Научная статья на тему 'Сент-Экзюпери: философия и космология творчества'

Сент-Экзюпери: философия и космология творчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2733
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сент-Экзюпери: философия и космология творчества»

следовал всю жизнь: «Нет, это бесконечное стремление бог вселил в душу поэта не для того только, чтобы немногие радовались ему, оно должно ... объять весь мир. и вновь дать ему Свободу. Это не цель, а сущность поэзии... я только об одном молю бога: дай мне возможность остаться тем, кем я могу быть»9.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. EicIiendorlT J. v. Gesammelte Werke.../Hrsg. vonW. Mauser. - Regeiisbuig, 1970. - Bd. IX.

- S. 289.

2. Klein J. Geschichte der deutschen Novelle von Goethe" bis zur Gegenwart. - Wiesbaden, 1956. - S. 126.

3. F.ichendorff J. v. Gesammelte Werke.../Hreg. von W. Mauser. - Regeiisbuig, 1970. - Bd. IX.

- S. 533.

4. Eichenclorff J. V. Werke in einem Hand. - Mönchen, 1955. - S. 1366.

5. EicIiendorlT J. v. Erzählungen und Gedichten. - Berlin, 10X4. - S. 201. /П дальнейшем эта нолелла -Энхегаорфа цитируется но данному изданию с указанием номера страницы в тексте статьи в скобках/.

6. Нбвалнс. Фрагменты // Литературная теория немецкою романтшма / Док. под ред. И. Я. Беркоиского - Л., 1934.1- С. 127.

7. Kunz J. F.ichendorir. Höhepunkt Und Krise der Spätromantik. - Obeinisel. 1951. -. S. 141.

8. EicliendorfT J. v. Gesammelte Werke: In 3 Bdn . - Berlin, 1962. - Bd. 3. - S. 672.

9. EicIiendorlT J. v. Op.' cit. - S. 615.

Л. Г. АЛЕКСАНДРОВ

СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ:

ФИЛОСОФИЯ И КОСМОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА

В историю мировой культуры Антуан де Сент-Экзюпери вошел не только как писатель, публицист, общественный деятель, но и как философ-гуманист с очень своеобразным мировоззрением, связанным, с одной стороны, с коренными устоями человеческого существования, а с другой, с глобальным, вселенским, космическим видением мира. Сложно сказать, чего больше в его размышлениях - рациональности, экзистенциального!или космич-ности. Главное (незаконченное) философское произведение Экзюпери «Цитадель», представляющее собою попытку создания своей «человеческой» Библии (или, судя по персонажам и атмосфере произведения, скорее, Корана), написано под значительным влиянием Ф. Ницше. Однако при общей дидактичности писатель чаще всего воздерживается от оценок бытия, переходя с «земного» на чуть более высокий уровень его осмысления.

Мы вполне можем говорить о космичности творчества и мировоззрения Сент-Экзюпери. Образ-символ звезды, столь характерный для всего творчества писателя, не только художественное средство, но и одно из наиболее простых средств выражения оккультно-философского принципа человека-микрокосмоса. Звезда представляет собой не астрономический объект, а некий идеальный смысл и цель человеческом жизни. Космичен и уходящий корнями и древнюю китайскую философию так называемый принцип двойственности, полярности бытия, который проходит сквозь многие литературно-философские размышления Экзюпери, начиная с «Ночного полета» (1, 73). В «Цитадели» возникает многозначный философский символ - символ Дерева, воплощения Космоса, вечного возрождения, средоточия и опоры Вселенной. Именно в таком виде существовал культ Дрена жизни в оккультной философии древних кельтов, славян, а также на Востоке. «Человек подобен дереву, дерево подобно космосу, значит, и человек подобен космосу». Экзюпери пытается устами князя (центрального персонажа «Цитадели») внушить необходимость «осознать себя веткой маслины», ибо «дерево - это мощь, которая медленно сходится с небом» (2, 190).

9 Зак, 2967.

