Научная статья на тему '"СЕРЕБРЯНОЕ" ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ЦЕЛЕЙ И ПУТЕЙ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ'

"СЕРЕБРЯНОЕ" ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ЦЕЛЕЙ И ПУТЕЙ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
228
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"СЕРЕБРЯНОЕ" ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ "ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА" / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ / ЦЕЛИ "СЕРЕБРЯНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / "SILVER" EDUCATION / SOCIAL COMMUNITY OF THE "THIRD AGE" PEOPLE / ADULT EDUCATION SYSTEM / GOALS OF "SILVER" EDUCATION / EDUCATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Амбарова Полина Анатольевна, Зборовский Гарольд Ефимович

В статье раскрывается проблема становления и развития системы «серебряного» образования в современной России. «Серебряное» образование рассматривается как социальное пространство взаимодействия различных социальных акторов, имеющих собственные цели и интересы в этой сфере. На основе данных социологических исследований показываются особенности содержания целей представителей «серебряной» общности, государства, работодателей, некоммерческих организаций. Доказывается, что противоречия и несогласования между целевыми ориентирами различных социальных акторов становятся ключевым фактором, препятствующим развитию образования для россиян старшего возраста. Содержание целей рассматривается в тесной взаимосвязи с предлагаемыми и уже используемыми различными акторами способами их реализации. Аргументируется необходимость активизации роли образовательных организаций как социальной силы, способной согласовать и консолидировать общественные, государственные, экономические интересы в изучаемой сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"SILVER" EDUCATION: CONTRADICTORY GOALS AND WAYS TO ACHIEVE THEM

The paper reveals the development of the «silver» education system in modern Russia. «Silver» education is considered as a social space of interaction of various social actors with their own goals and interests in this area. On the basis of the sociological data the features of the goals of the "silver" community, state, employers, non-profit organizations are shown. It is proved that contradictions and inconsistencies between the goals of different social actors become a key factor hindering the development of education for older Russians. The content of the goals is considered in close relationship with the proposed and already used by various actors ways of their implementation. The necessity of activation of the educational organizations as a social force capable to coordinate and consolidate public, state, economic interests in the «silver» education sphere is argued.

Текст научной работы на тему «"СЕРЕБРЯНОЕ" ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ЦЕЛЕЙ И ПУТЕЙ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

П.А. Амбарова, Г.Е. Зборовский «СЕРЕБРЯНОЕ» ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ЦЕЛЕЙ И ПУТЕЙ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ1

Ключевые слова: «серебряное» образование, социальная общность людей «третьего возраста», система образования для взрослых, цели «серебряного образования», образовательная политика.

Аннотация: В статье раскрывается проблема становления и развития системы «серебряного» образования в современной России. «Серебряное» образование рассматривается как социальное пространство взаимодействия различных социальных акторов, имеющих собственные цели и интересы в этой сфере. На основе данных социологических исследований показываются особенности содержания целей представителей «серебряной» общности, государства, работодателей, некоммерческих организаций. Доказывается, что противоречия и несогласования между целевыми ориентирами различных социальных акторов становятся ключевым фактором, препятствующим развитию образования для россиян старшего возраста. Содержание целей рассматривается в тесной взаимосвязи с предлагаемыми и уже используемыми различными акторами способами их реализации. Аргументируется необходимость активизации роли образовательных организаций как социальной силы, способной согласовать и консолидировать общественные, государственные, экономические интересы в изучаемой сфере образования.

Введение. Образование для взрослых - один из важных и значимых факторов для современного общества, позволяющий преодолевать социальные и экономические кризиса, а в будущем может стать основой устойчивого развития. «Серебряное» образование, или образование для людей «третьего возраста», выступая частью образования для взрослых, выполняет важнейшие социальные, экономические и культурные функции, является способом производства специфических общественных благ. В связи с этим его нельзя рассматривать исключительно как образовательный феномен. Не случайно в развитых странах укрепление институциональных условий этого вида образования возведено в ранг государственной задачи и поддерживается соответствующими структурами [1-5]. Такая постановка вопроса обеспечивает развитие «серебряного» образования нормативно-правовыми, информационными, финансовыми и организационными ресурсами, создавая условия для разработки его социально-педагогического содержания и образовательных технологий.

Формирование и развитие системы «серебряного» образования, включающей сектор высшего, среднего профессионального, дополнительного, неформального образования, является эффективным средством актуализации человеческого капитала людей «третьего возраста» и их социальной инклюзии [6, 7]. Между тем российское образование, несмотря на признание ценности образования для взрослых, по-прежнему ориентировано в основном на молодое и, в меньшей степени, среднее поколение. В официальном дискурсе и общественном сознании образование воспринимается как пространство для молодых. Существуют отдельные образовательные структуры, организации и учреждения, которые занимаются образованием для «серебряной» общности, есть опыт создания «университетов третьего возраста» [8]. Но вопрос об институционализации этого вида образования, о превращении его в целостную систему, возможностях ее развития пока широко не обсуждается.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00096.

