УДК 791.43.03+ 94(497.1) https://doi.org/10.34680/2411-7951.2019.6(24).15
Д.Д.Копанева
СЕРБСКИЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГЕРОЙ В ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ДРАМЕ: К ВОПРОСУ ОБ
ОСОБЕННОСТЯХ ОТОБРАЖЕНИЯ
Статья посвящена анализу сербского кинематографа в жанре документальной драмы с момента его зарождения и до наших дней для выявления в нем образа национального сербского средневекового героя и особенностей его отображения. В качестве примеров для рассмотрения выбраны три документальные драмы различных временных периодов, посвященные сербскому Средневековью и его героям. Установлено, что для сербов период Средневековья ассоциируется, прежде всего, со временем собственного национального подъема и независимости. В этих условиях образ средневекового героя получает свое отражение в качестве классического, устоявшегося в народной памяти храброго витязя, верного христианина и защитника национальных интересов. При обращении авторов фильма к историческим источникам подобная тенденция также сохраняется. Сделан вывод о том, что специфика отображения данного образа в сербских документальных драмах со временем не претерпевает значительных изменений.
Ключевые слова: историческая память, Сербия, документальная драма, история кинематографа, Средневековье, образ героя
Среди современного исторического кинематографа на особом положении находятся фильмы в жанре
документальной драмы, балансирующие между игровыми и документальными лентами и сохраняющие как преимущества, так и недостатки обоих жанров. Данные картины с каждым годом все больше выходят за рамки образовательного кино, становясь одним из элементов массовой культуры, для которой в последние время все большую актуальность приобретает Средневековье. Общий интерес к Средневековью характерен для современных славянских стран, которые в последние десятилетия во многом заново переживают процесс формирования образов собственных средневековых героев. Данные образы на протяжении всей истории своего существования часто служили разным социально-политическим задачам. В современном контексте они выступают в качестве одного из эталонов в поиске новой национальной идеи. Осмысление этих образов, в том числе и существовавших ранее, в упомянутых условиях становится важной задачей, особенно в свете того, что на протяжении двадцатого века в силу политических и социальных процессов они подвергались многочисленным изменениям. В этой связи интересно обратиться к примеру сербского кино, история которого во многом схожа с историей русского кинематографа: они оба прошли влияние тоталитаризма, вхождение в состав многонациональной державы, а затем вычленение из нее, и стадию современного повышенного интереса к национальным корням, православию и героям средних веков. Целью же представленной статьи является характеристика образов сербского национального героя, представленных в сербской документальной драме на протяжении всех периодов ее существования.
Кинематограф часто участвует в процессе конструирования образа национального героя. Подобный процесс может происходить как прямо, когда перед кинематографистами стоит конкретная задача по созданию того или иного образа или передаче какой-либо идеи, так и опосредованно. Подключение кинематографа к формированию национального сознания произошло достаточно поздно, когда кристаллизация большей части образов средневековых героев уже была завершена. Конечно, наиболее очевидно эти образы получали свое отражение в художественных фильмах. Однако данные фильмы, как и любое художественное произведение, не могут существовать без авторского взгляда, в том числе и на конкретный образ персонажа, который может в той или иной степени отличаться от общепринятого. Подобное вмешательство в уже устоявшийся образ, которое неизменно происходит при вписывании его в художественные рамки авторского вымысла, часто воспринимается зрителем негативно. Именно по причине подобного вымысла художественные фильмы вызывают нарекания, что чревато для их авторов репутационными и финансовыми потерями. В сербском кинематографе свежим примером подобного является недавно вышедший на экраны сериал «Неманичи: Рождение королевства». Данная картина вызвала множество негативных отзывов как от массового зрителя, так и от историков, в том числе и по причине авторского вымысла, искажающего образы реальных исторических персонажей.
