ИСТОРИЯ
УДК 930.26
М.Р. Гисматулин*
СЕНГИЛЕЕВСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ВОЛЖСКОГО ТОРГОВОГО ПУТИ
Статья посвящена Сенгилеевскому поселению, расположенному в Ульяновской области. Памятник датируется X— XIV вв. На поселении найдены клад украшений XI—XII веков, импортные изделия.
Ключевые слова: археология, Среднее Поволжье, Волжская Булгария, Волжский торговый путь.
С глубокой древности Волга с ее многочисленными притоками способствовала установлению контактов и связей между самыми отдаленными регионами Евразии. В эпоху Средневековья Волжский путь становится важной транспортной и торговой магистралью. С X в. важную роль в международной торговле начинает играть Волжская Булгария, установившая устойчивые торговые связи с Древней Русью, Прикамьем, Византией, Закавказьем, Средней Азией, а также другими государствами и землями.
К числу ярких средневековых памятников Ульяновского Поволжья, расположенных на Волжском торговом пути, относится Сенгилевское поселение. Основным источником для изучения материальной культуры данного памятника являются археологические материалы, представленные в коллекции Сенгилеевского районного краеведческого музея им. А.И. Солуянова [1, с. 285—304].
Правобережная часть Ульяновской области входит в состав Приволжской возвышенности с выходящими к Волге Ундоровскими, Кременкскими и Сенгилеевскими горами, склоны которых расчленены многочисленными оврагами и балками. Средневековые поселения, расположенные вдоль правого берега Волги, тяготеют к удобным подходам к реке. Они, как правило, приурочены к местам впадения в Волгу широких оврагов и речных долин небольших волжских притоков [2, с. 5].
Город Сенгилей располагается на правом берегу Волги в долинах двух небольших рек Сенгилейки и Тушонки, на их очень узком и сильно сниженном водоразделе [3, с. 118]. Сенгилейка и Тушонка делят Сенгилей на три части — Центральную, Выборную и Бутырскую. В краеведческой литературе за дату основания Сенгилея принят
* © Гисматулин М.Р., 2014
Гисматулин Марат Рашитович ([email protected]), заведующий отделом истории, Ульяновский областной краеведческий музей, 432601, Российская Федерация, г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 3/4.
1666 г., когда в междуречье Сенгилейки и Тушонки возникла Сенгилеевская станичная слобода [4, с. 22]. В конце XVII в. возникли две новые слободы: за речкой Тушонкой — Выборная, а за Сенгилейкой — Бутырская. В 1780 г. село Покровское (Сенгилеевка), состоящее из трех Сенгилеевских слобод — Станичной, Выборной и Бутырской, — обрело статус уездного города Симбирского наместничества и было официально переименовано в Сенгилей [4, с. 32—33].
В выписях из межевых книг второй половины XVII в. имеются сведения о существовании старого городища, рядом с которым, вероятно, и возникла Сенгилеевская станичная слобода. В грамоте о наделении сенгилеевских казаков землями станичных татар и чуваш, датированной 1679 г., в качестве межи отводимой земли названо городище, расположенное «промеж речек Сенгилейки и Тушнянки на берегу Волги реки» [5, с. 27].
Среди археологических материалов, хранящихся в фондах Сенгилеевского районного краеведческого музея, особый интерес представляет клад серебряных изделий Х!—ХП вв. В музейной документации информация об обстоятельствах обнаружения клада крайне скупа. Известно, что он был найден на Выборной стороне Сенгилея и поступил в музей в 1986 г. В небольшом глиняном горшочке находились три плетенных браслета со вставками (инв. №№ СКМ 6192-6194), два височных кольца с напускными шаровидными бусинами (инв. №№ СКМ 6195-6196), большое количество серебряного лома и мелких фрагментов слитков, а также три мелких фрагмента монет (в том числе, западноевропейской) [1, с. 287—288].
Подавляющая часть находок эпохи Средневековья была выявлена в Центральной части Сенгилея, прилегающей к Куйбышевскому водохранилищу. При снижении уровня водохранилища здесь образуются отмели, на которых встречается обширный подъемный материал. В меньшем количестве средневековые находки выявлены на Бутырской и Выборной стороне Сенгилея.
Коллекция археологических материалов включает в себя керамические изделия (фрагменты лепных и гончарных сосудов, глиняные пряслица), изделия из железа (топоры, кресала, ножи, наконечники стрел и др.), цветных металлов (поясные накладки, привески), кости (отметим петлю для подвешивания колчана).
В состав подъемного материала, происходящего с территории памятника, входят сравнительно многочисленные импортные изделия, в том числе являющиеся нетипичными для рядовых сельских поселений.
Древнерусские изделия представлены в коллекции амулетом-топориком, фрагментом семилопастного височного кольца и шиферными пряслицами (учтено 22 целых и 4 в обломках).
Среди предметов византийского импорта наиболее многочисленную группу составляют треугольные в поперечном сечении бусины коричневого и темно-коричневого цветов с тремя желтыми или желто-зелеными глазками. Всего в коллекции представлено более 40 бусин данного типа, что составляет более половины от числа всех учтенных на памятнике средневековых стеклянных бусин. В Среднем Поволжье наибольшее количество треугольных бусин происходит с Измерского селища — крупнейшей торгово-ремесленной фактории конца Х—Х! вв. [6, с. 100—103].