9

пеппгогичесний ЖЫРНПЛ СЛШНОРТОСТПНП N 5(84). Я019 ав§3§аЁ

В России, как и во многих европейских странах, количество людей «третьего возраста» стремительно увеличивается. В ближайшие десятилетия рост этой социальной общности станет более заметным, численность превысит третью часть населения страны. Усилятся риски и проблемы, связанные с пенсионным и социальным обеспечением, социально-бытовым и социокультурным обслуживанием, социально-психологическим благосостоянием «серебряной» общности и ее участием в экономической и политической жизни. В условиях прогнозируемого в стране дефицита человеческих ресурсов остро встанет вопрос о востребованности человеческого капитала «серебряной» общности [9]. Сегодня этот капитал не востребован в полной мере ни государством, ни рынком труда, ни общественным сектором. Он привлекает внимание разве что политических деятелей, использующих его в конкурентной политической борьбе, и некоторых некоммерческих организаций, реализующих волонтерские проекты.

До тех пор, пока старшее поколение россиян идентифицируется как проблемная общность, потребляющая ограниченные экономические блага, «серебряное» образование не будет обеспечено ни институциональной поддержкой, ни гарантированными финансовыми инвестициями. Пока не будут четко определены цели и интересы каждого социального актора, так или иначе причастного к «серебряному» образованию либо к его результатам, перспективы развития и содержание этого вида образования будут оставаться туманными. В связи с этим задача данной статьи - определить реальные и декларируемые цели и интересы каждого социального актора в сфере «серебряного» образования, а также выявить противоречия между этими целями и способами их достижения.

Теоретическая рамка и эмпирическая база исследования. Исследование обозначенной проблемы базируется на нескольких теоретических позициях, объединенных рамками социологического и педагогического подходов. Прежде всего, это теория образования для взрослых [10-12]. Она позволяет трактовать «серебряное» образование как один из элементов системы образования для взрослых, связанный с другими его видами, но имеющий свою специфику - направление, формы, функции. В соответствии с этой теорией люди «третьего возраста» рассматриваются как особая образовательная общность, характеризующаяся собственной структурой, образовательными интересами и потребностями, включенная посредством образовательных практик в общественные, производственные, профессиональные, культурные и иные связи и отношения.

Теория социальной общности дает нам возможность выявлять и анализировать цели, интересы и потребности в сфере «серебряного» образования, имеющие надындивидуальный (общностный) характер. Данная теория позволяет трактовать их как результат жизнедеятельности и взаимодействия больших групп людей, выступающих самостоятельным социальным субъектом в сфере образования [13]. Социальная общность способна вырабатывать и декларировать эти образовательные цели, вырабатывать общие стратегии их достижения.

Для решения нашей исследовательской задачи важна была теория социальных полей П. Бурдье [14]. С ее помощью мы определяем «серебряное» образование как пространство для взаимодействия различных социальных групп, организаций, институций -социальной общности людей «третьего возраста», работодателей, образовательных организаций, структур государственного управления, некоммерческих организаций. Каждый актор в этом пространстве заявляет о собственных целях и интересах. Иногда они совпадают, пересекаются, дополняют друг друга. Иногда входят в противоречие или существуют в различных плоскостях пространства «серебряного» образования. Взаимодействие и противоречия названных социальных акторов определяют перспективы

аЖаШШзммШШб®^ проблемы современной психологии и педагогики

развития «серебряного» образования и благодаря этому - возможности получения каждым из них определенных общественных благ и выгод.

В статье использованы данные социологического исследования, проведенного авторами в 2019 году в составе научной группы Уральского федерального университета. Применялся метод анализа данных образовательной и демографической статистики, отражающей характеристики людей предпенсионного и пенсионного возраста. Источник -отчеты Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и Свердловскстата за 2015-2018 гг. Была определена динамика численности населения старшего возраста в России и Свердловской области; проведен сравнительный анализ уровня образования различных возрастных групп населения.

Эмпирической базой статьи также послужили результаты социологического опроса жителей Свердловской области в возрасте старше 45 лет (январь - март 2019 г., выборка квотная, п=415 чел.). В выборку были включены жители основных типов муниципальных образований области (мегаполиса, больших, средних и малых городов, поселков и сельских поселений). Данные опроса сопоставлялись с результатами вторичного анализа результатов социологических исследований, близких к заявленной теме, а также с результатами анализа контента веб-сайтов рекрутинговых агентств и публикаций в СМИ, посвященных проблемам возрастных работников и «серебряного» рынка труда.

С целью изучения содержания государственной образовательной политики в отношении россиян старшего возраста был проведен анализ документов - нормативных актов и государственных программ, разработанных на федеральном и региональном уровне (Свердловской области). Среди федеральных актов были проанализированы следующие нормативные документы: Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г., 7 национальных проектов и 5 государственных программ. Среди актов регионального значения были проанализированы областные государственные программы. Документы отбирались по двум критериям: 1) наличие в них образовательной составляющей; 2) указание на категорию людей «третьего возраста». Методика предполагала выделение в документах тезисов, разделов, целевых показателей и показателей финансирования программ, соотносимых со следующими ключевыми словами: «старшее поколение», «пенсионеры», «образование для людей "третьего возраста"».

