Научная статья на тему 'СЕПАРАЦИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЕКЦИИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ'

СЕПАРАЦИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЕКЦИИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
238
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕПАРАЦИЯ / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ / ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГЕНДЕР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимофеева Яна Аркадьевна, Афанасьева Лира Иппатьевна

В данной статье рассмотрена проблема сепарации ребенка в параллели с осознанием его гендерной идентичности и возможных проблем, которые могут появиться в семье. Выделены основные этапы сепарации и наглядные примеры. Введена гипотеза влияния гендера на процесс и результат сепарации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тимофеева Яна Аркадьевна, Афанасьева Лира Иппатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEPARATION OF CHILDREN IN THE CONTEXT OF GENDER SOCIALIZATION

In this article, we are going to analyze the problem of separation of a child in context of gender identity and possible problems that might appear in family. Some main stages of separation and illustrative examples are highlighted here. Moreover, here we introduce hypothesis of the influence of gender socialization process and result of separation.

Текст научной работы на тему «СЕПАРАЦИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЕКЦИИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ»

тире, но и на стрельбище открытого типа), участие в занятии (в качестве наблюдателей и экспертов) различных лиц (как из числа коллег, так и из числа руководства или иных правоохранительных органов). Литература:

1. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Академия, 2004. - 264 с.

Психология

УДК 19.00.07

студентка 3 курса Тимофеева Яна Аркадьевна

Северо-восточного федерального университета имени М.К. Aммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Афанасьева Лира Иппатьевна

Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Aммосова (г. Якутск)

СЕПАРАЦИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЕКЦИИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема сепарации ребенка в параллели с осознанием его гендерной идентичности и возможных проблем, которые могут появиться в семье. Выделены основные этапы сепарации и наглядные примеры. Введена гипотеза влияния гендера на процесс и результат сепарации.

Ключевые слова: сепарация, гендерная социализация, гендерная идентичность, агенты социализации, гендерная роль, первичная социализация, вторичная социализация, гендер.

Annotation. In this article, we are going to analyze the problem of separation of a child in context of gender identity and possible problems that might appear in family. Some main stages of separation and illustrative examples are highlighted here. Moreover, here we introduce hypothesis of the influence of gender socialization process and result of separation.

Key words: separation, gender socialization, gender identity, agents of socialization, gender role, primary socialization, secondary socialization, gender.

Введение. Все мы знаем, что ситуация с воспитанием в семье имеет огромную значимость в современном понимании развития личности ребенка. Каждый родитель что-то вкладывает в него, обогащая его маленький мир и превознося в него что-то хорошее или что-то плохое. Плохой опыт общения с родителями, негативные эмоции в раннем детстве, искаженное мировоззрение последних так или иначе вкладывается в психику ребенка, несмотря на субъективно ответственный подход к воспитанию его в будущем. Появляются комплексы, лишние заботы и страхи. Путь к здоровой социализации проходит тяжко. Излишнее внимание или его недостача также может сказаться на личности еще не сформированного ребенка. Что уж говорить о том, кем он видит себя в будущем в таких отношениях со своими родителями. Кто он? С каким человеком он себя ассоциирует? К какому полу он себя относит? Гендерная социализация - тоже часть общего понятия социализации, предусматривающая процесс самореализации и саморазвития человека в социальной среде. Она должна превозносить свое начало из семьи, а уже позже вливаться во вторичную социализацию. Но что делать, если родители не хотят отпускать детей из дома уже в сознательном возрасте ввиду своих убеждений и страхов, искажая представление о понятии семьи и гендерных ролей? Путь к здоровой сепарации в любом возрасте от родителей - это соблюдение личных границ и умение слушать, доверять друг другу.

Изложение основного материала статьи. Итак, что же стоит за понятием сепарация? Дословно, от латинского «separatio - отделение», что значит разделение условной единицы от объекта. В психологии же сепарация представляет собой процесс психологического разделения и перехода в автономное состояние уже взрослого ребёнка от его родителей. В конце здоровой сепарации человек становится полностью самостоятельным: как физически, так материально и духовно.

