Научная статья на тему 'СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ: РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ: РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Индия / дхармашастры / дхарма / семья / брак / семейные ценности. / India / dharmashastras / dharma / family / marriage / family values.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кондратьева А.Н.

В данной статье автор освещает вопрос о семье как базовой ценности в древнеиндийском обществе, анализируя важнейшие историко-правовые памятники такие как «Законы Ману» и «Дхармашастра Яджнавалкьи». Нормативные установления особенно тщательно оберегали семью от разрушения. Традиционно отец являлся главой семьи и должен был следовать принципам Дхармы, т.е. следовать предписаниям праведной жизни. Жена также должна была следовать женской Дхарме, вести домашние дела и регулировать семейные расходы. Сформулирован вывод о том, что опыт построения и религиозно-правовое обоснование семейных отношений в Древней Индии может учитываться в современных условиях, когда общество и государство находится в поиске эффективной модели сохранения традиционных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY IN THE SYSTEM OF TRADITIONAL VALUES OF ANCIENT INDIA: RELIGIOUS AND LEGAL ASPECT

In this article, the author covers the issue of family as a basic value in ancient Indian society, analyzing the most important historical and legal monuments such as the «Laws of Manu» and «Dharmashastra of Yajnavalkya». Normative regulations especially carefully protected the family from destruction. Traditionally, the father was the head of the family and had to follow the principles of Dharma, i.e. follow the instructions of a righteous life. The wife was also expected to follow the female Dharma, manage household affairs, and regulate family expenses. The conclusion is formulated that the experience of building and religious-legal justification of family relationships in Ancient India can be taken into account in modern conditions, when society and the state are in search of an effective model for preserving traditional values.

Текст научной работы на тему «СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ: РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

С®- ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ ^О

КОНДРАТЬЕВА А.Н.,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории, истории государства и права, социально-экономических дисциплин Средне-Волжского института (филиала) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»,

Саранск, Россия, e-mail: annaalyakina@yandex.ru

СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ: РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация. В данной статье автор освещает вопрос о семье как базовой ценности в древнеиндийском обществе, анализируя важнейшие историко-правовые памятники такие как «Законы Ману» и «Дхармашастра Яджнавалкьи». Нормативные установления особенно тщательно оберегали семью от разрушения. Традиционно отец являлся главой семьи и должен был следовать принципам Дхармы, т.е. следовать предписаниям праведной жизни. Жена также должна была следовать женской Дхарме, вести домашние дела и регулировать семейные расходы. Сформулирован вывод о том, что опыт построения и религиозно-правовое обоснование семейных отношений в Древней Индии может учитываться в современных условиях, когда общество и государство находится в поиске эффективной модели сохранения традиционных ценностей.

Ключевые слова: Индия, дхармашастры, дхарма, семья, брак, семейные ценности.

KONDRATIEVA A.N.,

Candidate of Legal Sciences, Senior Lecturer Department of Theory, History of State and Law, socio-economic disciplines Middle Volga Institute (branch) The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia),

Saransk, Russia

FAMILY IN THE SYSTEM OF TRADITIONAL VALUES OF ANCIENT INDIA: RELIGIOUS AND LEGAL ASPECT

Annotation. In this article, the author covers the issue of family as a basic value in ancient Indian society, analyzing the most important historical and legal monuments such as the «Laws of Manu» and «Dharmashastra of Yajnavalkya». Normative regulations especially carefully protected the family from destruction. Traditionally, the father was the head of the family and had to follow the principles of Dharma, i.e. follow the instructions of a righteous life. The wife was also expected to follow the female Dharma, manage household affairs, and regulate family expenses. The conclusion is formulated that the experience of building and religious-legal justification of family relationships in Ancient India can be taken into account in modern conditions, when society and the state are in search of an effective model for preserving traditional values.

Key words: India, dharmashastras, dharma, family, marriage, family values.

Индия, несмотря на множество социально-политических и экономических трансформаций, по-прежнему является страной религиозного права, где большая часть населения являются верующими. Индуист-

ская религия пронизывает всю общественную жизнь и влияет на систему ценностей индийского общества.

Традиционными для индийского общества считались те ценности, которые были отражены в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

религиозных догматах. Они основаны на ожиданиях, которые люди имеют в отношении себя и других, основанных на верованиях других людей. И хотя каждая религия имеет свои особенности, существуют общие ценности, которые разделяют большинство религиозных течений.

Традиционно к религиозным ценностям относятся:

- проявление сострадания к нуждающимся;

- отношение к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к нему;

- постоянное совершенствование и духовный, интеллектуальный рост;

- скромность в отношениях с другими;

- уважительное отношение при взаимодействии с другими людьми.