Результаты исследования. Правомерно было бы начать анализ результатов исследования с образовательных целей и интересов главного заинтересованного актора -«серебряной» общности. Но в этом случае необходимо сразу обозначить проблему: сами россияне «третьего возраста» декларируют свой образовательный запрос в публичном пространстве нечетко и неактивно. Главными сдерживающими факторами этой ситуации выступают: сохраняющиеся эйджистские установки и стереотипы, ограничивающие социальное пространство жизнедеятельности и развития людей «третьего возраста», в том числе их образовательное пространство; самоидентификация этих людей как мало ресурсной общности, не имеющей права на иные преференции от общества и государства, кроме пенсии; отсутствие понимания необходимости инклюзии в систему непрерывного образования как обязательной в современном обществе стратегии адаптации для всех возрастных групп.

На первый взгляд весьма позитивно выглядят результаты опроса, которые показывают, что примерно половина людей старшего поколения (52 %), проживающих в Свердловской области, положительно относятся к получению образования в этом возрасте

пеппгогичесний ЖЫРНПЛ СЛШНОРТОСТПНП N 5(84). Я019 ав§3§аЁ

и только 18 % - отрицательно2. Однако 30 % респондентов не смогли однозначно оценить свое отношение к получению образования в старшем возрасте.

При этом выражение положительного отношения к продолжению обучения еще не означает активного поведения в сфере образования. Не случайно желание повысить свой образовательный уровень присутствовало только лишь у 36 % респондентов, а 50,5 % однозначно заявили об отсутствии такового, 13,5 % затруднились с ответом. Таким образом, мы видим, что в сознании старшего поколения образование по-прежнему остается ценностью, но его получение (или продолжение) не является обязательным элементом жизненной стратегии его большинства.

Тем не менее в последние годы происходит изменение поведенческих адаптационных стратегий старшего поколения россиян вследствие его активизации в сфере образования. Наиболее активными «потребителями» образовательных услуг, по данным нашего и других исследований, являются женщины в возрасте 50-60 лет, проживающие в крупных городах, имеющие высокий уровень образования (среднее профессиональное с квалификацией служащего и высшее). Но на самом деле решение о продолжении образования (в различных его формах и видах) принимают представители различных возрастных групп старше 45 лет. Просто их образовательная активность варьируется в зависимости от возможностей - физических, финансовых, организационных и так далее.

Среди жителей Свердловской области за последние 12 месяцев проходили какое-либо обучение 27,3 % опрошенных. Спектр направлений и форм обучения представлен в таблице 1.

Таблица 1

Направления и формы обучения жителей старшего возраста в Свердловской области за последние 12 месяцев, в % от числа ответивших

Направления и формы подготовки %

Прошли профессиональную переподготовку, повышение квалификации 50,0

Занимались самообразованием (читали профессиональные книги и журналы, знакомились с информацией в сети Интернет, изучали онлайн-курсы, смотрели/слушали учебные передачи) 21,6

Обучались на курсах дополнительного образования (вождение транспортного средства, изучение иностранных языков, компьютерные курсы, курсы вязания, шитья, рисования, вокала, танцев, спортивные курсы, фотокурсы и так далее) 18,1

Обучались в университете 11,2

Посещали просветительские курсы (финансовые, правовой грамотности, лекции и мастер-классы в библиотеках, музеях, клубах по интересам и так далее) 9,5

Обучались в среднем профессиональном учебном заведении 1,7

Итого: 112,13

На первый взгляд, доля тех, кто включен в образовательные практики, невелика (чуть более четверти). Но эти данные сопоставимы с количеством обучающихся среди

2 Для сравнения: опрос, проведенный в 2015 г. фондом «Общественное мнение» по всероссийской выборке показал, что в целом 61 % россиян не желают учиться. URL: https://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/12256.

3 Сумма превышает 100 %, поскольку один опрошенный мог дать несколько ответов одновременно. Среднее число ответов на 1 опрошенного - 1,1.

пробл€мы современной психологии и пеапгогики

пожилых европейцев, о чем свидетельствуют результаты зарубежных исследований [15, 16]. Понятно также, что не все люди «серебряного возраста» могут быть заинтересованы в образовании в равной степени. Период «третьего возраста» достаточно продолжительный и объективно характеризуется динамикой снижения многих видов жизненной активности при приближении к «четвертому возрасту»4.

Мнение россиян, включенных в те или иные практики образования, служит для нас зеркалом, наиболее адекватно отражающим цели их включения в «серебряное» образование. Данные таблицы 2 позволяют составить более или менее ясное представление о них.

Таблица 2

Мнение пожилых жителей Свердловской области о значении образования в старшем возрасте, в % от числа

ответивших*

Образование для Вас... %

1 возможность расширить свои знания, кругозор 48,5

2 основа жизненного успеха 40,7

3 залог материального благополучия 36,4

4 возможность получить желаемую профессию, интересную работу 31,6

5 возможность раскрыть свои способности, таланты 24,7

6 гарантия защиты от безработицы, повышение конкурентоспособности на рынке труда 17,7

7 возможность статусного продвижения 12,6

8 возможность заниматься умственным, а не физическим трудом 11,7

9 лишняя трата времени, сил, денег 4,7

Итого 228,6

* Сумма превышает 100 %, поскольку один опрошенный мог дать несколько ответов одновременно. Среднее число ответов на 1 опрошенного 2,3.

