димые в амбулаторных условиях.
Выводы
1. Использование озонотерапии в комплексном лечении детей и подростков с гиперплазией щитовидной железы дает положительный эффект.
2. Метод озонотерапии является простым в исполнении, легко переносится больными, проводится в амбулаторных условиях.
3. Считаем необходимым дальнейшее изучение возможности использования озонотерапии при лечении детей и подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Касаткина Э.П., Шилин Д.Е., Пыков М.И. Ультразвуковое исследование щитовидной железы у детей и подростков.-М.: Видар, 1999.-55 с.
2. Конторщикова К.Н. Биохимические основы эффективности озонотерапии //Місцеве та паранте-ральне використання озонотерапіі в медицині: Перша міжнародна науко-практична конфиренція.-Харків, 2001.-С.13.
3. Шадлинский В.Б. Структурная организация и морфофункциональные особенности щитовидной железы в норме и при патологии.- М., 1998.-170 с.
□ □□
УДК 612.2:612.17-053.2:612.8 Е.Г.Потягайло
СЕРДЕЧНО-ДЫХАТЕЛЬНЫЙ СИНХРОНИЗМ У ДЕТЕЙ СО СМЕШАННЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА
Кубанская государственная медицинская академия, Краснодар
РЕЗЮМЕ
Явление сердечно-дыхательного синхронизма проявляется в том, что при частоте дыхания, обычно превышающей исходный сердечный ритм, сердце усваивает дыхательную ритмику и сокращается с частотой дыхания. Установлены отличия параметров сердечно-дыхательного синхронизма у детей со смешанными типами темперамента. Параметры сердечно-дыхательного синхронизма у детей со смешанными типами темперамента, по-видимому, определяются свойствами нервной системы классических темпераментов, составляющих комбинацию.
SUMMARY
E.G.Potyagailo
CARDIO-RESPIRATORY SYNCHRONISM IN CHILDREN WITH MIXED TEMPERAMENT TYPES
Cardio-respiratory synchronism lies in that with respiratory rate exceeding baseline heart rate heart adopts respiratory rate and contracts in accordance with respiratory rate. Cardio-respiratory synchronism patterns differ in children with mixed temperament types. Cardio-respiratory synchronism patterns in children with mixed temperament types appear to depend on the nervous system peculiarities.
Сердечно-дыхательный синхронизм (СДС) является одним из фактов в системе доказательств концепции центрального ритмогенеза [2] и проявляется в том, что при частоте дыхания, обычно превышающей исходный сердечный ритм, сердце сокращается с частотой дыхания.
В формировании СДС принимают участие различные структурно-функциональные уровни нервной системы, что позволило предположить отличия его параметров у детей с различными типами нервной системы, или выражаясь языком психолога, темпераментами.
В ряде работ [1, 3] показаны различия параметров СДС у людей с классическими типами темперамента.
Целью данной работы было установить различия параметров СДС у детей со смешанными типами темперамента.
Материал и методы исследования
Обследовано 22 ребенка. Из них 7 детей периода первого детства и 15 мальчиков периода второго детства.
У всех детей определялись тип темперамента по методике Айзенка и параметры СДС с помощью пробы СДС.
Проба сердечно-дыхательного синхронизма выполнялась следующим образом: после регистрации электрокардиограммы и пневмограммы в исходном состоянии испытуемому предлагали дышать в такт вспышкам фотостимулятора (миганию лампочки),
6З
частота которых регулировалась исследователем. Электрокардиограмма, пневмограмма и отметки вспышек фотостимулятора синхронно регистрировались на самописце. Продолжительность пробы составляла 30-60 с.
Факт сердечно-дыхательного синхронизма, т.е. состояние, при котором каждому дыханию соответствовало одно сердечное сокращение, устанавливался на записи по равенству времени интервала Я-Я электрокардиограммы, расстоянию между идентичными элементами пневмограммы и отметками вспышек фотостимулятора.
Первоначально частота вспышек лампочки устанавливалась на 5% ниже исходного ритма сердца, дети дышали в такт вспышкам 30-60 с, после чего вновь переходили на обычное дыхание. После восстановления частоты сердечных сокращений и дыхания до исходных величин частоту вспышек фотостимулятора устанавливали на 5% выше первоначальной и пробу повторяли вновь.