Ценности - это те идеалы, которые люди используют при оценке своей повседневной жизни, на их основе выстраивают приоритеты. Ценности обеспечивают стабильность общества и единообразие в групповом взаимодействии [6].

Семья в Индии является самым важным социальным институтом и чрезвычайно важным компонентом индийской культуры, представляющим особую ценность. Индия, как и большинство других традиционных восточных обществ, придает значение институту семью, поощряя честность, семейную верность и единство семьи. Для индуистской семьи расширенные семейные и родственные связи имеют первостепенное значение.

Опыт построения и религиозно-правовое обоснование семейных отношений в Древней Индии может стать полезным в современных условиях, когда общество и государство находится в поиске эффективной модели сохранения традиционных ценностей.

В процессе работы над статьей использовался преимущественно историко-правовой метод исследования, который позволил установить, что исторически в Индии семьи придерживаются патриархального уклада и идеологии, следуют патрилинейному правилу происхождения, поддерживают традиционные гендерно-ролевые предпочтения. Индийская семья считается крепкой, стабильной, дружной, устойчивой и долговечной.

Системный и нормативный методы исследования позволили доказать, что памятники права Древней Индии большое внимание уделяли вопросам семьи и брака. Осознавая ценность данных явлений, памятники древнего индийского права содержали нормы, направленные на сохранение и поддержание традиционных семейных ценностей.

Современный индуизм многое почерпнул из ведического учения, отдельные элементы кото-

рого с течением времени хотя и несколько трансформировались, но прочно заняли свое место в новой религиозной системе. Ведические мантры сопровождают правоверного индуса на протяжении всей его жизни, на каждом значимом этапе (рождение, наречение именем, посвящение в дважды рожденные, заключение брака, рождение детей, погребальные обряды). На протяжении тысячелетий Веды в Индии не теряли своего авторитета, несмотря на наличие большого количества различных религий [3]. Именно религии выполняли роль инструмента при формировании системы традиционных семейных ценностей.

В древнейшем религиозном источнике «Ригведе»1 институт брака прочно закрепился как традиционная ценность в древнеиндийском обществе. Согласно «Ригведе», целью брака было дать возможность мужчине, став домохозяином, принести жертвоприношение богам и произвести на свет сыновей. Брак (Виваха) - это священное таинство, которое должен пройти каждый мужчина на втором этапе своей жизни.

Термин «Дампати» по «Ригведе» обозначает «хозяина дома», «супругов» [4]. В Древней Индии брак был средством объединения двух «половин жизни» - мужчины и женщины. Муж и жена в индийской религиозной концепции воспринимались как две половинки, составляющие единое органическое целое. В эпоху древности именно семья, а не человек воспринималась как самостоятельная социально-политическая единица, и, следовательно, брак считался таинством.

Древние индуистские религиозно-правовые тексты указывают на три основные цели брака: дхарма (долг), праджа (потомство) и кама (чувственное удовольствие). Концепция «кутумбы» (семьи) уникальна в индийской традиции, согласно которой четыре столпа человеческой жизни, а именно: Дхарма, Артха (богатство и т. д.), Кама (интимная близость) и Мокша (слияние индивидуальной души с универсальной душой посредством Джанама) подробно описаны в Шрути (Веде) и различных Смрити (Дхармашастрах).

Согласно воззрениям древнеиндийских мыслителей брак - это не временный союз, который расторгается при малейшем неудобстве, а постоянный, способный выдержать различные жизненные невзгоды для того, чтобы стать крепче и стабильнее. Основная функция брака заключалась в

1 «Ригведа» (санскр. IAST: rgveda, «веда

гимнов») - собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы на ведийском языке. «Ригведа» входит в число четырёх индуистских религиозных текстов, известных как Веды. «Ригведа» - наиболее древняя и значительная из Вед, ценный источник для изучения древнеиндийской истории и мифологии.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

продолжении рода и создании условий для передачи культурного наследия. Таким образом, брак рассматривался как священный религиозный союз, возникший по божественному промыслу.

Институт брака был крепко связан с вар-но-кастовой системой. Традиционно ключевыми сферами жизни, зависящими от варны и касты, были: брак, прием пищи и религиозное богослужение. Переход из одной варны в другую был строго запрещен, а большинство людей вступали в брак исключительно в пределах своей варны.