Согласно данным таблицы 2, приоритетная цель людей старшего возраста при получении образования - повышение качества их личной жизни, самореализация, организация хорошего досуга. Об этом свидетельствуют ответы, занявшие позиции 1, 2, 3 и 5. Образование как ресурс трудовой и профессиональной деятельности (позиции 4, 6, 7, 8) имеет вторичное значение. Несколько больший вес ему придают люди предпенсионного возраста и «молодые» пенсионеры, но в целом иерархия целей «серебряного» образования не меняется от одной возрастной группы к другой. Такая ситуация объясняется слабой включенностью россиян старшего возраста в рынок труда, предъявляющий высокие и постоянно обновляющиеся требования к профессии и квалификации. Образование не рассматривается старшим поколением как эффективный способ удержания на рынке труда, особенно на престижных, высокооплачиваемых местах. Поэтому, в соответствии с моделью рационального поведения, большинство представителей «серебряной» общности исключают получение (продолжение или обновление) профессионального образование из сферы жизненных приоритетов.

Между тем исследование темпоральных стратегий поведения представителей «третьего» возраста, проведенное нами в предыдущие годы (2016-2017) с помощью качественных методов, позволило выделить и описать очень небольшую, но специфическую возрастную подобщность, которая избрала высшее «серебряное» образование как средство преодоления темпоральных противоречий [17]. По результатам

4 Термины «третий возраст» и «четвертый возраст» были введены в научный оборот британским ученым П. Ласлеттом в 1996 г. Под «третьим возрастом» Л. Ласлетт понимал возраст выхода на пенсию (между взрослостью и старостью). Старость получила название «четвертого возраста» (Laslett P. What is Old Age? Variation over the Time and between Cultures // Health and Mortality among Elderly Populations / Ed. by G. Caselli and A. Lopes. N.Y.: Oxford University Press, 1996. Р. 21-38).

пеппгогичесний ЖЫРНПЛ СЛШНОРТОСТПНП N 5(84). Я019 ав§3§аЁ

этого исследования мы можем конкретизировать и дополнить цели «серебряного» образования, обозначенные выше.

Для людей старшего возраста, мотивированных на получение высшего образования (в качестве первого, второго или в рамках магистратуры), характерно выраженное стремление к продлению молодости. Цель получения образования -сохранение таких личностных свойств как активность, поиск новых способов самореализации, сохранение интеллектуальной и физической «формы». Изучение жизненных ситуаций «серебряных» студентов показало, что поступление в вуз носит для них компенсаторный характер. Выход на пенсию, потеря близких, отдаление детей исключают из структуры их образа жизни многие виды деятельности. Увеличивается свободное время и возникает некий темпоральный вакуум, который необходимо чем-то заполнить, чтобы восстановить привычный для среднего возраста темп и ритм жизни. Компенсаторная цель получения высшего образования проявляется также в том случае, когда человеку просто не хватило времени на определенном этапе жизни удовлетворить свои образовательные потребности. Некоторым помешали внешние события (военные конфликты, семейные драмы, воля родителей и т.д.), кому-то - непонимание важности высшего образования. Наше исследование показало, что любые образовательные практики высшей школы, в которые включаются возрастные студенты, выполняют также важную аксиологическую функцию. Последняя заключается в том, что образование тормозит физическое старение и атрофию интеллектуальной функции у возрастных студентов, повышая тем самым их конкурентоспособность в межгенерационных отношениях.

Очевидно, что обозначенные здесь цели получения «серебряного» образования небольшой частью людей «третьего возраста» относятся, прежде всего, к внепрофессиональной сфере их жизнедеятельности. Изучение кейсов обучения пожилых людей в бакалавриате показало, что основная их цель - самореализация, компенсация упущенных в молодости возможностей, стремление продлить молодость. Обучение же в университете как продолжение трудовой и профессиональной жизни в основном выбирают люди от 45 лет и старше, продолжающие работать и сознательно планирующие в дальнейшем вести активную трудовую и профессиональную деятельность.

Образовательные стратегии этой группы общности «серебряных» людей складываются под влиянием изменений условий труда и нормативно-правового регулирования профессиональной деятельности. Введение с 2016 года в России системы профессиональных стандартов в ряде сфер занятости вынудило многих работников старшего возраста получать профильное высшее образование в магистратуре для того, чтобы сохранить работу. Чаще всего они заняты в государственном секторе - в сферах образования, медицины, государственного и муниципального управления. Трудовой кодекс предписывает всем государственным организациям обучать своих работников независимо от возраста, однако в законе не оговаривается, кто будет оплачивать такое обучение. Этот вопрос остается предметом обсуждения между работодателем и пожилым сотрудником.

Вторым социальным актором, заинтересованным в развитии «серебряного» образования, выступает государство. Оно разрабатывает и реализует политику в интересах старшего поколения, включая образование в качестве ее обязательного элемента. Анализ государственной политики позволяет четко выделить в ней два декларируемых целевых направления «серебряного» образования: повышение качества досуга и разнообразие способов самореализации старшего поколения, а также повышение качества его профессионального капитала.