Рассмотрим протекание здорового процесса сепарации у единственного ребёнка в семье. Его родители воспитывают с самых пелёнок, даря ему заботу, любовь и внимание. Однако также вводят понятие личных границ и соблюдают их: Первая стадия - с 1 года ребёнок начинает делать первые шаги самостоятельно, подбирать и играть с игрушками без лишней помощи мамы; в 3 года он осознает, что он и мама - не один человек, с этого возраста у ребёнка должна быть отдельная кровать и комната, где он будет спать и проводить свободное время. Тогда, с освоением своей собственной территории, ребёнок начнет различать, что принадлежит ему, а что родителям; чем он может заниматься один, и в чем ему требуется помощь. Так формируются его базовые умения, самостоятельность и любопытство познать мир. Дальше идёт подростковый возраст, второй этап сепарации, ориентировочно с 10-12 лет. Подросток начинает брать пример со сверстников, происходит самоидентификация в социуме. Начинаются конфликты с родителями, которые не должны быть подавлены криками или запугиванием. В этот период подростку важно пройти эту стадию, и узнать, что возникновение конфликтов - это нормально. Последняя стадия здоровой сепарации происходит в возрасте от 17-19 лет: в это время ребёнок уже вырос и приобрёл жизненный опыт, на основе которого составил свое мировоззрение и картину мира, имеет свои взгляды и ценности, на которые может опереться в дальнейшем. Возможно, даже находит способы заработка и как психологически, так и материально разделяется от родителей, при этом любя их и помня, какой вклад они сделали в его развитие как личности. Во время данного этапа во взаимоотношениях «родитель-ребенок» происходит изменение в форму «взрослый-взрослый», где каждый считается с мнением другого и уважает его, не боясь высказать свое открыто.

Давайте обратимся к более детальному процессу сепарации ребенка на разных стадиях жизни. Младенчество считается периодом, когда мать и малыш неотделимы друг от друга. Первый сепарационный кризис нарастает к окончанию младенческого периода (кризис одного года). Как указывает Л.С. Выготский, происходит разделение предметной и социальной среды, что приводит к субъективации желаний [21. Ребёнок начинает ощущать свои желания, выдвигая их выше понятия общего «мы» с мамой. Начинает кричать, шуметь и проявлять упрямство. Данный период также важен, как подростковый, потому как он формирует у ребёнка адекватную самооценку и чувство уверенности.

Также существует второй по следствию, но не по важности этап в жизни малыша - кризис трёх лет. Во время данного этапа наблюдается острая нетерпимость к критике взрослого, нужда в оценке родителя и стремление к самостоятельности. Считается, что к концу кризиса наступает успешная репрезентация положительных и отрицательных сторон позиции «Я сам».

Во время дошкольного и школьного периода ребёнок знакомится со своими сверстниками, учится делиться, понимать и взаимодействовать с социумом вне дома. Ребёнок в полной мере реализовывает свои коммуникативные способности, сталкиваясь с различиями сверстников, выявляет свои лидерские способности и вливается в коллектив. К.Н. Поливанова отмечает ряд трудностей во взаимодействии родителей с ребёнком: у него появляется негативное отношение к правилам, отрицание родительских требований, нежелание подчиняться [5].

Подростковый кризис обуславливается уже приобретенным багажом опыта и знаний соответственно к возрасту подростка, которые он активно применяет в жизни, настаивает на том, чтобы действовать самостоятельно. Подросток теперь имеет представление о соревновании со взрослыми, в глазах которого их авторитет значительно снижается.

Успешной сепарация может считаться, если были выполнены следующие условия: ребёнок эмоционально не зависим от родителей, их мнения, не переживает за свои действия и одобрение или осуждение родителей; ребёнок в состоянии позаботиться о себе, знает, как добыть еду, как разобраться со своей жизнью, материально независим от родителей; у него сформировано осознанное мировоззрение, имеются важные для него установки и ценности, с которыми он будет продолжать жить дальше, не завися от жизни и историй родителей; он не боится вступать в конфликт с ними, не боится осуждения и чувства стыда, умеет адекватно отстаивать свою точку зрения.

Если сепарация начинается буквально с первого года жизни ребёнка, то когда же она заканчивается? Согласно общим данным, сепарация достигает своего предела в 17-19 лет, в среднем в момент окончания школы и поступления в высшее учебное заведение. Однако так ли это на самом деле? Многие психологи сходятся во мнении, что удобства современного мира немного растянули возраст окончания сепарации, поэтому сейчас поздний подростковый возраст - это 24 года.