Остальные средневековые полихромные бусины представлены в Сенгилее единичными экземплярами. В их числе круглая в поперечном сечении бусина с черной основой и слоисто-щитковыми глазками, расположенными диагональными рядами. Каждый глазок состоит из четырех слоев: изнутри голубое ядро, потом белый, коричневый и еще раз белый. Бусины данного типа являются, вероятно, продукцией ближневосточных мастерских [7, с. 56].
В центральной части Сенгилея к настоящему времени найдено четыре фрагмента стеклянных браслетов, имеющих византийское или закавказское происхождение.
Украшения из камня представлены сердоликовой бусиной в форме усеченного эллипса и лазуритовой вставкой миндалевидной формы.
Среди керамического материала особо следует отметить находки фрагментов трех сероглиняных сфероконусов среднеазиатского или закавказского происхождения, относящихся к домонгольскому периоду. На одном из сфероконусов процарапан знак в виде вертикальной петли.
В сенгилеевской коллекции имеется шесть пробирных камней, являющихся необходимым атрибутом ювелира [6, с. 156—157].
Торговый инструментарий поселения представлен двумя бронзовыми весовыми гирьками в форме усеченной пирамиды весом 26,66 и 27,34 г.
Важное значение для датировки Сенгилеевского поселения имеет нумизматический материал. Наиболее ранней находкой является медная литая монета Херсонеса времени императора Константина VII Багрянородного (выпуск 920—944 гг.) [8, с. 163], происходящая из Центральной части Сенгилея.
К золотоордынскому периоду относятся пять джучидских монет. Все они были найдены на размытой Куйбышевским водохранилищем части памятника. Две монеты обнаружены на Бутырской стороне в районе ул. Саблина (серебро: Ариг Буга каан, Булгар, б.г.; Токтамыш, Крым, б.г.), три — в Центральной части Сенгилея (серебро: Джанибек, Сарай ал-Джадид, 747 г.х.; медь: Джанибек, Сарай ал-Джадид, 743(?) г.х.; Токтамыш, Сарай ал-Джадид, 795 г.х.). Таким образом, представленные в коллекции монеты датируются с 60-х гг. XIII в. до 90-х гг. XIV в.
Подавляющая часть археологических материалов, выявленных на территории Сен-гилеевского поселения, датируется Х!—ХП вв. Однако возникновение памятника относится, вероятно, к более раннему времени — не позднее второй половины Х в. После монгольского нашествия жизнь на поселении продолжилась, что подтверждается, прежде всего, нумизматическим материалом.
Правобережная часть Ульяновской области (особенно в пределах Волго-Свияжско-го междуречья) насыщена разнообразными археологическими памятниками эпохи Средневековья.
В радиусе 20—23 км от Сенгилея (т. е. на расстоянии одного дня пути) известно несколько булгарских городищ — Новослободское, Буеракское, Елаурское, Никольское (Кротково), Бектяшское, Криушское II, а также более десятка селищ, материалы которых датируются X—XV вв. Два городища — Новослободское и Буеракское — удалены от Сенгилея всего на 8 км. Отметим также Сенгилеевский клад золотоор-дынских монет конца XIV — первой четверти XV в., обнаруженный в 1956 г. в 15 км к западу от г. Сенгилея [11, с. 217].
На протяжении всего Средневековья помимо речного волжского пути существовали и меридиональные сухопутные дороги [2, с. 6]. Правобережная сухопутная дорога, расположенная на некотором удалении от берега Волги, связывала лесные районы Среднего Поволжья и Волго-Камья с Нижним Поволжьем, Кавказом и Крымом.
В 22,5 км к югу от Сенгилея на правом берегу Волги находится Бектяшское городище, являвшееся одним из пунктов остановки торговых караванов. За пределами Ульяновской области сухопутная правобережная дорога шла в сторону Самарской Луки и далее на юг [2, с. 7].
В 22 км к северо-западу от Сенгилеевского поселения располагается городище Кри-уши II (Арбужское городище). В настоящее время памятник располагается на мысу, образованном р. Арбужкой и Криушинским Затоном Куйбышевского водохранилища. Городище идентифицируется со средневековым поселением «Касар де Арабух» (саБаг ёе агаЬиЬ), отмеченным на карте братьев Пицигани 1367 г. По предположению А.Х. Ха-ликова в районе городища Криуши II в средние века находилась правобережная часть
важной переправы на пути из Булгара в Киев и другие западные земли [9, с. 164]. Переправа сохраняла важное значение и в золотоордынское время.
Одна из вероятных средневековых переправ через Волгу могла находится и в районе Сенгилея. Напротив Сенгилея (на левом берегу Волги) на расстоянии 300 м друг от друга располагались Белоярское I и II городища, к настоящему времени полностью разрушенные Куйбышевским водохранилищем [10, с. 278—279]. Подобная концентрация городищ может свидетельствовать об особом значении подходов к реке на данном участке.