На первый взгляд цели «серебряного» образования, формулируемые государством, совпадают с запросом самой «серебряной» общности. Но, как показывают

аЖаШШзммШШб®^ проблемы современной психологии и пеапгогики

результаты исследования различных государственных стратегий, программ, проектов, между декларируемыми формулировками целей, их реальным содержанием и способами достижения есть серьезные расхождения. Прежде всего это касается второй цели, связанной с профессиональным образованием «серебряной» общности.

В ряде нормативных документов5 провозглашается цель вовлечения различных групп населения, в том числе старшего возраста, в систему непрерывного образования, способную удовлетворять их потребности в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни. Но в реальности мерами, предусмотренными этими документами, могут реально воспользоваться далеко не все возрастные общности. Приведем несколько конкретных фактов.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» прописана задача по созданию условий для ежегодного участия не менее 50 % граждан трудоспособного возраста в непрерывном образовании. Автоматически это положение ограничивает действие всех целевых программ, реализуемых в соответствии с этой Концепцией, в отношении людей старше трудоспособного возраста. Это означает, что в одной части Концепции позитивная цель «серебряного» образования провозглашается, а в другой ограничиваются возможности ее конкретной реализации, подкрепленной финансовыми и организационными ресурсами. Понятно, что структуры управления на всех уровнях - муниципальном, региональном, федеральном - направят свои усилия в соответствии с четко заданными формулировками и целевыми индикаторами, но они никакого отношения к старшему поколению иметь не будут.

Другой «программный» документ - закон «Об образовании в Российской Федерации», в перечне критериев дискриминации в сфере образования возраст не упоминает, по-видимому, по умолчанию причисляя его к «другим обстоятельствам». Отсутствие формулировки, указывающей на недопустимость эйджизма в образовании, вполне может провоцировать вольные интерпретации различных ограничений, что, собственно, мы и видим далее из текста закона. Согласно п. 2 ст. 100 при определении контрольных цифр приема на обучение в вузы за счет бюджетных средств в качестве отправной точки расчета принимается соотношение студентов на 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет. Таким образом, в реальной управленческой практике планирование бюджетных мест в вузах вообще никак не соотносится с правом представителей старшего поколения на бесплатное обучение в вузе в первый раз и не учитывает увеличение численности людей старшего возраста в структуре населения страны. Это означает, что главный закон, регулирующий сферу образования, ориентирован в реальности на молодое поколение россиян. Он не ограничивает образовательное право «серебряной» общности, но и никак не помогает ей в его реализации. Не случайно российская общественность уже несколько лет говорит о необходимости создания государственной концепции образования для взрослых, включающей геронтообразование [18]. С помощью этого документа можно было бы создать реальные механизмы реализации декларируемых целей «серебряного» образования. Но очевидно, что в поле публичной политики пока не находится сильного и заинтересованного актора, способного привлечь ресурсы и продвигать эти цели.

В одном из главных документов, созданных во благо старшего поколения россиян, - «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской

5 ФЗ N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; Закон РФ N 1032-1 от 19.04.1991 г. (ред. от 11.12.2018 г.) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019 г.); Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года и др.

пеппгогичесний ЖЫРНПЛ anШНОРТОСТПНП N 5(84). Я019 asasSäE

Федерации до 2025 года», нашло отражение направление государственной политики, связанное с обеспечением доступа граждан старшего поколения к образованию, в том числе профессиональному и дополнительному профессиональному. В документе декларируется следующая цель: подготовка по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям для реализации трудового потенциала граждан старшего поколения, развитие программ непрерывного образования граждан старшего поколения для обеспечения их профессионального и личностного роста, а также улучшения качества жизни. Однако красивая и многообещающая формулировка цели опять не нашла своего отражения в целевых показателях реализации данной Стратегии. Среди показателей, по которым чиновники будут отчитываться в итоге, нет ни одного, связанного с образованием. А значит, «серебряное» образование не получит никакой ресурсной поддержки и останется очередным симулякром.

Подчеркнем, что речь шла до этого о документах, разработанных на федеральном уровне. На уровне регионов резкие разрывы между декларациями и реальными возможностями развития «серебряного» образования мы увидим еще более четко. Если обобщить результаты анализа региональных государственных программ6, то можно выделить такие общие проблемы, как: отсутствие адекватных целевых показателей по образованию людей «третьего» возраста; четко прописанное финансовое и организационное обеспечение этого вида образования; указание конкретных целевых групп7; расхождение в целевых показателях вовлеченности населения в программы непрерывного образования (в различных частях документов); непроработанная методика расчета количества обучающихся (которая дает представление только о «средней температуре по больнице») без учета реального вклада программы в профессиональное обучение различных возрастных групп населения8. В таблице 3 приведены два целевых показателя по обучению людей «серебряного возраста государственной программы Свердловской области «Старшее поколение»9, которые сопоставлены с демографическими тенденциями в регионе (представлены в таблице 4).

6 Комплексная программа Свердловской области «Старшее поколение» (2014-2018 гт., 2019-2025 гг.); Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы; проекты «Доступная среда», «Активное старшее поколение», «Концепция комфортной социальной среды Свердловской области до 2035 года»; Пятилетка развития Свердловской области» на 2017-2021 годы; проект «Цифровая образовательная среда» и др.