При проведении пробы с последующим 5% ростом частоты вспышек фотостимулятора находили такую частоту, при которой появлялся феномен синхронизации. Эту частоту обозначили минимальной границей сердечно-дыхательного синхронизма. Далее по мере наращивания частоты вспышек фотостимулятора с прежним 5% интервалом от предыдущей величины находили частоту, при которой синхронизация не развивалась. Наибольшую частоту дыхания (вспышек фотостимулятора), при которой еще наблюдался сердечно-дыхательный синхронизм, обозначили как максимальную границу сердечнодыхательного синхронизма. Минимальную и максимальную границы СДС выражали в синхронных кар-диореспираторных циклах в минуту.
Для определения ширины диапазона синхронизации вычислялась разность между максимальной и минимальной границами.
Помимо диапазона синхронизации у всех обследуемых определяли длительность развития синхронизации. Длительность развития синхронизации оценивалось в количестве кардиоциклов от начала пробы до наступления сердечно-дыхательного синхронизма.
Результаты исследования и обсуждение
Тестирование по методике Айзенка позволило установить, что среди детей периода первого детства преобладали сангвиники-холерики, а среди детей периода второго детства - амбиверты.
Сопоставление типов темперамента с параметрами СДС у детей двух возрастных периодов позволило установить, что наиболее широкий диапазон синхронизации имели флегматики-сангвиники: у детей периода первого детства он составил 28,00±4,24 кардиоцикла, у детей периода второго детства 33,25±5,97 кардиоцикла. Более узкий диапазон синхронизации был у сангвиников-холериков: у мальчиков периода первого детства он составил 22,0±1,41 кардиоцикла, у мальчиков периода второго детства -22,3±2,03 кардиоцикла. Длительность развития син-
хронизации у детей двух возрастных периодов наименьшей была у флегматиков-сангвиников, наибольшей у сангвиников-холериков. Так у детей периода первого детства с темпераментом флегмати-ков-сангвиников синхронизация развивалась через 21,50±1,57 кардиоцикла, у детей периода второго детства с темпераментом флегматиков-сангвиников синхронизация развивалась через 10,75±3,44 кардиоцикла. У детей периода первого детства с темпераментом сангвиников-холериков синхронизация развивалась через 34,50±8,84 кардиоцикла, у детей периода второго детства с темпераментом сангвиников-холериков через 24,0±1,74 кардиоцикла.
Установленные различия параметров СДС у детей со смешанными типами темперамента можно объяснить, по-видимому, свойствами нервной системы и внимания классических типов, составляющих данную комбинацию. Так, способность к быстрому сосредоточению на поставленной задаче у флегматиков и сангвиников [4] обуславливает достаточно быстрое развитие синхронизации у флегматиков-сангвиников. Получив задание дышать в такт миганию лампочки, флегматик-сангвиник сразу врабатывается, что приводит к достаточно быстрому развитию синхронизации. Достаточная сила нервных процессов флегматиков и сангвиников [5], обеспечивающая длительность функционирования доминантного очага, обуславливают у флегматиков-сангвиников относительно широкий диапазон синхронизации и факт возможности его достижения при большей частоте на максимальной границе.
Способность к невысокому сосредоточению на поставленной задаче, неустойчивость внимания холерика [4], обуславливают более длительное развитие синхронизации и менее широкий диапазон у сангви-ника-холерика.
Таким образом, отличия параметров СДС у детей со смешанными типами темперамента определяются свойствами нервной системы классических типов, составляющих комбинацию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисова И.И. и др. Параметры сердечнодыхательного синхронизма у людей с различными типами высшей нервной деятельности//Кубанский научный медицинский вестник.-2000.-№ 2.-С.49-50.
2. Покровский В.М., Абушкевич В.Г., Борисова И.И. и др. Сердечно-дыхательный синхронизм у чело-века//Физиология человека.-2002.-Т.28, №6.-С. 116-119.
3. Потягайло Е.Г., Покровский В.М. Особенности феномена синхронизации дыхательного и сердечного ритмов у детей с различными типами нервной системы//Журнал Высшей нервной деятельности им.И.П.Павлова.-2003 .-Т.53, № 1-С.41-45.
4. Рубинштейн С.Л. Основные свойства внима-ния//Психология внимания/Под ред. Ю.Б.Гиппенрей-тер, В.Я.Романова.-М.: ЧеРо, 2001.-858 с.
5. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии.-М.: Прогресс, 1982.-231с.