Научная статья на тему 'СЕПАРАТИЗМ КАК УГРОЗА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ'

СЕПАРАТИЗМ КАК УГРОЗА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
793
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕПАРАТИЗМ / SEPARATISM / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / TERRITORIAL INTEGRITY OF THE STATE / ПРАВО НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / RIGHT TO SELF-DETERMINATION / ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ / DECOLONIZATION / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / NATIONAL MINORITIES / ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / ETHNIC CONFLICTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Скулаков Р.М.

Предмет/тема. Очаги напряженности возникают по всему миру. Столкновения интересов государств в экономических, геополитических, военных вопросах сопровождаются конфликтами. Мирные способы разрешения международных споров не находят своей должной реализации, скорость наращивания конфликтов настолько велика, что дипломатические средства начинают активизироваться после гибели большого числа граждан. Необходимость в характеристике сепаратизма возникла уже давно, поскольку его часто намеренно заменяют правом народа на самоопределение. В конфликтах можно наблюдать умелое вмешательство во внутренние дела государства, провоцирующее внутригосударственные беспорядки, которые могут привести к нарушению территориальной целостности. Очевидна сложнейшая ситуация в мире относительно оценки возникающих конфликтных ситуаций, связанных с попытками отделения некоторых территорий от государств. Многие государства, имеющие угрозы территориального отделения некоторых регионов, очень сдержанно относятся к оценке и предложениям разрешения данного конфликта в других государствах. Другие государства, стремящиеся к дестабилизации обстановки в регионе, напротив смело поддерживают сепаратизм. В условиях отсутствия правовой регламентации реализации права народов на самоопределение и реализации принципа территориальной целостности государств важна объективная характеристика сепаратизма как угрозы целостности государства. Цель/задачи. В настоящей статье исследуются понятие, причины возникновения и развития сепаратизма в государствах. Автор рассматривает двойственность сепаратизма в международно-правовой теории, где выявляется угроза территориальной целостности государств и международной обстановки в целом. Методология. В работе с помощью общенаучных (анализ, дедукция) и специальных юридических (историко-правовой, формально-юридический) методов осуществлено исследование понятия «сепаратизм», проведена оценка реализации сепаратистских движений как угроза территориальной целостности государств. Результаты. Сделан вывод о том, что в нашем столетии, и вероятно, в будущем, сепаратизм будет удобным средством дестабилизации обстановки в государствах. В статье показаны исторические корни сепаратизма, приводятся исторические факты, мнения ученых. В характеристике сепаратизма выявляется и политическая сущность. В первоочередном порядке могут пострадать многонациональные государства, именно в них со стороны заинтересованных государств проще всего спровоцировать протестные конфликты, национально-освободительные движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Separatism as a threat the territorial integrity of the state

Importance. Tensions arise around the world. The clashes of interests of States in economic, geopolitical, military matters are accompanied by conflicts. Peaceful means of settling international disputes do not find their proper implementation, the speed increasing conflict is so great that diplomatic means is activated after the death of large numbers of citizens. The need for characterization of separatism emerged for a long time, because it is often deliberately replace the right of people to self-determination. Conflicts can be observed skillful interference in the internal Affairs of the state, provoking domestic unrest, which may lead to violation of territorial integrity. The obvious is the hardest situation in the world regarding the assessment of conflict situations associated with trying several areas from the States. Many States with the threat of territorial offices of the individual regions are very moderate apply to the assessment and proposals for the resolution of this conflict in other States. Other States seeking to destabilize the situation in the region opposite to safely support separatism. In the absence of legal regulation of the right of peoples to self-determination and the principle of territorial integrity of States, an important objective characteristic of separatism as a threat to the integrity of the state. Objective. The article explores the concept, causes and development of separatism in the states. The author examines the duality of separatism in international legal theory, where the threat is detected territorial integrity of States and the international situation as a whole. Methods. In the work with the help of scientific analysis, deduction and special legal (legal, historical, formal-legal) methods carried out a study of the concept of «separatism», assessed the implementation of separatist movements as a threat to the territorial integrity of States. Results. The conclusion is that in this century, and probably in the future, separatism is a convenient means of destabilization of the situation in the States. The article shows the historical roots of separatism, are historical facts, opinions of scientists. In the description of separatism is detected and political entity. As a matter of priority may suffer Plurinational state, they, on the part of the States concerned, the easiest way to provoke protest conflicts, the national liberation movement.

