Научная статья на тему '«Сердцем не стареть»'

«Сердцем не стареть» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
73
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Сердцем не стареть»»

Денис Михайлович Сахарных, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики denis@udmurt. info

«СЕРДЦЕМ НЕ СТАРЕТЬ»

Знакомство моё с профессором Трониным состоялось в 1998 году, когда я, окончив II курс исторического факультета, стоял перед выбором дальнейшей специализации. Мои научные интересы — возникновение и развитие удмуртской письменности — мало кто мог из потенциальных шефов на истфаке разделить и поддержать: тема находилась на стыке истории и лингвистики, и присутствие последней резко отсекало большинство кандидатур. И тогда, во время одного из традиционных симпосионов, бесконечно мною уважаемый В. В. Напольских, в то время ещё работавший в местном академическом институте, сказал:

— Иди к Тронину. Это тот человек, который тебе нужен.

Рекомендация столь высокоучёного коллеги, конечно, имела значение, но

всех сомнений устранить не могла: Аркадий Андреевич, в моём тогдашнем представлении, выглядел классическим функционером старой советской школы, и, казалось, мало годился в дело.

Разрешилось всё, впрочем, само собой. Летом 1998 года, проходя ещё музейную практику вместе с другими студентами кафедры этнологии и регио-новедения, и находясь по-прежнему в размышлениях об оптимальном выборе кафедры специализации, я, как нарочно, столкнулся в узком истфаковском коридоре с неким интеллигентным старцем. Старец имел седую бородку, старомодную громоздкую оправу сильных «минусовых» очков на носу, и кожаный портфель — похоже, не менее почтенный летами, чем его хозяин.

— Здравствуйте, Аркадий Андреевич! Не могли бы вы уделить мне пару

минут?

— А что у тебя? — ответил Тронин (а это был он).

— Хочу специализироваться у вас, — решился я.

— Хорошее дело! Ну, заходи.

И я зашёл. Эта мимолётная и как бы формальная встреча послужила началом многолетнего плодотворного научного и тесного человеческого общения. Полагаю, имеет смысл избавить читателей от подробностей, связанных с обсуждением тех или иных научных вопросов. Скажу лишь, что всегда Аркадий Андреевич поражал не только уже практически утраченной в среде кол-лег-историков интеллигентностью, не только обширной — и нередко неожиданной — начитанностью, не только уникальным жизненным опытом (сын крупного советского деятеля, сам видный администратор и авторитетный исследователь, профессор Тронин, конечно, не мог быть ординарным собеседником), но и прежде всего столь редко встречающимся ныне умением сразу, с

единого захода, вникать в суть дискутируемых текстов и концепций, даже написанных далеко не в той парадигме, что является для самого учёного «родной».

Не это ли — джентльменский набор качеств хорошего научного руководителя?

Аркадия Андреевича можно назвать живой историей факультета и университета: к людям и обстоятельствам, с которыми ему довелось столкнуться за много десятилетий научной карьеры, он постоянно возвращался в беседах со своими тогдашними студентами, и эти воспоминания — пространные или фрагментарные — служили для нас связующим звеном с поколениями истфа-ковцев прежних лет, оживляли тени давно отошедших людей и эпох.

Что ещё в профессоре Тронине приятно удивляло и удивляет, так это отсутствие столь характерной для профессиональных интеллектуалов бытовой беспомощности: Аркадий Андреевич — большой любитель мастерить различные усовершенствования для квартиры и дачи. Я уж и не говорю про то, что он

— мастер игры в шахматы и в преферанс; что он умеет, не опускаясь до оскорблений, в двух-трёх метко брошенных словах охарактеризовать суть того или иного научного функционера, что в дружеской компании он всегда готов произнести умный тост в подходящую минуту, и меткой шуткой вернуть в надлежащую колею отклонившийся в сторону оживлённый разговор.

Уровень для нас, «детей рабочих» и внуков крестьян, увы, недосягаемый. Но ведь не только в особенностях среды, окружавшей детство и юность нашего героя, дело! Некоторое значение, осмелюсь предположить, имеют и задатки самой личности, волей судьбы получившей гармоничное и благотворное развитие, и эта личность незаурядна.

