Научная статья на тему 'Сердобольные вдовы'

Сердобольные вдовы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3018
576
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сердобольные вдовы»

Е. И. Жерихина

Сердобольные вдовы

Императрица Мария Федоровна в 1802 г. организовала в Санкт-Петербурге и Москве «Вдовьи дома», где призревались вдовы офицеров и чиновников, а также престарелые классные дамы. Вскоре после, в 1803 году в письме от 7 апреля А. И. Муханову, строителю и первому почетному опекуну Мариинской Московской больницы, она высказала, что «всегда женщина к обхождению с больными попечительнее и нежнее». Встречая во Вдовьем доме не только престарелых и слабых, но и настолько сильных и здоровых женщин, которые могли бы своими трудами быть полезными обществу, императрица попыталась заинтересовать вдов Московского вдовьего дома уходом за больными. С этой целью им рекомендовалось посещать церковь больницы для бедных, но четкая мысль о сердоболии в это время еще не оформилась.

29 декабря 1813 г., когда многие мужчины, занятые медицинской практикой, ушли на поля Отечественной войны, императрица Мария Федоровна в петербургском Вдовьем доме учредила628 разряд «Сердобольных вдов» для помощи в Мариинской больнице для бедных. Затем, через два года, уже получивших опыт, их отпускали в частные дома для ухода за больными с платой «по обоюдному согласию». Первоначально было избрано 24 вдовы. С 1 января 1814 г. каждые две недели по восемь вдов переселялись в больницу и несли дежурства. «Сердобольные» давали присягу и принимались под особое «Свое царское покровительство». У первых 16 «испытанных «сердобольных» клятвенное обещание» принял 12 марта 1815 г. архиепископ Михаил Черниговский в присутствии имп. Марии Федоровны и членов императорской фамилии. Императрица возложила на них особый знак отличия - золотой крест с изображением Божией Матери Всех Скорбящих Радость и надписью «Сердоболие» на широкой зеленой ленте. Знак носили всю жизнь, даже в отставке, после смерти знак поступал обратно в Опекунский совет.

Полный комплект «сердобольных» составлял 50 человек. Ежедневно в больнице присутствовали 4 «сердобольные» и 6 «испытуемых». «Сердобольные» начальствовали над «хожалыми за больными». «Должность не многосложна, - было записано в инструкции, - но важна для страждущих, и требует хорошего рассудка и много терпения, и человеколюбия, и кроткого обхождения с больными». За каждые две недели дежурства больница платила вдове 5 рублей ассигнациями, давала отдельно

628 РГИА, ф. 759, оп. 95, д. 123 за 1813 г.: Постановление о «сердобольных вдовах».

чай и сладкую водку. Во Вдовьем Доме «сердобольные» получали лучшую пищу, эта привилегия сохранялась и спустя пять лет после окончания работы.

В число «сердобольных», и, следовательно, во Вдовий Дом, принимали тех, чьи мужья прослужили не 10, а пять лет в офицерском чине. Особо привлекательным было сердоболие для вдов с детьми - им давалось право на содержание во Вдовьем Доме двоих детей с помещением их затем в казенное учебное заведение. После 10 лет службы «сердобольным» ежегодно выдавали по 150 рублей награждения и за каждые пять лет еще - 50. Если «сердобольная» желала выйти из Вдовьего Дома, ей назначали 100 рублей, а по смерти сердобольной ее близкие получали 50 рублей629.

В 1814 г. во Вдовьем Доме организовали больницу и позаботились об отпуске денег на лекарства (15). С 6 июля 1839 г. было открыто «слабое отделение» для хронических больных, а с 1850 г. - лазарет с отделением для «одержимых прилипчивыми болезнями». Умение «сердобольных» ходить за инфекционными больными помогло во время эпидемии холеры в 1831 году. Вдовы А. Попова и П. Ермолаева работали во время эпидемии 1855 года в лазарете Смольного института, другие помогали в Павловском и Александровском институтских лазаретах. Несколько вдов умерло при уходе за детьми, больными корью, скарлатиной и другими инфекционными болезнями.

При хорошей обстановке, содержании стариц и уходе за старушками смертность во Вдовьем доме была невысока, большинство умирало от старости, а некоторые доживали до ста с лишним лет. В 1880-х смертность составляла 21,5%, в нач ХХ в. - 1,4%. Много было умерших от воспаления легких - 113, от холеры - 30 (1854-1858), от тифа -55, от инфлуэнцы - 29, от скарлатины - 14 и т. д. Современник писал: «Многие древние старушки незаметны или странны, оригинальны, но в духовной жизни глубоки и поучительны». От старости некоторые теряли память и «блуждали», для них, по прошению почетного опекуна шталмейстера И. А. Черткова, в 1839 г. было устроено «слабое отделение», где они находились под присмотром. Из «слабых» выделили вдов увечных и параличных, и впавших в старческий маразм и открыли в 1850 г. «хроническое отделение». Через год почетным опекуном гр. А. Г. Кушелевым-Безбородко было устроено отделение для больных «прилипчивыми» болезнями. В награждение сердобольных, служивших в филантропических отделениях Вдовьего дома, 20 октября 1851 последовало высочайшее

629 РГИА, ф. 759, оп. 95, д. 307 за 1827-1846 гг. Постановление «о производстве сердобольным вдовам награждения и о составе на сей предмет капитала». Дело «об отпуске во Вдовий дом 210 рублей на покупку 5 зеркал сердобольным вдовам» - дело 201.