7 Программа Свердловской области «Старшее поколение» на период 2014-2018 гг., предложен показатель, включающий учет граждан старшего возраста и инвалидов. В пролонгированной до 2025 г. программе в ирлевом показателе уже фигурируют только граждане старшего возраста.

8 Проект: «Новые возможности для каждого» - региональная составляющая национального проекта «Образование» Свердловской области. URL: https://minobraz.egov66.ru/artide/show/id/10004 (дата обращения 12.04.2019).

9 Комплексная программа Свердловской области «Старшее поколение» (на 2014-2018 гг., утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 12.03.2014 N 167-ПП, пролонгирована до 2015 г. Постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2018 N 952-ПП).

sssssg§§§§ss§ss§sss§§sss£ проблемы современной психологии и пеапгогики

Таблица 3

Целевые показатели обучения людей старшего возраста в рамках комплексной программы Свердловской области «Старшее поколение» (2014-2018 гг., 2019-2025 гг.)

Годы 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Показатель «Количество пожилых граждан (и инвалидов), охваченных мероприятиями по выработке навыков пользования персональным компьютером и ресурсами сети Интернет»10

Плановое количество обученных, чел. 6 300 760 835 558 6 100 1 425 1 200 1 000 800 600 400 200

Объем финансирования, тыс. руб. 17501,4 7381,4 225,1 1800,0 20000,0 1141,4

Стоимость обучения в среднем на 1 чел. в руб. 2 788 3018 2901 3 226 3 279 801

Показатель «Численность незанятых граждан, которым назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, приступивших к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию»

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Плановое количество обученных, чел. 100 4 1 20 20 109 105 101 97 93 89 89

Объем финансирования, тыс. руб. 820,6 99,2 75,2 220,7 220,7 1008,1 1008,1 1008,1 1008,1 1008,1 1008,1 1008,1

Стоимость обучения в среднем на 1 чел., руб. 8,206 10925 10918 11035 11035 9249 9601 9981 10393 10840 11327 11327

Таблица 4

Динамика численности населения Свердловской области старше 45 лет за 2014-2018 гг.11

2014 2015 2016 2017 2018

Всего населения в возрасте старше 45 лет, чел. 1 764 410 1 764 701 1 768 396 1 772 420 1 781 289

Абсолютный прирост по сравнению с 2014 г., чел. - 291 3 986 8 010 16 879

Темп прироста, в % к 2014 г. - 0,02 0,23 0,45 0,96

10 Данные по объему финансирования по указанному целевому показателю на период 2020-2025 гг. в Комплексной программе Свердловской области «Старшее поколение» до 2025 г. отсутствуют.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Составлена на основе следующих документов: Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской и Курганской области. Численность населения Свердловской области по полу и возрастным группам на 1 января 2014-2018 гг. URL: http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rDsstat_ts/sverdl/ru/statistics/sverdlStat/population/ (дата обращения 10.04.2019).

пеппгогичесний ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 5(84). Я019 asasSäE

Цифры, представленные в таблицах 3 и 4, говорят сами за себя: запланированные показатели региональной программы намного отстают в Свердловской области от динамики численности людей «третьего возраста». Кроме того, критически низкими и, как ни странно, из года в год уменьшающимися являются показатели доступа старшего поколения к профессиональному образованию. Примерно такой же вывод можно сделать и по региональной программе «Содействие занятости»12. Целевые показатели по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию пенсионеров следующие: 2014 г. - 100 чел., в 2019 - 133 чел., а с 2020 по 2024 гг. -по 114 человек ежегодно, по группе предпенсионного возраста - по 1468 человек ежегодно13.

Из проведенного анализа документов можно сделать еще один неутешительный вывод, касающийся содержания образовательных программ, которые финансирует государство через региональные департаменты по труду и занятости. К сожалению, они не формируют новые компетенции, востребованные современным рынком труда, и не предполагают обучение новым профессиям.

Исследования же, проведенные отечественными учеными, показывают, что сегодня на российском рынке труда оказалось огромное количество безработных предпенсионеров и пенсионеров, эти люди остаются «невидимками» для государства. Запрос на получение новых компетенций чаще предъявляют именно они - пожилые граждане без работы [19]. Многие из них хотят получать навыки и знания, которые не имеют отношения к их сегодняшнему профессиональному опыту. Но для этой группы людей трех месяцев на переподготовку и объемов выделенных квот (как предполагает недавно разработанная «Специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста...»14) явно недостаточно. Кроме того, чтобы воспользоваться программами профессионального обучения, эти граждане должны получить официальный статус безработного, к чему прибегает не каждый россиянин, поскольку не надеется таким способом решить свои проблемы. Таким образом, описанные меры государственной поддержки безработных способствуют формированию рабочей силы для рабочих мест мало оплачиваемых и с тяжелыми условиями труда.

Пока что мы можем дать только социологическую оценку сложившейся ситуации, отражающей цели и интересы главного заказчика «серебряного» образования в нашей стране. Случайны ли выявленные изъяны государственной образовательной политики или они были изначально сознательно заложены во всех документах при подготовке и проведении пенсионной и иных социальных реформ - это остается предметом уже политологической экспертизы. Мы же, оставаясь в рамках социологии, обратимся к целям и интересам еще двух социальных акторов, причастных к созданию и развитию «серебряного» образования. Речь идет о работодателях и некоммерческих организациях. Впрочем, здесь сам анализ и выводы из него будут достаточно краткими.

