Научная статья на тему 'СЕМЬЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

СЕМЬЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
137
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / РЕПРОДУКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / БРАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дьякова Вера Валерьевна, Блюмкина Елизавета Дмитриевна, Каргаполова Екатерина Владимировна

Данная статья посвящена изучению представлений современных российских студентов о семье. Классическая для научного анализа тема семьи не теряет своей актуальности и сегодня в силу меняющейся социальной реальности и широких возможностей накопленного междисциплинарного теоретико-методологического опыта исследования различных аспектов данного феномена. Описаны результаты конкретного социологического исследования, проведенного среди студентов столичных и провинциальных вузов (методы - анкетирование, интервьюирование). Проанализированы ответы респондентов на вопросы о жизненных ценностях и стратегиях, отношении к семье, отдельных аспектах семейных взаимоотношений. Представлен сравнительный анализ данных, полученных в рамках эмпирического исследования, с результатами, отмеченными в ходе региональных и федеральных научных проектов, проведённых другими учеными. Выводы, описанные в публикации, будут интересны широкому кругу читателей - специалистам, занимающимся вопросами ювенального развития и проблемами молодежи, представителям власти и общественных организаций и непосредственно самим студентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дьякова Вера Валерьевна, Блюмкина Елизавета Дмитриевна, Каргаполова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FAMILY IN THE IDEAS OF MODERN RUSSIAN STUDENTS (BASED ON THE MATERIALS OF A SOCIOLOGICAL STUDY)

This paper is based on the study of the ideas of modern Russian students about the family. The classical topic of the family is still relevant for scientific analysis today due to the changing social reality and the wide possibilities of accumulated interdisciplinary theoretical and methodological experience in studying various aspects of the phenomenon. The authors present the findings of a specific sociological study conducted among students at capital and provincial universities (methods used included questionnaires and interviews). Analysis is done on the respondents' responses to questions regarding life values and strategies, attitudes towards the family, and certain aspects of family relationships. The comparative analysis of the data obtained in the framework of this empirical research with the results noted in the course of regional and federal scientific projects carried out by other scientists is presented. The conclusions described in the paper will be of interest to a wide range of readers, including specialists dealing with juvenile development and youth issues, representatives of government and public organizations, and students themselves.

Текст научной работы на тему «СЕМЬЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

Теория и практика общественного развития. 2022. № 12. С. 26-32. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 12. P. 26-32.

Научная статья УДК 316.356.2

https://doi.org/10.24158/tipor.2022.12.3

Семья в представлениях современного российского студенчества (по материалам социологического исследования)

Вера Валерьевна Дьякова1, Елизавета Дмитриевна Блюмкина2, Екатерина Владимировна Каргаполова3

1 Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Россия, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, 3Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, 1vvdyakova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3715-1393 2liza.blyumkina18@gmail.com

3k474671@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-2892-3953

Аннотация. Данная статья посвящена изучению представлений современных российских студентов о семье. Классическая для научного анализа тема семьи не теряет своей актуальности и сегодня в силу меняющейся социальной реальности и широких возможностей накопленного междисциплинарного теоретико-методологического опыта исследования различных аспектов данного феномена. Описаны результаты конкретного социологического исследования, проведенного среди студентов столичных и провинциальных вузов (методы - анкетирование, интервьюирование). Проанализированы ответы респондентов на вопросы о жизненных ценностях и стратегиях, отношении к семье, отдельных аспектах семейных взаимоотношений. Представлен сравнительный анализ данных, полученных в рамках эмпирического исследования, с результатами, отмеченными в ходе региональных и федеральных научных проектов, проведённых другими учеными. Выводы, описанные в публикации, будут интересны широкому кругу читателей - специалистам, занимающимся вопросами ювенального развития и проблемами молодежи, представителям власти и общественных организаций и непосредственно самим студентам.

Ключевые слова: студенты, представления студентов, семья, семейные ценности, репродуктивные стратегии, брак

Для цитирования: Дьякова В.В., Блюмкина Е.Д., Каргаполова Е.В. Семья в представлениях современного российского студенчества (по материалам социологического исследования) // Теория и практика общественного развития. 2022. № 12. С. 26-32. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.12.3.