376

повеление: их детей стали помещать в институты благородных девиц 1 разряда, тогда как дочерей сердобольных работавших в частных домах принимали в Александровский, Павловский или Сиротский Николаевский институты630.

В Крымскую войну 32 «сердобольные» и «испытуемые» под началом Н. П. Ростовцевой и с провожатым - полицмейстером Вдовьего Дома - отправились в Крым, к местам боев, вместе с вдовами Московского Вдовьего Дома. Перед отъездом, в ноябре 1854 г. их благословил Петербургский митрополит. В 1855 г. за ними последовали еще 22 вдовы. Знаменитый хирург Пирогов высоко оценил их деятельность и стойкость. В Симферопольском госпитале они ухаживали одновременно за несколькими тысячами раненых и больных. Двенадцать «сердобольных» вдов скончались в Крыму от болезней. Их службу в Крыму «сочли» достойной четырехкратного увеличения жалования и награды серебряными медалями, настоятельницу Вдовьего Дома отметили золотой медалью. Сиротам вдов, умерших в Крыму, назначили пенсию 1000 рублей в год. В дальнейшем некоторые «сердобольные» оставались при армейских госпиталях еще несколько лет631.

В 1856 в очереди кандидаток во Вдовий дом из 41 претендентки 7 желали поступить в разряд испытуемых сердобольных. Но позже, В 1871 г. почетный опекун сенатор А. Г. Евреинов, после докладов почетных опекунов Б. А. Фредерикса и Н. И. Свечина, докладывал Опекунскому совету, что ему лично выражена воля государыни имп. Марии Александровны, в связи с «Оплошностями при выборе сердобольных, упадком духа и дисциплины, с ослаблением власти настоятельницы и старших сестер», приступить немедленно к пересмотру постановлений о сердобольных вдовах. Ибо «Во Вдовьем доме право вдов на сердоболие основывается на сословном начале и предоставляется от 40 лет, в возрасте, когда физические силы ослабевают. Без научного образования существенная польза уже была немыслима, а служение вдов, в отличие от сестер милосердия - не безвозмездно».

В Устав о сердобольных с тех пор были внесены следующие пункты: «Образовать при Вдовьем доме особое отделение, наименовав его «Ма-риинское отделение сестер сердоболия». Прием вдов, посвящающих себя попечению о больных прекратить. Находящихся на испытании и сер-

630 ЦГИА СПб. Ф. 2. Оп.1. Д. 5820. Л. 9: О принятии дочерей, состоящих в СПб. Вдовьем доме вдов сердобольных Цытовкой, Котовой и испытуемой Ден-кер в здешнее Александровское училище 20.06. 1851.

631 РГИА. Ф. 758: Опекунский Совет ведомства императрицы Марии, оп. 13: О приеме разных лиц во Вдовий дом, о деятельности сердобольных вдов в военных госпиталях во время Крымской войны, о строительных и ремонтных работах, о личном составе, 1803-1873 гг., утрачены и известны лишь по названиям.

добольных вдов помещать на открывающиеся вакансии без очереди во Вдовий дом, сохранив за ними право, приобретенное за службу по уставу. Отделение сестер сердоболия устроить в помещении, занимаемом во Вдовьем доме духовенством Воскресенского собора».

Предполагалось принимать на испытание не только вдов чиновников, но и незамужних их дочерей 20-35 лет - здоровых, сильных, грамотных. Для их специального образования в Доме устраивалась лечебница, при которой должны состоять провизор, врач и хирург. В Требованиях к сердобольным записали: «Постоянно объяснять на практике во время частых, правильно организованных бесед у постели больного о гигиене здоровых и больных, о болезнях, их симптомах и проч. Провизор должен обучать испытуемых сестер читать и писать латинские рецепты, знакомить с основными медикаментами, составлять лекарства по рецептам. Кроме того, при испытуемых должен состоять священник -наставник и духовник, который должен беседовать с ними, укрепляя их своими религиозными наставлениями в перенесении принятых ими на себя обязанностей с христианским терпением, покорностью и верой».

Штат Мариинского отделения составляли 30 сердобольных сестер и 15 испытуемых, но комплект сердобольных оказался далеко не полным, их даже не хватало на больничные дежурства. Требования же на «сердобольных» было очень большое: за 1881 год в Мариинскую больницу на двухнедельное дежурство пришлось отправить 600 сердобольных и испытуемых, в больницу Марии Магдалины и в лазарет Вдовьего дома -52 лица, в отделение хронических и слабых Вдовьего дома - 24. В частные дома для ухода за больными, вследствие очень уважительных просьб и в казенные дома - отправлено 50. Многим частным лицам было отказано.

На смену «Сердоболию» в середине 1870-х гг., пришла развернутая система Общин сестер милосердия, где получали медицинское образование более молодые женщины. Кресты сердобольных были переданы Свято-Троицкой общине, где их носили сестры, прошедшие пятилетний испытательный срок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.