А теперь разберёмся, какие сложности могут возникнуть во время прохождения сепарации ребёнком. Первая причина -слияние мыслей родителя с ребёнком, то есть неспособность человеком допустить мысли о том, что другой человек может чувствовать и думать по-другому. Следующая сложность - это тревожные родители, опекающие ребенка еще с ранних лет и не дающие воли исследовать мир самостоятельно, так как он несет в себе какую-либо опасность для него. Из тревожности появляются манипуляции, газлайтинг, страхи и комплексы, которые просто не могут позволить уже повзрослевшему ребенку пройти полную сепарацию. Далее по списку - мысли о собственной нереализованности родителей. Всю жизнь принимая роль матери или отца, главных наставников и важных людей в мире ребенка, они не могут отпустить ее, потому что уже забыли, кем были до появления на свет ребенка, свою идентичность. Гиперопека также является особенно важной проблемой, которая может сильно повлиять на процесс сепарации ребенка. Родители, сомневающиеся в своем ребенке и проецирующие на нем свои комплексы, желающие контролировать всю его жизнь для «благих намерений», иногда сами не понимают, что создают еще большие травмы и комплексы у своего ребенка, которые могут потребовать помощь специалиста в будущем.

Из всего комплекса того, что было перечислено выше, отношения с родителями перерастают в эмоциональную зависимость, а не здоровые взаимоотношения. Что же такое эмоциональная зависимость от какого-либо человека? Во-первых, это чувство ответственности за психологическое или физическое состояние родителя, когда его здоровье играет основную роль в жизни ребенка, отчего зависит его эмоциональный фон. Во-вторых, влияние слов родителя на состояние ребенка. Настолько, что в свои 24 года условный Степан послушается упрекающую маму, испытает стыд за свои желания и не пойдет на корпоратив компании, в которой работает 5 лет, куда он хотел сходить весь год. Эмоционально независимый ребенок, уже прошедший здоровую сепарацию, не будет испытывать стыд и открыто вступит в диалог с родителем, излагая свои мысли по тому или иному вопросу, решит, что для себя правильно, а что - нет.

Особенно сложно проходить социализацию, когда в семье происходит те события, как описано выше. Как ситуация в семье влияет на социализацию ребенка? Все мы знаем, что процесс социализации невероятно обширный, включающий в себя два основных вида - первичную и вторичную. Но давайте рассмотрим на эти два процесса с проекции гендерной социализации, когда она представляет собой процесс усвоения человеком норм, правил поведения и социальных установок в соответствии с предписанной гендерной ролью. Процесс гендерной социализации начинается с рождения человека и в различных формах продолжается всю его жизнь. Существует также два вида гендерной социализации, - первичная и вторичная. Первичная гендерная социализация протекает с момента рождения ребенка и заканчивается моментом совершеннолетия, - он осознает свою гендерную идентичность. Вторичная гендерная социализация протекает с уже сформированной гендерной идентичностью, опираясь на мнения и поведение сверстников, социальные сети, медиа, СМИ. Ребенок подтверждает свою гендерную идентичность и продолжает следовать нормам своего гендера.

Гендер - это совокупность социальных репрезентаций, культурная маска пола, то, что мы думаем о поле в границах наших социокультурных представлений. Гендерная идентичность - это особый вид социальной идентичности, сосуществующий в самосознании человека в единстве с представлениями о профессиональном, семейном, этническом, образовательном и т. п. статусе мужчины и женщины в обществе [4].

Другими словами, гендерная идентификация строится на осознанном уровне восприятия понятия гендер, установлении, принятия или отклонения от сформированных обществом норм гендерных ролей и стереотипов (мама должна быть домохозяйкой, а папа - всегда на работе, девочки носят розовое, а мальчики - голубое, в школе девочки носят юбки, а мальчики - брюки и т.д.). Гендер человека формируется в процессе гендерной социализации.

Родители всегда воспитывают ребенка в соответствии с их представлениями о том, как должен себя вести ребенок какого-либо определенного пола, однако стоит помнить о том, что эти представления составляются из уже устоявшихся годами гендерных стереотипов. Соответственно, отношение к ребенку и его восприятие родителем зависит от того, с каким биологическим полом он был рожден. Если пол ребёнка совпадает с желаемым полом ребёнка у родителя, тогда родитель не стремится изменять изначальный характер ребёнка, объясняя его поведение «естественным» для этого пола. При этом, поведение ребёнка может не соответствовать гендерным нормам. Если же пол ребёнка не соответствует желаемому, то родитель стремится изменить поведение ребёнка в соответствии с представлениями о том, как должен себя вести ребёнок желаемого пола [1]. Это наталкивает нас на мысль о том, существует не только два гендера, которые обязательно должны соответствовать биологическому полу. Их множество, и опираются они на квир-теорию, согласно которой не должно быть сугубо одного представления о том, какими должны быть мужчины и женщины по своему биологическому полу, она оспаривает категоризацию пола и уводит глубоко в самоидентичность человека, разделяя понятие биологического пола как естественное проявление репродуктивных функций человека и социального пола, основанного на идентичности конкретных людей, воспитания и опыта социального взаимодействия. Квир-теория исследует, как возникли жесткие социальные нормы поведения «настоящих мужчин» и «настоящих женщин», считая, что данные понятия недостаточно исчерпывающие для объяснения каких-либо психологических явлений, поведения или индивидуального опыта людей.