Original article

The Family in the Ideas of Modern Russian Students (Based on the Materials of a Sociological Study)

Vera V. Diakova1, Elizaveta D. Blyumkina2, Ekaterina V. Kargapolova3

1Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russia, 2National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia, 3Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, 1vvdyakova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3715-1393 2liza.blyumkina18@gmail.com

3k474671@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-2892-3953

Abstract. This paper is based on the study of the ideas of modern Russian students about the family. The classical topic of the family is still relevant for scientific analysis today due to the changing social reality and the wide possibilities of accumulated interdisciplinary theoretical and methodological experience in studying various aspects of the phenomenon. The authors present the findings of a specific sociological study conducted among students at capital and provincial universities (methods used included questionnaires and interviews). Analysis is done on the respondents' responses to questions regarding life values and strategies, attitudes towards the family, and certain aspects of family relationships. The comparative analysis of the data obtained in the framework of this empirical research with the results noted in the course of regional and federal scientific projects carried out by other scientists is presented. The conclusions described in the paper will be of interest to a wide range of readers, including specialists dealing with juvenile development and youth issues, representatives of government and public organizations, and students themselves.

Keywords: students, students' ideas, family, family values, reproductive strategies, marriage For citation: Diakova, V.V., Blyumkina, E.D. & Kargapolova, E.V. (2022) The Family in the Ideas of Modern Russian Students (Based on the Materials of a Sociological Study). Theory and Practice of Social Development. (12), 26-32. Available from: doi:10.24158/tipor.2022.12.3 (In Russian)

© Дьякова В.В., Блюмкина Е.Д., Каргаполова Е.В, 2022

Семья выступает традиционным объектом исследования в междисциплинарном научном дискурсе. Ввиду трансформационных, модернизационных и глобализационных процессов, социокультурных особенностей жизнедеятельности различных общественных систем актуальным и на современном этапе остается исследование семьи, ее структуры и различных аспектов формирования и развития. В рамках анализа эффективности процесса преемственности поколений, стабильного развития российского общества, поиска объединяющих идей и ценностей для консолидации граждан одним из ключевых является вопрос об отношении студенчества к семье. В социологической литературе накоплен обширный опыт анализа семьи, например в классических трудах Л. Моргана, Ф. Энгельса, Ф. Ле Пле, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Б. Малиновского и П. Сорокина.

В данной публикации представлены результаты проведенного в 2022 г. социологического исследования. Методом анкетирования было опрошено 300 человек, отбор проводился случайным образом среди студентов вузов Москвы, Московской области и Астрахани, исследование носило зондажный характер. Для уточнения некоторых результатов анкетирования было проведено 10 глубинных интервью с обучающимися вузов из Москвы, Воронежа, Новосибирска, Тулы и Омска (распределение по полу - 1:1). Теоретико-методологической основой исследования является синтез концепций, рассматривающих семью как трёхуровневую систему: на институциональном уровне -как социальный институт, осуществляющий главным образом функции воспроизводства и социализации поколений; на групповом - как малую социальную группу, в которой проявляются коллективное сознание и совокупная деятельностная субъектная составляющая; на личностном - как сферу жизнедеятельности, направленную на удовлетворение потребностей человека (Пьянов, 2011).

Тематические блоки анкеты: социально-демографические характеристики (пол, возраст, конфессия, уровень дохода, место рождения, место проживания), семейное положение (ожидаемое, в данный момент), мотивы к созданию семьи, модели семьи и брака, роли в семье, семейные практики.

Для большинства студентов (69,9 %) семья является залогом хорошей жизни (рисунок 1). Лидирующие позиции семьи среди ценностных ориентаций студенчества были установлены в рамках различных федеральных и региональных исследований (Кузьмен, 2014). Также отмечается, что семья рассматривается как институт социального самоопределения студенческой молодежи, это объясняет превалирование именно этой жизненной ориентации над другими, в том числе трудовыми и физиологическими (Русанова, 2012).