Текст научной работы на тему «СЕПАРАТИЗМ КАК УГРОЗА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВ»

УДК 341.1/8 Р.М. Скулаков

Сепаратизм как угроза территориальной целостности государств

Вневедомственный научно-исследовательский институт изучения безопасности и сыска (ВНИИ ИБиС г. Москва), г. Москва, Россия, ул. Перовская, д. 50, корп. 1, 111141; romans231078@gmail.com

Предмет/тема. Очаги напряженности возникают по всему миру. Столкновения интересов государств в экономических, геополитических, военных вопросах сопровождаются конфликтами. Мирные способы разрешения международных споров не находят своей должной реализации, скорость наращивания конфликтов настолько велика, что дипломатические средства начинают активизироваться после гибели большого числа граждан. Необходимость в характеристике сепаратизма возникла уже давно, поскольку его часто намеренно заменяют правом народа на самоопределение. В конфликтах можно наблюдать умелое вмешательство во внутренние дела государства, провоцирующее внутригосударственные беспорядки, которые могут привести к нарушению территориальной целостности. Очевидна сложнейшая ситуация в мире относительно оценки возникающих конфликтных ситуаций, связанных с попытками отделения некоторых территорий от государств. Многие государства, имеющие угрозы территориального отделения некоторых регионов, очень сдержанно относятся к оценке и предложениям разрешения данного конфликта в других государствах. Другие государства, стремящиеся к дестабилизации обстановки в регионе, напротив смело поддерживают сепаратизм. В условиях отсутствия правовой регламентации реализации права народов на самоопределение и реализации принципа территориальной целостности государств важна объективная характеристика сепаратизма как угрозы целостности государства.

Цель/задачи. В настоящей статье исследуются понятие, причины возникновения и развития сепаратизма в государствах. Автор рассматривает двойственность сепаратизма в международно-правовой теории, где выявляется угроза территориальной целостности государств и международной обстановки в целом.

Методология. В работе с помощью общенаучных (анализ, дедукция) и специальных юридических (историко-правовой, формально-юридический) методов осуществлено исследование понятия «сепаратизм», проведена оценка реализации сепаратистских движений как угроза территориальной целостности государств.

Результаты. Сделан вывод о том, что в нашем столетии, и вероятно, в будущем, сепаратизм будет удобным средством дестабилизации обстановки в государствах. В статье показаны исторические корни сепаратизма, приводятся исторические факты, мнения ученых. В характеристике сепаратизма выявляется и политическая сущность. В первоочередном порядке могут пострадать многонациональные государства, именно в них со стороны заинтересованных государств проще всего спровоцировать протестные конфликты, национально-освободительные движения.

Ключевые слова: сепаратизм, территориальная целостность государства, право на самоопределение, деколонизация, национальные меньшинства, этнические конфликты.

Сепаратизм происходит от латинского слова separatus (отдельный) и в общем виде означает стремление к обособлению, а на практике под ним понимают политику, которая имеет своей целью отделение части территории от государства и создание на этой территории нового политически независимого государства. Отметим, что сепаратизм представляет собой значительную угрозу территориальной целостности государства, нарушает государственный суверенитет, а также зачастую приводит к межэтническим конфликтам на этой почве.

Последние события в Испании, Великобритании, Украине, а также время от времени возникающие очаги сепаратизма в Российской Федерации в очередной раз подтверждают актуальность исследуемой проблематики в научном и практическом аспектах. Ученые однозначно видят в сепаратизме угрозу безопасности государств [1, 2, 3].

Сепаратизм по своей природе - сложное явление, которое было бы неверно толковать однозначно. С одной стороны, отделение части территории, самоуправление и автономия - это практическая реализация права народов на самоопределение, фундаментального принципа международного права (принцип равноправия и самоопределения народов). С другой стороны, данный процесс сопряжен с агрессией, радикализмом и дестабилизацией обстановки в государстве.