Ранние ведические источники называют четыре варны. С течением времени внутри этих варн образовались множество каст и подкаст. К примеру, некоторые касты возникли из очень специфических занятий, такие как Гаруди - заклинатели змей или Сонджхари - собиравшие золото с русла рек [8]. Любопытно, что неиндуистское население Индии иногда также организовалось в касты. После внедрения ислама на отдельных территориях Индии, мусульмане были разделены на такие касты, как Сайед, Шейх, Моголы, Патан и Куреши.

Ранние письменные свидетельства о варно-вой системе зафиксированы в Ведах, написанных на языке санскрит в глубокой древности. Позже около 200 г. до нашей эры - 200 года нашей эры «Законы Ману» определяют права и обязанности четырех различных варн [5].

«Дхармашастра Яджнавалкьи» упоминает восемь форм брака (брахма, дайва, арша, прад-жапатья, асура, гандхарва, ракшаса, пайшача). Такое разнообразие форм брака было обусловлено варно-кастовым делением общества, а именно замкнутостью варн и наличием внутри каждой из них своих специфических традиций и обычаев [2]. Заметим, что «Законы Ману» («Мана-ва-дхармашастра» (санскр. . ЧН^^ЭТШ))1 и другие памятники права упоминали только две одобряемые формы брака: брахма и дайва, так как все остальные рассматривались как осуждаемые.

С точки зрения нормативно-правового регулирования общественных отношений, особый интерес представляют вторая и частично первая книги «Дхармашастры Яджнавалкьи». Ряд положений первой книги посвящен вопросам регулирования брачно-семейных отношений. Изложение норм, касающихся данных отношений, начинается с требований, предъявляемых к будущим супругам [1].

В контексте разговора о традиционных ценностях и понимания семьи как ценности, хотелось

1 Древнеиндийский сборник права: религиозно-нравственных и правовых предписаний, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества - Ману. Является одной из девятнадцати дхар-ма-шастр, которые входят в литературу смрити.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

бы указать на один важный момент: ведическая литература содержит упоминания о полигамных отношениях. Как это встраивалось в традиционную систему ценностей древнеиндийского общества? Считалось, что полигамия была полезным инструментом для лиц, находящихся во главе государства, и знати с целью укрепления их политической власти путем заключения многочисленных, но разумных супружеских союзов. При этом Сутры разрешали мужчине иметь вторую жену, если его первая жена не родила ему сына [7].

Согласно религиозно-правовому концепту, невеста отдается семье, а не жениху. В этой связи бездетной вдове разрешалось вступить в связь с братом мужа для рождения сына. Умереть без сына считалось великим духовным бедствием, и святой обязанностью брата было позаботиться о том, чтобы сын был воспитан невесткой, чтобы увековечить память брата. Данный обычай практиковался и в тех случаях, когда муж был неспособен к деторождению, а зять считался наиболее подходящим человеком для выполнения этой обязанности. Данная практика была довольно распространена вплоть до 300 г. до н.э., а после этого периода она начала встречать значительное сопротивление, поскольку общество считало такие временные союзы нежелательными. Однако, такой обычай наглядно демонстрирует значение семьи и продолжения рода в системе традиционных ценностей древнеиндийского общества.

В традиционной индийской семье женщинам поручалась ответственность за содержание дома и уход за ним, детьми и пожилыми родственниками. Практика воспитания детей в Древней Индии, как правило, носила свободный характер. Семья формировала среду, способствующую ее комфортному существованию, а индуистские верования и философия положительно влияли на ее роль в социуме.

В религиозных памятниках и комментариях, выступающих в качестве основного источника регулирования общественных отношений, мы встречаем слово «кутумба» («Нарада-смрити», «Даттапраданика», «Дхармашастра Яджнавал-кьи»). Согласно данной концепции индуистская семья состоит из всех мужчин, происходящих по прямой линии от общего предка мужского пола, включая их жен и незамужних дочерей. Дочь, выйдя замуж, перестает быть членом семьи своего отца и становится членом семьи своего мужа. Некоторые важные особенности «кутумба» подробно описаны в правовом комментарии на «Ядж-навалкья-смрити» - Митакшаре.

На основании вышеизложенного сделаем следующие выводы

1. В «Ригведе» институт брака прочно закрепился как традиционная ценность в древнеиндийском обществе. Брак (Виваха) - это священное таинство, которое должен пройти каждый мужчина на втором этапе своей жизни (этап домохозяина). Древние индуистские религиозно-правовые тексты указывают на три основные цели брака: дхарма (долг), праджа (потомство) и кама (чувственное удовольствие).