Создатели документальных фильмов с элементами реконструкции в данном аспекте находятся в более выгодном положении: демонстрируемая зрителю авторская информация здесь как правило настолько лаконична, что, при грамотной подаче, вызывает намного меньше аргументированных претензий. В художественных фильмах образ героев во многом зависит от творческого вымысла и личности автора, в документальном же кино происходит в меньшей степени, так как в нем, как правило, в качестве повествовательной базы используются источники и уже сформированные на их основы исторические образы. Тем не менее, такой подход зачастую приводит к более скудной эмоциональной и визуальной составляющим, что делает конечный результат плохо подходящим для массового зрителя. Это сильно ограничивает поле применения подобных фильмов для достижения тех или иных целей, в том числе образовательных и
идеологических. Чтобы избежать связанных с этим ограничений, в канву повествования вплетается игровая составляющая, призванная быть живой иллюстрацией происходящего, и способствуя превращению классического документального кино в документальную драму. Этот жанр к настоящему моменту весьма развит и популярен в западных странах, ему посвящен обширный раздел зарубежной литературы [1]. Авторами данных книг выступают не только исследователи, но и сами кинематографисты [2]. Затрагивали тему документальной драмы в своих работах и отечественные исследователи [3, 4 и др.]. Успешным примером отечественной документальной драмы можно считать фильмы компании "Star Media" (например, мини-сериал «Романовы»). Получил свое развитие этот жанр и на Балканах. Так, в 2011 г. вышел сериал «Короли Хорватии», удостоившийся довольно высокой оценки среди зрителей.
Стоит отметить, что в последнее десятилетие наблюдается общий подъем зрительского интереса к масштабным историческим, в том числе и средневековым картинам. Съемка подобных фильмов становится удобным инструментом экспорта своей культуры и истории, помогает формировать образ национального героя как для «своих», так и для «чужих». Для сербов средневековый герой в этой связи выступает важным ориентиром, который можно реализовать посредством отображения его образа в масштабной исторической киноленте. Однако производство подобных фильмов требует значительных финансовых затрат, что в условиях экономических трудностей, которые испытывает сербский кинематограф, становится препятствием. В этих условиях жанр документальной драмы выступает компромиссным: такие фильмы куда более дешевы в производстве, чем художественные, поскольку не требуют привлечения известных актеров, сложной и многоплановой работы со звуком, пост-обработкой и т.д. В то же время, они позволяют сформировать наглядный образ средневекового героя, способный заинтересовать общество, в том числе и молодое поколение.
Средневековье в национальной памяти сербов связано с периодом расцвета сербской державы. По этой причине в последние десятилетия растет интерес к образу средневекового героя, все чаще получающего отражение в культуре, в том числе и кинематографе. Именно в Средневековье и его героях многие сербы видят некий идеальный образ, весьма актуальный после событий 1990-х гг., ставших национальной трагедией. В кризисный период на национальном уровне часто происходит обращение к идеализированному прошлому. Тем не менее, образ средневекового героя для сербского кинематографа на протяжении большей части XX в. не выходил на первый план, уступая место сначала борцам за независимость от Турции, а затем, после Второй мировой войны, югославским партизанам. Однако обращение к Средневековью, в том числе путем съемок документальных драм все же происходило на протяжении всего существования сербского кинематографа. Рассмотрим три наиболее ярких примера.
Первый фильм, подходящий под определение сербской документальной драмы — «Прослава 550-e годишаице Косовске битке» (Празднование 550-летней годовщины Косовской битвы) (реж. К.Новакович), был снят еще в 1939 г. Стоит, однако, отметить, что изначально он, по всей видимости, задумывался как немое игровое кино, однако после съемок по каким-то причинам так и не вышел на экран. Работа над фильмом была закончена намного позднее, силами представителей Югославской кинотеки, которые восстановили фильм по сохранившимся документам и добавили туда кадры хроники празднования 550-летней годовщины Косовской битвы 28 июня 1939 г. Таким образом, сложилась любопытная ситуация, когда фильм, несмотря на то, что не задумывался автором как документальная драма, фактически стал таковой в результате позднейшей переработки.
Косовский сюжет на протяжении многих веков был одним из ключевых эпизодов в сербской национальной памяти. Битва 1389 г., хоть и не смогла уберечь сербские земли от последующего иноземного гнета, явилась воодушевляющим примером героического сопротивления. Эта идея была очень актуальна на момент создания фильма, так как в период до Второй мировой войны среди сербов была еще свежа память об успехах освободительного движения XIX в., положившему конец их зависимости от турецкой власти. Связь документальных и игровых кадров в картине К.Новаковича прежде всего призвана подчеркнуть преемственность косовских героев, борцов за независимость XIX в и современной автору Сербии. В игровых эпизодах фильма даже костюмы сербских витязей напоминают одежду повстанцев Карагеоргия. Сюжет этих эпизодов в основном сосредоточен вокруг традиционной косовской легенды, главными героями которой выступают предводитель сербских войск Лазарь Хреблянович, его зять Милош Обилич и другие участники битвы. Мы видим подготовку к сражению, причастие сербских воинов, пир накануне битвы, а далее — связанные с ней события. Примечательно, что документальные кадры в самом начале фильма показывают современное автору состояние основных локаций косовской легенды: самого Косово поля, монастыря Грачаница, легендарной могилы Милоша Обилича и церкви св. Иоанна Предтечи, где причащались войска святого Лазаря. Все это призвано подчеркнуть реалистичность описанных событий и героев, а также их связь с настоящим. При этом созданные автором образы героев и их окружения с точки зрения постановки художественных кадров весьма условны: декорации и костюмы здесь по своему качеству больше напоминают театрализованное представление. Тем не менее, позднейшая переработка фильма и его выпуск на экран говорят об актуальности подобных картин как во времена его создания, так и позднее.