Итак, как же связана теория гендерной идентичности с условиями воспитания и сепарации в семье? Дело в том, что отношение к мальчикам и девочкам изначально определяется их полом. И методы воспитания, расстановка границ дозволенного, правила поведения и этикет также различаются в практике с мальчиком и с девочкой. То есть, в зависимости от отношения родителей и их эмоциональной привязанности к ребенку, от представления ребенка о себе, о своих нормах поведения, сепарация имеет существенные отличия.

К примеру, девочке, которую всю жизнь родители лелеяли и взращивали как драгоценный цветок, запрещали выражать весь спектр эмоций (гнев, злость) и прощали слабости поведения тем, что она представлялась им «девочкой» согласно их стереотипным установкам о гендере ребенка, будет сложнее пройти сепарацию, оставаясь на уровне эмоциональной зависимости от родителей или выбирая партнера и видя в нем родителя, а не спутника жизни. Она не сможет сказать «нет»

вмешательствам в личную жизнь, не сможет вступать в конфликт и будет зависеть от мнения родителей в той или иной мере. Рассмотрим чуть более иной пример: девочка, воспитанная родителями, понимающими процесс гендерной социализации и дающими ей право выбирать, кем она видит себя в будущем. Ей прощались слабости, ей можно развлекаться любыми игрушками любого цвета, злиться, играть с мальчиками в «войнушки», не зависеть от мнения сверстников и получать поддержку, когда это необходимо. Она была воспитана в гендерно-нейтральной среде, где ее не ограничивали словами «нет, потому что ты девочка», «девочка должна выглядеть так». Следовательно, такой ребенок легче поймет, чего хочет в жизни, кем он себя видит, с ним будет легче наладить контакт и договориться. Отсюда плавный процесс протекания здоровой сепарации и плодотворный поиск своей идентичности.

Рассмотрим пример с мальчиками. Первый мальчик - условный Никита, который растет в традиционной патриархальной семье, в которой отец занимает главенствующее положение, работает, в воспитании ребенка занимает второстепенное место, пока мать является домохозяйкой, которая усердно трудится над сохранением быта в доме, настроением отца, воспитанием детей. В такой семье ему отведена роль «второго папы», который будет подражать поведению отца, беря пример с его собственной модели семьи. Следовательно, Никита должен быть маскулинным мальчиком, уметь брать на себя ответственность, меньше проявлять эмоции, плакать, потому что «это не по-мужски». Его будут воспитывать по деструктивному паттерну. На его маленькие плечи взвалится груз «учиться, чтобы в будущем зарабатывать и обеспечивать свою семью», который явно слишком тяжелый для одного ребенка. В будущем также существует вероятность того, что он будет требовать недополученной родительской любви, обиды, о которых он не мог сказать в детстве из-за ограничений на эмоции и их проявление. Это говорит нам о том, что эмоциональной сепарации у Никиты не будет, поэтому сепарация будет неполной.

Второй мальчик - условный Саша, который растет в современной демократической семье, где отсутствует понятие того, что «мужчина обязан, должен». Вместо этого существует понятие «поддержка», которое составляет основу взаимоотношений в семье: мама и папа работают, либо только мама работает, оставляя быт на отце семейства. В такой концепции все делают все, что в их силах. Соответственно, у Саши не будет обременений о том, что он должен делать в своей жизни, не будет предписанного сценария жизни «учеба-армия-семья, которую ему нужно обеспечивать-старость». Ребёнок имеет возможность испытывать весь спектр эмоций, проявлять себя и развиваться полноценно, он идет на диалог с родителями, может поддержать их или вступить в конфликт. Саша не боится проявлять эмоции и заявлять о своем мнении. В конце концов, он будет готов эмоционально сепарироваться от обоих родителей и начать свою жизнь, а это уже основная часть начала здоровой сепарации.