2. Концепция «кутумбы» (семьи) уникальна в индийской традиции. Согласно ведической традиции, жена и муж - это не два самостоятельных субъекта, а единый организм. Они оба имеют равные права с точки зрения Дхармы, Артхи и Камы. В эпоху древности именно семья, а не человек воспринималась как самостоятельная социально-политическая единица, и, следовательно, брак считался таинством.

3. Все памятники древнеиндийского права утверждают, что отец является главой семьи, который должен следовать благочестивым принципам Дхармы. Мать должна вести домашние дела, поддерживать дом и регулировать расходы. В традиционной индийской семье женщинам поручалась ответственность за содержание дома и уход за ним, детьми и пожилыми родственниками. Практика воспитания детей в Древней Индии, как правило, носила свободный характер, а индуистские верования и философия определяли место семьи в социуме.

4. Будучи главой семьи мужчина имел самые широкие полномочия в отношении своих домочадцев. Одним из важнейших обязательств, которые лежали на главе семьи, было совершение обязательных ритуалов, предписанных Дхармой, приношение даров Богам, подарки женщинам семьи, поддержание семейного благополучия.

5. «Дхармашастра Яджнавалкьи» упоминает восемь форм брака, однако, «Законы Ману» и другие памятники древнего индийского права осуждали все формы, кроме брахма и дайва. На важность института брака в механизме продолжения рода указывало и то положение, согласно которому дочь имеет право сама выбирать мужа, если родители не выдают ее замуж в установленный Дхармой срок.

Список литературы:

[1] Безносова, Я.В. Дхармашастра Яджна-валкьи как источник нормативного регулирования общественных отношений в древней Индии // Вестник КГУ. 2015. № 1. С. 165-169.

[2] Законы Ману / Перевод С.Д. Эльмано-вича, проверенный и исправленный Г.Ф. Ильиным. М. : Наука, 1992. URL: http://philosophy.ru/library/ asiatica/indica/samhita/manu/rus.html (дата обращения: 23.07.2023).

[3] Романовская, В.Б. Возрождение ведических знаний об обществе в современном мире // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 1 (33). С. 99-102.

[4] Словари и энциклопедии «Академик». URL: https://sanskrit_russian.academic.ru/6058/dam pati?ysclid=lpl2nz6msn934907569 (дата обращения: 12.10.2023).

[5] Chandra, Ramesh. Identity and Genesis of Caste System in India. New Delhi: Gyan Books, 2005. 389 р.

[6] Dr. Pisal, Anita Sambhaji. Importance of the Religious Values in Family Development // IOSR Journal Of Humanities And Social Science (IOSR-JHSS). 2016. Volume 21. Issue 7, Ver. 1. Рр. 01-05.

[7] Sharma, Usha. Marriage in Indian Society: From Tradition to Modernity. Vol-1. New Delhi, 2005. 326 р.

[8] Singh, Sameer Pratap. A Study of Caste System, Family Life and Values In Ancient India // International Journal of Scientific Research in Science and Technology. 2018. Vol. 4. Issue 2. Рр. 910-914.

Spisok literatury:

[1] Beznosova, YA.V. Dharmashastra YAdzhna-valk'i kak istochnik normativnogo regulirovaniya obshchestvennyh otnoshenij v drevnej Indii // Vestnik KGU. 2015. № 1. S. 165-169.

[2] Zakony Manu / Perevod S.D. El'manovicha, proverennyj i ispravlennyj G.F. Il'inym. M. : Nauka, 1992. URL: http://philosophy.ru/library/asiatica/ind-ica/samhita/manu/rus.html (data obrashcheniya: 23.07.2023).

[3] Romanovskaya, V.B. Vozrozhdenie vedich-eskih znanij ob obshchestve v sovremennom mire // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki. 2014. № 1 (33). S. 99-102.

[4] Slovari i enciklopedii «Akademik». URL: https://sanskrit_russian.academic.ru/6058/ dampati?ysclid=lpl2nz6msn934907569 (data obrash-cheniya: 12.10.2023).

[5] Chandra, Ramesh. Identity and Genesis of Caste System in India. New Delhi: Gyan Books, 2005. 389 r.

[6] Dr. Pisal, Anita Sambhaji. Importance of the Religious Values in Family Development // IOSR Journal Of Humanities And Social Science (IOSR-JHSS). 2016. Volume 21. Issue 7, Ver. 1. Pr. 01-05.

[7] Sharma, Usha. Marriage in Indian Society: From Tradition to Modernity. Vol-1. New Delhi, 2005. 326 r.

[8] Singh, Sameer Pratap. A Study of Caste System, Family Life and Values In Ancient India // International Journal of Scientific Research in Science and Technology. 2018. Vol. 4. Issue 2. Rr. 910914.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.