После окончания Второй мировой войны и прихода к власти коммунистов сербское Средневековье и его герои нечасто появлялись на экранах. Актуальной идеей для югославского руководства становится конструирование новой нации югославов, для которого акцентуация на национальном прошлом отдельных народов становится невыгодной. Фильмы про сербских средневековых героев в жанре документальной драмы,
призванные, прежде всего, выполнять образовательные и идеологические цели здесь оказываются еще менее востребованными, чем художественные. При создании художественных фильмов автор всегда может обойти неудобные в политическом и идеологическом смысле моменты, однако в документальном фильме, основой для которого должны служить реально существующие источники, это сделать намного сложней. Югославские кинематографисты начинают обращаться к образам сербских средневековых героях только в 1980-е годы, когда в многонациональной Югославии все больше начинают активизироваться националистические настроения.
Поводом для съемок примера сербской документальной драмы социалистического периода снова становится юбилейная дата, связанная с Косовской битвой: в 1989 г. (год 600-летия со дня битвы) вышел фильм "Kosovski boj" (Косовский бой), состоящий из трех эпизодов. При его создании авторы, преследуя прежде всего образовательные цели, опирались на множество источников как сербского, так и иностранного происхождения. Примечательно, что в фильме отдельно рассматриваются эпические легенды, связанные с косовским боем и его героями, а затем предпринимается попытка сформировать ту картину событий, которая бы прежде всего выстраивалась на имеющихся источниках.
Князь Лазарь здесь выступает скромным и кротким, он всеми силами поддерживает православную веру. Акцент делается на нем как на святом, мученике за веру. Впрочем, именно в таком ключе он описывался в средневековых источниках, на которые прежде всего опирались авторы. Здесь получили свое отражение и сербские героини — косовская девушка и княгиня Милица. Они терпеливо ждут отправившихся на бой мужчин, а затем стойко встречают их смерть. Отражен в фильме и подвиг Милоша Обилича, а также фактическое предательство Вука Бранковича. Несмотря на подробное рассмотрение образов сербских героев в их легендарных образах, акцент в данной картине все же делается на документальную составляющую. Игровые сцены здесь содержат минимальное количество персонажей, являясь скорее иллюстрациями эмоционального, а не содержательного плана.
В 2017 г. на экраны сербского телевидения вышел документально-игровой цикл "Srpski junaci srednjeg veka" (Сербские герои Средневековья) (реж. Гордан Матич), насчитывающий 10 серий. Так же как успешные исторические документальные драмы представителей других странах, данная картина снята в эпическом ключе. Здесь получили отражение такие персонажи сербской истории, как князь Лазарь, Милош Обилич, Марко Королевич, Вук Бранкович и др. Локации для съемок включают как саму Сербию, так и другие страны. К созданию фильма привлекалось множество сербских и иностранных специалистов, в том числе историки и археологи [5]. Игровые вставки, используемые наряду с графическими, здесь в основном связаны с ключевыми эпизодами жизни персонажей. Несмотря на то, что их масштабность здесь в целом выше, чем в документальной драме 1989 г. о Косовском бое, в них также задействовано минимальное количество актеров. В основном они призваны сформировать общий визуальный образ, без особого раскрытия характеров персонажей. Упор в изобразительной составляющей сделан на характерные, укоренившиеся в исторической памяти средневековые атрибуты. Создаваемый образ здесь прежде всего представляет собой классического национального витязя, который в массовой культуре с годами все больше приобретает черты абстрактного европейского средневекового персонажа.