Кроме того, возникает вопрос, как соотносят в свете сепаратистских движений право народов на самоопределение с другим принципом международного права - территориальной целостностью государств?

Вряд ли можно прийти к консенсусу по поводу того, является ли сепаратизм проблемой международного права. В целом право народов определять форму своего государственного существования в составе другого государства - это внутреннее дело конкретного государства, и любая попытка урегулировать конфликт извне (не международным сообществом, а другим государством) может быть расценена как нарушение ещё одного принципа международного права - невмешательства во внутренние дела государства. Однако радикальные национально-освободительные движения или же агрессивное проявление сепаратистских настроений, безусловно, получают международный резонанс.

Немаловажную роль играют также оценки политиками, политологами и правоведами той или иной ситуации, связанной с территориальными спорами внутри государства. Так, зачастую оценки пристрастны. Например, во времена СССР, если дробление государств (например, колониальных империй Запада) было выгодно для СССР, то такой территориальный процесс называли «национально-освободительным движением». И напротив, идеологически враждебные движения именовались «сепаратистскими» [4, с. 108].

В современном мире ряд ученых заявляют, что в свете глобализации и интернационализации хозяйственных связей институт государства, а значит, и его суверенитет сами по себе весьма условные явления действительности. И из этого следует необходимость всесторонней (не только политической, но и юридической) поддержки права народов на самоопределение, включая сецессию (отделение) от «неудавшихся» государств (failed-states). Такую точку зрения последовательно отстаивает и обосновывает, например, философ права Аллен Бьюкенен в своем знаменитом научном труде «Сецессия» [5].

Безусловно, с этой позицией можно поспорить. Так, на сегодняшний день в мире существует около 200 государств и лишь не более 10 % из них этнически однородны, т. е. в них национальные меньшинства составляют менее 5 % населения. Почти в половине государств мира проживают пять и более национальных меньшинств. Всего в мире насчитывается около 8 тысяч народов - больших и малых, и теоретически каждый из них может претендовать на независимость. Результатом этого может стать то, что подавляющее большинство стран мира могут стать ареной межэтнических конфликтов.

Таким образом, этнически однородное государство в большей степени - утопия.

В Российской Федерации по-прежнему есть субъекты, образованные на основе далеко не бесспорных этнических критериев. Именно это делает канадский опыт чрезвычайно актуальным для нас, поскольку корни сепаратизма в многонациональном федеративном государстве, будь то сепаратизм квебекский или татарский, следует искать как раз здесь [6, с. 88-89].

Помимо этого, обратившись к тексту Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., можно заметить, что «адресатами» права на самоопределение народов являются, прежде всего, колониальные народы, которые таким образом могли избавиться от «иностранного ига, господства и эксплуатации». И если трактовать текст статьи буквально, то получается, что в современных государствах, признающих демократию и уважение прав личности высшими ценностями, нет места праву на самоопределение.

Оппонентами А. Бьюкенена в этом вопросе также выступает ряд авторитетных ученых, которые считают саму идею самоопределения народов юридически неопределённой и провоцирующей разрушительные этнические конфликты и сепаратизм [7, с. 4]. Например, американский социолог Амитай Этциони считает, что самоопределение нельзя трактовать как абсолютную ценность во всех случаях. Необходимо ограничить применение этого права в рамках принципа целостности государства. Кроме того, достаточно опасно необдуманно поощрять односторонние неконтролируемые действия по отделению территории и формированию независимого государства, не осознавая, к каким последствиям такого рода поддержка может привести [8].

В доктрине часто рассматривают самоопределение, разделяя его на внешнее и внутреннее. Под внешним самоопределением понимают самостоятельное определение международно-правового статуса территории. Представляется, что такая форма самоопределения актуальна для тех народов, которые страдают от колониальной зависимости, иностранной оккупации или актов агрессии, геноцида [9]. Внешняя форма самоопределения должна быть оправдана только в случае нарушения прав человека и дискриминации по какому-либо признаку.

Вторая форма самоопределения - внутреннее, которое не предполагает дробления государства, но наделяет народы правом участия в политических процессах посредством создания самостоятельных демократических институтов и механизмов группового представительства в рамках единого государства. К таковым, например, относятся федерации и автономии.