Итак, проведя исследование среди студентов 1-3 курса Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова обоих биологических полов, мы составили таблицу, в которой представлены результаты анкетирования, составленного из 9 вопросов. Возраст участников опроса - от 18 до 21 года. Вопросы, заданные опрашиваемым:

Результаты

Вопрос Девушки - 38 человек Парни - 38 человек

1. Какая цветовая гамма окружала вас в детстве и подростковом возрасте? (несколько ответов) Желтый - 30 ответов (79%) Оранжевый - 24 ответа (63, 2%) Синий, голубой - 17 ответов (44,7%) Розовый - 29 ответов (76,3%) Красный - 24 ответа (63, 2%) Фиолетовый - 18 ответов (47,4%) Белый - 34 ответа (89,5%) Желтый - 28 ответов (73,6%) Оранжевый - 32 ответов (84,2%) Синий, голубой - 37 ответов (97,4%) Розовый - 16 ответов (42,1%) Красный - 20 ответов (52,6%) Фиолетовый - 17 ответов (44,7%) Белый - 32 ответа (84,2%)

2. Как родители реагировали на Ваш плач в детстве? Положительно - 12 ответов Отрицательно - 10 ответов Нейтрально - 16 ответов Положительно - 6 ответов Отрицательно - 20 ответов Нейтрально - 12 ответов

3. Какие игры Вам нравились в детстве? Подвижные - 10 ответов Сидящие - 13 ответов Командные - 8 ответов Одиночные - 7 ответов Подвижные - 19 ответов Сидящие - 7 ответов Командные - 9 ответов Одиночные - 3 ответа

4. Как Вы считаете, достаточно ли Вы сепарированы от родителей? Да, достаточно - 17 ответов Не могу сказать - 15 ответов Нет - 6 ответов Да, достаточно - 18 ответов Не могу сказать - 14 ответов Нет - 6 ответов

5. Есть ли у Вас детские обиды, которые вы не можете простить? Да - 12 ответов Нет - 26 ответов Да - 9 ответов Нет - 29 ответов

6. Можете ли Вы вступить в открытый диалог с родителями? Да, диалог - решение проблем - 25 ответов Нет, не получается - 13 человек Да, диалог - решение проблем - 17 ответов Нет, не получается - 21 ответ

7. Зависимы ли Вы материально от родителей? Да, я полностью обеспечиваю себя сам (-а) - 16 ответов Да, частично - 13 ответов К сожалению, пока нет - 9 ответов Да, я полностью обеспечиваю себя сам(-а) -14 ответов Да, частично - 17 ответов К сожалению, пока нет - 7 ответов

8. Полная ли у Вас семья? Да, мама и папа - 23 ответа Нет, только мама - 11 ответов Нет, только папа - 4 ответа Да, мама и папа - 20 ответов Нет, только мама - 10 ответов Нет, только папа - 8 ответов

9. Как вы считаете, выросли ли Вы в гендерно-нейтральной среде? Да - 12 ответов Нет - 26 ответов Да - 9 ответов Нет - 29 ответов

Итак, исходя из данных, полученных из таблицы, мы можем выяснить, что опрашиваемые достаточно разнятся в мнениях. К слову, посмотрим на вопрос о цветовой гамме, окружающих их в детстве (игрушки, одежда, прочие дополнительные вещи, которыми их окружали родители): у девушек это относительно теплые цвета (желтый - 79%, розовый - 76,3%, красный - 63,2%, белый - 89,5%), у юношей же основная цветовая гамма составляет из разнообразных оттенков (желтый - 73,6%, оранжевый - 84,2%, синий - 97,4%, белый - 84,2%), но условно принятые стереотипами

«женские цвета» занимают меньшую часть ответов. Это подтверждает нашу мысль о том, что при воспитании ребёнка родители невольно окружают его гендерно-стереотипными цветами, которые устанавливают его негласное отношение к полу и гендеру.

К вопросу о проявлении эмоций (конкретно грусти и плача ребёнка). Исходя из результатов таблицы, мы видим яркий контраст между ответами юношей и девушек: 20 ответов юношей говорят о том, что к проявлению негативных эмоций и плача в семье относились отрицательно, тогда как у девушек количество ответов в два раза меньше.

О видах игр в детстве говорить можно долго: обычно принято считать, что девочкам нравятся спокойные виды игр: настольные, сюжетно-ролевые (командные) и одиночные. Согласно результатам опроса, результат в среднем сложился средним у всех типов игр, включая подвижные. У юношей же в детстве преобладали подвижные и командные виды игр.

Сепарация же в проекции гендерных различий разницы особо не показывает, так как в среднем результаты у юношей и девушек схожи. Такие же результаты имеет вопрос об эмоциональной зависимости от родителей.