Таким образом, анализируя образ сербских средневековых героев, получивших свое отражение в документальных драмах можно заключить, что для сербов данный образ связан прежде всего с независимой, сильной державой, опирающейся на православные идеалы. Документальное кино, в отличие от художественного, призвано наиболее полно отразить историческую действительность. Тем не менее, несмотря на опору на источники, сербские документальные картины представляют нам образ средневекового героя в классическом, романтизированном ключе: это, как правило, воин, сильный, смелый, даже внешне выглядящий величественно или же благочестивый, смиренный христианин, боящийся только Бога. Рассматривая три примера сербских документальных драм различных периодов, можно заключить, что данный образ в них с годами в целом не претерпевает значительного изменения. Совершенствование технологий позволяет авторам стремиться ко все большей визуальной реалистичности, однако для съемок масштабных средневековых картин, которые в настоящее время так популярны в массовой культуре, требуется большое количество актеров и специалистов, привлечение которых затруднительно в условиях ограниченных финансовых средств. В современных документальных картинах наблюдается также попытка критического подхода в изображении исторических персонажей, однако на конечный образ средневековых героев она не оказывает решающего влияния. Данные герои по-прежнему выступают здесь в качестве эмоционального, романтизированного образа, который остается таковым даже при стремлении авторов опираться на источники.
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации в рамках научного проекта № МК-1715.2019.6 «Образ героя в дискурсе национального самосознания сербского народа».
1. Ebbrecht-Hartmann T., Paget D. Docudrama on European Television. Palgrave Macmillan UK, 2016. 285 p.
2. Rosental A. Why Docudrama? Fact-Fiction on Film and TV. Southern Illinois University Press, 1999. 416 p.
3. Архипов Б.В., Менщиков В.В. Историческое кино как фактор формирования исторического сознания // Вестник Курганского государственного университета. 2011. № 3. С 58-61.
4. Гмызина Э.В. Документальная драма как способ презентации прошлого в современном телевизионном дискурсе // Приоритетные направления развития науки и образования. 2016. N° 4-1 (11). С. 40-41.
5. Srpski junaci srednjeg veka. URL: http://www.rts.rs/page/rts/sr/rtspredstavlja/story/267/najnovije/2945481/srpski-junaci-srednjeg-veka— cetvrtkom-u-2000-na-rts-2.html (дата обращения: 03.10.2019).
References
1. Ebbrecht-Hartmann T., Paget D. Docudrama on European Television. Palgrave Macmillan UK, 2016. 285 p.
2. Rosental A. Why Docudrama? Fact-Fiction on Film and TV. Southern Illinois University Press, 1999. 416 p.
3. Arhipov B.V., Menshchikov V.V. Istoricheskoe kino kak faktor formirovaniya istoricheskogo soznaniya [Historical cinema as a factor in the formation of historical consciousness]. Vestnik KGU, 2011. no. 3. pp. 58-61 (In Russ.).
4. Gmyzina E.V. Dokumental'naya drama kak sposob prezentacii proshlogo v sovremennom televizionnom diskurse [Documentary drama as a way of presenting the past in contemporary television discourse]. Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya, 2016, no. 4-1(11), pp. 40-41. (In Russ.).
5. Srpski junaci srednjeg veka. Available at: http://www.rts.rs/page/rts/sr/rtspredstavlja/story/267/najnovije/2945481/srpski-junaci-srednjeg-veka---cetvrtkom-u-2000-na-rts-2.html (accessed 03.10.2019) (In Serbian).
Kopaneva D.D. Serbian medieval hero in documentary drama: to the question about display features. The article is devoted to the analysis of Serbian cinema in the genre of documentary drama from its inception to the present day to identify the image of the national Serbian hero and the features of its display. Three documentary dramas of different time periods devoted to the Serbian middle Ages and its heroes are selected as examples for consideration. It is established that for Serbs the period of the middle Ages is associated, first of all, with the time of their own national rise and independence. In these conditions, the image of the medieval hero is reflected as a classic, established in the people's memory of the brave knight, a faithful Christian and defender of national interests. When the authors of the film turn to historical sources, this trend also persists. It is concluded that the specificity of the display of this image in Serbian documentary dramas does not undergo significant changes over time.
Keywords: historical memory, Serbia, documentary drama, history of cinema, the middle Ages, the image of the hero.
Сведения об авторе. Дина Дмитриевна Копанева — канд. ист. н., старший преподаватель Института истории Санкт-Петербургского государственного университета; [email protected].
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.11.2019. Принята к публикации 30.11.2019.