Научная статья на тему 'Семья в условиях трансформации социальной структуры общества КНР'

Семья в условиях трансформации социальной структуры общества КНР Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
семья / семейные отношения / общество / гармония в семье / Китай / построение гармоничных семейных отношений / гармоничный симбиоз семейной сообщества / структура семьи / китайская семья в современных условиях / family / family relationships / society / harmony in the family / China / building harmonious family relationships / harmonious symbiosis of the family community / family structure / Chinese family in modern conditions

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жэнь Линлин

В данной статье рассматривается проблема семьи в условиях трансформации социальной структуры общества КНР. Статья нацелена на выявление новых акцентов развития семьи в современном Китае. Рассматриваются труды первых исследователей, занимавшихся изучением, анализом различных вопросов семьи. Определено, что в разное время социологами проводились специальные исследования, посвященные проблемам развития и функционирования семейных отношений с различных точек зрения. Многие ученые акцентируют внимание на влиянии индустриализации на структуру семьи, причем между структурой семьи и семейными отношениями существует взаимосвязь. Также в статье отдельное внимание отводится детерминирующим факторам развития семьи в современном Китае. По мнению автора статьи, модернизация общества во всем мире, развитие урбанизации и индустриализации привели к большей мобильности людей, большей свободе личности и глубоким изменениям в китайской семье под волной индивидуализации. Китайская семья переживает динамичный сдвиг в развитии от традиционной закрытости к открытости, демонстрируя многие схожие характеристики развития с семьями западных стран, что является социальной реальностью, которую нельзя игнорировать. Также в статье отмечается, что гармоничные семейные отношения являются основой единства семьи в Китае, они также способны преодолевать семейные кризисы, вызванные индивидуальными и внезапными событиями. Автор заключает, что гармоничные семейные отношения являются основой единства семьи в Китае, они также способны преодолевать семейные кризисы, вызванные индивидуальными и внезапными событиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family in conditions of transformation of the social structure of CPR society

This article examines the problem of family in the context of transformation of the social structure of Chinese society. The article is aimed at identifying new accents in family development in modern China. The works of the first researchers who studied and analyzed various family issues are considered. It has been determined that at different times sociologists conducted special studies devoted to the problems of the development and functioning of family relationships from various points of view. Many scholars focus on the impact of industrialization on family structure, and there is a relationship between family structure and family relationships. The article also pays special attention to the determining factors of family development in modern China. According to the author of the article, the modernization of society around the world, the development of urbanization and industrialization have led to greater mobility of people, greater personal freedom and profound changes in the Chinese family under the wave of individualization. The Chinese family is experiencing a dynamic developmental shift from traditional closedness to openness, exhibiting many similar developmental characteristics to Western families, which is a social reality that cannot be ignored. The article also notes that harmonious family relationships are the basis of family unity in China, they are also able to overcome family crises caused by individual and sudden events. The author concludes that harmonious family relationships are the basis of family unity in China, and they are also able to overcome family crises caused by individual and sudden events.

Текст научной работы на тему «Семья в условиях трансформации социальной структуры общества КНР»

Жэнь Линлин

Соискатель ученой степени кандидата социологических наук.

Бурятский государственный университет.

