строительстве летнего и зимнего жилищ обязательно возводились сэр-гэ, так как якуты были скотоводческим народом.
С древних пор сэргэ являлась неотъемлемой деталью архитектурно-художественных комплексов, где существовали два первоначальных типа сэргэ - хозяйственного и сакрального характера.
Хозяйственную коновязь якуты возводили напротив жилища, она играла роль надворного сооружения, куда всадники привязывали своих лошадей.
Сакральная коновязь или целый комплекс сакральных коновязей располагался отдельно от основных построек локального жилого комплекса. Местом возведения сакральных сэргэ выбирали открытые долины - алаасы, представляющие собой ровный рельеф с невысокими холмами, где обязательно присутствовал водный источник - озеро или речка. В этих алаасах якуты организовывали ежегодный праздник летнего солнцестояния - Ысыах. Так, сэргэ сакрального характера, по словам старожилов, помогал связаться с верхним миром, где живут божества, поэтому, они были богато украшены орнаментальными мотивами, символизировавшими благословение богов.
Таким образом, сэргэ были дифференцированы по функциональным и визуальным характеристикам (рис. 4).
Первая группа - хозяйственные сэргэ, которые представлены тремя видами.
Первый вид сэргэ, предположительно, являлся одним из древнейших видов, имел брутальные черты, представлял собой прямой деревянный столб высотой до 2 м и диаметром от 23-50 см. Визуально он был лаконичен, без орнаментального оформления, с выемкой в виде шеи - моонньу (шейная часть), которая располагалась в верхней части сэргэ, разделяя общий вид столба на две основные части [2, с. 73]. Шейная часть первого вида сэргэ представляла собой цилиндрическую форму, которая являлась наипростейшей формой, выработанной якутскими мастерами.
Второй вид сэргэ был самым распространенным. Он, как и первый вид, был таких же габаритов, лаконичен, не имел орнаментального оформления. Между этими видами отличие выражалось в «шейной» части, которая была вырезана по линии изогнутой внутрь дуги, напоминающей шею человека. Визуально этот вид сэргэ был эстетичнее предыдущего варианта, здесь присутствует отпечаток национальных традиций. Таким образом, сэргэ стал более изящным и распростра-
нился по родовым поместьям как один из первых вариантов среди хозяйственных коновязей.
Третий вид сэргэ был характерен тем, что имел шарообразную шею, которая сегментно располагалась в верхней части коновязи. Это была единственная отличительная черта третьего вида. Габариты сэргэ оставались без изменений, общий вид в пространственной среде не уступал второму варианту.
Рассмотренные основные три вида хозяйственных сэргэ в процессе развития трансформировались в шейной части, где применялись различные комбинации для получения секторальных усложненных композиций. При этом сохранялись применения брутальных форм и лаконичный силуэт.
Кроме того, на территории расположения сэргэ делалось ограждение из жердей, которое устраивалось через определенный интервал, куда привязывали животных. Это сооружение является результатом объединения двух хозяйственных построек - сэргэ и ограждения, - появившихся в процессе развития хозяйственных надворных сооружений. Оно представляло собой два или три меньших по высоте сэргэобразных столба, объединённых тремя горизонтальными рядами жердей, напоминающий барьер. У этого сооружения присутствуют общие черты с коновязью. Таким образом, сэргэобразное ограждение из жердей можно отнести к типу хозяйственных сэргэ.
Вторая группа - сакральные виды сэргэ, представляющие собой деревянные столбы высотой от 2 м и более, диаметром от 30 до 50 см, выполнявшие сакральные функции, связанные с религиозными обрядами народа Саха. Сакральные сэргэ были эстетически более привлекательны благодаря оформлению декоративными элементами в виде 4-5 ярусов орнаментальных колец. В верхней части сэргэ располагался тотемный символ, представляющий собой языческое божество в виде животного. Шейная часть имела более усложненную композицию, по сравнению с простейшими типами сэргэ первой группы. Нижняя часть (стволовая) чаще оставалась неоформленной, так как основная композиция была сосредоточена в верхней части.
Орнаментальные яруса и декоративные элементы сакральных сэргэ представляли собой:
- в первом ярусе, в верхней части сэргэ, размещали символы рода, своеобразные тотемы.