прекрасную семью ^■ 69,9

много денег ^■ 42,4 любимую работу 44,5 крепкое здоровье 56,4 верных друзей 49,6

быть честным человеком ^■ 24,6

быть успешным человеком ^■ 30,5

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос: «Для того чтобы жить хорошо,

что нужно иметь в жизни?», %

Задумываются о создании семьи в будущем 87 % опрошенных. Причем каждый пятый студент планирует создать семью в ближайшие 1 -3 года; примерно каждый третий - в течение 5 лет; почти половина респондентов планируют стать семьянинами только в течение 10 лет (рисунок 2). Оптимальным моментом для образования семьи респонденты считают: встречу подходящего человека (32,6 %), обретение полной независимости от родителей (31,4 %), достижение успеха в профессиональной сфере (26,3 %). Стоит отметить, что нацеленность на профессиональную самореализацию и стремление к осуществлению карьерных планов являются отличительными чертами студенчества как социальной группы (Назарова, Зеленская, 2017).

В течение следующих нескольких лет большинство студентов планируют потратить свои силы и время на организацию рабочей деятельности и построение карьеры, а вот вопрос создания семьи откладывается относительно начала трудовой деятельности (рисунок 3). Согласно исследованию И.Б. Назаровой и М.П. Зеленской (2019), стратегия, связанная с нацеленностью на завершение обучения, отложенными созданием семьи и рождением ребенка и началом работы после окончания вуза, считается рациональной по мнению каждого второго студента.

в ближайший год в ближайшие 3 года в ближайшие 5 лет в ближайшие 10 лет позже чем через 10 лет

5,2

5,2 5 10

16,0

28,3

45,3

15 20 25 30

35

40 45

50

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Рисунок 2 - Распределение ответов на вопрос: «Как скоро Вы планируете

создать семью?», %

45,3

34,3 36,9

■ 28,3

16,0 14,4

5,2

■ 1,0

13,4

5,2

в ближайший год в ближайшие 3 года в ближайшие 5 лет в ближайшие 10 лет позже чем через 10

лет

| планирую начать работать ■ планирую создать семью

0

Рисунок 3 - Распределение ответов на вопросы о планах на будущее, %

В соответствии с результатами интервьюирования в качестве основных причин, по которым студенты не торопятся вступать в брак, были выявлены следующие. Во-первых, увеличение ожидаемого возраста вступления в брак связано с особенностями расстановки приоритетов у молодых людей: «Потому что студенты хотят сначала получить образование, устроиться на работу и только потом уже создавать семью, то есть после того, как они твердо встанут на ноги» (девушка, 22 года, Москва); «Очень многие хотят построить карьеру, это для них сейчас в приоритете, важнее. Многие студенты и в принципе молодые специалисты ставят карьеру на первый план» (девушка, 21 год, Москва).

Во-вторых, это стремление обрести материальные накопления еще до создания семьи, как минимум, иметь стабильную работу и финансовую независимость: «Наше поколение не хочет выживать, а хочет жить, поэтому сначала хотят обеспечить себя на хорошем уровне и, опираясь на свой заработок, уже делают выводы, смогут ли они дать своим детям то, что они захотят: хорошее образование, качественные вещи, технику и т. д.» (девушка, 20 лет, Воронеж); «Потому, что нет постоянного заработка» (юноша, 20 лет, Москва). Кроме того, один респондент отметил в качестве причины откладывания создания семьи то, что молодежь живет «в моменте» и не желает создавать базу для семьи: «В наше время развит рынок аренды квартир и каршеринга, то есть то, что можно взять в аренду» (юноша, 23 года, Москва), а другой считает, что «многие воспринимают двадцатые годы жизни как время для того, чтобы "нагуляться"» (юноша, 22 года, Москва).