Семья в условиях трансформации социальной структуры общества КНР*

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема семьи в условиях трансформации социальной структуры общества КнР. статья нацелена на выявление новых акцентов развития семьи в современном Китае. Рассматриваются труды первых исследователей, занимавшихся изучением, анализом различных вопросов семьи. определено, что в разное время социологами проводились специальные исследования, посвященные проблемам развития и функционирования семейных отношений с различных точек зрения. Многие ученые акцентируют внимание на влиянии индустриализации на структуру семьи, причем между структурой семьи и семейными отношениями существует взаимосвязь. Также в статье отдельное внимание отводится детерминирующим факторам развития семьи в современном Китае. По мнению автора статьи, модернизация общества во всем мире, развитие урбанизации и индустриализации привели к большей мобильности людей, большей свободе личности и глубоким изменениям в китайской семье под волной индивидуализации. Китайская семья переживает динамичный сдвиг в развитии от традиционной закрытости к открытости, демонстрируя многие схожие характеристики развития с семьями западных стран, что является социальной реальностью, которую нельзя игнорировать. Также в статье отмечается, что гармоничные семейные отношения являются основой единства семьи в Китае, они также способны преодолевать семейные кризисы, вызванные индивидуальными и внезапными событиями. Автор заключает, что гармоничные семейные отношения являются основой единства семьи в Китае, они также способны преодолевать семейные кризисы, вызванные индивидуальными и внезапными событиями.

Ключевые слова: семья, семейные отношения, общество, гармония в семье, Китай, построение гармоничных семейных отношений, гармоничный симбиоз семейной сообщества, структура семьи, китайская семья в современных условиях.

Ren Lingling

Applicant for the academic degree of Candidate of Sociological Sciences Buryat State University.

Family in conditions of transformation of the social structure of CPR society

Abstract. This article examines the problem of family in the context of transformation of the social structure of Chinese society. The article is aimed at identifying new accents in family development in modern China. The works of the first researchers who studied and analyzed various family issues are considered. It has been determined that at different times sociologists conducted special studies devoted to the problems of the development and functioning of family relationships from various points of view. Many scholars focus on the impact of industrialization on family structure, and there is a relationship

* © Жэнь Линлин, 2024.

семья в условиях трансформации социальной структуры общества КнР

between family structure and family relationships.

The article also pays special attention to the determining factors of family development in modern China. According to the author of the article, the modernization of society around the world, the development of urbanization and industrialization have led to greater mobility of people, greater personal freedom and profound changes in the Chinese family under the wave of individualization. The Chinese family is experiencing a dynamic developmental shift from traditional closedness to openness, exhibiting many similar developmental characteristics to Western families, which is a social reality that cannot be ignored. The article also notes that harmonious family relationships are the basis of family unity in China, they are also able to overcome family crises caused by individual and sudden events. The author concludes that harmonious family relationships are the basis of family unity in China, and they are also able to overcome family crises caused by individual and sudden events.

Key words: family, family relationships, society, harmony in the family, China, building harmonious family relationships, harmonious symbiosis of the family community, family structure, Chinese family in modern conditions.

семейные отношения детерминируются множеством факторов. Гармония в семье напрямую зависит от того, в какой степени удовлетворяются эмоционально-психологические потребности супругов, включая потребности во взаимопомощи и взаимопонимании, в искренности отношений. на такие отношения влияют семейная культура, семейные обычаи и др. Внешние объективные факторы, влияющие на семейные отношения связаны с материальными условиями, политикой, экономикой, семейными структурами, социальной мобильностью [1, с 91].

изучение семейных отношений, как и любого социального феномена, требует совокупности соответствующих методов и подходов. отношения в семье, строящиеся на взаимопомощи, взаимном уважении, заботе и любви, повышают устойчивость ее членов к негативным внешним воздействиям. В этом случае семья выступает в качестве институциональной единицы. институциональный анализ дополняется микросоциологическими исследованиями жизненного цикла семьи, межличностных отношений членов семьи и семейного поведения.

В разное время социологами про-

водились специальные исследования, посвященные проблемам развития и функционирования семейных отношений с различных точек зрения.

В начале ХХ века китайская семья стала предметом интереса не только зарубежных антропологов, таких как Гэ сюепу (Daniel H.Kulpïï) и Oglu lang, но и китайских социологов, стоявших у истоков китайской социологии, таких как Гань наньинь, Ли Цзинхань и Пань Гуандань, это была важная отправная точка для изучения китайского общества [8].