Это были животные (орел, конь, конские уши, рога коровы), сакральная кумысная утварь (чоро-оны на трех ножках либо на одной) (рис. 5, типы завершения сэргэ).
- второй ярус оформлялся резными геометрическими орнаментами (двойная линия -ограждение, вертикальные линии - род, зигзаг -ураса) [6, с. 22]. Эти элементы вырезались по поверхности сэргэ. Каждый перечисленный орнаментальный ряд находился внутри резного кольца в виде двух параллельных линий, что символизировало, по вере якутов, грань между индивидом и природой (рис. 5, типы орнаментики сэргэ).
- третий ярус являлся шейной частью сэргэ, которая как канон исходила из бытовой предназначенности хозяйственных сэргэ - привязывания коня. Традиционно шея разделяла сэргэ на две части, она представляла собой усложненный вариант шеи хозяйственной коновязи, состоявшей из секторально вырезанных фигур с различным добавлением композиционно схожих элементов. В результате этого визуально получалась двойная шея, плавный переход к шее в виде нейтральных плоскостей, при помощи которых шейный отдел красиво выделялся (рис. 5, типы шеи сэргэ).
- четвёртый ряд, как и второй ряд, был оформлен геометрическим орнаментом, вырезанным на поверхности сэргэ в виде резного кольца, внутри которого изображались геометрические формы: зигзаг, ромб, вертикальные повторяющиеся линии и т. д.
Орнаментальные мотивы давали представления о роде, семье, содержали больше сакральных, нежели эстетических элементов, они символизировали пожелания - «алгыс». Вертикальные линии вокруг поверхности сэргэ означали благословение на продолжительность рода, дуги символизировали богов, зигзаг означал родовой кров (жилище - ураса) [6, с. 14].
Нужно отметить, что сэргэ как отдельное сооружение, имеющее хозяйственное и сакральное значение, применялось еще в качестве надмогильного памятника и становилось также элементом интерьера зимних и летних жилищ.
Таким образом, благодаря историческому происхождению, коновязь стала частью культурного достояния - памятником архитектурно-художественной культуры народа Саха, символом олицетворения его мировоззрения. Сэргэ как па-
мятник существует во всех архитектурных комплексах и сооружениях эстетического и сакрального характера (рис. 6).
В настоящее время при создании национальных коплексов берут во внимание размещение функциональных зон, где, с учетом национальных традиций декоративно-прикладного искусства,
возводят коновязи - сэргэ. В системе украшений сэргэ используют наработанные веками навыки создания деревянных комплексов, опираясь на традиционный опыт мастеров в художественном наитии в зависимости от типа создаваемого сэргэ - праздничного, ритуального или хозяйственного.
' I
Рисунок 1. Надворная коновязь - сэргэ. Территория национального комплекса «УсХатын», г. Якутск
Рисунок 2. Комплекс сэргэ, символизирующий гостеприимство и знатность семьи. Усадьба семьи Атласовых, г. Якутск
Рисунок 3. Орнаментальные мотивы шейной части сэргэ. Якутия, Горный район, с. Бэрдигестях
КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ СЭРГЭ
I ТИП ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СЭРГЭ [ (
ВИД I ВИД II ВИД III ВИД
II ТИП САКРАЛЬНЫЕ СЭРГЭ ( и Г ) их I Л5Й №
Рисунок 4. Классификация типов сэргэ 91
Рисунок 5. Типы завершения и орнаментики сэргэ
Рисунок 6. Национальный архитектурный комплекс «Ус-Ханын», г. Якутск
Литература
1. Гоголев А. И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). - Якутск: Якут. гос. ун-т, 1993. - 200 с.
2. Зыков Ф. М. Поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов (XIX - начало XX века): ист.-этногр. исслед. - Новосибирск: Наука, 1986. - 101 с.
3. Ксенофонтов Г. В. Ураангхай - сахалар: очерки по древней истории якутов. - Якутск: Нац. изд-во Респ. Саха (Якутия), 1992. - Т. 1. - 416 с.
4. Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): ист.-этногр. мат-лы о народах Сибири и Северо-Востока. - Магадан: Кн. изд-во, 1983. - 176 с.