Представляется, что именно такой рациональный и избирательный подход и является верным в данной ситуации. Безусловно, на крайние меры стоит идти только в том случае, если определённый народ на территории государства подвергается дискриминации и ему отказывают в базовых правах. Автор вынужден согласиться, что отделение и формирование собственного государства есть единственный эффективный способ спасения народа. Однако даже в этом случае необходимо соблюдать все процедуры мирного урегулирования споров, как-то: переговоры, посредничество, чтобы не допустить возникновения очагов конфликтов и избежать жертв.

Причины сепаратизма многообразны и различны по своей природе, целям и выдвигаемым требованиям.

Представляется, что исторически первыми выступали этнические и религиозные факторы, т. е. движение за отделение этнических и религиозных меньшинств.

Религиозно-этнические факторы порождают борьбу разных идентичностей, в результате чего может усиливаться непринятие субъективно «чужого» государства. Так, в Ольстере ирландцы-католики стремятся воссоединиться с Ирландской Республикой, а мусульмане Кашмира - с Пакистаном. Религиозный и этнический факторы неразрывно сплетены во многих странах Африки: в кровопролитных войнах за раздел Судана, Сомали, Конго [4, с. 110].

Немаловажную роль играет экономический фактор, когда богатые территории стремятся обособиться от экономически отсталых, например, радикальные партии Каталонии в Испании. Но бывает и обратная ситуация, когда бедные регионы стремятся к независимости, полагая, что в независимом государстве они будут жить лучше.

Внутриполитические факторы будут иметь место в случае, если региональная правящая элита пользуется поддержкой у электората, а также в случае партийного раскола внутри страны. Показательным в данном случае будет пример разделения Кореи на Северную и Южную.

К сепаратному процессу могут привести и внешнеполитические факторы. Например, соседние государства или «сверхдержавы». Мотивы могут быть различными, прежде всего, это усиление своего влияния на международной арене и извлечение выгоды из поставок вооружения участникам конфликта. Сегодня трудно не согласиться, что распад таких держав, как Чехословакия, Югославия и СССР, вряд ли был возможен без мощной поддержки извне. Из событий последнего десятилетия достаточно показательным является пример Косово, когда край обрел независимость при полной поддержке западных стран. Нет сомнений, что территория была выведена из правовой и политической системы Сербии запланированно. Надо сказать, что внешнеполитический фактор сепаратизма весьма опасен. Целью вмешательства извне является не решение внутренних противоречий между этносами, а геополитический контроль над территорией государств. Внешнее воздействие на жизнь государства противоречит основным принципам международного права - суверенное равенство государств, невмешательства во внутренние дела государства. Сегодня мы становимся свидетелями того, что большинство сепаратистских конфликтов, поддерживаемых ведущими державами мира, приводит к столкновениям, человеческим жертвам (в том числе среди мирного населения) и значительному ухудшению ситуации в стране.

Еще одним фактором сепаратизма, характерным преимущественно для стран Африки, является трайбализм (анг. tribe - племя). Под ним понимают племенную обособленность, которая выражается в том, что органы государственной власти формируются на основе родоплеменных связей. Трайбализм, безусловно, препятствует существованию демократических институтов и ущемляет граждан в политических правах, что нередко выливается в межплеменную вражду, перерастающую в гражданские войны. Так, гражданские войны в Руанде в 1994 г., в Сомали и Либерии были в большей степени обусловлены трайбализмом.

Географические условия также могут стать катализатором сепаратизма. Например, неравномерность развития территорий страны; слабая территориальная интегри-рованность: затрудненные транспортные и информационные коммуникации, анклавы, притяжение соседних стран; компактное размещение сторонников сецессии [4, с. 111].

Таким образом, причины, которые могут «запустить» процессы обособления, весьма разнообразны. Более того, факторы сепаратизма взаимосвязаны между собой, и на практике это приводит к усилению их общего эффекта и тех последствий, к которым приводит отделение части территории от государства.