Линь Жаохуа начал свое исследование китайского общества и семьи с изучения кланового общества и клановых отношений. По мнению современного ученого Мориса фридмана (Maurice Freedman: 1920-1975), генеалогия и родственные связи должны рассматриваться при изучении китайской культуры и общества [9].

они слишком тесно связаны с жизнью китайцев. фэй сяотун, один из основоположников китайской социологии и антропологии, также начал свою исследовательскую работу с китайской семьи. фэй сяотун неоднократно подчеркивал: «я изучал социологию и могу сказать, что начал

изучать общество с семьи». Автор отмечает, что традиционная китайская семейная культура накопила чрезвычайно богатое и относительно самостоятельное культурное содержание. Она передается из поколения в поколение в таких формах, как семейные обычаи, семейные правила и семейное воспитание. С точки зрения социологии, гармоничная семейная культура является одним из важнейших проявлений содействия благотворному функционированию общества и измерению социального прогресса; с точки зрения семейного воспитания, формирование гармоничной семейной культуры является важным способом содействия росту и успешности человека; гармоничные семейные отношения тесно связаны с семейной культурой. В книге «Цзэн Гуан Сянь Вэнь» говорится, что план семьи заключается в гармонии, а то, насколько гармоничной может быть семья, во многом зависит от качества отношений между мужем и женой. Муж и жена охраняют семью как единое целое и поддерживают ее функционирование.

С точки зрения экономики, брачные отношения - это, по сути, договорные отношения, скрепленные сексом и экономикой. Как утверждает большинство социологов и антропологов, сексуальный союз является более фундаментальной сущностью брачного контракта. При более глубоком исследовании экономической логики в брачных отношениях, можно обнаружить, что брак является одной из наиболее экономичных форм образа жизни и социальной организации. Брак выполняет множество экономических функций. Создание семьи посредством брака способствует разделению труда и распределению обязанностей между представителями обоих полов, что по-

вышает эффективность и тем самым способствует общему росту общественного богатства. Брак снижает стоимость жизни для обоих полов и увеличивает совместный заработок. Брак способствует эффективному сотрудничеству обоих полов в воспитании детей, сокращая тем самым временные затраты на их воспитание. Кроме того, эмоциональные требования, предъявляемые фиксированными сексуальными отношениями в браке, создают стабильные семейные отношения, что снижает затраты на управление обществом. Таким образом, суть брачных отношений с экономической точки зрения заключается в максимизации экономических выгод [12].

В Китае существует два вида исследований семейных отношений, один - это отношения между отцами и детьми, или изучение родительской власти. Другой вид - отношения между мужем и женой, или изучение законов справедливости в семейных отношениях и изменения супружеских отношений.

Отношения между мужем и женой являются самыми важными отношениями в семье и служат основой для других семейных отношений. Брак -это первый шаг в создании семьи, когда мужчина и женщина по своей воле и в соответствии с законом создают семейный союз как супруги. Гармония или разлад в семье зависит, в конечном счете, от качества отношений между мужем и женой. Гармоничные отношения между мужем и женой определяют счастье и стабильность семьи, а неспокойные отношения между ними приводят к семейным неурядицам. Отношения между мужем и женой - это основа семейных отношений в семье, а гармония между двумя людьми - необходимое условие семейной гармонии;

только при гармоничных отношениях между супругами можно создать благоприятную атмосферу в семье, лучше реализовать функцию семьи по поддержке пожилых и молодых людей.

Брак основан на природных признаках, но его существенные признаки

- это признаки социальные, имеющие определенное социальное содержание и зависящие от определенной социальной структуры, представляющие собой совокупность определенных материальных и идеологических общественных отношений. Вступая в брак, большинство людей, за исключением немногих, надеются, что их брак будет долговечным и стабильным [5, с. 12].