В рамках анкетирования было установлено гендерное различие в представлениях о подходящих условиях для создания семьи - среди юношей больше, чем среди девушек, тех, кто желает вступить в брак после достижения профессионального успеха. В ходе интервью респонденты объясняли это в психологическом и историческом аспектах: «Здесь дело в психологии; как с древних времён было то, что мужчины-добытчики должны в первую очередь добывать еду, убивать дичь <...> Примерно так и осталось то, что мужчины в первую очередь хотят выстроить всю вот эту систему, и дальше уже дополнительно у них будет вопрос о том, чтобы завести семью» (девушка, 20 лет, Москва); «Потому, что мужчина по природе сильнее» (девушка, 22 года, Москва). Часть респондентов отмечают более приземлённые и современные аспекты: «У мужчин, относительно успешных в профессиональном плане, больше возможностей для создания семьи; может быть, дело ещё и в разных социальных ожиданиях от женщин и мужчин» (девушка, 21 год, Новосибирск). То есть у женщин в качестве критерия выбора супруга выступает материальное положение, поэтому достижение профессионального успеха требуется также для создания успешной семьи: «Так как в большинстве семей РФ превалирует патриархат и обеспечение семьи перекладывается полностью на мужчину, а запросы с каждым годом все больше и больше» (девушка, 20 лет, Воронеж). Многие считают, что семьи должны обеспечивать мужчины, а соответственно и иметь высокий доход для их создания: «В семье финансовые вопросы в основном решает мужчина, следовательно, лучшее время для создания семьи -после успехов в карьере» (юноша, 22 года, Москва).

Согласно результатам опроса (рисунок 4), большинство студентов придерживаются идеи, что семья должна создаваться главным образом для удовлетворения духовных потребностей: «иметь рядом близких, готовых поддержать в любой момент» (95,3 %), «быть счастливым» (93,2 %), «любить и быть любимым» (91,5 %), «для стабилизации эмоционального состояния» (64,8 %). Функции, связанные с рождением и воспитанием нового поколения, также являются важными при создании собственной семьи, по мнению респондентов, это: «воспитание детей» (73,3 %), «рождение детей» (71,6 %), «передача детям правил поведения в обществе» (59,7 %). Кроме того, среди значимых причин были названы: «желание с кем-то проводить досуг» (74,2 %), «удовлетворение сексуальных потребностей» (64,8 %). Отдельно стоит обратить внимание на распределение ответов по варианту вопроса о семье как способе повышения социального статуса, с чем не согласились 44,5 % (первое место среди отрицательных ответов в данном рейтинге), а 32,6 % ответили утвердительно. Согласно исследованию динамики представлений о семье, проведенному О.Н. Бурмыкиной (2018), эмоциональная направленность стабильно является основной функциональной доминантой семейных взаимодействий.

чтобы передавать детям правила поведения в обществе

21,2 19,1

3,0

59,7

чтобы любить и быть любимым 5,5

91,5

для воспитания детей для стабилизации эмоционального состояния для повышения социального статуса для улучшения благосостояния

для удовлетворения сексуальных потребностей

чтобы иметь рядом близких людей, готовых I 0,8? поддержать в любой момент

чтобы с кем-то проводить досуг для рождения детей

15,3 1,4

73,3

17,8 17,4

64,8

64,8

0,8 0,38,8

95,3

14,4 4

17,8

3,0

74,2 71,6

чтобы быть счастливым 3,8

0 20

40

60

80

93,2 100

нет

затрудняюсь ответить

да

Рисунок 4 - Распределение ответов на вопрос: «Каковы, на Ваш взгляд,

цели создания семьи?», %

Хотели бы создать нуклеарную семью (родители и дети) 67,8 % студентов, а 29,2 % готовы разделить семейные обязанности с представителями старшего поколения. Большинство предпочитает иметь двух детей (рисунок 5). Модель двухдетной семьи является популярной у студентов на протяжении нескольких десятилетий (Ковальчук и др., 2018; Курбатова, 2012).

семьи не будет ■ 2,1 с тремя и более детьми 16,5

с двумя детьми с одним ребенком

без детей 7,2

0 10 20 30 40 50 60

48,3

25,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 5 - Распределение ответов на вопрос: «Какую семью Вы хотите создать?», %

Планируют зарегистрировать брак 88,6 % опрошенных, а 7,6 % выступают за «гражданский брак» (незарегистрированное сожительство). Согласно результатам многих исследований, зарегистрированный брак традиционно является наиболее востребованным для студентов, а сожительство также оценивается положительно и часто воспринимается как определённый этап развития семейно-брачных взаимоотношений (Ильиных, 2014). Этот вывод был подтвержден и в рамках интервью - сожительство считается своеобразным этапом проверки партнера: «Наверное, гражданский брак - это идеальная модель брака потому, что можно проверить человека в быту и только после этого заключить официальный брак» (девушка, 21 год, Москва).