Обратимся к истории возникновения сепаратизма. Для изучения этого вопроса следует рассмотреть научную статью доктора политических наук, профессора МГИМО Т.В. Зоновой «От Европы государств к Европе регионов». Эта работа представляет интерес с той точки зрения, что автор не только предлагает нам познакомиться с историей зарождения и становления сепаратизма в Европе, но и проводит параллель с современными тенденциями регионализации [10].

Так, развитие сепаратизма в Европе можно разделить на три больших исторических периода: период формирования национальных государств, период между Первой и Второй мировыми войнами и, наконец, послевоенный период вплоть до современного периода.

Образовавшиеся в период Нового времени государства были созданы в результате национально-освободительной борьбы за суверенитет. Точкой отсчета можно считать заключение Вестфальского мира - Оснабрюкское и Мюнстерское соглашения, подписанные 15 мая и 24 октября 1648 года. По мнению Т.В. Зоновой, именно данные мирные соглашения заложили основы секуляризации суверенитета государств [10, с. 56]. Действительно именно к этому периоду относится становление независимых национальных государств, что впоследствии явилось одной из характерных черт Нового времени. Например, именно после заключения Вестфальского мира в 1648 г. Голландия и Швейцарский союз получили суверенитет и стали независимыми государствами [10, с. 56].

Значительное снижение авторитета абсолютистских монархий и создание парламентов, представительных органов власти, привели к демократизации общества и послужили одной из причин создания независимых государств.

Показательным примером является чартизм - политическое и социальное движение в Англии середины XIX в., результатом которого стала избирательная реформа 1832 г. Он ещё раз подтверждает тезис о том, что национальное государство только тогда может быть суверенным, когда единственным источников власти является народ.

Наиболее интересным историческим периодом становления сепаратизма является переходный период в промежутке между двумя мировыми войнами. Т.В. Зонова отмечает, что «в Европе этот процесс развивался особенно интенсивно при складывании Версальской системы после Первой мировой войны. Его следствием явилось крушение сразу четырех империй: Германской, Австро-Венгерской, Оттоманской и Российской» [10, с. 59].

В период между войнами не только трансформировалась политическая карта мира (образовывались новые государства, части территорий и целые государства входили в состав существующих), но и значительно менялась политическая ситуация (возникли тоталитарные и диктаторские режимы).

После Второй мировой войны Западная Европа представляла собой обширную территорию, на которой располагались 43 государства и около 70 этносов. Практически во всех государствах население неоднородно, рядом сосуществуют различные этносы и религии. Именно это и привело к тому, что, оправившись от последствий войны, сепаратистские процессы по всей Европе «запустились» с новой силой. Очаги сепаратизма возникли в Великобритании (проблема Северной Ирландии и Шотландии), Испании (Страна Басков), Франции (Корсика), Бельгии и др. И как мы видим, ситуация до сих пор далека от окончательного разрешения.

И среди приверженцев независимости нет единства. Так, сепаратисты весьма категоричны и радикальны, отвергая возможность каких-либо уступок, ущемляющих их интересы. В то же время сторонники автономии открыты для диалога, стремятся учитывать не только национальные, но и общеевропейские интересы, что в целом разумно и логично [10, с. 57].

Неутешительной тенденцией развития сепаратизма является тот факт, что зачастую радикально настроенные сторонники независимости не ограничиваются парламентскими формами борьбы за расширение политических прав национальных меньшинств, а прибегают и к экстремизму.

Сепаратизм - весьма актуальная проблема современных международных отношений и обеспечения территориальной целостности государств. Причины, по которым народы в различных регионах мира стремятся обрести независимость и образовать государство, различны, однако это неизменно приводит к нарушению территориальной целостности государства и межэтническим конфликтам. Учитывая вовлеченность в сепаратизм самых различных государств, стремящихся извлечь для себя пользу из напряженной ситуации в отдельно взятой стране, данное явление в какой-то степени может быть причислено к глобальным проблемам.

В странах Западной Европы сепаратизм имеет долгосрочную политическую традицию и чаще всего унаследован от эпохи создания централизованных национальных государств XV-XVIII вв., он находит себе опору в этнических, религиозных, историко-культурных меньшинствах.