Брак - это также торжественное и важное событие для двух семей, и влияние этики брака может отражаться и сдерживаться со стороны психологии брака, выбора супруга, брачных обычаев и моделей брака. Брак и развод могут сильно изменить ход жизни человека и его роль в жизни. В китайском фольклоре существует поговорка о том, что брак для женщины

- это второе перерождение, и если она выберет не того человека, за которого выйдет замуж, то это отразится на ней до конца жизни.

Создание семьи начинается с заключения брака, а изучение отношений между мужем и женой - с выбора супруга, который всегда был важен для китайского народа и от которого зависит гармония будущих семейных отношений и качество брака. В жизни кажется, что выбор человека в качестве спутника жизни - это свободный выбор каждого человека, но на самом деле, выбирая супруга, невозможно не учитывать внешние факторы.

Известный социолог Ли Иньхэ в своей книге исследует большую семью в Пекине, включая воспроизводство

семейных линий, отношения между мужем и женой, отношения между родителями и детьми, отношения между братьями и сестрами, отношения между дедом и внуком, родственные отношения между родством родителей, родственные отношения между поколениями деда, ценность семьи. «Женщины Деревни Хоу - Гендерные властные отношения в сельской местности» - это исследовательский отчет, в котором анализируется структура семьи и гендерные властные отношения в обычной деревне, рассматриваются различные социальные роли женщин - как дочерей, жен и матерей - и изучается их роль в школьном образовании [10].

В исследовании рассматриваются различия во власти между женщинами и мужчинами с точки зрения школьного образования, занятости, брака, воспитания потомства, домашней работы и участия в социальной и политической жизни.

Кроме того, в известной статье Ли Инь «Структура семьи и изменения в семейных отношениях» анализируется выборка городских семей в Ланьчжоу с акцентом на четырех аспектах: структура семьи, отношения в паре, отношения между родителями и детьми и родственные отношения. исследование показало, что все родственные отношения отдалены друг от друга, за исключением родственников по прямой линии.

Отношения между родителями и детьми все еще сильно отличаются от индивидуалистических семейных отношений Запада, в Китае дети воспитываются родителями, когда они маленькие, и, в свою очередь, дети поддерживают своих родителей, когда те становятся старыми. среди последних работ китайских исследователей есть

работы междисциплинарного характера, включая социологию, антропологию и историю. Китайские ученые изучали семейную культуру, семейные отношения, структуру семьи и родословную с разных точек зрения.

Среди них такие социологические монографии, как «Социология семьи» Чжу Цян, а с точки зрения истории культуры - «Исследования брака, семьи и пола» Ли Тао, Сунь Вэй, Цай Ся и Цзя Дачжэн, «Духовные жизни, обряды и нравы китайцев» Лань Цзифу и Лю Цзэнгуй, «Китайская семья и общество» Ду Чжэншэн и «Долговечные и стабильные домашние правила (цзяфэн)» Цзэн Шицян. Книга «Если в семье царит мир, то все процветает - семейный ход жизни» Ван Цзиман и Пэн иньни построена с точки зрения жизненного хода человека после вступления в отношения и брак, в ней обсуждаются социальные роли и обязанности человека, регулирование отношений между мужем и женой, решение семейных проблем, общение родителей с детьми и уход за пожилыми людьми.

В работе Вэнь Хуа на основе теоретического подхода к социологии и информации, полученной в ходе полевых исследований, обсуждается практический путь создания семьи с точки зрения факторов, влияющих на меж-поколенческие семейные отношения, семейный статус женщин, поддержку пожилых людей в семьях с «опустевшим гнездом», сплоченность семьи и взаимодействие поколений [12].

Многие ученые акцентируют внимание на влиянии индустриализации на структуру семьи, причем между структурой семьи и семейными отношениями существует взаимосвязь.

Например, Ван Юешэн в статье «Анализ изменений структуры семьи в современном Китае», «Анализ изме-

нений структуры семьи в городском и сельском Китае - на основе данных переписи населения 2010 г.», делает вывод о развитии миниатюризации структуры семьи в Китае и предлагает продвигать организацию общественных служб для семей, сократить географическое разделение между работниками и их членами семьи, создавать условия для укрепления и совершенствования межпоколенных семейных отношений.