Возникновение и развитие средневекового Сенгилеевского поселения, на наш взгляд, необходимо рассматривать в тесной связи с функционированием Волжского торгового пути. Выгодное географическое расположение способствовало вовлечению его населения в торговлю, в том числе и международную.
Библиографический список
1. Гисматулин М.Р., Крылов Ю.В. Материальная культура средневекового Сенгилеевского поселения // Краеведческие записки. 2012. Вып. 15. С. 285—304.
2. Вискалин А.В. К вопросу о формировании важнейших путей Симбирского-Ульяновского Поволжья // Краеведческие записки. 2005. Вып. 10. С. 3—11.
3. Средняя Волга: геоморфологический путеводитель. Казань: Изд-во Казанского университета, 1991. 148 с.
4. Рябов В.А. Сенгилей (заметки о прошлом уездного города). Ульяновск: Симбирская книга, 1994. 146 с.
5. Исторические и бытовые материалы конца 17-го начала 18-го столетия // Материалы для истории и статистики Симбирской губернии. Вып. 2. Симбирск, 1866.
6. Валиулина С.И. Стекло Волжской Булгарии (по материалам Билярского городища). Казань: Изд-во Казанского университета, 2005. 280 с.
7. Калмер Й. Ранние бусы из раскопок древней Казани // Средневековая Казань: возникновение и развитие. Материалы Международной научной конференции. Казань, 1—3 июня 1999 года. Казань: Мастер Лайн, 2000. С. 54-58.
8. Анохин В.А. Монетное дело Херсонеса (IV в. до н. э. — XII в. н. э.). Киев: Наукова думка, 1977. 205 с.
9. Моця А.П., Халиков А.Х. Булгар — Киев. Пути — связи — судьбы. Киев: Редакционно-издательский центр Института археологи НАН Украины, 1997. 191 с.
10. Буров Г.М. Археологическая карта Ульяновской области. Симферополь, 1977. Машинопись. Научный архив Ульяновского областного краеведческого музея.
11. Федоров-Давыдов Г.А. Находки джучидских монет // Нумизматика и эпиграфика. 1963. Т. IV. С. 165—221.
References
1. Gismatulin М.Я., Krylov Yu.V. Material culture of medieval Sengiley settlement. Kraevedcheskie zapiski [Regional natural history notes]. 2012. Issue 15. Pp. 285—304 [in Russian].
2. Viskalin A.V. On the formation of the most important ways of Simbirsk-Ulyanovsk Volga Region. Kraevedcheskie zapiski [Regional natural history notes]. Issue 10. 2005. Issue 10. Pp. 3—11 [in Russian].
3. Mid—Volga Region: geomorphological guide. Kazan: Izd-vo Kazanskogo universiteta, 1991, 148 p.
4. Ryabov VA. Sengiley (notes about the past of a district town). Ulyanovsk: Simbirskaya kniga, 1994, 146 p. [in Russian].
5. Historical and domestic materials of late 17th — early 18th century. Materialy dlia istorii i statistiki Simbirskoi gubernii [Materials for the History and Statistics of Simbirsk province]. Issue 2. Simbirsk, 1866 [in Russian].
6. Valiulina S.I. Glass of Volga Bulgaria (on the materials of Bilyar settlement). Kazan: Izd-vo Kazanskogo universiteta, 2005, 280 p. [in Russian].
7. Calmer J. Early beads from the excavations of ancient Kazan. Srednevekovaia Kazan': vozniknovenie i razvitie. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Kazan', 1-3 iiunia 1999 goda [Medieval Kazan: emergence and development Proceedings of the International Scientific Conference]. Kazan, June 1-3, 1999. Kazan: Master Lain, 2000, pp. 54—58 [in Russian].
8. Anokhin V.A. Coinage of Chersonese (IV century BC — XII century). Kiev: Naukova dumka, 1977, 205 p. [in Russian].
9. Motsya A.P., Khalikov A.Kh. Bulgar — Kiev. Ways — communication — fates. Kiev: Redaktsionno-izdatel'skii tsentr Instituta arkheologi NAN Ukrainy, 1997, 191 p. [in Russian].
10. Burov G.M. Archaeological Map of the Ulyanovsk Region. Simferopol, 1977, Typewriting. Scientific archive of Ulyanovsk Regional Museum of Local Lore [in Russian].
11. Fedorov-Davydov G.A. Findings of Juchi coins. Numizmatika i epigrafika [Numismatics and Epigraphy], 1963, Vol. IV, pp. 165—221 [in Russian].
M.R. Gismatulin*
SENGILEY SETTLEMENT IN THE SYSTEM OF VOLGA TRADE ROUTE
The article is devoted to Sengiley settlement located in the Ulyanovsk Region. It is dated X—XIV centuries. On the settlement a treasure of jewelry of XI—XII centuries, import products were found.
Key words: archaeology, Middle Volga, Volga Bulgaria, Volga trade route.
* Gismatulin Marat Raskhitovich ([email protected]), head of the Department of History, Ulyanovsk Regional Museum of Local Lore, Ulyanovsk, 432601, Russian Federation.