Думается, что сепаратизм - крайняя форма реализации права народов на самоопределение, угрожающее не только внутренней целостности государства, но и зачастую международной обстановке. Право на самоопределение может быть реализовано и без ущерба суверенитету, например, расширяя участие различных национальных групп в политической жизни и в управлении государством.

Литература

1. Попов Ф.А. Сецессионизм как угроза безопасности // Восточная аналитика. -2011. - № 2. - С. 84-93.

2. Остроухов Н.В. Сепаратизм и противодействие ему: международно-правовые аспекты и основные направления международного сотрудничества // Вестник ВолГУ. -Сер. 5: Юриспруденция. - 2013. - № 4. - С. 131-136.

3. Клачков П.В., Подъяпольский С.А. Эффективное противодействие сепаратизму в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. -С. 920.

4. Баранов А.В. Сепаратизм в современном мире: политико-территориальный аспект // Человек. Сообщество. Управление. - 2005. - № 3. - С. 107-123.

5. Бьюкенен А. Сецессия: право на отделение, права человека и территориальная целостность государства / пер. с анг. Фурман Е.; науч. ред. Фурман Д. - М.: Рудомино, 2001. - 239 с.

6. Захаров А. Очерки современного федерализма. - М., 2003.

7. Явкин Н.В. Проблема обеспечения единства и территориальной целостности государства в условиях борьбы народов за самоопределение: автореф. дис. ... канд. полит. наук. - Н. Новгород, 2004.

8. Рогов И.И. Политические системы империй в контексте исследований зарубежной социологии государства: обзор дискуссии первого десятилетия XXI века // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. - 2013. - № 4. - С. 82-88.

9. Скулаков Р.М. Последствия агрессии Грузии и формирование государственной границы между Российской Федерацией, Грузией, Южной Осетией, Абхазией (о некоторых современных военных проблемах международного права) [Электронный ресурс] // Электронное научное издание «Военное право». - 2013. - Вып. № 3. - URL: http://www.voennoepravo.ru/node/5145 (дата обращения: 10.12.2014).

10. Зонова Т.В. От Европы государств к Европе регионов? // Полис. - 1999. - № 5 -С. 56-60.

Поступила в редакцию 30 января 2015 г.

UDC 341.1/8

Separatism as a threat the territorial integrity of the state R.M. Skulakov

Non-departmental Institute of Safety and Investigation, Russia, 111141, Moscow, Perovsky Str, 50, Corp.1; romans231078@gmail.com

Importance. Tensions arise around the world. The clashes of interests of States in economic, geopolitical, military matters are accompanied by conflicts. Peaceful means of settling international disputes do not find their proper implementation, the speed increasing conflict is so great that diplomatic means is activated after the death of large numbers of citizens. The need for characterization of separatism emerged for a long time, because it is often deliberately replace the right of people to self-determination. Conflicts can be observed skillful interference in the internal Affairs of the state, provoking domestic unrest, which may lead to violation of territorial integrity. The obvious is the hardest situation in the world regarding the assessment of conflict situations associated with trying several areas from the States. Many States with the threat of territorial offices of the individual regions are very moderate apply to the assessment and proposals for the resolution of this conflict in other States. Other States seeking to destabilize the situation in the region opposite to safely support separatism. In the absence of legal regulation of the right of peoples to self-determination and the principle of territorial integrity of States, an important objective characteristic of separatism as a threat to the integrity of the state.

Objective. The article explores the concept, causes and development of separatism in the states. The author examines the duality of separatism in international legal theory, where the threat is detected territorial integrity of States and the international situation as a whole.

Methods. In the work with the help of scientific analysis, deduction and special legal (legal, historical, formal-legal) methods carried out a study of the concept of «separatism», assessed the implementation of separatist movements as a threat to the territorial integrity of States.

Results. The conclusion is that in this century, and probably in the future, separatism is a convenient means of destabilization of the situation in the States. The article shows the historical roots of separatism, are historical facts, opinions of scientists. In the description of separatism is detected and political entity. As a matter of priority may suffer Plurinational state, they, on the part of the States concerned, the easiest way to provoke protest conflicts, the national liberation movement.

Keywords: separatism, territorial integrity of the State, the right to self-determination, decolonization, national minorities, ethnic conflicts.

Received 30 January, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.