В статье «Родственные отношения в китайских городских семьях на основе исследования структуры семьи и семейных отношений в пяти городах» родство китайских городских семей рассматривается в аспекте традиций и современности и делается вывод о том, что родство китайских городских жителей имеет свою логику изменения и развития, а связь между ним и факторами современности не является просто линейной или взаимоисключающей.

Есть статьи, посвященные изучению влияния структуры семьи на отношения между родителями и детьми, отношения между поколениями, а также на образование и развитие молодежи. Есть также статьи, посвященные изучению влияния структуры семьи на отношения между родителями и детьми, отношения между поколениями и образование и развитие подростков, исследования, использующие теории власти и ресурсов для объяснения отношений между мужем и женой, исследования с точки зрения системы показателей гармоничных семей и механизма ее влияния, построения гармоничных семей, а также исследования, использующие различные теоретические взгляды на отношения между мужем и женой, такие как взгляд функциональной теории на

роли мужа и жены и межпоколенче-ские отношения. сочетание семейной и социальной стратификации позволяет изучить влияние семейного происхождения на отклонение в образовании, а новая перспектива теории поля

- интерпретировать региональные различия в практике семейного образования фермеров.

фэн Сяотянь занимается изучением последствий политики «одна семья

- один ребенок» и порожденных ею семейных и социальных проблем [3, с. 7].

Еще с точки зрения отношений «индивид-сообщество» анализируется путь строительства семьи.

Традиционная китайская семья долгое время рассматривалась как сообщество, и западные ученые использовали это как способ отличить китайскую семейную структуру от западной. По мнению американского ученого Фэй Чжэнцин, семья в Китае - это замкнутый маленький мир, миниатюрное государство. Когда-то ячейкой общества была семья, а не отдельный человек.

Модернизация общества во всем мире, развитие урбанизации и индустриализации привели к большей мобильности людей, большей свободе личности и глубоким изменениям в китайской семье под волной индивидуализации. «Китайская семья переживает динамичный сдвиг в развитии от традиционной закрытости к открытости, демонстрируя многие схожие характеристики развития с семьями западных стран, что является социальной реальностью, которую нельзя игнорировать».

сопутствующий сдвиг от расширенной к нуклеарной семье освободил человека от многих обязанностей и ответственности, но в то же время уменьшились взаимные сопровожде-

ние и помощь, трудовая, эмоциональная и финансовая поддержка стала ограниченной, и как человек, так и семейное сообщество переживают определенные кризисы. исследовательская парадигма китайской семьи также сместилась от «фамилизма» к «индивидуальной семье».

Гармоничные семейные отношения являются основой единства семьи в Китае, они также способны преодолевать семейные кризисы, вызванные индивидуальными и внезапными событиями.

Заключая, стоит сказать, что китайская нация - это нация, которая придает большое значение семейным отношениям и чувствам, и для культивирования благоприятной семейной атмосферы необходимо устанавливать и укреплять «цзяфэн». Наследие китайской цивилизации передается из поколения в поколение, и основой ее является семья. Поэтому в традиционной китайской культуре очень важен «цзяфэн», и ученые в своем труде обсуждают, что же такое «цзяфэн»? Мы, китайцы, часто употребляем выражение «реликвия нашей семьи». Что такое семейная реликвия? Большинство из них - это сокровища, редкие сокровища. Проще говоря, «цзяфэн» - это норма. В Китае за мораль отвечает семья, а не религия. и «цзяфэн» является важной основой семейного воспитания.

References

[1] Li Baojian Causes of financial difficulties of small and

medium-sized businesses in China // Innovations and investments. 2016. № 1. P. 91-95

[2] Xu Anqi. Family happiness: is money even more

important? // Social scientific research. 2011. № 1. P. 95-103.