12 Государственная программа Свердловской области «Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года» (утв. Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 г. N 1272-ПП. (с изменениями на 31.05.2018 г.).

13 В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области «О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 Х2 1272-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года».

14 Специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2018 N 3025-р). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_315290/ (дата обращения 11.09.2019).

sssssg§§§§ss§ss§sss§§sss£ проблемы современной психологии и пеапгогики

Изучение нормативных документов показало, что решение проблемы профессионального образования для россиян предпенсионного и пенсионного возрастов переложена на их собственные плечи и плечи работодателей. Российское законодательство и государственные программы не содержат мер по поддержке работодателей, организующих обучение своих работников, особенно старшего возраста. Сами же работодатели не охотно инвестируют в корпоративные образовательные программы. По данным статистики, ежегодные инвестиции работодателей в корпоративное обучение не превышают 0,3 % от фонда оплаты труда15. В условиях повышенной мобильности трудовых ресурсов с точки зрения работодателя не выгодны вложения в работника любого возраста, ведь без дополнительных расходов пожилого работника с неактуальными компетенциями может легко заменить готовый молодой специалист с актуальным образовательным бэкграундом. Работодатель, реализуя рациональную модель поведения, не видит в «серебряном» образовании ни смысла, ни выгоды, ни социальной ответственности. Так как в нашей стране рынок «серебряного» труда не развит и институционально практически не поддерживается (за исключением негативных санкций за возрастную дискриминацию), то работодатели не участвуют в формировании запроса на качество профессионального образования для старшего поколения.

В отличие от коммерческого, производственного сектора экономики в человеческом капитале старшего поколения оказались заинтересованы общественный сектор экономики и некоммерческие организации. В последние годы в стране активно развивается «серебряное» волонтерство, в том числе при поддержке государства. В рамках этого движения «серебряная» общность востребована и как трудовой ресурс, необходимый для создания общественных благ, и как объект образовательной деятельности.

Исследования волонтерства показывают возрастную асимметрию в структуре российской волонтерской общности. Она проявлялась в смещении в сторону молодого возраста. Формально никаких ограничений верхней возрастной границы для занятий волонтерством никогда не было, но активность большинства управленческих структур в России еще несколько лет назад была сфокусирована именно на молодежи. Возрастная асимметрия, характерная для российского волонтерства, обусловлена не только естественной для молодежи активностью, наличием больших жизненных сил и меньшим обременением семейными обязательствами. Мы полагаем, что одним из ведущих факторов этого еще несколько лет назад было отсутствие у управленческих структур интереса и опыта мобилизации ресурсов старших возрастных общностей.

Сегодня развитие «серебряного» волонтерства становится возможным за счет применения ряда социальных технологий - пропаганды идеологии добровольчества среди людей старшего возраста, хорошей ресурсной его поддержки и (не в последнюю очередь) образования. Постоянное консультирование и обучение рассматривается в менеджменте волонтерства как эффективное средство удержания «серебряных» волонтеров16. Не случайно создание во многих городах и регионах России волонтерских организаций, состоящих из людей «серебряного» возраста, сопровождалось их обучением.

Конечно, образовательные программы подготовки «серебряных» волонтеров специфичны. Во-первых, они диверсифицированы в соответствии с его различными направлениями. Магистральными стали спортивное, социальное и культурное волонтерство. Развиваются также экологическое, интеллектуальное, экспертное волонтерство и волонтерство общественной безопасности. Тенденция к усложнению

15 Бюллетень о составе затрат организаций на рабочую силу в 2017 году [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_costs/ (дата обращения 23.03.2019).

16 Розанов В.А., Мальирва Ю.С., Царанов К.Н. «Серебряное» волонтерство: ключевые аспекты развития: методическое пособие. URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2018/10/22/Metod%20posobie%20serebtyanie%20volonteri.pdf (дата обращения 10.09.2019). С. 29.

педагогический журнал a а шнор тоста на м 5(84). aoi9 âsSsSâs

структуры «серебряного» волонтерства способствует развитию содержания и методики обучения людей старшего возраста в качестве волонтеров.

Во-вторых, обучающие программы имеют узкую целевую ориентацию, обеспечивающую формирование конкретных навыков, востребованных в конкретном виде волонтерства. К элементам таких программ относятся тренинги по эффективной коммуникации и самопрезентации, управлению эмоциями и конфликтами, на командообразование и стрессоустойчивость, обучение навыкам общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми из детских домов и интернатов. Волонтерские организации проводят также курсы по подготовке к оказанию первой доврачебной помощи.

На наш взгляд, в отличие от всех других социальных субъектов, некоммерческие организации выступают актором, чрезвычайно заинтересованным в «серебряных» волонтерах и создании образовательной инфраструктуры для их развития и удержания. Они способны четко артикулировать цели «серебряного» образования - по крайней мере, в том сегменте, в котором работают и реализуют свои проекты. Они также способны аккумулировать финансовые, организационные и информационные ресурсы для волонтерского образования, в том числе со стороны государства. Между тем очевидна ограниченность такой формы образования для старшего поколения его узко заточенным целевым вектором и профилизацией. Это позволяет рассматривать образование пожилых волонтеров как важную часть «серебряного» образования, но не более того.