Открытый диалог о проблемах, возникновении конфликтов и решении трудностей, согласно таблице, поддерживают более девушки, чем юноши. Но оба пола сходятся в результатах о материальной зависимости от родителей.

Выводы. Подводя итоги вышеперечисленных догадок и мыслей о возникновении гендерной идентичности в семье, мы пришли к выводу, что процесс гендерной социализации - сложное явление, на которое влияет масса факторов: гендерные паттерны обоих родителей, агенты социализации, методы воспитания, устойчивое мировоззрение родителей, модели воспитания в разных семьях, возможность открытого диалога между родителем и ребенком. Важно понимать, что каждый ребёнок - это будущее нашей страны, и важно, чтобы ошибки родителей в воспитании не переносились из поколения в поколения.

Литература:

1. Википедия: Гендерная социализация. сайт. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гендерная_социализация

2. Выготский Л.С. Лекции по педологии. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. - 304 с.

3. Легенина Т.Б. Гендерная социализация: понятие и сущность / Легенина Т.Б. // Superinf.ru: Сайт информационных материалов для студентов, 2009-2022. сайт. - URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2043

4. Легенина Т.Б. Гендерная социализация в современной российской семье: социокультурный анализ / Легенина Т.Б. // av.disus.ru: Бесплатная научная электронная библиотека, 2 с. сайт: - URL: http://av.disus.ru/dissertateiya/696209-1-gendernaya-socializaciya-sovremennoy-rossiyskoy-seme-sociokulturniy-analiz.php

5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Издательский центр, 2000. - 184 с.

Психология

УДК 159.9.07

доктор психологических наук, профессор Хребина Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пятигорский государственный университет» (г. Пятигорск); кандидат психологических наук Зверева Римма Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пятигорский государственный университет» (г. Пятигорск)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии устойчиво развивается на основе комплексно-целевого межведомственного подхода. В этой связи нам представляется актуальным в научно-методическом и практическом плане провести анализ процесса развития психологической компетентности педагогов в сфере дополнительного образования, так как именно в психологической компетентности и педагогической культуре заключены большие возможности развития и стабильности общества. Целью нашего исследования было определить и изучить способы развития психологической компетентности педагогов дополнительного образования. Объектом исследования стала психологическая компетентность педагога дополнительного образования. Предметом -способы развития психологической компетентности педагогов дополнительного образования. Для решения поставленных задач в исследовании использовались теоретические методы: анализ научных статей, монографий, психологических исследований, демонстрирующих состояние изученности и разработанности проблемы; психологический анализ основных детерминант развития. Эмпирические методы: наблюдение, самооценка, экспертная оценка, эксперимент, тестирование. А также методы статистического анализа. В статье описаны основные результаты исследования. Дана структура психологической компетентности педагогов дополнительного образования, которая содержит два блока: когнитивный и практический. Когнитивный блок включает знания психологических основ педагогической деятельности, возрастных особенностей развития личности и т.д. В практический блок входят действенные психолого-педагогические умения и навыки. В статье представлены основные детерминанты развития психологической компетентности педагога в сфере дополнительного образования. К ним относятся: познавательная мотивация и творческая направленность личности, внутренняя мотивация (мотивация достижения успеха), рефлексия, коммуникативная мотивация, эмоциональная устойчивость, стремление к самосовершенствованию, эмпатия. Дано представление о роли психологической компетентности в повышении профессионализма педагогов дополнительного образования. Определены основные направления деятельности по созданию условий, способствующих развитию психологической компетентности педагогов дополнительного образования.

Ключевые слова: психологическая компетентность; педагог дополнительного образования; развитие психологической компетентности; психологические детерминанты.

Annotation. The system of additional education for children in the Russian Federation in its new qualitative state is steadily developing on the basis of a comprehensive and targeted interdepartmental approach. In this regard, it seems to us relevant in scientific, methodological and practical terms to analyze the process of developing the psychological competence of teachers in the field of additional education, since in psychological competence and pedagogical culture contained great opportunities for the development and stability of society. To solve the tasks set in the study, the following theoretical methods were used: theoretical analysis of scientific articles, monographs, psychological studies demonstrating the state of knowledge and development of the problem; psychological analysis of the main determinants of development; empirical methods: observation, self-assessment, peer review, experiment, testing; as well as methods of statistical analysis. The purpose of our study was to identify and study ways to develop the psychological competence of teachers of additional education. The object of the study was the psychological competence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.