Традиционные взгляды студенты проявляют не только по отношению к форме брака, но и в отношении ролей мужа и жены. Большинство респондентов согласны с тем, что супруг должен быть лидером в семье, ответственным за материальное обеспечение детей, а ведение домашнего хозяйства и забота о детях - главным образом задачи супруги (рисунок 6).

Мать должна делать все возможное для благополучия детей и жить с ними до их совершеннолетия

Отец должен материально содержать ребенка

Жена должна быть заботливой хранительницей очага

Муж является главой домохозяйства и кормильцем

25,8

35,6

21,2

6,8

11,9

13,1

I 9,3 ~ 12,7

28,8

33,?6'°

28,8

34,7

0 10 20 30 40

49,6

50 60

■ полностью согласен ■ пожалуй согласен ■ пожалуй не согласен

■ полностью не согласен ■ затрудняюсь ответить

Рисунок 6 - Распределение ответов на вопрос «Согласны ли Вы со следующими

высказываниями?», %

Рассуждая о классических семейных ролях в рамках интервью, респонденты разделились на две группы. Некоторые опрошенные видят причину различий в представлениях о ролях в семье у мужчин и женщин в нежелании мужчин признать равные права на зарабатывание денег: «Каким-то мужчинам, может быть, как раз и не нравится то, что они осознают, что женщины могут с ними также быть на равных, то есть [они] не слабый пол» (девушка, 20 лет, Москва). Один респондент озвучил мысль о том, что женщины не верят в классическое распределение ролей в

семье потому, что видят суровую реальность: «Женщины знают, что очень маленькая часть мужчин действительно способна быть кормильцами и обеспечивать определённый образ жизни. Лучше надеяться на себя» (девушка, 21 год, Новосибирск). Однако большая часть опрошенных считает, что различия в представлениях о ролях в семье связаны с культурной базой молодых людей: «Это исходит из истории и воспитания, детям закладывают это с детства родители» (девушка, 20 лет, Воронеж); «Мужчин выставляют в роли главенствующего элемента, то есть он - кормилец и он - главный, многие мужчины пользуются этим для манипулирования, им проще управлять женщинами, если они их обеспечивают» (юноша, 18 лет, Омск).

Студенты ориентированы на воссоздание опыта семейного взаимодействия, сформированного в родительских семьях. В качестве причины желания студентов иметь двух детей молодые люди называют исключительно опыт родительской семьи: «Зачастую потому, что они знакомы с этой моделью семьи и примерно знают, какой бывает эта модель, как распределяются обязанности в такой семье в зависимости от количества человек» (девушка, 21 год, Москва). Некоторые респонденты видят причину данного явления в сильном авторитете родителей и стремлении подражать им: «В связи с тем, что родители являются для них авторитетами и стараются подражать им» (юноша, 20 лет, Москва); «Формат семьи, в котором я выросла, так сказать, постоянно перед глазами, и за счет этого я анализирую то, что какие-то моменты мне нравятся, какие-то мне, наоборот, не нравятся, то есть что бы я хотела изменить в этой модели потом, когда сама выйду замуж и буду все это выстраивать» (девушка, 20 лет, Москва). Также было отмечено то, что студенты могут опираться не только на семейные практики своих родителей, но и на опыт знакомых: «Помимо своей семьи, пример знакомых, у которых сейчас все хорошо, на них хочется равняться, чтобы быть счастливой в браке» (девушка, 22 года, Москва).

Таким образом, актуальность научного осмысления семьи, ее структуры, форм, особенностей формирования и воспроизводства не вызывает сомнений. Анализ представлений студенчества о семье позволит не только охарактеризовать некоторые социальные факты, связанные с данной социальной группой, но и построить более точный исследовательский прогноз. Основные тенденции и противоречия, отмеченные в ходе анализа данных представленного эмпирического исследования, были также подтверждены в рамках разных научных проектов последних десятилетий: превалирование семьи среди других жизненных ценностей студенчества, доминирующее положение семьи среди оснований социального самоопределения; нацеленность на самореализацию в профессиональной сфере; предпочтение двухдетной модели и зарегистрированного брака; целеполагание при создании собственных семейных взаимоотношений - преимущественно для удовлетворения духовных потребностей. Следует отметить, что несмотря на то, что тема семьи, в том числе мнение студенческой молодежи о семейных ценностях и ориентациях, широко изучена, многие аспекты все еще требуют подробного рассмотрения.