Заключение. Проведенное исследование целей различных социальных акторов в сфере «серебряного» образования отчетливо показывает отсутствие согласованных представлений и интересов у различных социальных групп, организаций и институций. Можно было бы выполнить типологию этих действующих сил по двум основаниям: сформированность желания создавать и развивать «серебряное» образование и наличие возможностей, ресурсов для этого. Соотнесение «серебряной» общности, государства, работодателей, НКО с теми или иными типами можно осуществить достаточно легко и без подсказки авторов статьи. Однако перспективы развития «серебряного» образования в нашей стране нам видятся не только в диагностике выявленной проблемы, но и в определении возможностей ее преодоления путем консенсуса, согласования целей и интересов различных социальных акторов.

Необходимо отметить еще один достаточно ресурсный и сильный социальный актор, способный успешно заявлять о своих целях и интересах в сфере «серебряного» образования, а также выступать интегратором общественных интересов. Однако в публичном пространстве он почти не проявляет активности. Речь идет об образовательных организациях - вузы, колледжи, центры дополнительного образования обладают потенциалом не только для реализации отдельных «точечных» программ для людей «серебряного» возраста, но и могут послужить точкой роста всей системы «серебряного» образования. Именно социальная и культурная миссии образовательных организаций позволит им выступить той социальной силой, которая способна формулировать и транслировать адекватные целевые ориентиры «серебряного» образования. Для самой же системы российского образования такая инициатива может стать импульсом к развитию и в содержательном, и в организационном, и в ресурсном плане.

1. Antikainen, A. Participation in adult education in a Nordic context // A. Antikainen, P. Harinen, C.A. Torres (Eds.) In from the margins: Adult education, work and civil society. Rotterdam/Taipei: Sense Publishers, 2005. - P. 131-146.

2. Tonseth, C., Lucio-Villegas, E. Adult Education in a Transnational Space: The Status of Adult Education in Norway and Spain // Creative Education. 2019. - Vol. 10. - № 5. - P. 882-900.

3. Эстонская стратегия непрерывного образования. URL: https://www.hm.ee/sites/default/files/strategiya_nepreryvnogo_obucheniya.pdf (дата обращения 18.08.2019).

пробл€мы современной психологии и пеапгогики

4. Memorandum on lifelong learning. - URL: https://uil.unesco.org/document/european-communities-memorandum-lifelong-learning-issued-2000 (дата обращения 18.08.2019).

5. Nordhaug, O. The Concept of Adult Education // Scandinavian Journal of Educational Research, 1986. -Vol. 30. - № 4. - P. 153-165.

6. Григорьева, И.А., Видясова, Л.А., Дмитриева, А.В., Сергеева, О.В. Пожилые в современной России: между занятостью, образованием и здоровьем. Санкт-Петербурги : Алетейя, 2015. - 336 с.

7. Образование пожилых людей как ресурс развития региона / В.В. Лемиш и др. / Под ред. Ю.П. Дубенского; науч. ред. В.М. Кадневский. Омск: Изд-во Омского гос. университета, 2012. - 272 с.

8. Галанина, А.С. Университет «третьего возраста» как средство самореализации лиц пожилого возраста // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2012. - № 2. - С. 77-84.

9. Михель, Е.А., Прокопьев, Е.А., Морозов, А.А., Лезжева, Е.Л., Хохлов, Э.В. Трудовой потенциал населения третьего возраста как фактор экономического развития // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2016. - № 8. - С. 78-84.

10. Вершловский, С.Г. Непрерывное образование. Санкт-Петербург : СПбАППО, 2007. - 147 с.

11. Rogers, J. Adults learning. Buckingham; Philadelphia: Open University Press, 2001. - 225 p.

12. Горшков, М.К., Ключарев, Г.А. Непрерывное образование в современном контексте. - Москва : Юрайт, 2017. - 224 с.

13. Зборовский, Г.Е. Теория социальной общности. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2009. -

300 с.

14. Бурдье, П. Начала. - Москва : Socio-Logos, 1994. - 288 с.

15. Hofacker, D. Older workers in a globalizing world: an international comparison of retirement and late-career patterns in Western industrialized countries. - Northampton : Edward Elgar Publishing, 2010. - 336 p.

16. Phillipson, C. 'Fuller1 or 'extended' working lives? Critical perspectives on changing transitions from work to retirement // Ageing & Society. - 2019. - Vol. 39. - № 3. - P. 629-650.

17. ЗборовскийЭ, Г.Е., Амбарова, П.А. «Взросление» студенчества как феномен меняющегося высшего образования // Высшее образование в России. - 2017. - № 4. - С. 38-49.

18. Кононыгина, Т.М. Концепция геронтообразования в Российской Федерации (проект). - Орел : Знание, 2004. - 20 с.

19. Непрерывное образование взрослого населения в России: вовлеченность, источники финансирования и основные эффекты от участия. Информационный бюллетень. - Москва : ВШЭ, 2018. - 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.