65

Предметом космической философии является связь Времени и Космоса с жизнью человека. Время - субстанция, ощущаемая философом Экзю-перимистически-религиозно. Темне менее, философия его не укладывается ни в рамки оккультизма, ни в рамки каких-либо иных философских или религиозных систем.

По воспоминаниям одного из лучших биографов Сент-Экзюпери, Жоржа Пелисье, ончитал малоизналвсе. В его библиотеке постоянными были лишь 6-7 книг по философиии литературе, и между прочими - книга популярного английского астрономаи физика Эдцингтона (3,257). В его кочевойжиз-ни (летчиком он путешествовал в Испанию, Алжир, Германию, Аргентину, США) было несколько «темных», неисследованныхпериодов, когдазнаком-ство с основами оккультной философии было принципиально возможно. Это его богемная жизнь во время учебы в Академии Искусств Парижа, это и работа начальником африканского аэропорта, когда Экзюпери познакомился с арабским языком, традициями и обычаями поселенцев и кочевников. Друзья знали удивительные способностиЭкзюпери в графологии. В знакомстве с мистическимикатегориямиисимволамикакую-то роль могла сыграть жена писателя, Консуэло. По свидетельству К. А. Куприной, она была даже в большей степени мистичной и загадочной, чем Антуан; изучала персидский язык, чтобы переводить классиков, шокировала окружающую богему общением на чересчур «высокие» темы (4,149).

Обратимся к самому любимому для большинства читателей произведению Экзюпери - аллегорической сказке-притче о Маленьком принце. В ней, на наш взгляд, присутствует символика, которая не дает ничего особенного детскому восприятию, но представляет некоторый интерес для исследователя-философа.

Вспомнимпервыйрисуноквкнижке (принадлежащий, какивсе остальные, самому автору) - «удав, глотающий хищного зверя». В «хищном звере» можно опознать хорька или какого-то другого грызуна. Возможен ли в рисунке «скрытый смысл»? «Маленькийпринц»былнаписанвконце 1941 года (год Змеипо восточному календарю). Самписатель родился в 1900 году (год Крысы). Образ «змеи» повторяется в сказке еще трижды (то есть всего четыре раза). Интересно, что за свою жизнь Сент-Экзюпери пережил именно четыре года Змеи, четыре незаконченных цикла восточного календаря. Четвертая встреча Маленького принца со змеей стала последней; четвертый год Змеи, 1941-й, стал последним годом Змеи для Сент-Экзюпери.

Может быть, писатель хотел символически зашифровать время написания сказки? Или аллегорически описать свои состояния и предчувствия того времени? Это вполне вероятно. Заметим, в какой критической ситуации изображена на рисунке Крыса (грызун). Символ «змеи» в некоторых африканских религиях означает источник мудрости и бессмертия, некие волшебные силы восстановления (считается, что именно она принимаетребенка от Бога и пер едает р од отелям). В других оккультныхтрадициях это символ тайны, смерти, загадки жизни'и смерти (подобные мотивы звучат еще в романе « Южный почтовый»). В любомслучаесимвол(атакжеигод) Змеинесетвсебе некую напряженность, фатальность, мистичность (фатальным оказался этот год, например, в истории России - 1905,1917,1941,1953...). Крыса и Змея, кроме того, в оккультизме - взаимно неприемлемые, «диссонансные» символы. Судя по письмам друзьям и знакомым (Л. Галантьеру, Ж. Пелисье и др.), написанным в 1941 году, жизнь Экзюпери постепенно превратилась в депрессию, в «странную, неотвязную болезнь - всеобщее безразличие» (2,96).

Сказка написана именно в таком состоянии, и неудивительно, что в ней бедную «крысу» то глотают, то хотятсудитьнеизвестно за что(Хглава), приговаривая к смертной казни.