Список источников:

Бурмыкина О.Н. Динамика представлений петербургских студентов о семье и межпоколенных отношениях (20072017 гг.) // Петербургская социология сегодня. 2018. № 9. С. 27-46.

Ильиных С.А. Представления о семье студентов Минска и Новосибирска // Социологические исследования. 2014. № 3. С. 59-65.

Ковальчук О.В., Лазуренко Н.В., Подпоринова Н.Н. Репродуктивные установки молодой (студенческой) семьи // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2018. Т. 43, № 2. С. 349-360. https:doi.org/10.18413/2075-4566-2018-43-2-349-360.

Кузьмен О.В. Работа, профессиональное образование, семья в ценностных ориентациях и представлениях студенческой молодежи России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 1 (119). С. 144-151.

Курбатова Л.Н. Отношение студентов к семье и браку // Дискуссия. 2012. № 4. С. 113-121.

Назарова И.Б., Зеленская М.П. Репродуктивные установки студенческой молодежи: ценностный аспект (обзор эмпирических исследований) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017. Т. 17, № 4. С. 555-567. https:doi.org/10.22363/2313-2272-2017-17-4-555-567.

Назарова И.Б., Зеленская М.П. Брак, семья, обучение: установки и представления студентов // Социологические исследования. 2019. № 7. С. 78-89. https:doi.org/10.31857/S013216250005795-7.

Пьянов А.И. Теоретико-методологические основы конструирования эмпирической модели социологического исследования семьи // Власть. 2011. № 5. С. 119-122.

Русанова А.А. Семья как ценность и институт социального самоопределения студенческой молодежи // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 4. С. 84-92.

References:

Burmykina, O. N. (2018) Dynamics of St. Petersburg students' views on the family and intergenerational relations (20072017). Petersburg Sociology Today. (9), 27-46. (In Russian)

Ilinykh, S. A (2014) Ideas about family among students in Minsk and Novosibirsk. Sotsiologicheskie issledovaniya. (3), 59-65. (In Russian)

Kovalchuk, O. V., Lazurenko, N. V. & Podporinova, N. N. (2018) Reproductive installations of young (student) family. Nauch-nye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo. Available from: doi:10.18413/2075-4566-2018-43-2-349-360. (In Russian)

Kurbatova, L. N (2012) Students' attitude to family and marriage. Discussion. (4), 113-121. (In Russian) Kuzmen, O. V. (2014) Work, professional education, and family in value orientations and views of Russian students. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 1 (119), 144-151. (In Russian)

Nazarova, I. B., Zelenskaya, M. P. (2017) Reproductive attitudes of the student youth (a review of empirical studies). RUDN Journal of Sociology. 17 (4), 555-567. Available from: doi:10.22363/2313-2272-2017-17-4-555-567. (In Russian)

Nazarova, I. B., Zelenskaya, M. P. (2019) Marriage, family, students' social attitudes and representations. Sotsiologicheskie issledovaniya. (7), 78-89. Available from: doi:10.31857/S013216250005795-7. (In Russian)

Pyanov, A. I. (2011) Teoretiko-metodologicheskie osnovy konstruirovaniya empiricheskoi modeli sotsiologicheskogo issledovaniya sem'i [Theoretical and methodological foundations of constructing an empirical model of the sociological study of the family]. Vlast' (5), 119-122. (In Russian)

Rusanova, A. A. (2012) The family as a social institution, and the value of self-determination of students. Sovremennye issledovaniia sotsial'nykh problem. (4), 84-92. (In Russian)

Информация об авторах В.В. Дьякова - кандидат социологических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и психологии Астраханского государственного технического университета, Астрахань, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=800112.

Е.Д. Блюмкина - магистрант, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия.

Е.В. Каргаполова - доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=628773.

Information about the authors V.V. Diakova - PhD in Social Science, Associate Professor, Humanities and Psychology Department, Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=800112.

E.D. Blyumkina - Master's Degree student, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia.

E.V. Kargapolova - PhD in Social Science, Associate Professor, Political Science and Sociology Department, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=628773.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.10.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 01.11.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 06.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.