Конечно, такой человек просто обречён «сердцем не стареть». Насколько прост и доступен, без малейшей фальши и актёрства, он был для нас, зелёных студентов, настолько же своим остаётся он сейчас, хотя из тех «юношей пылких со взором горящим» давно получились вечно занятые «доценты с кандидатами», обременённые кучей жизненных хлопот.

Общепризнанно, что выпускники ижевского истфака принадлежат к единой мощной интеллектуальной субкультуре. В её складывании вольно и невольно участвовала целая плеяда корифеев, из которых мне довелось застать ещё в добром здравии А. А. Александрова, М. М. Мартынову, Р. Д. Г олдину, В. Е. Владыкина и других. Своё законное почётное место в этом ярком ряду занимает, конечно, и А. А Тронин. Сотрудничество с ним не прерывается и сейчас: Аркадий Андреевич стоял у истоков научно-просветительского проекта, которому я отдал пять лет жизни — журнала «Иднакар». Он — активный член редакционной коллегии и по сей день, несмотря на занятость и одолевающие, увы, с возрастом хвори.

На книжных полках профессорского кабинета — не только старые, пожелтевшие тома, свидетели «давно минувших дней», но и новейшие работы по

истории России и Удмуртии, с непременными карандашными заметками на полях. Аркадий Андреевич Тронин всегда открыт для обсуждения и принятия новаций научной мысли. Но не велика честь в нашу инновативную эпоху быть почитателем нового! Куда как более достоин почтения тот, кто, принимая новации, не изменяет традициям. А профессор Тронин — именно таков. Великолепное качество, столь завидное, сколь и ценное для всех нас, кому Аркадий Андреевич близок и дорог.

Многая лета!

Алексей Владимирович Коробейников Издатель журнала «Иднакар»

НАШ МУДРЫЙ ТОВАРИЩ И УЧИТЕЛЬ

Кажется лишь вчера мы отмечали предыдущий юбилей А.А.Тронина, и посвящали ему номер нашего журнала «Иднакар», а прошло уже 5 лет! Для меня лично, и для моих отношений с юбиляром это были очень важные годы. Несмотря на то, что с 1978 по 1983 г. я учился на Историческом факультете УдГУ и, естественно, встречал Аркадия Андреевича, настоящее наше знакомство состоялось именно тогда, 5 лет назад. Лишь в то время мы начали своё сотрудничество как равноправные (но увы, пока не равнозначные) коллеги, и наши встречи сделались не только частыми, но и очень насыщенными в плане научного общения.

Мне кажется, что наиболее важной частью нашего сотрудничества является рецензирование. Конечно, нет ничего удивительного в том, что Аркадий Андреевич, как член редколлегии «Иднакара» пишет рецензии. Но его рецензии особенные: кроме формального, довольно краткого текста, Аркадий Андреевич берёт на себя труд досконально изучить рецензируемое произведение и изложить на полях множество замечаний, порой мелких, но по сути своей существенных для автора и читателя. Ведь он отмечает порой то, что другой просто не увидит, скользнув равнодушным взглядом, а увидев- не поймёт подвоха.... И речь идёт не об ошибках в плане научно-историческом - такие ошибки мы стараемся выправлять и сами - нет, он увидит порой то, что может заметить лишь человек, проживший долгую жизнь историка и преподавателя.

Именно такое неформальное рецензирование показывает его степень заинтересованности в нашем коллективном проекте. Он делает такие, замечания, какие мог сделать только человек из той эпохи, который изучил историю не только по архивам, но и прожил её вместе со своим народом. Аркадий Андреевич старается сделать исторический текст не только достоверным вплоть до бытовых деталей, но и интересным для восприятия. И здесь мы с ним родственные души, мы вместе с ним переживаем интерес к живой истории, к устным рассказам очевидцев. А.А.Тронин сам вышел из народа, он автор множества афоризмов, которые давно пошли в народ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.