Возможно также, что в целом сказка - это художественное осмысление некоторых «космических» канонов. Выбранная форма повествования дает болъшиевозможностидля философского обобщения и типизациисимволов. Безусловно, многие типические персонажисказки олицетворяют, по системе ценностейписателя, какие-то человеческие свойства, слабосгиипороки. Без летчика, отождествляемого с авторским «Я», всего их ровно двенадцать, включая самого Маленького принца. Это число наталкивает на мысль о связи с двенадцатью зод шкальными типами. Зная закономерности общеизвестной системы зодиака, можно без труда выявить эти связи: например, Маленький принц - тип Рака (символ детства), Роза - Весы (символ женственности), Король - Л ев (символ властолюбия), фонарщик - Деиа (тип, для которого характерны чувство долга и любовь к работе), Змея - Скорпион (также скрывающий разгадку жизни и смерти), Торговец - Телец (символ богатства) ит. д. У Стрелочники есть общие черты с типом Стрельца. При этом возможна игра слов с корнем «стрел» (во французском языке слова «стрелочник» - aiqu-Шеиг - и «стрела», являющаяся оккультным символом Стрельца, - а'щиШе -как и в русском, однокоренные).

Параллели будут прослеживаться втомслучае, если мы возьмемдля сравнения Восточный 12-годичныйцикл(аналогзодиака). Фонарщик будет характерологически соответствовать Петуху, также исправно «отмечающему» время суток; Лис - хитрой и ласковой Обезьяне. В Честолюбце мыувидимтип Лошади, в Деловом Человеке -типСобакиит.д. И сюжетная структура опять-таки будет соответствовать «календарной».

Философская оккультная система зодиака универсальна. Она представляет не только 12 типов, 12 начал существования, но и 12 фаз циклического развития человека (или человечества). Обратимся опять к началу сказки.

- Пожалуйста, нарисуй мне барашка...

Это первые слова, с которыми Маленький принц обращается к летчику, потерпевшему аварию впустыне. Вновь символическая загадка. Невозможно понять детскую психологию. Почему барашек, а не змея, лисица или роза? Ведьдо момента встречи с летчиком, еслисудитьпо сказке, Маленький принц не втречался с ба рана ми. Упоминанием о барашке заканчивается и последняя глава: «Взгляните нанебоиспроситесебя:живалита роза или ее уже нет? вдруг барашек ее уже съел? И вы увидите: все станет по-другому. И никогда ни один взрослый человекне поймет, как это важно» (5,187).

«Точкой отсчета» зодиака является Овен, которым начинается и заканчивается солнечный год. Овен - вреальностипросто баран, «барашек». Может быть, ход сказочного повествования - это зашифрованный путь развития человека в образе Маленького принца? Сюжетно-смысловая линия оказывается также сходной с оккультной концепцией развития. Ступени знакомства маленького героя с розой, змеей, эхом, лисом, торговцем, притча о баобабах, любовь к наблюдению за заходом солнца составляют полный цикл философского осмысления пройденного периода. В финале Маленький принц говорит: «Завтра год, как я на Земле. Я упал совсем близко отсюда... Моя звезда станет как раз над тем местом, где я упал год назад...»

Космичность сказки многопланова и замысловата. Зашифровав философские аллегории в тексте сказки, Экзюпери, конечно, не предполагал полноту раскрытия их смысла. На это повлияла краткость, «притчевость» самой формы, жанра. Скорее, поэтизация древних оккультных мифов была для него оригинальным средством изображения и отнюдь не целью произведения..

9*

67

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Буковская А. Сент-Экзюпери или парадоксы гуманизма. - М.: Радуга, 1983.

2. Сент-Экзюпери А. Военные записки 1939-1944. Художественная публицистика. Цитадель.- М.: Процесс, 1986.

3. Пелисье Ж. Пять обликов Сент-Экзюпери//Сент-Экзюпери А. Планета людей. - М.: 1970.

4. Мижо М. Сент-Экзюпери. - М.: Молодая' гвардия, 1965.

5. Сент-Экзюпери Д. Планета людей. Маленький принц. - М.: Знание, 1977.

6. Сент-Экзюпери А. Избранное. - М., 1987.

7. Григорьев В. П. Антуан Сент-Экзюпери. - Л., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.