[3] Feng Xiaotian. The influence of the "one family, one

child" policy on the education of adolescents // Search and discussion. 2003. № 3. P. 39.

[4] Chen C.N. Directions for research into family education

in modern China // Modern problems of science and education. 2014. № 6. P. 921-930.

[5] Chen Sheng. Emphasis on building family culture //

Morality and Civilization. 1994. № 4. P. 12-19.

[6] Shaoi Weiguang. Family is our common religion. Feb-

ruary 04, 2016. // URL: http://opinion.people.com.cn/ n1/2016/0204/c1003-28109335.html (.12.2024).

[7] Yun Luo. Development of pedagogical thought about

raising children in China: Author's abstract. dis. Ph.D. ped. Sciences: 13.00.01. / Luo Yun. - Kazan, 2005. 24 p.

[8] Yang Qiuying International comparison of policies and

legislation in the field of supporting disabled parents with their adult children and their impact on China // Social Security Studies. 2014. № 5. P. 81-89.

[9] Yu Weimin. Looking at the conflicts and changes in

contemporary Chinese family ethics from the "new era of marriage". Journal of Sichuan University of Technology. June 2011.

[10] Liu Gengchang, Sun Kuili, Zhang Junliang. Changing characteristics and impacts of family relationships in my country. Dongyue Forum. March 2006.

[11] Zhu Xiaoming, Confucian-Christian dialogue from the perspective of relationship and its modern interpretation—centered on Mencius and Paul, research direction Confucian philosophy, Wuhan University, PhD thesis, May 2014. Page 349.

[12] Wu Fei, Meaning from Floating Life—A Cultural Interpretation of the Suicide Phenomenon in a County in North China, Renmin University of China Press, Beijing, 2009. P. 36.

Список литературы

[1] Ли Баоцзянь Причины финансовых трудностей ма-

лого и среднего бизнеса в Китае // Инновации и инвестиции. 2016. № 1. С. 91-95

[2] Сюй Аньци. Счастье семьи: деньги тем более важ-

ные? // Социальные научные исследования. 2011. № 1. С. 95-103.

[3] Фэн Сяотянь. Влияние политики «одна семья-один

ребенок» на образование подростков // Искание и дискуссия. 2003. № 3. С. 39.

[4] Чэнь Ч.Н. Направления исследований семейного

воспитания в современном Китае // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 921-930.

[5] Чэнь Шэн. Акцент на строительство семейной куль-

туры // Нравственность и цивилизация. 1994. № 4. С. 12-19.

[6] Щаой Вэйгуан. Семья - это наше общее вероиспо-

ведание. 04 февраля 2016. // URL: http://opinion. people.com.cn/n1/2016/0204/c1003-28109335.html (Дата обращения: 12.01.2024).

[7] Юн Ло. Развитие педагогической мысли о воспита-

нии детей в Китае: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / Ло Юн. - Казань, 2005. 24 с.

[8] Ян Цюйин Международное сравнение политики

и законодательства в сфере содержания нетрудоспособных родителей их совершеннолетними детьми и их влияние на Китай // Social Security Studies. 2014. № 5. С. 81-89.

[9] Yu Weimin. Looking at the conflicts and changes in

contemporary Chinese family ethics from the "new era of marriage". Journal of Sichuan University of Technology. June 2011.

[10] Liu Gengchang, Sun Kuili, Zhang Junliang. Changing characteristics and impacts of family relationships in my country. Dongyue Forum. March 2006.

[11] Zhu Xiaoming, Confucian-Christian dialogue from the perspective of relationship and its modern inter-

pretation—centered on Mencius and Paul, research direction Confucian philosophy, Wuhan University, PhD thesis, May 2014. Page 349.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Wu Fei, Meaning from Floating Life—A Cultural Interpretation of the Suicide Phenomenon in a County in North China, Renmin University of China Press, Beijing, 2009. P. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.