5. Маак Р. К. Вилюйский округ. - М.: Яна, 1994. - 592 с.
6. Неустроев Б. Ф. Саха ойуута - бичигэ = Узоры и орнаменты Саха. - Якутск: Бичик, 2010. - 144 с.
7. Серошевский В. Л. Якуты: опыт этногр. исслед. - М.: 1993. - 736 с.
8. Старостина А. А. Генезис и формирование народного зодчества Саха (якутов) в XV - начале XX века: дис. ... канд. архитектуры. - Новосибирск, 2002. - 137 с.
9. Ушницкий В. В. Вопросы изучения ранней этнической истории и родового состава народов Якутии. - Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2014. - 170 с.
10. Яковлев В. Ф. Сэргэ (коновязь). - Якутск, 1992. - Ч. I. - 61 с.
References
1. Gogolev A.I. Yakuty (Problema etnogeneza i formirovaniya kul'tury) [The Yakuts (The problem of ethnogenesis and culture formation)]. Yakutsk, YAGU Publ., 1993. 200 p. (In Russ.).
2. Zikov F.M. Poseleniya, zhilishcha i khozyaystvennye postroyki yakutov (XIX - nachala XX veka). Istoriko-etnogra-ficheskoe issledovanie [Settlements, dwellings and economic constructions of Yakut people (XIX - the beginning of the 20th centuries). Historical and ethnographic research]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1986. 101 p. (In Russ.).
3. Ksenafontov G.V. Uraangkhay - sakhalar. Ocherki po drevney istorii yakutov [The Yakuts - Urangkhai - sakhalar. Feature article (essays) on Yakut ancient history]. Yakutsk, National House of Republic Sakha (Yakutia) Publ., 1992, vol. 1. 416 p. (In Russ.).
4. Lindenau Y.I. Opisanie narodov Sibiri (pervaya polovina XVIII veka). Istoriko-etnograficheskie materialy o naro-dakh Sibiri i Severo-Vostoka [Description of the people of Siberia (first half of the 18th century). Historical and ethnographic materials about the people of Siberia and the Northern east]. Magadan, Book's House Publ., 1983. 176 p. (In Russ.).
5. Maak R.K. Vilyuyskiy okrug [Vilyuysk's district]. Moscow, Yana Publ., 1994. 592 p. (In Russ.).
6. Neustroev B.F. Sakha oyuuta-bichige = Uzory i ornamenty Sakha [The ornament of Yakuts]. Yakutsk, Bichik Publ., 2010. 144 p. (In Russ.).
7. Seroshevskiy V.L. Yakuty. Opyt etnograficheskogo issledovaniya [The Yakuts. Experience of ethnographic research]. Moscow, 1993. 736 p. (In Russ.).
8. Starostina A.A. Genezis i formirovanie narodnogo zodchestva Sakha (yakutov) v XV - nachale XX veka. Diss. kand. arkhitektury [Genesis and formation of national architecture Sakha (Yakuts) in XV - the head of the 20th century. PhD. architecture diss.]. Novosibirsk, 2002. 137 p. (In Russ)
9. Ushnitskiy V.V. Voprosy izucheniya ranney etnicheskoy istorii i rodovogo sostava narodov Yakutii [Questions of studying of early ethnic history and patrimonial structure of the people of Yakutia]. Yakutsk, IGIiPMNS SO RAN Publ., 2014. 170 p. (In Russ.).
10. Yakovlev V.F. Serge (konovyaz') [Column for attachment of a horse - serge]. Yakutsk, 1992, Part 1. 61 p. (In Russ.).
УДК 902/904
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА НА СЫРДАРЬИНСКОМ НАПРАВЛЕНИИ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ
Баштанник Сергей Васильевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник лаборатории археологии, Федеральный исследовательский центр угля и углехимии Сибирского отделения Российской академии наук (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье излагаются результаты археологических исследований средневековых городищ, расположенных на сырдарьинском участке Великого шелкового пути, показано его влияние на процессы урбанизации в регионе, современные интеграционные процессы в Центральной Азии.
Великий шелковый путь представляет собой систему караванных дорог, которые связывали в древности и Средневековье цивилизации Востока и Запада от Японии и Китая до Ирана, Арабского хали-